Какие масла использовать
В 1960-х годах не было большого разнообразия трансмиссионных жидкостей, поэтому рекомендация производителя – минеральное масло, ТАД-17. Его и сегодня заливают в коробку, но на рынке есть альтернатива.
Выпускают три типа трансмиссионных жидкостей: минеральные, полусинтетические и синтетические. Синтетика для ЗИЛ-130 не подходит, поэтому заливают минеральное или полусинтетику. Сколько залить масла в КПП в ЗИЛ – 5,1 л. Какой тип использовать – есть несколько вариантов.
Минеральные жидкости
В их составе есть присадки, которые увеличивают ресурс масла, улучшают его смазывающие, очищающие, антикоррозионные свойства. «Минералка», например, та же ТАД-17, стоит немного, в ее составе нет вредных соединений. За счет присадок параметры смазки более стабильны при перепадах температуры. Но нужно правильно подобрать марку и тип масла, менять его придется чаще.
Полусинтетика
Стоит больше, чем минеральное, но превосходит его и по характеристикам. Жидкость сохраняет малую вязкость при морозе, в ее составе – комплекс противозадирных, моющих, противопенных присадок. Ресурс масла выше. Владельцы грузовиков ЗИЛ заливают ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 или аналогичную по параметрам жидкость.
Показатели вязкости
Производители разработали три типа трансмиссионной жидкости: зимнюю, летнюю и всесезонную. Они отличаются показателем вязкости, который меняется в зависимости от рабочей температуры. Летом масло не должно становиться слишком жидким, иначе не будет уплотнения зазоров, что негативно скажется на работе коробке, повысит износ ее узлов. Зимой жидкость не должна становиться чрезмерно вязкой – это усложняет работу синхронизаторов. Поэтому разработаны сезонные жидкости, их меняют каждые 6 месяцев. Если владелец грузовика хочет избавить себя от хлопот, он покупает всесезонное масло – при условии, что машина работает в регионе без большой разницы между летней и зимней температурой.
СИНХРОНИЗАТОР
Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.
Синхронизатор ЗИЛ-130
Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.
При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).
Синхронизатор ЗИЛ-130
Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.
Модернизации
Машины, которые выпускались с 1964 по 1966 годы, получали карбюраторные двигатели мощностью 148 л. с. Грузоподъемность составляла до 5 тонн на асфальте или бетоне, и до 4 тонн на грунтовке, а ресурс достигал 135000 км пробега – до капитального ремонта.
Модернизация в 1966 году дала машине двигатель в 150 л.с., увеличила ресурс до 200 000 км и грузоподъемность до 5 т на любой дороге. Изменения не коснулись того, сколько масла потребуется в КПП ЗИЛ.
Следующая модернизация, которую провели через 10 лет, подняла грузоподъемность самосвала до 6 т, увеличила ресурс до 300 000 км. На базе грузовика выпускали седельные тягачи, которые использовали для буксировки прицепов массой 10-14,4 т.
Работа синхронизаторов
При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 синхронизатора вместе с вилкой 9 или 10 перемещается в сторону включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передается конусным кольцам 3, которые жестко связаны между собой с помощью трех блокирующих пальцев 1, до упора в конус шестерни.
Рис. Устройство синхронизатора: 1 — блокирующий палец; 2 — каретка; 3 — конусное кольцо; 4 — фиксатор; 5 — пружина; 6 — конус шестерни
Из-за разности окружных скоростей включаемых элементов (шестерня и каретка синхронизатора) и осевого давления, передаваемого через фиксаторы, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конических поверхностях возникает момент трения. Под действием момента трения происходит смещение каретки относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхность пальцев 1, которая препятствует свободному осевому движению каретки. Вследствие этого происходит выравнивание окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация).
После выравнивая окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев не будут препятствовать осевому перемещению каретки и произойдет включение выбранной передачи без шума и удара.
Для нормальной работы синхронизаторов ЗИЛ-130 и предупреждения и преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление «ведет», переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее.
Особенности самосвала
Модель ЗИЛ 130 проектировалась и собиралась на московском заводе Лихачева с 1964 года. Грузовик узнаваем сразу – большая кабина, окрашенная в голубой цвет с белым передом, знакома всем, кто старше 30 лет.
Самосвал проектировали 6 лет, и на момент выпуска это была инновационная модель с просторной удобной кабиной, гидроусилителем руля, синхронизированной коробкой передач, восьмицилиндровым четырехтактным V-образным двигателем 6 л. Машина получила подогрев мотора, омыватель стекла – в те годы это была новинка. Радовал грузовик и экономичностью – он неприхотлив к качеству топлива, расходует 30 л на 100 км, заправочные объемы ЗИЛ 130 небольшие. Самосвал получился производительным, выносливым, настоящим «трудягой», управлять которым было удобнее, чем предыдущими моделями ЗИЛ.
Среднетоннажный грузовик не уступал моделям из Европы и США. В 1973 году грузовик получил Государственный Знак Качества, награда была заслуженной – сотни предприятий, хозяйств и организаций присылали благодарности и отзывы. В полях, степях, в условиях Крайнего Севера ЗИЛ 130 отлично справлялся со своими задачами.
Сегодня громкий, тряский и жесткий старик сдает свои позиции, уступая место современным грузовикам. Но его не списывают – неприхотливость, простота ремонта и выносливость машины становится преимуществом там, где нет высоких требований к комфортабельности или аккуратности перевозки груза.
ЗИЛ-130 выпускался на московском заводе до 1994 года. После его производство перенесли на Уральский завод АМУР, и до 2010 года с конвейера сходили самосвалы АМУР-531350. Название новое, но машина та же.
Порядок замены
Независимо от того, сколько масла содержится в мосте ЗИЛ 130, порядок его замены одинаков. На первом этапе сливают старую жидкость, после чего систему промывают. Без промывания в новое масло попадут оставшиеся продукты окисления, отработанные присадки.
Промывка проводится той же жидкостью, которую планируют заливать в коробку. Также используют трансформаторное, веретенное масло. В процессе промывки автомобиль «катают» на небольшой скорости и дистанции (200-300 м). Отработанную жидкость сливают.
Сколько масла залить в КПП в ЗИЛ 130, вы уже знаете – 5,1 л. Теперь – о порядке замены:
Процедура замены масла несложная, ее проводят даже без посещения автосервиса. Но нужно помнить, что слив отработанных жидкостей проводят только в специальные емкости – в дальнейшем масло отправляют на утилизацию. Его слив на грунт или в водоемы категорически запрещен.
Указания по смазке автомобиля ЗИЛ-431410
Техническое обслуживание автомобиля предусматривает применение только тех масел и смазок, которые рекомендованы заводом.
Срок службы автомобиля в большой степени зависит от своевременного и правильного проведения операции смазки, а также от сортов, качества и чистоты применяемых масел.
При применении для линейных двигателей масел с присадками cрок службы таких масел может быть увеличен (по километражу пробега) примерно в 1,5 раза. Применение для V – образных двигателей масел без присадок не допускается.
Точное выполнение всех указаний по смазке автомобилей является обязательным. Применение масел и смазок, не указанных в таблице, а также нарушение сроков смазки не допускаются. В таблицах смазки наряду с основным маслом даются наименования масел-заменителей. Использование заменителей снижает долговечность агрегатов, а также увеличивает трудовые затраты на их замену, так как срок их службы в агрегатах меньше.
Смазка автомобилей должна производиться при техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2) в соответствии с таблицей смазки.
Сливать из агрегатов масло при его замене необходимо сразу после остановки автомобиля, когда агрегаты прогреты. При сливе масла необходимо очищать магниты сливных пробок. Заправлять автомобили холодным маслом при большой вязкости нельзя. Масло перед заправкой должно быть подогрето.
Перед смазкой узлов автомобиля через пресс-масленки необходимо тщательно очистить их от грязи, после смазки необходимо удалить с деталей всю выступившую наружу смазку.
После преодоления автомобилем брода или длительной работы в воде необходимо проверить, не попала ли вода в агрегаты. В случае обнаружения воды в двигателе или других агрегатах необходимо слить старое масло и залить новое.
Таблица В. 1 – Химмотогическая карта автомобиля ЗИЛ-431410 и его модификация
Номер на рисунке | Наименование механизма | Наименование эксплуатационных материалов (ГОСТ, ТУ) | Количество смазки | Периодичность замены эксплуатационных материалов | Примечание | ||
Основные | Дублирующие | 1100-2300 км (ТО-1) | 5500-9200 км (ТО-2) | Прочие обслуживания) | |||
Двигатель | Бензин А-76 ГОСТ 2084-77 | Бензин АИ-80 ГОСТ Р51105-97 | 31 л/100 км | ||||
1.1 | Картер двигателя при включенном масляном радиаторе | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20, (при t от 0 до -12º С) | ||||
Датчик ограничителя частоты вращения двигателя | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20, | Несколько капель (1 точка) | ||||
Распределитель зажигания | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20, | Несколько капель (3 точки) | ||||
3.1 | Валик привода распеделителя | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | По потребности (1 точка) | – | + | – |
Воздушный фильтр двигателя | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | 0,63 л (1 точка) | – | – | – | В условиях сильной запыленности воздуха менять масло через день |
Продолжение таблицы В.1
Воздушный фильтр вентиляции картера двигателя | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | 0,07 л (1 точка) | – | + | – | То же | |
Подшипники водяного насоса | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,215 кг (1 точка 11:53а) | – | – | + | ||
Подшипники генератора | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | По потребности (2 точки) | – | – | + | Через 75000 км | |
Втулки вилки включения сцепления | Солидол С ГОСТ 3333-80 | Солидол Ж ГОСТ 3333-80 | -//- | – | + | – | Набивать смазку до появления свежей смазки | |
– | Втулки оси педали сцепления | -//- | -//- | -//- | – | + | – | То же |
Картер КПП | ТМ-3-18 (ТАп-15В) Зимой ТМ-4-18 (ТСп-14); ГОСТ 17479.2-85 | ТМ-3-9 (ТСп10); ГОСТ 17479.2-85 SAE-80 при t ниже 0ºС, SAE-90 при t от 0º до 32ºС, SAE-140 при t выше 32ºС | 5,1 (1 точка) | – | – | + | ||
Игольчатые подшипники карданных шарниров | Смазка 158С ГОСТ 20421-75 | Смазка ЦИАТИМ- 201 ГОСТ 6267-74 | По потребности (3 точки) | – | + | – | ||
Шлицы карданных валов | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,20 кг (1 точка) | – | – | + | Через 15000-27000 км пробега вынуть шлицевую втулку, удалить старую смазку и заложить новую |
Продолжение таблицы В.1
Картер редуктора заднего моста | ТМ-3-18, ТМ-4-18 ГОСТ 17479.2-85 | ТМ-3-9 ГОСТ 17479.2-85, SAE-90, SAE-140 | 4,5 кг (1 точка) | – | – | + | Проверить при ТО-2 уровень масла, промыть воздушные каналы сапуна и долить масло до уровня контрольной пробки | |
Подшипник промежуточной опоры карданного вала | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,04 кг (1 точка) | – | – | + | Смазывать через 2200-4600 км пробега | |
Гидроусилитель и механизм рулевого управления | Масло марки «Р» ТУ 38.101.179-71 | Масло типа А для автоматических трансмиссий | 2,75 л (1 точка) | + | – | – | При применении масла-заменителя менять масло два раза в год (весной и осенью) | |
Шарниры карданного вала рулевой колонки | Смазка 158С ГОСТ 20421-75 | Смазка ЦИАТИМ- 201 ГОСТ 6267-74 | По 1,0-1,2 г (2 точки) | – | – | + | ||
15.1. | Шлицы карданного вала рулевой сошки | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | -//- (1 точка) | – | – | + | Один раз в год разобрать вал, удалить старую смазку и смазать шлицы свежей смазкой |
Продолжение таблицы В.1
Шарнир рулевых тяг | Солидол любой марки ГОСТ 3333-80 | – | -//- (4 точки) | + | – | – | Смазать шарниры через пресс-масленку |
Шкворни поворотных кулаков | -//- | – | -//- (4 точки) | + | – | – | То же |
Пальцы передней и задней подвесок | -//- | – | -//- (4 точки) | + | – | – | То же |
Телескопические амортизаторы | Амортизационная жидкость АЖ-12 ГОСТ 57388-78 | – | -0,41 л (2 точки) | – | – | + | Замена через 25000-30000 км пробега, но не реже одного раза в год |
Подшипники ступиц колес передней оси | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,5 кг (2 точки) | – | – | + | Менять через 10000-18000 км пробега |
20.1 | Подшипники ступиц колес заднего моста | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 1,0 кг (2 точки) | – | – | + |
Червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов | Солидол С ГОСТ 3333-88 | Солидол Ж ГОСТ 3333-88 | 0,18 кг (4 точки) | – | – | + | Смазку добавлять через 10000-18000 км пробега |
Валы разжимных кулаков | Солидол С ГОСТ 3333-88 | Солидол Ж ГОСТ 3333-88 | По потребности (6 точек) | + | – | – | |
Стебель крюка буксирного устройства | Солидол любой марки ГОСТ 3333-88 | – | То же (2 точки) | + | – | – | Смазать через 5000-9000 км пробега |
Оси собачки и защелки крюка буксирного устройства | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | Несколько капель (2 точки) | + | – | – | То же |
Навески дверей | М-8-Б1, М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | По потребности (4 точки0 | – | – | + | Смазать через 2000-3600 км |