Для того чтобы доставить груз адресату, автотранспортные компании прибегают к помощи крупногабаритной техники. Самосвалы, еврофуры и полуприцепы ежедневно возят сотни тонн товаров. Однако для переправки десятков тонн груза обычный грузовик не подойдет – мощности не хватит. В этом случае используют автопоезда – машины, состоящие из тягачей и нескольких прицепов.
Во всем мире к ним предъявляют жесткие требования по длине и массе. Но только не в Австралии! Там тяжелую технику уважают, так как грузовик – единственный вариант доставить товар в нужную точку. Австралийский автопоезд отличается от «коллег» не только массой.
В статье разберем особенности техники, ее производительность и поговорим о ведущих производителях машин-гигантов.
Общая характеристика австралийских автопоездов
Эти машины называют «дорожными монстрами», «гигантами» и «железными караванами». Тому есть объяснение: по Австралии передвигаются 175-тонные автомобили. Количество прицепов в них может достигать двадцати «хвостов»!
Каждый автопоезд оснащен мощным кенгурятником и огромными колесами. Такая комплектация не прихоть. По жаркой и пустынной местности обычные колеса не протянут и сотни километров.
Защита радиатора и бампера нужна для безопасности автомобиля и дальнобойщика от кенгуру (именно от названия животного появилось слово «кенгурятник»).
Столкновения с крупными млекопитающими – не редкость. Без крепкой коробки на передней части автопоезда такая «встреча» закончится для водителя летальным исходом.
Сфера использования
Автопоезд для жаркой и пустынной Австралии – единственный способ транспортировки крупных грузов. В стране с маленькой плотностью населения строить железные дороги попросту нецелесообразно.
Мощные грузовики используют для перевозки фермерской и заводской продукции, скотины, строительных материалов, мебели. Дальнобойщиков в стране почитают, так как только они могут помочь предпринимателям в междугородней доставке.
Габариты и грузоподъемность
Почти во всех странах мирах к автопоездам есть четкое требование: не более 18,5 метров в длину. Правила вводят для сохранения асфальта в целостности.
В Австралии асфальтированных дорог немного, за сохранность автополотна переживать не приходится. Габариты среднего австралийского автопоезда – 80–115 тысяч килограммов веса и 35–56 метров длины.
Автосоставы из семи и десяти прицепов – не редкость. Среднестатистический автомобиль перевозит порядка 190 тонн груза.
Интересно. Периодически дальнобойщики соревнуются в количестве прицепов и перевозимого груза. Рекорд был поставлен несколькими годами ранее: автопоезд протащил 104 прицепа. Длина гиганта составила больше 1 474 метров.
Особенности конструкции
Внутреннее убранство водительской кабины почти не отличается от «собратьев». Однако внешняя облицовка имеет ряд особенностей.
Самое очевидное отличие австралийских автопоездов – это внушительные, крепкие, хромированные бамперы. К ним крепится кенгурятник, который достает до лобового стекла. Эта конструкция защищает радиатор и водительскую кабину от столкновений с животными.
На тонированные стекла крепится мелкая решетка. Ее задача – сохранить хрупкие детали от маленьких камней. На крыше автопоезда установлены антенны. Интернета и мобильной связи в пустынях нет, с внешним миром дальнобойщики общаются по рациям.
Также кабину обрамляют многочисленные световые элементы. Мощные фары – единственный источник света для водителя.
На фото, изображающих австралийские автопоезда, можно заметить еще одну деталь: их кабины обтянуты натуральной кожей.
Это повышает комфорт, обеспечивает дополнительную мягкость. Для шофера, проводящего в пути несколько суток без остановок, удобство играет большую роль.
Каждый автомобиль снабжен кондиционером, холодильником, микроволновой печью и баками для питьевой воды.
По периметру грузовика крепят белые светоотражатели. Они хорошо заметны в темноте, предупреждают других водителей о приближении «гиганта».
Технические характеристики
Австралийская техника отличается высокой производительностью двигателей. Их средняя мощность – 500–620 лошадиных сил. Рамы усилены, что важно для бездорожья.
Подвески, в зависимости от модели и производителя, могут быть пневматическими или рессорными. Спальные места больше, чем в грузовиках других стран. Длина отсека – не меньше 1,5 метров.
Топливные баки умещают в себе до 2 тысяч литров топлива. Средний расход – один литр горючего на километр пути.
Популярные автомобили
В Австралии большинство местных перевозок осуществляется с помощью автопоездов. Дальнобойная отрасль там серьезно развита, и объемы перевозок достигают 190 тонн на один тягач. «Епт, как?» — спросите вы. А вот так: Далее много букв, несколько фото, видео и интересных фактов. К Австралии привязалось клеймо «страны дорожных поездов». Австралийские автопоезда состоят из тягача и двух-трёх прицепов, длина такого поезда достигает чуть более пятидесяти метров, встречаются автопоезда с семью прицепами, которые способны перевозить до 210 тонн грузов.
Несмотря на то, что перегоны занимают до нескольких суток, и часто приходится гнать через весь континент, у них не принято иметь напарника. Удивительно, но водителей тягачей там не хватает, и им платят нормальные деньги. Поэтому они жадины предпочитают работать в одиночку.
Существуют даже государственные социальные программы поддержки водителей. Так, например, недавно власти выпустили специальную серию карт страны с автодорогами и отмеченными кофейнями, местами отдыха для водителей.
Большинство дорог там гравийные, хотя мне кажется, что их гравийные лучше некоторых наших асфальтовых, все же двигаться по ним тяжело — пыль и мелкий песок засоряют тормозную систему, систему вентиляции и т.д.
Из-за огромной массы тормозной путь такого грузовика составляет несколько сот метров, а на гравийном покрытии еще больше. Отчасти поэтому некоторые компании-грузоперевозчики запрещают водителям брать попутчиков и вообще останавливаться в пути без необходимости.
Большинство маршрутов проходит через пустыню или около нее. В местах, где без укрытия от солнца долго не протянешь. Поэтому дороги безлюдны, большая часть местности не имеет поселений вообще.
Дорожной преступности практически нет. Водители спокойно оставляют пустые прицепы возле дороги, на обратном пути их подбирают — это нормальное явление.
Чаще всего на дорогах можно увидеть американские грузовики фирмы Kenworth, которые являются лидером австралийского рынка. У этих грузовиков есть лишь один серьезный конкурент – это Мack – также американская фирма, которая уже более сорока лет обслуживает австралийский рынок.
Здешние Kenworth и Мack – местной конструкции и сборки. «Американцы» просто не приспособлены к работе в австралийском режиме, рассчитаны на другие нагрузки и долго здесь не протянули бы. Помимо того что австралийские тягачи Mack и Kenworth отличаются от американских прародителей «правым» рулем, они комплектуются наиболее мощными двигателями (как правило, от 450 л.с.), имеют упрочненную раму.
Отличительной особенностью, несомненно, является массивная защитная рама, от которой берет свое начало слово «кенгурятник». Здесь он имеет реальную необходимость установки, поскольку водитель автопоезда настолько суров, что не станет тормозить, если на дорогу выйдет пусть даже крупное животное. Это объясняется тем, что применять экстренное торможение на такой машине просто опасно для жизни.
Поскольку тягачи обычно ездят сразу с несколькими прицепами, у них также удвоенное число резервуаров для сжатого воздуха, который необходим для работы тормозной системы тягача и прицепов. Да и стоят австралийские тягачи дороже всех остальных в мире.
Обгон такой фуры — целое испытание, проверка яиц на сталь. Фура идет около 100 км/ч, не важно, на круиз-контроле или без, но скорость снижать он не будет и в право не прижмется. Фура создает сильные аэродинамические завихрения, которые прижимают соседнюю легковушку к колесам, + столпы пыли и мелких камней. Даже находиться рядом с дорогой опасно. Сама фура может достигать в длину до 56 метров, поэтому обгон следует выполнять на длиннющем прямом участке, с хорошей видимостью в пару километров (благо, в Австралии таких немало). Если же автопоезд совсем гигантский, то он, как правило, идет с машинами сопровождения. В таком случае, вы должны подождать, пока водитель задней машины сообщит вперед о готовящемся обгоне и получит оттуда добро, после чего даст вам знак.
Ну и наконец пара роликов с фотками:
Ведущие производители
Автопоезда для австралийских реалий выпускают порядка десяти производителей. Лидирующие позиции заняли три марки. Видео с участием их «питомцев» набирают тысячи просмотров. Зрелищные маневры и габариты автопоездов можно оценить в режиме онлайн. Мы же рассмотрим ведущие компании подробнее.
Powertrans
Полная масса этих машин доходит до 400 тонн. Особенность компании в том, что она выпускает технику для горнодобывающей отрасли страны.
У прицепов есть собственные двигатели, «паровозик» крепится к мощному грузовику.
Гордость фирмы – тягач модели Т 12 50 РiТ Наulеr. В нем установлен движок на 760 лошадиных сил. Второй движок – в составе прицепа. Синхронизирует работу электронная система.
Автомобиль входит в топ мощнейших строительных агрегатов.
Kenworth
Эта компания заслуженно занимает первую строчку в рейтинге австралийских дальнобойщиков. На долю фирмы приходится почти половина местного автомобильного рынка.
Движки класса Евро 6 работают на дизеле, расход горючего экономичный. Сохранить спокойствие в безлюдной местности помогают массивные топливные баки. В них входит 2400 литров дизеля! Это огромный плюс, так как заправочные станции встречаются редко.
Каждый автопоезд оснащен интегральными спальными местами, автоматической коробкой передач, кондицио-нером и минимальным набором техники. Массивный капот, обрамленный защитой, даже в случае ДТП убережет водителя от травм.
Мack
На втором месте топа расположилась компания Мак. Впервые грузовики «зашли» на рынок в первой половине прошлого века. В середине XX в. началась массовая местная сборка автопоездов.
Мощность движка «Маков» незначительно уступает конкурентам – 500 лошадиных сил. В грузовиках третьего поколения показатели немного увеличили – 535 «лошадок».
Подвески и рамы усилены, капот длинный, кенгурятник прочный, диски клиновые.
Технику «Мак» заказывают водители из США: для американских дорог мощности движка хватает с лихвой.
Тягачи
О тягачах. Они тоже не похожи на своих собратьев из других стран, даже если одной марки. Во-первых, рама здесь обязательно удлинена и усилена. Двигатель устанавливается по заказу и, как правило, развивает не менее 600 л.с. Кстати, поэтому капот «австралийцев» часто изменен – он выше и короче, иначе двигатель не уместить. Несинхронизированные коробки передач, барабанные тормоза. Топливных баков четыре (по два с каждой стороны), общей вместимостью под 2000 л; потому что груженый состав по грунтовой дороге расходует около ста литров на «сотню», а расстояние между заправками может достигать 500 километров (прямо как у нас)! Теперь уже всем известный «кенгурятник» (именно отсюда перекочевавший на джипы), двухметровая антенна УКВ-связи, обязательный кондиционер. Над капотом (или над кабиной) – вынесенные вверх горловины воздушных фильтров, на ветровом стекле – сетка. Это защита от вездесущей красноватой пыли и камней. Кстати, поэтому здесь нечасто хромируют диски, баки и бамперы – покрытие быстро стирается…
Нюансы обгона на дороге
На дорогах России и СНГ «железные караваны» вы не встретите – техника не пройдет весовой контроль. А вот если окажетесь в Австралии, правила обгона автопоездов знать необходимо.
Помните, что длина автомобиля – минимум 52 метра. Его скорость – не менее 110 километров в час. Для того чтобы успеть выехать из-за поезда, нужно еще 75 метров, дополнительные 75 метров понадобятся для возврата на дорогу. Выходит, для безопасного обгона нужен минимум 1 километр свободной дороги впереди.
Совершать маневр лучше на прямых участках, при этом смотреть в оба! Если есть сомнения, не рискуйте.
Коренные австралийцы
Австралия – страна большая и развитая и у нее есть свой автопром. Даже грузовой представлен единственной фирмой RFW (по инициалам владельца Роберта Фредерика Уайтхеда). Погоды на рынке, естественно, никакой не делает, проходит в графе «Прочие», но с 1969 года строит интересные тяжелые грузовики в единичных экземплярах. В основном пожарные или спецмашины по стандартной схеме: двигатель и трансмиссия покупные, свои – кабины, мосты и рамы. В числе последних монстр с активным полуприцепом, вследствие этого имеющий впечатляющую колесную формулу 14х14. В 2000 году началась сборка из машинокомплектов «пожарников»… TATRA Т816 серии «Liva» с отвалом спереди.
Но это сейчас. А до 1983 года австралийских производителей грузовиков было в два раза больше! Еще одна частная фирма с гордым именем Leader построила около тысячи дорожных грузовиков с колесными формулами 6х4 и 8х4. В основном бескапотных (серии «Оверлендер»), но были и капотные («Биг Б», позже «Челленджер»).
А если точнее, то был и третий производитель, построивший единственный экземпляр тяжеловеса под маркой «RhodesRidley». Название непростое, но – традиции: авторами проекта были владелец рудодобывающей компании Дон Родес и инженер Гаролд Ридли. Решили они в 1955 году снизить стоимость перевозок руды, разработав супермощную машину полной массой 230 т (с двумя прицепами). Строили ее три года, без чертежей, прикидывая узлы мелом на двери офиса (ох, знакомо). Особенности машины – 2(!) дизеля GM по 200 л.с. (от танка) и деревянная основа кабины. Построили, испытали, но… в этот момент изменилось дорожное законодательство, и стал проект «экономически нецелесообразен».
В 90-х годах небогатые на историю австралийцы грузовик отреставрировали и возят на разные выставки и шоу, позволяя говорить, что производителей-то грузовиков в Австралии было все-таки три.