Какие бывают полуприцепы для грузовых автомобилей?

Грузоперевозки автомобильным транспортом всегда были востребованы. В зависимости от характера груза, дальности перевозки выбирается транспорт. Когда груз не вмещается в автомобиль, допустим, по габаритам или количеству, к машине цепляют дополнительное устройство – прицеп или полуприцеп.

Прицепная техника бывает различных видов, моделей, брендов, конфигурация и т.д. Однако первостепенным является её тип – прицеп это или полуприцеп. Так чем они отличаются, как выглядят, какие виды бывают, что вообще такое прицеп и полуприцеп.

Тентованные полуприцепы

Из-за своей универсальности наибольшее распространение среди перевозчиков получили полуприцепы, корпус которых обтянут тентом из ПВХ материала. В них можно перевозить практически все виды товаров, для которых не нужно создавать особых условий при транспортировке. Тент изготавливается из прочных материалов и защищает груз от неблагоприятных факторов внешней среды, таких как дождь, снег, ветер и пыль.

Крыша трейлера может выполняться как тентованной, так и металлической, со съемными или подвижными элементами. Каркас, на который натягивается материал, изготавливают из нержавейки или дюралюминия, что не только облегчает вес конструкции, но и делает ее эксплуатацию более удобной. Рама выполняется цельнометаллической или сборной. Последний вариант менее предпочтителен, из-за качества российских дорог, на которых соединительные элементы могут быстро расшататься, что приведет к выходу конструкции из строя.

Передний транец большинства тентовых полуприцепов выполняется из металла. Это не дает грузу навалиться на кабину, если транспортное средство резко затормозило. По конструктивным особенностям тентовые полуприцепы делят на:

  1. Шторные. При разгрузке товара с трейлеров шторного типа тент просто убирают в сторону. Это позволяет извлекать груз из любой части полуприцепа. Крышу также можно откинуть. Это позволяет привлекать к разгрузочным работам специальную подъемную технику. Верхние и боковые части автономны. Они открываются вне зависимости друг от друга.
  2. Шторно-бортовые. Вдоль полуприцепа здесь идут специальные борта, которые препятствуют выпадению товара. Грузоперевозчики неоднозначно относятся к трейлерам этого типа. Некоторые рекомендуют отказаться от установки дополнительных конструктивных элементов. Объясняется это тем, что надежно закрепить груз можно и в шторном полуприцепе, а установка бортов просто повышает вес трейлера и затрудняет погрузочно-разгрузочные работы.
  3. Бортовые полуприцепы используют для перевозки строительных и крупногаборитных грузов, а также товаров, которые не разрушаются под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды. Их борта откидываются или снимаются за 1-2 минуты, что облегчает погрузочно-разгрузочные работы.

На тентованных полуприцепах можно перевозить грузы массой до 35 тонн. Перевозка товаров менее 20 т. Не респектабельна из-за высоких транспортных расходов. Основной недостаток таких трейлеров в низком уровне защиты груза от злоумышленников. При нахождении фуры на стоянке, воры могут разрезать материал и похитить товар.

Классификация грузовиков по типу кузова

Самая большая категория в классификации грузовых автомобилей. Существуют транспортные средства с 3 типами кузова:

  • Открытый
  • Закрытый
  • Кузов специального назначения.

Также нужно выделить автомобили без кузова. К ним относятся седельные тягачи или, как их называют дальнобойщики, «головы». Вместо кузова они оснащены седельно-сцепным устройством для закрепления полуприцепа. Яркий пример такого тягача — Foton Auman BJ4189.

Вид Седельный тягач
Колесная формула 4×2
Двигатель Дизельный, турбонаддув, 11.8 л, 473 л.с.
Трансмиссия AMT 12-ступенчатая, MT 16-ступенчатая
Полная масса ТС 18 тонн
Полная масса автопоезда 45 тонн
Грузоподъемность До 37.3 тонн с автопоездом
Снаряженная масса 7.6 — 8 т
Цена От 4.909.000 руб.

Виды грузовых автомобилей с открытым типом кузова

Они бывают нескольких видов:

  • Бортовые
  • Платформы
  • Тралы.

Бортовые

Первый тип автомобилей имеет невысокий борт, выступающий в качестве ограждения. Преимущество такой техники — простота погрузки и разгрузки. Однако если высота груза выше, чем сам борт, необходимо надежно его закрепить. В таком кузове перевозят вещества и предметы, которым не страшны осадки, пыль и ветер. Бортовые автомобили часто используют для перевозки строительных материалов на небольшие расстояния.

Некоторые бортовые автомобили, такие как Auman TX1625 (BJ1163) и Aumark BJ 1129, оснащаются краном-манипулятором. КМУ облегчает погрузку и разгрузку тяжелых грузов. Управление осуществляется водителем из кабины. Объединяя в себе автокран и грузовой автомобиль, такая техника экономит время и средства на погрузочно-разгрузочные работы.

Платформы

Открытый тип кузова без бортов, который предназначен для транспортировки крупногабаритных и негабаритных грузов. К ним относятся станки, емкости большого объема, строительная техника, трансформаторы и кабельные катушки, мостовые балки, колонны, большие трубы и другие объекты. На данном типе кузова не предусмотрены помосты, поэтому загрузка производится при помощи кранов.

Тралы

Главная цель тралов — транспортировка спецтехники и тяжелых транспортных средств. На тралах часто транспортируют гусеничные экскаваторы, поскольку им запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Для удобства заезда низкорамные тралы оснащаются специальными помостами или откидной платформой. Такие машины, как правило, имеют более 4 осей и большую грузоподъемность.

Грузовой автотранспорт с закрытым типом кузова

Делятся на несколько типов:

  • Тентованные
  • Цельнометаллические
  • Промтоварные
  • Изотермические
  • Рефрижераторы
  • Цистерны.

Тентованные

За основу взят бортовой тип кузова, на котором установлен каркас, обтянутый тентом. Преимущество такого кузова — легкость. В отличие от цельнометаллических и других типов кузова тент не утяжеляет конструкцию, поэтому грузоподъемность такого автомобиля выше. Существуют бортовые и шторные тенты. Груз в таких автомобилях защищен от воздействия осадков и пыли. Встречаются варианты тентованного кузова как с задней, так и с вертикальной и боковой разгрузкой.

Цельнометаллические

Весь кузов, включая перегородки и каркас, выполнен из цельного металла. Стенки ударопрочные, а выгрузка осуществляется только через предусмотренные для этого шторки или ворота, поэтому проникнуть в кузов и похитить груз практически невозможно. В отличие от тента металл не порвется, а сыпучие вещества не будут утеряны по дороге. Однако такой тип кузова тяжелее, что увеличивает снаряженную массу техники и уменьшает грузоподъемность. Цельнометаллический кузов подходит для транспортировки предметов и веществ, не требующих специальных условий.

Промтоварные

Промтоварные фургоны применяются для транспортировки продуктов питания, которые не требуют специальных условий хранения, а также промышленных товаров и других грузов. Такие автомобили часто используют для доставки хлебобулочных изделий. Промтоварные фургоны Foton поколений C и S обеспечивают лучшую защиту от пыли и осадков, чем тент, но при этом весят меньше, чем цельнометаллические кузова. Созданный из тонколистового металла, пластика или фанеры кузов обеспечивает сохранность содержимого не в ущерб грузоподъемности.

Изотермические

Кузов создан из металлических листов, обшитых термоизоляционными материалами. Благодаря этому внутри поддерживается постоянная температура, необходимая для сохранности скоропортящихся продуктов. В отличие от рефрижераторов изотермический кузов не может регулировать температуру, понижая или повышая ее. Для перевозки больших и тяжелых грузов компания Foton предлагает изотермический фургон Auman TX1625 (BJ1163) грузоподъемностью 10,5 тонн. Он подойдет для транспортировки крупных партий, как внутри города, так и в соседние населенные пункты.

Рефрижераторные

Как и в изотермическом грузовом автомобиле кузов рефрижератора обшит термоизоляционными материалами. Но в отличие от него фургон также оснащен холодильным оборудованием. Благодаря этому в нем можно перевозить мясо, рыбу, молочную продукцию, замороженные полуфабрикаты и другие скоропортящиеся продукты.

Рефрижераторы делятся на несколько классов:

  • «A» — допустимая температура от 0 до +12 градусов
  • «B» — от -10 до +12
  • «C» — от -20 до +12
  • «D» — температура в кузове не выше +2
  • «E» — не выше -10
  • «F» — не выше -20 градусов.

Цистерны

Служат для доставки переливных грузов. Цистерны выполнены из стали или алюминия. В некоторых цистернах предусмотрены секции для перевозки разных типов веществ, не смешивая их. Некоторые кузова оснащаются устройством для непрерывного перемешивания веществ, а другие — специальным кожухом для подогрева смеси. Благодаря этому любые вещества, будь то жидкости или газы, доставляются в сохранности и не утрачивают своих свойств.

Одна из разновидностей – это контейнеры-цистерны.

Грузовые транспортные средства со специальным типом кузова

К ним относятся:

  • Самосвалы
  • Мусоровозы
  • Эвакуаторы
  • Бортовые с КМУ.

Автоцистерны

В цистернах перевозятся наливные грузы, такие как топливо, молоко, вода и пр. Для транспортировки жидкостей, предназначенных для пищевого употребления нужно получить соответствующие сертификаты. Сами полуприцепы после каждого рейса проходят санитарную обработку.

Внутренняя поверхность цистерны разделена переборками и покрыта специальными материалами, которые не могут вступить в химические реакции с перевозимым грузом. По сути это герметичная емкость, оснащаемая оборудованием для заполнения и опорожнения. В ней применяют систему клапанов и шлюзов.

Кроме перевозки наливных грузов цистерны можно использовать для транспортировки муки, зерна или минерального порошка.

Цементовозы

Они предназначены для доставки цемента на объекты, расположенные вдали от железнодорожных путей. Полуприцеп способен обеспечить стройматериалами как мелкие, так и крупные предприятия, а также частных заказчиков.

Главным конструктивным элементом цементовоза является цистерна. В ее внутренней части располагаются аэролотки, благодаря которым в цемент непрерывно подается воздух. Это препятствует его затвердеванию. В полуприцепе можно перевозить до 120 тонн цемента.

Цистерна устанавливается на опорную раму под небольшим углом. Это делается для облегчения выгрузки материала. Заливается цемент через верхний люк. На внешней стороне полуприцепа установлена лестница и площадка. Это облегчает обслуживание конструкции.

Из резервуара, где готовится цементный раствор, в цистерну подается рукав, через который груз перемещается самотеком. После полной загрузки полуприцепа, тягач буксирует его к месту назначения. По прибытию на место к разгрузочному крану цистерны подсоединяется шланг, другой конец которого выходит в приемный резервуар. Для ускорения выгрузки в полость цистерны подается воздух.

Важной деталью цементовоза является компрессор. Во время транспортировки он не дает материалу застыть, а на выгрузке ускоряет процесс. Конструкции этого типа снабжаются тремя и более осями. Основное преимущество транспортировки цемента полуприцепом состоит в полной автоматизации процесса. Техника сама проводит погрузочно-разгрузочные работы. Цистерна приводится в движение тягачом седельного типа. Он же берет на себя часть нагрузки от веса груза.

Рефрижераторы

Если груз может перевозиться только при определенных температурных условиях, например, замороженные продукты, его транспортируют в полуприцепах, оснащенных рефрижераторными установками. Борта фуры изготавливаются из различных металлов или твердого пластика по технологии сэндвич-панелей.

За изолирующую основу берется пенистый материал, который устойчив к воздействию влаги и перепадам температур. Это исключает контакт перевозимого товара с внешней средой. Холодильная установка, находящаяся внутри полуприцепа поддерживает температуру воздуха в диапазоне от -25 до +25оС.

Одним из подвидов рефрижераторов являются изотермические полуприцепы. Они предназначены для транспортировки продуктов с небольшим сроком годности в пределах одного города. Можно сказать, что это огромный термос, который не позволяет грузу контактировать с окружающей средой, но при этом не может обеспечить его долгое хранение.

Контейнеровозы

На полуприцепе перевозят контейнеры с грузом. Товары в основном обладают одинаковыми размерами. Это дает возможность оснастить трейлеры универсальной системой такелажных креплений. Контейнеровозы делят на 2 категории:

  • стандартные, с рамой длиной 12,5 м, на которых можно перевозить 2 20-футовых контейнера;
  • низкорамные, предназначенные для перевозки контейнеров-сухогрузов.

Многие модели оснащены телескопическими устройствами, благодаря которым можно при необходимости изменить размер конструкции исходя из особенностей перевозимого груза. Передние и задние площадки упрощают процесс загрузки.

Тралы

Их также называют низкорамными тяжеловозами. Они предназначены для транспортировки грузов, имеющих нестандартные размеры или большой вес. Тралы используют для доставки строительной, сельскохозяйственной и пр. техники к месту проведения работ. Рама полуприцепа расположена низко. Это дает возможность перевозить негабаритные грузы, не опасаясь при движении повредить ими линии электропередач и прочие низкие конструкции.

Тралы оснащаются телескопической системой и имеют выдвижные элементы. Для заезда техники на площадку тяжеловозы укомплектованы специальными трапами. Масса полуприцепа варьируется от 6 до 8 тонн. Количество осей, некоторые из которых комплектуются поворотными механизмами, у тралов больше, чем у остальных видов полуприцепов. Это делается для повышения износостойкости конструкции, а также для снижения динамических нагрузок.

Классификация грузового транспорта по эксплуатационным характеристикам

По количеству осей

По количеству осей бывают:

  • 2-осные
  • 3-осные
  • 4-осные
  • 5-осные
  • 6-осные.

Количество осей напрямую влияет на грузоподъемность, поскольку каждая ось может «принять» ограниченное количество тонн. Чем больше осей, тем тяжелее грузы.

По колесной формуле

Колесная формула обозначается 2 цифрами. Например, 4×2 или 6×4. Первая цифра — это общее число колес, а вторая — количество ведущих колес.

Если Вы не доставляете грузы по песчаным карьерам, таежным болотам или заснеженным пустыням Севера, а передвигаетесь преимущественно по асфальту, 2-осного фургона с колесной формулой 4×2 Вам вполне достаточно. Автомобиль с более производительным шасси будет дороже и сложнее в обслуживании. Кроме того, расход топлива на таких фургонах тоже будет выше.

По грузоподъемности

По грузоподъемности грузовые автомобили делятся на 4 класса:

  • Малый (от 500 кг до 2 т). Яркий пример малотоннажного фургона — Foton Aumark BJ1039
  • Средний (от 2 до 5 т). Примеры — модели Foton S: S065, S085.
  • Большой (от 5 до 16 т). Представители большого класса в линейке Foton — Aurmark BJ1089, BJ1129, Auman BJ1163 и седельный тягач Foton Auman BJ4189.
  • Сверхтяжелый или крупнотоннажный (от 16 т и выше).

По полной массе

При выборе грузового автомобиля помимо грузоподъемности нужно учитывать и полную массу. Это максимально допустимая снаряженная масса автомобиля вместе с грузом, водителем и дополнительным оборудованием. Она рассчитывается исходя из нагрузки на отдельные оси грузовика.

По полной массе грузовые автомобили делятся на 7 категорий:

  1. до 1,2 тонн
  2. от 1,2 до 2 тонн
  3. от 2 до 8 тонн
  4. от 8 до 14 тонн
  5. от 14 до 20 тонн
  6. от 20 до 40 тонн
  7. свыше 40 тонн.

Характеристики грузоподъемности и полной массы автомобиля необходимо выбирать соответственно перевозимому грузу. Если превысить массу, автомобиль может не выдержать нагрузки. Поэтому за превышение допустимых значений предусмотрен штраф. Если характеристики грузоподъемности будут значительно превышать массу перевозимого груза, автомобиль не будет оправдывать себя.

По типу двигателя

По типу силового агрегата транспортные средства делятся на:

  • Бензиновые
  • Дизельные
  • Газовые.

Грузовые автомобили, работающие на газе

, являются самыми выгодными с точки зрения расхода топлива. Однако такие машины встречаются редко. Немногие заправочные станции способны заправлять газовые двигатели фургонов и тягачей, поэтому в нашей стране таких автомобилей немного.

Бензиновые

моторы легче и тише. Они легче запускаются в холодное время, и их не нужно долго прогревать. В отличие от дизельных агрегатов бензиновые двигатели отличаются лучшими динамическими характеристиками и обеспечивают более быстрый разгон. Главный недостаток автомобилей с бензиновыми ДВС — не самый большой крутящий момент, что сказывается на грузоподъемности. Поэтому, как правило, такие машины используются для внутригородской перевозки грузов малого и среднего класса.

Тягачи с большой грузоподъемностью преимущественно используют дизельное

топливо. Такие двигатели экономичны и производительны. Раньше недостатками таких моторов были высокий уровень шумов и большой объем выхлопных газов. Однако современные дизельные двигатели почти не отличаются от бензиновых в плане шумов. Более того, большинство силовых агрегатов, установленных на автомобилях Foton, отвечают требованиям Евро-5.

Автовозы

Это разновидность трала, предназначенная для транспортировки автомобилей на дальние расстояния. Погрузка груза здесь специфична. Между транспортными средствами обязательно должно оставаться свободное место, иначе они придут в негодность на первом же изъяне дороги. Машины закрепляются специальными устройствами, которые обеспечивают полную неподвижность техники во время езды. Автовозами осуществляется транспортировка как легковых автомобилей, так и грузовых.

Выделяют несколько типов автовозов:

  1. Одно- и двухъярусные. Предназначены для транспортировки стандартных моделей авто в большом количестве.
  2. Бортовые и тентованные. На них перевозят транспортные средства высокой стоимости, которым стараются обеспечить дополнительную защиту от дождя, пыли, грязи и пр.
  3. Закрытые. Используют при перевозке редких машин или в том случае, когда необходимо скрыть информацию о качестве и количестве транспортируемого груза. Закрытые полуприцепы исключают возможность воздействия на перемещаемые авто любых неблагоприятных факторов окружающей среды. Выполняются только в одноярусном варианте.

В среднем в автовоз вмещается 8 легковых автомобилей или 3 микроавтобуса. Полуприцеп такого типа используют, если необходимо переместить новые автомобили на далекие расстояния, не нанося ущерба их подвеске и внешнему виду.

Чем отличается прицеп от полуприцепа

Далеко не каждый водитель сумеет дать четкий и грамотный ответ на этот вопрос. А на самом деле все просто: их принципиальное отличие в функциональности.

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

Прицеп

Перемещается в составе с грузовиком или легковым автомобилем при прикладывании механической силы. Несмотря на отсутствие двигателя, его относят к самостоятельным транспортным средствам.

Полуприцеп

Самостоятельным не считается, так как для передвижения ему необходима опора – тягач. Без нее не способен удерживать равновесие.

Также существуют некоторые различия в маневренности. При управлении грузовым автомобилем с прицепом, водитель должен иметь особую подготовку и опыт, ведь такое транспортное средство крайне неповоротливо из-за своих габаритов. Сложно угадать, как оно поведет себя на дороге. Что касается полуприцепа, с ним все гораздо проще: его поведение предсказуемо, повторяет движения грузовика.

Полуприцеп-самосвал

Их в основном используют при перевозке материалов строительного и сельскохозяйственного назначения. Как правило, это:

  • земля и удобрения;
  • зерно;
  • руда;
  • уголь;
  • песок;
  • щебень.

Кузов полуприцепа выполняется из цельнометаллических листов. Опрокидывается он либо гидравлическим подъемником, либо телескопическим цилиндром. Водитель может управлять процессом непосредственно из кабины тягача, т.к. функционирование подъемника осуществляется благодаря приводу силовой установки.

Выгрузка материалов происходит через кормовую или бортовую часть. В сельском хозяйстве приоритет отдается последним т.к. вываливать груз часто приходится в закрытых помещениях. Остальные организации в основном приобретают полуприцепы с задней разгрузкой полуприцепы с задней разгрузкой.

Кузов изготавливается из стали или алюминия. Первые используются для перевозки объемных грузов небольшого веса. Вторые предназначены для транспортировки тяжелых материалов. Все модели оснащаются усиленной рамой.

По форме прицепы данного типа бывают полукруглыми, для быстрой разгрузки сыпучих грузов и квадратными, которые подходят для решения различных транспортных задач. В последнем случае в трейлере можно перевозить не только сыпучие, но и иные виды грузов.

Рефрижератор и изотермический полуприцеп

Во многих случаях транспортируемый груз требует определенного температурного режима — замороженные пищевые продукты, цветы, овощи и фрукты, лекарства и т.д. Изотермические полуприцепы способны сохранять определенную температуру внутри за счет теплоизолирующих стенок и высокой герметичности — по такому же принципу работает, например, термос. Специального оборудования для этого не требуется, поэтому изотермические полуприцепы имеют относительно небольшой вес. Но заданная температура сохраняется в течение ограниченного промежутка времени, чаще всего, это несколько дней. Существует условное разделение изотермы на «тонкую» и «толстую» — речь здесь идет о толщине панелей полуприцепа, от которой и зависит срок поддержания климата внутри контейнера. От этого параметра напрямую зависит цена изотермического полуприцепа.

Рефрижераторами называются полуприцепы, внутри которых дополнительно устанавливают холодильную систему с вентиляторами для равномерного распределения холодного воздуха. Диапазон температуры внутри контейнера зависит от типа полуприцепа, всего их три — A (0°C – +12°C), B (-10°C – +12°C) и C (-20°C – +12°C) [6] . Дополнительному уплотнению подлежат пол и двери с надежной системой запоров.

Рассмотрим рефрижератор Chereau CSD 3. В базовой комплектации он имеет трехосную конструкцию, стальные диски, тормозную систему WABCO EBS E. Полуприцеп оборудован холодильным агрегатом Carrier MAXIMA, предназначенным для глубокой заморозки продуктов, с электрозапуском и автовыключением. Допустимый общий вес с грузом не должен превышать 39 000 кг.

Цены на новые изотермические [7] полуприцепы и рефрижераторы [8] составляют в среднем от 2 до 4 млн рублей. Экономичным выбором может стать «МАЗ-Купава», в среднем ценовом сегменте можно отметить Kogel, а более дорогие варианты представлены маркой Kassbohrer и Krone.

Полуприцеп-самосвал

Их часто используют в сельском хозяйстве и строительной отрасли. Полуприцеп-самосвал предназначен для перевозки сыпучих материалов — песка, земли, щебня, угля и т.д. Классической формой кузова считают полукруглую, при погрузке крупные частицы скатываются по бортику вниз, поэтому ударная нагрузка существенно снижается. Существуют и прямоугольные полуприцепы-самосвалы, их можно использовать для транспортировки досок, кирпича, плит и т.д.

Полуприцепы-самосвалы различают по типу разгрузки. Задняя разгрузка не требует сложной конструкции и несущественно влияет на вес. Но в помещении с ограниченным пространством (при наличии низкого потолка) задняя разгрузка может стать невозможной. В таких случаях необходим полуприцеп-самосвал с боковой системой погрузки. Также существуют универсальные (трехсторонние) модели.

Также можно отметить полуприцепы-самосвалы с алюминиевым кузовом — они отличаются неплохим запасом прочности и, что немаловажно в грузоперевозках, имеют меньший вес. Подходят для перевозки объемных нетяжелых грузов.

Стоимость самосвальных полуприцепов колеблется от 1,7 до 3 млн рублей [9] в зависимости от марки, характеристик и грузоподъемности. В низком ценовом сегменте присутствуют такие марки как «Тонар», средними по стоимости являются Wielton и Grunwald, а наиболее высокими ценами отличаются Schmitz.

Одним из примеров классического полуприцепа-самосвала является Wielton NW 3S 33 HP [10] со стальным округлым кузовом и системой задней разгрузки. Грузоподъемность модели составляет 42 000 кг.

Контейнеровоз

Еще один универсальный способ перевозки грузов различного типа — это использование специальных металлических контейнеров. Для их транспортировки разработаны контейнеровозы, представляющие собой своеобразную плоскую площадку с набором характерных креплений. Погрузка и разгрузка осуществляются с помощью подъемной техники.

Некоторые производители предлагают телескопические конструкции, длину которых можно изменять по необходимости. Например, контейнеровоз Wielton NS 3 [11] имеет выдвижную переднюю и заднюю части, подходит для транспортировки контейнеров от 20 до 45 футов.

Рынок полуприцепов-контейнеровозов представлен марками «Тонар» (экономкласс), Wielton и Kassbohrer (средний класс) и Schmitz, Kogel (высокая ценовая категория). В среднем цены на них находятся в пределах 1–2 млн рублей [12] .

Автовоз

С появлением полуприцепов для перевозки транспортных средств доставка автомобилей в разные города и страны не вызывает особых сложностей. Обычно один автовоз может вместить около 8 седанов, 5–6 внедорожников или 2–3 микроавтобуса. Конструкция часто имеет несколько ярусов, может быть тентовой, бортовой. Обязательно наличие креплений для груза.

Преимущества использования автовоза перед самостоятельным перегоном автомобиля очевидны — состояние российских дорог таково, что длительная езда по ним может лишить машину товарных качеств. А по сравнению с железнодорожной транспортировкой этот способ более быстрый и менее затратный.

Это важно! При выборе автовоза обращайте внимание на ширину — например, отечественные модели полуприцепов не всегда подходят для транспортировки зарубежных внедорожников.

Стоимость новых полуприцепов-автовозов составляет около 1,5–2,5 млн рублей [13] , однако на данный момент предложений по продаже моделей с пробегом намного больше, чем новых. Распространенные марки — Rolfo и Lohr.

Автовоз Lohr SHR 8/4 S2M59X [14] рассчитан на транспортировку 8 легковых автомобилей. Имеет облегченную систему погрузки, пневматическую подвеску, автономную гидравлику, 16 крепежных ремней с натяжным механизмом.

Полуприцеп-цистерна

Данный тип подходит для перевозки сыпучих и жидких продуктов. В зависимости от назначения, машины разделяют на бензовозы, нефтевозы, газовозы, молоковозы, цементовозы и т.д. Здесь имеет значение внутреннее устройство цистерны — например, для перевозки воды используют защитное антикоррозионное покрытие. А транспортировка агрессивных и едких веществ требует более прочных сплавов, нечувствительных к ним.

Например, бензовоз SA STOKOTA NV 1-30-4 [15] оснащен цистерной из алюминиевого сплава, подходит для перевозки светлых нефтепродуктов, спирта и минерального масла общим объемом до 30 000 л. Имеет 3 оси с автоматическим подъемным устройством передней.

Обратите внимание! Особые требования предъявляют к цистернам для пищевых продуктов — они должны быть оборудованы специальными фильтрами, предохранительными клапанами, насосными установками и т.д.

Цены на полуприцепы-бензовозы могут быть разными — все зависит от назначения, вместимости и производителя. В среднем их стоимость составляет от 1,5 до 5 млн рублей. [16] Экономсегмент представлен цистернами Bonum, за среднюю стоимость можно купить Stokota, а к более дорогим относятся Kassbohrer.

Тяжеловоз

Другое название этого полуприцепа — трал. Он нужен для перемещения крупногабаритных и тяжелых грузов, таких как строительная и сельскохозяйственная техника, буровые установки, бульдозеры, гусеничные тракторы и т.д. Конструкция может иметь борта, заднюю подкатную тележку. Тяжеловозы отличаются небольшой высотой, что позволяет перевозить грузы, не опасаясь задеть линии электропередач, и передвигаться по тоннелям и под мостами.

Тяжеловоз может быть оснащен телескопической системой или иметь выдвижные элементы. Трехосный трал Wielton NJ 4 (R) [17] обладает раздвижной рамой из стали повышенной прочности, прибавляющей к длине тяжеловоза 5 метров, с возможностью фиксации каждые полметра. Нагрузка до 46 000 кг.

Цена полуприцепа-тяжеловоза зависит от его грузоподъемности и в среднем составляет от 2 до 3,5 млн рублей [18] . К недорогим маркам относится ТЕХОМS, в среднем ценовом диапазоне можно купить Kassbohrer, а более дорогой бренд — Wielton.

Фургонный полуприцеп

По конструкции напоминает тентованный, но вместо ткани имеет жесткие стенки. Это существенно повышает безопасность перевозок, однако вес, а, как следствие, и грузоподъемность фургонного полуприцепа ниже. Поломки ворот требуют больше внимания — если тент можно временно залатать, то ремонт замка должен выполняться специалистом. Отличительные черты фургона — прямоугольная форма и ворота на задней стенке. Модели с каркасом обшиваются влагостойкой фанерой или пластиком, бескаркасные варианты изготавливаются из оцинкованного листа.

Стоят фургонные полуприцепы для грузовых автомобилей дороже тентовых, в среднем около 2,5–3 млн рублей [19] . Одной из популярных моделей является Wielton NS 3 F [20] с пластиковым кузовом из панелей толщиной 20 мм. Передняя стенка и крыша усилены и имеют толщину 25 мм. Ворота выполнены из алюминия. Обладает изотермическими свойствами.

Полуприцепы отраслевой направленности

Также можно выделить полуприцепы, предназначенные для транспортировки сельскохозяйственных животных и специфических грузов.

Скотовоз обычно оборудован несколькими этажами, высоту и количество которых можно регулировать в зависимости от размеров животных. Он имеет вентиляционные решетки, часто дополнен поилками и внутренним освещением.

Щеповозы нужны для перевозки отходов лесозаготовок, а также других легких сыпучих грузов. Часто имеют сдвижной пол, который позволяет разгружать полуприцеп без использования подъемных механизмов.

Лесовозы оборудованы специальными стойками, которые служат держателями древесных бревен или досок. Погрузка и разгрузка происходит с помощью манипуляторов или кранов.

Фургонный полуприцеп

Его используют для транспортировки различных грузов, не требующих соблюдения специального температурного режима. Чаще всего это продукты питания и промышленные товары народного потребления.

Фургон-полуприцеп можно использовать в различных целях. В них оборудуют передвижные лаборатории и павильоны, места для пассажиров и техники. В трейлере можно перевозить хлеб, компьютеры и т.п.

По конструкции фургон напоминает тентованный полуприцеп, но вместо материала из ПВХ используется водостойкая фанера, оцинкованные листы, пластик или сэндвич-панели. Трейлер кроме задней двери, может быть оборудован и бортовой, что позволит оценить состояние груза, не открывая кормовые ворота.

Если полуприцеп предназначен для перевозки продуктов или товаров, его оборудуют ячейками, где можно неподвижно зафиксировать ящики с грузом. Фургоны производятся в одно- двух- и трехосевом варианте.

Скотовозы

Предназначены для перевозки животных. Это одна из вариаций грузового полуприцепа. Транспортировка скота необходима для сельского хозяйства, спорта и личных целей. Особенности конструкции зависят от размера и вида перевозимых животных. Если факторы не будут учтены, поголовье получит увечье или вовсе умрет.

Полуприцепы-скотовозы имеют до 4 ярусов. При необходимости их можно разобрать или объединить. Ярусы перемещаются благодаря работе гидравлической системы. На некоторых моделях регулируется высота боковых стенок. Это делается для обеспечения животным должного освещения внутри фуры.

Некоторые полуприцепы специализированы под перевозку только определенного вида. Если это крупный рогатый скот, трейлер будет иметь один ярус и дополнительно оборудован фиксированными бортами. Перевозить свиней в таком полуприцепе без его дополнительного дооборудования, опасно. Поголовье во время поездки могут получить травму.

Транспортировка нескольких видов животных одновременно может осуществляться в многоярусных полуприцепах. К примеру, на первом уровне располагают загоны с баранами, а на втором клетки с птицами.

В отличие от обычных фургонов, скотовоз имеет ряд конструктивных особенностей:

  1. Внутренне пространство разделено на секции, которые не дают возможности животным сконцентрироваться в определенной части трейлера. Благодаря этому центр тяжести полуприцепа всегда будет находиться в одном месте. Это не позволяет фуре опрокинуться.
  2. Днище изготавливается из материалов высокой прочности и имеет рифленую поверхность. Это сделано для того, чтобы избежать скольжения и падения животных во время движения скотовоза. Если осуществляется перевозка крупных и буйных животных, к примеру, быков внутренняя часть кузова дополнительно оснащается крюками и крепежными кольцами.
  3. Корпус выполняется из материалов повышенной прочности, которые способны удержать на месте даже тяжелых и своенравных животных.
  4. Для избегания травм четвероногих пассажиров, изнутри стены делаются максимально гладкими.
  5. В зависимости от вида перевозимого скота полуприцеп дополнительно оборудуется загонами, балками, клетками.
  6. Для некоторых животных оборудуется система освещения, водоснабжения, охлаждения и обеззараживания воздуха.

Особое внимание на скотовозах уделяют вентиляции. По всему периметру корпуса, кроме задних ворот делаются воздуховоды. Их размер обуславливается параметрами перевозимого груза. Чем крупнее скот находится в кузове, тем более развитой должны быть вентиляционные системы. Сзади полуприцеп оборудуется погрузочно-разгрузочным подъемником, который напоминает небольшой лифт. В некоторых скотовозах для этих целей используют наклонную лестницу.

Модельный ряд STAS для сцепки с тягачом

Как было отмечено выше, STAS имеет 10 основных полуприцепов с возможностью персонализации. Рассмотрим тройку наиболее известных и функциональных моделей. Это Agrostar, Biostar и Farmstar, которые хороши и без дополнительных опций.

Agrostar

Крепкий классический самосвал с 14 вариантами исполнения кузова объемом от 45 до 79 м3. Идеален для с/х продукции, отходов и удобрений, а также отлично себя показывает в перевозке готовой продукции. Алюминиевый кузов, шасси сталь/алюминий, устойчивый и легкий. Качественный гидроцилиндр, стабильная работа при любой погоде и постоянное наличие на складе – это про ведущий самосвал STAS Agrostar.

Biostar

Многофункциональный подвижнопольный полуприцеп практически для любых стандартных грузов (кроме самых тяжелых типа металлолома и крупного строительного мусора). Создававшийся для агроиндустрии, Biostar подходит для щепы и опилок, макулатуры, удобрений, биомассы и широкого спектра сельскохозяйственной продукции. Готовая упакованная продукция также легко перевозится в этом универсальном полуприцепе. Алюминиевый кузов – полностью сварной, конструкция самонесущая, а шасси изготовлено из стальных и алюминиевых сплавов. Объем полуприцепа от 70 с лишним кубических метров и практически до ста кубометров повысит эффективность перевозок в любой сфере.

Farmstar

Способный вместить товар на паллетах и в биг бэгах, Farmstar создан для сферы сельского хозяйства. Компактный, с небольшой собственной массой, он может обеспечить интенсивную логистику зерна, овощей, фруктов, бобовых и других культур. Удобрения, корм и отходы забоя Farmstar тоже под силу. Благодаря своим размерам и маневренности отлично подойдет для работы в условиях помещений, например, для выгрузки в завальные ямы. 12 вариантов объема от 52 до 81 м3, легкость и прочность делают Farmstar превосходным выбором.

Щеповозы

Щеповоз используюется для перевозки щепы, стружки и других отходов деревообрабатывающих предприятий. По конструкции напоминают фургоны, однако имеют ряд особенностей:

  • откидной борт;
  • гидравлический подъемник кузова;
  • подвижное днище и крыша.

Погрузка грузов на щеповоз осуществляется из ленточного транспортера или бункера. Для возможности принятия груза подобным образом полуприцепы оборудуются автоматической системой откидывания верхней накидки.

Для выгрузки щепы водитель открывает один из бортов, и груз высыпается из-за собственного веса. Однако в кузове остается часть щепы, которую придется удалять ручным способом. Чтобы избежать этого на некоторых моделях устанавливают гидравлические подъемники.

Подвижный пол устанавливается на длинномерных полуприцепах щеповозах. После прибытия транспортного средства на пункт разгрузки, водитель открывает задние ворота и запускает гидравлическую систему. Она двигает планки пола вперед и назад. Одновременно начинает движение передняя стенка трейлера. Благодаря совокупности этих факторов щепа постепенно покидает внутреннее пространство полуприцепа.

Возможные дополнительные опции

Улучшить и упростить рутинные операции – одна из задач STAS, реализуемая с помощью высокотехнологичных полуприцепов и опций для них. Чтобы в полной мере оценить возможности техники и получить лучший опыт эксплуатации, подберите необходимые решения – их много.

В линейке опций есть системы закрытия, гидравлические двери, дополнительные окошки и дверцы, вентиляционные решетки, стропы и крепления, опции для мытья техники, решения для освещения и персонализации и многое другое. Взглянем на самые востребованные.

Системы закрытия. Тенты – важная и нужная вещь для большинства грузов, укрывающая перевозимые материалы от воздействия осадков. Системы закрытия отличаются типом управления (ручные и автоматические), однако одинаково надежды. Стандартные хорошо выполняют свои функции, но есть и специализированные, более прочные.

Система закрытия Cramaro Overquick. Лучшая из автоматических, крепкая, способная справиться с порывами сильного ветра и скоплением влаги.

Sandnet. Это та же Cramaro Overquick, только проще и легче. Управление как ручное, так и автоматическое.

Защитные накладки для стенок. Если в полуприцепе планируется перевозить абразивные материалы, можно использовать специальные накладки, оберегающие стенки от негативного воздействия. Существуют варианты для самосвалов и моделей и с подвижным полом.

Двери. Качественные и комфортные задние двери с гидравлическим приводом незаменимы для перевозки влажных грузов, сыпучих материалов и других требовательных к условиям грузов. Автоматический привод позволит водителю открывать и закрывать дверь, не выходя из кабины.

Герметичная дверь для влажных грузов

Двухходовая водостойкая дверь для самосвала

Задняя дверь с 4 замками

Дверь с дополнительными зерновыми люками

Другие системы и опции

Cleansweep для более чистой выгрузки с механизмом подвижного пола.

Увеличение грузоподъемности. Эту возможность просто реализовать, поставив шасси со ступенчатой рамой. Ее можно опустить с опорных стоек к хвостовой части. Таким образом можно увеличивать объем, не увеличивая общую высоту. Кроме того, так немного снижается центр тяжести загруженного полуприцепа, повышая безопасность перевозки.

STAS учитывает все запросы заказчика, конструируя полуприцеп с учетом всех требований. Неизменными в любом случае останутся премиальное качество, надежность каждой детали и долгий срок службы.

Лесовозы

Основное назначение лесовоза – перевозка древесины от мест ее заготовки до складов и предприятий обработки. Отличительной их особенностью является возможность эксплуатации в условиях тяжелого бездорожья. На полуприцеп грузится крупногабаритный материал нестандартных размеров. Кроме бревен и досок лесовоз может использоваться для перевозки труб.

Полуприцепы данного типа обладают своими конструктивными особенностями:

  1. Коники. Во время транспортировки бревна фиксируются специальными вертикальными опорами – кониками. Они расположены симметрично с обоих бортов полуприцепа. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ на некоторых моделях коники делают раздвижными.
  2. Шасси и оси. Им на лесовозах уделяется особое внимание. Полуприцепы эксплуатируются в условиях бездорожья, поэтому шасси и оси делают белее прочными, чем у остальных видов фур.
  3. Крепежные элементы. Чтобы бревна не выскользнули во время движения транспортного средства, на лесовозы устанавливают крепежи и страховочные решетки. Одна из них обязательно монтируется на полуприцеп со стороны водителя. Сами бревна перед транспортировкой связывают толстыми тросами.

Лесовозы отличаются высокой грузоподъемностью. От стандартных тралов их конструкция отличается только наличием коников и повышенной проходимостью, которая позволяет производить погрузку непосредственно на месте заготовки леса.

Особенности полуприцепов

Полуприцеп — транспортное средство — разновидность прицепа, которая должна в обязательном порядке опираться на раму тягача. Удерживать равновесие самостоятельно полуприцеп не может. При парковке обязательно применение опорных стоек и осей, требуется надежная фиксация. Полуприцепы реже подвергаются переворачиванию, предсказуемо ведут себя в любых дорожных условиях.

Кузов полуприцепа рассчитан на перевозку большого объема грузов, вес которого равномерно распределяется. При масштабных грузоперевозках позволяет снизить себестоимость транспортных услуг. Полуприцепы различаются по техническим характеристикам и назначению.

Что такое полуприцеп

Вне зависимости от конкретного типа полуприцеп не может передвигаться самостоятельно. В движение его приводит тягач седельного типа. Полуприцеп соединяется с тягачом своей передней частью, благодаря чему повышается его маневренность. Оси трейлера в большинстве случаев расположены ближе к корме. Сейчас существует около 500 разновидностей полуприцепов, каждая из которых предназначена для перевозки определенного вида груза. Основными преимуществами полуприцепа являются:

  • широкий выбор моделей;
  • возможность транспортировки груза, требующего особых условий хранения;
  • красивый внешний вид;
  • повышенная безопасность;
  • высокая маневренность;
  • большая грузоподъемность.

Единственными недостатками полуприцепов называют их высокую стоимость и сложность сцепки с тягачом. Однако эти неприятные моменты компенсируются широкой функциональностью конструкции. Поведение полуприцепа водитель может предсказать на дорогах любой категории. Благодаря равномерному распределению груза по всей длине и ширине, конструкция редко переворачивается.

Чтобы тягач соединился с полуприцепом, нужна опорная установка специального типа. Она представляет собой площадку со шкворнем, который входит в седло движущей системы. Исправность креплей играет здесь не последнюю роль.

Сцепки бывают:

  • универсальными;
  • прицепными;
  • полуприцепными.

Полуприцепы считаются идеальным решением для перевозки грузов массой свыше 10 тонн на расстояние более 100 км.

В чем похожи прицепы и полуприцепы

Разобравшись, что такое полуприцеп и прицеп, также разницу между ними, нужно подчеркнуть 2 момента, объединяющих их:

  • Сфера назначения — оба вида техники используют в сфере дальней грузоперевозки: продуктов, транспорта, строительных материалов и пр.
  • Важная часть общего автопоезда, комбинированного типа транспорта, т.е. тягач + прицеп.

Перед поездкой необходимо провести расчеты и оформить документы. Водители обязаны следить за безопасностью своего транспорта на дороге. По управлению, внешнему виду и функциональности есть существенная разница между тралами.


Ездить нельзя без документов на ТС

Что такое прицеп

Прицеп – это отдельный вид транспорта не имеющий двигателя. Основное его отличие от полуприцепа в способе крепления к авто и расположению осей. Тягач буксирует его благодаря фаркопу, к которому присоединяется дышло. Оси прицепов расположены как в передней, так и в задней части. Из-за этого их маневренность существенно ниже полуприцепов.

Т.е. если полуприцеп по своему устройству напоминает двухколесную тачку, то прицеп будет отожествляться с четырехколесной телегой. У полуприцепа вес груза равномерно распределяется между своими шасси и тягачом, у прицепа наоборот, вся нагрузка ложится на собственные оси. Ему тягач нужен лишь для приведения конструкции в движение. Однако прицепы обладают рядом преимуществ:

  • универсальность;
  • низкая цена;
  • простота эксплуатации;
  • хорошая проходимость по бездорожью.

К основным недостаткам относят слабую маневренность, небольшую грузоподъемность и функциональность. Прицеп может перевернуться при резком повороте на большой скорости.

Также в разделе FAQ вы можете найти ответы на интересующие Вас вопросы, такие как:

  • Есть ли возможность доставки техники в другие города?
  • Как правильно проводить загрузку прицепа?
  • Какой срок эксплуатации прицепов и полуприцепов?
  • Какие штрафы предусмотрены за перегруз прицепа?
  • Чем отличается прицеп от полуприцепа?
  • Требуется ли регистрация прицепа?
  • Требуется ли оплата транспортного налога на прицеп?
  • Где у прицепа находится VIN-номер?

Свежие статьи Все статьи
25.03.2021

Какие бывают полуприцепы для грузовых автомобилей?

08.09.2021

Самосвальные полуприцепы – особенности

08.09.2021

Как зацепить полуприцеп к седельному тягачу?

Каждый молодой водитель, который только начинает свою карьеру в области грузоперевозок, неизбежно сталкивается со сложностями при зацеплении полуприцепа к седельному тягачу. Для этого водителю всего лишь необходимо правильно расположить полуприцеп и аккуратно подъехать к нему на тягаче, используя заднюю передачу, попав при этом соответствующим пазом седельно-сцепного устройства для сцепления шкворня полуприцепа с замком седла (ССУ) тягача. О том, как правильно соединять тягач и полуприцеп Вы можете ознакомиться в видеоинструкции WIELTON.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]