План урока 1. Вождение трактора — Т-150 К. (Урок 1).учебно-методический материал по теме
ПЛАН УРОКА
Тема 1. Упражнения в приёмах пользования органами управления трактора
Время выполнения: 2 часа.
Цели урока:
Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора Т-150 К.
Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.
Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.
Тип урока: изучение трудовых приемов
Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный
Материально техническое оснащение урока:
Трактор Т-150 К, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.
Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин
- Медицинский осмотр.
- Проверка состояния спецодежды.
- Заполнение путевого листа.
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин
- Сообщение темы и цели урока.
- Инструктаж по технике безопасности.
- Показ проведения ЕТО (проводит мастер п/о, обучающийся следит за проведением ЕТО по инструкционной карте “Порядок проведения ЕТО”)
- Показ и демонстрация упражнения:
- показ правильного расположения тракториста в кабине и правильного расположения рук на рулевом колесе;
- ознакомление с органами управления трактора, педалями и контрольно-измерительными приборами, подробное разъяснение их назначения;
- демонстрация приемов пользования рычагами гидросистемы;
- демонстрация приемов пользования рычагом переключения передач;
- показ расположения заправочных емкостей в тракторе;
- объяснение и показ приемов пуска основного и пускового двигателей;
- знакомство с ИТК выполнения упражнения.
III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин
Обучающийся самостоятельно, используя ИТК, знакомится с порядком поведения ЕТО, с расположением органов управления колесного трактора Т-150 К, панелью контрольно-измерительных приборов, пуском двигателя.
После ознакомления мастер указкой показывает на органы управления и основные узлы трактора, а обучающийся называет правильное наименование и назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов, а также называет единицы измерения контрольных показаний (при необходимости заправочные емкости и контрольные показания). Обучающийся самостоятельно повторяет порядок поведения ЕТО. Затем отрабатывает упражнение по пуску двигателя.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин
- Самоанализ и самооценка обучающегося.
- Подведение итогов занятия, анализ выполнения упражнения с указанием успехов и недочетов, трудностей, которые возникли у обучающегося.
- Оценивание обучающегося, выставление оценки в журнал, индивидуальную книжку по вождению, в путевой лист.
- Домашнее задание: нарисовать панель контрольно-измерительных приборов (в крупном виде, желательно в красках)
Методические рекомендации к уроку производственного обучения
- Перед выполнением упражнения обучающийся должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.
- Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора Т-150 К согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО.
- Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора.
- Изучить порядок выполнения упражнения и овладеть приемами пуска пускового и основного двигателей.
- Произвести пуск двигателя разными способами.
- Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора.
- Ответить на экзаменационные вопросы по основам безопасности дорожного движения по соответствующей теме.
Органы управления колесным трактором Т-150К, контрольные приборы и сигнализация показаны на рис. 5:
1 — блок предохранителей. Установлен внутри вещевого ящика;
2 — контрольная лампа. Загорается зеленым светом при включении включателя «массы». Когда начинает работать генератор, свет лампы становится более слабым;
3 — включатель «массы». Нажатием на аккумуляторной батареи подключается на «массу» трактора, нажатием на боковую кнопку — отключается;
4 — указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует только при работающем двигателе;
5 — головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируется екорость стеклоочистителя;
6 — контрольная лампа указателей поворота. Загорается мигающим зеленым светом при включении указателя поворота;
7 — переключатель указателей поворота. Переводом рукоятки влево включаются указатели левого поворота, переводом вправо — правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку в нейтральное положение;
8 — манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе привода тормозов. Стрелка верхней шкалы показывает давление в пневматической системе трактора, нижней шкалы—давление воздуха, подводимого к тормозным камерам;
Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К
9 — переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, при переводе ее вверх включается вентилятор-пылеотделитель;
10 и 11 — включатели плафона кабины и зядних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;
12 — трахоспидометр. Показывает скорость трактора (в км/ч) на четырех концентричных шкалах, размещенных в верхней части прибора (в соответствии с включенной передачей транспортного ряда) и скорость вращения коленчатого вала на шкале, размещенной в нижней части прибора. Счетчик отсчитывает время работы двигателя в часах
13 — включатель стартера. Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
14 — кнопка выключения зажигания пускового двигателя (выключается нажатием на кнопку);
15 — указатель давления масла в системе смазки двигателя (действует во время работы двигателя);
16 — амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
17 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;
18 — рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трех фиксированных положений:
- 0 — рукоятка вдвинута до отказа, освещение выключено;
- 1 — рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари или ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);
- II — рукоятка полностью вытянута, включен дальний или ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света).
Установкой рукоятки в положение I или II включаются также освещение приборных щитков и задние габаритные фонари. Вращением рукоятки изменяется яркость освещения приборов;
19 — рулевое колесо;
20 — кнопка звукового сигнала;
21 — рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя. С перемещением рычага к себе подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;
22 — рычаг переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя. Схема его положений показана на рис. 6;
23 — кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки. При нажатии на кнопку контрольная лампа должна загореться красным светом, что свидетельствует о ее исправности;
24 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя 98—104° С;
25 — контрольная лампа аварийного давления в системе смазки двигателя. Загорается красным светом, когда давление масла уменьшается до 1,9—1,3 кгс/см2;
26 — рычаг переключения передач. С перемещением рычага вперед происходит последовательное переключение передач от I до IV;
Рис. 6. Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К.
27 — цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя. При перемещении цепочки на себя шторка закрывает соты радиатора. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;
28 — цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;
29 — рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение II) замыкается муфта редуктора. В нейтральном положении рычага (Я) муфта редуктора всегда выключена, а приводная шестерня либо включена, либо выключена. Схема положений рычага показана на рис. 7;
30 — рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;
31 — рычаг независимого торможения прицепа;
32 — рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;
33 — педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 21;
34 — педаль управления тормозным краном;
35 — педаль управления муфтой сцепления;
36 — ножной переключатель света. Предназначен для переключения передних фар с дальнего света на ближний или наоборот при установке рукоятки центрального переключателя 18 в положение II и ближнего света передних фар или передних габаритных фонарей — в положение I;
37 — рычаг включения привода переднего моста. Мост включается перемещением рычага вперед;
38 — рычаг центрального (стояночного) тормоза;
39 — рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. Муфта включается перемещением рычага вверх;
40 — рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода от колес трактора насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления. Схема положений рычага показана на рис. 8;
41 — рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперед насос включается.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ Т-150 К
- Перед пуском двигателя рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов должны находиться в положении «Нейтраль N», рычаги гидрораспределителя навесного оборудования — в позиции «Нейтральная»; стояночный тормоз включен.
- Перед троганием с места убедитесь, что путь свободен, что между трактором и сельскохозяйственными орудиями, а также в районе шарнирного устройства рамы нет людей. О начале движения предупредите звуковым сигналом.
- Перед тем, как выйти из трактора, установите рычаг переключения передач и рычаг переключения режимов — в положение «Нейтраль N»; рычаги гидрораспределителя навесного оборудования — в позиции „Нейтральная»; включите стояночный тормоз и выключите двигатель. Для исключения перегрева гидросистемы не оставляйте трактор в положении полного (до «упора») поворота полурам вправо или влево.
- При работе с тросами на буксирных крюках запрещается находиться в радиусной зоне тросов.
- Запрещается при движении пользоваться стояночным тормозом.
- Запрещается буксировка трактора за механизм навески.
- Во время работы трактора складные лестницы должны быть убраны.
- При движении трактора с не полностью поднятым навесным устройством необходимо горизонтальные раскосы отрегулировать на длину, не допускающую касания элементов навесного устройства задних крыльев.
- Следите за показаниями контрольных приборов и их исправностью. Запрещается работать на тракторе с неисправными приборами.
- Запрещается открывать пробки заливной горловины и расширительного бака или выворачивать паровоздушный клапан при аварийном перегреве воды двигателя.
- В случае аварии или чрезмерного увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя немедленно выключите подачу топлива рукояткой останова.
- Категорически запрещается работать на тракторе при неисправных рулевом управлении, тормозной системе, электроосвещении и сигнализации.
- Все рычаги управления трактором должны фиксироваться в соответствующих положениях.
- Тормоза трактора должны быть в исправном состоянии. При торможении трактора, двигающегося по сухому и твердому грунту со скоростью 8,33 м/с (30 км/ч), рабочим тормозом тормозной путь не должен быть более 13 м, при скорости 5,6 м/с (20,2 км/ч) — не более 6,5 м. Полностью выжатая педаль тормоза не должна упираться в пол кабины.
- Давление воздуха в пневмосистеме тормозов в процессе работы должно быть 0,65 — 0,8 МПа (6,5 – 8,0 кгс/см2) .
- Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены, закрыты крышкой и не должны иметь течи электролита.
- Перед включением выключателя «масса» после длительной стоянки трактора (более суток), особенно в летнее время, откройте крышку контейнера аккумуляторных батарей на время не менее 5 мин. для удаления взрывоопасной водородно-воздушной смеси, образующейся в процессе саморазряда.
- Следите за состоянием электрооборудования. Искрообразование, обрыв проводов и клемм, особенно вблизи нагретых частей и в местах возможного попадания на них масла и топлива, недопустимы.
- Допустимая скорость трактора на подъездных путях и проездах не более 2,77 м/с (10 км/ч).
- При повороте выбирайте скорость, обеспечивающую безопасность движения. Запрещается производить крутой поворот выше, чем на первой передаче четвертого режима.
- При переездах через плотины, гати и мосты убедитесь в возможности проезда и пользуйтесь только пониженными скоростями.
- Перед преодолением участков пути, требующих движения на обоих ведущих мостах (подъем, труднопроходимые места), включение заднего моста производите заблаговременно.
- При работе на склонах проявляйте осторожность, аккуратность в вождении трактора и выполняйте следующие условия:
- не глушите двигатель и не переключайте передачи и режимы на крутых подъемах и спусках;
- при движении под уклон запрещается использовать накат;
- поперек склона (величина уклона не должна превышать 5 ) разрешается работать только на I…II режимах и избегать крутых поворотов и переезда препятствий.
- Преодоление водной переправы вброд производите только после тщательной подготовки и проверки маршрута движения. Допускается преодоление брода глубиной не более 0,8 м (для трактора К-744Р2 — 1,0 м).
- Прицепка к трактору и навеска сельскохозяйственных машин и орудий на трактор должны производиться лицами, обслуживающими данные машины. Прицепщик, навешивающий машину, должен стоять в стороне до полной остановки трактора и начать сцепку (навеску) только после сигнала водителя.
- При работе трактора с сельскохозяйственными машинами и орудиями соблюдайте правила безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации данной машины или орудия.
- Подъезжайте на тракторе к сельскохозяйственным машинам, орудиям или прицепам на самой минимальной скорости с не полностью выжатой педалью привода золотника слива, предварительно подав звуковой сигнал.
- После соединения с прицепными орудиями и прокачки гидросистемы проверьте уровень масла в гидробаке и при необходимости дозаправьте.
- Движение трактора с навесными и полунавесными машинами в транспортном положении осуществляйте с предварительным фиксированием навесного устройства посредством гидромеханических клапанов гидроцилиндров. При осуществлении закрытия гидромеханических клапанов стояночный тормоз должен быть включен. Находиться под поднятым сельскохозяйственным орудием строго запрещается.
- При длительной остановке не оставляйте навесное сельскохозяйственное орудие в поднятом положении. Находиться под поднятым орудием категорически запрещается.
- При работе с гидрофицированными сельскохозяйственными машинами и орудиями следует помнить, что максимальное рабочее давление на выходе из быстросоединяемых разрывных устройств составляет не менее 15,0 МПа (150 кгс/см2).
- Переезд с навесными машинами через канавы, бугры и другие препятствия производите под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора.
- Запрещается езда на необорудованных для этого прицепных орудиях, навесных машинах и вне кабины трактора.
- Прицепные орудия и прицепы должны иметь жесткие сцепки, не позволяющие им набегать на трактор.
- При разъединении трактора от прицепных орудий или прицепов предварительно рассоедините пневмосистемы и электрооборудование.
- К работе с прицепами, полуприцепами и другими транспортными средствами допускаются только лица, знающие правила работы с ними.
- При агрегатировании с прицепами и полуприцепами присоединяйте их страховочные цепи к соединительным звеньям, находящимся на рымах тяг навесного устройства.
При использовании трактора на транспортных работах необходимо принимать следующие меры предосторожности:
- работы производить с включенным знаком «Автопоезд» проверьте надежность работы пневмосистемы;
- обращайте особое внимание на выбор скорости движения с учетом дорожных условий, радиусов поворота, обзорности, особенности и состояния транспортных средств и перевозимого груза;
- на заснеженных, переувлажненных и других дорогах с низким коэффициентом сцепления, а также на уклонах, поворотах, косогорах, при гололеде и т.п. осуществляйте движение на пониженных скоростях, не допускайте резких торможений и поворотов;
- при движении на дорогах с низким коэффициентом сцепления рекомендуется вести транспортный поезд «врастяжку» — для этого тормозите в первую очередь агрегатируемое транспортное средство с помощью перевода в промежуточное положение ручного тормозного крана 10 рис. 3, а затем используйте рабочие тормоза трактора;
- при возникновении опасности для движения примите меры к снижению скорости и остановке транспортного поезда;
- в случае непредвиденной остановки трактора на проезжей части дороги включайте аварийную сигнализацию.
- тормоза прицепов должны быть отрегулированы в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации прицепов;
- разрешается движение тракторного поезда с максимальной скоростью 8,39 м/с (30км/ч) только на дорогах с сухим твердым покрытием;
- с целью исключения повышенного износа тормозных механизмов прицепов не рекомендуется длительная эксплуатация транспортного поезда с приторможенными прицепами;
- при первых признаках складывания или заноса транспортного поезда отпустите педаль тормоза и тормозите с помощью рукоятки управления тормозами прицепов до ликвидации складывания или заноса;
- на стоянке тракторного поезда, при погрузке (разгрузке) прицепов установите рукоятку ручного тормозного крана в положение «на себя». Перед началом движения рукоятку тормозного крана установите в положение «от себя»;
- при агрегатировании трактора с транспортными средствами, имеющими 12вольтовое оборудование, необходимо произвести замену электроламп транспортных средств;
при движении с транспортным средством:
- периодически проверяйте работоспособность тормозов прицепа, притормаживая его рукояткой управления тормозами прицепа;
- пользоваться рычагом ручной подачи топлива запрещается, установите рычаг подачи топлива в положение минимальной подачи топлива;
- перевозка людей на прицепах запрещена.
- Запрещается работать с механизмом отбора мощности без установки всех защитных кожухов. При кратковременных остановках для осмотра агрегата, который работает с валом отбора мощности, необходимо выключать вал отбора мощности.
Двигатель
Продукт Харьковского тракторного завода получил силовую установку производства ярославского ОАО «Автодизель». 11,15-литровый мотор «ЯМЗ-236Д-3» имеет мощность 128,7(175) кВт (л.с.) и частоту вращения 2100 об/мин.
6-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель отличается V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском, жидкостным охлаждением. Воспламенение в агрегате происходит от сжатия. функционально «ЯМЗ-236Д-3» оснащается системой гашения крутильных колебаний.
Благодаря установленному предпусковому подогревателю особых проблем с пуском мотора в холодное время года у ХТЗ-150К не возникнет. Данные особенности делают трактор серьезным конкурентом для соперников в своей категории.
Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150К
Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки Трактор.
1 — генератор; 2 — сигнал звуковой; 3 — фара передняя; 4 — включатель блокировки запуска двигателя; 5 — датчик указателя температуры воды; 6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя; 7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 8 — датчик-реле блокировки воздухоохладителя; 9 — штепсельный разъем; 10, 11 — блоки предохранителей; 12 — кнопка звукового сигнала; 13 — контрольная лампа указателя поворотов; 14 — переключатель указателя поворотов; 15 — прерыватель указателя поворотов; 16 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста; 17 — электродвигатель вентиляции кабины; 18 — переключатель вентиляторов; 19 — включатель лампы плафона; 20 — плафон; 21 — включатель задних фар; 22 — включатель стартера; 23 — включатель кнопочный магнето; 24 — задний фонарь (стоп-сигнал, указатель поворота, габаритные огни); 25 — включатель стоп-сигнала; 26 — штепсельная розетка прицепа; 27 — центральный переключатель света; 28 — фонарь освещения номерного знака; 29 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя; 30 — включатель контроля аварийного состояния ламп; 31 — указатель температуры воды; 32 — лампы освещения приборов; 33 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 34 — фара задняя; 35 — ножной переключатель света; 36 — лампа переносная; 37 — амперметр; 38 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 39 — контрольная лампа включения «массы»; 40 — включатель «массы»; 41 — тахоспидометр; 42 — аккумуляторная батарея; 43 — указатель давления масла в гидросистеме КПП; 44 — манометр воздуха двухстрелочный; 45 — штепсельный разъем; 46 — штепсельная розетка включения переносной лампы; 47 — реле-регулятор; 48 — передний фонарь; 49 — стартер; 50 — свеча искровая пускового двигателя; 51 — магнето. А — клемма для подключения реле воздухоохладителя; Б — клемма для подключении контактора воздухоохладителя; Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя; Г — клемма для подсоединения включателя вентилятора воздухоохладителя.
На сайте avto-fresh.com вы сможете найти принципиальная схема электрооборудования трактора т-150к фото и описание блоков, а также ответы на вопросы где находится и за что отвечает. Обозначение электрического оборудования подробно описано в статье.
Устройство и навесное оснащение
Главным преимуществом ХТЗ-150К считается 3-диапазонная коробка передач, позволяющая осуществлять переключение между передачами в процессе движения или проведения работ. Муфта сцепления модели сухая двухдисковая. Благодаря независимому 2-скоростному валу отбора мощности (540 и 1000 об/мин) трактор совместим с внушительным числом сельскохозяйственных приспособлений: – пропашным плугом; – бульдозерным валом для очистки от снега, выравнивания грунта или отвода грязи; – железнодорожной автосцепкой, применяемой на рельсовых тягачах; – прицепом с возможностью перевозить 20-тонные грузы; – бороной; – культиватором; – сеялкой.
ХТЗ-150К имеет гидрообъемное рулевое управление, колесные колодочные тормоза с пневмоприводом на каждое колесо и ленточный стояночный тормоз с пневмопружинным цилиндром. В стандартном варианте на трактор устанавливаются 4 одинарные колеса. При сдвоенном размещении ХТЗ-150К оснащается 8 колесами.
Модернизированная конструкция кабины оператора оператора трактора поддерживает комфортные условия труда водителя. Улучшений в сравнении с прежними моделями в ней произошло немало. Так, было оптимизировано расположение кнопок и рычагов управления, увеличена термо- и шумоизоляция. кабина оператора в ХТЗ-150К панельная, закрытая с двумя сиденьями: неподрессоренным пассажирским со спинкой, регулируемой по наклону, и подрессоренным водительским с гидравлическим амортизатором, регулировкой по росту и массе и изменяемым наклоном спинки. Большие стекла кабины оператора оператора и зеркала обеспечивают хорошую обзорность.
Комфорт смело можно назвать отличительным качеством ХТЗ-150К. Раньше отечественные модели по данному параметру были далеко позади иностранных аналогов. В ХТЗ-150К отставание практически полностью ликвидировано.
По заказу модель оснащается автоматическим комплексом регулирования навески и кондиционером, что улучшает условия труда, сокращает потребление топлива на 6% и увеличивает производительность на 8-10%.
Технические характеристики
- ХТЗ-150К оснащается мотором «ЯМЗ-236Д-3» мощностью 128,7 л.с.
- Удельный расход топлива модели составляет 220 (162) г/кВт. в час (г/л.с. в час).
- При сравнительно некрупным потреблении горючего трактор имеет большой топливный бак на 315 литров, что положительно сказывается на продолжительности автономной работы модели.
- Габариты ХТЗ-150К: высота – 3195 мм, длина – 6130 мм, ширина – 2406 мм.
- Трактор имеет массу 8200 килограммов.
- Колесная база ХТЗ-150К составляет 2860 мм, радиус поворота – 6500 мм. Дорожный просвет модели – 400 мм.