Особенности и правила транспортировки наливного груза


Наливные грузы представляют собой разновидность грузов, для перевозки которых используют специальные виды транспорта (цистерны, танк-контейнеры, автомобили, бункеры). Перевозчики обязаны знать правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и условия их транспортировки и хранения.

Танк контейнеры используются для перевозки наливных грузов

Классификация

Жидкие грузы классифицируют по следующей системе:

  • наливная продукция пищевой промышленности;
  • сырая нефть;
  • нефтепродукция;
  • химические грузы: все виды лаков и красителей, кислоты, щелочи и сжиженные газы.

Товары, перевозимые наливным способам, подразделяются на группы:

  • опасная продукция, перевозка которой проводится специальным транспортом;
  • неопасная продукция.

Наливные грузы могут быть как опасными, так и безопасными

Получение разрешений

Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:

  1. Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.
  2. Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.

Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.

В заявлении необходимо указать следующую информацию:

  1. Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.
  2. Контакты и адрес фактического расположения компании.
  3. Класс опасности согласно международным стандартам.
  4. Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).
  5. Тип транспортного средства.
  6. Контакты отправителя и получателя груза.
  7. Подтверждение указанной категории товара.
  8. Договор между владельцем груза и транспортной компанией.
  9. Товарно-транспортная накладная (3 копии).
  10. Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.
  11. Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.

Нефтеналивной груз

Нефть представляет собой важнейшую индустриальную продукцию. Коэффициент теплоты сгорания в 1,5 раза выше коэффициента сгорания самых качественных сортов угля. Привлекает и ее себестоимость, она в 10 раз ниже, чем для угля.

Среди жидких грузов нефть и продукты нефтепереработки занимают почти 90%. В этот перечень входит не менее сотни наименований. Доставка производится различными видами транспорта, но наиболее эффективен трубопроводный транспорт.

Разработана целая система требований по загрузке и доставке жидких грузов. Если осуществляется перевозка мазута, то:

  • необходимо наличие подогрева подвижного состава;
  • использование специализированных цистерн (бункерных полувагонов);
  • котел цистерн должен быть обустроен двойными стенками.

При использовании морской доставки грузов из одного порта в другой, следует учитывать специфику работы порта для обеспечения безопасности.

Перевозка нефтепродуктов требует особых мер безопасности

Порядок выполнения транспортировки

Компания СБ КАРГО имеет большой опыт в перевозке различных типов опасных грузов. В перечень работ, которые выполнят сотрудники компании, входит:

  • Проверка предварительных документов от отправителя груза.
  • Определение класса опасности и требований для упаковки и грузоперевозки данного груза (для этого грузоотправителю необходимо предоставить паспорт безопасности (MSDS для импортных грузов) или ТУ на груз).
  • Подготовка разрешений перемещения опасного груза.
  • Каждый заказ курирует представитель СБ КАРГО, на предварительном этапе согласовывающий с заказчиком маршрут следования и объем партии.
  • Специалист контролирует процесс проверки нанесения доп. маркировки (если требуется) и упаковки груза в зависимости от класса опасности.
  • Доставка осуществляется оптимальным для каждого типа груза транспортом.
  • Выполняется таможенное оформление.
  • Предлагаются варианты страхования.

Тщательный контроль каждого заказа обеспечивает успешную доставку практически в любое иностранное государства партий грузов разных классов опасности. Выполняется экспедирование, что гарантирует доставку товара в целости и в максимально сжатые сроки.

Для выполнения заказа применяется специализированная техника. Опасные в транспортировке вещества и предметы надежно фиксируются в транспорте таким образом, что исключается перспектива создания чрезвычайных ситуаций при перемещении по дорогам с покрытием невысокого качества, возможных ДТП.

Компания гарантирует сохранение условий хранения каждого наименования в зависимости от требований, например, поддержку минусовой температуры среды.

При работе с опасными грузами большую роль играет опыт перевозки и квалификация специалистов. Компания СБ КАРГО занимается специальной подготовкой каждого сотрудника, что подтверждается соответствующими удостоверениями и сертификатами.

Свойства нефтепродуктов

Нефтяные грузы характеризуются рядом специфических свойств. Среди них наиболее значимы: воспламеняемость, электризация, взрывоопасность и ядовитость.

Перевозка наливных грузов может сопровождаться естественной убылью. Этому способствует система факторов:

  • свойства продукции (химические, физические);
  • природные условия (выдувание ветром, испарение);
  • особенности конструкции устройств, применяемых для перевозки.

Поэтому происходит уменьшение первоначального объема товара, теряется качество продукции и загрязняется окружающая среда.

Если проводится открытый налив нефтяной продукции, то возможные потери, связанные с испарением составляют до 0,1% всего объема.

При оказании логистических услуг по транспортировке наливных грузов железной дорогой потери могут составлять до 260 кг.

При перевозке нефтепродуктов железной дорогой потери из-за испарения могут составлять до 0.1% объема

Международные соглашения

Сейчас действуют несколько документов международного уровня, которые регулируют процесс транспортировки опасных грузов:

  • Оранжевая книга ООН;
  • Базельская конвенция;
  • Правила транспортировки радиоактивных веществ, разработанные Международным агентством атомной энергетики;
  • Конвенция гражданской ответственности за нанесённый ущерб в ситуациях, связанных с перевозкой опасного груза;
  • Соглашение о межгосударственных перевозках разрядного и опасного груза, используемого странами СНГ.

Перевозка

Транспортируются нефтепродукты в вагонах-цистернах, удовлетворяющих определенной системе требований:

  • Они должны иметь нижний слив для разгрузки продукции.
  • Цистерны могут выгружаться с использованием насосных установок, когда слив осуществляют при помощи верхнего люка.
  • Химическая продукция перевозится в специально оборудованных цистернах.
  • Пищевая продукция транспортируется также в особых цистернах.

Битум перевозят в бункерах, снабженных двойными стенками. Загрузка и выгрузка осуществляется на путях, портах и складах, не приспособленных для широкого пользования. Отправка груза сопровождается паспортом качества.

Нормативные документы

Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.

Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.

Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:

  • рекомендации ООН;
  • дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
  • типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.

На основе этих документов перевозчики продумывают весь маршрут доставки.

Кислоты

Кислоты относятся к опасным химическим грузам (соляная, серная). Кислоты опасны тем, что они способны:

  • вызывать химические ожоги;
  • стать причиной взрывов;
  • создать ряд аварийных ситуаций.

Перевозка таких грузов требует соблюдения особых условий транспортировки. Цистерны окрашивают в определенный цвет и снабжаются специальными знаками.

Цистерны с кислотой окрашиваются в яркий предупреждающий цвет

Выбираем оптимальный маршрут

На этапе разработки и согласования маршрута для перевозки химических грузов специалисты отдела транспортной логистики обязательно составляют несколько равноценных путей движения, из которых затем выбирается оптимальный. К критериям выбора относится протяженность, наличие ограничений на проезд транспорта используемой грузоподъемности, вероятность пробок, интенсивность движения на маршруте и другие важные нюансы.

Особое внимание уделяется мероприятиям по очистке цистерн от остатков химического груза. Это необходимо для того, чтобы потенциально опасные реагенты не скапливались и не вступали в контакт с веществами, перевозимыми в следующий раз.

Если вы хотите полностью защитить себя от непредвиденных ситуаций и доверить сохранность груза опытным специалистам, обратите внимание на предложения нашей компании. Мы успешно работаем на рынке на протяжении более 20 лет, что позволило накопить определенный опыт и изучить инфраструктуру рынка автомобильных грузоперевозок. Наши специалисты постоянно проходят обучение и повышают свой профессиональный уровень, что позволяет нам оставаться на плаву, успешно выдерживать конкуренцию и решать самые сложные комплексные задачи!

Спирты

Характеристика наливных грузов, содержащих спирт:

  • огнеопасность;
  • большая токсичность;
  • взрывоопасность;
  • способность накапливать статистический ток;
  • наличие наркотических свойств;
  • способность к расширению.

Логистические услуги по перевозке винного спирта осуществляются в цистернах, вместимость которых составляет 50 куб.м. При увеличении температуры спирт расширяется, а при понижении сжимается. Поэтому необходимо наличие специальной отметки на внутренней части колпака. Наносится линия высоты налива. Превышать ее разрешается не больше 15 см.

Перевозка спирта осуществляется в специально предназначенных для этого цистернах

Порядок направления заказа

Для оформления заказа в компании СБ КАРГО достаточно связаться с представителем по справочному телефону или оформить заявку на сайте. Представитель компании оперативно свяжется с клиентом для уточнения мельчайших нюансов исполнения заказа.

Каждый заказ строго в срок доставляется от двери СБ КАРГО до двери клиента. Обеспечивается сопровождение груза на всем пути следования. Специалисты имеют большой опыт оформления таможенных деклараций при пересечении границ государств. Дополнительная информация предоставляется по телефонам.

Перевозка жидкой пищевой продукции

Растительные масла представляют один из видов наливной продукции и характеризуются:

  • способностью поглощать запахи;
  • окисляются и теряют свои качества;
  • обладают высокой температурой загорания, составляющей около 240⁰С;
  • для большинства масел характерно застывание при незначительном понижении температурных показателей (-10 и до — 16⁰С).

Исходя из таких характеристик, перевозка масел осуществляется в специальных цистернах, имеющих нижний слив.

Жиры представляют собой груз с высокой степенью вязкости. Поэтому перед сливом требуется провести ее разогрев.

Наливные товар перевозятся с соблюдением нужной температуры. Некоторые виды продукции могут превратиться из жидкого состояния в твердое (шоколад, парафин). Разработана система требований к способам перевозки жидкой пищевой продукции.

Для перевозки пищевой продукции используется цистерна с нижним сливом

Что это такое

К наливным грузам относят любые жидкости, включая сжиженный газ, транспортировка которых осуществляется не с помощью штучной тары, а с использованием крупных резервуаров. Чаще всего подобные грузоперевозки выполняют в цистернах. В них наиболее удобно транспортировать жидкости. При этом каждый перевозимый товар может иметь определённые условия транспортировки и хранения, которых следует обязательно придерживаться. Вопрос ещё в том, что перевозят таким способом. В большинстве случаев транспортные компании перевозят:

  • нефть;
  • нефтепродукты (различные виды топлива);
  • масла;
  • сжиженный газ;
  • химические жидкости;
  • пищевые продукты в жидкой форме.

Все грузы отличаются между собой по вязкости и плотности. То есть наливным грузом может выступать обычная вода, либо подготовленный для строительных работ жидкий асфальт. При этом все эти составы перевозятся в специальных цистернах. Также наливные грузы (НГ) классифицируют на две большие категории:

  • Опасные. Это нефть и некоторые виды нефтепродуктов, сжиженный газ, химические субстанции и пр. То есть речь идёт о тех смесях и жидкостях, которые способны нанести ущерб окружающей среде, а также здоровью и жизни людей.
  • Неопасные или пищевые. Это вода, спирт для изготовления алкогольной продукции, молоко, растительные масла и пр. Здесь речь идёт о всех тех жидких продуктах, которые применяются в пищевой отрасли.

Не стоит забывать про категорию НГ, которые требуют соблюдения определённых температурных условий при транспортировке и хранении. Сюда могут одновременно входить пищевые жидкости, такие как молоко, и некоторые продукты нефтеперерабатывающей сферы. Приведём пример. Битум и асфальт точно нельзя считать пищевыми жидкостями. Но они широко применяются в строительных работах. Если не соблюдать температурный режим, эти составы затвердеют буквально за несколько часов, в результате чего станут непригодными для дальнейшего использования.

Чтобы поддерживать груз при нужной температуре, цистерны оснащаются системами подогрева или охлаждения. Это зависит от конкретных характеристик и потребностей перевозимой жидкости. Изотермические, то есть охлаждающие цистерны, широко применяются при перевозках скоропортящейся продукции.

Физико-химические характеристики груза

При выборе цистерны и вида транспорта, на котором будет осуществляться доставка наливного груза, особое внимание уделяют его физико-химическим свойствам. Они способны существенно повлиять на выбор условий перевозки, потому каждая транспортная компания обязана детально изучать параметры перевозимых грузов. Ключевыми можно считать следующие.

  1. Плотность. Это показатель отношения массы к единице объёма вещества. Как известно с уроков физики, плотность имеет тесную связь с температурой. Когда происходит нагрев, объём жидкости увеличивается, но сжимается при охлаждении. Потому перевозчик внимательно измеряет температуру при заливке и рассчитывает возможность её роста по мере транспортировки. Если цистерну заполнить полностью, а груз начнёт нагреваться, это приведёт к попыткам НГ найти любые щели для выхода. Бывали случаи, когда от избытка давления внутри герметичной цистерны её просто разрывало.
  2. Вязкость. Она же текучесть. Во многом влияет на то, как долго груз будет заливаться в цистерну и сливаться из неё. На высоковязкие грузы требуется больше времени. Также для них может понадобиться дополнительный подогрев или использование специальных насосов.

  3. Застывание. Некоторые грузы обладают свойством застывать при определённых температурах. К ним относятся те же жидкие асфальты и битумы. Следует учитывать этот фактор при выборе подходящего транспорта и организации залива и слива жидкостей. Потому для ряда НГ требуется использовать цистерны с подогревом, либо же охлаждающее оборудование.
  4. Испаряемость. Характеризует наличие парообразовательной функции жидкости при определённых условиях. Это значит, что жидкость может переходить в газообразное состояние. Такое свойство характерно для нефтепродуктов, бензина и пр. Существует прямая зависимость между самим веществом и его типом, температурой НГ и температурой окружающей среды. Во многом на процесс испарения может влиять атмосферное давление, время года и наличие свободных поверхностей внутри цистерны. Эта характеристика учитывается с целью прогнозирования возможных потерь части груза при перевозке, на этапах хранения, сливе и пр.
  5. Теплоёмкость. Определяет количество тепла, затрачиваемого для нагрева жидкости на 1 градус Цельсия. С помощью этого значения можно узнать, сколько энергетических и временных затрат потребуется для нагрева до требуемой температуры, позволяющей без проблем сливать или заливать груз.
  6. Температура вспышки. Минимальная температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом под воздействием открытого пламени может воспламениться. По этой характеристике определяется уровень пожарной опасности НГ. Потому позволяет предусмотреть создание оптимальных условий для транспортировки. Если взять те же нефтепродукты, то при их заливе в цистерны стараются использовать температуру минимум на 10 градусов ниже, нежели температура вспышки.
  7. Температура возможного воспламенения. Наиболее низкий температурный показатель, в условиях которого НГ может самовозгораться без наличия пламени или искры. Крайне важное условие для выбора подходящей цистерны и для безопасного проведения погрузо-разгрузочных работ.
  8. Взрываемость. Определяется по минимальному содержанию паров НГ, при котором возможен взрыв под воздействием открытого пламени или раскалённых предметов. Непосредственно влияет на выбор транспорта и цистерны.

  9. Уровень электролизации. Свойство веществ скапливать статическое электричество. Это потенциально грозит образованию электрических разрядов с последующим воспламенением, взрывами и пр.
  10. Коррозийность. Это свойство веществ съедать металл. Характерная особенность щелочей и кислот. Во избежание процессов разъедания корпуса цистерн, при выборе ёмкостей выбирают специальные конструкции, устойчивые к коррозии.
  11. Токсичность. Способность жидкости негативно воздействовать на человеческий организм. При работе с ними требуется строго придерживаться правил безопасности избегать повышения концентрации испарений опасных жидких грузов.
  12. Йодное и кислотное число. Представляет опасность для пищевых грузов, которые могут начинать окисляться из-за контакта с металлами и другими материалами, что негативно влияет на пищевые и вкусовые характеристики. Потому при транспортировке пищевых НГ используются цистерны, выполненные со специальным покрытием.

Как видите, есть целый ряд свойств и характеристик, способных существенно повлиять на сохранность и пригодность перевозимых жидких грузов. Потому опытные перевозчики учитывают все эти параметры для выбора подходящих ёмкостей и самого транспорта.

Танк-контейнеры

Доставка жидких грузов морским транспортом не менее эффективна. Продукция поступает в порт, а потом с помощью автомобилей и железнодорожных цистерн доставляется в конечные пункты для дальнейшего хранения. Наиболее часто при транспортировке используют танкеры. Выгодно тем, что при большей грузоподъемности судна отмечается низкая стоимость перевозок из порта в порт.

Автоперевозки осуществляются при помощи специальных танк-контейнеров. В него вставляют емкость и заполняют ее. Танк-контейнер это цистерна, огражденная конструкцией из металла. У него габариты контейнера и определенные крепежные элементы.

Цистерны могут быть разделены на отдельные отсеки, что дает возможность транспортировать одновременно различные виды жидкостей. Перевозить наливные грузы танк-контейнерами гораздо удобнее, так как нет необходимости перекачивать жидкость, а просто выполняется перегрузка танк-контейнера или флекси-танка. Доставка грузов в контейнерах значительно проще.

Перед использованием специальных цистерн, бункерных вагонов и танк-контейнеров должна быть организована система проверок их технической исправности. Необходимо проводить регулярные испытания на соответствие требованиям ГОСТам, техусловиям и правилам эксплуатации. При морском способе доставки порт должен быть оборудован специальной техникой для разгрузки жидких грузов.

При транспортировке наливных грузов требуется соблюдать особые условия системы безопасности. Этому способствует правильная квалификация продукции. Ведь малейшее несоблюдение мер защиты может привести к чрезвычайно опасной ситуации: взрыву, пожару или отравлению.

Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом

По данным Росстат за 2022 год автомобильным транспортом перевезено 5404 миллионов тонн груза. Общий грузооборот по всем видам транспорта составил 8071 миллионов тонн, то есть доля автомобильного транспорта от всех грузовых перевозок составила 67%.

Для перевозки жидкости на автомобильном транспорте применяются:

  1. Автоцистерны. Как и железнодорожные, автомобильные цистерны различаются между собой по типу жидкости, для которой они предназначены. Разница между автоцистернами проявляется в наличии температурного режима и устройства его работы. Сандартная автоцистерна не имеет температурного режима. На жаре жидкость в ней быстро нагреется, а в минусовую температуру такую автоцистерну нельзя использовать, так как жидкий груз замерзнет. Для скоропортящихся жидкостей подходит изотерма. Изотерма — это автоцистерна, которая может сохранять температуру жидкости в течении суток. Но и после суток потери невелики: за каждые последующие сутки изотермитеская цистерна теряет от одного до трех градусов цельсия. Существует изотерма с паровой рубашкой. Как видно из названия, такая цистерна оборудована темпловым оборудованием, работающим за счет горячего пара. Есть автоцистерна, которая поддерживает нужную температуру на протяжении всего пути. Её температурный режим называется автономным подогревом.

    Самым сложным типом автоцистерн являются цистерны ADR. Для из производства используют высокопрочную утолщенную сталь. Для нефтехимии такие цистерны оборудуют датчиками контроля, которые позволяют водителю в пути контролировать её состояние. Они делятся на девять классов, соответствующих классу опасности груза, под который цистерна изготовлена.

  2. Флекситанк. Полимерная мягкая емкость подушечной формы, устанавливается в стандартный 20 футовый контейнер. В сложенном состоянии занимает 0,25 м3, что экономит место при хранении и транспортировке. Вмещает от 14 тысяч до 24 тысяч литров жидкости. Внешняя оболочка флекситанка усилена металлизированной тканью. Флекситанк не предназначен для опасных грузов и подлежит утилизации после выгрузки. Установка флекститанка в контейнере, его заполнение и слив не требует прохождения специального обучения, поэтому может выполняться непосредственно в пунктах отправления и прибытия.
  3. Танк-контейнер. Танк-контейнеры — это своеобразный гибрид цистерны и контейнера. Состоит из цистерны и рамы на базе двадцатифутового контейнера. Существуют безопасные танк-контейнеры для перевозки нефтепродуктов и токсичных веществ. За счет конструкции их выгодно использовать в мультимодальных перевозках, так как можно без перелива жидкости переместить танк-контейнер с одного вида транспорта на другой.

По сравнению с железнодорожным, автомобильный транспорт выигрывает в доставке от двери до двери. Далеко не во все регионы проложена железная дорога, часто автомобильный транспорт является единственной возможностью доставить наливной груз.

Общие правила и требования к транспортировке жидкостей

Существует ряд общих правил и требований, которые в обязательном порядке учитываются при перевозке жидких грузов. Рекомендации следующие:

  1. Необходимо очищать емкости для перевозки жидкостей перед каждой транспортировкой.
  2. Использовать для каждого типа груза соответствующие виды цистерн.
  3. Ближайший запланированный ремонт или техническое освидетельствование должно быть не ранее, чем через месяц.
  4. Проверять целостность цистерн и фиксирующих люков до отправки и в процессе транспортировки.
  5. Исключать вероятность неисправностей сливной, запорной и наливной арматуры.
  6. Правильно выставлять температурный режим, если это необходимо для успешной перевозки жидких грузов определенного типа.

Добросовестное следование этим пунктам позволяет организовать эффективную работу и завоевать доверие и хорошую репутацию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]