Тормозная система ЗИЛ 5301 бычок принцип работы — Спецтехника
09.08.2017
ЗИЛ -5301 «Бычок» был первой «ласточкой» завода имени Лихачёва, который до этого не выпускал автомобили такого класса. Новый автомобиль вышел в серию в 1995 году и выпускался вплоть до 2014 года.
За это время устройство ЗИЛ 5301 выучено не только специалистами, но и рядовыми владельцами этих автомобилей.
Схема ремонта данного автомобиля достаточно простая, поэтому его не сложно сделать в гаражных условиях.
Мини-грузовик ЗИЛ «Бычок» — отличный помощник в различных ситуациях
Малотоннажный грузовой автомобиль марки 5301 Завода имени Лихачева, известный как ЗИЛ «Бычок», был запущен в серийное производство в 1995 году.
За время своего существования грузовик получил множество модификаций и прочно занял место на российском рынке грузового автотранспорта.
Основное преимущество модели, получившей прозвище «Бычок» по инициативе Ю. Лужкова, заключается в ее доступности.
Тормозные механизмы передних колес
Устройство рабочих тормозов передних колес показано на рисунке 1.
Разборка рабочих тормозов связана со снятием колес и ступиц с тормозными дисками.
Для снятия тормозных дисков со ступиц колес надо отвернуть болты 1.
Перед разборкой плавающей скобы тормоза ее надо тщательно очистить от грязи и промыть, демонтировать с нее хомут. 21 крепления шлангов.
[td] рис. 1
Затем надо надеть на клапан прокачки 10 резиновый шланг и опустить его конец в чистый сосуд. Отвернуть клапан прокачки на один оборот и, нажимая на корпус 11 скобы, вдвинуть поршни цилиндров внутрь корпуса. При этом в сосуд вытечет некоторое количество тормозной жидкости.
Для демонтажа тормозных колодок надо вынуть чеку 8 из удерживающего пальца 7 и вытянуть палец. Затем, удерживая специальным ключом от проворачивания верхний направляющий штифт 13, вывернуть болт 15 его крепления к корпусу оси, предохранив от повреждения резиновый чехол 14 штифта. Поднять (повернуть) корпус скобы 11 относительно второго штифта 17 до упора в суппорт и вынуть тормозные колодки 6. Отвернуть гайку 18 крепления вспомогательного штифта 17 и снять корпус скобы 11. Снять пылезащитные чехлы 5 поршня и осторожно, чтобы не повредить поверхность, вытолкнуть поршни 3 из цилиндров, используя для этого сжатый воздух.
рис. 2 |
Вынуть уплотнительные кольца 4 из канавок, не повредив внутренней поверхности цилиндров.
Очистить и промыть детали тормозного механизма этиловым гидролизным спиртом. Особенно тщательно надо промыть спиртом поршни. Применение других жидкостей для промывки запрещается. Не протирая детали, дайте просохнуть им на воздухе, уложив на чистую глянцевую бумагу, не оставляющую ворсинок.
Проверить состояние всех деталей рабочего тормоза. Если рабочая поверхность поршня повреждена или имеет следы коррозии, следует заменить поршень. При повреждении поверхности цилиндра надо заменить корпус скобы.
Поверхность тормозных дисков должна быть гладкой. Царапины и небольшие задиры, появляющиеся после нормальной работы тормозов, не являются браковочным признаком, но диск с сильными задирами должен быть заменен.
В случае невозможности замены диска, допускается его шлифование в сборе со ступицей. Шлифование должно выполняться квалифицированным персоналом на специальном оборудовании. Отшлифованные поверхности диска должны иметь отклонение от плоскостности не более 0,04 мм и от параллельности не более 0,04 мм и иметь шероховатость 0,8 мкм.
Биение диска относительно посадочных поверхностей ступицы не должно превышать 0,1 мм. На внутренней окружности шлифованной поверхности не должно быть острой кромки. Обе стороны диска следует шлифовать на одинаковую величину, но общее утонение диска не должно превышать 3 мм.
Перед сборкой тормозной скобы надо выполнить следующее:
Смазать рабочие поверхности цилиндров и поршней не бывшей в употреблении тормозной жидкостью. Установить новые уплотнительные кольца 6 в канавки цилиндров корпуса скобы 7.
Смазать тонким слоем смазки ДТ-1 поверхность цилиндров до канавки.
Осторожно, чтобы не повредить полированную поверхность, вставить поршни 5 в цилиндры открытым торцом наружу.
Надеть кромки новых защитных чехлов 15 на поршни 5. Смазать поршни в зоне чехлов смазкой ДТ-1.
Надеть свободные кромки защитных чехлов на цилиндры. Осмотром надо определить состояние штифтов 13 и 14, на поверхности которых не допускается наличие рисок, заметных следов износа и повреждения резьбы, поврежденные штифты надо заменить.
Удалить втулку 16 вспомогательного штифта.
Очистить штифты и отверстия под них в суппортах, и промыть их спиртом. Установить корпус скобы 11 на суппорт 1.
Надеть на вспомогательный штифт 17 новую втулку 16.
Смазать рабочие поверхности штифтов смазкой «Моликот — Си 7439» или ЦИАТИМ — 221 и вставить штифты в отверстия суппорта 1 Установить новые защитные чехлы штифтов 14 и завернуть болт крепления направляющего штифта 13 и гайку 18 вспомогательного штифта, предохраняя защитные чехлы от повреждения: Установить на скобу хомут 21 тормозных шлангов 20.
После этого надо установить тормозную скобу на поворотный кулак передней оси и закрепить его как это описано в статьях «Сборка передней оси ЗИЛ-5301
».
Закрепить тормозные шланги в кронштейне, как показано на рис. 3, не допуская их скручивания, и присоединить к трубопроводам. Установить тормозные колодки 6 и закрепить их пальцем 7. Установить чеку 8.
Прокачать тормозную систему на автомобиле, выполнив следующие операции, и имея в виду, что гидропривод имеет два независимых контура.
Заполнить тормозную систему тормозной жидкостью «Нева» по ТУ 6-01-1163-78.
Заполнить пневмопривод сжатым воздухом.
Нажать несколько раз на педаль тормоза.
Долить жидкость в бачки до нормы.
Снять защитный колпачок клапана прокачки и надеть резиновый или пластмассовый шланг на головку клапана прокачки заднего левого колесного цилиндра. Свободный конец шланга опустить в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью.
Отвернуть клапан прокачки на один оборот, плавно нажать на педаль тормоза до упора и с небольшим усилием завернуть клапан. Отпустить педаль. Повторять эту операцию с интервалом в несколько секунд следует до тех пор, пока из шланга, опущенного в сосуд, не пойдет тормозная жидкость без пузырьков воздуха.
При этом надо следить за уровнем жидкости в бачках главного цилиндра и пополнять их по мере надобности, не допуская падения уровня ниже нижних поясков бачков.
После прекращения появления пузырьков воздуха надо затянуть клапан прокачки при нажатой педали тормозов.
Таким же образом следует прокачать задний правый тормоз и оба передних тормозных механизма.
Сняв шланг с клапанов прокачки, надо тщательно протереть клапан и надеть на их головки защитные колпачки.
При прокачке гидропривода в его контурах возникает разность давлений, смещающая поршень сигнального устройства, в результате чего зажигается сигнальная лампа. Для приведения сигнального устройства в исходное положение надо отвернуть на 1/2 оборота клапан прокачки, предварительно сняв с него защитный колпачок, и, плавно нажимая на педаль тормоза, добиться того, чтобы лампа погасла. Затем, удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан.
В случае замены комплекта передних или задних тормозных колодок, а также хотя бы одного тормозного диска, необходимо произвести приработку колодок к дискам по следующей методике:
— произвести тридцать торможений средней интенсивности от скорости 90 км/ч до 30 км/ч с интервалом не менее двух километров между торможениями;
— произвести три эффективных торможения на грани блокировки колес от скорости 80км/ч до полной остановки с минимальным интервалом между торможениями.
После замены и приработки колодок необходимо проверить действие тормозов в дорожных условиях.
Отзывы владельцев о ЗИЛ-5310 «Бычок»
valera163valera:
Взял «бычка» год назад, машина аж 1997 г. в… отъездил год, машиной доволен. конечно машина требует ухода, как и любая другая. чтоб не мерзнуть зимой, утеплил кабину. на счет тормозов согласен-слабенькие, но если сам переберешь, то тормоза ЗиЛ 5310 будут нормальными. пропустил на гуре манжеты рулевой сошки. купил где-то 5 ремкомплектов, из них «качественным» оказался лишь один. часто ломаются пальцы амортизатора, менял пока не нашел качественный.
в двигателе поменял лишь трубку высокого давления. не надо экономить на запчастях. чтобы не летели мосты, полуося, коробка, не нужно перегружать, это не пятитонник. езжу 60-70 км. в час. мотался и в москву, тулу, ульяновск, уфу и много по России и он никогда не подводил. если будешь ездить 90-100км. в час, как некоторые, придется постоянно машину чинить, это русский грузовик, а не феррари.
в числе положительных моментов — это то, что у зил 5301 воздушная система тормозов. гидравлические я терпеть не могу.
требует постоянной прошприцовки. масло лью полусинтетику, зимой заводился отлично. если послушать как «валятся» газельки и всякие «китайцы», то «бычок» по сравнению с ними прекрасная машина. если на бычке будет ездить сам хозяин то машина будет зарабатывать, если будет ездить водила, то через пару месяцев можно будет продавать.
НАЙК:
Зил Бычок автомобиль среднетоннажник, грузоподъёмной категорией чуть повыше газели, но вот по качеству явно уступает. Машинка медлительная, кабина его не очень удобная, посадка будто-бы вертикальная, отделка скудная в стиле Зил. Кузовное железо очень слабенькое, авто начинает покрываться ржавчиной через пару лет, а сквозная корозия может проявится через лет 5-ть ежедневной эксплуатации.
Агрегаты не очень блещут качеством, например стартер, это постоянная проблема на Бычках. Если бы завод уделял побольше качеству сборки и агрегатов, так-же покраске, то бычок мог-бы быть конкурентом газельки или составить конкуренцию иностранным производителям, а пока о конкуренции говорить не стоит.
Кабина для коррозии самое любимое место, ржавеет и гниет не по годам, а по месяцам. Можно было-бы заводу уделить внимание дизайну, сделать какой-то хоть рестайлинг. В прочем Бычок он и в Африке Бычок. И умудрились-же машину окурком назвать, вот как назовешь корабль так он и поплывёт. Хотя первые 5-ть лет авто просто отличное, ну а потом автостарость наступает.
Gavriil77777:
Машина как и все автомобили произведенные в России или на территории СНГ имеет мало плюсов и много минусов. Начнем с плюсов: существенно не большая цена для автомобиля такого уровня, грузоподъёмности; двигатель хоть и с трактора, но работает нормально; грузоподъёмность радует пять тонн грузил едет особо не напрягается; ну а теперь о минусах: кабина ну просто огромная зимой тяжело нагреть, клапан на компрессоре через каждые полторы тысячи нужно снимать промывать иначе начинает работать сам по себе: то сегодня «мы» хотим качаем воздух, а завтра «я» передумал; сиденья вообще жесть во время езды по не ровным дорогам можно из-за руля вылететь, тормоза зил бычок имеет просто отвратительные .
Кузов тоже слабоват каждое лето приходилось перекрашивать. В общем если вы занимаетесь строительством или торговлей стройматериалов и у Вас нет денег на Форд или ещё какую- нибудь иномарку то эта машина для вас, она Вас и выручит и поможет заработать денег. Главное не перегружайте и она Вам ответит взаимностью.
Как прокачать тормоза без помощника
Как делается прокачка тормозов с напарником уже было описано выше. А что делать, если такого поблизости нет, а прокачать тормоза надо? Можно выйти из положения несколькими способами:
- можно прокачать тормоза одному, если есть газовый упор. Смысл тот же, что и при прокачке с помощником, только вместо него на педаль будет давить газовый упор. Следовательно, нужно нажать несколько раз педаль, удержать ее нажатой, установить упор и начать стравливать тормозную жидкость. Когда жидкость побежит, упор начнет сам вдавливать педаль в пол до предела.
- прокачка тормозов шприцом. Нужно герметично встроить шприц в точно такую же крышку, что и на бачке. Затем, предварительно набрав в шприц тормозной жидкости, заменить обычную крышку этим приспособлением, отвернуть штуцер, подставить емкость и нагнетать шприцом давление.
- еще один способ с модифицированной крышкой. В крышку аналогичную той, что установлена на бачке, нужно врезать автомобильный ниппель. Затем надеть крышку с ниппелем на бачок, затем надеть один конец шланга с зажимом для подсоединения на крышку, а второй на запасную камеру, накачанную не больше 1 атмосферы. Открываете штуцер и стравливаете жидкость с пузырьками воздуха.
Тормоза зил бычок, задние и передние | Зил бычок
ЗИЛ «бычок» получил это название, благодаря своему сходству с аналогичным зверем, так прозвал его народ. Народ, который с конца 20 века и начала 21 века эксплуатирует данное авто и горя не знает. Хотя кому как, кто-то бывает и испытывает трудности, и даже серьезные. Бывает, что нарекания вызывает и тормозная система ЗИЛ «бычок». Вот о ней как раз и поговорим.
Тормозная система ЗИЛ «бычок» — это двухконтурная система. Каждый контур является независимым друг от друга. Первый контур включает в себя переднее правое колесо и заднее левое, а второй контур — это переднее левое колесо и заднее правое. В качестве привода тормозов служит гидравлическая система. Зато усилитель тормозов работает от пневматики.
Запасным тормозом является любой контур, который не отказал. В более усовершенствованных моделях семейства «бычка» на тормозах установлена антиблокировочная система (АБС).
Ручной тормоз оснащен механическим приводом, который соединен тросом с задними тормозами. На передних колесах установлены дисковые тормоза, задние же оснащены тормозным барабаном.
Также на тормозной системе авто ЗИЛ «бычок» установлен регулятор давления гидропривода. С его помощью во время торможения авто распределяется давление тормозной жидкости таким образом, чтобы задние колеса полностью не блокировались, когда автомобиль пустой или загружен не на полную массу.
Ну, так вот, какие проблемы вызывает тормозная система ЗИЛ «бычок» у автолюбителей?
Большинство утверждают, что дисковые тормоза выходят из строя уже через 15-20 тыс. км пробега. А сами диски являются кривыми, что также снижает срок службы передних тормозов и ухудшает качество торможения. Еще одним недостатком некоторые называют неудобное расположение бочка для тормозной жидкости задних колес. Он находится под рамой, и труднодоступен.
Что касается ресурса передних тормозов и их кривизны, то такие проблемы встречались на первых выпусках ЗИЛ «бычок». В «бычках», которые выпускались несколько позже, таких проблем не наблюдалось. А исправить такие неполадки можно расточкой тормозного диска.
Что касается расположения тормозного бочка, то это конструктивная особенность авто, и от этого никуда не денешься.
И напоследок, последний совет: смазывайте через каждые 5 тыс. км. пробега направляющий штифт суппорта, и тогда у вас не будет возникать особых проблем с тормозами «бычка». В качестве смазки можно использовать смесь литола и тада.
Проблемы с тормозами. | Автор темы: Jereck
Всем доброго времени суток. Буквально на днях стал обладателем ЗИЛ 5301 1999г — живой не скажешь, но терпимый.
Evgeny (Stela) сталкивался на газеле с подобным-замена главного все решила. Ремкомплект брать не стоит-г.. редкостное. Лучше новый бери. Стоит дорого правда. Колдуна правильно убираешь-он на пустой машине отключает задние тормоза. Вообще, в теории, посмотри как шток на тормозной камере ходит( та на которой ГТЦ висит). Может там что подклинивает.
Konstantin (Jenkin) Спасибо братуха.
Alexey (Rosalynd) скорее всего суппорта передние клинят, смазывай поршеньки графитной смазкой
Konstantin (Jenkin) Закусывает именно зад!
Evgeny (Stela) ну что помогло?
Konstantin (Jenkin) НЕт, не получилось — брал ремкомплект по бедности. Попробую новый поставил, только надо чуть подкалымить))) Спасибо!
Konstantin (Jenkin) Ура тормоза есть. Все по новой перебрал, разработал цилиндры заработало. Всем спасибо за участие, без Вас бы ни как. Есть еще проблема, тормозные трубки пришлось кое где заглушить, т.к. в результате моих трудов, они попросту были обломаны. Найти в интернете не реально, кто то что то подбирал подобное?
Kostya (Vasanta) 4 месяца назад переделал тормоза, поставил главные с уаз патриот с разделенными бочонками пока проблем с ними нет и цена на них 1200р за шт. и безопасней. Если кому интересно пишите.
Roma (Habimana) Почему не доходит воздух до задних тормозов, шток на камере не двигается и один из ресиверов-ПУСТОЙ!! (ближе к передку)
Zheka (Laisha) АААА, задние тормоза боль нашей машины, я сперва разделил по отдельности перед -зад, следующий этап был замена гтц поставил от газели, с помощью напильника встает на наши тормозные камеры как родной, потом выкинул звездочки подведения, така они меня задрали, минимум переделок и вуаля эксцентрики газель встали на свое место как родные, сегодня вечером фото закину, как раз заднюю ступицу разобрал, ехать далеко в конце недели, надо смазку проверить.
Alexander (Wynn) Зад практически не тормозит, тока зимой на юз
Roma (Habimana) Костя, главный рабочий ставил с уаза.
Roma (Habimana) Жека, где же фотки? )
Zheka (Laisha) Роман, я отказался от гидравлики, в мае поставил тормоза 2птс4
ЗИЛ ММЗ- 4502 СПГ САМОСВАЛ | Автор темы: 65115
народ хочу на зил поставить двигатель д-245 стоит ли поставить или че? #дизель
Андрей (Hamayoun) ставь, не пожалеешь.сам будешь ставить или фирма?
Андрей (Hamayoun) И переделок минимум.
Андрей (Hamayoun) Движок если с бычка или с валдая, то ваще сказка.
Сергей (Kacie) Ставь.Моща и экономия топлива.Грязевую резину с лебёдкой не забудь так на всякий случай.
65115 (Penwyn) у нас зил 131 с лебедкой самосвал
65115 (Penwyn) думаю сами справимся, или это так сложно?
65115 (Penwyn) с бычка и возьмем, или же от маз зубренка
Андрей (Hamayoun) сложного ни чего нет.крепления от двигателя бычка, один в один с зилом.не много придётся с гидрачом похимичить и то только с бачком.
65115 (Penwyn) теперь деньги надо собрать чтоб движок купить. бензиновый уже не выгодно газ поставили и то теперь 20 руб за литр
Андрей (Hamayoun) совет бесплатный.ищи бычка, на них цены упали здорово.неделю назад сосед, быка продал за 75000.
65115 (Penwyn) у нас тоже рабочий движок за 50 000 можно приобрести
Андрей (Hamayoun) с коробкой вместе?
65115 (Penwyn) нет
65115 (Penwyn) коробку же зиловский ставят?
Андрей (Hamayoun) Ну да, только первичный вал обрезать надо.
65115 (Penwyn) еще там движок д-645 с коробкой за 60 тыс был с рабочей машины снятый но говорят он капризный
Андрей (Hamayoun) не встречался с таким, ни чего не могу сказать.
Как проверить датчик температуры салона ВАЗ 2110
Как снять магнитолу на Рено Меган 2
Как снять печку на ВАЗ 2115 видео
Как поставить гтц УАЗ на зил бычок : комментарии
Я думаю, что Вы допускаете ошибку. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, обсудим.
Модификации
ЗиЛ-5301АО
- Длина в мм -3750 (кабина)
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3695
- Грузоподъемность в кг -3000
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301БО
- Длина в мм -6165
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3695
- Грузоподъемность в кг -3750
- Колесная база (общая) -3000
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 2350/4900
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 108
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301Г
- Длина в мм -3750
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3695
- Грузоподъемность в кг -3000
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301ДО
- Длина в мм -4385
- Ширина в мм — 2254
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3820
- Грузоподъемность в кг -3000
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16
ЗиЛ-5301ЕО
- Длина в мм -6765
- Ширина в мм — 2210
- Высота в мм -2365
- Масса в кг -3050
- Грузоподъемность в кг -3700
- Колесная база (общая) -3650
- Клиренс в мм -180
- Колесная база передняя/задняя -1690/1832
- Допустимая нагрузка на переднюю/на заднюю ось в кг- 1900/1995
- Мощность в л.с.-108
- Трансмиссия — 5-ст. механическая
- Максимальная скорость в км/ч — 95
- Объем топливного бака в л — 125
- Расход топлива на 100 км в л -16