Управление КамАЗом — Переключение передач на самосвале

Рубрика: КАМАЗ

  • Описание используемых коробок
  • Принцип работы
  • Старт
  • Схема переключения передач
  • Коробка КамАЗ 15
  • Коробка КамАЗ 16 и ZF
  • Советы по управлению
  • Управление при подъёме на склон
  • Управление при спуске
  • Управление на оледенелой дороге
  • Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

На первый взгляд, управление КамАЗом схоже с ездой на легковом автомобиле. Принцип работы, как на классическом транспорте, однако, некоторые особенности, вызывают осложнения у непосвященного пользователя.

Полное представление о том, как правильно управлять и ездить на КамАЗе получаешь, разобравшись в специфике переключения передач. Дело в том, что к каждому тяжёлому автомобилю надо найти подход в вопросе манипуляции коробкой и КамАЗ не исключение. С целью достичь нужного скоростного режима при перевозке груза, трансмиссия КамАЗ часто эксплуатируется на пониженной передаче. Полученные навыки, знания и опыт работы с коробкой — залог успеха дальнейшей эксплуатации транспортного средства.

КамАЗ-6520, самосвал:

Описание используемых коробок

Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.

Коробка КамАЗ-14:

Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.

Коробка передач КамАЗ-ZF:

Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.

Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.

Техническое обслуживание и ремонт

Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.

Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.

Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG

№ п/п Наименование организации Адрес Телефон/Факс
1. ООО «СИБМАП» 1 ул. Байкальская, 277А,

г. Иркутск, Россия

8-3952-560730/

8-3952-142117

2. ООО «АвтомагистральСервис» Стройбаза, база 4Б,

г. Набережные Челны, Россия

8-8552-443050

8-8552-443050

3. ООО «ZF Сервис Сибирь» Новосибирская область, пос. Красный Восток, ул. Советская, 62А, Россия 8-383-3350505,

8-383-3350506/

8-383-3350507

4. ООО «СКИВ

Мастер Сервис»

Челябинская область, г. Миасс, ул. 60 лет Октября, 19, Россия 8-3513-562522/

8-3513-561488

5. ООО «М 4» ул. Промышленная, 2, г. Аксай, Ростовская область, Россия 8-863-2292777,

8-863-2268860/

8-863-2468689

6. ООО «ВолгаСкан-

Центр»

ул. Пушкина, 67

г. Волжский, Волгоградская область, Россия

8-8443-297184/

8-8443-298951

7. Торговый дом «Литер – НН» Ореховская ул., 80, 603069,

Н. Новгород, Россия

8-8312-949174/

8-8312-564341

8. ООО «Трак Сервис 36» ул. Василия Петушкова, 3, 125373, Москва, Россия 8-495-5140569/

8-495-4906208

9. ЦФ – Сервис на Мосгортрансе ул. Матросская тишина, 1517, Москва, Россия 8-495-2680045
10. ООО

«ЦФ Руссия»

ул. Стрельбищенская, 1А,

С.-Петербург, Россия

8-812-4499203
11. Автодом Энергия ГмбХ ул. Тимирязева, 68, Минск Республика Беларусь +375-17-2268035/

+375-17-2268024

12. ТОО «СВС-Транс» ул. Майлина, 85, Алматы, Казахстан 007-3272-579273

007-3272-505868

13. Трак Центр Лтд. ул. Чапаева, 1, Гостомель, Киевская область, Украина +380-44-9795056/

+380-44-9795043

Замена масла

Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.

Периодичность замены масла

  • Тяжелые условия эксплуатации: 02A — 1 год или 60 000 км.
  • 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
  • 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
  • Магистральные перевозки:
      02A — 1 год или 90 000 км
  • 02B, 02C, 02H — 1 год или 160 000 км.
  • 02D, 02E, 02L — 2 года или 300 000 км.
  • Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.

    Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.

    Проверка сцепления

    Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:

    • На холостых оборотах выжмите сцепление.
    • Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.

    Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.

    Вентиляция КПП

    Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.

    Принцип работы

    Автомобили КамАЗ, как правило, оснащены механическими коробками передач. Управляется механизм классическим способом, нажатием на педаль сцепления и перемещением кулисы в необходимое положение. Особенностью трансмиссии — пониженный (Н) и повышенный (В) режим работы. Такая способность минимизирует нагрузку на силовой агрегат. Характерно, что для этого используется делитель, выполняющий роль редуктора, увеличивающего передаточные отношения трансмиссии. На некоторых автомобилях при переходе с повышенной передачи на пониженную не используют кулису. Для этих целей применяют специальный переключатель и педаль сцепления. Передача переключается автоматически, верхнее положение рычага характерно для загруженной машины, нижнее положение используют при движении пустого транспорта. Об особенностях управления автомобилем указывают в инструкции к коробке передач, которой укомплектовываются изделия. Так же можете прочитать про Как отрегулировать сцепление на КамАЗ.

    Что в итоге

    С учетом приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что далеко не всегда авто производители самостоятельно разрабатывают и изготавливают узлы и агрегаты для своих авто. Закупка готовых коробок передач, элементов ходовой части и других агрегатов и узлов позволяет заметно удешевить производство.

    Рекомендуем также прочитать статью о том, что представляет собой производитель АКПП Jatco. Из этой статьи вы узнаете о компании Джатко, а также почему автомат Jatco и вариатор принято считать одними из самых популярных и надежных в мире. Результатом такого подхода является использование агрегатов, которые выпускают ведущие мировые бренды, специализирующиеся на производстве коробок передач, ГУР, мостов и т.д. При этом если речь идет о КПП, среди лидеров можно выделить ZF, Aisin, Jatco.

    Напоследок отметим, что пример 8-и ступенчатой коробки автомат ZF наглядно демонстрирует возможность широкого распространения одного агрегата по всему миру и возможность его установки на модели авто разных марок и производителей.

    Источники

    • https://dvigatelkama.ru/korobka-peredach-zf-16s1650-maz/
    • https://SpecMahina.ru/kamaz/kpp-zf.html
    • https://KrutiMotor.ru/korobki-peredach-zf/
    • https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZ
    • https://gearbox-zmt.online/kpp-zf-na-kamaz/
    • https://www.zfmaster.ru/

    [свернуть]

    Старт

    Что бы знать, как правильно управлять КамАЗ самосвал, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартном варианте, манипуляции проходят с применением педали сцепления.

    Этапы переключения:

    • 1-я передача, повышенный режим (В);
    • 2-я передача, повышенный режим (В);
    • 3-я передача, повышенный режим (В);
    • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
    • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
    • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
    • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

    КамАЗ:

    Главная особенность начала движения на КамАЗ, плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, или движение проходит в сложных условиях, первые 4-ре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В). Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при старте на 1-й передаче, обороты вала достигают 7000мин-1, переход на 2-ю передачу делается при достижении 3000мин-1 оборотов. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

    Коробка КамАЗ 15

    Такая трансмиссия устанавливается на автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-43118 и другие модели. Что бы разогнать автомобиль до необходимой скорости, используется схема: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В. Такая схема даёт нормально работать коробке при условии, что соблюдаются правила эксплуатации механизма:

    1. Используя специальный рычаг переключения, изменить режим работы коробки с высшего на низший и наоборот;
    2. Нажимаем на педаль сцепления;
    3. Переключаем передачи по порядку, используя кулису.

    Схема переключения КамАЗ:

    Коробка КамАЗ 16 и ZF

    Этот вид трансмиссии используется на автомобилях КамАЗ-65115, а так же полно приводных КамАЗ-43150 КамАЗ-4310 и др. Особенность механизма в автоматическом переключении повышенного и пониженного режима. Это означает, что при переключении с передачи 4 на передачу 5 повышенный режим активируется автоматически. Наоборот, переключение с передачи 5 на передачу 4 автоматически активирует пониженный режим. О выполнении переключения сигнализирует индикатор на панели приборов.

    Схема переключения ZF 9S109:

    Некоторые модели коробок ZF, например, 9S109, со вспомогательной передачей «C». Режим предназначен для передвижения и манёвра в сложных условиях (снег, лёд, грязь).

    Отзывы о ремонте АКПП в компании ZFMaster


    “Я из Мурманска, автомобиль Рендж Ровер Спорт 3.6, пробег 230 тыс км. Последние 60 тыс км беспокоила сильная дрожь, долго думал куда обратиться, мониторил рынок. Выбрал зфмастер, в июне поехал с семьей на юг с остановкой в Москве чтоб отремонтировать акпп. Приехал в Москву ночью с 4 на 5 июня, в 8:30 был в зфмастер уже. Обещали за один день сделать и сделали
    . Уже съездил на юг и вернулся в Мурманск.” СергейОпубликовано на yell.ru “Пока я ожидал свой автомобиль в офисе, они все сделали всего за 4 часа.
    Оплатил столько, сколько и было оговорено изначально
    . Все обошлось, если не изменяет мне память, в пределах 76 тысяч. Гарантия на год, гарантийный талон на руки. Планирую приехать масло заменить. Всем вполне доволен, особенно мастер у них супер.” Василий ВалентирОпубликовано на yell.ru “Я пользовалась их услугами, но ощутить в полной мере не смогла по причине угона машины. Ездила 5 дней и нареканий не было, даже показалось что помягче стала. Многие из клуба делали там коробки, все норм было.
    Рекомендации у них отличные
    . Бешеный Эд, Кот в Бочке у них можешь спросить. По моим ощущениям абсолютно норм все делают…”


    ВалерияОпубликовано на audi-club.ru “Ремонтировал акпп в зфмастере, все очень понравилось, парни выполняют работу профессионально быстро, располагаются в очень удобном месте, 500 метров 3-е кольцо, всего
    в 10 минутах от центра
    .” Пётр ЗиминОпубликовано на yell.ru “Долго читал отзывы. Много общался с разными конторами. После жёсткого кастинга выбрал зфмастер, так как до этого ещё 11 лет назад ремонтировал у них акпп на бмв е32. Коробку мне сделали тогда в течении дня .Для того времени это был нонсенс. Я даже сперва в это не поверил. Но прошло уже куча времени а оказывается в этой фирме до сих пор работают те же самые мастера. Сейчас у меня х6. Делал её где-то месяц назад.
    При ремонте присутствовал и всё видел своими глазами
    . Заплатил 80тыс.руб. Месяц ездит машина просто как новая. Даже то что мне не нравилось изначально в работе акпп они устранили. Всем советую. Вот они точно профи.” Виктор ЛомтюговОпубликовано на yell.ru “Владею сервисом в Ставрополе, работаю по коробкам только с ЗФмастером.
    Все быстро, четко, проблем нет никаких
    , а главное
    фиксированная цена
    , что и мне удобно объявляя тоже фиксированную цену своим клиентам.” ИвановичОпубликовано на yell.ruПредыдущаяСледующая

    Управление при подъёме на склон

    Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.

    • При подъёме на тяжёлой технике, переключение с первой на вторую передачу проводится с использованием метода двойного нажатия сцепления;
    • Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжимают педаль газа для предотвращения перебоя в подаче топлива;
    • Показания оборотов коленчатого вала не падают ниже отметки 2000мин-1, иначе силовая установка перегреется и прекратит работу.

    В весе пера

    Механические КПП ZF Ecolite (самые маленькие в семье ZF), предназначенные для установки на автомобили полной массой до 6 т, – самое новое семейство, последнее поколение. При его разработке использованы результаты длительных поисков конструкторов и технологов. Коробки рассчитаны на передачу крутящего момента в диапазоне 500…1050 Н·м. Модель S5-42 – 5-ступенчатая КП с диапазоном передаточных чисел 8,63…1,00 перекрывает диапазон крутящего момента от 300 до 600 Н·м. Шестиступенчатая коробка S6-36/2 наиболее активно работает с крутящим моментом в диапазоне 350…750 Н·м; другая 6-ступенчатая коробка 6S 850 имеет ряд 6,75…0,78 с одной повышающей передачей и работает с максимальным крутящим моментом 850 Н·м.

    Все КПП ZF семейства Ecolite могут дополняться валами отбора мощности серии ZF PTO.

    Коробки этого типа устанавливают, например, на автомобили IVECO Daily как обычные бортовые автомобили и фургоны, так и на специализированные, где необходимо использование валов отбора мощности для привода навесного оборудования.

    Шестиступенчатая коробка ZF AS-Tronic Lite, которая на конвейере с 2005 г., стала автоматизированным вариантом механической коробки Ecolite. По массогабаритным характеристикам и ряду передаточных чисел коробки AS-Tronic Lite полностью соответствуют механическим аналогам, но передают больший крутящий момент – 1050 Н·м. Они предлагаются на малотоннажные автомобили в качестве опции.

    Управление при спуске

    Двигаясь на автомобиле КамАЗ на спуске, учтите, что ни в коем случае нельзя выключать двигатель. Водители применяют такой способ, что бы сэкономить топливо. Однако, действуя подобным образом, прекращает работу усилитель, что блокирует рулевое управление. Такое явление приведёт к аварийной ситуации, последствия которой непредсказуемы.

    Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.

    Средневесы

    Девятиступенчатые КПП ZF Ecomid – основная механическая трансмиссия среднетоннажных автомобилей полной массой до 16 т. Единственный представитель этого семейства – коробка 9S 75/109 – выпускается в двух версиях.

    Ряд передаточных отношений первой – 12,73…1,00, а максимальный крутящий момент около 1100 Н·м. Ее устанавливают на автомобили, работающие в городах, коммунальном хозяйстве, в промышленном транспорте, на строительстве – одним словом, где нужен широкий диапазон рабочих скоростей.

    Вторая версия имеет передаточные числа от 9,48 до 0,75 с повышающей передачей и крутящий момент более 1300 Н·м. Ее предназначение – работа на магистральных грузовиках, в составе тягача с прицепом или полуприцепом. «Сжатый» ряд передаточных чисел рассчитан на движение с относительно стабильной скоростью и на большие расстояния.

    Двенадцатиступенчатая версия АКП ZF AS-Tronic Mid – автоматический «двойник» механической коробки Ecomid. Ее выпускают с двумя вариантами передаточных чисел: 12,79…1,00 или 10,33…0,81. При этом максимальное передающее усилие AS-Tronic Mid заметно превосходит возможности коробки Ecomid (1600 Н·м против 1300).

    Управление коробкой может осуществляться автономно или интегрироваться в общую систему управления автомобилем на основе CAN-шины (CAN-шина – единая медная шина, к которой подключены все электронные компоненты автоматизированной системы управления двигателем, тормозами, подвеской. Образуется единая компьютерная управляющая и диагностическая сеть, контролирующая все основные агрегаты автомобиля). Таким образом, она связана с блоком управлением двигателем EDC и комплексом управления тормозами ABS/ASR.

    Управление на оледенелой дороге

    Особенность езды по оледенелым маршрутам — использование цепей на колёсах машины. Меры позволят увеличить коэффициент сцепления с дорогой.

    Учитывают:

    • Соблюдайте дистанцию, оставляйте место для манёвра;
    • При торможении, пользуйтесь вспомогательной системой торможения;
    • Помните, экстренное торможение на КамАЗ ведёт к блокировке колёс прицепа.

    Экстренное торможение использовать не желательно, поскольку это приведёт к заносу и неконтролируемому движению. При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

    Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

    Грузовые автомобили, соответствующие стандартам Евро 4-6, используют метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бачок заливается мочевина, которая впоследствии впрыскивается в выхлопную систему.

    В нашей стране применение такого материала граничит с трудностями:

    • Низкое качество мочевины;
    • Замерзание продукта при температуре -11°С;
    • Запах аммиака из выхлопа, ожоги при попадании на кожу;
    • Много подделок, цена.

    КамАЗ, жидкость для системы SCR (мочевина):

    Постоянно эксплуатировать автомобиль без мочевины не желательно, поскольку это приведёт к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе не возможным.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]