Сфера применения
С помощью КБ-403 (альтернативное обозначение Кбк-160.2) все монтажные и строительные работы стали механизированы.
Также КБ-403 используют на зерновых элеваторах и промышленных предприятиях, заводах и электростанциях.
Высота подъема тяжеловесов до 8 тонн = 57,5м. Кран выполняет на рабочей площадке все вертикальные и горизонтальные передвижения строительных конструкций и материалов на нужное место.
Установка башенного агрегата на стройплощадке
Установка башенного крана на строительной площадке начинается с рельсового основания. В работе КБ-403 используются рельсы маркировки P43/Р50. С помощью автокрана производится установка ходовой части и подъем башни (подъем башни можно осуществить и ее собственными механизмами). Дальнейшие работы заключаются в навешивании и фиксации стрелы. Затем рабочие приступают к наращиванию инвентарных секций башни через портал.
Требования к организации и проведению работ по монтажу крана
Основные технические характеристики
Модернизация балочных кранов 4-й размерной группы производилась на Нязепетровском ЗСМ и на Московском «ПО Строймаш». Изменения в конструкции затронули ряд важных узлов, и технические характеристики кранов КБ-403 приняли сегодняшний вид.
Таблица технических характеристик башенного агрегата:
Характеристика | Показатель |
Модель спецмашины | башенный, ход рельсовый |
Модель стрелы | балочная |
Грузоподъемность при максимальном вылете горизонтальной стрелы | 3–3,5 тонны |
При максимальном вылете наклонной стрелы под 30 градусов | 3,7–4,5 тонны |
Макс. грузоподъемность | 8 тонн |
Грузовой момент | 120–130 т.м |
Давление колеса на рельс | 270 кН |
Значение входного напряжения | 380 В |
Мощность двигателя | 116–120 кВт |
Глубина опускания | 5 м |
Высота крана | 37,9–54,76 |
Ширина колеи | 6 м |
Размер инвентарных секций | 1,8 м |
Количество инвентарных секций | До 5 |
Масса противовеса | 30 т |
Масса крана | 76,6–80,5 |
Радиус поворотного модуля | 3,8 м |
Скорость тележки | 30 м/мин |
Скорость передвижения (макс.) | 18 м/мин |
Скорость подъема крюка (макс.) | 55 м/мин |
Высота подъема стрелы | 35,4 м |
Мощность поворотного механизма | 5 кВт |
Конструктивные особенности башенного крана кб 403
О технике
Башенный кран КБ-100. Башенные самоходные краны, обозначение модификаций: КБ-307, КБ-303, КБ-302, КБ-301. Предназначаются для возведения зданий высотой до 9 этажей. Грузоподъёмность 5 тонн, Грузовой момент 100 т м. Башня поворотная, и подъёмная.
КБ-100 производятся Ржевским краностроительный заводом. В 1965 году заводы в городах Урюпинске и Рустави (Грузинская ССР) начали выпускать модификацию КБ-100.1, с такими же характеристиками. Но эта модель немного отличалась конструктивно — вместо решётчатой кран имел трубчатую металлоконструкцию. Уже в 1967 году, грузинские специалисты на базе серийного крана КБ-100.1 освоили выпуск следующей модификации — КБк-100.1. Кран, разработанный ЦКБ «Строймаш» (Ленинград), имел с серийным краном унифицированные узлы и механизмы, а также отличался конструкцией рабочей стрелы — в новой модели была применена балочная стрела (решётчатой конструкции). Кроме того, благодаря секционности стрелы имелась возможность дооснастить её одной промежуточной секцией, что увеличивало её вылет с 20 метров до 25 м. Позже, Мончегорским механическим заводом, освоен выпуск модели КБ-100.2 с секционной башней телескопической конструкции. А на Руставском краностроительном заводе, было налажено производство крана КБ-100.3 грузоподъёмностью 8 тонн, предназначенного для строительства 9-этажных зданий и сооружений. Помимо этого, Ухтинским механическим заводом выпускались и производятся до сих пор модификации крана, предназначенные для использования в условиях Крайнего Севера — при температуре окружающей среды до −60 °C и скорости ветра до 20 м/сек. В настоящее время УМЗ производит модификации под индексами КБ-309. Также Мончегорским заводом выпускаются краны под индексом CK-3861 — как стреловые, так и краны для возведения нулевых циклов.
Это интересно: Как сделать кран-балку для гаража своими руками: рассмотрим развернуто
Устройство КБ-403
- Башня — решетчатая поворотная, имеет регулируемую высоту. Состоит из выдвижных секций, головная секция — разборная.
- Подращивание башни КБ-403 производится снизу.
- Стрела — решетчатая одноподвесная балочная секционная, представляет собой трехгранную ферму, по которой двигается тележка.
- Грузовая тележка закреплена шарнирами и тросами, предназначена для транспортировки материалов, деталей.
- Поворотная платформа представляет из себя плоское устройство, на которое монтируется портал. Сверху спереди — проушины опорного шарнира. Сбоку расположены шкафы с контроллерами и пускателями. Сзади к поперечной балке приварены тяги, на которые крепится стреловой полиспаст. На поперечные балки укладываются плиты балласта весом 30 т.
На платформе размещаются главные устройства крана: механизм поворота, лебёдки (грузовая и стреловая). По обе стороны стальными шпильками закрепляются 2 блока противовеса.
Опорой для поворотной платформы является ходовая рама, соединяются они при помощи ОПУ. Поворотный механизм на КБ-403 представляет из себя роликовый круг (в 1 ряд), диаметр = 2,5м.
- Портал монтируется на поворотной платформе, открыт сверху и снизу для прохода секций башни.
- Канатная система оснащена полиспастами.
- Механизмом можно управлять из кабины и с земли.
Наращивание
Операции по наращиванию:
- На специальные крепления крюковой обоймы при помощи цепей прикрепляют монтажную траверсу.
- Рассоединяют крепления лифтовой и следующей за ней промежуточной секции башни, за тем с помощью монтажной лебёдки поднимают стойку до уровня оголовка крана.
- С помощью траверсы производят захват очередной промежуточной секции башни и поднимают до уровня установки.
- В открывшееся пространство с помощью траверсы грузовой тележкой монтируется новая промежуточная секция башни.
- Затем верхнюю часть башни опускают на новую секцию, секции стыкуют и кран может работать с повышенной высотой подъёма.
В случае крепления крана к строящемуся зданию, на соответствующих секциях, предусмотрены закладные рамы, которые устанавливают в стыке двух секций. Крепление к дому аналогично крану КБ-573.
Характеристики основных составляющих
Башня КБ-403 поворотная, что делает кран удобным в использовании на любой строительной площадке. Решетчатая конструкция башни максимально облегчает его общий вес. В отличие от предшествующих моделей, головная секция башни здесь является разборной.
Башня крана КБ-403
Стрела башенного крана – балочная, имеет классическую трехгранную ферму, состоит из секций, которые крепятся друг к другу фланцевыми соединениями. Вылет стрелы можно менять с помощью ее наклона или перемещением грузовой тележки.
Стрела КБ 403
Грузовая тележка передвигается вдоль всей длины стрелы и применяется для подъема и перемещения грузов на строительной площадке. Для этого конструкция тележки снабжена тросами.
Грузовая тележка КБ-403
Поворотная платформа также имеет некоторые отличия от старых моделей. Механизм поворота башни КБ-403 представляет собой роликовый круг диаметром в 2,5 метра. На плоскость поворотной платформы монтируется портал. Сзади поперечная балка оснащена тягами, к которым крепится система блоков стрелового полиспаста. На поперечных балках размещаются плиты-противовесы массой в 30 тонн. Сбоку находятся шкафы с пускателем и контролерами. В качестве опоры поворотной платформы используют ходовую раму.
Портал необходим для наращивания секций башни. Устройство крана КБ-403 предусматривает наращивание инвентарных секций в количестве от двух до пяти единиц, что позволяет поднять стрелу на максимальную высоту уровня шестнадцатиэтажного дома. Портал может быть открыт для приема секций как сверху, так и снизу.
Канатная система башенного агрегата оснащена системами блоков (полиспастами).
Особенность кабины
Кабина – основной пункт управления башенным краном. Здесь расположены контролеры, рычаги и переключатели, отвечающие за подъем-опускание стрелы, движение тележки, операции с крюком и другие функции. Отлично остекленная кабина КБ-403 позволяет машинисту без помех наблюдать за работой и контролировать ситуацию. Для комфортной работы внутренняя обшивка кабины снижает вибрацию крана и блокирует внешние шумы.
В наружной части кабины используется антикоррозийный защитный слой, благодаря которому модуль не боится капризов природы. Для работы в холодное время года кабина башенного крана снабжается системой обогрева.
Система безопасности
Устройство безопасности не даст произойти аварии. Кран башенный КБ-403 снабжен всеми необходимыми датчиками и другими измерительными приборами, которые вовремя среагируют на недопустимый вес поднимаемого груза и предупредят машиниста об этом с помощью звукового сигнала. Система самостоятельно заблокирует дальнейший подъем стрелы или крюковой обоймы во избежание опасной ситуации.
Конструктивные особенности
- Разработан на основе хорошо зарекомендовавшего себя в строительстве и технологически отработанного изделия КБ-160. В то же время конструктивно КБ-408 стал более совершенной машиной и имеет ряд важных отличий от своего предшественника.
- Относится к мобильному или передвижному типу подъемных кранов башенного типа. Используя электрический привод, он может автономно передвигаться по стройке в заданных пределах.
- Для передвижения КБ-408 имеет тележки на рельсовом ходу. Управление движением крановой конструкции производится из кабины оператора. Организация подкрановых путей типична для этого вида спецтехники.
- Основой для башни служит портал. Его конструкция идентична используемой на КБ-160. Портал включает в себя верхнюю раму, стойки и связанные с ними нижние продольные балки. В балках расположены отверстия под шкворни ходовых тележек.
- Ходовая рама выполнена по схеме с поворотными флюгерами. Она традиционна для этого типа спецтехники и конструктивно полностью копирует раму изделий КБ-401 и КБ-402.
- Башня поворотная. Крановая конструкция способна вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, то есть делает полный поворот. Поворотная платформа аналогична используемой на КБ-160. Поворотный механизм отличается. Он сделан роликовым, однорядным.
Башня:
- Состоит из 2 — 5 модулей. Количество секций варьируется в диапазоне от 33-х до 56-ти в зависимости от исполнения. Элементы башни по многим позициям унифицированы с КБ-160, что облегчает доступ к запчастям и упрощает обслуживание и ремонт изделия.
- Технологическим развитием КБ-408 в сравнении с прототипом стало увеличение числа модульных конструкций. В зависимости от исполнения и пожеланий заказчика башня может иметь от двух до пяти секций, а в отдельных случаях и шесть. Увеличение числа модулей упрощает транспортировку и монтаж.
- Изменения получила и конструкция головной части КБ-408. Она сделана разборной — это еще одно усовершенствование изделия КБ-160. В новом варианте оголовок проще перевозить и устанавливать на изделие. Кроме того, изменилось число канатов полиспаста, установленного на оголовке.
Стрела:
- Балочного типа, изготовлена по традиционной схеме с грузовой тележкой. Способна отклоняться от горизонтального положения на угол до 30-ти градусов, изменяя грузоподъемность и высоту подъема груза.
- Технологически состоит из разъемных секций. Их количество определяется исполнением и варьируется в диапазоне от 30-ти до 50-ти. Секции стрелы сконструированы в виде классических решетчатых ферм, изготовленных из труб высокой прочности. Секции соединены с помощью фланцевых поверхностей.
- При монтаже стреловую часть КБ-408 допускается устанавливать в наклонном положении, что упрощает процесс и сокращает время сборки.
- Вылет стрелы можно регулировать, перемещая грузовую тележку по стреловой части и меняя наклон стрелы.
Кабина:
Принципиальным усовершенствованием КБ-408 в сравнении с предшественником стало использование специальной кабины для высотного кранового оборудования. Ее можно устанавливать на высоте более 20-ти метров. Технология установки кабины такая же, как на других кранах этой размерной линейки, что упрощает эксплуатацию крана и унифицирует требования к персоналу. Кабина улучшена в сравнении с базовой моделью по ряду параметров
Самое серьезное внимание конструкторы уделили эргономичности рабочего места оператора. В кабине КБ-408 установлена современная система безопасности и предупреждения оператора о возможном возникновении критической ситуации
Полностью изменена система обогрева кабины. Для этих целей конструкторы использовали обогревательные панели инновационного типа. Кабина предусматривает возможность установки кондиционера. Он устанавливается по желанию заказчика.
Грузовое устройство:
- Крюковая обойма конструктивно выполнена в виде двухосной подвески. На ее осях установлены траверсы, блоки и крюк.
- Крюковая обойма снабжена внешними защитными кожухами. Их назначение — защита блоков крюковой обоймы от случайных ударов при зацеплении груза.
Модификации
На данный момент существует несколько модификаций базовой модели башенного крана КБ-403, это:
- КБ-403А, который отличается подъемом до 16-ого этажа, более удобным и легким управлением из конструктивно улучшенной кабины, повышенными скоростями подъема и движения погрузочной тележки, а также большей устойчивостью при повышенном грузовом моменте.
- КБ-403Б, предназначенный для подъема грузов на постройках до 17-ти этажей. Имеет больший вылет стрелы и выполняется в 4-х вариантах с разным грузовым моментом (от 120-ти до 132-х), общей высотой, вылетом стрелы и т.п. Отличается надежностью конструкции и простотой обслуживания.
- КБ-403Б.4 используется в подъеме грузов до 35,4 м. Имеет увеличенный вылет стрелы и грузовой момент.
Сравнительные характеристики моделей:
Параметры | КБ-403А | КБ-403Б | КБ-403Б.4 |
Масса конструктивная, т | 50 | 50,5 | 46,6 |
Масса общая, т | 80 | 80,5 | |
Колея, м | 6 | 6 | |
Грузовой момент, т*м | 132 | 120 | 132 |
Грузоподъемность наибольшая, т | 8 | 8 | 8 |
Грузоподъем при полном вылете стрелы, т | 4,5 | 3 | 3 |
Вылет стрелы максимальный, м | 25 | 30 | 30 |
Вылет стрелы с макс. грузом, м | 16,5 | 15 | 16,5 |
Высота подъема при полном вылете, м 41 | 41 | 41 | 24,2 |
Максимальный подъем, м | 52 | 54,7 | 37,9 |
Скорость посадки, м/мин | 4,8 | 5 | 5 |
Скорость подъема макс. груза, м/мин | 40 | 40 | 40 |
Максимальная подъемная скорость, м/мин | 58 | 55 | 55 |
Наибольшая скорость движения ходовой части | 18 | 18 | 18 |
Скорость движения заполненной тележки | 23 | 30 | 30 |
Частота вращения, об/мин | 0,6 | 0,65 | 0,65 |
Возможная степень порыва ветра | IV | III | VII |