Сыпучие грузы: классификация, особенности и правила перевозки

Навалочными называются сухие грузы, перевозимые без тары – навалом. По транспортной классификации навалочные грузы относятся к виду грузов, опасных возможностью смещения, и делятся на два класса – незерновые и зерновые.

Специфические свойства навалочных грузов можно разделить на физические, химические и биологические. К физическим свойствам относятся: сыпучесть, способность к усадке и самосортировке, теплопроводность, абразивность. К химическим свойствам относятся: самосогревание, самовозгорание, взрывоопасность. Биологическими свойствами обладают только зерновые грузы, которые продолжают свою жизнедеятельность. Навалочный груз может быть в трех транспортных состояниях: относительно монолитном, сыпучем и разжижающемся.

Первое состояние характерно для грузов с углом естественного откоса более 35о; третье – для рудных концентратов и подобных им грузов при повышенной влажности.

Навалочные грузы имеют свободные пространства внутри кусков (поры и капилляры) и между кусками (скважины). Поэтому объем груза Vв слагается из объема Vп вещества самих кусков, объема капилляров и пор Vц и объема скважин между кусками V:

V = V в + V п + V ц

В связи с такими особенностями структуры навалочного груза различают несколько видов его плотности:

  • pв – плотность вещества навалочного груза, определяется как отношение массы G груза к объему Vв вещества груза;

p в = G V в ,

  • pо – объемная масса навалочного груза, определяется как отношение массы G груза к суммарному объему вещества Vв груза и капилляров Vп во всех частицах груза.

р о = G V в + V п ;

Кп – пористость, определяется как отношение объема пор и капилляров Vп.о к объему самой частицы:

К п = V п . о V в . о + V п . о .

Величина Кп определяет, какое количество влаги может впитать груз при его смачивании;

p – насыпная масса навалочного груза определяется как отношение массы G груза к общему объему V груза;

р = G V = G V в + V п + V с .

Классификация

Классификация грузов зависит от многих параметров, среди которых выделяют следующие:

  • различие в способах погрузки и выгрузки: наливные, штучные (в упаковке) и навалочные;
  • отличие по способам доставки: универсальные (для их перевозки требуется обычный бортовой транспорт), наливные, навалочные сыпучие (погрузка осуществляется навалом, перевозят самосвалами), специальные (специфические, требуют особых мер предосторожности), навалочные прочие (осуществляется перевозка на обыкновенных бортовых машинах);
  • по весовым характеристикам;
  • по степени опасности;
  • по условиям хранения.

Продукцию транспортируют, использую различные виды тары: ящики, мешки, контейнеры и разные упаковки. Но бывают варианты, при которых товар можно перевезти только насыпью. Это так называемые нетарные грузы, которые бывают двух видов:

  • Сыпучие, характеризующиеся однородным составом и небольшой фракцией. Такому определению соответствуют: зерно, пески, гравий, цемент и ряд грузов, аналогичных по составу.
  • Навалочные, или насыпные грузы, не требующие специальной тары для транспортировки и хранения. Они не являются частью насыпных. Отличие заключается в наличии таких специфических физических свойств, как величина сопротивления сдвигу.

Гравий и цемент относятся к сыпучим грузам

Обзор документа

Планируется обновить правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом.

Навалом будут перевозиться грузы, погрузка которых производится с укладкой или без укладки в вагоне и которые по своим физическим свойствам или геометрическим размерам не могут быть отнесены к насыпным грузам. При этом грузоотправитель будет обязан указывать количество мест груза, предъявляемого к перевозке навалом в одном вагоне, если оно не превышает 100 шт. Если таких мест больше 100 шт., эти грузы предъявляются к перевозке с указанием количества мест по желанию грузоотправителя.

Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и выдувания, будут перевозиться насыпью и навалом в том числе в универсальных крытых вагонах и в полувагонах с использованием вагонных вкладышей.

Насыпные и навалочные грузы, сформированные в транспортные пакеты, будут перевозиться с учетом соответствующих правил. Для перевозки таких грузов в упакованном виде, сформированных в транспортные пакеты, или без формирования в транспортные пакеты можно будет использовать крытые вагоны.

Источник

Навалочные грузы

Они состоят из большого количества мелких частиц. По своему составу в большинстве случаев они бывают однородными, а иногда могут быть неоднородными (отличаться размерами). Относятся к насыпным, но из-за определенных физических свойств являются отдельной подгруппой.

Если насыпные грузы состоят из однородных частиц (гранул, кусков), то навалочные представляют собой неоднородную массу мелких частиц, обладающих огромной подвижностью. Возникает так называемый сдвиг, который образуется из-за сопротивления трению мелких частичек по поверхности скольжения.

Перевозка навалочной продукции сопряжена с рядом опасностей:

  • возможность «сухого смещения» или подвижки;
  • угроза разжижения или перетекания;
  • наличие вероятности самовозгорание;
  • появление ядовитых газов и газов, способных взорваться в трюмном помещении;
  • ускоренная коррозия металла;
  • нарушение прочности судна.

Насыпные грузы не представляют опасности при фасовке их в бочки или контейнеры, чего нельзя сказать о навалочных. Доставка их навалом, одной партией, осуществляется специальным транспортом.

Навалочную продукцию не всегда можно расфасовать. Большие массы зерна при хранении в мешках имеют свойство самосогреваться и в дальнейшем могут воспламениться. Открытая перевозка зерна навалом предотвращает эту опасность, так как зерно на воздухе проветривается и не подвергается прению.

Некоторые грузы следует перевозить открытым образом, без тары

По условиям перевозок и хранения

Качественная транспортировка означает не только своевременную доставку от поставщика к получателю, но и сохранение качества товара, его объемов. Все грузы делятся на 2 большие категории – обычные и специфичные. От категории транспортируемых грузов зависят требования к ТС, формируется пакет документов, устанавливаются допуски для водителей и экспедиторов. У каждого товара есть свои сроки доставки. Например, фрукты или живой груз необходимо доставить быстро и аккуратно, не причинив вреда. А пот замороженные продукты могут находиться в пути много дней при условии поддержания температурного режима.

Для обычных грузов чаще используются тенты и бортовые кузова, транспорт может дополняться прицепами и полуприцепами.

Обычные грузы

Под обычными грузами подразумевается товары, продукты, изделия для которых не нужны особые режимы хранения и перевозки. Для транспортировки можно использовать любой подходящий транспорт с достаточной грузоподъемностью.

Специфические грузы

Эта категория кругов подразумевает нестандартные габариты, сверхбольшую массу, особые условия перевозки и хранения. Для транспортировки могут потребоваться дополнительные сопроводительные документы, сопровождение, контроль за температурным режимом внутри кузова, необходимость особо бережного обращения с упаковкой. В категорию специфических грузов относятся живые грузы, скоропортящиеся продукты и медикаменты, а также опасные и антисанитарные грузы.

Негабаритные грузы

Перевозка грузов с нестандартными габаритами требуют наличия специального разрешения и организации повышенных мер безопасности по ходу следования транспорта. Из-за нестандартных параметров такие грузы проблематично перевозить на машинах, не оборудованных дополнительным оснащением.

Для перевозок по железной дороге нестандартом будут считаться грузы с габаритами:

  • длина более 14 м;
  • ширина, превышающая 3,25м;
  • высота сверх 5,3 м.

Эти габариты при перемещении в стандартных вагонах создадут помехи, либо помешают погрузке, потому потребуют организации специальных условий и платформы состава.

Для перевозок автомобильным транспортом параметры негабаритного груза составляют:

  • длина более 20 м;
  • ширина — 2,55м;
  • высота сверх 4 м.

Перевозчик будет обязан соблюдать определенный скоростной режим, чтобы предотвратить опрокидывание и другие проблемы с платформой. Также, при перевозке таких грузов приходится прокладывать маршрут следования таким образом, чтобы на пути не было мостов, эстакад, под которыми бы транспорт не смог свободно пройти.

Длинномерные грузы

Если свес превышает 2 метра за пределы заднего борта, эта категория негабаритных грузов транспортируется с помощью одноосных прицепов. При чрезмерно большой длине свисающего конца груза используется прицеп-роспуск.

Тяжеловесные грузы

Груз, требующий транспорт с большой грузоподъемностью, именуется тяжеловесным. Это объекты с массой более полтонны (500 кг).

Грузами с большой массой принято считать:

  • катно-бочковые – до 500 кг;
  • штучные – до 250 кг;

Обычной массой принято считать объекты до 80 кг.

Опасные грузы

К данной категории относятся жидкие, твердые и газообразные вещества, требующие особых условий хранения и режима транспортировки. Особенность данной категории грузов – возможность взрыва, самовозгорания, протекания с последующим отравлением и загрязнением окружающей среды и гибелью живых организмов. Причем, реакция может начаться как при транспортировке, так и в состоянии покоя.

Согласно установленного регламента ГОСТ 19433–88, выделяется 9 классов опасных грузов:

  1. Класс «Взрывчатые вещества»: способны к самовозгоранию и самопроизвольной детонации при перевозке или хранении. Выделяют 6 категорий с разными уровнями опасности. Сюда относят пиротехнику, боеприпасы и их составляющие, порох, аммонал, тротил и другие.
  2. Класс «Газы». Включает 6 подгрупп в сжатом и сжиженном состоянии. Газы подразделяются на отравляющие, легковоспламеняющиеся, невоспламеняющиеся. Сюда относятся аммиак, иприт, кислород, азот, пропан.
  3. Класс «Легковоспламеняющиеся жидкости»: сюда входит 3 категории веществ. Примерами служит топливо, лакокрасочные изделия и сопутствующие растворители, парфюмерия.
  4. Класс «Твердые легковоспламеняющиеся вещества» (за исключением взрывчатых). Включают 3 категории. Сюда относят вещества способные к самовозгоранию при контакте с воздухом, составы и продукты, которые могут сами загореться или нагреться при хранении и транспортировке в больших объемах по истечение длительного временного промежутка.
  • К самовозгоранию способны безопасные на первый взгляд россыпь зерновой и рыбной муки, бытовые спички, тюки хлопка.
  • Сюда же относят напалм, активированный и каменный уголь, модификации фосфора, алюминиевую пудру.
  • В этот класс также входят газы, способные при соединении с водой активно выделять кислород – это металлический натрий, карбиды.
  1. Класс: «Окисляющие вещества и органические пероксиды. Их особенность в стимуляции процесса горения за счет выделения кислорода. В этот класс входят 2 категории, яркие примеры веществ – хлорные отбеливатели, селитры, гидроперит.
  2. Класс «Токсины и инфекционные вещества». Сильнодействующие вещества, в составе которых есть отравляющие соединения, способные вызвать интоксикацию организма, заражение окружающей среды, гибель растений и живых существ. В общей сложности включено 4 категории.
  3. Класс «Радиоактивных веществ». Сюда входят приборы, детали дефектоскопов, медицинские препараты.
  4. Класс «Коррозионные и едкие вещества». Включают 3 категории – едкие вещества, растворы кислот и щелочей. При попадании на металлические изделия вызывают коррозию. При неаккуратном обращении разъедают кожные покровы.
  5. Класс «Прочие опасные вещества». Объединяет вещества и продукты производства, не вошедшие в предыдущие 8 классов, но представляющие опасность при транспортировке по воде посредством навала. Сюда входят автомобили, моторы, магниты, асбест, сухой лед, сильнопахнущие вещества и спасательные средства.

В документах на груз в обязательном порядке ставится класс опасности, ТС маркируется соответствующим знаком. Есть грузы, требующие повышенных мер безопасности, их транспортируют с сопровождением.

Если одна транспортная единица загружается опасными грузами разных классов, их сочетание должно соответствовать установленным правилам транспортировки опасных грузов.

Скоропортящиеся грузы

Эта категория грузов, требующая быстрой доставки и особого температурного режима. Здесь перевозчик обязан соблюдать правила товарного соседства и контролировать установленный для перевозимых продуктов температурный режим и приток воздуха, если в требованиях оговорена вентилируемость кузова.

Если перевозка осуществляется в рефрижераторе, то система поддерживает интервал от -20oC до +15 oC. Скоропортящиеся товары разделены на 4 класса перевозки в соответствии с условиями хранения по температурным режимам:

  • вентилируемые – нуждаются в обеспечение притока воздуха на постоянной основе;
  • охлаждаемые;
  • охлажденные;
  • замороженные.

Машины для перевозок скоропортящихся продуктов и товаров должны снабжаться системой датчиков, позволяющих оперативно отслеживать колебания температуры.

Антисанитарные грузы

Сюда входят пылящие вещества, бытовые и промышленные отходы, продукты очистки сточных систем и ассенизации. Антисанитарные грузы перевозят в специально оборудованных транспортных средствах. Эта категория грузов требует специального хранения в цистернах, баках, плотной упаковке для предотвращения загрязнения окружающей среды.

Живые грузы

Крупные и мелкие сельскохозяйственные животные чаще всего перевозятся в специально оборудованных для этих целей автомашинах в сопровождении специально обученного экспедитора. При перевозке на каждую голову должны быть ветеринарные документы.

  • Птицу перевозят в специальных клетках;
  • пчел – в ульях или специальных контейнерах, позволяющих поддерживать условия для безопасности насекомых и перевозчиков.
  • Живая рыба транспортируется в специальных цистернах, оборудованных компрессорами для бесперебойной подачи кислорода.

Свойства

Навалочные грузы подразделяются на группы и подгруппы, исходя из их свойств и видов. К группе А относятся те, которые способны к разжижению и «сухому смещению». В группу В включены грузы с опасностью одного «сухого смещения». Если продукция имеет свойство самовозгораться или выделять ядовитые газы, то ее дополнительно обозначают индексом С.

Все навалочные грузы перевозятся согласно определенным правилам:

  • Так как зерно имеет свойство легко впитывать запахи, то необходимо соблюдать идеальную чистоту, отсутствие пыли и запахов на используемом транспорте.
  • Необходимо соблюдать нужный уровень влажности, чтобы зерно за время перевозки не заплесневело и не разбухло.
  • Соблюдение определенного температурного режима, при котором продукция не сможет воспламениться и испортиться.
  • Наличие герметичности, гарантирующей сохранность товара.

Доставка навалочных грузов осуществляется специальным транспортом: используют самосвалы и простые бортовые грузовики, обустроенные стальными или алюминиевыми кузовами. Выбирая способ перевозки, необходимо учитывать его экономическую выгоду. Доставка навалом наиболее удобна.

При транспортировке некоторых видов навалочных грузов важно учитывать погодные условия. Снег и дождь способны испортить их качество. Минеральные удобрения или известь должны быть защищены от влаги. Сильный ветер способен сдуть часть сыпучих грузов. Поэтому для сохранности рекомендуется использовать специальный тент или брезент.

Удобно перевозить насыпную продукцию железнодорожным транспортом в специальных вагонах-хопперах. Использование специальных судов (балкеров) применяется для транспортировки навалочных грузов. Необходимо, чтобы на судне имелись под палубные пустоты, и была гарантирована устойчивость судна.

Вагон хоппер для перевозки сыпучих грузов

Обзор документа

На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. утверждены новые правила ж/д перевозки грузов насыпью и навалом. Они заменят правила 2016 г.

Перечень грузов определен Минтрансом. Должна оформляться транспортная ж/д накладная. Грузы, требующие защиты от осадков, перевозятся в универсальных крытых вагонах, в специализированных крытых вагонах, в специализированных контейнерах, а также в универсальных полувагонах в упакованном виде. Оговорены требования к перевозке конкретных видов грузов.

Источник

Виды сыпучих грузов

К сыпучим грузам по определению относятся:

  • Разные виды песка.
  • Строительный щебень и камень, получаемые от дробления скальных пород. Среди них наиболее известен гранит.
  • Цемент.
  • Гравийная масса, которая представляет собой обломки пород и минералов, размеры которых от 5 до 10 мм.
  • Минеральные удобрения (гранулы).
  • Торф, образование которого произошло благодаря скоплению мхов, разложившихся в болотах. Содержание углерода составляет 60%. Является отличным топливом и удобрением.

По виду сыпучие грузы бывают: кусковыми, пылеобразными и гранулированными. В их определении важную роль играют такие данные, как размер частиц. Он должен находиться в пределах от 0,1 до 10 мм.

Песок — один из самых распространенных сыпучих грузов

Песок

Песок представляет собой рыхлую породу, состоящую из различных минералов. Бывает глинистым, крупнозернистым и пылевидным и является наилучшим строительным материалом. Подразделяется на несколько видов:

  • Речной песок является природным материалом, добываемым с речного дна. Характеризуется наивысшей степенью очистки, поэтому он не нуждается в дополнительных способах обработки. Он не имеет включений глины, и является идеальным стройматериалом. Различают крупный вид речного песка, средний и мелкий. Хорошо использовать как посадочный грунт и для ландшафтного дизайна.
  • По определению морской песок – это совокупность мельчайших частиц твердых минералов, добываемых с морского дна.
  • Про карьерный песок можно сказать, что он добывается в оврагах или карьерах.
  • Эти сыпучие грузы состоят из частиц глины, камней и пыли. Применяются при производстве бетона и колодезных колец.

Выполнение работ, связанных с использованием сыпучих грузов, требует особой осторожности и соблюдения техники безопасности. Законодательно регламентированы правила перевозки такой продукции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]