Мини трактор своими руками: схемы, чертежи, проекты и советы экспертов как сделать в домашних условиях механизм (105 фото и видео)

Для владельцев приусадебных участков мини-трактор – незаменимый помощник. С использованием различного навесного и прицепного оборудования он может применяться для обработки почвы, ухода за посевами, уборки урожая, транспортных и землеройных работ, уборки снега и других работ.

Вопросом – как сделать мини-трактор своими руками – часто задаются владельцы мотоблоков, применение которых ограничено.

В продаже имеется большой ассортимент заводских мини-тракторов, как отечественного производства, так и китайского. Однако заводская техника не всем по карману и предназначена для выполнения сравнительно узкого перечня работ.

При ее поломке могут возникнуть трудности с запчастями и ремонтом. Поэтому многие энтузиасты собирают мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками.

Двигатель для самодельного трактора

В зависимости от мощности двигателя различают легкие (до 5 кВт), средние (до 15 кВт) и тяжелые (до 50 кВт) мини-тракторы. При выборе двигателя для своего трактора, следует четко представлять, какие функции он будет у вас выполнять.

Так как нет смысла делать мощную технику для работы на малых участках. Фото различных конструкций мини-тракторов, сделанных своими руками, показаны ниже.

Для легких и средних мини-тракторов лучше всего подходят двигатели с мотоблоков, которые в настоящее время стали популярными.

Зачастую мотоблоки переделываются в мини-тракторы с помощью готовых комплектов, либо из самостоятельно изготовленных узлов и отдельных механизмов от другой техники.


Для самодельного тяжелого мини-трактора, изготовленного своими руками, подойдет двигатель от легковых автомобилей, или от тракторов Т-25, Т-30 и их современных аналогов. Такие двигатели можно недорого приобрести на вторичном рынке вместе со сцеплением и КПП.

Особенности в работе

Производя различные работы на самодельном минитракторе, важно понимать тот факт, что это агрегат любительского уровня, поэтому не стоит ставить перед ним очень сложные задачи.

Большое значение имеет двигатель, который вы используете в конструкции. Зачастую, это уже не новый мотор, взятый от старого автомобиля, либо приобретенный «с рук». Подобные двигатели, в основном, не имеют внутреннего регулирования количества оборотов при разной нагрузке.

Особенности в эксплуатации

Поэтому, приходится иногда отпускать педаль газа, чтобы мотор не перегревался от усилий.

Кроме того, существует определенная рекомендация по заводу двигателя при стабильно низких температурах (до -250C):

  • отжать сцепление;
  • нажать на педаль газа до упора;
  • крутить стартером на протяжении 7-10 секунд, после чего мотор должен завестись.

Делая такие нехитрые манипуляции, можно добиться того, что двигатель будет запускаться без каких-либо проблем, в течение дня. Стоит также помнить, что в зимнее время повышается расход горючего, практически на 30%. Этот факт нужно иметь в виду, планируя продолжительные работы на морозе, например, при вывозке дров из леса.

Лучше всего запастись лишней канистрой, чем застрять среди сугробов, вдали от людей.

Выбор конструкции рамы

Рамы бывают цельные и шарнирно-сочлененные. Цельные рамы простые и более легкие, однако, для них нужен мост с управляемыми колесами. Шарнирно-сочлененные рамы состоят из двух полурам, сочлененных в середине поворотным шарниром.

Такая конструкция рамы позволяет добиться высокой маневренности, упростить конструкции мостов, использовать простой полный привод.

Раму для самодельного мини-трактора изготавливают из швеллеров, уголков и труб различного размера с учетом мощности двигателя и характера работ. Она должна быть прочной и надежной, чего можно добиться правильным выбором размера профиля и использованием косынок.


Прежде чем приступать к изготовлению рамы надо определиться с компоновкой узлов, местом их крепления к раме и колеей колес, подобрать готовые чертежи мини-трактора или выполнить их своими руками.

КАК СДЕЛАТЬ ТРАКТОР

У многих автомобилистов со стажем в гаражах со временем накапливается множество уже ненужных деталей и агрегатов. Денег за их продажу особо не выручишь, только намучаешься, а выбросить жалко, потому и пылятся, дожидаясь своего часа… Вот и у меня, помимо старого «Москвича-412», собралась целая куча всяких узлов от еще нескольких автомобилей. А почему бы не попробовать из них собрать трактор? Вещь на приусадебном участке очень нужная!

Сразу скажу, что никаких чертежей в ходе постройки я не делал. Возможно и зря, но в процессе работы очень многое приходилось строить по месту, а затем и «перекраивать», поскольку использовались детали довольно разнородные и не все сразу заняли свои места. Даже концепция поменялась: планировалось построить простейший трактор, но постепенно он превратился в мини-погрузчик с комплектом навесного оборудования.
Для эффективной работы в хозяйстве нужен не просто трактор, а «мастер на все руки» — многофункциональный погрузчик, с различным навесным оборудованием После проведения испытаний «Крепыш» был покрашен в ярко-красный цвет и выглядит он теперь очень нарядно!


В конструкции этой самоделки использованы узлы и агрегаты от самой различной автотехники
Для трактора, названного «Крепыш», я выбрал схему с двумя рамами. Такие машины обладают хорошей проходимостью и маневренностью, к тому же, в небольшом гараже проще собрать конструкцию, состоящую из двух отдельных блоков, чем одну крупногабаритную.

Рамы сварил из профильных труб сечением 40×40 мм с толщиной стенок 2 мм. Размеры передней рамы 450×900 мм, задней 450×450 мм, высота 120 мм. Для оптимальной развесовки, удобства управления и обслуживания двигатель установил на задней раме. Водительское кресло находится на передней раме, но при этом смещено назад. Узел перелома выполнен из передней ступицы от ВАЗ-2107.
Доработанный задний мост от «Москвича» хорошо справляется с нагрузками
Мосты использовал от «Москвича-412». Полуоси пришлось укоротить и заново нарезать шлицы. Коробка передач тоже «москвичевская», но самостоятельно доработанная: с укороченным вторичным валом, на котором нарезаны шлицы под звезду на 21 зуб. Двигатель приобрел китайский, мощностью 7 л.с., предназначенный для мототехники — он недорогой, неприхотливый и экономичный.
Чтобы коробка передач вписалась в габариты рамы, вторичный вал пришлось укоротить
Сцепление изначально было ременное, но оно оказалась ненадежным, и когда надоело менять ремни, решил установить полноценную автомобильную муфту сцепления. Маховик и сцепление в сборе взял от ВАЗ-2106, в продаже их найти проще, чем «москвичевские», а по размерам они близки. Для их размещения на раме был изготовлен подрамник. Верхнее и нижнее крепления выполнены из цельнолитого квадратного профиля сечением 20×20 мм. Для установки подшипника маховика использована пластина размерами 200x200x10мм, притянутая болтами М10.
Для удобства обслуживания коробка передач закреплена на раме на кронштейнах
Пришлось помучаться и с приводом сцепления. Как и большинство самодеятельных конструкторов, использовал поначалу трос от УАЗа, но он перетирался и рвался в самый неподходящий момент. Решил поэкспериментировать и заменил тросовый привод на комплект гидравлического выжима от старой «Тойоты». Трогание с места стало плавным, но с запозданием секунды на три, что неудобно. Поставил дополнительную пружину, перенес крепление рабочего цилиндра на гидробак — сцепление начало работать как положено.

Механизм рулевого управления реечный от ВАЗ-2109, рулевая колонка от ВАЗ-2106
Механизм рулевого управления реечный от ВАЗ-2109, рулевая колонка от ВАЗ-2106. Тормоз дисковый, трансмиссионный. В тормозной системе использован суппорт от ВАЗ-2106 и цилиндр сцепления от УАЗа. Суппорт установлен на хвостовике картера главной передачи переднего моста, для этого сварено крепление из профильной трубы. Педаль тормоза переделана из «вазовской», кронштейны тормозного цилиндра самодельные. Из-за того, что детали тормозной системы от разных автомобилей, их пришлось доработать. Рядом с цилиндром привода отрезал кусок «уазовской» трубки и рассверлил ее под диаметр трубки от ВАЗ, затем вставил одну трубку в другую и обжал -получилось герметично.

Первое время ездил без педали акселератора, но поскольку мотор находится на задней раме, то вручную регулировать обороты оказалось крайне неудобно — сделал простенькую педаль с тросовым приводом.

Теперь об электрооборудовании. Тут тоже все методом «проб и ошибок». Установил электрическую схему от мопеда, переделал для этого маховик, изготовил кронштейны катушек зажигания. Но для трактора такая электрика оказалась слишком слабой. Пришлось искать автомобильный генератор. Попался от старой «Тойоты». Перебрал его и заменил подшипники. Закрепил в задней части рамы — лучшего места для него так и не придумал, куда бы не примерял, везде что-то мешалось. Ведущий шкив взял от насоса гидроусилителя руля, ремень от него же. Автомобильный генератор работает весьма эффективно, обеспечивая стабильное напряжение 14,5 В в бортовой сети.

Стартер тоже подошел от «Тойоты». Бендикс немного доработал. При этом возможность ручного запуска сохранена на случай, если аккумулятор подведет. Замок зажигания от «Газели». Трактор оснащен стандартными осветительными приборами, «приборку» взял от мотоцикла «Иж», установив отдельный указатель уровня топлива. В целях безопасности смонтировал звуковую сигнализацию, срабатывающую при включении задней передачи — теперь трактор не только видно, но и слышно.
Колесные диски «москвичевские», шины зимние б/у
Как уже было упомянуто, я не собирался делать многофункциональный трактор. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды! Обкатав машину в минимальной версии, решил оснастить ее комплектом навесного оборудования. Самостоятельно изготовил вилы и ковш. Вилы — из профильной трубы сечением 40×40 мм, «рога» — из трубы 30×30 мм. Ковш сварил из стали толщиной 3 мм. снизу и по бокам усилил его полосами металла толщиной 6 мм. Затем собрал гидравлическое оборудование. Приобрел гидронасос НШ-10 и рукава высокого давления, гидрораспределитель Р-80 подобрал от списанного экскаватора. Гидравлический бак самодельный объемом на 4 л. На сброс масла с распределителя в бак установил обычный армированный шланг.
Установка автомобильного электрооборудования гарантирует уверенный запуск двигателя в любую погоду


Установка автомобильного электрооборудования гарантирует уверенный запуск двигателя в любую погоду
Высота подъема ковша составляет примерно 1,5 м. Грузоподъемность специально не замерялась, но поднимал как-то 175 кг — погрузчик с таким грузом справляется, но его задняя часть при этом отрывается от земли, так что лучше не рисковать.

После проведения испытаний «Крепыш» был покрашен в ярко-красный цвет и выглядит он теперь очень нарядно. В моих же дальнейших планах -расширение комплекта навесного оборудования.

Ну и последняя информация, интересующая обычно всех, кто видит мой самодельный трактор. В общей сложности, от идеи до реализации, его постройка заняла у меня два месяца. А на материалы, узлы и агрегаты потрачено около 60 000 рублей.

Дмитрий ЮРЬЕВ, город Куйбышев (Новосибирская обл.)

Рекомендуем почитать

  • РЕЙКУ ДЛЯ ПРОЧНОСТИ Широко применяемые в самодельном строительстве и изготовлении мебели древесно-стружечные плиты (ДСП) при всех их положительных качествах имеют серьезный недостаток — в них плохо держится…
  • КРАН БОРИСЕНКОВА и Вулкан Оригинал Во время строительства загородного дома не обойтись без большого объема такелажных работ. Уже на этапе закладки фундамента вы столкнетесь с тем, что надо подтащить на стройплощадку мешки с…

Особенности ходовой части мини-трактора

Для сборки ходовой части обычно используют автомобильные комплектующие.

Чтобы снизить частоту вращения ведущих колес и увеличить на них крутящий момент используют несколько путей:

  • применяют ременную передачу между двигателем и КПП. На легких мини-тракторах ей можно заменить сцепление;
  • устанавливают за КПП понижающий или раздаточный редуктор. Установкой раздаточного редуктора можно решить вопрос применения полного привода;
  • устанавливают бортовые редукторы на балке ведущего моста.

Развертки несложных макетов трактора для детского творчества

Дети, которым пока не под силу собрать трактор из бумаги по сложным схемам с большим количеством деталей, могут сделать игрушку своими руками из готовой развертки.

Процесс создания поделки состоит из нескольких несложных этапов:

  • понравившуюся картинку распечатывают;
  • аккуратно вырезают все детали по контурам;
  • продавливают все сгибы вдоль линейки, для получения аккуратных углов;
  • промазывают клеем клапаны и собирают макет трактора, сверяясь с изображением готовой модели.

Синий трактор из бумаги

Для того, чтобы в доме «поселился» веселый персонаж познавательного мультфильма – синий трактор, макет нужно распечатать на цветном принтере на плотной бумаге и собрать, согласно приведенному выше пошаговому плану.

Игрушка получится красивее и долговечнее, если распечатать заготовку на глянцевой фотобумаге.

Простой макет трактора с пошаговым мастер-классом сборки

Модель трактора с прицепом и вращающимися колесами сделать совсем несложно, если внимательно смотреть на фото и последовательно выполнять все этапы работы.

Развертки для печати

Мастер-класс создания поделки

Процесс сборки игрушки состоит из простых этапов, выполнить которые самостоятельно под силу даже младшему школьнику:

  1. Выкройки распечатывают и аккуратно вырезают по контурам.
  2. Чтобы получить цветную модель трактора, перед началом сборки шаблоны можно раскрасить фломастерами или маркерами.
  3. Заготовки колес наклеивают на картон при помощи клеящего карандаша.
  4. После высыхания клея колеса вырезают, стараясь, чтобы картонная основа не была видна. Для создания игрушки дополнительно понадобятся 4 зубочистки и небольшие бусины.
  5. Намечают сгибы на бумажном корпусе машины и проделывают дырочки для колесных осей в отмеченных местах.
  6. Заклеивают передние клапаны.
  7. Прокалывают отверстия в центре колес из картона.
  8. Используя зубочистки в качестве осей, прикрепляют большую и среднюю пары колес к кузову.
  9. Вырезают развертку прицепа, надрезают клапаны согласно рисунку.
  10. Маникюрными ножницами или канцелярским ножом проделывают отверстия для осей.
  11. Сгибают тележку, предварительно проведя вдоль пунктирных линий оборотной стороной ножниц для получения аккуратных заломов.
  12. Приклеивают клапаны, чтобы получилась форма коробочки.
  13. Вставляют в отверстия зубочистки и надевают на них маленькие колеса.
  14. Концы всех осей закрепляют, при помощи бусин.
  15. Соединяют трактор и тележку, бумажный транспорт готов к сельхозработам.

Вместо бусин можно зафиксировать концы осей кусочками пластилина.

Развертка в технике cubecraft

Стилизованный трактор-кубик для самых маленьких – оригинальная игрушка, развивающая фантазию и творческое мышление.

Оригами трактор с простой схемой

Несложная модель трактора, с которой справятся даже дети или начинающие оригамисты. Для создания поделки нужны 1 квадратный лист 20 х 20 см. и 5 листов 10 х 10 см. Для большей схожести игрушки с настоящей машиной можно взять бумагу разных цветов или даже фольгированную.

Видео мастер-класс по созданию оригами-трактора.

Вместо покупной фольгированной бумаги можно использовать фольгу от шоколада на бумажной основе.

Аппликации для детей

Маленькие автолюбители могут начать свой путь инженера – создателя сельхозтехники с простой аппликации. Трактор из цветной бумаги, созданный своими руками будет для ребенка поводом для гордости и, возможно первым шагом в бумажном моделировании. А дети, которым пока не под силу аппликация могут просто раскрасить картинку, которая им понравится.

Шаблоны для вырезания

Для создания аппликации шаблоны распечатывают, разрезают на детали, прикладывают их на цветную бумагу выбранного цвета с лицевой стороны, обводят простым карандашом и вырезают по контуру. После остается только собрать из цветных кусочков желаемую картинку.

Если нет возможности распечатать заготовку, то можно приложить к монитору цветную бумагу нужного цвета (если она тонкая) и обвести контуры деталей, или скопировать линии с монитора на прозрачную кальку, а с нее уже перенести на цветные листы.


Бумажное творчество не теряет своей популярности, потому что позволяет создавать из такого простого и доступного материала настоящие шедевры моделирования. А семейные вечера, проведенные за сборкой игрушек по готовым разверткам, станут для детей одним из самых теплых и приятных воспоминаний детства.

Комплектующие для установки гидравлики

Обычно гидросистему устанавливают на тяжелых мини-тракторах, однако встречаются и мотоблоки ею оснащенные.

Для установки гидросистемы на самодельный мини-трактор понадобятся:

  • шестеренчатый насос, НШ-10 будет достаточно;
  • гидрораспределитель, подойдет с МТЗ-80/82;
  • силовые гидроцилиндры;
  • масляный бак;
  • фильтр.

Для привода рабочих органов навесного оборудования вместо ВОМ удобно использовать гидромотор.

Общие выводы

Самодельные минитрактора, фото которых можно увидеть на сайтах конструкторов любительской техники для сельского хозяйства, представляют собой функциональные и достаточно продуманные модели. Сборка может быть достаточно непростой и долгой, и лучший способ, чтобы представить, как именно сделать и собрать самодельный минитрактор своими руками – видео, которое наглядно показывает каждый этап. В результате есть возможность создать устройство, которое станет незаменимым помощником в обработке сельскохозяйственных земель и обойдется недорого.

Применять или не применять ВОМ?

Вал отбора мощности необходим для привода активных рабочих органов косилок, фрезерных почвообрабатывающих машин, картофелекопателей, снегоуборщиков, насосных установок и других машин.

Кроме того, использование ВОМ позволяет максимально использовать мощность двигателя, так как всю мощность невозможно использовать «на колесах», из-за низкой массы агрегата.

Устройство кабины

Самодельная кабина для минитрактора создает комфорт и удобство для работающих – при минимальных затратах труда и материалов условия труда кардинально меняются, позволяя работать по намеченному графику практически в любую погоду. Это касается любых моделей минитехники, в том числе популярных ДТЗ, Т-25 (Россия), Xingtai, Jimna, Dong Feng (Китай) и других. Во многом повторяя по конструкции, применяемые на серийных машинах, самодельные кабины практически не отличаются от них по качеству, если изготовлены профессионалами в соответствующих условиях.

Основными составляющими будущей кабины являются:

  1. Прочный стальной каркас из гнутых и сварных уголков №№ 45-22;
  2. Крыша из листовой стали или композитных материалов;
  3. Окна и двери, закрепленные на стальных завесах, с замками, газовые амортизаторы для заднего окна;
  4. Остекление, теплоизоляция, уплотнения;
  5. Обшивка из поролона и утеплителя (кожзам);
  6. Электропроводка и электроприборы;
  7. Передние и задние фонари;
  8. Дворники лобового стекла;
  9. Зеркала заднего вида;
  10. Фонари (передние, задние), вентилятор, автопечка.

Компостер для дачи: принцип его работы, разновидности.

Установка тормозов

В самодельных мини-тракторах могут устанавливаться как барабанные, так и дисковые тормоза. Выбор зависит от конструкции ведущего моста автомобиля, который в укороченном варианте ставится на самоделку вместе с тормозами.

Механизм привода колодок барабанных тормозов может быть как механическим, так и гидравлическим. Для легких и средних самоделок достаточно механического привода. С дисковыми тормозами используется гидравлический привод колодок.

Для наглядного представления создания мини-трактора своими руками можно воспользоваться видео.

Таким образом, используя распространенные узлы, механизмы и материалы можно сравнительно дешево самостоятельно изготовить надежного помощника, который облегчит ваш труд при решении разнообразных задач.

Чертежи для сборки реалистичных тракторов средней сложности

Представленные ниже развертки подойдут для самостоятельной сборки детям среднего возраста, или взрослым, которые только начали свои путь бумажного моделиста. Схемы не отличаются особой детализацией, но зато потребуют меньше времени на сборку, чем точные коллекционные модели.

МТЗ-50 Беларус.

Т-150К.

New Holland 8870.

Фото мини трактора своими руками

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]