Здесь вы узнаете:
- Описание и характеристики
- Работа котла Зота Тополь-М
- Основные технические характеристики
- Отзывы пользователей
Твёрдотопливный котёл Зота Тополь-М представляет собой отопительный агрегат, использующий для работы твёрдое топливо. Он создан одним из отечественных разработчиков и отличается своей простотой. Котёл применяется для обогрева зданий различного назначения, начиная от жилых домов и заканчивая производственными постройками. В этом обзоре, посвящённом данном агрегату, мы расскажем о его технических характеристиках и познакомим вас с отзывами пользователей.
Описание и сфера применения
МЗКТ 79221 был выпущен после распада СССР в 1996-97 годах. Тогда шасси входило в комплекс подвижной установки «Тополь-М». Но серийный выпуск МЗКТ 79221 начался только в двухтысячном году. Тяжеловесный тягач применяется как в целях военной обороны, так и для перевозки оборудования в гражданских целях (также как и Камаз-4310).
МЗКТ 79221 имеет вес 40 тонн. Вес машины вкупе с ракетой достигает более 120 тонн. Тягач может провезти по бездорожью вес до 80 тонн. Используется, как большегрузное шасси в целях транспортировки оборудования для нефтяных скважин и большегрузных кранов. В ходовую часть входит 16 односкатных колес. Управляемыми являются колеса осей (трех первых и трех последних).
Индексы ракетных комплексов РВСН
ДАННЫЕ НА 2022 г. (стандартное пополнение)Индексы ракетных комплексов РВСН
Официальное название | Тип | Западное обозначение | Комплекс | СПУ / АПУ | Ракета | Ракета официально | Примечание |
“Баргузин” | БЖРК | 15Ж83 (источник, источник) | |||||
“Периметр-РЦ” / “Сирена” | ПГРК | 15П175 | 15Ю75 / 15Ж75 (источник) | командная ракета на базе ПГРК “Тополь” и ракеты 15Ж58 | |||
РС-26 “Рубеж” | ПГРК | KY-26 / SS-X-31 | 15У194 (?) | 15Ж67 (источник) | 2015 г. проходит испытанияМЗКТ-79291 (?) | ||
РС-24 “Ярс-М” | ОС | 15П165М1 (источник) | 15П765М1 (?) | 15Ж65М / 15Ж65М1 / 15Ж80 (источник) | 2012 г. (15Ж65М1)2016 г. (15Ж80) | ||
РС-24 “Ярс” | ОС | SS-29SS-27 mod.3 SICKLE-С / STALIN | 15П165М | 15П765М | 15Ж65М | РС-12М2Р | |
РС-24 “Ярс-М” (?) | ПГРК | 15П155М1(источник) | 15У175М1 | 15Ж55М1 (?) | 2012 г. | ||
РС-24 “Ярс” / “Тополь-МР” | ПГРК | SS-29SS-27 mod.2 SICKLE-B / STALIN | 15П155М | 15У175М | 15Ж55М | РС-12М2Р | МЗКТ-79221 |
“Скорость” | ПГРК | 15П666 | 15Ж66 | РСС-40 | |||
“Альбатрос” | ОС | 15П170 | 15П770 ? | 15Ж70 ? | |||
РС-12М1 “Тополь-М” | ПГРК | SS-27 SICKLE-B / STALIN | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РТ-2ПМ1 | |
РС-12М2 “Тополь-М” | ОС | SS-27 SICKLE-B | STALIN | 15П06515П165 | 15П765, 15П765-18, 15П765-18М, 15П765-18Э, 15П765-30, 15П765-30П, 15П765-35 | 15Ж65 | РТ-2ПМ2 | изначально – КБ “Южное” |
“Целина” | ПГРК | 15П962 | 15П162, 15П662 | 15Ж62 | МИТ (источник) | ||
РС-22А “Молодец” | БЖРК | SS-24 SCALPEL mоd.3 | 15П761 | 15П961 | 15Ж61 | РТ-23УТТХ | КБ “Южное” |
РС-22Б | ОС | SS-24 SCALPEL mоd.2 | 15П060, 15П160 | 15П760, 15П960 | 15Ж60 | РТ-23УТТХ | КБ “Южное” |
РСС-40 “Курьер” | ПГРК | SS-X-26 | 15П159 | 15У16015У160М | 15Ж59 | МАЗ-7909МАЗ-7929 | |
РС-12М “Тополь” | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158 | 15У168 | 15Ж58 | РТ-2ПМ | МАЗ-7917 |
РС-12М “Тополь” | ПГРК | SS-25 SICKLE | 15П158.1 / 15П658 | 15У128.1 | 15Ж58 | РТ-2ПМ | МАЗ-7912 |
“Пионер-3” | ПГРК | SS-20 SABER mod.3 SS-X-28 SABER | 15П157 | 15У167 | 15Ж57 | МАЗ-7916 | |
“Горн” | ПГРК | 15П656 | 15Ж56 | командная ракета | |||
“Универсал” /РС-12М1 “Тополь-М” | ПГРК | SS-27 SICKLE-B | 15П155 | 15У175 | 15Ж55 | РТ-2ПМ1 (источник) | МЗКТ-79221 |
“Пионер-УТТХ” / “Пионер-2” | ПГРК | SS-20 SABER mod.2 | 15П653 | 15У136 | 15Ж54 (ГЧ)15Ж53 (РГЧ) | МАЗ-547В | |
РС-22 “Молодец” | БЖРК | SS-24 SCALPEL | 15П952 | СМ-СП-35 | 15Ж52 | РТ-23 | КБ “Южное” |
15Ж51 | командная ракета | ||||||
РС-14 “Темп-2СМ2” | ПГРК | 15П648 | 15Ж48 | ||||
РС-14 “Темп-2СМ1” | ПГРК | 15П647 | 15Ж47 | ||||
РСД-10 “Пионер-К” / “Пионер-М” | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645К | 15Ж46 | РТ-21М | МАЗ-547А | |
РСД-10 “Пионер” | ПГРК | SS-20 SABER mod.1 | 15П645 | 15У106 | 15Ж45 (РГЧ) | РТ-21М | МАЗ-547А |
ОС | 15Ж44 | РТ-23 | КБ “Южное” | ||||
БЖРК | СМ-СП-35 | 15Ж43 | РТ-22 | КБ “Южное” | |||
РС-14 “Темп-2С” | ПГРК | SS-X-16 / SS-16 SINNER | 15П642 | 15У67 | 15Ж42 | МАЗ-547А | |
ОС | СМ-СП-27 | 15Ж41 | РТ-21 | КБ “Южное” |
Технические характеристики
- Тягач имеет следующие данные:
- Мощность двигателя – 800 л.с.
- Просвет дорожный – 475 мм.
- Радиус поворота – 18 м.
- Преодолеваемый брод в метраже – 1,1 м.
- Дорожный просвет – 500 км.
- Шины – пневматика, давление регулируется.
- Максимальный крутящ. момент – 3087 Н*м.
- Скорость по максимуму – 45 км в час.
- Модель двигателя: ЯMЗ-847,10 (с турбонаддувом и жидкостным охлаждением).
- Макс. груз – 80 тонн.
- Масса снаряженная – 44 т.
Отличается обширным перечнем базового оснащения, в которое входит:
- автоматическая коробка передач;
- усилитель рулевого управления;
- система, контролирующая давление в шинах.
Стеклоподъемники электрические – нет в комплекте. Диаметр разворота – 34 метра. Длина МЗКТ 79221 – 22,7 м.
Двигатель имеет объем, равный 25,8 л, турбонаддув и прямой впрыск топлива, а также жидкостное охлаждение. Мотор тягача разработан на Ярославском моторном заводе. Его мощность – 800 л.с.
Крутящий момент – свыше 300 Нм. На сто км расходуется около 300 литров топлива.
Увеличенные баки обеспечивают запас топлива на 500 км, что является стандартным показателем для военных КамАЗов. Моторный ресурс – 5000 моточасов. Кабина водителя расположена высоко со сдвигом влево, в ней имеются вспомогательные тумблеры.
Коробка передач – автомат четырехдиапазонный. Отдельная кнопка отвечает за передний и задний ход. Трансмиссия переключается в автоматический режим только после того, как тягач наберет скорость до 10 км в час. Ширина тягача – 3,4 метра.
Работа котла Зота Тополь-М
В комплекте с каждым котлом Зота Тополь-М поставляется руководство по использованию. Но эти нехитрые агрегаты настолько просты, что им не нужны никакие инструкции. в здесь производится через верхнюю дверцу (по шахтному типу), что очень удобно. Подправить поленья в топке поможет шуровочная дверца на передней панели. Для контроля температуры предусмотрен простой термометр.
в для обычного горения осуществляется через шуровочную дверцу. Если же необходимо обеспечить длительное горение, закройте её и заложите дрова до самого верха через загрузочную дверцу в верхней части.
Запуск котла Зота Тополь-М производится следующим образом – укладываем дрова на колосниковую решётку, поджигаем, не забыв полностью открыть поддувало. Как только поленья разгорятся, подкладываем ещё порцию топлива. Помните, что топка должна быть заполнена дровами минимум на 15 см. Пока теплообменник не прогреется до температуры выше +60 градусов, на нём возможно образование конденсата.
Регулировка мощности в Зота Тополь-М осуществляется с помощью задвижки в дымоходе и заслонкой. Если используется механический тягорегулятор, установите на нём предел +60 градусов и дождитесь его достижения. Как только температура теплоносителя достигнет установленного показателя, выставьте такую длину цепочки, чтобы заслонка (она же поддувало) была приоткрыта на 2 мм. Теперь котёл сможет самостоятельно поддерживать заданную температуру, открывая или закрывая заслонку.
Обратите внимание, что котлы Зота Тополь-М нуждаются в периодической чистке – они засоряются сажей, которая не отличается теплопроводностью. Также необходимо чистить зольник и колосниковую решётку (особенно перед работой в режиме длительного горения)
Преимущества модели
- Тягач отличается высокой грузоподъемностью – до 80 тонн, что является высоким показателем, в сравнении с аналогичными моделями тягачей МЗКТ.
- Машина может выдерживать сильные перегрузки в случае преодоления препятствий.
- Шасси с 8 осями позволяет перевозить тяжелые установки для бурения нефтяных скважин.
- Давление в шинах может регулироваться из кабины водителя.
- МЗКТ 79221 оборудован бортовым компьютером, который регулирует общее состояние ходовой системы, давление в шинах, состояние двигателя.
Недостатки модели
МЗКТ 79221 является многоосным тягачом, то есть внедорожником по определению. Он предназначен для передвижения по пересеченной местности. Маршрут должен быть знаком и проверен. В противном случае, тягач просто повиснет на двух или трех мостах, следствием чего станет большая перегрузка конструкции.
На такие перегрузки МЗКТ 79221, как и аналогичные модели тягачей не рассчитаны, так как имеют небольшой запас прочности.
Двигатель ЯМЗ отличается высокой мощностью, из-за чего топливо расходуется с удвоенной силой.
Аналоги и конкуренты
Первые испытания шасси МЗКТ 79221 завершились в 2000 году. Сегодня данный механизм не имеет аналогов ни среди российской, ни среди иностранной спецтехники. После полного окончания всех серийных испытаний МЗКТ 79221 началось мелкосерийное производство данных тягачей.
Автомобильная отрасль не стоит на месте. На смену одни моделям, приходят другие. Так например, Камаз-55111 перестал производиться в 2012 году.
Но вместо него появилась новая модель – КамАЗ-65115.
Другой пример: на смену КамАЗ 54115, выпускается более усовершенствованная модель Камаз-65116.
Особенности модели
- Предшественником МЗКТ 79221 был МАЗ 7919. В сравнении с этим тягачом, МЗКТ 79221 отличается усовершенствованными техническими характеристиками. Заметно снизился диаметр разворота – на 34 метра. При этом модель 79221 больше в длину на несколько метров. Прочитайте и про другие модели МАЗ – МАЗ-500 и МАЗ-541.
- На 100 км тягач расходует до 300 л топлива. Без дополнительной заправки машина может пройти 500 километров.
- МЗКТ 79221 оснащен АКП (в отличие, например от Taytra-t815), однако первые 2 ступени передач включаются исключительно вручную.
- Тягач раньше поставлялся для советской армии под другим названием – «МАЗ». Сегодня машина 79221 применяется в военных целях не только для перевозки «Тополь-М», но и для транспортировки ядерного оружия.
- Все составляющие салона изготовлены из металла.
- В кабине отсутствует кондиционер, электрические стеклоподъемники. Сравните с оборудованием кабины Камаз-53501.
- В кабине расположено большое количество рычагов, тумблеров. При использовании тягача в военных целях за ними следят водитель и двое членов экипажа.
- Тягач тяжело парковать. Справиться с этим могут только несколько человек.
- Обучение управлению тягачами данного типа длится один год.
- МЗКТ 79221 отличается большими габаритами, но при этом входит в число наиболее маневренных тягачей.
Кабина, в сравнении с передней осью, выдвинута вперед. Любые действия при управлении водитель должен производить на «опережение».
МЗКТ 79221 100 относится к новейшей серии тяжеловесных тягачей от Минского завода. Предприятие с советских времен и по сей день продолжает выпускать машины, придерживаясь прежних традиций, используя при этом передовых технологии современного машиностроения. Сверхтяжелым тягачем минского автомобильного завод является МАЗ-7907. Прочитайте о нем тут.
Новые двигатели и материалы корпуса
Не только непредсказуемость траектории на активном участке делает удар нового оружия неотразимым, но и очень высокая скорость. «Тополь-М» на разных этапах полета приводится в движение тремя маршевыми двигателями и очень быстро набирает высоту. Твердое топливо представляет собой смесь, основой которой служит обычный алюминий. Разумеется, состав окислителя и другие тонкости по понятным причинам не разглашаются. Максимально облегчены корпуса ступеней, они выполнены из композитных материалов (органопластика) с использованием технологии непрерывного наматывания отвердевающих волокон сверхпрочного полимера («кокон»). Такое решение имеет двойной практический смысл. Во-первых, уменьшается вес ракеты «Тополь-М», характеристики ее разгона существенно улучшаются. Во-вторых, пластиковую оболочку труднее засечь радарами, высокочастотные излучения от нее отражаются хуже, чем от металлической поверхности.
Для снижения вероятности уничтожения зарядов на конечном этапе боевого курса применяются многочисленные ложные цели, отличить которые от настоящих очень сложно.
Демонстрация шасси МЗКТ-79291
Во время военного парада в Минске 3 июля 2013 года было впервые продемонстрировано перспективное колесное шасси МЗКТ-79291 с колесной формулой 12х12, уже длительное время разрабатываемое ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). Прошедшее на параде шасси МЗКТ-79291 было оснащено габаритным макетным кузовом, видимо, имитирующим пусковую установку ракетного комплекса.
По известным данным, шасси предназначено главным образом для использования в качестве базы самоходной пусковой установки нового российского подвижного грунтового ракетного комплекса «Рубеж» с малогабаритной «легкой» межконтинентальной баллистической ракетой, создаваемого ОАО «Корпорация «Моско́вский институ́т теплоте́хники» (МИТ). Разработка шасси серии 7929 (сперва в вариантах 10х10 и 10х8) под различные ракетные комплексы, проектировавшиеся в СССР в тот период, велось в Минске на МЗКТ с 1980-х годов. В дальнейшем проект шасси МЗКТ-79291 неоднократно перерабатывался. Сообщалось, что в 2008 году в МИТ минским заводом была осуществлена поставка комплекта документации (технический проект) на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении для АПУ перспективного ПГРК, и МИТ вел сопутствующие НИР с МЗКТ.
Известно, что на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении должен устаналиваться дизельный двигатель 854.10 мощностью 650 л.с. специальной разработки ОАО «Тутаевский моторный завод».
Вечером 6 июня 2013 года с полигона Капустин Яр в Астраханской области был произведен испытательный пуск ракетного комплекса «Рубеж» с межконтинентальной баллистической ракетой. По словам начальника Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Владимира Зарудницкого, в ходе испытания было проверено новое боевое оснащение. При этом генерал уточнил, что это уже был четвертый пуск «Рубежа» в рамках испытаний.
Пуск ракеты с нового комплекса был признан успешным. В текущем году будет совершен еще один пуск, который станет последним для «Рубежа» в рамках испытаний, сообщил Зарудницкий. Затем ракетный комплекс будет принят на вооружение РВСН. Новый ракетный комплекс стратегического назначения «Рубеж» будет поставлен на боевое дежурство до конца 2013 года, по словам генерала, а первый ракетный полк на новом комплексе будет развернут в 2014 году. В настоящее время проводятся работы по созданию необходимой инфраструктуры, ведется подготовка личного состава и слаживание боевых расчетов.
Примечания
- ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
- ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2022.
- Николаев, Ю. М. Панин, С. Д. Соломонов, Ю. С.
2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998. - ↑ Самойлов Г. Е. и др.
Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41. - Суворов А. В.
Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018. - , с. 41.
- , с. 61.
- , с. 191.
- , с. 163.
- , с. 448.
- , с. 42.
- , с. 43.
- , с. 465.
- , с. 403.
- , с. 57.
- ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
- «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
- ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
- Шишлин, Владимир
. Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009. - ↑
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ . Сайт “Стратегическое ядерное вооружение России” (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
- ↑
- ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
- Андреев Д.
. Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012. - ↑ Фролов Андрей.
. Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012. - . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
- . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
- . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2022.
- ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
- Зарина Дзагоева.
. Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019. - . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2022.
- Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель
Исторические факты
Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.
Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.
В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.
Как усложнить задачу ПРО
Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.
Назначение автомобиля
Используется специальное колесное шасси для перевозки крупногабаритных грузов. Это могут быть ракетные установки, вышки для бурения нефтяных скважин. На базе шасси могут устанавливаться даже большегрузные краны.
Основное назначение – выполнение функций военной обороны. Кроме этого, может использоваться и в гражданских целях. Для этого разработана специальная модификация с индексом 100. Данная версия шасси способна разгоняться до 45 километров в час.
Особенности тягача
Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.
Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.
Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м 2 . За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.
Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.
Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.
Силовой агрегат и коробка передач
На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.
При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.
Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.
Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».
Достоинства
МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:
- Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
- Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
- Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
- Контроль давления колес проводится из кабины.
- Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
- Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
- Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.
Время работы без загрузки, уголь или пеллеты?
Заявлено, что котел на полной загрузке может работать до 10 часов. В реальности эта цифра чуть ниже и то если полностью загрузить топку углем. Но и 6-7 часов — очень даже неплохо.
Можно ли топить пеллетами — часто можно видеть на формах и такой вопрос от новых владельцев Тополей. Ответ тут очевиден — конечно можно, это сколько денег вы потратите впустую — очень много. В разы эффективнее и дешевле топить углем, причем углем даже низкого качества.
Можно закидывать огромные куски угля (главное, чтобы в топку влезли) и котел будет топить и топить. Сравните сами — тонна высококачественного угля стоит 3500 рублей, низкокачественного — 2-2.5 тысячи за тонну. Тонна пеллетов — аж 6500 рублей. Разница аж в 2 раза!
Источники
- https://MilitaryArms.ru/boepripasy/rakety/mbr-topol-m/
- https://WarBook.club/boepripasy/rakety/topol-m/
- https://kotel-zota.ru/topol-m
- https://remont-system.ru/kotly/obzor-kotla-zota-topol-m-s-polzovatelskimi-otzyvami
- https://fb.ru/article/156034/topol-m-harakteristiki-mejkontinentalnyiy-raketnyiy-kompleks-topol-m-foto
- https://kotel-kontur.ru/tverdotoplivny-e-kotly/kotel-zota-topol-m20-tverdotoplivnyj-kotel-na-ugle-i-drovah-otzyvy-naroda/
Недостатки
По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.
Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.
Количество и качество
В пятидесятые годы руководство СССР главную ставку сделало не на дальние бомбардировщики, а на стратегические межконтинентальные ракеты, и, как показало время, такое решение было правильным. Удаленность американского континента перестала быть гарантией безопасности. Во время Карибского кризиса США превосходили Советский Союз по числу ядерных боеголовок, но гарантировать жизнь своим гражданам в случае войны с СССР президент Кеннеди не мог. По оценке экспертов выходило, что в случае глобального конфликта Америка формально одержит победу, но число жертв может превысить половину населения. Опираясь на эти данные, президент Дж. Ф. Кеннеди поумерил воинственный пыл, оставил Кубу в покое и пошел на другие уступки. Все, что происходило в последующие десятилетия в области стратегического противостояния, сводилось к соревнованию не просто возможности нанести всесокрушающий удар, но и избежать при этом возмездия или минимизировать его. Вопрос ставился не только о количестве бомб и ракет, но и о возможности перехватывать их.
Аналоги и конкуренты
Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.
Счастливое число шестнадцать: восьмиосный МАЗ для ракетного «Тополя-М»
В 1989 году, всего лишь через год после принятия комплекса «Тополь» на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), вышло постановление Правительства о создании еще более мощной межконтинентальной ракетной системы с термоядерными боезарядами. Как было принято в СССР, за исполнение решения правительства сразу же взялись структуры Военно-промышленного комплекса (ВПК). И как всегда первыми среди них оказались специалисты Минского автозавода, разработавшие и представившие сразу два сверхтяжелых шасси с колесной формулой 16×16 для несения столь крупного и тяжелого оружия.
Е ще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.
В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.
Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.
Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923
Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.
Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием семиосного шасси МАЗ-7917 и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.
Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.
Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.
Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.
В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.
Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».
Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки
Развёртывание
Первый ракетный полк с РК «Тополь» был поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года (по другим данным – 20 июля), ещё до завершения совместных лётных испытаний в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола) (командир — полковник Дремов В. В.), а до конца 1985 года — ещё один ракетный полк.
27 мая 1988 года на БД заступил первый полк, в состав дивизионов которого входил усовершенствованный подвижный командный пункт (ПКП), оснащённый новой автоматизированной системой управления.
Развитие группировки РТ-2ПМ. Количество ПУ на боевом дежурстве | |||||||||||||||||||||||||||||||
1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
РТ-2ПМ | 18 | 72 | 81 | 99 | 162 | 234 | 306 | 333 | 351 | 369 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 345 | 333 | 315 | 291 | 254 | 243 | 213 | 180 | 171 | ||||
Всего МБР | 1398 | 1398 | 1398 | 1390 | 1398 | 1398 | 1398 | 1333 | 1305 | 1129 | 975 | 870 | 832 | 748 | 756 | ||||||||||||||||
% от (в т. ч. РСД) | 0,94 | 3,76 | 4,23 | 5,37 | 9,34 | 14,63 | 21,21 | 24,98 | 26,89 | 32,68 | 36,92 | 41,38 | 43,27 | 48,13 | 47,62 |