Самосвальный автопоезд из седельного тягача Тонар-6428 и полуприцепов Тонар-9523 + Тонар-95233

Для транспортировки сельскохозяйственной продукции – семян, зерна, злаков – используют специальные грузовые автомобили-зерновозы. Полуприцепы предназ-начены для переправки груза с полей до места хранения. Машины обладают шасси отличной проходимости.

Высокие бортики позволяют загрузить кузов полностью. Рынок зерновозов представлен сотнями моделей. Рассмотрим технические характеристики полуприцепа «Тонар» 9523.

Общая характеристика полуприцепа «Тонар» 9523

Полуприцеп этой модели имеет автоматический механизм запирания заднего борта. Это позволяет сэкономить время при погрузке содержимого кузова. Полукруглое сечение кузовной части уменьшает собственную массу грузовика. Прицеп имеет три оси, объем кузова составляет 28 кубических метров.

Предназначение и преимущества


Полуприцеп самосвальный «Тонар» 9523.
Полуприцеп самосвальный Тонар 9523 предназначен для перевозки зерна, бобовых культур, гречихи и других сыпучих продуктов. Грузовик доставляет товар «от ворот до ворот» – то есть с поля до складов, поездов, самолетов.

Главное преимущество техники – высокая проходимость, надежность кузова. Особен-ности конструкции позволяют переправлять грузы без потерь, что особенно важно в случае с сыпучими товарами.

Говоря о грузоперевозках в целом, использование полуприцепов-зерновозов значительно дешевле авиаперевозок и переправки по железнодорожным путям.

Габариты и вес

Снаряженная масса прицепа (цифра, обозначающая вес автомобиля без груза) составляет 8 720 килограммов. Его грузоподъемность – 28,7 тонн. Длина прицепа не превышает 8 960 миллиметров. Ширина – 2 540 мм. Машина невысокая: от земли до ее макушки 3080 миллиметров.

Особенности конструкции

Модель оснащена прямоугольным кузовом с наклонным передом. Днище скруглен-ное, задний борт прямой, автоматически открывается при подъеме. Есть дополни-тельный разгрузочный люк с механическим ручным приводом. Угол подъема в максимуме составляет 48 градусов.

Нередко дополнительно снабжают кузов полимерным покрытием. Это предотвра-щает налипание и примерзание. Можно также поставить тент, что будет полезно в непогоду. Полуприцеп имеет пневматическую подвеску и три тормозные системы. Главная тормозная система функционирует благодаря пневмоприводу, имеет ebs.

Основные модификации

Полуприцеп Тонар имеет несколько модификаций. Отличия в них небольшие, в основном по перевозимой массе товара. Рассмотрим самые распространенные модели и их параметры.

Детальная информация видна на видео:

Основные модификации

Существует более двух десятков различных модификаций данного самосвала, большинство из них отличаются объемом кузова, надстройками, массой груза и стороной разгрузки. Перечислим основные из них.

Тонар 9523 с надставными бортами — имеет точно такие же характеристики как и основной самосвал, однако за счет наращенных бортов увеличился объем прицепа до 43 кубометров. Данная модификация идеально подходит для перевозки металлолома, а так же сыпучих грузов с низкой плотностью, например зерно или овощи.

Тонар 95234 повышенной грузоподъемности с боковой разгрузкой — отличается от стандартной модели количеством осей, которых тут на 1 одну больше, благодаря чему, прицеп его можно использовать на дорогах общего пользования, при это вкладываясь по нормативам по нагрузке на одну ось. Общий объем достигает 58 кубометров, максимальная масса груза — 46 тонн.

Тонар 952342/44 зерновоз — данная модель так же имеет 4 оси как предыдущей версии, точно такую же грузоподъемность в 46 тонн, однако имеет большой объем кузова: без надстроек 60 кубометров, с надстройками общий объем достигает 74 кубометров.

Тонар 95235 — полуприцеп самосвал с донной разгрузкой. Предназначен в первую очередь для перевозки таких грузов как картофель и свекла. По массе груза его характеристики идентичны стандартному, но при этом его объем 47 кубов.

Тонар 95239 — полуприцеп самосвал с боковой разгрузкой для грузов высокой плотности. Общий объем — 25,5 кубометров. Максимальная масса груза — 31 тонна. Основная особенность это прицепа — герметичность, которая достигается благодаря натягиваемому тенту. Выпускается в двух вариантах с левой и правой стороной разгрузки.

Тонар 952362 — трехосный самосвал с задней разгрузкой. Объем кузова 40 кубометров, максимальная масса перевозимого груза до 43 тонн. Так же в первую очередь используется для перевозки сыпучих грузов высокой плотности, таких как щебень, песок, уголь.

Читайте Первый Российский суперавтопоезд Тонар 45252

Тонар 95236 — трехосный самосвал с боковой разгрузкой, имеет спаренные колеса, что позволяет ему использоваться на дорогах общего пользования. Один из самых больших в линейке моделей Тонар. Объем кузова — 61 кубометр, максимальная масса груза до 65 тонн. Идеально подходит для сыпучих грузов, а учитывая боковую разгрузку, может использовать практически везде, особенно отлично проявляет себя при ограниченном для разгрузке пространстве.

Технические характеристики

Полуприцеп Тонар 95234-0000030 имеет снаряженную массу 12 тысяч килограммов. Его длина – 11 026 миллиметров, ширина – 2540, высота – 3240. Автомобиль может уместить в себе 43,5 кубических метра зерна.

Кузов 952362 несколько меньше. Его объем – 40 кубометров. Имеет 3 оси, двускатную ошиновку.

Тонар 952301 не уступает по популярности предшественникам. Машина вмещает в себя 28 тысяч килограммов. Собственный вес – не более 9,5 тонн.

Солидные возможности имеет модель 95231. Грузовик четырехосный, рассчитан на переправку крупных партий зерна. Его грузоподъемность составляет 45,5 тонн. Снаряженная же масса за счет грамотных инженерных решений не превышает 10 576 килограммов. Имеет зависимую подвеску на продольных рычагах с пневмоэлемен-тами. Оснащен гидроамортизаторами.

Грузовик передвигается на дисковых колесах, шины бескамерные. Имеет опорное устройство на 24 тонны, не требующее особого техобслуживания.


Тонар 95235.

Если урожай созрел на картофельном поле, обратите внимание на Тонар 95235. Этот полуприцеп-картофелевоз способен вместить 47 кубических метров груза.

Все вышеописанные модели могут работать на неровных поверхностях, имеют надежную систему антиопрокидывания.

В случае если предприятию нужно доставить уголь, на помощь придет прицеп 952341. Он имеет внушительный объем кузова – 45 кубических метров. Полная же масса не должна превышать 49,5 тонн.

Основные узлы

  • Оси — на самосвальный прицеп устанавливаются оси собственного производства модели 1042
  • Подвеска — зависимая, на продольных упругих рычагах с пневматическими упругими элементами.
  • Амортизаторы — телескопические гидравлические.
  • Опорное устройство — рассчитано на все в 24т
  • Тормозная система: Рабочая — С двухпроводным пневматическим приводом c электронным управлением EBS конфигурации 2S/2M действующей на тормозные механизмы барабанного типа;
  • стояночная — механический привод с пружинными энергоаккумуляторами на средней и задней осях и пневматическим ручным краном управления;
  • аварийная — механический привод с пружинными энергоаккумуляторами на средней и задней осях к тормозным механизмам колёс.

Читайте Харвестер Четра КХ451 – новое слово в лесозаготовительной отрасли

Требования к эксплуатации

Грузовые машины – техника неприхотливая.

Однако есть свод правил, при соблюдении которых полуприцеп будет служить вам годами:

  • Одно из основных – масса переправляемого груза не должна быть больше той, что указана в технических характеристиках. В противном случае нагрузка на грузовик увеличится. Это может негативно сказаться на осевой части.
  • Не забывайте о том, что центр тяжести груза должен располагаться в середине кузовной части.
  • Использовать прицеп с TEBSE можно только в комплекте с тягачами, имеющими пяти- или семиконтактную розетку ABS.
  • Описанные модели полуприцепов ориентированы на работу в умеренном климате. Это значит, что температура воздуха должна быть не меньше минус 45 и не больше 45 градусов тепла. Влажность в этом случае не должна превышать восьмидесяти процентов.
  • Сцеплять прицеп с тягачом нужно на твердой и ровной поверхности.
  • Если вы оставили автомобиль на уклоне, не забудьте установить под колеса противооткатные башмаки.
  • Разгружать кузов следует на ровных площадках. Продольный уклон не должен превышать 4 градусов. Если вы заметили малейшие признаки неустойчивости прицепа, разгрузку следует прекратить.
  • В кузове можно перевозить сыпучие продукты и даже строительные материалы. Но помните, что переправка глины категорически запрещена производителем.


Выгрузка полуприцепа Тонар 9523.

Самосвальный автопоезд из седельного тягача Тонар-6428 и полуприцепов Тонар-9523 + Тонар-95233

МНОГОСВАЛ

Максим Шелепенков, фото автора

Производитель:ООО МЗ «Тонар»
Модель тягача:Тонар-6428
Модели полуприцепов:Тонар-9523+ Тонар-95233
Цена:от 1 120 000 (Тонар-9523) + 1 030 000 руб. (Тонар-95233)

Тема рентабельности перевозки навалочных строительных грузов актуальна всегда: чем больше за один рейс перевозит один автомобиль, тем выгоднее сама транспортировка. Но пределы грузоподъемности одиночного самосвала ограничены, поэтому выход только один – применение автопоездов. Новое слово в этом направлении сказали в подмосковной .

Сама идея самосвального автопоезда, состоящего из нескольких многоосных полуприцепов, была подсмотрена у американцев. В США уже давно создают подобные дорожные поезда для вывоза породы из карьера и дальнейшей ее транспортировки по дорогам общего пользования. Причем они не ограничиваются составами типа тягач+два полуприцепа и, не стесняясь, цепляют до четырех прицепных грузовых единиц. Более того, каждый такой полуприцеп может иметь до пяти-шести осей, с чем растет его грузоподъемность.

Но подобные транспортные средства скорее уже из рязряда экзотики, поэтому в Подмосковье пошли по более практичному пути, ограничившись двумя трехосными самосвальными полуприцепами, сцепленными между собой. Полная масса такого автопоезда не должна превышать 64 270 кг, а грузоподъемность – 48 850 кг. При применении трехосного тягача масса груженого автопоезда достаточно равномерно распределяется на все девять осей и теоретически не превышает расчетную нагрузку 9 т на каждую ось, что дает возможность эксплуатации автопоезда даже по дорогам с невысокой несущей способностью, правда, при условии, что не будет перегруза.

Кстати, насчет перегруза. Зная о стремлении наших эксплуатантов выжимать из техники все, что можно, а порой и что нельзя, испытание нового автопоезда проводили в том числе и с почти двойным перегрузом, заполняя кузова мокрым песком. По самым скромным подсчетам, в двух кузовах находилось почти 80 т груза, а полная масса всего автопоезда приближалась к 100(!) т. Такая перегрузка была необходима не для того, чтобы показать запас прочности, а как раз наоборот – для выявления слабых мест полуприцепов. Например, при разгрузке мокрого песка испытатели отметили прогиб правого (нижнего при разгрузке) борта кузова, в результате возникла необходимость сделать дополнительную связку бортов балкой по центру кузова (она хорошо заметна на фотографиях при разгрузке).

Техническая характеристика самосвальной сцепки «Тонар-9523»+«Тонар-95233»

Снаряженная масса тягача, кг8480
Распределение снаряженной массы тягача по осям, кг4940/ 1770/ 1770
Масса снаряженного автопоезда, кг15 420
Грузоподъемность автопоезда, кг48 850
Полная масса полуприцепов, не более, кг64 270
Суммарная вместимость двух полуприцепов, м345,5
Распределение массы автопоезда, кг:
  • на седельно-сцепное устройство тягача
  • на тележку первого полуприцепа
  • на тележку второго полуприцепа
10 270 27 000 27 000
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • максимальная мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н⋅м
Cummins ISMe420 30, турбодизель, I-6 10 824 416 при 1900 мин-1 1920 при 1200 мин-1
СцеплениеФрикционное сухое однодисковое
Коробка передачFast Gear 12JS200TA механическая, 12-ст., полностью синхронизированная
Главная передача:
  • передаточное число ГП
Hande Axle DZ9112000695 4,42
Передняя подвескаЗависимая рессорная с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвескаПневморессорная с одной верхней реактивной штангой и гидравлическими амортизаторами
Тормозная системаПневматическая двухконтурная, барабанного типа с ABS
Оси полуприцеповТонар-1042
Шины тягачаKormoran 11R 22,5
Шины полуприцеповDouble Star DSR118 385/65R-22,5
Колесные диски полуприцепов11,75х22,5
Рабочая тормозная системаС двухпроводным пневматическим приводом c электронным управлением EBS конфигурации 2S/2M, действующей на тормозные механизмы барабанного типа
Стояночная тормозная системаМеханический привод с пружинными энергоаккумуляторами на средней и задней осях и пневматическим ручным краном управления
Аварийная тормозная системаМеханический привод с пружинными энергоаккумуляторами на средней и задней осях к тормозным механизмам колес

Помимо допустимых нагрузок на оси возникают вопросы: а насколько разрешена эксплуатация такого монстра на дорогах общего пользования, не будет ли проблем с ГАИ по поводу длины автопоезда? Ведь вместе с тягачом автопоезд переваливает, казалось бы, максимально разрешенные 20 м? Но здесь не нужно забывать одно дополнение к правилам, допускающим максимальную длину автопоезда, состоящего из двух (!) прицепов, – 24 м. А в этот параметр подмосковный автопоезд, состоящий как раз из двух полуприцепов, укладывается с лихвой.

При проектировании самосвальных полуприцепов конструкторам завода пришлось решать не совсем стандартные задачи. Ясно, что при такой сцепке возможен только боковой свал. Но на заводе недавно наладили выпуск самосвальных платформ с высокими бортами и закругленным дном, и отказываться от них не хотелось бы. Но чтобы разгрузить такой кузов вбок, его нужно было перевернуть на угол больше 90°. Это условие потребовало, во-первых, сместить ось опрокидывания кузова намного выше, чтобы не допустить смещения центра тяжести вбок от оси автопоезда и сохранить тем самым устойчивость полуприцепов при разгрузке, а во-вторых, выполнить гидрооборудование прицепов по двухконтурной схеме, так как кузов теперь не может самостоятельно под собственным весом вернуться в исходное положение, и его необходимо было возвращать принудительно, заставив работать гидросистему в другую сторону. Здесь нелишне будет напомнить, что все гидрооборудование на «Тонаре» используют только от итальянской фирмы PENTA.

Из конструктивных особенностей автопоезда можно еще отметить, что все шесть осей производства самого «Тонара» установлены на пневморессорах и оборудованы ABS нового поколения TEBS-E. Эта антиблокировочная система в отличие от обычной имеет встроенный в блок гироскоп, который позволяет контролировать горизонтальную устойчивость полуприцепа и помогает в процессе работы контролировать нагрузку на каждом мосту, при необходимости перераспределяя ее. Пневмоподвеска также повышает плавность хода всей сцепки и дает возможность искусственно понижать клиренс автопоезда при разгрузке, опять же для лучшей устойчивости. Более того, производитель настоятельно рекомендует использовать в этой сцепке и тягач с пневморессорной подвеской, исходя из этих же соображений. На каждом полуприцепе первая ось из трех является подъемной – она автоматически поднимается на пустом полуприцепе и опускается при загрузке, что позволяет несколько снижать расход топлива и улучшать маневренность автопоезда при порожних пробегах.

Самосвальный автопоезд предоставлен ООО МЗ «Тонар»

Где можно купить

Продается спецтехника у официальных представителей. Поставщики есть во многих городах России. Стоимость полуприцепов зависит от года выпуска, наличия дополнительных опций и объема кузова.

Цена на Тонар 9523 2022 г. в. в среднем составляет 2 миллиона 200 тысяч рублей. Примерно такую же стоимость устанавливают на кузов 95231.

Цены пониже предлагают площадки по купле-продаже подержанных автомобилей. Там приобрести полуприцеп в хорошем состоянии реально в пределах миллиона рублей. Например, модель 2007 года предлагают за 650–690 тысяч. Прицеп 2012 года выпуска можно купить за миллион двести тысяч рублей.

Полуприцепы-зерновозы нужны для транспортировки сыпучей сельскохозяйствен-ной продукции. Это оптимальный способ переправки товара на дальние расстоя-ния. Техника Тонар занимает почетное место на рынке. Она надежна, модификации отличаются в основном габаритами.

Подобрать интересующую машину можно у официальных дилеров или у частных продавцов. Во втором случае желательно пройти технический осмотр. Техника неприхотлива в работе и, если соблюдать правила эксплуатации, прослужит верой и правдой не одно десятилетие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]