Трактор Т-150К: история, конструкция, фотографии

К 70-м годам прошлого столетия прогрессивным инженерам-конструк-торам стало очевидно, что будущее – за скоростными тракторными агрегатами повышенной мощности и дальнейшая эволюция тракторной техники пойдет именно в эту сторону. Особенные успехи в разработке этого направления сделал коллектив Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе под руководством главного конструктора Б. П. Кашубы.

В 1973 году к серийному производству были приняты тракторы типа Т-150. Принципиально новое семейство тракторов разрабатывалось как унифицированное, и модель Т-150 существовала в двух модификациях – гусеничная и колесная. Однако особенной популярностью пользовалась именно колесная модель – Т-150К. Отличительные ее черты: большая мощность, высокая производительность (в 2 раза больше по сравнению с предшественниками), улучшенная коробка передач, возможность работы на больших скоростях (до 15 км/час).

Всего Харьковский тракторный завод выпустил более 753 тыс. колесных тракторов Т-150К и их модификаций. Машины с успехом шли на экспорт, поднимая престиж страны. В СССР в 70-80-х годах прошлого века эти мощные агрегаты стали первыми помощниками на селе — они намного улучшили условия труда и поспособствовали подъему сельского хозяйства.

Предшественники

Т-150К – не первый мощный колесный трактор, который был создан на ХТЗ. Еще в 1959 году Н. С. Хрущев после поездки в США решил «догнать и перегнать» американских фермеров, использующих колесные тракторы вместо гусеничных, и поручил разработку достойного конкурента именно Харьковскому тракторному class=»aligncenter» width=»900″ height=»664″[/img]
Главный инженер ХТЗ А. А. Сошников благополучно выполнил эту задачу. Под его руководством был создан мощный колесный трактор Т-125 – принципиально новая оригинальная модель, не имеющая аналогов. Считается, что этот трактор и стал прообразом Т-150К. Кстати, Т-125 тоже, как и Т-150К, был машиной унифицированного типа, и его можно было выпускать в гусеничной модификации.

Но все-таки отметим, что между выходом в свет моделей Т-125 и Т-150К был достаточно большой промежуток, во время которого на Харьковском заводе велись разработки скоростных гусеничных тракторов. Именно благодаря этому опыту смог появиться Т-150К – первый и мощный, и скоростной колесный трактор.

Мощность плюс скорость…

Разработкой скоростных тракторов занялся главный конструктор ХТЗ Б.П. Кашуба. В частности, он создал опытную серию скоростных гусеничных тракторов ДТ-54М. Совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом механизации сельского хозяйства были проведены лабораторно-полевые исследования на повышенных скоростях (5-9 км/час). Испытания прошли успешно, доказав, что путь модернизации тракторов в сторону скорости вполне перспективен.

ХТЗ начал выпускать серии скоростных тракторов почти как горячие пирожки! 1960 год – первый в СССР скоростной гусеничный трактор Т-75, 1962 год — Т-74. Эксплуатация этих машин показала, что существует возможность еще больше увеличить рабочие скорости и вполне реально создать еще более быстроходные модели.

Модернизация механики

Наиболее популярные способы модернизации механики на тракторе Т-150 можно разделить на этапы:

  1. Усовершенствовать коробку. Многие усиливают третью передачу.
  2. Усилить сцепление. Для этого меняется корзина сцепления и диск .
  3. Оснастить комплектом для сдваивания колес. Он обеспечит лучшее сцепление с поверхностью, потому что площадь контакта станет больше
  4. Учитывая, что трактор уже имеет турбонаддув, повысить мощность можно заменой двигателя.
  5. Установить интеркулер. Это система дополнительного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры.
  6. Поменять настройки аппаратуры, т. е. увеличить подачу топлива. Расход дизеля возрастет, но уменьшится ресурс двигателя.
  7. Поставить гидравлический насос более высокой производительности. Это еще больше увеличит грузоподъемность трактора.

…плюс колеса!

Наконец, в 1967 году Кашуба обратился к главному инженеру ХТЗ В.В. Библику с предложением разработать на заводе принципиально новую модель мощного скоростного гусеничного трактора. Однако главный инженер поставил свое условие: чтобы новый трактор был унифицированным – имел возможность и гусеничной, и колесной модификации.

Это был настоящий вызов, ведь создание унифицированного агрегата гораздо сложнее, чем гусеничного или колесного по отдельности. Тем не менее завод, коллектив и главный конструктор справились с этой задачей! В результате на свет появились тракторы типа Т-150. В 1973 году Госкомиссия одобрила их серийный выпуск, а в 1974-м было принято Постановление о создании мощностей по их производству.

Большую популярность приобрела колесная модель. Колеса позволяли использовать трактор не только в полях, но и для проведения дорожных работ: Т-150К приспособлен для передвижения по магистральным дорогам.

Двигатель трактора Т-150К

Двигатель СМД-62, шестицилиндровый, четырехтактный, турбонадувной, дизельный, мощностью 165 л.с. (121,5 кВт), с частотой вращения коленчатого вала 2100 об/мин, специально был разработан для модели Т-150К. Цилиндры двигателя расположены в виде буквы V с углом развала 90°. В развале цилиндров находятся турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Воздух в цилиндры подается турбокомпрессором под избыточным давлением. Турбонаддув увеличивает поступление воздуха в цилиндры, что позволяет повысить мощность, не увеличивая удельный расход топлива.

Топливо впрыскивается форсункой в камеру сгорания, открытую, тороидальную, неразделенного типа, расположенную в толстостенном днище поршня. Тороидальность поршня обеспечивает максимальное завихрение воздуха. Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания (выемку поршня) облегчает запуск двигателя и позволяет снизить удельный расход горючего.

Двигатель работает на дизельном топливе. При температуре воздуха выше 0 °С используют летнее топливо, марок Л или ДЛ, при температуре от 0 до -30 °С – зимнее, марок 3 или ДЗ, при температуре ниже -30 °С – арктическое, марок А или ДА.

На тракторе Т-150К на фланце картера маховика дизельного двигателя установлен двухтактный карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой пусковой двигатель П-350 мощностью 10 кВт. Впуск горючей смеси и выпуск отработанных газов осуществляется через окна, расположенные в цилиндре двигателя, которые открываются и закрываются поршнем.

Характеристики машины

Технические характеристики Т-150 и основные сведения:

  • Изготовитель – Харьковский тракторный завод.
  • Габариты и вес. Спецтехника весит 8160 кг. Габариты машины составляют 5000/1880/2680 см (Д./Ш./В.).
  • Система смазки. Смазка силового агрегата производится дизельным маслом. В трансмиссии применяется трансмиссионное масло нигрол и его аналоги.
  • Топливо. Трактор работает на дизельном топливе.
  • Двигатель. Машина имеет шестицилиндровый V-образный двигатель СМД–60. Возможна установка двигателей ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238.
  • Пуск силового агрегата. Запуск двигателя — двойной.
  • Объем двигателя – 11 литров.
  • Расход топлива составляет 230 г/л. с.
  • Объем бака – 315 литров.
  • Коробка передач. На Т-150 установлена механическая КПП.
  • Охлаждающая жидкость. Для охлаждения двигателя внутреннего сгорания может применяться как антифриз, так и вода.
  • Обороты ДВС. Показатель номинальных оборотов СМД–60 составляет 2100 об./мин.
  • Скорость. Трактор Т-150 в транспортном режиме может развивать скорость до 30 км в час.

Другие особенности

Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на раме трактора на четырех опорах, снабженных резинометаллическими амортизаторами.
У Т-150К все колеса ведущие. Поворот трактора осуществляется рулевым колесом с помощью гидравлических цилиндров, воздействующих на шарнирно-сочлененную раму. За счет «излома» полурам в горизонтальной плоскости трактор движется по криволинейной траектории.

Четырехскоростная механическая коробка передач вместе со сцеплением и двигателем образует общий блок, прикрепленный к раме трактора на кронштейнах и амортизаторах. Коробка передач работает на нескольких диапазонах (замедленный, рабочий, транспортный и задний ход), которые переключаются при остановке трактора. Передачи переключают вручную, без разрыва потока мощности.

У Т-150К два тормоза: центральный и колесный. Центральный ручной тормоз используют для остановки на стоянке. Колесный применяют для снижения скорости или полной остановки движущегося трактора.

Трансмиссия машины


КПП трактора Т-150

Трактор Т-150 имеет механическую коробку передач с 12 положениями переднего хода. Благодаря установленным гидромуфтам переключать передачи можно под нагрузкой. КПП оборудована редуктором ВОМ, посредством которого крутящий момент от трансмиссии машины передается на навесное оборудование. Коробка переключения передач трактора Т-150 оснащена специальным блокиратором. Запустить двигатель с включенной передачей невозможно.

Машина имеет два ведущих моста. Передний мост является основным, работает постоянно. Задний мост при необходимости можно отключать.

На гусеничных машинах установлена двухпоточная коробка передач. Это означает, что для каждой гусеницы можно индивидуально подбирать передачи. Установка двухпоточной коробки необходима для того, чтобы управлять машиной. Рулевое управление машины, вне зависимости от модификации, осуществляется при помощи рулевого колеса.

Кабина трактора Т-150К

Кабина трактора Т-150К – особая гордость конструкторов! Еще никогда раньше она не была столь комфортабельной и удобной. Тракторист в ней мог почувствовать себя настоящим королем.

Просторная (на два места) цельнометаллическая шумо- и пылеизолированная герметичная кабина оснащена вентиляционной и отопительной системой, оборудована противосолнечным козырьком, санитарной аптечкой, зеркалами заднего вида и очистителями стекол. Предусмотрены даже крючки для одежды и термос для питьевой воды! Сиденье водителя подрессорено, регулируется в зависимости от веса и роста водителя.

На тракторах без воздухоохладителя установлены передние боковые открывающиеся на петлях окна.

На специальных петлях, связанных с каркасом, навешены правая и левая двери.

Между панелями входит рамка со стеклом и механизмом стеклоподъемника. С внутренней стороны двери крепится ручка стеклоподъемника, замок, ограничитель открывания, а также поручень.

Стекло двери по мере необходимости может быть поднято вверх до захода в уплотнение, опущено вниз или зафиксировано в любом промежуточном положении с помощью фиксатора ручки стеклоподъемника.

При работе с включенным воздухоохладителем опускать стекло не рекомендуется.

Сзади кабины на резиновых прокладках установлен топливный бак, который снизу поджат клиновой постелью, а вверху притянут неподвижно к кабине двумя стальными лентами.

Кабина вместе с топливным баком установлена на четырех резиновых опорах.

После установки кабины и затяжки болтов передних и задних опор между буфером и коническим отверстием втулки должен оставаться зазор до 1 мм.

Сиденья. В кабине трактора предусмотрена возможность установки как двух подрессоренных сидений, так и одного подрессоренного, другого— жесткого. На тракторе, не оборудованном воздухоохладителем, установлены два сиденья, регулируемые по росту и массе водителя, подрессоренные, с подвеской параллелограммного типа и гидравлическим амортизатором. На тракторе с воздухоохладителем сиденье пассажира—жесткое; под ним расположен бачок для воды (возможность второго подрессоренного сиденья предусмотрена).

Мягкие подушки и спинки сиденья уложены на штампованную панель (рис. 183). На сиденьях тракторов более позднего выпуска чашка спинки отделена и благодаря перестановке по специальным вырезам может быть установлена под различным наклоном.


Рис. 1. Кабина:.

Конструкция сиденья позволяет регулировать его положение по массе водителя и по росту (высота и длина положения подушек). Регулировка производится следующим образом.

1. По массе водителя (от 60 до 120 кг) —вращением регулировочного винта.

На боковой поверхности вилки четырехзвен-ника нанесены метки, указывающие положение задней шайбы, соответствующее массе водителя.

После регулировки необходимо немного отвернуть винт, чтобы углы задней шайбы не упирались в вилку, иначе при движении может появиться скрип.

2. По высоте (±40 мм) — вращением резьбовой втулки 2, расположенной под головкой винта. При завинчивании

втулки высота сиденья в статическом положении уменьшается, при вывинчивании втулки высота сиденья увеличивается.

3. По длине (±75 мм) положение сиденья регулируют следующим образом, отпускают с двух сторон гайки-барашки крепления панели, передвигают панель вперед или назад по направляющим 4 на нужное расстояние и вновь затягивают гайки-барашки. При установке сиденья в заднее положение зазор от стенки кабины должен быть не менее 15 мм (по верхней кромке спинки). Наклон спинки сиденья регулируется независимо от положения его по длине.

4. Динамический ход (±60 мм) регулируют при сборке сиденья путем установки на расстоянии 108±1 мм от конца винта специальной шайбы, являющейся ограничителем динамического хода сиденья вниз. При всех регулировках динамический ход сиденья сохраняется. Все регулировки выполняют на свободном сиденье.

Панель и основание сиденья связаны между собой гидроамортизатором, гасящим низкочастотные колебания при входе сиденья в резонанс раскачки. В нижней части амортизатор установлен на двух упругих резиновых клинчатых вставках. Вверху шток амортизатора опирается на фигурную скобу, шарнирно закрепленную на осях, установленных в отверстии верхнего звена параллелограмма.

Рис. 2. Замок: 1 — корпус замка; 2— крышка замка; 3 — шток; 4 — планка штока; 5 — пружина оттяжная; 6—внутренняя ручка замка; 7 — кулачок; 8 —наружная ручка; 9 — стопорная скоба; 10 — пружина штока; 11—пружинный шплинт; 12 — пружина внутренней ручки..

Рис. 3. Стеклоподъемник: 1 — ролик; 2 —цепь; 3 —кронштейн стекла двери; 4 — стекло двери; 5 — пружина фиксатора; 6 — ручка стеклоподъемника; 7 —фиксатор; 8 — кронштейн натяжного ролика; 9 — звездочка..

УС-4451007 двухстороннего действия состоит из резервуара и концентрично расположенного в нем цилиндра, заполненного амортизационной жидкостью, по которому перемещается поршень, закрепленный на штоке.

В некоторых случаях, например, при работе трактора на вспашке поперек борозд, шарнирный четырехзвенник сиденья целесообразно заблокировать путем полной затяжки пружины до упора. На сиденьях последнего выпуска для этой цели устанавливается подвижная скоба, закрепленная на нижнем кронштейне, которую можно ввести в зацепление с пальцем на верхней опоре и затянуть гайкой-барашком.

Рис. 4. Сиденье водителя: 1 — регулировочный винт; 2— втулка; 3 — гайка-барашек; 4 — направляющая; 5—панель; 6—пружина; 7 — специальная шайба; 8 — резиновый упор..

Рис. 5. Вентиляция кабины: 1 — колпак; 2—патрубок направляющий; 3 — щиток; 4 — регулировочная шайба; 5 — регулировочная прокладка; А — расстояние между кромкой пояска крыльчатки и торцом перегородки корпуса вентилятора; Б—зазор между верхним люком крыльчатки и корпусом вентилятора..

Вентиляция кабины. На тракторах без воздухоохладителя вентиляция осуществляется как через окна дверей, так и через открывающиеся передние (боковые) окна. Стекла дверей и рамка переднего окна могут быть зафиксированы в любом промежуточном положении.

Кроме естественной вентиляции, предусмотрена вентиляция приточная от вентилятора-пылеотделителя, установленного на крыше кабины.

Воздух, забираемый вентилятором из атмосферы через отверстие под колпаком, подвергается центробежной очистке от пыли и по специальному патрубку подается в кабину. Пыль выбрасывается через выходное отверстие, расположенное на нижнем корпусе вентилятора.

Направление потока воздуха, подаваемого в кабину, регулируют щитком, расположенным под крышей кабины.

Включатель вентилятора установлен на щитке приборов.

Обогрев кабины. Кабина обогревается теплым воздухом от водяного радиатора, подаваемого вентилятором двигателя через заборник по металлическому рукаву.

При выходе в кабину теплый воздух направляется по патрубкам со щелями на обдув лобовых стекол и в кабину по выходному патрубку. Патрубки для обдува стекол расположены вдоль нижних кромок передних окон, а выходной патрубок — под щитком приборов.

На выходном патрубке под щитком приборов установлена заслонка с рукояткой, поворотом которой можно весь поступающий теплый воздух направить на обдув стекол.

Заслонкой во входном патрубке под капотом можно полностью перекрыть подачу теплого воздуха в кабину. При открытом положении рукоятка заслонки располагается вдоль оси патрубка, при закрытом — поперек.

С помощью установленного в кабине обдувающего вентилятора можно изменить направление потоков теплого воздуха, направить струю и на обдув задних стекол кабины.

Рекомендуемая температура в кабине зимой 5—10 °С тепла.

На летний период во избежание дополнительных притоков тепла необходимо снимать с трактора заборник с металлическим рукавом и пе-

t рекрывать входное отверстие заслонкой, установленной на патрубке передней стенки кабины со стороны капота.

Оборудование кабины. Для улучшения работы тракториста кабина оборудована дополнительными устройствами.

Кроме передних стеклоочистителей с пневматическим приводом, установлен механический стеклоочиститель заднего окна.

Окно сзади ограждено защитной панцирной сеткой, что создает безопасность работы при погрузочно-разгрузочных операциях и т. д. На перемычке переднего окна внутри кабины установлено зеркало.

При выполнении транспортных работ зеркало может быть перенесено наружу и закреплено на специальном держателе с левой стороны кабины.

Над левым передним окном шарнирно закреплен противосолнечный козырек, который можно установить в любое удобное положение. У входа в кабину закреплен пружинными скобами трехлитровый термос для питьевой воды.

В левом заднем углу кабины у спинки сиденья размещен футляр санитарной аптечки.

Пол кабины покрыт резиновыми ковриками. В кабине предусмотрены: инструментальный ящик и пенал ЗИПа электрооборудования; место для огнетушителя и место для обдувающего вентилятора.

Обшивка и капот предохраняют двигатель и основные механизмы трактора от попадания на них пыли, воды и грязи. Для удобства обслуживания двигателя и других агрегатов, расположенных в моторном отсеке, применены быстросъемные передние сетки ограждения радиатора и надставки брызговиков, открывающиеся боковины на петлях и лючок для заливки воды в радиатор и др.

Непосредственно перед кабиной установлена рамка капота, на которой закреплены щитки, перекрывающие поток горячего воздуха и его доступ к передней стенке кабины.

На ограждение радиатора и рамку капота накладываются боковые брызговики.

Задние и передние колеса трактора сверху и сзади прикрыты крыльями. Передние крылья крепятся по контуру нижнего переднего скоса кабины; задние — на усилителях к. задней секции рамы. С внутренней стороны задних крыльев к ним примыкают инструментальные ящики; к передним крыльям — подножки.

На ограждение радиатора накладывается (на резиновых упорах) крыша капота, опирающаяся сзади на рамку.

Звезда мирового масштаба

Т-150К действительно получился трактором принципиально нового класса, не только по своим мощным техническим параметрам, но и по дизайну, и по уровню комфорта для водителя. Герметичные комфортабельные кабины, подрессоренное сиденье тракториста, легкое и удобное рулевое управление, трансмиссии с переключением передач на ходу, устойчивые большегрузные шины – все это было отмечено не только отечественными, но и зарубежными специалистами, и Т-150К с успехом вышел на мировой рынок.

С 1973 по 1977 год трактор получил пять золотых наград на международных выставках! В 1979 году на испытаниях в США (международный тракторный полигон, штат Небраска) Т-150К развил тягу, которая почти равнялась его весу, и американцы тут же окрестили его трактором, который может сам себя поднять.

В 1980 году создатель революционного агрегата Харьковский тракторный завод получил международную премию «Золотой Меркурий» за мир и сотрудничество. Благодаря мировому признанию Т-150К ХТЗ значительно увеличил экспорт. С 1976 по 1990 год в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки было поставлено 21 863 таких модели.

Модификации

Существует три основных типа этого трактора. Т-150КС1 оборудован гидравлической навесной системой, независимым валом отбора мощности, прицепной скобой и упряжной серьгой, предпусковым подогревателем ПЖБ-300, гидрофицированным крюком, воздухоохладителем испарительного типа и разрывной муфтой со шлангами.

Т-150КС2 оборудован так же, как Т-150КС1, но без заднего навесного устройства, силового цилиндра со шлангами, ВОМ, гидрокрюка и предпускового подогревателя.

Т-150КСЗ – трактор с гидрофицированным тяговым крюком. Оборудован так же, как и Т-150КС1, но без прицепной скобы и упряжной серьги, ВОМ и предпускового подогревателя (разрывная муфта со шлангами прилагается к трактору).

На базе семейства тракторов Т-150 были созданы многочисленные модификации: погрузчик Т-156, бульдозеры Т-150Д и Т-150ДК, военный инженерный тягач Т-155, промышленный и лесопромышленный тракторы Т-158 и Т-157, машина химизации ЭСВМ-7 и др.

Подпишись на наш Telegram-канал

Силовой агрегат трактора


Топливный насос двигателя СМД–60

На Т-150 устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель СМД–60. На более новые модели машин производитель устанавливает силовую установку Ярославского моторного завода. Трактор с двигателем СМД–60 обладает мощностью 165 лошадиных сил. Этого вполне достаточно для выполнения работ различных видов.

Запуск силовой установки Т-150 осуществляется в два этапа. Сначала при помощи электростартера приводится в действие вспомогательный одноцилиндровый бензиновый двигатель. Затем, используя вспомогательный мотор, запускается основной агрегат.

Пуск агрегата ЯМЗ–236 осуществляется несколько иначе. На данной силовой установке отсутствует вспомогательный двигатель. В связи с этим запуск производится электростартером, напряжение питания которого составляет 24 В. Для нормального пуска мотора в зимний период времени машина оборудована предпусковым подогревателем.

Справка: подогреватель используется, если температура окружающей среды ниже -5 градусов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]