Техническое обслуживание автомобиля Урал
Техническое обслуживание автомобиля Урал является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги или время работы автомобиля. Помимо этого, водитель должен постоянно следить за исправностью работы всех систем, узлов и агрегатов автомобиля и, не дожидаясь срока очередного технического обслуживания, устранять неисправности.
В процессе эксплуатации необходимо выполнять следующие виды обслуживания: ежедневное обслуживание (ЕО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность технических обслуживании ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от условий эксплуатации автомобилей. При эксплуатации автомобилей в условиях бездорожья и осенне-весенней распутицы зазоры между колодками и барабанами рабочих тормозов необходимо регулировать через 1000-1500 км.
ТО 1 проводится каждые 4 тыс. км
Каждые 4 000 км пробега грузовик Урал должен пройти сервисное обслуживание по схеме ТО-1. Для выполнения технического обслуживания на ТО 1 необходимо сделать:
- Промойте фильтр насоса усилительного механизма, проверьте уровень масла в бачке и при необходимости долейте. Уровень масла должен быть между верхней и нижней рисками при незавернутой пробке.
- Подтяните гайку корпуса телескопического амортизатора (в дальнейшем подтягивайте при появлении течи).
- Смажьте подшипник муфты выключения сцепления и втулки вала вилки выключения сцепления.
- При движении по нашим дорогам, а тем более по бездорожью, вибрация и тряска может ослабить крепления основных углов и механизмов. Во избежание поломок осуществите протяжку креплений всех основных узлов – силового агрегата, систем впуска воздуха и выпуска отработанных газов, гайки стремянок передних и задних рессор, гайки клиньев фиксации пальцев передних рессор и ушков передних рессор. Помните, подтягивать гайки стремянок рессор необходимо на автомобиле с полной загрузкой.
- Проверьте натяжение ремня привода насоса рулевого управления. Прогиб должен быть от 7 до 13 мм.
- Тормозные накладки подвержены постоянному износу, поэтому отрегулируйте зазор между колодками и барабанами рабочих тормозов. После регулировки тормозные барабаны не должны нагреваться.
- Проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторных батареях. При необходимости долейте дистиллированную воду и подзарядите аккумулятор. Уровень электролита должен быть в пределах 10-15 мм над предохранительным щитком.
- Периодически рекомендуется очищать поверхность и вентиляционные отверстия от грязи и пыли. Проверьте надежность крепления контактов наконечников проводов к аккумулятору.
- Закачайте смазку до появления свежей смазки из сопряжения пальца и ушка передней рессоры. При работе с прицепом проделайте тоже самое со втулкой буксирного прибора. Удалите лишнюю смазку ветошью.
- Проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень смазки в корпусах поворотных кулаков переднего ведущего моста. Уровень смазки должен доходить до кромки контрольно-заливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускается.
- При проведении работ ТО-1 необходимо осуществить техническое обслуживание силового агрегата, согласно инструкции по эксплуатации двигателя.
Руководство УРАЛ-4320-60/61, УРАЛ-43206-61, УРАЛ-5557-60 И ИХ МОДИФИКАЦИИ 2014 — страница 8
41
душный фильтр, удалить пыль из крышки-бункера. Корпус и крышку промыть в дизельном топливе или горячей воде, продуть сжатым воздухом и просушить.
Осмотреть фильтрующий элемент воздухоочистителя. Налет пыли на внутренней
стороне элемента указывает на негерметичность элемента или уплотнительных прокла- док, в этом случае его заменить.
Качество уплотнения контролируют по сплошному отпечатку на прокладке. Для обслуживания фильтрующего элемента снять предочиститель и очистить его
от пыли встряхиванием или продувкой. Обнаружив на картоне элемента пыль без копоти или сажи (элемент серый), продуть его сухим сжатым воздухом до полного удаления пы- ли. Во избежание прорыва картона давление сжатого воздуха должно быть не более 200—
300 кПа (2
—
3 кгс/см
2
). Струю воздуха направлять под углом к поверхности, силу струи ре-
гулировать изменением расстояния шланга от элемента.
При наличии на картоне сажи, масла, топлива или при малоэффективности обдува
сжатым воздухом необходимо заменить или промыть элемент в теплой воде (40—
50 °С) с растворенным в ней моющим веществом (например, бытовые стиральные порошки) из рас- чета 20
—
25 г вещества на 1 л воды. Промывать элемент, погружая его на полчаса в этот раствор с последующим интенсивным вращением или окуная в раствор в течение 10
—
15 мин. После промывки в растворе необходимо прополоскать элемент в чистой теп- лой воде и просушить. Запрещается сушить над открытым пламенем и воздухом с темпе- ратурой выше 70 °С.
После каждого обслуживания элемента или при установке нового следует прове-
рить его состояние визуально, подсвечивая изнутри лампой.
При механических повреждениях, разрывах гофр картона, отслаивании кар-
тона, надрывах уплотнительных прокладок элемент заменить.
Ориентировочный срок службы картонного фильтрующего элемента составляет
30 000 км. Излишне частая очистка фильтрующего элемента сокращает срок его службы, так как общее количество обслуживаний элемента ограничено (5 до 7 раз, в том числе промывкой не более 3 раз) из—
за возможного разрушения картона.
Следует периодически осматривать состояние резиновых соединительных гофри-
рованных и гладких рукавов. При обнаружении дефектов в виде трещин, порезов, разрывов и др. детали заменить.
5.1.2 Система предпускового подогрева двигателя 5.1.2.1
Система предпускового подогрева двигателя предназначена для разогрева
двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха.
Техническая характеристика предпускового подогревателя
Модель ПЖД30Ж
Теплопроизводительность, кВт (ккал/ч) 30 (26 000)
Топливо применяемое для двигателя
Расход топлива, кг/ч 4,2 В систему подогрева двигателя входят: — предпусковой подогреватель, состоящий из: котла 11, согласно рисунку 24, на-
сосного агрегата 15 (электродвигатель, вентилятор, жидкостный и топливный насосы); ис- точника высокого напряжения;
— топливный бачок 1 с краном 2; — пульт управления подогревателем, состоящий из выключателей: электроподогре-
ва топлива, свечи, насосного агрегата и электромагнитного клапана. Пульт расположен на левой боковине радиатора системы охлаждения;
— трубопроводы;
ТО 2 проводится каждые 16 тыс. км
Когда пробег грузового автомобиля Урал приблизится к 16 000 км (и далее через каждые 16 тыс. км), он должен пройти расширенное техническое обслуживание или ТО-2. Оно включает в себя весь объем работ, выполняемых при ТО-1, а также:
- Проверьте и при необходимости подтяните крепления радиатора, воздушного фильтра и шланговых соединений системы впуска воздуха, крепление глушителя приемных труб.
- Слейте отстой топливного бака и убедитесь в отсутствии подтеканий топлива через пробку сливного отверстия.
- Отрегулируйте свободный ход педали сцепления. Он должен быть в пределах 50-60 мм, при отсутствии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля.
- Подтяните крепление фланцев карданных валов и крепление промежуточной опоры к балке; подтяните крепление главных передач ведущих мостов.
- Проверьте затяжку и при необходимости подтяните гайки крепления: рычага верхней и нижних крышек поворотных кулаков и фланцев шаровых опор; пальцев реактивных штанг; картера рулевого механизма; карданных вилок рулевого вала; пальцев рулевых тяг; усилительного механизма.
- Проверьте затяжку и при необходимости подтяните крепление болтов: кронштейнов верхних реактивных штанг; оси балансира в сборе к кронштейнам балансира; передних кронштейнов передних рессор к нижней полке лонжерона; задних кронштейнов передних рессор к усилителям лонжеронов; кронштейнов балансира к поперечине раме; стяжки задних кронштейнов передних рессор; седельного устройства к надрамнику и раме (для седельных тягачей).
- Проверьте состояние шин, колес и их крепление.
- Отрегулируйте свободный ход рулевого колеса и схождение передних колес.
- Проверьте надежность крепления стартера к двигателю.
- Проверьте состояние изоляции электроприводов и их крепление. При повреждениях оберните поврежденные участки изоляционной лентой.
- Проверьте и при необходимости подтяните крепления коробки отбора мощности, кабины, платформы и оперения.
- Ненагруженный автомобиль установите на ровной горизонтальной площадке и отрегулируйте фары.
- Проверьте уровень масла и при необходимости долейте до нормы: в картере раздаточной коробки, промежуточной опоре карданного вала, в главных передачах ведущих мостов, в ступицах задней балансирной подвески, в картере рулевого механизма. Уровень масла должен доходить до кромки контрольно-заливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускается
С помощью рычажно-плунжерного шприца, согласно карте смазочных материалов и рабочих жидкостей:
- Заполните смазкой через масленки в объеме, указанном в карте смазочных материалов и рабочих жидкостей верхние подшипники шкворней;
- Разберите шлицевое соединение карданного вала рулевого управления и смажьте его;
- Шлицевые соединения карданных валов промежуточного и привода среднего моста и подшипники водяного насоса смажьте через масленку до выдавливания свежей смазки;
- Закачивайте до выдавливания свежей смазки в шарниры реактивных штанг. При значительной деформации уплотнительного кольца появление свежей смазки необязательно.
Технические характеристики
Габаритные размеры автомобиля, мм | 7746х2550х3065 |
Внешний габаритный радиус поворота по буферу, м | 11,4 |
Рабочая тормозная система | Двухконтурная с пневмогидравлическим приводом |
Кабина | Цельнометаллическая, трехместная, оборудована системой вентиляции и отопления |
Кабина | Цельнометаллическая, трехместная. Оборудована системой вентиляции и отопления |
Колесная формула | 4х4 |
Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км | 24 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Масса перевозимого груза, кг | 3600*/4200 |
Платформа | Металлическая с боковыми и задним откидными бортами, фитингами под крепление кузова-контейнера, оборудована съёмными дугами и тентом, боковыми откидными и съёмной средней скамейками, местами крепления снятых дуг, тента, скамеек, бортов |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 7000 |
Полная масса, кг | 11500*/12100 |
Трансмиссия | Пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом, задний мост с блокировкой межколёсного дифференциала |
Емкость топливных баков, л | 210 + 60 |
Дорожный просвет, мм | 400 |
Шины | 425/85 R21 КАМА-1260, КАМА-1260-1, 390/95 R20 КАМА-Урал с регулируемым давлением |
Распределение полной массы автомобиля, кг | |
На задний мост | 6545*/7490 |
На передний мост | 4955*/4610 |
Преодоление препятствий | |
Брод, м | 1,75 |
Подъем, % | 58 |
Двигатель | |
ЯМЗ-236М2 | |
Номинальная мощность при 2100 1/мин, кВт (л.с.) | 132 (180) |
* для автомобиля многоцелевого назначения. По требованию заказчика автомобиль может комплектоваться лебедкой (максимальное тяговое усилие 10-11 т.с., длина троса 60 м), двигателями ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с., ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. с соответствующим изменением тягово-динамических характеристик.
Двигатель
На 2022 год в данный автомобиль устанавливается двигатель ЯМЗ-236НЕ23. Он характеризуется следующими основными моментами:
- воспламенение топлива осуществляется от сжатия;
- тип — V-образный;
- оснащается шести рабочими цилиндрами;
- оснащается турбонаддув.
Его рабочий объем обуславливает проходимость. Величина камеры сгорания составляет 11.15 литров. Номинальная мощность в лошадиных силах — 230. Этого вполне достаточно для передвижения по пересеченной местности, не обустроенным дорогам. Величина максимального крутящего момента составляет 883 Н*м, номинальная частота вращения коленчатого вала — 2080 мин-1.
Наиболее важное достоинство данного двигателя — его неприхотливость к типу топлива. При этом он полностью соответствует стандарту Евро-4, что делает возможным использование данного грузовика в странах Европы. Двигатель почти не загрязняет окружающую среду. В то же время важно помнить, что зимой требуется использовать специальную солярку. Так как топливопровод автомобиля не обогревается, никак не защищен от замерзания.
Ремонт мотора не представляет собой сколько-нибудь серьезную проблему. Так как все необходимые запасные части представлены в магазинах, они общедоступны. В силу простоты устройства оперативный ремонт не составит труда осуществить в полевых условиях. Именно это является одной из причин популярности автомобиля в армии.
— (это оформление блока в CSS)
Урал-43206 снабжался не только дизельными двигателями, но также бензиновыми — ЗИЛ-375.
Данный двигатель имеет параметры:
- 180 л.с.;
- 8 рабочих цилиндров;
- блок цилиндров — из чугуна.
Большая часть двигателя была выполнена из алюминия. Что делало его легким. Жидкостное охлаждение позволяло «держать» номинальную температуру даже при сильной нагрузке жарким летом. Но в серию пошло небольшое количество моделей с бензиновым двигателем. Так как расход относительно велик, а стоимость бензина на порядок выше.
Система питания, расход топлива
Система подачи питания не имеет каких-либо серьезных особенностей. Впрыск осуществляется при помощи инжектора, разработанного на Ярославском заводе. Основные параметры системы подачи топлива в Урале-43206:
- емкость топливного база — 300 л;
- емкость дополнительного топливного бака — 60 л;
- система подачи воздуха — через картонный фильтр очистки;
- выпуск газов — через глушитель;
- система охлаждения — жидкостная, с принудительной циркуляцией и закрытого типа.
Несмотря на достаточно впечатляющую мощность, автомобиль является относительно «экономичным». При средней скорости в 60 км/ч во время движения по шасси расход на каждые 100 км движения составляет приблизительно 24 л. Данный показатель установлен для идеальных условий. Именно поэтому при движении по пересеченной местности он может несколько отличаться.
Трансмиссия
Уникальная работа трансмиссии — ещё одна причина популярности данного автомобиля. Сцепление используется сухое, фрикционного типа, с пружиной диафрагменного типа. Оно производится на том же заводе, где осуществляется сборка устанавливаемого в Урал-43206 двигателя. Используется механическая коробка переключения передач.
Обозначается данная коробка как ЯМЗ-236У. Автоматические коробки на данную модель автомобиля не устанавливаются по целому ряду различных причин. Сама КПП пятиступенчатая. Имеется 4 скорости для движения вперед и одна — для движения назад. Установлены синхронизаторы на всех передачах кроме первой. Имеется раздаточная коробка.
Передача крутящего момента на колеса через коробку осуществляется при помощи карданного вала. Что существенно упрощает процесс обслуживания всей ходовой части. Сам кардан — открытого типа, используются шарниры на подшипниках игольчатого типа. Переключение передач осуществляется путем отсоединения коробки от двигателя при помощи сцепления. Алгоритм стандартный.
Для различных нужд выпускались следующие виды автомобиля Урал-43206:
- снабженные 2-мя мостами;
- снабженные 3-мя мостами.
Ходовая часть
Рама при сборке данного автомобиля применяется штампованная, клепанная. Урал-43206 снабжается специальными буксировочными приборами сразу спереди и сзади:
- в передней части кузова монтируются жесткие буксировочные крюки;
- в задней части кузова — тяговое сцепное устройство.
Передняя и задняя подвески снабжаются специальными полуэллиптическими рессорами. Присутствуют гидравлические амортизаторы с двусторонним действием. В задней части кабины имеется держатель для запасного колеса. Ходовая часть позволяет чувствовать себя относительно комфортно как водителю, так и пассажирам, находящимся вне кабины.
Грузоподъемность, размерность шин, величина дорожного просвета
Популярна данная модель также благодаря грузоподъемности и отличной проходимости, зависящей от типа применяемых шин. Габаритно-массовые параметры:
- величина колесной базы — 4 405 мм;
- длина — 7 902 мм;
- ширина без учета зеркал заднего вида — 2 965 мм;
- высота при полностью снаряженной массе — 2 965 мм;
- грузоподъемность автомобиля — 4 т.;
- допустимая полная масса — 12 т.
В стандартной комплектации применяются шины типа ИД-П284. Размерность их следующая: 1200*500-510. Габаритные размеры могут несколько отличаться в зависимости от типа кузова, иных факторов. Разновидности представлены на рисунках ниже.
Расширенное ТО 2 через каждые 32 000 км
При каждом втором ТО-2, т.е. через каждые 32 000 км, дополнительно выполните следующее:
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте заднюю опору силового агрегата.
- Проверьте и отрегулируйте конические подшипники первичного и промежуточного валов раздаточной коробки. Осевое перемещение первичного и промежуточного валов должно быть 0,03 – 0,08 мм.
- Осмотрите раму. Ослабление заклепочных соединений, трещин лонжеронов и поперечин не должно быть.
- Убедитесь в отсутствии осевого перемещения балансира, при необходимости устраните неисправность.
- Проверьте работу сигнализации неисправности рабочей тормозной системы.
- Убедитесь, что давление на выходе из обеих секций тормозного крана равно давлению в системе и проверьте работу тройного защитного клапана.
- Проверьте величину давления на соединительной головке однопроводного привода (черного цвета). Давление воздуха на контрольном манометре должно быть 480-530 кПа (4,8-5,3 кгс/см2). При включении рабочего или стояночного тормоза контрольный манометр должен показывать давление «0».
- Проверьте величину давления на соединительной питающей головке (голубого цвета). Давление воздуха на контрольном манометре должно быть равно 0. При включении рабочего или стояночного тормоза контрольный манометр должен показывать давление в системе.
- Убедитесь, что свободный ход педали тормоза в пределах нормы – 20-30 мм. При необходимости отрегулируйте.
- Проверьте работу регулятора тормозных сил (РТС). Давление на контрольных манометрах должно соответствовать значению по таблице РТС.
- При работе с прицепом проверьте и при необходимости устраните осевой люфт буксирного крюка; подтяните крепление буксирного прибора к поперечине.
- Проверьте работу одинарного защитного клапана. Воздух должен поступать в баллон тормозов прицепа после того, как давление воздуха в остальных баллонах достигнет величины 550 кПа (5,5 кгс/см2).
Виды технического обслуживания
По трудоемкости и периодичности выполняемых работ техобслуживание принято делить на несколько видов.
- Ежедневное ТО (ЕО) – проводится перед каждым выездом и после каждого возвращения техники.
- Сезонное ТО (СО) – позволяет подготовить машину для эксплуатации в зимний и летний период, а потому проводится осенью и весной, соответственно.
- ТО в начальный период эксплуатации – осуществляется после 50-ти часов работы силовой установки или же тысячи километров пробега ТС.
- Первое техобслуживание (ТО-1) – выполняется после каждых 125-ти часов работы ДВС или 4 000 километров пробега.
- Второе техобслуживание (ТО-2) – необходимо после каждых 16-ти тысяч километров пробела либо 5-ти сотен часов эксплуатации силового агрегата.
Обратите внимание, что в случае с ТО1/2 значения приведены лишь для первой категории условий эксплуатации. Данные параметры требуют корректировки при работе техники в различном климате и тяжелых условиях, что регламентировано ГОСТ 21624-81, а также «Положением о техобслуживании и ремонте автотранспорта».
Дополнительные работы через 48 тыс. км пробега
После каждых 48 000 км, пройденных автомобилем Урал, необходимо:
- Заменить смазку в картере раздаточной коробки и в главных передачах ведущих мостов. Залить масло до кромки контрольно-заливного отверстия на задней стенке картера. Подтекание масла через пробки не допускается.
- Через масленку смазать вал промежуточного кронштейна привода сцепления до появления свежей смазки.
- При работе с прицепом проверить состояние резьбы на крюке и гайке буксирного прибора. При наличии деформации резьбы крюк и гайку замените новыми.
Каждое четвёртое ТО 2
При каждом четвертом ТО-2 (64 000 км пробега) рекомендуется:
- Заменить пневмогидроусилитель тормоза (ПГУ) или самостоятельно провести его ремонт. Снять и разобрать ПГУ. Детали «баклуши» промыть в керосине, детали главного тормозного цилиндра в спирте или в тормозной жидкости. Перед сборкой смазать. Манжеты с рисками и выхватами заменить.
- Заменить тормозную жидкость. После прокачки долейте жидкость в бачки главных тормозных цилиндров до уровня 15-20 мм ниже верхней кромки заливной горловины.
- Смажьте резьбу регулировочного механизма стояночного тормоза, удалив резиновую заглушку на щите.