Коробка передач МТЗ-82: схема переключения КПП МТЗ-80, 1221, ремонт, сборка своими руками

Ремонт и эксплуатация МТЗ » Схема Коробки Передач МТЗ-82 1

Коробка передач МТЗ схема, фото переключения представлены выше — это один из важнейших агрегатов управления трактором. Также надо отметить, что штоки можно отсоединить через крышку блока.

После снятия механизма переключения см. Снятие стопорного кольца Промежуточной шестерни понижающего редуктора: 1- стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня.

Он является крепежом вала.


Водяной насос, неисправности, ремонт.


Переключатель передач оборудуется втулкой.


Если вал и прочие детали КПП исправны, тогда первый элемент вращается в пределах 8 нМ. Специалисты говорят о том, что механизм очень просто разобрать.


В Гонконге родился беременный ребенок.

Допускается удерживание рычага понижающего редуктора в нейтральном среднем нефиксированном положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах. Туда же входит дифференциал с четырьмя сателлитами. КПП МТЗ. Часть 2. Разборка часть1.

Демонтаж и ремонт коробки передач трактора Беларус

Редуктор имеет пару ступеней, в первом положении включают 1-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю передачу переднего движения либо первую скорость в заднем направлении. Полная разборка сцепления. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора: 1 — ведущая шестерня.


Для того, чтобы проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала необходимо снять крышку коробки передач, поднести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала и, передвигая зубчатый венец, выявить осевые перемещения вала, соответствующие осевому зазору в подшипниках.


Защитный колпак ограждения заднего вала должен быть установлен. На наружной стороне ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора установлена крыльчатка, необходимая для разбрызгивания масла, способствуя тем самым улучшению смазывания шестерен дифференциала и главной передачи. Чтобы поставить ее на прежнее место, придется попросить помощи у товарища.

Для этого рекомендуется в первую очередь снять картер. Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. В устройстве имеется только одно гнездо подшипника. Задняя передача включается с двойным выжимом сцепления.


Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора: 1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт. Схема передач на тракторе мтз

Трансмиссия

Как и у любой колёсной техники с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), у трактора МТЗ — 80 просто в обязательном порядке существует трансмиссия. Не только для белорусских тракторов, но и для них, в частности, трансмиссия — это целый набор различных узлов и механизмов, сочетающих в себе двигатель машины с колёсной базой и с дополнительными узлами, призванными к обеспечению работы всей системы.

В комплектацию трансмиссии трактора Беларусь, а конкретно, МТЗ — 82 или более усовершенствованных моделей, входят следующие узлы и их, мягко говоря, совсем немало:

  • КПП — коробка переключения передач;
  • система сцепления;
  • вал отбора мощности (ВОМ) с двумя скоростями;
  • ходоуменьшитель;
  • раздаточная коробка;
  • карданный привод;
  • дифференциал;
  • ведущий передний мост;
  • тормозная система;
  • задний ВОМ (вал отбора мощности);
  • шкив привода;
  • боковой ВОМ (вал отбора мощности);
  • тормозок для КПП;
  • муфта сцепления.

1- гайка промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 — корпус коробки передач; 6 — стакан первичного вала; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 9 — ползун; 10 — вторичный вал; 11 — шарик; 12 — крышка коробки передач; 13 — заливная пробка; 14 — Шаровая опора; 15 — рычаг переключения передач; 16 — чехол; 17 — штифт; 18 — рамка; 19 — валик рамки; 20 — шарик выключателя; 21 — выключатель ВК-403;22 — регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 — гайка; 25 — ведущая шестерня; 26 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 — конические подшипники; 28 — упорная шайба; 30 — крыльчатка; 31 — гнездо внутреннего вала; 32 — втулка; 33 — внутренний вал; 34 — подшипники; 35 — втулка; 36 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 — промежуточная шестерня; 39 — подшипник; 40 — ведомая шестерня III передачи; 41 — ведомая шестерня IV передачи; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — ведомая шестерня V передачи; 45 — подшипник; 46 — переднее гнездо внутреннего вала; 47 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 — валик переключения редуктора; 49 — поводок; 50 — промежуточная шестерня; 51 — вилка; 52 — пружинное кольцо; 53 — упорное кольцо; 54 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 — крышка левого люка; 56 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 — скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 — вал I передачи и заднего хода.

Как видите, тракторная трансмиссия — это огромный комплекс узлов, связанных между собой в единую систему управления, регулируемую по отдельности.

Как правильно переключить передачи на МТЗ-80 и МТЗ-82

Также может быть установлен боковой полунезависимый ВОМ. При пополнении масла советуют открыть сливные отверстия узла, а также корзины сцепления и остова заднего моста.


Устройство гидросистемы трактора МТЗ. Довольно часто проблемы наблюдаются именно с блокиратором. Если шум ощущается слегка, тогда КПП демонтируется и разбирается. При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис.


При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Передний подшипник установлен в стакане, находящийся в расточке стенки коробки передач; задний подшипник смонтирован в расточке переднего конца вторичного вала. Если при буксовании задних колес передний ведущий мост не включается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной коробки.


Она рассчитана на девять скоростей. Снятие ведущей шестерни главной передачи: 1 — ведущая шестерня; 2 — болт. Главная шестерня 1 ступени передвигается в такое положение, чтобы она вошла в соответствующие зубцы венца шестерни 2 ступени.

Устройство трактора МТЗ | Двигатель


Выпрессовка вала I передачи и заднего хода. Блокиратор применяется с кольцом.
Если зазор превышает 1,5 мм, вилку заменяют. Большой свободный ход рычага переключения передач, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов рис. В идеале значение этого показателя должно равняется 57,85 мм. Отмена Сохранить.

Для замены непригодных деталей отсоединяется корпус от КПП. Автоматическая коробка передач с двойным сцеплением DSG Коробка передач с двойным сцеплением, также известная как коробка передач с прямым переключением передач DSG , является автоматической коробкой передач, которая может переключать передачи быстрее, чем любая другая зубчатая передача. Для этого снимается крышка и аккуратно вынимается подкладка. Он фиксируется на крыше блока. КПП МТЗ. Часть 3. Сборка часть 2

Возможные неисправности КПП МТЗ

Проблемы при трогании с места и с рулевым управлением в движении, связанные с поломкой коробки передач, можно разделить на две группы:

  1. Сложности с фиксацией выбранной скорости (плохое удерживание, «выбивание» передачи и т.п.).
  2. Посторонние звуки, издаваемые КПП при включении передач или во время движения трактора.

Первая ступень редуктора, обеспечивающая удвоение доступных скоростей, усложняет конструкцию коробки. Внешне сходные симптомы могут быть вызваны поломкой различных деталей внутри агрегата, поставить точный диагноз можно после частичного или полного демонтажа КПП. Проблемы с КПП одинаковы для МТЗ-80 с одной ведущей осью и МТЗ-82 с двумя осями.

Выбивание скорости

Отключение передачи во время движения может быть вызвано проблемами с вилками переключения, пружинами-фиксаторами, валами или подшипниками. При некорректном сцеплении шестерен возможно возвращение рычага в нейтральное положение.

Невозможность или плохое включение передачи

Проблема с включением скоростей может быть вызвана теми же причинами, что и их самопроизвольное выключение или переключение, т.е. c дефектами вилок или фиксирующих пружин. Расстояние между планками переключения передач не должно быть более 1,6 мм. Второй источник проблем с включением скоростей — неисправность механизма сцепления. Трактор может глохнуть при трогании из-за дефектов в системе управления подачей топлива.

Гул и скрежет при работе коробки передач

Посторонние звуки при работающей КПП могут быть 2 типов:

  • постоянные (гул или шум);
  • дискретные (стук).

Наличие постоянных шумов свидетельствует об износе креплений валов. Если проблему не устранить, вал может сорваться с крепления и заклинить трансмиссию. Другим источником постоянного шума может быть износ подшипников. Причиной одновременного возникновения шума и свободного хода рычага управления понижающим редуктором может быть износ вилки. Нехарактерные звуки в редукторе конечной передачи могут свидетельствовать о неисправности переднего моста.

Поломка механизма переключения КПП

Неисправность узла переключения скоростей может выражаться в люфте, при котором невозможно установить рычаг в нужное положение. Причинами могут быть:

  • деформация пружин в процессе эксплуатации, в результате чего в сжатом состоянии их длина больше максимально допустимой;
  • износ вилок переключения;
  • разбитые пазы скользящих кареток.

При наличии следов износа на наконечнике рычага переключения коробки МТЗ он подлежит замене.

Коробка передач (кпп) трактора МТЗ 82: схема переключения передачи и устройство

После смещения зубчатого элемента назад до полной агрегации с внутренним венцом — включается вторая ступень.

Устройство и схема переключения коробки передач МТЗ Рассматриваемый узел представляет собой комплект шестерен разного типа с нагнетательным приспособлением. Данный узел отвечает за работу техники в разных режимах, исходя из сложности условий работы. Если он расположен в неудобном для водителя месте, допускается проведение тюнинговых работ.

На вторичном валу размещена ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи. Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Порой он загрязняется или летает.

Крышка аппарата поднимается. Следят за новыми комментариями — 4.

Покупка автомобилей

Рулевое управление. Устройство и схема переключения коробки передач МТЗ Рассматриваемый узел представляет собой комплект шестерен разного типа с нагнетательным приспособлением.

Нижняя опора в данном случае надежно зафиксирована. Неисправности, разборка, ремонт. Ремонт пускового двигатель. При этом гарантируется отсутствие циркулирующей мощности. С вторичным валом он не соприкасается.

Редуктор КПП

Стандартная коробка передач трактора МТЗ-80 оснащается двухступенчатым редуктором. Схема его работы следующая: первая ступень включает I, II, III, IV и V передачи переднего хода и I передачу хода задом. Вторая редукторная ступень включает все остальные передачи. Для включения первой ступени редуктора необходимо сцепить ведущую шестерню первой ступени с наружным венцом на вторичном валу. Работа редуктора на второй ступени происходит при зацеплении главной шестерни первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени.

Как устроена коробка передач МТЗ-82

Тракторы «Беларус» оснащаются одиннадцатиступенчатой коробкой передач. Таким образом, техника обладает 9 передними и 2 задними рабочими режимами. Стоит учитывать, что когда базовая комплектация трактора подразумевает включение редуктора ходоуменьшителя, то количество рабочих режимов автоматически увеличится вдвое. Эта схема будет служить оптимально, если трактор работает на сложных территориях: она в значительной степени расширит возможности агрегата без увеличения расхода топлива.

Схему переключения и устройство коробки передач можно найти в свободном доступе в сети интернет без особых проблем. Рассмотрим, как устроена КПП, как разбираем, демонтируем и собираем приборы, входящие в комплект отремонтированной КПП колесных тракторов Беларус.

Схема коробки передач и принципы ее работы:

  1. Передачи могут переключаться только при низких оборотах силовой установки.
  2. На этом этапе нужно нажать сцепление.
  3. Включение необходимого режима работы, сцепление может быть отпущено, но делать это нужно плавно.

Иногда может случиться казус: коробку передач заклинит, и скорости невозможно будет переключить. Чтобы избавиться от этого, необходимо вернуть переключатель в первоначальное положение и повторить все действия с самого начала.

Рассмотрим, как устроены коробки передач, что позволит при необходимости собрать эти приспособления или выполнить их демонтаж. Коробка передач МТЗ-80 позволяет не только менять скорости, но и отвечает за исправную работу оборудования, которое навешивается на трактор сверху. Для этого в машине есть вал отбора мощности, который устанавливается сбоку.

Рассмотрим, как устроена раздаточная коробка МТЗ-80, ремонт коробки МТЗ. Также будут рассмотрены сборка КПП 82, ремонт, разборка и переключение передач. В КПП размещаются попарно 4 вала, параллельно друг другу. Первичный и вторичный валы вмонтированы в устройство на единой оси, а объединяют их опорные подшипники.

Первичный вал оборудован шестеренками, отвечающими за третью, четвертую и пятую передачи, объединенные между собой шлицевым соединением. Благодаря шестерне инженеры-конструкторы соединили первичный вал с редуктором ходоуменьшителя. На среднем валу вмонтирована деталь, которая своими зубцами соединяется с зубчатой деталью, регулирующей включение третьей передачи скорости.

В действие промежуточный вал приводится при использовании втулки специального назначения, которая вмонтирована в обойму подшипника. Она сцеплена с шестерней, отвечающей за вторую ступень раздатки редуктора — ее часто называют центральной. За этой шестеренкой инженеры разместили кулачки вала отбора мощности. Над ней устанавливается система, которая позволяет распылять масла на детали.

Если детали, постоянно трущиеся друг об друга, должным образом не смазывать, трактор очень быстро можно будет сдавать в ремонт из-за поломки.

На тракторах установлены двухступенчатые понижающие редукторы. Они являются дополнением к КПП МТЗ. Первая редукторная ступень объединяет скорости с первой по пятую, и один режим работы на заднем ходу. Остальные режимы подвязаны на работу второй ступени. Первую ступень редуктора водитель может включить, зацепив необходимым образом ведущую шестеренку и венец вторичного вала. Для того чтобы в ход пошла 2 ступень, шестерня сцепляется с деталью 1 ступени.

Как разобрать коробку МТЗ-80

В зависимости от внешних признаков неисправности коробка передач должна быть разобрана частично либо полностью демонтирована. Последовательность действий по полному демонтажу КПП МТЗ в схеме ремонта, описанной в инструкции к трактору, предусматривает следующие шаги:

  • слив трансмиссионного масла;
  • отсоединение коробки в сборе от корпуса трактора;
  • разборка КПП.

При обнаружении ряда неполадок трансмиссии можно произвести разборку без полного демонтажа, такой метод предусмотрен при нечетком переключении передач, когда на первом этапе достаточно демонтировать ручку управления трансмиссией и проверить состояние блока.

Разборка рычага КПП МТЗ-80

Проверить пригодность ручки переключения к дальнейшей эксплуатации можно, не демонтируя коробку переключения скоростей, для чего нужно выполнить последовательные действия:

  • вынуть рычаг, предварительно сняв пол и разобрав шарнирное гнездо;
  • снять плиту с вилками, визуально определить, какие из них требуют замены;
  • осмотреть пригодность ручки переключения передач для дальнейшего использования;
  • если вилки погнуты и болтаются, а их рабочие стороны не параллельны, необходимо разобрать этот узел и заменить изношенные детали.

Такой ремонт позволяет устранить только часть возможных проблем, связанных с плохим включением и переключением передач. Для полноценной ревизии агрегата требуется полная разборка коробки передач.

Порядок разборки

Помимо ключей и отверток, для снятия механизма переключения скоростей трактора требуется следующая арматура:

  • съемник;
  • молоток;
  • бородок слесарный (добойник);
  • бронзовая выколотка.

После отсоединения узла от корпуса и демонтажа блока вилок следует:

  • снять стопорное кольцо и шестеренку с первичного вала, затем снять второе кольцо и демонтировать втулку и шестерню №4;
  • предварительно выбив штифт, провести удаление внутреннего вала привода ВОМ (вала отбора мощности);
  • открутив болты и вынув гнездо, извлечь из корпуса ведущую шестеренку второго диапазона в комплекте со стаканом и подшипниками;
  • вынуть первичный вал, чтобы облегчить разборку механической трансмиссии, работающей по схеме (9F+2R);
  • демонтировать промежуточный вал;
  • извлечь вторичный вал;
  • подготовиться к снятию вала заднего хода и пониженных передач, демонтировав стопорное кольцо и подшипники;
  • извлечь из корпуса вал реверсивных и пониженных передач;
  • произвести выпрессовку стакана подшипника.

После извлечения валов из коробки передач следует демонтировать с них шестерни и разобрать остальные детали, извлеченные целиком.

Дефектовка деталей КПП

После полной разборки трансмиссии необходимо визуально осмотреть все составляющие элементы и принять решение об их пригодности для дальнейшего использования. Для того чтобы не пропустить дефекты металла, комплектующие перед осмотром рекомендуется промыть в керосине или дизельном топливе и просушить.

Рекомендации по отбраковке элементов коробки:

  1. Корпус подлежит замене при обнаружении трещин.
  2. Необходимо заменить на новые разбитые стаканы в корпусе коробки.
  3. Вместо вилок погнутых, а также с непараллельными щечками должны быть установлены новые.
  4. Подшипники следует проверять, вращая наружную обойму относительно внутренней.
  5. Нельзя монтировать рычаг КПП с изношенным наконечником.

Приступать к монтажу КПП можно только после проверки всех деталей и получения новых для замены непригодных к эксплуатации.

Как устранить проблемы в работе КПП МТЗ-82

Несмотря на тот факт, что коробка передач белорусских тракторов считается одной из самых надежных, она не застрахована от возможных поломок. Как говорилось ранее, детали постоянно трутся друг об друга, из-за чего КПП постоянно нужно оказывать должный уход и добавлять масла. Если же требования производителя не выполняются, водитель трактора может столкнуться с рядом проблем.

Скрип при смене скоростного режима может говорить о том, что диски сцепления пришли в негодность, или сцепление шестеренок КПП отрегулировано неверно. В таком случае потребуется снять КПП и выполнить ремонт коробки передач МТЗ-80, а сломанные детали необходимо будет заменить. Если эти действия не помогли, нужно проверить пружину, установленную в части управления кулачками. Длина пружины должна быть не более 32 мм при условии наибольшего сжатия. Такую проверку можно совершить своими руками.

Необходимо знать, что зазор в накладках тормозного диска должен составлять 1,5 мм, не больше. Зазор вилки включения и цапфа отводки не должны быть больше 2,2 мм. Когда эти зазоры больше по размерам, трактор придется сдать в ремонт, детали заменить.

Люфт рычага смены скоростей невозможно не заметить, так как он влечет за собой подключение скоростей самопроизвольно или их выключение не до конца. Это значит, что вилкам переключения недостаточно усилия. Такой же эффект могут вызывать пружинные фиксаторы с неполным натяжением. В этом случае снимите КПП МТЗ-80, полностью проверьте все детали, добавьте масла и соберите коробку.

Разберите коробку МТЗ и уделите особое внимание щечкам вилок переключения, а также зазору между переключающими планками. Не стоит забывать и о ширине зева. Если хотя бы 1 деталь вышла из строя, ее придется менять: такие элементы ремонту не подлежат.

Ремонт КПП

Устройство данного узла довольно простое и надежное, но вечного нет ничего. Со временем трущиеся детали изнашиваются, и работа КПП имеет отклонения от нормы. Слышимые шумы или стук при движении, самопроизвольное выключение передач, а также очень тугое переключение передач сигнализируют о необходимости ремонта КПП. Как правило, из строя выходят вилки переключения, изнашиваются подшипники, возникают дефекты в фиксаторах. Реже изнашиваются зубцы шестерен, так как они изготовлены из износостойкого сплава.

Скрежет при переключении может быть последствием износа дисков аппарата управления сцеплением. Иногда неправильно отрегулированное сцепление шестерней приводит к скрежету. Следует заменить изношенные детали и произвести регулировку. Если скрежет не прошел, возможная его причина в следующем: неправильная длина пружины в аппарате управления тормозками. Ее длина в сжатом состоянии не должна быть более 32 мм.

Как собирают КПП мотоблока МТЗ

Рассмотрим коробки передач другой сельскохозяйственной техники. Белорусская машиностроительная компания, производящая тракторы, постоянно совершенствует сборку своей техники, оснащая ее новыми приборами и приспособлениями. КПП МТЗ-1221, схема переключения МТЗ-320, КПП МТЗ-50 схожи со схемой, рассмотренной ранее на МТЗ-80 и коробкой передач МТЗ-82. Схемы коробки передач на всех сельскохозяйственных машинах производителя мало чем отличаются. При должном уходе и правильном обращении с техникой ремонт КПП МТЗ-320, как и ремонт 82 и 80 моделей может просто не понадобиться.

Однако при осуществлении сельскохозяйственных работ зачастую используются не тракторы, а колесные мотоблоки того же самого минского завода. Их коробки передач несколько отличаются от тракторных.

Некоторые умельцы умудряются своими руками собирать коробку для мотоблока МТЗ, не говоря о самостоятельном демонтаже устройства и т. д. Во всемирной сети по нужному запросу можно найти видеозаписи, на которых показано, как водитель мотоблока своими руками разобрал устройство, провел еще какие-то действия с разобранной КПП, собрал ее, и отремонтированную коробку передач установил обратно на мотоблок.

Главная функция коробки переключения передач — создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя через трансмиссию на ведущие колеса трактора. КПП обеспечивает переключение скорости движения трактора, что дает возможность выполнять различные технологические операции и работы от транспортных до всевозможных задач в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной, лесной отрасли и других производствах. Механизм переключения передач МТЗ-80 сконструирован таким образом, что диапазон передаточных чисел скоростей комфортно вписываются в выполнение любых рабочих процессов с использованием всевозможного, специального оборудования. Включение понижающего редуктора позволяет получить 18 вперед и 4 передачи заднего хода.

КПП МТЗ 80 (82) гарантирует диапазон скорости движения вперед от 1,9 км/ч до 34,3 км/ч и движения заднего хода от 4,09 до 9,22 км/ч. Кроме этого, коробка обеспечивает привод основного и бокового вала отбора мощности, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.

Коробка МТЗ-80 схема сборки

Для исключения проблем при сборке коробки тракторов семейства МТЗ-80/82 ее разбирают в последовательности, которая при выполнении в обратном порядке позволит без проблем получить технически сложный агрегат. После отбраковки непригодных деталей и получения новых следует проверить, все ли втулки, шестерни и другие детали соответствуют нормативным габаритам, указанным производителем.

Устройство КПП

Переключение скорости осуществляется путем передвижения по шлицам валов прямозубых шестеренок, образующих в зацеплении передаточное число соответствующее той или иной передачи. Непосредственное переключение происходит с помощью рычага переключения связанного через механизм управления с вилками, двигающими шестерни и блоки шестерен.

Конструкция

Конструкция узла выполнена в виде двухступенчатого, четырёхвального, шестерёнчатого редуктора, собранного в цельнолитом, чугунном картере, размещенного между корпусом заднего моста и корпусом понижающего редуктора со сцеплением.

Валы опираются на подшипники, установленные в стенках и средней перегородке корпуса редуктора. Часть шестеренок выполнены заодно целое с валами, другие посажены на шлицы или свободно вращаются.

  • Первичный вал 1 (на схеме) принимает крутящий момент через муфту сцепления от двигателя трактора. На шлицах вала установлены скользящие блок из двух шестеренок 3 и шестерня 4. Блок 3 формирует передаточное число при передвижении ее по валу перёд на 5-ю и 8-ю передачи, передвижением назад 4-ю и 7-ю. Другая шестерня 4 формирует в зацеплении с внутренним венцом шестерни 5 вторичного вала прямую передачу, соответствующею 9-й скорости. При передвижении этой шестерни вперед, включается 3-я и 6-я передачи.
  • Промежуточный вал 14 участвует в формировании передаточного числа и передачи крутящего момента на вторичный вал 7 редуктора, образуя с шестернями первичного вала и дополнительным валом 27 передаточные пары зубчатых колёс соответственно включенной ступени и передачи. Блок ведомых шестерён (25 ,24 на схеме) жестко посажен на валу и пассивно взаимодействуют с передвижными шестернями первичного вала 1. Свободно вращающийся блок 22 передаёт вращение на дополнительный вал 27. Единственным подвижным блоком шестерён, промежуточного вала, является блок 18 переключения ступеней редуктора, передающий вращение вторичному валу. Передвижением блока в перёд происходит зацепление с внешним венцом зубьев шестерни 5 и включается первая ступень редуктора (1-я, 3-я, 4-я, 5-я и 1-я задняя). Передвигая блок 18 назад, образуется зацепление блока с внутренними зубьями свободно вращающейся шестерни 16, и в зацеплении с шестерней 8 включается вторая ступень (2-я, 6-я, 7-я, 8-я и 5-я задняя). Внутри промежуточного вала 14 проходит вал 15 привода основного, заднего ВОМ.
  • Дополнительный вал 27 выполняет функцию формирования передаточного числа 1-й и 2-й передачи и двух задних скоростей. При передвижении по шлицам вала шестерни 26 в перёд происходит зацепление с промежуточной шестерней 28 заднего хода, вращающейся на отдельной оси и передающей обратное вращение промежуточному валу. Передвижением шестерни, дополнительного вала, назад происходит зацепление с соответствующей ведомой шестерёнкой 25 промежуточного вала, при этом активируется 1-я или 2-я передача вперед соответственно выбранной ступени редуктора.
  • Вторичный вал 7 передает вращение и сформированное передаточное число на ведущую шестерню 10 привода заднего моста трактора. Вал изготовлен за одно целое с шестерней 5, внутренний зубчатый венец которой участвует в формировании прямой передачи с шестерней 4 первичного вала. Внешние зубья этой шестерни взаимодействуют с шестерней блока 18 переключения первой ступени редуктора. Вторая шестерня 16 жестко посажена на вал и участвует в активации второй ступени.
  • Ползунковый механизм взаимодействует с рычагом переключения и обеспечивает передачу движения к вилкам двигающих шестерни коробки. Замки механизма фиксируют положение активированной передачи и исключают одновременное включения двух передач.

В левый люк корпуса коробки вместо крышки, при необходимости, устанавливается боковой ВОМ или ходоуменьшитель, в правый люк — раздаточная коробка.

Коробка передач МТЗ 82 отличается дополнительно установленной раздаточной коробкой, для привода переднего ведущего моста, в правом люке корпуса КПП по ходу движения трактора. Привод осуществляется от ведомой шестерни вторичного вала через промежуточную шестерню.

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ
РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Неисправности трансмиссии тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

Технически исправное сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. При проведении ТО-3 (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением. Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение на ровном участке.

Не выключая сцепления трактора, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления трактора и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент. Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления. Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.

Основные причины пробуксовывания сцепления МТЗ-80, МТЗ-82: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин. Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть. Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагревают диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления.

Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин. При открытом сливном отверстии и выключенном сцеплении промывают диски, направляя на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал. После этого дают возможность бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированное сцепление трактора МТЗ-80, МТЗ-82 продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин. В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности. Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены ниже.

Неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 и способы их устранения

Отсутствие свободного хода педали — Отрегулировать сцепление. Изношены накладки ведомых дисков — Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе. Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80, МТЗ-82 — Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе. Усадка или поломка нажимных пружин — Заменить неисправные пружины. Коробление нажимного диска (корзины) МТЗ-80, МТЗ-82 — Проточить или замените нажимной диск. Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал — Заменить манжету. Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева — Заменить манжету.

Неполное выключение сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

Увеличен свободный ход педали — Отрегулировать сцепление. Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении — Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение. Коробление ведомых дисков — Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить. Неправильно отрегулирован тормозок — Отрегулировать тормозок МТЗ-80, МТЗ-82. Недостаточный ход педали до упора в защелку — Отрегулировать тягу, соединяющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.

Основные неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Передачи коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 с подвижными шестернями включаются со скрежетом

Нарушена регулировка тяги тормозка — Отрегулировать длину тяги. Изношена фрикционная накладка тормозка — Заменить накладку. Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен — Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.

Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82 с переключением под нагрузкой

Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии — Долить масло до метки «П» на стекле масломерного окна. Залегание перепускного клапана — Промыть и при необходимости отрегулировать. Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач — Промыть фильтр.

Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82

Залегание перепускного клапана — Вынуть и промыть клапан.

При остановленном тракторе давление понижается до ноля

Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части — Переключить насос на привод от двигателя.

Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира

Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих — Замените изношенные детали. Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки. Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников — Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.

Передний мост МТЗ-80, МТЗ-82 при буксовании задних колес автоматически не включается при переднем ходе трактора

Изношены детали муфты свободного хода — Заменить муфту свободного хода. Заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей — Снять муфту и промыть ее детали. Деформированы пружины поджимного механизма роликов — Заменить пружины. Предохранительная муфта МТЗ-80, МТЗ-82 не передает крутящий момент — Отрегулировать муфту. Изношены фрикционные накладки дисков муфты — Заменить фрикционные накладки дисков.

Неисправности ведущих мостов и конечных передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Повышенный шум при движении

Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа зубьев конических шестерен — Заменить комплектно при полном износе. Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа конических подшипников — Восстановить предварительный натяг подшипников ведущей шестерни. Пятно контакта смещено в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни — Отрегулировать зацепление по пятну контакта.

Схема переключения

На схеме указаны: на светлом фоне включение II-й ступени редуктора и соответствующие ей передачи (2,6,7,8,9 и 2-я задняя), на тёмном – включение I-й ступени и соответствующие передачи (1,3,4,5 и 1-я задняя). Предварительное включение выбранной ступени дает возможность включать соответствующие ей передачи.

Порядок переключения

  • Среднее свободное положение рычага соответствует нейтральному положению (указан буквой «Н»), при этом рычаг переключения свободно перемещается перпендикулярно оси движения трактора.
  • В крайнем левом положении рычага, перемещением вперед, включается II-я ступень редуктора, при перемещении рычага назад, в том же крайнем левом положении, включается I-я ступень.
  • Крайнее правое положение даёт возможность, при перемещении в перёд, включить 1-ю или 2-ю передние скорости (в зависимости от выбора ступени). Движением рычага назад, в крайнем правом положении, включается 1-я или 2-я задние скорости соответственно включённой предварительно ступени редуктора.
  • В среднем правом положении: движением в перёд включают 9-ю передачу при включённой I-й ступени редуктора, движением рычага назад, в этом же положении, включается 3-я или 6-я передача соответственно выбранной ступени.
  • Средне левое положение даёт возможность движением вперед включить 4-ю или 7-ю передачу и движением назад, в том же положении рычага, включить 5-ю или 8-ю передачи в соответствии с предварительно выбранной ступенью.

Неисправности трансмиссии МТЗ-80, 82

Неисправности сцепления МТЗ-80, 82

Технически исправное сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. При проведении ТО-3 (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением.

Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение на ровном участке.

Не выключая сцепления трактора, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления трактора и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент.

Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления. Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.

Основные причины пробуксовывания сцепления МТЗ-82, 80: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин. Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть.

Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагревают диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления.

Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин.

При открытом сливном отверстии и выключенном сцеплении промывают диски, направляя на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал. После этого дают возможность бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированное сцепление продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин.

В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности. Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены ниже.

Возможные неисправности сцепления МТЗ-82, 80 и способы их устранения

Отсутствие свободного хода педали — Отрегулировать сцепление.

Изношены накладки ведомых дисков — Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.

Замасливание накладок ведомых дисков сцепления МТЗ-80, 82 — Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.

Усадка или поломка нажимных пружин — Заменить неисправные пружины.

Коробление нажимного диска (корзины) — Проточить или замените нажимной диск.

Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал — Заменить манжету.

Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева — Заменить манжету.

Неполное выключение сцепления МТЗ-82, 80

Увеличен свободный ход педали — Отрегулировать сцепление.

Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении — Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение.

Коробление ведомых дисков — Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить.

Неправильно отрегулирован тормозок — Отрегулировать тормозок.

Недостаточный ход педали до упора в защелку — Отрегулировать тягу, соединяющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.

Основные неисправности КПП, редукторов и приводов ПВМ трактора МТЗ-80, 82

Передачи коробки передач МТЗ-82, 80 с подвижными шестернями включаются со скрежетом

Нарушена регулировка тяги тормозка — Отрегулировать длину тяги.

Изношена фрикционная накладка тормозка — Заменить накладку.

Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен — Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.

Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-82, 80 с переключением под нагрузкой

Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии — Долить масло до метки «П» на стекле масломерного окна.

Залегание перепускного клапана — Промыть и при необходимости отрегулировать.

Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач — Промыть фильтр.

Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80, 82

Залегание перепускного клапана — Вынуть и промыть клапан.

При остановленном тракторе давление понижается до ноля

Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части — Переключить насос на привод от двигателя.

Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира

Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих — Замените изношенные детали.

Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.

Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников — Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.

Передний мост МТЗ-82, 80 при буксовании задних колес автоматически не включается при переднем ходе трактора

Изношены детали муфты свободного хода — Заменить муфту свободного хода.

Заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей — Снять муфту и промыть ее детали.

Возможные неисправности коробки

Корпус и внутренние механизмы коробки МТЗ выполнены из высококачественных материалов, кроме уже отмеченной возможной неисправности, в процессе работы коробки могут возникнуть еще ряд поломок.

Главными причинами таких дефектов считаются некачественное и/или несвоевременное техническое обслуживание, а также скрытый производственный брак, элементов коробки. К распространенным неисправностям относят:

Появление скрипов при переключении скоростей движения. Причины возникновения:

  • износ или дефекты (деформация, трещины, сколы) дисков сцепления,
  • нарушение регулировок шестеренчатых валов.

В зависимости от характера происхождения, неисправности проверяются, настраиваются, и при необходимости меняются диски сцепления или выполняется регулировка валов, для увеличения площади зацеплений шестерен КПП.

Появление стуков, ударов, посторонних шумов. Причины возникновения:

  • износ, поломки зубьев шестерен КПП;
  • механические дефекты на шестернях;
  • поломки опорных подшипников.

Для ремонта проводится осмотр шестерен, опорных подшипников. Выполняется необходимая регулировка указанных элементов. При механических поломках производится смена указанных деталей.

  • Выбивание (выскакивание) кулисы при движении трактора. Основание этой неисправности – это износ (поломка) вилок переключения. Для устранения необходимо выполнить осмотр устройства коробки передач, в случае если износ присутствует у большинства вилок лучше заменить блок в сборе. Если произошла поломка только одного элемента, возможно, выполнить индивидуальную замену.

Особенности КПП перемены передач МТЗ 80


Достоинствами коробки МТЗ 80 считают:

  1. Надежность.
  2. Продолжительная эксплуатация.
  3. Удобство в обслуживании.
  4. Доступность ремонта.

Трактора МТЗ характеризуются ремонтопригодностью, поэтому ремонт коробки, как и других агрегатов выполняют в условиях сельских мастерских, которые не отличались большим количеством ремонтного оборудования и приспособлений. Быстро выполнить ремонт руками трактора Беларус 80, прежде помогали:

  1. Достаточное количество запчастей, благодаря длительному сроку выпуска трактора и большой унификации с трактором МТЗ 922, а также с другой сельхозтехникой Минского завода.
  2. Большое количество каталогов по ремонту, схем оборудования трактора, электросхем, схемы по ремонту КП, каталога подшипников КПП, наглядной инструкции по разборке и сборке КПП. Для длительной, надежной эксплуатации коробки МТЗ 80 необходимо выполнять следующие операции рекомендованные производителем: Заливать и использовать в коробке только трансмиссионное масло ТЭП-15В, которое меняют с периодичностью один раз в год. В случае если трактор эксплуатируется на сухих песчаных почвах замену выполнять каждые полгода. В интервале между сменой масла постоянно следить за уровнем, отсутствием вытекания из корпуса КП.
  3. При работе с дополнительными прицепными и навесными сельхозагрегатами, использовать только механизмы, предназначенные для тягового класса трактора – 1,4.
  4. При возникновении затруднений в переключении скоростей не применять дополнительные усилия для включения. Проверяют работу сцепления и выполняют регулировочные работы.
  5. При ремонте коробки использовать запчасти рекомендованные производителем.

Конструкционные решения в коробке передач модификации МТЗ, использованы на тракторах следующего поколения, в том числе на широкоуниверсальной модели МТЗ 2022.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]