Какие документы и разрешения нужны для работы на автовышке?


Особенности работы на автовышке

Работа на автовышке – весьма важный процесс, который включает в себя массу функций. С помощью устройства на определенную высоту можно поднять, к примеру, строителя с набором инструмента или же строительные материалы. Если строительная конструкция достаточно сложная, порой на этапе строительства без подъемной техники к труднодоступному месту невозможно доставить материал.

Темпы развития строительной отрасли в последнее время неукоснительно возрастают. Вместе с ними растет и потребность в специализированной технике. Этим и объясняется рентабельность и востребованность такой профессии, как работа на автовышке.

С помощью специализированной техники решаются не только строительные задачи по остеклению или обустройству фасадов. Часто работа на автовышке необходима в городской среде. К примеру, без спецтехники трудно представить проведение операций по установке фонарей или кондиционеров, вывеске натяжной панорамной рекламы на большой высоте.

Опытный машинист автовышки не понаслышке знаком с такими работами, как реставрация (строительство, ремонт) фасадов разнообразных конструкций и домов. Обслуживание кондиционеров в многоэтажных домах – также знакомый вид услуги, требующий применения спецтехники. Без грузоподъемных устройств в многоэтажках не остеклить порой балкон и не установить отливов. Кроме того, автогидроподъемник используется при чистке дымоходов, проведении ремонтных операций с кровлей, мойке окон и утеплении фасадов.

Требования к кандидатам на должность машинист автовышки

Правила техники безопасности, как уже говорилось, играют в каждой из профессий очень важную роль. Так, машинист автогидроподъемника должен быть не моложе восемнадцати лет, прошедший соответственную подготовку. При устройстве в какую-либо организацию, он должен предоставить удостоверение водителя на данный тип технического устройства. Перед проведением самостоятельных процессов, оператор проходит медицинское обследование, которое определяет его пригодность по отношению здоровья и одобряет допуск к работе. Еще кандидат на должность обязан быть обучен безопасным способам и приемам проведения рабочих процессов, а также ознакомлен с инструктажем по охране труда и непосредственно на месте простажирован.

Когда объявляется вакансия, заявки подает огромное количество претендентов. В отделе кадров организации все кандидатуры тщательно изучаются перед тем, как отдать предпочтение какой-то определенной. Для должности водитель автовышки важны такие факторы, как общий водительский стаж, опыт работы на автогидроподъемнике. Как правило, выбирается кандидатура, имеющая солидный стаж как водитель и желательный стаж на подъемнике от пяти лет. В этом случае, чем больше опыта, тем лучше. Исключение составляют люди пенсионного возраста, которых брать на должность многие организации попросту не хотят.

Машинист автовышки и автогидроподъемника может сам выбирать себе подходящие условия среди представленных на рынке труда условий. Здесь играет роль размер оклада, график, стаж по профессии, расположение объектов работы. Вахтовый метод часто предлагается в различных по времени заездок вариантах. Сроки одних вахт могут исчисляться в неделях, других – в месяцах.

Быть на высоте

Российский рынок 18- и 22-метровых гидроподъемников

Автогидроподъемники (АГП) являются одним из наиболее востребованных на рынке типов грузоподъемной техники. Они широко применяются в различных областях хозяйственной деятельности, при выполнении высотных работ — для подъема рабочих с материалами и инструментом при проведении ремонтных и строительно-монтажных работ, а также для обслуживания зданий, сооружений и устройств энергетического и коммунального хозяйства. Использование в качестве базы автомобильных шасси делает подъемники очень мобильными, что удобно для их оперативной переброски на объект. Применение базовых шасси высокой проходимости расширяет сферу применения, позволяя эксплуатировать подъемную технику в условиях бездорожья. На российском рынке предлагается широчайший спектр АГП, различающихся высотой подъема и базовым шасси — от 12-метровых компактов на базе “ГАЗели” до гигантов с высотой подъема 100 и более метров на многоосных спецшасси.

Особенности рынка

За последние 15 лет на российском рынке автогидроподъемников произошли значительные изменения. В первой половине 2000-х годов в России функционировало более десятка предприятий, выпускавших АГП. Большинство из этих заводов выпускало коленчатые подъемники, разработанные еще в советский период. По разным причинам (некоторых заводов уж нет, а другие сменили специализацию) прекращено производство АГП на краснодарском заводе “Мехпромстрой”, Людиновском машиностроительном заводе, Ставропольском заводе автомобильных кранов “КРАСТ”, Абаканском экспериментально-механическом заводе, Магнитогорском заводе “Ремстроймаш”, Нижегородском машиностроительном заводе, подольском заводе “Стройтехника”, Нижнетуринском машиностроительном заводе “Вента”, Ульяновском механическом заводе № 2. До кризиса объем производства АГП на российских предприятиях составлял порядка 1500 единиц в год. Значительны были поставки с Украины: мелитопольский завод “Гидромаш” экспортировал в нашу страну по несколько сотен АГП в год. Кроме того, большой популярностью в ту пору пользовались «бэушные» подъемники (в основном из Японии), годовой объем импорта которых превышал 1000 единиц.

В настоящее время ситуация на рынке уже не та что прежде. Суммарный объем не превышает 1000 автогидроподъемников. Отечественные заводы, которые осуществляют полный цикл производства АГП — от проектирования до изготовления металлоконструкций и окончательной сборки, — можно пересчитать на пальцах одной руки, да и объемы выпуска, по сравнению с докризисным периодом, у них существенно снизились. Из “старичков” теперь в строю только Казанский электромеханический завод, санкт-петербургский завод “Автогидроподъемник” и Завидовский экспериментально-механический завод. Торжокский завод “Пожтехника”, являвшийся в тучные нефтедолларовые годы одним из крупнейших поставщиков автогидроподъемников, в настоящее время практически свернул программу АГП гражданского назначения, сосредоточившись на традиционной для себя продукции — пожарных автомобилях, в том числе пожарных подъемниках. Однако на место прежних игроков пришли новые.

Новый тренд, наметившийся во второй половине 2000-х годов, — установка импортного подъемного оборудования на шасси российскими предприятиями. Год за годом число таких производителей становилось все больше, этот процесс продолжается и в настоящее время. Причем в ход идут уже не только иностранные надстройки, но и отечественные, а также поставляемые из ближнего зарубежья. Из иностранцев у нас наиболее популярны итальянские и корейские АГП. Из ближнего зарубежья до недавних пор к нам массово поставлялись украинские подъемники, в настоящее время их место заняла белорусская техника.

За сравнительно короткий период с того момента, как в России стали массово предлагаться иностранные автогидроподъемники, вектор приоритетов у потребителей весьма стремительно стал склоняться в их пользу. Помимо таких параметров, как надежность и качество, импортные подъемники обладают компактностью и малой собственной массой. В их конструкции применяются высокопрочные стали, алюминий и пластик. Стрелы выполняются многосекционными, что делает подъемник в транспортном положении очень маневренным. Люльки выполняются поворотными. И если самые массовые отечественные АГП с высотой подъема 18 и 22 м можно устанавливать только на среднетоннажные шасси, то для зарубежных подъемников с такой же и даже большей высотой подъема вполне подходят малотоннажники типа “ГАЗели” и ее аналогов.

Конечно, нельзя сказать, что отечественные производители автогидроподъемников стоят на месте и не создают ничего нового — и у них появляются новые модели, превосходящие по своим параметрам технику, созданную в былые годы. Важным шагом вперед стало освоение выпуска телескопических подъемников, заменивших устаревшие коленчатые. Такая конструкция позволила существенно уменьшить габаритную длину АГП, а также понизить центр тяжести и улучшить устойчивость машины. Дальнейшим развитием конструкции телескопических подъемников стало применение укороченных в сложенном положении стрел за счет увеличения количества секций. Установка люльки со складным ограждением — еще один способ уменьшить габариты, но уже по высоте. Внедрение механизма поворота люльки добавило в актив отечественных АГП еще один плюс.

Несмотря на то, что все отечественные производители АГП добавили в свои производственные программы более современные телескопические подъемники, модели с коленчатой стрелой пока не отправлены в отставку, ряд заводов продолжает их выпускать. Недостатки коленчатых подъемников окупаются с лихвой низкой стоимостью, простотой в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

18 и 22 метра

Наиболее востребованы на российском рынке автогидроподъемники с высотой подъема 18 и 22 м. Они очень удобны для работы в условиях городов: компактны, мобильны и позволяют выполнять высотные работы на основной массе городских объектов. В качестве базовых для них используются, как правило, доступные шасси отечественных среднетоннажных грузовиков, в недавнем прошлом — ГАЗ и ЗИЛ. В настоящее время, в связи с ликвидацией ЗИЛа, подъемное оборудование монтируют преимущественно на шасси ГАЗ, реже — на другие марки автомобилей, в том числе иностранные. Некоторые модели иностранных 18- и 22-метровых подъемников устанавливаются даже на малотоннажные грузовики “ГАЗель” и им подобные.

АГП с такой высотой подъема широко применяются в городских электросетях, коммунальных службах, в строительстве, рекламных службах, арендных компаниях, технических службах Госавтоинспекции и т.д. Практически все отечественные производители имеют в своих линейках 18- и 22-метровые модели. О них и поговорим подробнее.

Казанский электромеханический завод — старейший отечественный изготовитель, специализирующийся на производстве автоподъемников с 1957 года. В модельном ряду предприятия представлено несколько семейств подъемников в рассматриваемом высотном диапазоне. Это и классические коленчатые 18- и 22-метровые подъемники серий ВС-18 и ВС-22, и телескопические модели АПТ-18, ПСС-131.22Э, ТА-18 и ТА-22.

Коленчатый подъемник ВС-22.02 на шасси “ГАЗон NEXT”, КЭМЗ

Модель ВС-18.04 имеет наибольший вылет 6,8 м и максимальную грузоподъемность люльки 250 кг, базовые шасси — ГАЗ-3309, ГАЗ-33086 и “ГАЗон NEXT”. Подъемники серии ВС-22 выпускаются в 2- и 3-коленном исполнении. У них максимальный вылет 9,5 м, а грузоподъемность люльки 250 кг. Шасси — ГАЗ, КАМАЗ, Урал.

Телескопический подъемник АПТ-18 имеет высоту подъема 18 и вылет 12 м. Грузоподъемность люльки — 250 кг. Базовые шасси – ГАЗ-3309, -33086, “ГАЗон NEXT”, в том числе с 2-х рядной кабиной, КАМАЗ-4308, -43253.

Телескопический подъемник ПСС-13.122Э характеризуется высотой подъема 22 м,

вылетом стрелы 12,25 м и грузоподъемностью люльки 250 кг. Модификация ПСС-131.22Э(300) имеет поворотную на ±45° люльку с увеличенными геометрическими размерами.

Наиболее современными являются телескопические подъемники ТА-18 и ТА-22. Стрелы для них изготавливаются в Германии из высокопрочной шведской стали. На подъемниках установлена усовершенствованная система безопасности управления и контроля, позволяющая в зависимости от нагрузки в люльке изменять вылет стрелы. Базовые шасси – ГАЗ-3309, -33086, “ГАЗон NEXT”, в т.ч. и с 2-х рядной кабиной.

Телескопический подъемник ТА-22 на шасси ГАЗ-3309, КЭМЗ

ТА-18 и ТА-22 имеют компактные размеры и пониженный вес навесного оборудования, обеспечивают высоту подъема 18 и 22 м соответственно, наибольший вылет 8,5 м при нагрузке 250 кг и вылет 10 м при нагрузке 120 кг. Люлька — складная алюминиевая. Пропорциональное электрогидравлическое дистанционное управление (кабель длинной 5 м), обеспечивает установке плавность и точность перемещения рабочей платформы в пространстве. На подъемниках установлена усовершенствованная система безопасности управления и контроля, позволяющая в зависимости от нагрузки изменять вылет стрелы. Для исключения возможности повреждения гидравлические шланги и электрический кабель смонтированы внутри стрелы. В качестве базовых применяются шасси ГАЗ, “ГАЗон NEXT”. Все модели автогидроподъемников КЭМЗ оснащаются электроизолированной люлькой, что позволяет выполнять обслуживание электрических установок напряжением до 1000 В без его отключения.

Завод “Автогидроподъемник” — еще одно предприятие отрасли, стоявшее у истоков производства автомобильных подъемников. Выпуск первых автовышек здесь был освоен в 1950 году. Совместный проект завода “Автогидроподъемник” и компании “Техинком” получил собственный бренд MARS. Как отмечает производитель, автогидроподъемники MARS отличаются передовыми конструкторскими и дизайнерскими решениями. В рассматриваемом диапазоне высот представлена 18-метровая модель MARS/18 на шасси ГАЗ-33088 с двухрядной кабиной. С некоторой натяжкой сюда можно отнести 23-метровый подъемник MARS/23 на шасси “ГАЗон NEXT” с двухрядной кабиной.

Телескопический подъемник MARS/18 на шасси ГАЗ-33088, “Автогидроподъемник”

В числе основных особенностей подъемников MARS — раздельный опорный контур, компактные габаритные размеры, максимальные функциональные возможности в базовой комплектации, унификация комплектующих. Гидравлические рукава и электрические кабели размещаются внутри стрел, что позволяет защитить их от повреждений. В качестве опции предусмотрен выносной пульт на кабеле, возможно исполнение с радиоуправляемым пультом. Все подъемники комплектуются алюминиевой люлькой с углом поворота в горизонтальной плоскости ±90°.

Завидовский экспериментально-механический завод до недавнего времени также выпускал коленчатые 18- и 22-метровые подъемники наряду с телескопическими, однако сейчас в производственной программе предприятия остались только модели с телескопической стрелой.

Подъемники ПСС-131.18Э с высотой подъема 18 м и вылетом 13 м представлены модификациями с 3-секционной стрелой решетчатого типа, а также с 3-секционной и 4-секционной цельнометаллической стрелой коробчатого сечения. Модификация с 4-секционной стрелой отличается компактной конструкцией и наличием функции поворота люльки на ±45°.

Лестничный подъемник ПСС-131.18Э на шасси “ГАЗон NEXT”, Завидовский ЭМЗ

22-метровый телескопический подъемник ПСС 131.22Э с вылетом в 15,9 м оснащен 5-секционной стрелой. Использование такой стрелы сделало машину очень компактной, что позволило привязать данную установку к 2-осным шасси КАМАЗ и МАЗ, уложив стрелу подъемника за кабину так, что габарит по высоте не значительно превышает габарит автомобиля-шасси.

Телескопический подъемник ПСС 131.22Э на шасси Урал-4320, Завидовский ЭМЗ

Все подъемники имеют электрозащиту до 1000 В. В качестве базовых применяются различные доступные шасси отечественного и иностранного производства. В основном — среднетоннажники ГАЗ, кроме того, КАМАЗ, “Урал”, МАЗ, Mitsubishi Fuso, Isuzu NMR85H, Hyundai HD 78, Isuzu NMR85H.

Автомобильный завод “Чайка-Сервис” на рубеже 2007-2008 годов приступил к освоению нового вида продукции — автогидроподъемников, совместно с итальянской компанией Socage. За более чем 10 лет производства машин данного типа предприятие сумело закрепиться на рынке АГП и составить серьезную конкуренцию старой когорте отечественных производителей, а также занять лидирующие позиции среди предприятий новой волны, специализирующихся на монтаже импортных АГП на шасси.

Телескопический подъемник “Чайка Socage” Т318 на шасси “ГАЗель NEXT”, “Чайка-Сервис”

“Чайка-Сервис” осуществляет привязку специальных надстроек к различным шасси отечественного и зарубежного производства, дорабатывая, в свою очередь, шасси под монтаж оборудования. Благодаря малой массе (за счет применения высокопрочных сталей) и компактности навесного оборудования АГП со средней высотой подъема — 18-22 м — могут устанавливаться не только на среднетоннажники, но и на шасси полной массой от 3,5 т. Максимальный вылет на 18-метровых моделях достигает 13 м, на 22-метровых — 15,5 м. По типу исполнения средневысотные подъемники подразделяются на телескопические с расположением стрелы над кабиной (серия Т), телескопические с расположением стрелы за кабиной (серия Т) и рычажно-телескопические (серия DA). Подъемники комплектуются люлькой из алюминия грузоподъемностью до 300 кг с механизмом поворота люльки. Люлька может быть оборудована розеткой 220 В для подключения электроинструмента и выводом для подключения пневмоинструмента. Электроизоляция корзины на 2000 В включена в штатную комплектацию. В качестве базовых шасси применяются автомобили отечественного и иностранного производства.

Телескопический подъемник “Чайка Socage” Т318 на шасси Isuzu, “Чайка-Сервис”

Телескопический подъемник АГП-18Т на шасси Hyndai HD78, “РусКомТранс”

Завод коммерческого транспорта “РусКомТранс”

вышел на рынок автогидроподъемников во второй половине 2000-х годов и на сегодняшний день изготавливает подъемники высотой до 75 м. В производстве преимущественно используется подъемное оборудование итальянской компании CTE. Телескопические АГП с высотой подъема 18 и 22 м предлагаются в двух конструктивных исполнениях: “люлька в заднем свесе”, позволяющая осуществлять посадку в люльку в транспортном положении, и “люлька над кабиной”, сохраняющая компактные габаритные размеры и проходимость базового автомобиля. Максимальный вылет 18-метровых моделей — 13,5 м, 22,5-метровых — 10,6 м. Грузоподъемность люльки — 300 кг. Применяемые шасси — любые отечественные и зарубежные, полной массой от 3,5 т.

В числе отличительных особенностей подъемников CTE — использование высокопрочных сталей, поворотная люлька с электроизоляцией до 1000 В и поворот колонны до 390°. В рабочей платформе может быть установлена розетка на 220 В и пневмовывод.

Телескопический подъемник АГП-22Т на шасси ГАЗ-3308, “РусКомТранс”

“Автомеханический завод”

дебютировал на рынке АГП в 2012 году. Предприятие предлагает подъемники с оборудованием итальянской компании Isoli, с различной высотой подъема и разными стреловыми конфигурациями. АГП устанавливаются на шасси отечественного и иностранного производства полной массой от 3,5 т. Из рассматриваемых в нашей статье типоразмеров высоты подъема АМЗ выпускает 22-метровую модель АМЗ IS7. Она имеет максимальный вылет 11,3 м, грузоподъемность люльки составляет 250 кг. Люлька изготовлена из алюминия и имеет изоляцию до 1000 В, оснащена функцией поворота на ±90°, для подключения инструмента в люльке установлена розетка на 220 В. Управление — электрогидравлические. Угол вращения колонны — 550°.

Телескопический подъемник АМЗ IS7 на шасси Hino 300, “Автомеханический завод”

Появление новых игроков на отечественном рынке автогидроподъемников продолжается по сей день. Причем, это не только фирмы, специализирующиеся на установке на шасси подъемного оборудования сторонних изготовителей, но и предприятия, сами разрабатывающие и изготавливающие все основные компоненты АГП.

Клинцовский автокрановый завод, специализирующийся на выпуске автомобильных кранов, в последние годы активно диверсифицирует производство. В 2022 году завод представил свой первый автогидроподъемник с высотой подъема 36 м, а в минувшем году — 18-метровую модель АГП-18-2К “Клинцы”, которая с 2019 года выпускается серийно. Конструкторы КАЗа предложили потребителям именно ту конфигурацию, которая пользуется наиболее высоким спросом на рынке — это телескопическая стрела с расположением рабочей платформы над кабиной в транспортном положении. Подъемник обеспечивает высоту подъема 18 м и горизонтальный вылет 12 м. Угол поворота колонны — 360°. Рабочая платформа имеет максимальную грузоподъемность 300 кг. Функция поворота рабочей платформы на ±90° обеспечивает максимально удобное расположение к рабочей поверхности, а система ориентации позволяет удерживать пол рабочей платформы в горизонтальной плоскости при любых углах наклона стрелы. Предусмотрена электроизоляция рабочей платформы до 1000 В. В качестве шасси может быть использован практически любой среднетоннажник — от бюджетного отечественного ГАЗона до иномарки.

Телескопический подъемник АГП-18-2К “Клинцы” на шасси ГАЗ-33086, Клинцовский автокрановый завод

Завод “Гринмаш”

— еще одно новое имя на рынке отечественных автогидроподъемников. Предприятие работает совместно с заводом “Тверьстроймаш”, известным производителем полуприцепной и прицепной техники. Тверской производитель дебютировал с наиболее востребованными на рынке 18- и 22-метровыми автогидроподъемниками. Металлоконструкции подъемников — полностью собственного изготовления, выполнены с применением высокопрочной стали Domex, что позволило уменьшить массу надстройки при сохранении прочностных характеристик. Уменьшению массы подъемника также способствует использование алюминия, из которого выполнена люлька. Модель ПСС-131.18Э имеет высоту подъема 18 м, вылет 9/13 м и грузоподъемность люльки 300/120 кг. Вторая модель — ПСС-131.22Э — характеризуется высотой подъема 22 м, вылетом 9/13 м и грузоподъемностью люльки 250/120 кг. Электроизоляция люльки рассчитана на напряжение до 1000 В. Базовые шасси — “ГАЗон NEXT” и ГАЗ-3309 с 1- и 2-рядной кабиной.

Телескопический подъемник ПСС-131.18Э на шасси “ГАЗон NEXT”, “Гринмаш”

Телескопический подъемник ПСС-131.22Э на шасси “ГАЗон NEXT”, “Гринмаш”

Концерн PALFINGER — ведущий мировой производитель мобильного грузоподъемного оборудования — несколько лет назад вышел на российский рынок с новым продуктом — автогидроподъемниками. Производитель подразделяет свои подъемники на 3 потребительских сегмента — бюджетный, средний и премиум-сегмент. Техника среднего ценового сегмента выпускается в Италии. Итальянские АГП поставляются в Россию в виде навесного оборудования и здесь монтируются на шасси как смонтированными на шасси, так и в виде навесного оборудования. Подъемники премиум-сегмента выпускаются в Германии и поставляются только комплектными, на шасси, в диапазоне высот от 9 до 100 м. Более доступные по цене итальянские подъемники нашли свою нишу на российском рынке. Однако в линейке не оказалось таких хитов, как 18 и 22 м, ближайшие выпускаемые типоразмеры — 17 и 20 м. В этой связи в 2022 году была разработана новая 18-метровая модель PALFINGER P180T. В дальнейшем конструкцию подъемника доработали, и в 2018 году выпустили пилотную серию. С нынешнего года данная модель выпускается серийно в России на заводе “Велмаш-C” в Великих Луках, принадлежащем австрийскому концерну. Подъемное оборудование разработано и производится по стандартам PALFINGER из качественных комплектующих. Автогидроподъемник может монтироваться на шасси в двух исполнениях — “люлька над кабиной” и “люлька в заднем свесе”. Грузоподъемность люльки составляет 300/80 кг в зависимости от вылета. Максимальный вылет — 10,7 м. Металлоконструкции подъемника изготовлены из высокопрочной стали. На люльке применен надежный стальной механизм горизонтального поворота и тензодатчик ограничения грузоподъемности взамен механического. В стандартную комплектацию входит пульт дистанционного управления. Данная модель является первым представителем в линейке бюджетных автогидроподъемников концерна PALFINGER и быстро стала бестселлером марки в России.

Компания “Луидор”, являясь стратегическим партнером PALFINGER, выполняет установку подъемников PALFINGER P180T на автомобильные шасси, прежде всего, “ГАЗон NEXT” и ГАЗ-3308/3309. Монтаж подъемников на шасси выполняется на новом заводе “Луидор-Тюнинг”, оснащенном современным технологическим оборудованием. Специализацией нового производства является выпуск спецавтомобилей с гидравлическими надстройками. Помимо автогидроподъемников PALFINGER предприятие также предлагает установку подъемного оборудования других изготовителей, в зависимости от бюджета заказчика — “ВИПО”, Пинский завод “СММ” “Гринмаш”, MARS.

Телескопический подъемник PALFINGER P180T, смонтированный на шасси ГАЗ-33088 на заводе “Луидор-Тюнинг”

Упомянутые белорусские производители “ВИПО” и Пинский завод “СММ” в последние годы активно набирают популярность в России. Подъемное оборудование, выпускаемое этими предприятиями, широко используется российскими фирмами, осуществляющими установку АГП на шасси.

Телескопический подъемник PALFINGER P180T, установленный на шасси “ГАЗон NEXT” заводом “Луидор-Тюнинг”

Машиностроительная компания “Витебские подъемники” (“ВИПО”)

— производитель
автогидроподъемников новой волны — дебютировала на российском рынке в 2011 году. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день это единственный изготовитель автогидроподъемников в СНГ, имеющий технологию конвейерной сборки, с возможностью выпуска до 45 машин в месяц. В производственном процессе используется самое современное оборудование. При изготовлении металлоконструкций применяется высокопрочная сталь Domex с пределом текучести 700 мПа. Предприятие освоило широкую гамму телескопических и рычажно-телескопических подъемников, в числе которых есть и наиболее популярные 18- и 22-метровые.

Лестничный подъемник ВИПО-18-01 на шасси “ГАЗон NEXT”, “Витебские подъемники”

Подъемники серии ВИПО-18 с высотой подъема 18 м выпускаются в трех версиях — телескопический с люлькой, расположенной в заднем свесе; телескопический с люлькой, расположенной над кабиной; лестничный, с передним расположением люльки. Максимальный вылет этих подъемников достигает 12,5 м. Грузоподъемность люльки составляет: у телескопических — 300 кг, у лестничного — 250 кг. 22-метровые телескопические подъемники серии ВИПО-22 предлагаются в двух исполнениях — с люлькой, расположенной в заднем свесе, и с люлькой, расположенной над кабиной. Вылет стрелы на 22-метровых моделях составляет 12 м, грузоподъемность люльки — не более 300 кг. На телескопических АГП ВИПО-18 и ВИПО-22 возможна установка механизма поворота люльки на ±90°. В качестве базовых применяются шасси ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, Hino, Hyundai и другие.

Телескопический подъемник ВИПО-18-01 на шасси МАЗ-4371, “Витебские подъемники”

Пинский завод средств малой механизации

производит автогидроподъемники рассматриваемых типоразмеров — телескопические и коленчатые. Это и классика — коленчатые подъемники ВС-22 с высотой подъема 22 м. И более продвинутые 18- и 22-метровые модели ПМС-318 и ПМС-22 с электропропорциональной системой управления, импортной гидравликой и механизмом поворота люльки ±45° (на ПМС-22). И 18- метровые телескопические подъемники ВС-18Т, а также 22-метровые коленчато-телескопические ВС-22Т с электропропорциональным управлением. Кроме того, в настоящее время налажено сотрудничество с итальянской компанией Oil&Steel, у которой закупаются стрелы. Опорную раму для подъемников с покупными стрелами завод изготавливает самостоятельно. В таком варианте выпускаются телескопические подъемники ВС-18Т-05 с люлькой в заднем свесе, оснащенной механизмом поворота на ±90° и электропропорциональной системой управления. Опционально на все модели подъемников может быть установлена люлька с изоляторами для работы на ЛЭП до 1000В. Оборудование монтируется на шасси ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, Урал, Hyundai и др.

Телескопический подъемник ВС-18Т на шасси “ГАЗон NEXT”, Пинский завод “СММ”

Коленчато-телескопический подъемник ВС-22Т на шасси “ГАЗон NEXT”, Пинский завод “СММ”

Владимир Новоселов

фото автора и фирм-производителей

Нужен ли наряд-допуск при работах в люльке?

В соответствии с пунктом 21 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н (с изменениями на 17 июня 2015 года), работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить перечень работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска, с обязательным включением в него помимо работ, указанных в пункте 11 Правил, работ на нестационарных рабочих местах.

Если в процессе выполнения работ в люльке автовышки происходит изменение высоты расположения рабочей зоны (нестационарное рабочее место), то в данном случае оформление наряд-допуска обязательно в независимости от группы допуска работ на высоте.

В случае стационарного характера работ в люльке автовышки, выдача наряд допуска регулируется пунктом 115 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом от 12 ноября 2013 года N 533 (с изменениями на 12 апреля 2016 года). В данном случае установка и работа кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Таким образом, для определения необходимости оформления наряд-допуска необходимо организовать предварительный анализ рабочего места.

Требования безопасности по окончанию работы.

4.1. После полного окончания работ убрать инструмент и приспособления из корзины.

4.2. Убрать инструменты, приспособления, средства защиты

4.3. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и защитные средства убрать в отведенное для этого место. Снять предупредительные плакаты и ограждения. Мусор, обрывки проводов и т.п. убрать в контейнеры для мусора.

4.4. Привести в порядок спецодежду, очистить от пыли и грязи, принять душ.

4.5. Обо всех замечаниях, дефектах, выявленных в течение рабочего дня, сообщить своему руководителю или руководителю предприятия.

Инструкция по охране труда при работе с люльки вышки

Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция по безопасному ведению работ для рабочих корзины (люльки) находящихся на подъемнике, устанавливает требования по безопасному проведению работ для рабочих люльки подъемников и разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников, проектов производства работ и технологических карт.

1.2. К самостоятельной работе в корзине подъемника, автомобильной вышки допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения работ из корзины подъемника, автомобильной вышки допускаются лица, имеющие удостоверение на право работы в корзине автовышки, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

Допуск к самостоятельной работе должен оформляться приказом по предприятию.

1.2. Рабочий корзины автовышки должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации автомобильного крана, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г.

Повторная проверка знаний рабочих корзины автовышек производится квалификационной комиссией предприятия:

  • периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
  • при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;
  • по требованию лица ответственного по надзору за кранами на предприятии или инспектора Госгортехнадзора.

1.3. Рабочий люльки автовышки обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автовышки;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
  • установленный порядок производства работ автовышки вблизи ЛЭП;
  • приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение;
  • ИТР по надзору, ответственных за содержание автовышки в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ автовышками.
  • иметь на машине медицинскую аптечку, оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
  • выполнять только порученную работу;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.4. Рабочие люльки автовышки должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.5. При обнаружении неисправностей корзины автовышки, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автовышку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автовышке.

1.6. При обнаружении загорания или в случае пожара:

  • остановить автовышку, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
  • приступить к тушению имеющимися первоначальными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни – покинуть автовышку.

1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочие корзины автовышки несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.9. В соответствии с “Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты” рабочие корзины автовышки должны быть обеспечены полукомбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными (срок носки 3 месяца); зимой дополнительно курткой на утепляющей прокладке, брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке, валенки.

1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автовышки;
  • работа на высоте;.
  • столкновение с другим транспортным средством, механизмом или наезд на людей;
  • падение грузов при подъемно-разгрузочных работах и их транспортировке.

Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор, а также каску, предохранительный пояс, очки.

2.2. Внешним осмотром совместно с машинистом автовышки убедиться в исправности корзины, металлоконструкций и других частей автовышки, а так же в надежности грунта на месте предстоящей работы автовышки.

  • осмотреть механизмы автовышки, их крепление и тормоза;
  • проверить исправность ограждений;
  • проверить смазку механизмов;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции, состояние люльки и ее исправность.

2.3. После осмотра автовышки перед ее пуском в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан проверить все механизмы на холостом ходу и исправность действий: механизмов автовышки электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности, тормозов и гидросистемы.

2.4. При обнаружении во время осмотра и проверки автовышки неисправностей и недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и при невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе должен сообщить об этом лицу, ответственному за исправное состояние автовышки.

2.5. Перед началом работы машинист автовышки и рабочие корзины обязаны убедиться в достаточной освещенности рабочего места;

  • проверить состояние площадки;
  • убедиться, что на месте производства работ отсутствует ЛЭП или она находиться на расстоянии более 30 м;
  • получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м.

2.6. Перед входом в люльку рабочий люльки должен убедиться в следующем:

  • подъемник правильно установлен на площадке и на все опоры;
  • в зоне работы подъемника нет посторонних людей;
  • расстояние от крайних опор соответствует значениям, указанным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации вышек;
  • при установке подъемника в зоне электропередачи люльки подъемника не касается проводов линии электропередачи;
  • при установке подъемника около здания расстояние между ними и поворотной платформой составляет не менее 1 м.

Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы механизмов автовышки рабочий люльки обязан:

  • входить и выходить из люльки только через посадочные площадки, при полной остановке подъемника в положении “Посадка”, при работе подъемника вход в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью;
  • не садиться и не вставать на перила люльки, не перевешиваться за перила, внимательно наблюдать за верхними и боковыми препятствиями;
  • не устанавливать на пол люльки предметы для увеличения зоны работы;
  • следить за тем, чтобы масса груза в люльке не превышала номинальную грузоподъемность подъемника;
  • работать на безопасном расстоянии не менее 0,5 м и без дополнительных нагрузок на колено стрелы;
  • работать при достаточном освещении;
  • следить за безопасном перемещением и в случае опасности сигнализировать машинисту или производить остановку двигателя с пульта управления, установленного в люльке;
  • работать только по наряду-допуску при установке подъемника на расстоянии менее 30 м от максимально выступающей части стрелы до крайнего провода линии электропередачи;
  • не сбрасывать с люльки, находящейся на высоте, инструменты и грузы;
  • не переезжать с одного места на другое на подъемнике, если это не предусмотрено руководством по эксплуатации.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости автовышки (проседание грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку землю и установить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы подъемника оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести люльку от электропроводов, при необходимости покинуть кабину.

4.3. Если во время работы рабочий прикоснулся к токоведущим частям электрооборудования, машинист подъемника прежде всего должен принять меры к освобождению его от тока, соблюдая меры личной предосторожности.

4.4. Прекращать работу при неисправных приборах безопасности (ограничитель предельного груза, концевые выключатели, следящая система ориентации люльки в горизонтальном положении)

4.5. Не работать при грозе, дожде, тумане и снегопаде, затрудняющих видимость, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника.

4.6. При возникновении на подъемнике пожара машинист обязан немедленно остановить работу крана и приступить к его тушению первичными средствами пожаротушения.

2.Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Убедиться в исправности инструмента и средств защиты.

2.2. Получить инструктаж у руководителя работ о предстоящей работе.

2.3. Потребовать от водителя автоподъемника проведение всех проверочных работ перед началом подъема и установки СВП на ровной площадке. Уклон площадки не должен превышать 3о.

2.4. По отвесу на телескопе убедиться в вертикальной установке телескопа.

2.5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа с корзины автоподъемника на невыставленные боковые опоры крана УТ-9. Боков вне опоры устанавливает водитель автоподъемника.

2.6. Работать в корзине автоподъемника при скорости ветра более 10м/с , а также во время грозы, гололеда, мокрого снега, тумана ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Для визуальной оценки силы ветра следует пользоваться шкалой. Шкала Бофорта для визуальной оценки силы ветра приведена в табл. 1.

Таблица №1

Сила ветра в бал.Словесное обозначениеСкорость ветра м/сек.Признаки для определения силы ветра
5Свежий ветер8,0 – 10,7(9)Качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягиваются большие флаги.
6Сильный ветер10,8 – 13,8 (12)Качаются толстые сучья деревьев, шумит лес, высокаятрава и посевы временами ложаться на землю. Гудят телеграфные провода.
7Крепкий ветер13,9 – 17,1 (15)Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветви и сучья. Ходьба против ветра заметно затруднена. Слышится свист ветра около строений и неподвижных предметов.
8Очень крепкий ветер17,2 – 20,7 (19)Качаются большие деревья, ломаются тонкие ветви и сухие сучья. Движение против ветра заметно задерживается. Шум прибоя волн на побережьях больших озер и морей слышен на значительном расстоянии.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]