Применение
Данные мощные машины используются преимущество в добывающей и перерабатывающей промышленности. Они незаменимы для копания грунта и твердых фракций, полезных ископаемых. Экскаваторы — спутники горной деятельности, металлургии, добычи угля и строительной отрасли.
Несмотря на свою мощность, машины ЭКГ-5А обладают динамичной управляемостью, а их обслуживание и сервис не доставляет особых хлопот.
Среди производителей экскаваторов ЭКГ-5А ведущие позиции занимают:
- ЗАО «Горные машины»;
- АО «Уралмаш»;
- АО «Ижорские заводы».
Назначение экскаватора карьерного гусеничного ЭКГ-15
Карьерный экскаватор ЭКГ-15 – представитель массивной землеройной техники, сохраняющий устойчивость при наклоне до 120. Способность перемещаться по крутым уклонам и объемный ковш однозначно предопределяют сферу эксплуатации: разработка карьеров, ликвидация оползающих терриконов, землеройные геологические и горные работы на открытой местности. При помощи экскаватора можно:
- вскрывать и разрабатывать большие пласты грунтов (I-V категорий включительно);
- изымать ценные ископаемые;
- поднимать и разгружать вскрышные породы в отвалы или вспомогательную спецтехнику.
Также к ЭКГ-15 обращаются в промышленном строительстве при подготовке к закладке фундаментов и в магистральном строительстве (строительстве дорого).
Экскаватор осуществляет забор сыпучих материалов (песок, глина), щебней и грунтов. Как правило, используется в совокупности с карьерными самосвалами, разгружая в них содержимое ковша.
Устройство
Механизм ЭКГ-5А включает основные функциональные элементы:
- двуногая стойка
- стрела и напорный механизм
1 Стрела 2 Рукоять 3 Механизм открывания ковша 4 Ковш
- рукоять ковша
- ковш
- механизм открывания днища ковша
- гидравлическая система
- гусеничный ход
- роликовый круг
- нижняя рама
- гусеничная цепь
- ходовой механизм
- лебедка подъема стрелы
- пневматическая система
- подъемная лебедка
- редуктор поворотного механизма
- поворотная платформа
- установка тормоза на двигателе поворота
Составными частями ковша являются передняя и задняя стенка, дно, коромысло и блок. При производстве ковша применяется высокопрочная сталь. Его корпус с помощью пальцев сопряжён с дном и коромыслом. Стальная рукоятка посредством соединения переходит в стрелу, на которой установлена напорная система, блоки и лебёдка. Стрела базируется на поворотной платформе. Именно на ней расположен механизм динамики, электрическая система, кузовные и стоечные части. Венчает этот комплекс кабина водителя. Далее рассмотрим технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.
Климатические условия карьерных работ предполагают выпуск нескольких типов машин по температурным колебаниям:
- Для умеренного климата (±40 °С) – «У».
- Для холодного климата (+40 — −50 °С) – «ХЛ».
- Для работы в условиях Крайнего Севера(+40 — −60 °С) – «С».
- Для тропического климата (+55 — −20 °С) – «Т».
Конструкционные особенности
- реечный напорный механизм с двухбалочной рукоятью и цельносварной стрелой коробчатого сечения обеспечивает лучшую отработку тяжелых скальных забоев крупнокусковой или плохо взорванной горной массы;
- подъем ковша канатный, бесполиспастного типа с автоматическим выравниванием усилий в ветвях подъемного каната;
- ковш сварно-литой с клиновым самозатягивающимся креплением зубьев. Свободно падающее днище ковша с широко расставленными петлями, исключающими динамический контакт с рукоятью;
- экскаваторы оборудованы стрелоподъемной лебедкой, облегчающей ремонтно-монтажные работы;
- вентиляционные установки обеспечивают нагнетание в кузов воздуха, и создание избыточное давление воздуха в кузове;
- тормоза основных механизмов колодочного типа с пневматическим приводом для растормаживания;
- ходовая тележка — двухгусеничная. Гусеничный ход открытого малоопорного типа с отдельным приводом каждой гусеницы обеспечивает доступность для осмотра и ремонтов. Ведущие колеса («звездочки»), имеющие сменные кулаки, подняты и освобождены от опорных реакций. Натяжение гусеничных лент осуществляется с помощью встроенных гидроцилиндров. На ходовых двигателях применена принудительная вентиляция;
- основные металлоконструкции экскаватора изготавливаются из легированной стали, стрела и рукоять — из высокопрочной стали.
- главные механизмы экскаватора имеют индивидуальный регулируемый электропривод;
- автоматическая система смазки сокращает до минимума затраты на техническое обслуживание экскаватора в процессе эксплуатации.
Технические характеристики
Массогабаритные. ЭКГ-5А — среднетоннажный лопатный механизм карьерного типа. Масса с учётом противовеса составляет 197 тонн. Ширина гусениц – от 900 до 1400 мм. Ковш способен принять от 4,6 до 6,3 кубических метров насыпной горной породы. Передвигаясь по периметру карьера, машина развивает скорость 0,55 км/ч. Наибольший уклон при подъёме в гору составляет 12о. Длина хода гусеничного механизма – 5,83 м.
Подъёмно-поворотные. Длина стрелы экскаватора – 10,5 м, угол наклона – 45о.
Радиус:
- Копания – наибольший 14,5 м, на уровне стоянки 9,3 м.
- Выгрузки (наибольший) – 12,65 м.
Машинист экскаватора ЭКГ может поворачивать платформу вокруг своей оси. Радиус поворота — 5,25 м. Самая большая высота, с которой осуществляется выемка породы – 10,3 м. Ковш может подниматься со скоростью до 0,87 м/с. Силовая установка ЭКГ-5А позволяет развивать подъёмное усилие до 50 тс.
Рабочий цикл. Цикл поворота платформы экскаватора на 90о длится 23 секунды. Частота вращения платформы – до 3,5 оборотов за 1 минуту. Напорное усилие при постоянной скорости 0,45м/с составляет 20,5 тс.
- Характеристики ковша:
- Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
- Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 4.6 метра кубических.
- Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 6.3 метров кубических.
- Максимальный радиус копания — 14500 миллиметров.
- Максимальный радиус выгрузки ковша — 12650 миллиметров.
- Максимальная высота копания — 10300 миллиметров.
- Максимальный радиус копания на уровне грунта — 9040 миллиметров.
- Максимальная высота выгрузки ковша — 6700 миллиметров.
- Полная масса стандартного ковша — 9935 килограмм.
- Полная длина стандартного ковша — 2450 миллиметров.
- Полная ширина стандартного ковша — 2190 миллиметров.
- Полная высота стандартного ковша — 2560 миллиметров.
Двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя — электрический.
- Модель устанавливаемого двигателя — Аг-М.
- Конструкционная масса двигателя — 2000 килограмм.
- Наибольшая мощность на выходе — 250 киловатт/339.9 лошадиных сил.
Тормозная система
Для управления тормозной системой, механизмами поворота и напора на экскаватор установлен пневматический привод. Также с его помощью производится очистка оборудования. Управляющий компрессор – одноступенчатый:
- Число цилиндров – 2.
- Скорость подачи – 580 литров в минуту.
- Давление – 0,7 МПа.
Габаритные размеры:
- Полная длина рукоятки — 7915 миллиметров.
- Полная ширина рукоятки — 1774 миллиметра.
- Полная длина стойки — 6450 миллиметров.
- Полная ширина стойки — 1400 миллиметров.
- Габаритная длина поворотной платформы — 8100 миллиметров.
- Ширина поворотной платформы — 5000 миллиметров.
- Габаритная высота поворотной платформы — 1200 миллиметров.
- Полная длина гусеничной рамы — 5500 миллиметров.
- Полная ширина гусеничной рамы — 750 миллиметров.
- Полная высота гусеничной рамы — 1000 миллиметров.
- Полная длина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная ширина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная высота нижней рамы — 1680 миллиметров.
- Конструкционная длина кабины — 2360 миллиметров.
- Конструкционная ширина кабины — 1350 миллиметров.
- Конструкционная высота кабины — 2760 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 1) — 900 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 2) — 1100 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 3) — 1400 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой — 1890 миллиметров.
- Наименьший радиус поворотной платформы — 6700 миллиметров.
Характеристика канатов
Назначение | Обозначение каната | ГОСТ | Диаметр каната, мм | Длина, м | Разрывное усилие каната, кгс |
Подъем ковша | 39,5-Г-В-Н-180 | ТУ 14-4-192-77 | 39,5 | 58,0 | 94623 |
Подъем стрелы | 30-Г-В-О-Н-170 | ГОСТ 7669-80 | 30,0 | 125 | 57300 |
Открывание днища ковша | 11,5-Г-1-Н-180 | ГОСТ 3071-74 | 11.15 | 10,5 | 6255 |
Габаритные размеры и масса основных узлов и агрегатов
Наименование узла (агрегата) | Номер чертежа | Масса, тн | Длина, м | Ширина, м | Высота, м |
Ковш | – | 9,935 | 2,45 | 2,19 | 2,56 |
Рукоять | – | 7.950 | 7.915 | 1.774 | – |
Стрела с головными блоками | – | 17.14 | 11.15 | – | – |
Двуногая стойка | – | 3.48 | 6.45 | 1.4 | – |
Преобразовательный агрегат | – | 8.0 | 4.76 | 1.12 | 1.6 |
Двигатель подъема | – | 3.5 | 1.85 | 0.96 | – |
Двигатель поворота | – | 0.93 | 1.32 | 0.57 | – |
Двигатель хода | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Двигатель напора | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Редуктор поворота | – | 2.01 | 1.32 | 0.85 | 0.62 |
Редуктор хода | – | 2.95 | 1.34 | 1.09 | 0.88 |
Редуктор подъемной лебедки | – | 3.12 | 1.78 | 1.14 | 1.69 |
Поворотная платформа | – | 18.9 | 8.1 | 3.16 | 1.2 |
Нижняя рама | – | 10.5 | 3.0 | 3.0 | 1.68 |
Гусеничная рама | – | 5.45 | 5.5 | 0.75 | 1.0 |
Зубчатый венец | – | 2.77 | 3.37 | – | – |
Роликовый круг | – | 1.78 | 3.05 | – | – |
Центральная цапфа | – | 0.64 | 1.22 | 0.33 | – |
Кабина | – | 1.1 | 2.36 | 1.35 | 2.76 |
Электрическое оборудование
На поворотной платформе установлены элементы электрооборудования (трансформатор и распределитель), лебёдка, поворотные редукторы и компрессор. Чтобы обеспечить безопасность выемочных работ, снаружи рабочие узлы экскаватора герметизированы кузовом.
ЭКГ-5А оснащён приводом типа Г-Д (генератор-двигатель). Для обеспечения рабочих характеристик установлен магнитный усилитель (МУ). Тип электросхемы – однолинейный. Главный электродвигатель АЭ113-4У2 развивает полную мощность 250 кВт. К электросети экскаватора подводится ток со следующими характеристиками:
- Частота — 50Гц.
- Напряжение — 6кВ.
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт. В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления.
Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.
Электросхема ЭКГ 5А
Модификации
Кроме базовой версии ЭКГ-5А производитель также выпустил и несколько модифицированных, а именно это:
- Модификация ЭКГ-5В. Данная версия имеет пневмоударные зубья ковша, что позволяет технике справиться самостоятельно со скальными породами и твердыми грунтами. Зубья приводятся в действие посредством пневматической системы.
- Модификация ЭКГ-5Д. Эта модель оснащена широкими гусеничными лентами и специальной системой, позволяющей контролировать работу техники дистанционно.
- Модификация ЭКГ-5А-УС. Отличается от двух предыдущих модификаций своими рабочими органами, которые имеют среднюю длину. Основным предназначением такой модификации является выполнение выемки уширенных заходок.
Технические характеристики модификаций
Параметры | ЭКГ-5А | ЭКГ-5В | ЭКГ-5Д | ЭКГ-5А-УС |
Вместимость ковша, м³ | 4,6 – 6,3 | 5 | 4,6 – 6,3 | 4,6 |
Радиус черпания наибольший, м | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 15,5 |
Радиус черпания на уровне стояния, м | 9,04 | 9,04 | 9,04 | 10,5 |
Высота черпания наибольшая, м | 10,3 | 10,2 | 10,3 | 12,9 |
Радиус выгрузки наибольший, м | 12,65 | 12,65 | 12,65 | 13,7 |
Радиус хвостовой части, м | 5,25 | 6,5 | 6,7 | 9 |
Высота выгрузки наибольшая, м | 6,7 | 6,5 | 6,7 | 5,9 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1,85 | 1,89 | 1,89 | 1,85 |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кгс/см² | 2,1/1,72/1,3 | 2,19/1,79/1,52 | 2,1/1,72/1,3 | 2,26/1,85 |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кПа | 205/162/127 | 215/176/149 | 205/162/127 | 221/181 |
Расчетная продолжительность цикла (при угле поворота 90°), с | 23 | 26 | 23 | 29 |
Напряжение питающей сети, кВ | 3; 3,3; 6; 6,6 | 3; 3,3; 6; 6,6 | – | 3; 3,3; 6; 6,6 |
Тип электропривода | Г-Д с МУ | Г-Д с МУ | Дизель-электрический | Г-Д с МУ |
Мощность сетевого двигателя, кВт | 250 | 250 (400) | – | 250 |
Масса рабочая, т | 196 | 207 | 195 | 211 |
Серия 8И
Экскаватор ЭКГ, технические характеристики которого рассмотрим далее, оборудуется электромотором мощностью пятьсот двадцать киловатт. Масса этой громадной техники составляет 373 тонны. Машина способна выходит на подъемы свыше десяти градусов, сохраняя все рабочие параметры.
Модернизированной версией этой серии является экскаватор под индексом ЭКГ-8-УС. Он оснащен более длинной стрелой, обрабатывает уступы и на большой высоте, а также приспособлен для погрузки продукции на самосвалы и железнодорожные вагоны. Машина имеет ковш объемом 10 куб. м, может поднимать грузы весом до 110 тонн. Агрегат отличается надежностью, устойчивостью и хорошей маневренностью.