- Главная
- Медиа-центр
- Статьи
- Техническое обслуживание трактора Т-150
Меню
- Новости
- Статьи
- Видеоматериалы
- Фотоматериалы
- Публикация в СМИ
- 3D-тур
27.07.2021
Техническое обслуживание трактора Т-150, выпускаемого на заводе ХТЗ, представляет собой спектр планово-предупредительных работ, которые проводятся с целью увеличения ресурса машины. Своевременное выполнение этих процедур позволяет выявить неисправности на ранней стадии, защитить механизмы, подверженные особо сильной нагрузке, а также от чрезмерного износа. Благодаря этому снижается риск внезапной поломки, что особенно важно при сезонных сельскохозяйственных работах, в которых зачастую используется эта спецтехника. Точный перечень действий зависит от очередности техобслуживания и пробега.
ТО №1: основные процедуры
Первое техническое обслуживание Т-150 выполняется через 60 отработанных моточасов и повторяется с заданным интервалом. В список процедур входят следующие действия:
- Визуальный осмотр, обмывка корпуса.
- Проверка качества натяжения приводных ремней генератора и компрессора с вентилятором, в случае необходимости их регулируют.
- Определение давления в покрышках трактора, их подкачивание в случае недостаточного числа атмосфер.
- Проверка АКБ, при необходимости — доливка дистиллированной жидкости.
- Осмотр креплений, их подтягивание.
- Обновление смазочных составов, контроль уровня масла в картере, КПП и гидробаке заднего навесного оборудования.
- Проверка состояния опорных катков, наличия смазки на осях центральной тяги задней навески.
- Определение уровня охлаждающего состава в радиаторе, его дозаправка при недостаточном количестве.
- Проверка объема отстоявшегося и прошедшего фильтрацию горючего в баках двигателей.
- Техобслуживание воздухоохладителя, диагностика состояния распыляющего сопла, очистка внутренних поверхностей и фильтров.
Комплектация
К Харьковскому трактору можно прицепить такие дополнительные механизмы:
- Отвал от бульдозера. Очищает дороги от грязи, снега. Может выравнивать участки земли или щебня.
- Плуг. Применяется при пахотных работах.
- Прицепная машина. Помогает в перевозке грузов массой до 20 000 кг.
- Автосцепка для железной дороги. Помогает работать рельсовому тягачу, сделанного на базе ХТЗ-150К.
- Механизм для посева. Сеялка помогает совершать посевные работы.
- Культиваторные механизмы.
Обязательно почитайте: Трактор МТЗ 2022 Беларус
Перечень действий по ТО №2
Второе техническое обслуживание трактора Т-150 осуществляется по прошествии каждых 240 моточасов эксплуатации. К действиям по первому ТО прибавляются следующие процедуры:
- Проверка расстояния между кольцом рычагов муфты сцепления и стаканом подшипника, его изменение согласно регламенту, а также диагностика тормозка вала муфты и тормозной системы.
- Промывка кассеты, фильтра и дефлектора в системе воздухоочистителя, нанесение масла на поверхность первой.
- Техобслуживание системы питания, которое выражается в сливе отстоявшегося горючего, замену фильтра грубой очистки и промывку фильтра тонкой очистки, а также удаление отложений с крышки бака.
- Процедуры с электрооборудованием. Сюда относится осмотр креплений АКБ, очистка поверхностей батареи, нанесение смазки на окислившиеся клеммы и контакты, диагностика проводки и изоляция поврежденных мест в случае их обнаружения.
- Протяжка креплений мотора, кабины трактора, КПП, кардана, а также бугелей заднего моста и валов навесного оборудования.
- Замена масла в картере.
- Проверка уровня смазочной жидкости в колесах цапф балансирующих устройств, опорных катках, конечных передачах и амортизаторах ходовой.
- Обработка валовых подшипников, рулевых тяг, шлицев кардана.
- Промывание турбокомпрессорного фильтра, сапуна заднего моста.
Кроме того, через каждые 480 моточасов проводится повторное техническое обслуживание трактора Т-150. В него входит механическая очистка циклонных фильтров воздухоочистителя, регулировка расстояния между клапанами мотора и коромыслом, проверка муфты редуктора и доливка в полость привода масла. Также в ходе промежуточного техобслуживания проводится промывка фильтров нагнетания гидросистемы КПП и заднего навесного оборудования, наносится смазка на подшипники карданных крестовин.
Коробка передач Т-150
Усилие от двигателя передается на механизмы трансмиссии через сухое фрикционное сцепление. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента и состоит из двух частей: основной и раздаточной. Каждая из них имеет отдельные корпуса, жестко соединенные между собой. Коробка передач – механическая ступенчатая имеет 12 скоростей, распределенных между четырьмя диапазонами: замедленный, рабочий, транспортный и задний ход. Агрегат снабжен двумя валами: ведущим и ведомым с косозубыми шестернями постоянного зацепления. Переключения скоростей осуществляется на ходу при посредстве гидроподжимных муфт. Это позволяет избежать разрыва потока мощности внутри одного диапазона. При переходе на повышенную или пониженную передачу в течение нескольких миллисекунд включается ее гидромуфта. Только после этого происходит разъединение предыдущего потока мощности. Управление работой коробки перемены передач осуществляется при помощи рычага, который переводится в нужное положение трактористом. Выбор диапазона производится только после полной остановки машины.
В конструкции механизма установлено устройство, блокирующее возможность запуска двигателя при включенной передаче. Раздаточная коробка механическая с двумя рабочими диапазонами предназначена для распределения потоков мощности между задним и передним мостов. Последний подключается по мере необходимости при движении с максимальной нагрузкой или по бездорожью. Работа коробки переключения передач обеспечивает собственной гидросистемой, в состав которой входят:
• шестеренчатый насос производительностью не менее 35 л/ч; • заборного и основного фильтров; • нагнетающей магистрали; • распределительного устройства с перепускным и предохранительными клапанами; • радиатора охлаждения; • гидроаккумулятора; • шлангом и магистралей. Для переключения передач тракторист выжимает сцепление и переводит рычаг в требуемое положение. Управляющий процессом золотник имеет четыре пары отверстий, которые позволяют производить выбор любого из режимов внутри диапазона произвольно через одну или две передачи.
Алгоритм выполнения ТО №3
Третье техническое обслуживание трактора Т-150 выполняют спустя каждые 960 моточасов или после расхода 19200 л горючего. Процедура включает диагностику основных узлов техники, промывание фильтрующих частей и замену изношенных элементов, подзарядку аккумулятора при разряде на 25 и 50% в зимний или летний сезон. Также при третьем техническом обслуживании трактора Т-150 проводятся следующие действия:
- Обработка узлов системы зажигания.
- Регулировка центрального тормоза.
- Диагностика промежуточной опоры карданной передачи.
- Изменение зазора в подшипниках ведущих шестерен главных передач.
- Изучение состояния подшипников колесных редукторов, их настройка.
- Промывка картеров дизтопливом, заливка свежего масла.
- Заправка опоры карданного привода ВОМ-механизма солидолом с нагнетанием до выдавливания излишков, смазывание троса вала тахографического устройства.
Промежуточное третье техническое обслуживание трактора Т-150 выполняется спустя каждые 1920 моточасов. Процесс включает продувку пространства между циклонными фильтрующими элементами воздухоочистителя, диагностику стартера с разбором, промывание сетки маслозаборного устройства и механическую очистку головки цилиндров от следов копоти.
Модификации трактора Т-150
На его базе создано семейство самоходных машин, предназначенных для выполнения разных видов работ. Харьковский тракторный завод производит следующие модификации Т-150:
Т-155 – армейская инженерная машина
, используется для выполнения инженерно-заградительных работ и буксировки артиллерийских орудий разного калибра. Легкий колесный тягач Т-155 со специальным оборудованием для инженерных войск и артиллерии. Модификация имеет бульдозерный отвал и модуль для рытья траншей и выполнения других земляных работ. Тягач существенно отличается от базовой версии конструкцией прицепного устройства, вместо маятникового подвеса установлен стандартный крюк. На удлиненной задней полураме смонтирована грузовая платформа.
Т-156 — фронтальный погрузчик
, предназначен для выполнения погрузочных работ и имеет специальное оборудование в виде вместительного ковша объемом в 1,3 куб, м. Трактор оснащен 8-ю фарами для освещения места проведения работ, для обеспечения из работы добавлен еще один аккумулятор 6СТ-140А3.
ЛТ-157 — трелевочный трактор
, спроектирован специально для работ в лесу. Основные отличия от базовой версии: наличие каркаса безопасности, улучшена тепло- и шумоизоляция кабины. Машина оборудована трелевочным чокером, мощной лебедкой, стальным щитом и бульдозерным отвалом, по специальному заказу возможна комплектация с клещевым захватом.
Т-158 — трактор колесный промышленный
предназначен для выполнения технологических и транспортных операций. Комплектуется тяговым крюком с демпфером и автомобильным седельным прицепным устройством.
Т-150КД — оснащен бульдозерным отвалом
. Угол поворота 25гр в каждую сторону, ширина ножа в 2520 мм, глубина опускания в 300 мм и высота подъема в 700 мм. Все представленные версии трактора Т-150К изготовлены из стандартных узлов и механизмов. Унификация упрощает снабжение организаций и предприятий запасными частями, расходными материалами и комплектующими.
Действия при эксплуатации в сложных условиях
Дополнительные процедуры требуются при использовании спецтехники в особо сложных условиях. Рекомендации:
- При работе на песчаном грунте и в пустыне требуется выполнять заливку дизеля и масляную заправку по закрытой технологии. Во время каждого ТО №1 необходимо промывать кассету с дефлектором воздухоочистителя, а также фильтрующий элемент пускового устройства.
- При использовании техники во время сильных морозов рекомендовано сезонное техобслуживание, предпусковой прогрев мотора и заправка арктическим дизтопливом, если температура воздуха опускается ниже -30 градусов по Цельсию.
- Во время эксплуатации на болотистом грунте рекомендуется ежесменная чистка наружных частей радиаторов, осмотр механизмов ходовой и силовой части на предмет попадания жидкости, по необходимости — замена масла.
- При работе на каменистых участках перед каждой сменой требуется осматривать ходовую и защитные приспособления на предмет механических повреждений, проверять качество крепления сливных горловин картеров.
Своевременное техническое обслуживание трактора Т-150 существенно продлит срок его эксплуатации, позволит избежать дорогостоящего ремонта в разгар работ.
Конструкция и сфера применения
- Мощность штатного силового агрегата позволяет использовать многолемешный плуг, широкозахватный культиватор или энергоемкие уборочные агрегаты.
- Размер шин низкого давления обеспечивает умеренный удельный вес на грунт, повышенную проходимость на участках с переувлажненными и песчаными грунтами.
- На практике доказана эффективность агрегатирования машины с разными видами навесного, полунавесного и прицепного оборудования. Более того, технические разработки 40-летней давности оказались актуальными до настоящего времени.
Гусеничный трактор 150-й модели первых серий получился менее удачным, тем не менее, в процессе производства многие его конструкционно-производственные недостатки были полностью устранены.
На основе базового трактора было разработано несколько версий, в том числе легкий тягач Т-155 трелевочный вариант Т-157 бульдозер Т-150КД. Армейская модель Т-154 была принята на вооружение в качестве инженерного и артиллерийского тягача.
Это интересно: Жатка валковая прицепная: технические характеристики, устройство, фото и видео