ТДТ 40 – гусеничный трактор, разработанный на Минском трактором заводе в 1954 году. Машина была сконструирована буквально за один год и успешно прошла испытания. Данный аппарат представляет собой трелевочный трактор, поступивший в производство в 1956 году, и выпускавшийся в течение 15 лет. Безусловно, машину продолжали эксплуатировать, поскольку тогда она еще оставалась актуальной – во многом благодаря удачной конструкции, которая отличается своей простотой и ремонтопригодностью. Более того, на базе этой модели в свое время выпускались различные модификации. ТДТ 40 получил большое количество положительных отзывов. Рассмотрим его главные достоинства и особенности эксплуатации.
Навигация по статье
- 1 Назначение
- 2 Технические характеристики
- 3 Особенности устройства и эксплуатации
- 4 Фото
- 5 Видео
- 6 Цена
- 7 Отзывы
Назначение
ТДТ-40 – некогда одна из самых перспективных моделей Минского тракторного завода, рассчитанная на широкий спектр задач. Данный аппарат позиционировался в качестве гусеничного трактора легкого класса. Именно компактные габариты позволили эксплуатировать эту машину в труднодоступной местности, в том числе и на бездорожье. Основой спектр задач – сельскохозяйственная сфера, а также связанные с ней виды деятельности. Это окучивание, культивация, боронование, вспахивание и другие способы обработки грунта, включая твердые целинные земли. Поддержка различных навесных опций позволяет работать в сельском хозяйстве, в промышленной сфере, выполнять снегоуборочные, строительные и транспортировочные операции.
Конструкция
Техника минского производства имеет довольно оригинальную конструкцию. Двигатель, четырехтактный четырехцилиндровый, располагается в передней части. Он накрыт капотом, а сверху устроена площадка для погрузки древесины. Ведущие колёса находятся сзади, над ними – кабина, а трансмиссия занимает промежуточное положение. Именно над ней располагается лебёдка с червячным краном.
Все элементы ТДТ-40 крепятся к раме, образованной двумя лонжеронами – продольными брусьями. Они расположены поперёк и связывают кузов и днище в одно целое. Задний мост имеет в своём составе поворачивающие муфты, тормоза и конечную передачу. Приводимый в действие карданным валом, он передаёт тяговое усилие гусеничным движителям.
Технические характеристики
- Тип – гусеничный, трелевочный
- Грузоподъемность – 2500 кг
- Масса трактора – 6500 кг
- Габариты, мм: Длина – 4500, Ширина – 1830, Высота – 2430
- Клиренс – 540 мм
- Ширина колеи – 1480 мм
- Колесная база – 2040 мм
- Давление на грунт – 0,45 кгс/кв. см.
- Коробка передач – механическая, с 5 передними и 1 задней передачами
- Максимальная скорость – 11 км/час
- Тяговое усилие – 4350 кг
- Объем погружаемой древесины – 6 куб. м.
- Двигатель – дизельный, Д-40Т, четырехтактный, бескомпрессорный
- Мощность – 45 лошадиных сил
- Обороты – 1500 об/мин
- Пусковой двигатель – ПД-10М
- Тип запуска ДВС – ручной, шнуровой.
Цена
ТДТ-40 не выпускается уже довольно давно, но данную технику до сих пор можно купить. Стоимость ее относительно невысока, так как большинство сохранившихся до наших дней экземпляров находятся не в очень хорошем состоянии.
Владельцы наиболее «свежих» экземпляров обычно выставляют на продажу данный трактор за 100-150 тыс. руб. (если он на ходу).
Большая часть ТДТ-40, сохранившихся до сегодняшних дней, чаще всего продается на запчасти. Именно поэтому, приобретя технику даже в не очень хорошем состоянии, можно легко восстановить ее, так как практически все запасные части продаются на вторичном рынке.
Также многие подходят от аналогичных тракторов, выпущенных несколько позже.
Особенности устройства и эксплуатации
- Машина получила относительно скромные габаритные характеристики, и это чрезвычайно удобно для работы в стесненной местности. Ведь машина зачастую используется в местах, густо заросших кустами и деревьями. К тому же, небольшие размеры позволяют не только эксплуатировать трактор в предельно сложных условиях, но и хранить его в компактных местах. Например, такой аппарат без особых проблем поместится в небольшой бокс или ангар. Это значительно упростит обслуживание в суровых климатических условиях, особенно тогда, когда температура на улице опускается меньше нуля градусов.
- В качестве КПП выступает стандартная трансмиссия, типичная для техники такого типа. Конструкция коробки включает в себя следующие компоненты:
- КПП
- Муфта сцепления
- Задний мост
- Центральная и конечная передачи.
Обратим особое внимание на муфту сцепления, которая представляет собой постоянно замкнутый механизм. Его конструктивными элементами являются диски (2 шт.), ведущие пальцы, пружины, кожухи и теплоизоляционная прокладка. Работа сцепления имеет типовой принцип действия, не отличающийся от большинства механизмов схожего типа. Из главных особенностей отметим тот факт, что демонтаж такого сцепления возможен вместе с опорно-радиальным подшипником, так как оба компонента конструктивно совмещены. Но этот недостаток был не слишком заметен для советских фермеров и промышленников, у которых была возможность осуществить быструю замену того или иного агрегата, и без существенных затрат. Коробка передач закреплена болтами к картеру силовой установки. Из особенностей ее конструкции отметим следующие компоненты: первичный и вторичный валы, а также вал отбора мощности, и вал для функционирования лебедки. Конструкция заднего моста – самая габаритная составная часть трансмиссии трактора ТДТ-40. Она состоит из центральной передачи, поворотных муфт, а также механизмов, которым отдано управление тормозами. Кроме того, задняя часть моста является местом для расположения конечных передач.
- Трактор получил на удивление уникальную ходовую часть, весьма оригинальную по сравнению с аналогами 1950-ых годов. Компоновка ходовой части изготовлена таким образом, чтобы обеспечить беспрецедентно высокую проходимость на любом покрытии. Это могут быть раскисшие грунты, колеи, подъемы, броды, глубокие сугробы и другие труднопреодолимые препятствия. Гусеничное шасси предотвращает проскальзывания и пробуксовки, а также обеспечивает хорошую курсовую устойчивость, что очень важно в целях защиты от опрокидывания. Практика показала, что возможности ходовой части трактора ТДТ-40 позволили успешно его эксплуатировать в лесоповале и других лесозаготовительных задачах, связанных с перевозкой больших объемов необработанных стволов деревьев. Итак, ходовая часть включает в себя лонжеронную раму, балансирно-рессорную подвеску, колеса и гусеницы. Один из главных компонентов – рама – представляет собой два швеллера и листы, выступающие в качестве днища трактора. Надежность и прочность рамы обусловлена наличием поперечных связей, изготовленных из толстого металла, устойчивого против коррозии и деформации. Балансирно-рессорная подвеска, в свою очередь, включает в себя балансиры (2 шт.) с рессорами, каретки (4 шт.) и амортизаторы (4 шт). Колесное шасси изготовлено из стальных литых дисков, смонтированных в гусеничной ленте. Ведущие колеса имеют специальные зубчатые венцы. Как показывает практика, такие колеса часто забиваются грязью и мусором, из-за чего их приходится регулярно очищать. Это является конструктивной особенностью, которую можно устранить своими силами. Что касается самих гусениц, это, безусловно, наиболее важный элемент шасси, и поэтому он наиболее надежный и долговечный. Так, гусеницы изготовлены из высокопрочной стали. Из этого материала выполнены звенья гусениц, соединенные плавающими пальцами.
- Силовая установка – довольно мощная по меркам своего времени. Агрегат с заводским индексом Д-40Т имеет четырехцилиндровую четырехтактную конструкцию, и представлен в двух модификациях. Так, в упрощенном варианте мотор включается с помощью пускового устройства, а более продвинутая версия получила электрический стартер. Обе модификации надо заслуженно похвалить за надежность и бесперебойный запуск при минусовой температуре. Обе силовые установки получили жидкостное охлаждение, а в качестве хладагента может выступать антифриз или обычная вода. Циркуляция жидкости осуществляется с помощью специального водяного насоса и заправочного резервуара объемом 28 литров. При мощности 45 лошадиных сил мотор имеет отличные тяговые характеристики. Например, крутящий момент превышает 20 Н/м, а рабочий объем составляет 4,5 литра. Двигатель имеет цельнометаллический корпус, чрезвычайно устойчивый к коррозии. В виде дополнительной опции предусмотрен специальный охлаждающий вентилятор. Система смазки – принудительная, под воздействием масляного насоса, который функционирует с помощью шестерней, расположенных на коленчатом валу.
- Что касается системы подачи топлива, она представлена в виде топливного бака, из которого горючее подается через латунный топливопровод. Такой материал провода использован не случайно, ввиду его коррозионной устойчивости. Кроме того, система подачи топлива дополнена встроенным фильтром, благодаря которому можно заливать топливо с низким октановым числом. Давление в топливной системе осуществляется с помощью ОНМ (шестеренчатый насос). В наличии есть фильтры грубой и тонкой очистки.
- Навесное оборудование:
- Лебедка
- Погрузочный щит
- Гидропровод.
Каким оборудованием оснащается
Трелёвочный трактор оснащается оборудованием, позволяющим существенно упростить эксплуатацию техники:
- Фото: схема лебедки трелевочного трактора ТДТ-40
- лебедка;
- погрузочный щит;
- гидропривод.
Картер лебедки выполнен из невосприимчивого к коррозии чугуна (легированного). На хвостовую часть червяка установлена ведомая звездочка, приводимая в движение посредством еще нескольких механизмов.
Червячная пара, на которую приходится большая часть нагрузки во время работы, функционирует в масляной ванне. Тормозной механизм, останавливающий вращение барабана, управляется из кабины водителя.
Щит, используемый для укладки на него стволов, представляет собой сварную шарнирную раму. Все балки выполнены из стальных швеллеров. Именно поэтому щит может выдерживать нагрузку величиной в 5,5 т.
Гидропривод включает в себя следующие составные части:
- масляный насос;
- распределитель;
- силовые цилиндры (2 шт.);
- расширительный бак.
Знаете ли вы, для сборки каких модификаций была использована база автомобиля «Татра 148», выпуск которой начался с 1972 года? Для вас подготовлен обзор грузовика ГАЗ-33081.
Перейдя по этой ссылке https://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/tatra/samosval-815-dostoinstva-harakteristiki-i-raznovidnosti.html, можно ознакомиться с техническими характеристиками самосвала «Татра 815».
Фото
Отзывы
- Михаил, Алтай. Этот трактор мы нещадно эксплуатируем в суровых климатических условиях. Машина хорошо адаптирована к труднодоступной лесной местности. За счет компактных габаритов можно быстро развернуться – к тому же, этому способствует и превосходная обзорность благодаря широкой площади остекления. В кабине тесновато, а спинка сиденья слишком короткая – сидишь как на поролоновой табуретке. Грузоподъемность этот старичка такова, что трактор способен увезти за один раз большой объем древесины, и при этом не сломаться. Но регулярное обслуживание для этой машины – вещь обязательная. Надо смазывать все детали, очищать гусеницы от мусора и грязи, подкрашивать ржавеющие панели кузова (особенно в области порогов), и вовремя менять расходные материалы.
- Станислав, Иркутск. На этом тракторе колесил мой дед, и еще немного практиковался на нем. Ездил на ней всего пару раз, дело было в середине 1980-ых. К сожалению, даже тогда я не понял, чем машина понравилась моему предку. Тогда трактору было около 30 лет, и он был на ходу. Может, это было его главное достоинство. Из истории мне известно, что машина пользовалась высоким спросом в труднодоступной лесной местности. У меня были только первые впечатления от трактора ТДТ-40, поскольку я на нем особо не работал – в кабине сидишь словно на табуретке, и нет никакого комфорта. Со всех сторон я как будто окружен сквозняками (дело было при минус 20 градусах). Машина неповоротливая, но обладала хорошей грузоподъемностью, и была способна перевозить за один раз большое количество бревен. Сейчас работаю на тракторе КамАЗ. Прогресс налицо.
- Алексей, Ленинградская область. Мой трактор ТДТ-40 сохранился на сегодняшний день, и до сих пор на ходу. Я его сейчас продаю, и при этом продолжаю пользоваться. Техника пыхтит исправно, и нет единого намека на очередной капитальный ремонт (капремонт движка был проделан в 1990 году). Двигатель шумный, но мощный и тяговитый. На комфорт в салоне, безусловно, надеется нелепо и глупо – все-таки машине больше 50 лет. Гусеницы полностью заменены в 2005 году, на более усовершенствованные. Порадовало, что зимой в салоне тепло, но это благодаря мне – я сам установил более мощный обогреватель. Еще нравится классная обзорность и отличная маневренность. В общем, машина полностью рабочая, но продать все-таки придется.
История развития модели
Проект трелёвочной техники под маркировкой ТДТ-40 был создан еще в 1954 на МТЗ (Минском тракторном заводе).
Буквально за один год была подготовлена модель, успешно прошедшая испытания. В серию данный трелёвочный трактор пошел в 1956 году, и выпуск его продолжался в течение целых 15 лет.
Со временем модель устарела морально, но так как изначально она была удачной, на ее базе стали выпускать различного рода модификации.
Первым стал трактор ТДТ-40М. Его главным отличием от старшего брата был более мощный двигатель Д-48Т (45 л. с.). В остальном же обе модели практически идентичны.
Следующим витком развития данного направления тракторостроения является ТДТ-55. Данный трактор более габаритен, он оснащается мотором, мощность которого составляет целых 95 л. с.
Масса в сравнении с ТДТ-40 выросла более чем в 1,5 раза. Последним в данной серии является ТДТ-60. Производился он на Алтайском тракторном заводе.
ТДТ-40 обладает отличными рабочими и техническими характеристиками, делающими данный трактор актуальным до сих пор.
В некоторых отдаленных района Сибири он до сих пор используется, успешно функционирует. При надлежащем обслуживании и соблюдении правил эксплуатации ТДТ-40 и его модификации смогут прослужить долгие годы.