Опыт эксплуатации ЗИЛ 5301 «Бычок»

ЗИЛ 5301 — малотоннажный грузовой автомобиль, который собирали на заводе имени Лихачёва с 1995 по 2014 годы. Сыграл важную роль истории завода — перспективный проект, призванный реанимировать ЗИЛ так же, как малотоннажная «ГАЗель» подняла Горьковский автозавод, оказался последним. Почему ЗИЛ Бычок, технические характеристики которого выглядят многообещающе, не принес ожидаемого успеха? Ответы — в этой статье. Примечательно, что история модели началась с ошибки в названии. Индекс «5301» соответствует тяжёлому классу грузоподъёмности (5 тонн). У малотоннажного «Бычка» индекс должен был начинаться с тройки. Однако при оформлении документов произошла ошибка, которую не сразу заметили. Так неправильное обозначение и прижилось. Впрочем, в народе модель известна под прозвищем «Бычок», данным не то за грубоватые обводы корпуса, не то в противовес «ГАЗели».

История создания и описание модели

Начало 1990-х годов было связано с кризисом отечественного автопрома. Старые грузовики ЗИЛ безнадежно устарели, более того, сильно упал спрос на крупнотоннажные. Если раньше предприятие «выезжало» за счет армейских заказов и экспорта в ближнее зарубежье, то в 90-е эти рынки если не рухнули, то сильно сократили обороты. Вместе с тем, рос спрос на компактные машины для перевозок малых партий грузов.

Пытаясь успеть за изменяющимися потребностями рынка, на ЗИЛе ещё в 1992 году разработали компактный трёхтонный грузовик. Однако по ряду причин для модели не нашлось подходящего двигателя, и серийное производство было запущено лишь через 4 года. Чтобы не затягивать выпуск, модель комплектовали доработанным тракторным дизелем. Изначально задуманный как временное решение, мотор так и остался в базовой комплектации. Тем не менее, ЗИЛ 5301 Бычок был выпущен в серийное производство в 1995 году. За это время нишу городских грузовиков заполнили ГАЗели и Валдаи, однако «Бычка» стали активно продвигать в рамках государственных и муниципальных заказов.


Автомобиль относится к среднетоннажным грузовикам

Поначалу он пользовался неплохим спросом. Однако за последующие годы пользователи оценили преимущества ГАЗовских грузовиков, а также малотоннажных «китайцев». «Бычок» же не повышал качество. Свободные продажи неуклонно снижались.

В 2014 году модель окончательно признали неконкурентоспособной, и конвейер ЗИЛа был остановлен.

История автомобиля

Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей класса с грузоподъемностью в 3000 килограмм, потому предприятие решило воспользоваться уже проверенными разработками от Daimler-Benz AG.

В итоге, в 1993 году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий, возможностей рынка, производства и состояния дорог.


Mercedes-Benz T2

Данные факторы сказались на модели так, что копией Mercedes-Benz T2 ЗИЛ-5301 назвать было нельзя. Необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова. Собственно, если присмотреться, и правда можно рассмотреть бычка в передке автомобиля.

Спустя 2 года началось масштабное производство модели. Появление автомобиля было для предприятия жизненно необходимым, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых оно специализировалось, с переходом к рыночной экономике резко сократился.

Модификации Бычка

Первоначально планировалось сосредоточиться на выпуске шасси, на котором можно будет собирать различные конфигурации под заказ. Действительно, полный перечень модификаций «Бычка» исчисляется десятками. Были выпущены бортовой грузовик, цельнометаллический фургон, варианты с двойной кабиной и даже автобус, выпущенный ограниченной серией.

Среди основных вариантов надо выделить:

  • 5301АО – базовая версия модели;
  • 5301ДО – удлинённый вариант базовой модели;
  • 5301БО – шасси для спецоборудования, надстроек, инкассаторских и пожарных кузовов;
  • 5301ЕО – удлинённый вариант для специальных кузовов и оборудования;
  • 5301ГО и 5301ПО – изотермические фургоны;
  • 5301ИО – удлинённый изотермический фургон;
  • 5301ЮО – с удлинённой кабиной, где расположено два спальных места.

Наибольшее распространение получили фургоны для перевозки товаров и различных грузов. Для их отделки используются разные материалы: оцинкованная сталь, ламинированная фанера, сэндвич-панели, пенопласт или пенополиуретан (в рефрижераторах). Были выпущены специализированные фургоны для перевозки хлеба, охлажденных и замороженных продуктов, промтоваров. Также неплохим спросом пользовались бортовые варианты и шасси под автоэвакуаторы и краны-манипуляторы.

Следует отметить амбициозный план по экспорту модернизированных «Бычков» в страны Восточной Европы. Предполагалось доработать базовую модель, в частности, обновить наружный и внутренний дизайн, оснастить мотором Cummins, заменить КПП и тормоза. Также планировалось увеличить грузоподъемность модели до 4,5 тонн. Однако проект так и не был претворен в жизнь.

Плюсы и минусы

Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом. Куда чаще ломается редуктор заднего моста, где наибольшие трудности вызывают полуосевые шестерни дифференциала, крестовина и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверять и уровень тормозной жидкости, поскольку у многих модификаций подтекают бачки и рвутся защитные чехлы, установленные на тормозных суппортах.

Внутренности кабины, как уже стало ясно, вызывают противоречивые эмоции, с одной стороны, элементы несут в себе эргономику, но с другой – качество их сильно страдает. Так или иначе, простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Технические характеристики

К сожалению, «Бычок» так и не получил ни инновационных решений, ни даже оригинального дизайна. Знаменитая ЗИЛовская надежность и простота конструкции также под вопросом. Поэтому машины не смогли конкурировать в своей сфере.

Габаритные размеры:

  • длина — 6,195 м / 7,165 м – удлинённая версия;
  • ширина — 2,319 м;
  • высота — 2,365 м.


ЗИЛ выпускался в нескольких комплектациях
Колёсная база — 3,650 м. Колея передняя — 1,832 м. Колея задняя — 1,690 м. Клиренс — 180 мм. Радиус разворота — 7,8 метров. Грузоподъемность автомобиля зависит от установленной на шасси надстройки. Базовая модель поднимает груз до 3,5 тонн.

Двигатель

Двигатель на ЗИЛ Бычок стал причиной задержки серийного выпуска на целых 4 года. Конструкторы так и не смогли найти подходящий вариант и временно остановились на слегка модернизированном тракторный турбодизель ММЗ-Д-245. Четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 литра развивал мощность до 109 л. с. Вес двигателя составляет 430 кг. После ряда доработок удалось поднять мощность до 136 л.с., а выхлоп довести до соответствия экологическим нормам «Евро-3». С 1999 года был начал выпуск улучшенной версии, оснащенной более экологичным мотором Д-245.12С. Также были попытки комплектовать «Бычка» импортными моторами: САТ-3054 (135 л.с.), Renault MIDR (136 л. с.); болгарским Вамо (120 л.с.). Однако в серийном производстве они так не прижились.

Двигатель — Д-240:

  • количество цилиндров — 4;
  • расположение цилиндров — L-образное;
  • объем — 4,75 л;
  • мощность — 109;
  • тип топлива — дизель.

Трансмиссия и тормоза

Все машины оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, взятой с грузовика ЗИЛ-4331. Трансмиссия — механическая, трёхходовая. На каждой из пяти передач установлены синхронизаторы. Ведущий мост одноступенчатый.

Система сцепления сконструирована по сухому типу. Привод – гидравлический с пневмо-усилителем.

Тормозная система оснащена гидравлическим двухконтурным приводом и пневмоусилителем. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних – барабанные. Машина оборудована основной и стояночной системами; стояночный тормоз блокирует только задние колеса.

Ходовая часть и подвеска

Передняя подвеска смонтирована на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Задняя – на двух основных и двух дополнительных полу-эллиптических рессорах. В целом, этот узел не вызывает нареканий у водителей. И трансмиссия, и ходовая сконструированы и собраны на совесть.


Кабина автомобиля

Кабина

Кабина — просторная, с отличным обзором. Инженеры не поскупились на свободное пространство. Однако в плане комфорта «Бычок» сильно проигрывает конкурентам. Пассажирские сиденья жесткие, нерегулируемые. Водительское сиденье подрессорено и регулируется, однако механизмы регулировки довольно жесткие и неудобные. Зато система отопления работает великолепно. Даже в сильные морозы в кабине комфортно, несмотря на простор, причем тепло и на задних сиденьях тоже.

Отсутствие колёсной арки и удобные поручни облегчают подъем в кабину. Спускаться менее удобно — подножка слишком узкая. По неизвестным причинам разработчики не стали устанавливать более удобную подножку от большого ЗИЛа, и это вызвало нарекания пользователей. Также критикуют плохое качество салонной обивки и высокий уровень шума и вибрации.

Последние проблемы связаны с тем, что двигатель на «Бычке» в своей основе тракторный. И если шумоизоляцию можно доработать своими руками, просто оклеив внутреннюю поверхность капота и моторный щит внутри кабины шумоизоляционным ковром, то бороться с вибрацией сложнее. Эта проблема связана с расположением двигателя на раме и не устраняется тюнингом.

Расход топлива

Средний расход дизтоплива составляет 16 литров на 100 км (при скорости 60 км/ч). Учитывая, сколько весит ЗИЛ Бычок с полной загрузкой, это неплохой показатель. Точные данные зависят от типа мотора: более мощные модели расходуют до 21 литра на 100 км. При этом объём топливного бака составляет 125 литров, что позволяет работать без дозаправки от 6 до 8 часов.

Кабина и кузов

В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением».

Для коммунальных служб предприятие создало 4-дверную 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. И уже изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям.

Серьезные трудности обычно начинаются с кабины: двигатель слышно даже при небольших оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.

«Печка» в автомобиле функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый опционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью.

Однако, кабина – не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы. Кроме прочего, рабочее место водителя имеет и положительные стороны. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Также в последних версиях значительно переработаны недостатки машины касательно кабины. Теперь водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз.

Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Помимо стандартных кабин доступны удлиненные версии со спальным местом и люком.

Отличительные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:

  • Оперение с небольшим капотом, открывающимся назад;
  • Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
  • Трехместная двухдверная кабина, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
  • Отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
  • Отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
  • Трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.

ЗИЛ-5301 фото

Читайте далее:


Infiniti представила модель Q30


Mercedes-Benz Kleemann E50KCC


История компании Brabus

Официальный дилер Mercedes Benz


ЗИЛ-131


История компании Pagani

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]