Экскаваторы-погрузчики прочно обосновались на российских строительных площадках. Их мобильность и универсальность позволяют отказаться от большинства специализированной техники — колесных экскаваторов, легких фронтальных погрузчиков. Машины можно по праву считать наиболее приспособленными к городским условиям эксплуатации, скорость передвижения и небольшие габариты экскаваторов-погрузчиков позволяют им передвигаться по дорогам общего пользования и работать в очень стесненных условиях. Сегодня практически каждый производитель строительного оборудования имеет в своей линейке машины этого типа. Мы собрали сведения обо всех наиболее известных производителях экскаваторов-погрузчиков и представили нашим читателям на выбор более 50 моделей производства отечественных и зарубежных производителей.
Новые ижорские машины
В середине октября в Санкт-Петербурге на круглом столе «Горная техника Корпорации ОМЗ – эффективное решение для вашего бизнеса» Ижорский завод (Объединенные машиностроительные заводы – ОМЗ, Группа «Уралмаш–Ижора») представил новую, пока только планируемую к производству линейку карьерных экскаваторов. На горнодобывающих предприятиях в странах СНГ и за рубежом специалисты хорошо знакомы с продукцией завода.
Речь идет в первую очередь об ЭКГ-8И и модификациях, а также ЭКГ-12,5. С конца 1980-х завод поставил большое число ЭКГ-10 и ЭКГ-15 и их модификаций, и производство новых машин явилось логичным следствием модернизации устаревших моделей. Основными отличительными особенностями ижорских механических лопат были и остаются двухсекционная шарнирно-сочлененная стрела, разгруженная от кручения рукоять круглого сечения, канатный напор. Долгий период времени Ижорский завод придерживался идеи производства двух базовых моделей экскаваторов и их модификаций с удлиненным рабочим оборудованием. Новая линейка включает уже три базовые модели, и каждая может быть исполнена с разными вариантами рабочего оборудования, т. е. по классической схеме Ижорского завода с канатным напором и сочлененной двухсекционной стрелой, а также с реечным напором с двухбалочной рукоятью и цельной стрелой. Следует отметить, что такая концепция является довольно смелой.
«Тверской экскаватор»
Лидер российского рынка только за I полугодие выпустил 1290 колесных экскаваторов. Его традиционная продукция – колесные экскаваторы 3-й размерной группы останутся главным пунктом производственной программы. Сохранятся и рыночные приоритеты – бюджетные организации, дорожное и малоэтажное строительство, т. е. нижний и средний ценовой сегмент. Основные достоинства отечественной продукции помимо цены – большая ремонтная база, доступность большинства запасных частей (к сожалению, о полной номенклатуре такого сказать нельзя), знакомство с конструкцией и, наверное, привычка.
Завод серийно выпускает четыре базовые модели – ЕК-8 (масса 8,8 т), ЕК-12 (13 т), ЕК-14 (14 т) и ЕК-18 (масса 18 т) и постоянно работает на улучшением конструкции, главным образом, путем введения в номенклатуру импортных комплектующих и расширяя тем самым предложение за счет разнообразия комплектации. Так, при покупке ЕК-12 можно выбирать между двигателями Д-243 и Perkins, при покупке УК-14 и ЕК-18 – между Д-245 и Perkins. Для ЕК-8 доступен только Perkins, поскольку никакой отечественный двигатель по габаритам и характеристикам не вмещается в компактную машину. Кроме двигателей на выбор отечественная или импортная гидроаппаратура.
Базовые модели регулярно модернизируют. Так, на выставке «СТТ’2008» завод показал модернизированный ЕК-14-60. Внесены принципиальные изменения в конструкцию рабочего оборудования: удлиненная основная рукоять с ковшом прежней вместимости позволяет увеличить глубину копания до 5,06 м с той же производительностью. Установлен двигатель Perkins, обеспечивающий увеличенный моторесурс, усовершенствована капотная система, внедрены новые компоновочные решения по установке топливного и гидравлического баков для лучшего доступа при ТО.
Вторая новинка «СТТ» более значима – это новая, 20-тонная модель ЕК-20, т. е. завод решил серьезно расширить предложение. Она оснащена двигателем ЯМЗ-236Г5 в сочетании с гидрооборудованием Bosch Rexroth, агрегатами трансмиссии ZF. На обоих мостах двускатная ошиновка. Вместе с ЕК-20 состоялась премьера новой унифицированной кабины. Интерьер улучшили, дополнив его тонированными задним и боковыми стеклами и сферическими зеркалами. Cтало более удобным управление, улучшены шумо- и виброизоляция, вентиляция кабины. Использована новая, более информативная панель приборов.
А что на рынке?
Если сравнивать продукцию основных конкурентов и мировых лидеров отрасли компании Bucyrus и P&H, можно отметить следующее. Bucyrus тоже предлагает механические лопаты как с канатным напором, так и с реечным. Такое разделение конструкций явилось во многом следствием слияния Marion и Bucyrus. Однако последняя производит модели без вариации исполнения.
Легкие модели выпускаются с реечным напором, тяжелые – с канатным и коленчато-рычажным напором. P&H выпускает механические лопаты только с реечным напором. Конечно, вопрос установки на базовую модель различного рабочего оборудования можно отнести к разряду вполне решаемых конструктивных задач. Дело в том, что на самих горнодобывающих предприятиях присутствуют сторонники каждого вида рабочего оборудования.
Уралмаш, также входящий в ОМЗ, продолжает выпуск очень востребованного до сих пор ЭКГ-5А, и эти машины наряду с ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-8И составляют основную массу экскаваторной техники на постсоветском пространстве. Завод предлагает и относительно новую перспективную модель ЭКГ-12 (14) с реечным напором и готов поставлять уже хорошо известные ЭКГ-20А. Жесткая двухбалочная рукоять уральских экскаваторов хорошо подходит для разработки тяжелых скальных забоев с большими кусками взорванной скальной массы. Возможны различные модификации: использование встроенных пневмоударных зубьев ковша, установка удлиненного рабочего оборудования, установка первичного дизельного двигателя.
Ранее Уралмаш и Ижорский завод не перекрывали по типоразмерам свои модельные ряды. Как руководство ОМЗ в дальнейшем построит совместную работу обоих заводов, пока не известно. Вполне возможно, что заводы станут жестко конкурировать на рынке уже в ближайшем будущем.
Названия моделей экскаваторов новой линейки Ижорского завода увязываются с грузоподъемностью самосвалов БелАЗ (136 т, 220 и 320 т), в комплексе с которыми данные экскаваторы могут работать наиболее эффективно, т. е. ЭКГ-136 (ковш 18…20 м3), ЭКГ-220 (ковш 30…35 м3), ЭКГ-320 (ковш 40…45 м3). В будущей линейке отсутствуют машины типоразмера 10…12 м3, что может обернуться для завода потерей довольно ощутимого сегмента рынка.
Пока нет возможности оценить конструктивные новшества данных машин, многое находится еще на стадии разработки. Вполне возможно, что заводы используют целый ряд инновационных решений, в том числе в электроприводе. Нашелся бы только покупатель.
Ну а что сегодня могут предложить Уралмашзавод и Ижорский завод в качестве замены огромного числа изношенных и устаревших ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-5А? Как видим, очень немногое. Это все тот же уральский «старина» ЭКГ-5А. И если Ижорский завод перейдет к производству новой линейки тяжелых машин, то заменой ЭКГ-8И и ЭКГ-10 будет выступать лишь один уральский ЭКГ-12. Но это все среди механических лопат. В настоящее время нельзя не принимать во внимание гидравлическую технику.
«Эксмаш»
Молодое тверское предприятие пошло иным путем, разрабатывая и производя дорожно-строительную технику на уровне лучших мировых образцов, т. е. нацелилось на верхний ценовой сегмент. Однако продукт нишевый, и тираж невелик. Предприятие использует импортную компонентную базу. Дебютная машина 2006 года – колесный экскаватор Е130W мощностью 72 кВт и массой 13,1 т. В 2007 г. к ней добавили еще один колесник Е160W LCE массой 16 т. Обе машины выгодно отличает дизайн, особенно низкий профиль моторного отсека, придающий не только современный, привлекательный вид, но и обеспечивающий хороший обзор вправо и назад. Использована широкая гамма импортных агрегатов – двигатели Deutz, гидропривод Bosch Rexroth, агрегаты трансмиссии ZF. Основные металлоконструкции – шасси, поворотная платформа, рабочее оборудование, кабина – оригинальной разработки. Глубина копания Е130W – 4960 мм, радиус копания – 8470 мм, у экскаватора Е160W LCE – соответственно 5960 и 8910 мм. Е160W LCE также предлагают с укороченной рукоятью для работы по тяжелым грунтам или для массовых работ.
Механика или гидравлика?
Несмотря на ощутимый прогресс в создании мощных гидравлических экскаваторов, пока довольно высока доля мощных механических лопат с ковшами вместимостью 10…15 м3 на горных работах. Более того, в этом классе мощные механические лопаты успешно конкурируют с гидравлическими экскаваторами. Причин тому несколько. Вообще горная отрасль довольно консервативна, и внедрение новой техники происходит быстро лишь в случае ощутимого повышения эффективности проведения горных работ. Механическая лопата до сих пор является более надежной и живучей машиной, она проще и дешевле в обслуживании. Применительно к крупным долговременным карьерам с развитыми электросетями, где горно-геологическая обстановка не требует выборочной экскавации на уровне одного горизонта, механические лопаты подходят наилучшим образом. В свою очередь в сложных горно-геологических условиях более предпочтителен гидравлический экскаватор как технологически более гибкий. Масса гидравлического экскаватора меньше, он может быть оборудован как «прямой лопатой», так и «обратной», наделен большей удельной мощностью, мобилен, позволяет проводить качественную селективную выемку.
Конечно, конструктивную схему механической лопаты прогрессивной не назовешь, и других преимуществ у морально устаревшего оборудования перед современной гидравлической техникой, кроме простоты и надежности, попросту нет. Более того, постоянное повышение надежности гидроагрегатов, внедрение электронных систем контроля рабочих параметров, более доступная агрегатная компоновка оборудования позволят создавать машины, сравнимые по надежности с механическими лопатами.
Стоимость новых машин во многом определяется ценой на исходные материалы, т. е. в нашем случае ценой на черные и цветные металлы. И когда отечественная механическая лопата имеет массу в среднем на 40…60% выше, чем у гидравлического экскаватора с базовым ковшом той же вместимости, ценовое преимущество уже у гидравлики. Все это приводит к массовому вытеснению механических лопат в классе карьерных экскаваторов с базовым ковшом вместимостью до 10 м3, особенно на открывающихся карьерах. Такое перевооружение является вполне закономерным процессом.
Эта тенденция наблюдается во всем мире, в том числе на всем бывшем постсоветском пространстве. Отдельные горнодобывающие предприятия уже отказались от ЭКГ-5А и ЭКГ-8И и успешно эксплуатируют гидравлические экскаваторы рабочей массой до 100…120 т. Выпуск машин данного класса уже налажен у многих известных производителей, в том числе на предприятиях, ранее не производивших тяжелую экскавационную технику.
Экскаватор гидравлический ЭГ-110
Параметр | «Прямая лопата» | «Обратная лопата» |
Вместимость ковша, м3 | 4…7 | 3…6 |
Радиус копания, м | 9,9 | 15,1 |
Высота копания, м | 11,3 | 14,5 |
Высота выгрузки, м | 9,45 | 8,2 |
Вырывное усилие, кН | 640 | 640 |
Скорость движения по плотной горизонтальной трассе, км/ч | 2,5 | 2,5 |
Среднее удельное давление на грунт при движении, кПа | 178 | 178 |
Давление в гидросистеме, МПа | 32 | 32 |
Мощность дизельной установки, кВт | 450 | 450 |
Преодолеваемый подъем, град | ≤20 | ≤20 |
Расчетная продолжительность цикла, с, при повороте на 90° | 25 | 25 |
Рабочая масса экскаватора, т | 105 | 105 |
John Deere
Американский производитель John Deere известен в наше стране давно. Первые поставки техники в Россию приходятся на позапрошлый век. Правда, как и в советское время, это была в основном сельскохозяйственная техника. Последние десять лет, компания активно продвигает на российский рынок и строительную технику, в числе которых экскаватор John Deere E210 LC. Для нашего рынка машина комплектуется двигателем PowerTech 4045H мощностью 155л.с. Силовой агрегат соответствует стандартам Stage II с функцией автоматического холостого хода, для экономии топлива.
Гидравлическая система с открытым центром конструктивно интегрирована в двигатель, что повышает её производительность. Два основных гидромотора производительностью 224 литра в минуту каждый создают давление 35 300 кПа. Гидросистема имеет четыре режима мощности и три режима работы, что позволяет подобрать оптимальный баланс производительности и топливной эффективности.
Комфорт работы оператора обеспечивают комфортное сиденье с механической или пневматической подвеской, двухкомпонентное лобовое стекло с возможностью открытия и большой многоязычный монитор для контроля состояния машины и рабочих характеристик.
Ежедневные техническое обслуживание гидравлического гусеничного экскаватора John Deere E210 LC осуществляется с уровня земли. Благодаря вынесенным и сгруппированным контрольным точкам обслуживания легко и быстро можно контролировать уровень рабочих жидкостей и осуществлять смазку машины. Замена быстросменных фильтров также осуществляется с уровня земли.
Гидравлика!
В декабре прошлого года Воронежский экскаваторный завод, входящий в ОАО «Руссо-Балт Тяжэкс», презентовал гидравлический экскаватор ДГЭ-1200 эксплуатационной массой 116 т, оснащенный агрегатами известных фирм. Это дизель Cummins KTTA-19-C700 мощностью 684 л.с., гидромоторы и планетарные редукторы Rextron, составляющие элементы системы управления приводами импортного производства и др. Экскаватор оборудован современной комфортабельной кабиной с системой кондиционирования. В перспективе планируется создание линейки экскаваторов с ковшами вместимостью 4, 6, 10, 16, 22, 32 м3. Данная машина уже обсуждалась на страницах многих специализированных журналов, в том числе с конкретными пожеланиями по улучшению конструкции, и потому ограничимся представлением основных эксплуатационных параметров ДГЭ-1200.
Экскаватор гидравлический ДГЭ-1200
Параметр | «Прямая лопата» | «Обратная лопата» |
Эксплуатационная масса, т3 | 116 | 116 |
Вместимость ковша, м3, при плотности горной массы свыше 2,5 т/м3 | 4 | 4 |
То же, м3, при плотности горной массы 1,8…2,5 т/м3 | 6 | 6 |
То же, м3, при плотности горной массы менее 1,8 т/м3 | 8 | 8 |
Мощность привода, кВт | 503 | 503 |
Скорость передвижения, км/ч | 0…0,3 | 0…0,3 |
Преодолеваемый уклон, % | 80 | 80 |
Тяговое усилие хода, кН | 628 | 628 |
Среднее давление на грунт, кПа, при ширине гусениц 710 мм | 120 | 120 |
То же, кПа, при ширине гусениц 960 мм | 160 | 160 |
Усилие отрыва при копании поворотом рукояти, кН | – | 500 |
Усилие выламывания при копании поворотом ковша, кН | 670 | 450 |
Усилие подачи при копании поворотом рукояти и ковша, кН | 700 | – |
Учитывая сложившуюся в горнодобывающей отрасли ситуацию, Ижорский завод в свою очередь предлагает гидравлический экскаватор ЭГ-110 с многоопорным гусеничным ходом тракторного типа (D 355 Komatsu) и жесткой подвеской опорных катков. Опорные катки и шарниры гусеничной цепи не нуждаются в смазке в течение всего срока эксплуатации. В качестве силовой установки использован дизельный двигатель ЯМЗ-850 (дизельная установка ЯСУ-500В мощностью 450 кВт, частота вращения 1800 мин-1), насосная установка состоит из четырех регулируемых аксиально-поршневых насосов и одного вспомогательного шестеренного.
Гидроагрегаты и аппаратура – производства фирмы Rexroth, теплообменник – фирмы Hydac International, гидроцилиндры – производства Людиновского агрегатного завода. Опорно-поворотное устройство трехрядное с зубьями внешнего зацепления производит «Автокран» (г. Иваново). Автоматизированная система смазки – немецкой фирмы Lincoln. Современная кабина – от Ковровского экскаваторного завода. Все сварные металлоконструкции – рамы, стрела, рукоять, ковш – производят на самом заводе и изготавливаются из стали марки 10ХСНД с вибро- и термообработкой сборных элементов. В конструкции ковша применяются элементы из износостойкой стали 110Г13Л и 20ХГСР, т. е. материалы хорошо знакомые по тем же ЭКГ.
Типоразмерные ряды механических лопат основных производителей
Изготовитель, модель | Вместимость ковша, м3 |
P&H Electric Shovels | |
1900AL | 7,6…19,1 |
2300XPC | 19,1…36,7 |
2800XPC | 25,2…53,5 |
4100C | 30,6…61,2 |
4100/LR (удлиненное оборудование) | 25,2…53,5 |
5100XPB | 35,9…76,5 |
Bucyrus | |
182 | 5,7…17,6 |
201 | 18,48…39,27 |
495 | 26,8…61,2 |
795 | 53,5…68,8 |
Перспективная линейка Ижорского завода | |
ЭКГ-136 | 18…20 |
ЭКГ-220 | 30…35 |
ЭКГ-320 | 40…55 |
Уралмашзавод, машины, освоенные для серийного выпуска | |
ЭКГ-5А | 4,6…6,3 |
ЭКГ-12 | 12…16 |
ЭКГ-20А | 16…25 |
Привлекает внимание открытость поворотной платформы ЭГ-110, т. е. кожух прикрывает только силовую станцию и главные насосы. Все же более целесообразным для горных условий было бы полностью укрывать машинное отделение кузовом, чтобы облегчить проведение ТО и обеспечить лучшую защиту оборудования от внешних воздействий. Так, например, оборудуется поворотная платформа 120-тонных экскаваторов Hitachi, Komatsu или воронежского ДГЭ-1200. Интересно также, почему было принято решение расположить оба мотор-редуктора поворота на ЭГ-110 рядом. Раз уж применен двойной привод, то лучше располагать мотор-редукторы по симметричной схеме и на удалении один от другого, чтобы лишний раз не концентрировать нагрузку на металлоконструкции поворотной платформы. Однако все эти замечания можно отнести к обычным «проблемам роста», сопровождающим внедрение любой новой техники.
Оба завода избрали сходную тактику производства гидравлических экскаваторов – использование высокотехнологичных комплектующих (гидроагрегатов) от признанных мировых лидеров. Преимущество воронежцев – наличие большого опыта в производстве гидравлических машин. Преимущество Ижорского завода и Уралмаша – хорошее знакомство со спецификой эксплуатации машин на горных работах, знание отрасли. Минусы производителей – отсутствие апробации данной техники, отсутствие к ней доверия. Заслужить доверие горняков довольно трудно, это сложная задача, в том числе для маркетинговых служб производителей.
Многие помнят первые образцы ЭГ-20, ЭГ-12 и ЭГО-4 производства УЗТМ (эти модели Уралмашзавод готов предложить заказчику и сегодня под индексами ЭГ-550, ЭГ-350, ЭГ-150) и первый противоречивый опыт работы отечественной гидравлики. Но все меняется, и сегодня можно приобретать качественные комплектующие высокотехнологичного гидравлического и электронного оборудования, оставляя для собственного завода инжиниринг и сборку.
Вопросы повышения качества металлоконструкций экскаваторов вполне решаемы, тем более с учетом потенциала крупных машиностроительных заводов. В какой-то мере им удалось сохранить старые конструкторские кадры, массово привлекаются молодые инженеры-конструкторы, умеющие работать с современными компьютерными технологиями проектирования. Повышения качества конечной продукции можно добиться еще на этапе проектирования, чему и способствует внедрение новых электронных методов расчета. Начинается процесс модернизации производства, обновляется станочный парк. Особенно это заметно на Ижорском заводе.
Сегодня для экскаваторного машиностроения начинается очень благоприятный период: рост горного производства по всему пространству СНГ при необходимости замены огромного парка устаревшего и изношенного экскавационного оборудования. Понятно, что наши экскаваторные заводы сегодня не в состоянии обеспечивать резко возрастающие потребности в современной экскаваторной технике в карьерах, но нельзя не использовать такие времена для развития производства. Важно правильно вести маркетинговую политику для продвижения новейшего оборудования и обкатки его в карьерах, использовать гибкие схемы продаж.
Локализация
Локализовано порядка 70% компонентов машины. Большинство деталей и узлов гидросистемы – российского производства: РВД выпускает ЕлАЗ, гидроцилиндры также отечественные, только гидронасосы и гидрораспределитель импортные. Рулевая колонка, компоненты рулевого управления поставляются российскими предприятиями. Джойстиковое управление частично импортное. Экскаваторные стрелы также производятся в России.
Каркас кабины изготавливается из сложного профиля турецкого производства, его закупают хлыстами, а отрезается, выгибается и сваривается в каркас он уже на ЕлАЗе. Это связано с порядком сертификации по ROPS/ FOPS – если заменить профиль каркаса на отечественный, придется проходить процедуру сертификации заново. Стекла поставляет завод из г. Гусь-Хрустальный. Светотехника вся российская (6 ламп рабочего освещения: 2 передние и 4 задние). Многие пластиковые компоненты внутренней и внешней отделки кабины, пластмассовые детали капота, крыши, крылья, боковые панели – российского производства.
Сиденья высокого качества поставляет известное российское предприятие ТИС (г. Елабуга), официальный поставщик сидений на сборочные конвейеры автогигантов ПАО «КАМАЗ», «Группа ГАЗ» (АО «АЗ «Урал», ООО «АЗ «ГАЗ», ООО «ПАЗ»), а также на экскаваторный . Кроме того, ТИС выполняет заказы на поставку компонентов для нужд Министерства обороны РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии. Руководство российского отделения Bobcat даже рассматривает вопрос о кооперации с ТИС по производству сидений для комплектации другой техники Bobcat, производимой в Европе. Сиденья с поворотным механизмом в 2022 г. с успехом прошли внутренние испытания в лаборатории концерна Bobcat.
Шины поступают от («Алтайский шинный комбинат» (АШК), г. Барнаул). Диски колес изготавливает предприятие, расположенное в Воронеже. Жгуты электрических проводов поставляются с завода КАМАЗ. Технические жидкости все локализованы.
Не локализованы только двигатель, трансмиссия и мосты (причем карданные валы тоже российского производства). B780 оснащается лучшим в своем классе турбированным двигателем Perkins мощностью 100 л. с., отличающимся низким расходом топлива. Возможно, с мая 2020 г. будут выпускаться экскаваторы-погрузчики с локализованным в России двигателем Cummins. Автоматическая трансмиссия с переключением передач под нагрузкой без разрыва потока мощности Powershift облегчает управление машиной и повышает плавность хода.
Преимущества. Отметим, что, открывая локализованное производство в нашей стране, компания Bobcat обеспечила заказами и российских производителей, это совершенно нелишне для отечественной экономики. К тому же в соответствии с постановлением правительства РФ локализованная техника машины может участвовать в тендерах по закупкам на средства из государственного и муниципальных бюджетов.
Liebherr
Пожалуй, экскаваторы Liebherr – самые дорогие в этом обзоре, но в Западной Европе они популярны и уважаемы, особенно среди патриотичных немцев. У компании пять базовых моделей «малого» класса – две компактные А309 и А311 массой 11 и 13 т, А312, А314 и А316 массой 14, 15 и 18 т. Для этих колесников характерен укороченный радиус поворота платформы. Liebherr не выпускает таких маленьких двигателей, поэтому для «малого» класса используются двигатели Deutz. Характерная черта колесных экскаваторов «малого» класса – развитое рабочее оборудование. Компактные модели поставляют с двухзвенной стрелой с механизмом поворота на опоре стрелы. Для более крупных моделей А312, А314 и А316 предлагают двухзвенные стрелы с механизмом поворота на сочленении стрелы с рукоятью. Экскаваторы изначально рассчитаны на работу с разнообразной гидромеханической навеской и оснащены механизмами быстрой смены навесного оборудования и соответствующими гидроконтурами.
Линейка полноразмерных экскаваторов включает модели А900С, А904С, А914С массой 17, 19 и 22 т и самый крупный колесный экскаватор А924С массой 24 т. Их оснащают моноблочными или двухзвенными стрелами, механизмами быстрой смены и дополнительными гидроконтурами и двигателями собственного производства.
«Уралвагонзавод»
Завод помимо танков и прочей бронетехники выпускает колесные экскаваторы. Судя по внешности, базовая модель ЭО-33211А массой 18 т с глубиной копания до 5800 мм была разработана очень давно. Она оснащена ярославским 6-цилиндровым двигателем мощностью 110 кВт, гидроагрегатами «Пневмостроймашины» и, разумеется, пневматическими тормозами. Основной ковш – вместимостью 0,85 м3, в дополнение к нему предлагают увеличенный ковш 1,05 м3, узкий ковш 0,42 м3, зуб-рыхлитель и гидромолот МГ-300-01.
На базе этой модели выпускают модификацию ЭО-33211АК для ремонтно-восстановительных работ инженерных сетей и сооружений коммунального хозяйства. Задумка очень интересная и логичная. Экскаватор дополнительно оснащают насосной и сварочной установками, превращая его тем самым в многофункциональную коммунальную машину.