Транснациональный самосвал для трансконтинентальной работы
Даниил Минаев, фото автора
Автомобили IVECO в нашей стране применяют для совершенно разной транспортной работы: от маршрутных такси до общестроительных и карьерных самосвалов, всем известны не только магистральные седельные тягачи, но и строительные многоосные, пожарные машины и автобусы этой итальянской марки. Этот самосвал IVECO-AMT 653900 с колёсной формулой 6х6 – представитель партии машин из 30 штук, которые будут работать на строительстве нефтепроводов в Восточной Сибири.
Не все машины IVECO созданы в Италии. Так, например, самосвалы серии 682 производят в Китае, маршрутные такси массово строят в Нижегородской области, а специальную и внедорожную технику по индивидуальным спецификациям очень любят разрабатывать на Южном Урале в городе Миасс. И что интересно, когда речь идёт именно о самосвальных шасси, к итальянскому происхождению подмешиваются немецкие корни. Вспомните, с чего начиналась история СП «ИВЕКО-УРАЛАЗ» в 1994 году? Правильно, с легендарных «Магирусов». Поэтому героя этого материала – IVECO-AMT 653900 6х6 – вполне можно считать их правопреемником.
Прокатимся
По аналогии с театром, который, как известно, начинается с вешалки, знакомство с этим самосвалом у меня началось с карьера. Так получилось, что прежде, чем удалось побеседовать с его конструкторами и взглянуть в спецификацию, я оказался за рулём машины. И вот что мне пришло на ум.
После мирного и тихого «развода» уральского предприятия «ИВЕКО АМТ» с «Группой ГАЗ» в 2009 году серьёзно модернизированная старая кабина IVECO Turbostar для грузовика бескапотной компоновки осталась на автомобилях серии УРАЛ-М, а по другую сторону забора наладили производство новой серии кабин от европейских «Траккеров» по полному циклу со сваркой, катафорезным грунтованием и окраской.
Такой самосвал с названием IVECO на передней облицовке и шильдиком «Trakker» на дверях кабины смотрится стильно и современно. Интерьер по-итальянски с нотками изящества, но всё же в виду того, что модель не самая новая, местами кажется простоватым, зато ничего не скрипит, и отдельно отмечу отличную шумоизоляцию – двигатель практически не слышно.
При проработке спецификации для этого наследника «Магирусов» на самосвальное шасси 6х6 установили короткую двухместную кабину «AD», но позаботились об откидном спальном месте. В архитектуре панели управления отчётливо виден задел на широкое универсальное применение: многие клавиши на передней панели самосвала так и остались заглушками. Несколько смутило расположение рукоятки подъёма кузова – справа под рукой, сразу за рычагом КП: по ошибке его можно перепутать с краном стояночного тормоза, будьте внимательны, «настоящий ручник» почти там же, но спереди от рычага!
Поскольку пару кругов на незабалластированном автомобиле по заснеженному песчаному карьеру вряд ли раскроют истинные возможности трёхосного полноприводного самосвала, вновь остановлюсь на эргономике. Клавиши и ручки все под рукой, лишь немного необычно пристроились «двереоткрывалки», зато порадовало обилие электроприводов стёкол и зеркал. Механическая 16-ступенчатая КП с делителем имеет не самый распространённый на сегодня алгоритм управления. Флажок на рычаге отвечает за «половинки», а переключение рядов осуществляется «пощёчиной». Мне не очень нравится такая схема, думаю, как и многим другим, иначе не стать бы ей сейчас исчезающим видом. Однако у новенького самосвала всё работало неплохо, а неизбежные на стадии знакомства и привыкания просчёты в выборе передач легко компенсировали тяговитые главные пары ведущих мостов и эластичный 13-литровый двигатель IVECO F3B (он же Cursor 13).
Теперь пройдёмся по другому оборудованию. Здесь в бортовой компьютер интегрирован счётчик моточасов двигателя, причём с защитой от взлома, и установлен тахограф в штатной комплектации.
Панель управления
Содержит манометры рабочего давления ступеней нормального и рабочего давления, мановакууметром всасывающей полости насоса, индикаторами уровня воды и пенообразователя, кнопками управления оборотами двигателя и вакуумной системы.
Панель управления насосом IVECO-AMT 693912
Наша справка:
ООО «ИВЕКО-АМТ» (ранее именуемое ООО «Ивеко-Уралаз», Челябинская область, г. Миасс) – российское предприятие, с 1994 года ведущее производство грузовых автомобилей по лицензии компании IVECO. Производственный комплекс «ИВЕКО-АМТ» рассчитан на выпуск 3500 автомобилей по полному циклу, включая разработку конструкторской документации. Основной моделью является автомобиль Trakker, на базе которого создано более 400 модификаций спецтехники. С 2011 года на предприятии изготовляют магистральные тягачи Stralis, с 2012 года – автомобили средней гаммы Eurocargo. Все автомобили выпускаются с учётом требований заказчиков, в вариантах с дизельными или газовыми двигателями, работающими на метане.
Электронная система получения и подачи компрессионной пены HALE CAFS CAFS
(Compressor Air Foam System)
Система подачи пены за счет сжатого воздуха. Пена формируется за счет давления сжатого воздуха внутри труб, расположенных внутри транспортного средства, а затем осуществляется подача через рукавные линии к ручным стволам. Система предназначена для формирования пены низкой и средней кратности (5-15) и подаче в напорный рукав за счет комплексного давления воды и воздуха. Рабочее давление 4-10 бар.
Система состоит из компрессора, электрического насоса пенообразователя шестеренчатого типа и комплексного смесителя. Все оборудование установлено в одном моноблоке с пожарным насосом. Тип пеносмешения – инжекторный (впрыск). Производительность системы по пене 3100 л/мин, производительность пенного насоса – 8 л/мин, производительность компрессора по воздуху – 2460 л/мин.
Как это делают (выписки из спецификации)
В основу конструкции автомобилей этой серии заложена концепция максимальной простоты и функциональности. Для работы в сложных условиях применена рама с толщиной лонжеронов 10 мм и высотой 309 мм. Ведущие мосты грузоподъёмностью 16 т с двухступенчатыми редукторами оснащены блокировками межосевых и межколёсных дифференциалов. Ещё из особенностей этого самосвала – усиленный передний мост грузоподъёмностью 10 т, раздаточная коробка ZF с отключаемым передним мостом, двускатная ошиновка 12R24 (применены шины марки КАМА). Топливный бак решили установить весьма достойный – 455 л.
Самосвальная надстройка производства ООО «ИВЕКО-АМТ» имеет объём 16 м3, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 8 мм. Кузов оснащён усиленной системой обогрева для северных широт. Самосвальная гидравлика поставлена компанией Binotto. Изготовление самосвальных кузовов и других надстроек ведётся на ООО «ИВЕКО-АМТ» с 2006 года по полному циклу, включая разработку конструкции, сварку и окраску. Согласно техзаданию, расчётный ресурс всего транспортного средства составит не менее 1 000 000 км, гарантийное сопровождение обеспечивается до пробега 200 000 км, плановое техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 40 000 км или 800 моточасов. Неплохие многобещающие числовые значения…
Система дозирования пенообразователя SALAMANDRE 180
(автоматическая)
Инжекторный (под давлением) впрыск пенообразователя непосредственно в напорный коллектор пожарного насоса с регулировкой процентного соотношения смешения в пределах от 0,1 до 10% с погрешностью дозирования 0,5%.
Преимущества:
- точность смешения;
- пожарный насос работает исключительно на воде;
- возможность одновременной работы с пеногенераторами и водяными стволами;
- автоматическая промывка системы после использования. Производительность 180 л/мин. Рабочее давление 16 бар.
Насос предназначен так же для заполнения собственной емкости автомобиля и транзиту пенообразователя для подпитки других автомобилей.
В сухом остатке
Как и все итальянские машины, самосвал выделяет броская внешность, изящный интерьер и технологичность. У IVECO-AMT 653900 6х6 интересен не только экстерьер, но и конструктив. Российское гражданство (позволяющее предложить адекватный ценник) и немецкие корни внедорожных самосвальных традиций «Магируса» (позволяющие предположить достаточные запасы прочности и надёжности) – серьёзный вызов конкурентам…
Техническая характеристика самосвала IVECO-AMT 653900 (6х6)
Параметр | Значение |
Допустимая полная масса, кг | 41 000 |
Допустимая нагрузка на 1- / 2- / 3-ю оси | 10 000/16 000/16 000 |
Грузоподъёмность, кг | 25 000 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 370 |
Объём кузова, м3 | 16,0 |
Двигатель:
| IVECO F3B (он же Cursor 13), Дизельный, 6 цилиндров в ряд, Euro 4 12,9 420 при 2100 мин-1 1900 при 1000–1600 мин-1 |
Коробка передач:
| ZF 16S2220 TO Механическая 16/ 2 5,73 |
Сцепление | Сухое, однодисковое |
Тормозная система | Пневматическая с АВС |
Вместимость топливного бака, л | 455 |
Размер шин | 12.00R24 (КАМА) |
Подвеска | Рессорная, со стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади |
Колёсная база, мм | 3500+1390 |
Насос
Оборудован 1 (одной) катушкой высокого давления СРВДК-2/60 длиной шланга 60 м со стволом распылителем производительностью 2 л/с, с электрической и ручной системой смотки; и 1 (одной) катушкой среднего давления (16 бар) с 30 метровым полужестким резиновым рукавом диаметром 25-38 мм.
Ручные стволы на обеих катушках с возможностью подачи компактной и распыленной струи, а также воздушно-механической пены низкой кратности. Катушки расположены по бортам автомобиля в заднем отсеке.
Где можно купить
Грузовики и фуры «Ивеко» приобретают официально у дилера, также на вторичном рынке. Цена на новые автомобили, например, «Ивеко-Стралис» составляет от 3 млн рублей (базовая комплектация). Если устанавливать мощные двигатели, стоимость возрастет до 4,5 млн руб.
Автомобиль с пробегом на «Авито» можно найти за 700 тысяч рублей (в зависимости от года выпуска, состояния машины).
Грузовики «Ивеко» – отличное решение для тех, кому нужна надежная «рабочая лошадка» по приемлемой цене. Они экологичные, имеют минимальный расход горючего, ездят на газе. Это, безусловно, достойная конкуренция «Вольво», «Мерседесу»!
Детальная информация видна на видео:
Среди камней, глины и цветов
Втиснув свою спину в мощные объятия боковой поддержки водительского кресла, устраиваюсь за рулём. Вполне удобно, поехали!
Кнопку управления АКП на пульте с надписью Allison в положение «D», и здоровяк-самосвал плавно разгребает глиняную кашу – ночью прошёл ливень, серьёзно осложнив задачу перемещения по технологическим дорогам карьера. Коллеги на самосвале с колёсной формулой 8х4 откровенно буксуют на малейшем подъёме, а я невозмутимо ползу среди камней, глины и пышно разросшейся летней растительности. Первый круг – пристрелка. Отмечаю, что у нашего IVECO-AMT 753910-10 8х8 очень даже не по-грузовому острый руль – всего 3,5 оборота от упора до упора, плюс ко всему вкупе с цепкой педалью тормоза – это «drivers car»! Так и просится сюда «баранка» несколько меньшего диаметра для быстрого перехвата, но это не положено по требованиям безопасности. Согласно Правилам ЕЭК ООН, рулевое управление обязано сохранять работоспособность и возможность движения при отказе усилителя, в таком случае потребуется довольно крупное рулевое колесо, так как «самосвальщики» хоть и крепкие ребята, но не все из них тяжелоатлеты.
Богатый арсенал блокировок позволит не спасовать перед бездорожьем
Стандартный пульт управления гидромеханической АКП Allison встречается на самой разной технике, в том числе на спецтехнике и автобусах
Справа под рукой блок управления подъёмом самосвального кузова блокировкой и светосигнальным индикатором
Геометрия передних подвесок приятно удивила относительно малым радиусом поворота для такого гиганта, длиной более 9 метров. Причём использование блокировок не сильно сказалось на манёвренности самосвала. Даже если радиуса не хватает, я могу себе позволить сунуть передок в раскисшую жижу, и выполнить поворот в два захода – 8х8 рулит!
На втором круге предстояло спуститься с крутого уклона, проходящего в насыпи, высотой около 2 метров. Подъезжаю к краю, замираю, осматриваюсь. Плавно перевесившись, качусь вниз, чуть осаживая автомобиль горным тормозом. В конце спуска небольшая площадка, где притаившись за кучами грунта меня ждёт экскаватор на гусеничном ходу.
Каверзный спуск и инструкция, как вести в таких ситуациях
Каверзный спуск и инструкция, как вести в таких ситуациях
Экскаватор статичен, и чтобы получить свою порцию грунтового балласта, придётся мне подстраиваться под него. Пару челночных «тёрок» назад-вперёд и ювелирно вписываю 22-кубовое «корыто» ему под ковш. Дело сделано, теперь надо только забраться вверх. Манёвр проходит без осложнений, оставив на память углублённую водянистую колею, старательно разрытую шашечками зубастых шин. Вспоминаю выдержку из заводского описания: «Предназначен для перевозки любых насыпных и навалочных грузов, включая скальные породы, по всем видам дорог и местности». Всё верно…
На работе в карьере вполне хватало 3 ступеней, поскольку трасса изобиловала спусками, подъёмами и поворотами. А вот при прохождении грязевых ям, где открывался 100-метровый прямой промежуток, можно было подняться до V передачи. Проверка замедления на порожней машине со скорости 60–65 км/ч напомнила выражение: встал как вкопанный.
О производителе
Седельный тягач “Ивеко”.
Седельный тягач «Ивеко» является одним из самых популярных в Европе, СНГ. Причин пару.
«Ивеко» – единственный производитель большегрузов на газе. ТС стоят дешево. При этом качество автомобилей не уступает популярным моделям.
Интересно отметить! Iveco производит автомобили всех классов с различной грузоподъемностью.
Пожарная надстройка
Полностью алюминиевый сборный каркас отсеков для оборудования, порошкового агрегата и насосного отсека обшит алюминиевыми листами с использованием шторных дверей по всему доступному периметру. Крепится к раме автомобиля через металлорезиновые амортизационные опоры, предотвращающие передачу крутящих моментов от рамы автомобиля.
На эту тему ▼
Автоцистерна тяжелого класса АЦПС-18,0-40 (65222)
Механизм открывания дверей барабанного типа с обеспечением любой степени открывания дверей. Корма и борта надстройки оборудованы дополнительными габаритными огнями и световозвращающими элементами для обозначения габаритов автомашины.
Датчики открытых дверей отсеков запитаны на отдельные световые сигнализаторы и внутреннее освещение отсеков. Полки отсеков изготовлены из алюминиевых листов. Для удобства работы надстройка оборудована откидными ступеньками по бортам автомобиля.
В кормовой части расположена складная лестница для подъема на крышу автомобиля. Вся площадь поверхности крыши пожарной надстройки покрыта рифлеными алюминиевыми листами. Вся заправочная и напорная арматура изготовлена с использованием соединительных пожарных головок по ГОСТ Р 53279-2009.
Отсеки для оборудования IVECO-AMT 693912
Модельный ряд
Модификации отличаются размерами, вместительностью, предназначением.
Iveco Stralis
Впервые «Ивеко-Стралис» начали выпускать в 2002 году. Модель получила лучшие решения от двух предыдущих, наиболее популярных машин компании.
Впервые к ТС применили автоматическую КПП. Машина обзавелась дугообразной радиаторной решеткой, бампер заимел встроенные фары, большие зеркала. Грузовик стал настолько популярным, что начал конкурировать с «Мерседесом», тягачами «МЭН».
Детальная информация видна на видео:
«Ивеко» начала выпускать модификации – Active Time, Active Day. Они созданы для транспортировки багажа на короткие дневные расстояния. Одна модификация оснащена узким спальным местом, во второй – оно отсутствует.
В 2007 году компания приступила к новым разработкам, чтобы сделать салон более эргономичным, комфортным.
В новинке изменился внешний вид фар, трансформировалась кабина. Так появилась модификация Active Space Cube с самым большим размером салона.
Спустя 5 лет разработчики выпустили новое поколение тягачей – Iveco Stralis Hi-Way. ТС оснастили мощным двигателем, усовершенствованными фарами, обновленной радиаторной решеткой, бампером.
В 2016 году компания выпустила третье поколение «Стралис» в двух модификациях. Одна максимально экологична, ездит на газе (NP). Другая – чрезвычайно вынослива, способна преодолевать огромные расстояния (XP).
Новинки имеют мощный мотор, надежную трансмиссию нескольких вариантов, современную систему торможения. Также выносливая задняя подвеска, спутниковая навигация, новая электроника.
Обновления поспособствовали снижению расхода топлива. Машина стала на 11% экономичной.
Iveco Trakker
Специальная версия известного седельного тягача. Имеет колесную базу 6 × 6, удачно подходит для эксплуатации в российских условиях.
Другие особенности седельного тягача 6 × 6:
- двигатель стандарта «Евро-5» мощностью 450 лошадиных сил;
- длинная кабина типа «АТ» с одним спальным местом;
- двускатная ошиновка 12,00R20.
Новые седельные тягачи Trakker стали более прочными, надежными, эффективными. Они полноприводные, справляются с самыми сложными задачами при эксплуатации полуприцепа.
Современный маневренный автомобиль, двигатели и агрегаты которого построены с использованием новейших технологий. В кабине высокая обзорность, многочисленные удобные бортовые приборы.
Детальная информация видна на видео:
Iveco Fiat
Она же Iveco Daily. Успешная модель, занявшая нишу максимально легких, компактных грузовых автомобилей. Здесь установлен мощный малолитражный двигатель объемом 2,5 л. Применяется независимая передняя пневмоподвеска, используется 8-ступенчатая коробка-автомат.
Интересный факт! Линейка Fiat развивается ежегодно, становясь более экологичной. Уже есть модели с электродвигателем. На заряде батарею груженный трал проезжает 500 км.
Iveco Eurotech
Габаритные машины, способные перевозить 50 тонн груза. Разработаны кузова с модификациями шасси 4 × 2 и 6 × 2. Из них седельный тягач выполнен с колесами по первому варианту.
В версиях «Ивеко Евротех» используется коробка передач на 9 ступеней, дизельный двигатель, объемом от 5,8 до 13,8 литра.
Другие модели
Iveco EuroCargo.
Существуют иные модификации «Ивеко». Популярная модель – Iveco EuroCargo, машины «Урал.
Компания отличается тем, что создает крайне комфортный продукт для каждого рынка. Поэтому можно приобрести ту модель, которая будет максимально оптимизирована к российскому климату, дорогам.