Конструкция КПП
Необходимо более подробно изучить конструкцию этого важного элемента. Он представляет собой стандартную коробку передач механического типа, оснащенную 5-ю ступенями, что позволяет подобрать оптимальную скорость движения. Следует отметить, что благодаря наличию сразу 3-х передвижных кареток, а также понижающего редуктора удается удвоить количество передач.
Как показывает схема коробки передач ЮМЗ, ключевыми элементами подобного узла представляются следующие детали:
- валы — первичный, промежуточный, вторичный, а также редукторный;
- корпус, в котором размещены все детали;
- шестереночные механизмы — ведущие и ведомые;
- рычаг переключения передач;
- зубчатая муфта;
- крепежные элементы, фиксаторы, кронштейны, защелки.
Схема КПП ЮМЗ
Необходимо отметить, что корпус подобного элемента напрямую соединен с корпусом заднего моста. Все движущиеся детали КПП данной модели смазываются во избежание механического повреждения вследствие трения. Масло заливается в устройство с помощью специального отверстия, которое расположено в крышке коробки.
Для того чтобы агрегат служил длительное время без каких-либо проблем, необходимо своевременно менять масло, а также контролировать его уровень. С этой целью на корпусе КПП размещены 2 контрольные пробки — минимальный и максимальный уровень масла. Для слива масла приспособлено другое отверстие, расположенное в нижней части узла, которое закрывается магнитной пробкой.
Оставить заявку в произвольной форме
Коробка передач трактора ЮМЗ
предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии — получения различных скоростей, а также изменения направления движения трактора. Кроме того, коробка передач обеспечивает возможность работы дизеля при неподвижном тракторе и включенной муфте сцепления.
Коробка передач тракторов ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ
— механическая, пятиступенчатая, без прямой передачи, с тремя передвижными каретками и понижающим редуктором, удваивающим число передач. В переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста установлены первичный, вторичный и промежуточный валы, а также, вал редуктора.
Вал редуктора
смонтирован на приставном кронштейне, закрепленном с правой стороны корпуса. На шлицах первичного вала установлена и закреплена стяжным болтом ведущая шестерня постоянного зацепления. Вал с шестерней вращается на двух роликовых подшипниках в стакане, установленном в расточках передней стенки и перегородки корпуса.
Наружные обоймы обоих подшипников зафиксированы с наружных торцов между разрезным пружинным кольцом, вставленным в кольцевую выточку стакана, и двумя прижимными пластинами, что ограничивает осевое перемещение узла первичного вала.
Коробка передач трактора ЮМЗ-6
1
— первичный вал;
2
— стяжной болт;
3
— ведущая шестерня;
4
— прижимные пластины;
5 и 31
— стаканы;
6
— промежуточный валик;
7
— регулировочная прокладка;
8
— шарико-подшипник;
9
— шестерня включения второй и четвертой передач;
10
— валики переключения передач;
11
— фиксатор валика переключения;
12
— блокировочный валик;
13
— фиксатор блокировочного валика;
14
— тяга;
15
— кулиса;
16
— включатель;
17
— упор;
18
— ось;
19
— рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ;
2
0 — качалка;
21
— подпружиненная защелка;
22
— стойка;
23
— рычаг переключения передач;
24
— болт;
25
— корпус колонки переключения передач;
26
— вилка;
27
— упор;
26
— шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода;
29
— вторичный вал;
30
— роликоподшипник;
32
— шестерня включения третьей и пятой передач;
33
— круглая гайка:
34
— ведущая шестерня заднего хода;
35
— ведущая шестерня первой передачи:
36
— ведущая шестерня третьей передачи;
37
— промежуточный вал;
38
— ведущая шестерня четвертой и пятой передач;
39
— ведущая шестерня второй передачи;
40
— упорное кольцо;
41
— пробка для слива масла;
42
— шестерня постоянного зацепления;
43
— корпус коробки передач;
44
— вал привода ВОМ.
Стакан
одновременно служит гнездом шарикоподшипника, являющегося передней опорой вторичного вала, установленного соосно с первичным валом. Между шарикоподшипником и пружинным кольцом установлено упорное кольцо, а подшипник зафиксирован в стакане стопорным кольцом, входящим двумя выступами одновременно в сквозные вырезы стакана и кольцевую канавку на наружной обойме подшипника. Подшипник закреплен на шейке вторичного вала специальным болтом. Болт застопорен отгибной шайбой.
Стальные прокладки,
установленные между корпусом и фланцем стакана, служат для регулирования положения ведущей шестерни главной передачи кпп юмз. На фланце имеются два резьбовых отверстия, предназначенные для демонтажа стакана при разборке коробки передач.
Вторичный вал
изготовлен как одно целое с ведущей шестерней главной передачи. Сзади вторичный вал опирается на ролико-подшипник, установленный в стакане. Стакан размещен в расточке корпуса и зафиксирован в нем установочным винтом с контргайкой. На вторичном валу на его шлицах установлены три передвижные каретки-шестерни, с помощью которых включается та или иная передача. Шестерня, имеющая один зубчатый венец, предназначена для включения первой передачи и передачи заднего хода. Шестерня с двумя зубчатыми венцами предназначена для включения третьей и пятой передач, а шестерня — для включения второй и четвертой передач. Каждая каретка на заднем конце ступицы имеет кольцевую проточку для вилки, с помощью которой передвигается каретка и включается передача. Положение кареток на валу в продольном направлении определяется положением вилок переключения.
Промежуточный вал кпп юмз
— полый, вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в нижней части корпуса. На промежуточном валу установлены: ведущая шестерня заднего хода, ведущая шестерня первой передачи, ведущая шестерня третьей передачи, двухвенцовая ведущая шестерня четвертой и пятой передач, ведущая шестерня второй передачи и промежуточная шестерня постоянного зацепления. Причем ведущие шестерни всех передач установлены на шлицах вала, а промежуточная шестерня, имеющая бронзовую втулку, на цилиндрической поверхности вала.
Кроме того, шестерня имеет дополнительный зубчатый венец, соответствующий внутреннему зубчатому венцу шестерни, и кольцевую проточку на ступице для вилки, с помощью которой ее можно перемещать вдоль вала.
Все шестерни, установленные на шлицах промежуточного вала, плотно сжаты между упорным кольцом и задним подшипником вала круглой гайкой, которая стопорится отгибанием ее контровочного венца в паз вала.
Вал редуктора
вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в кронштейне. На цилиндрической части вала установлена ведомая шестерня редуктора, которая вращается на нем на втулке из порошкового материала, а на шлицах вала — зубчатая муфта включения редуктора и ведущая шестерня. Зубчатая муфта имеет кольцевую проточку для вилки переключения и может передвигаться вдоль вала. При включении редуктора зубчатая муфта входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни. Одновременно передвигается шестерня, и ее дополнительный зубчатый венец выходит из зацепления с внутренним венцом шестерни и вводится в зацепление с шестерней редуктора.
При работающем дизеле, включенной муфте сцепления и выключенной передаче вращение от коленчатого вала дизеля передается на первичный вал коробки передач, а от него через шестерню на промежуточную шестерню постоянного зацепления. Если редуктор выключен, то дополнительный зубчатый венец шестерни находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом шестерни, и промежуточный вал вместе с сидящими на его шлицах шестернями также получает вращение.
Если же редуктор включен, вращение на промежуточный вал от шестерни передается через шестерню, введенную с ней в зацепление зубчатую муфту, вал, шестерню редуктора и находящийся с ней в постоянном зацеплении венец четвертой передачи шестерни. Для включения той или иной передачи необходимо выключить сцепление, дать остановиться продолжающему вращаться по инерции промежуточному валу, передвинуть соответствующую каретку на вторичном валу и ввести ее венец в зацепление с соответствующим венцом шестерни промежуточного вала.
При включении передачи заднего хода шестерня получает вращение от шестерни через промежуточную шестерню, установленную на оси и вращающуюся в двух шарикоподшипниках.
В требуемом положении перемещаемые рычагом валики удерживаются фиксаторами. Фиксаторы расположены в перегородке корпуса, в вертикальных отверстиях, находящихся непосредственно над валиками. Каждый фиксатор представляет собой цилиндрический стержень с хвостовиком прямоугольной формы. Нижний конец фиксатора имеет форму клина. Этим концом фиксатор входит в один из трех клиновидных пазов, имеющихся на валике переключения. Средний паз фиксирует валик в нейтральном положении, соответствующем выключенной передаче, а два крайних — определяют его в положениях, соответствующих включению шестерен при перемещении кареток вперед или назад.
Фиксаторы к валикам
прижимаются пружинами, которые надеты на хвостовики фиксаторов и поджаты специальной планкой, притянутой к верхней площадке перегородки корпуса двумя болтами. В средней части планки имеются четыре отверстия прямоугольной формы, через которые проходят хвостовики фиксаторов. Вследствие прямоугольной формы отверстий в планке и концов хвостовиков фиксаторы не проворачиваются. При наличии фиксаторов перемещение любого из валиков переключения становится возможным только тогда, когда фиксатор полностью выйдет из паза на валике, дополнительно сжав пружину.
Для уменьшения торцового износа зубьев, а также для исключения неполного включения шестерен и самовыключения их при работе в механизме переключения передач имеется блокирующее устройство. Это устройство позволяет переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления.
Блокирующее устройство выполнено следующим образом. На крышке коробки передач непосредственно над фиксаторами валиков переключения установлена крышка фиксаторов с блокировочным валиком. Валик тягой связан с механизмом выключения муфты сцепления. На валике выфрезерован паз. Когда муфта сцепления включена, валик оказывается повернутым так, что имеющийся на нем паз располагается сбоку фиксаторов. В таком положении переключение передач невозможно, так как фиксаторы, упираясь в блокировочный валик, не могут подняться а освободить валики переключения. Они могут подняться только тогда, когда паз окажется над фиксаторами. В таком положении паз находится только с момента полного выключения главной муфты сцепления до полного выключения муфты привода ВОМ.
Для удобства переключения передач на качалке установлена стойка, а на рычаге — подпружиненная защелка. В стойке выполнена прорезь, в которой перемещается рычаг при выборе передач, а на ее поверхности установлена табличка — указатель с обозначением передач. Защелка передним концом фиксируется выступом стойки, а задним при перемещении рычага скользит по фигурной поверхности стойки.
Для обеспечения безопасности на колонке переключения передач установлен механизм блокировки, предназначенный для исключения случаев пуска дизеля при включенной передаче.
Механизм блокировки трактора ЮМЗ-6КЛ
состоит из включателя, установленного на корпусе колонки переключения передач, и упора, установленного в качалке и действующего на включатель при перемещении качалки. В нейтральном положении рычага переключения передач контакты включателя разомкнуты. При включении передачи качалка наклоняется, шарик включателя выходит из выреза на упоре и замыкает контакты. При этом соединяется с «массой» обмотка трансформатора магнето пускового двигателя, и его пуск становится невозможным.
На тракторах ЮМЗ-6КМ вместо включателя установлен выключатель, контакты которого в нейтральном положении рычага переключения передач замкнуты. При включении передачи контакты выключателя размыкаются и разрывают цепь включения стартера дизеля. Положение включателя, обеспечивающее нормальную его работу, регулируется прокладками, устанавливаемыми на его корпус.
Детали коробки передач трактора ЮМЗ смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе коробки передач и заднего моста. Продукты изнашивания и другие металлические частицы оседают на магните пробки, закрывающей сливное отверстие в корпусе.
Возможные неисправности
Несмотря на высокое качество сборки и внушительный ресурс комплектующих коробка передач тракторов серии ЮМЗ нередко требует ремонта. Как правило неполадки возникают на агрегатах с внушительным пробегом, элементы которых имеют высокую степень износа. К числу наиболее характерных поломок, встречающихся чаще всего, целесообразно отнести:
- увеличенный свободный ход рычага переключения передач либо их резкое выключение;
- излишний шум при работе устройства;
- перегрев;
- стук при переключении скоростей.
Подобные поломки могут привести к серьезным проблемам вплоть до выхода из строя всего агрегата, в связи с чем настоятельно рекомендуется начинать ремонт коробки передач ЮМЗ незамедлительно после их обнаружения.
За КПП необходим тщательный уход
Диагностику неисправностей следует осуществлять при переключении первой задней и передней передачи.
При длительной эксплуатации рекомендуется проводить визуальный осмотр деталей разобранной КПП на предмет наличия дефектов.
Способы устранения поломок
Возможны следующие поломки:
- Если свободный ход рычага передач внезапно увеличился либо они самопроизвольно выключаются при эксплуатации, скорее всего имеет место отсутствие должного контакта в шестереночном механизме. Как правило это вызвано износом вилок переключения, кареток. Коме того из строя могли выйти пружины фиксаторов, которые потребуется заменить для восстановления работоспособного состояния устройства.
- При обнаружении перегрева либо нехарактерного шума следует проверить состояние валовых подшипников, поскольку их поломка нередко приводит к подобным проблемам. Для этого потребуется демонтировать пол кабины, слить масло из КПП, после чего открыть его крышку и проверить работоспособность всех валов. Поврежденные элементы, обнаруженные при осмотре, потребуется заменить.
- Стук при переключении скоростей проявляется при поломках шестереночного механизма, связанного с износом отдельных элементов. Для устранения неисправности потребуется демонтировать крышку и раздаточный узел, после чего найти сломанную деталь и заменить её.
Если изучить каталог КПП-запчастей, можно сделать вывод, что обслуживание подобного агрегата и его ремонт не потребуют существенных затрат, так как все расходные элементы отличаются доступной стоимостью.
Обязательно почитайте: Технические характеристики двигателя ЯМЗ-5344