Вредные советы опытного БА, часть 2: боли клиента важнее хотелок Заказчика – ТЗ и ЧТЗ

Днем рождения ЧТЗ принято считать первое июня 1933, но первый гусеничный трактор был произведен 15 мая. Эта машина носила название «Сталинец-60» и была локализованной копией американского Caterpillar 60 с существенными доработками. В строительстве завода участвовали специалисты из разных стран, в том числе и США. Над проектом завода работала такая известная и «Памирский переход».

Следующей значимой датой в истории предприятия считается 1937 год, который стал началом серийного выпуска трактора «Сталинец-65». Незадолго до этого, а точнее в мае того же года, этот трактор получил наивысшую награду на выставке в Париже – диплом «Гран-при». Трактор работал на дизельном топливе, при этом стоит отметить, что ЧТЗ принято считать первопроходцем в дизелестроении СССР. В довоенные годы завод начал активно осваивать выпуск военной техники, и в 1939 году был выпущен тягач армейской техники – «Сталинец-2» (мощность 105 л.с). Годом позднее, в 1940 году, ЧТЗ выпустил свой первый танк КВ. В этом же году случилось значимое событие в истории завода – с конвейера сошел стотысячный трактор.

↑ История Челябинского тракторного завода

Начало истории завода положил Совет народных комиссаров. 29 мая 1929 года Совет принял постановлении о строительстве тракторного завода, запланирована мощность – 40 тысяч машин в год. Задача более, чем амбициозная.

Проектированием завода занималась американская из города Детройт совместно с советскими инженерами и архитекторами. Американской Фирмой руководил архитектор Альберт Кан. Это настоящее имя в истории архитектуры. С совесткой стороны проектированием занимались А. С. Фисенко, В. Швецов и А. Величкин.

Уже 15 мая 1933 года с конвейера завода сошел первый трактор. Модель назвалась «Сталинец-60», а ее прототипом был американский «Caterpillar 60». Торжественное открытие завода состоялась 1 июня 1933 года. С тех самых пор началось динамичное развитие завода.

Челябинский тракторный завод фото

В 1936 году тракторы участвовали в грандиозном мероприятии — «Снежный поход». Машинам предстояло пройти 2 тысячи километров по Якутии. 50 градусный мороз, суровые дороги – тракторы справились со всеми препятствиями, выпавшими на их долю. В довоенные годы из ворот завода вышло более ста тысяч машин. Модель С-65 была о на выставке в Париже. Это большое признание для завода и всей советской промышленности.

Вредные советы опытного БА, часть 2: боли клиента важнее хотелок Заказчика – ТЗ и ЧТЗ

Сегодня разберем, чем Клиент отличается от Заказчика, чьи требования важнее и как их специфицировать в виде частного технического задания. Что такое ЧТЗ и как его составить: практические рекомендации для начинающих бизнес-аналитиков с примерами, а также ссылками на ГОСТ и BABOK®Guide.

Заказчик vs клиент: в чем разница и что говорит BABOK®Guide

В консалтинге и заказной ИТ-разработке некоторые проекты бывают достаточно долгими и направленными на решение стратегических задач. Например, разработка стратегии развития предприятия, создание программы цифровизации или научно-исследовательские работы. В таких случаях не всегда есть четкое видение конечного продукта, т.е. какой именно результат нужно получить. При этом договор на выполнение работ или оказание консалтинговых услуг заключен, а в качестве приложения к нему выступает техническое задание (ТЗ), оформленное по шаблону ГОСТ 34.602-89 и 19.201-78.

Однако, несмотря на заполнение всех обозначенных в этих стандартах пунктов, запустить этот документ в реализацию невозможно, т.к. описанные в нем требования, ограничения и цели носят слишком абстрактный характер. Например, «графический интерфейс пользователя должен быть удобным и интуитивно понятным», «назначение системы – свести к минимуму число операций, выполняемых бизнес-пользователем вручную», «порядок обработки персональных данных должен соответствовать Законодательству» и т.д. и т.п. Такое ТЗ носит формальный характер и требует уточнения, которое обычно реализуется в виде ЧТЗ или частного технического задания. ГОСТ 34.602-89 отмечает, что дополнительно могут быть разработаны ТЗ на части автоматизированной системы, включая ПО, которые будут уточнять первичные требования.

Разработка ТЗ на информационную систему по ГОСТ и SRS

Код курса
TTIS
Ближайшая дата курса
25 апреля, 2022
Длительность обучения
12 ак.часов
Стоимость обучения
20 000 руб.

На практике, особенно при работе с крупными государственными проектами, в разработке ТЗ чаще всего участвуют управленцы, а не аналитики и специалисты предметной области. Такая ситуация типична для открытых тендеров и конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ. Поэтому первой задачей аналитика после получения подобного ТЗ с очень высоким уровнем абстракции становится его «приземление», т.е. выявление требований и их формулирование в виде ЧТЗ. Чаще всего здесь происходит смена ответственного стейкхолдера: на уровне «головного», т.е. первичного ТЗ мы имеем дело с Заказчиком, а на уровне ЧТЗ – с экспертами предметной области и конечными пользователями продукта.

Например, Заказчик красиво говорит про цифровизацию, единое информационное пространство, сквозную аналитику и 50%-ное повышение прибыли за счет роста производительности труда. А в первом же интервью с Клиентом выясняется, что нужна интеграция существующих информационных систем, регламенты выполнения бизнес-процессов, понятные дэшборды для отслеживания ключевых показателей управленческого учета и операционных метрик, а также автоматизация рутинных задач.

Таким образом, аналитик приходит к необходимости разделять Заказчика и Клиента, решая с первым формальные этапы приемки работы, а со вторым – особенности погружения в результат, включая уточнение требований. Такое разделение не отражается в BABOK®Guide, где под термином Customer обозначен стейкхолдер, использующий продукты или услуги предприятия, имея договорные или моральные права, которые оно обязано соблюдать. Это определение близко к понятию «Заказчик» из гражданского кодекса РФ, который применяет его к узкому кругу сделок на выполнение работ или оказание услуг. Например, договоры подряда, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставка товаров, а также возмездное оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Штурм BABOK за 5 дней — подготовка бизнес-аналитиков к экзамену на сертификат CBAP/CCBA (IIBA® Endorsed Сourse, 40 PD)

Код курса
CBAB
Ближайшая дата курса
4 апреля, 2022
Длительность обучения
40 ак.часов
Стоимость обучения
75 000 руб.

В частности, Заказчиком в проекте разработки ПО может быть государственное предприятие или головной офис крупной корпорации. Заказчиком курса по бизнес-анализу может выступать физическое лицо, которое хочет подарить своему коллеге обучение. Потребителя услуг часто называют Клиентом – тот, кто принимает продукт и тот, чьи потребности он должен удовлетворять. Поэтому требованиям этих стейкхолдеров следует уделить особое внимание, о чем мы поговорим далее.

Что такое ЧТЗ и как его составить

Если понимать под Заказчиком юридическое или физическое лицо, которое выражает пожелания, устанавливает сроки и платит деньги, а под Клиентом – того, кто формулирует требования к результату и принимает его, разделение зон ответственности становится понятнее. Например, в терминах RACI-матрицы Заказчик будет иметь роль Информируемый (Informed, I), а Клиент — Консультирующий (Consulted, C). Подробнее о том, что такое матрица ответственности (RACI) и чем она отличается от таблицы CRUD-операций, смотрите здесь.

Таким образом, в первичном (головном) ТЗ описываются требования Заказчика, которые являются скорее пожеланиями с высоким уровнем абстракции, а в ЧТЗ – непосредственные требования к решению (функциональные и нефункциональные), следующие из бизнес-потребностей и требований Клиента. Именно ЧТЗ чаще всего и представляет собой документ пользовательских требований в форме Use Case, а также описание системных ограничений, зависимостей, доменных сущностей и взаимоотношений между ними, включая UML-диаграммы и прототипы экранных форм, — т.е. все, что необходимо разработчикам для начала реализации. Такое частное техническое задание чаще всего строится по шаблону на основе SRS по ISO IEEE 29148-2018, который я приводила в этой статье.

Разумеется, в ЧТЗ следует сослаться на головное ТЗ. Обычно это делается в начале документа, например, в разделе Введение, пункт «Основание для разработки». Это можно сделать следующей формулировкой:

Основанием для развития является контракт/договор № от _______ года на выполнение работ по _____________________ (далее Контракт). Настоящее Частное техническое задание разработано в соответствии с требованиями Технического задания на выполнение работ по _____________________. Общие требования к системе должны соответствовать Техническому заданию на выполнение работ _______________ (Приложение №__ к Контракту). Специфические требования отражены в настоящем ЧТЗ.

В терминах продуктового подхода можно сказать, что ТЗ – это дорожная карта продукта (Product RoadMap), а ЧТЗ – это план релиза. Или еще одна всем понятная аналогия: ТЗ – это основной Закон (Конституция), а ЧТЗ – это законы Кодексов (Гражданский, Трудовой, Налоговой, Жилищный, Бюджетный, Уголовный и пр.).

В заключение отмечу, что полезно описать в ЧТЗ критерии приемки результатов согласно концепции определений (Definition of Done). Выявить их можно на этапе валидации требований в рамках совместной работы бизнес-аналитика с Клиентом – экспертом предметной области и конечным пользователем продукта. Как сделать это на практике, составить рабочее ТЗ и ЧТЗ, а также разобраться с видами и формами представления требований, вы узнаете на курсе «Разработка ТЗ на информационную систему» в нашей Школе прикладного бизнес-анализа в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве.

Что проверить, насколько хорошо вы усвоили материал этой статьи, мы предлагаем вам самостоятельно выполнить открытый интерактивный тест на знание стандартов разработки ТЗ и спецификации требований к ПО.

А полностью освоить содержание руководства к профессиональному своду знаний по бизнес-анализу, подготовиться к сдаче сертификационного экзамена IIBA по BABOK®Guide на уровни CBAP, CCAB, ECBA, получив необходимые часы профессионального развития, предлагаю авторизованные курсы нашей Школы прикладного бизнес-анализа в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве:

  • Штурм BABOK®Guide за 5 дней: подготовка к экзамену CBAP/CCBA (Endorsed course, 40 часов PD от IIBA)
  • Экспресс-тренинг по BABOK®Guide: подготовка к экзамену ECBA за 3 дня (Endorsed course, 24 часа PD от IIBA)
  • Инструментарий бизнес-аналитика: техники BABOK

ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

↑ Челябинский тракторный завод во время ВОВ

Незадолго до начала Великой Отечественной Войны завод стал выпускать продукцию военного назначения. Первой военной машиной сошедшей с конвейера стал артиллерий тягач «Сталинец-2». А перед самым началом войны завод освоил выпуск знаменитых танков «КВ».

В годы Великой Отечественной войны на заводе наладили производство артиллерийских тягачей и тяжёлых танков КВ-1, про трактора тоже не забывали. После первых неудач советской армии, из городов началась эвакуация заводов. Часть из них эвакуировали в Челябинск. ЧТЗ переименовали в Кировский завод Наркомтанкопрома.

Эвакуированные заводы стали настоящим танковым комбинатом, который в народе прозвали «Танкоград». За годы эвакуации, «Танкоград» выпустил 13 новых типов танков и САУ, шесть новых дизельных моторов. Удивительно, но именно тут, да еще и в годы войны, впервые в мире, поставили сборку тяжелого танка на конвейер.

В период с 1941 по 1945 год завод был награжден Орденом Красной Звезды, дважды Орденом Ленина, Орденом Кутузова I степени. Родина по достоинству оценила трудовой подвиг завода и его работников.

ЧТЗ во времена Великой отечественной войны

В военные годы ЧТЗ был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинск». Такое название завод получил в связи с тем, что в Челябинск были эвакуированы другие крупные заводы со всего союза, всего их было 7, среди них был и ленинградский Кировский завод. Они образовали комбинат по производству танков и военной техники с неофициальным названием «Танкоград». За совсем короткий промежуток времени завод стал одним из основных поставщиков боевой техники и припасов на фронт. На ЧТЗ были созданы совершенно новые виды танков, САУ, танковые дизельные моторы. Во время войны завод неоднократно получал награды всесоюзного масштаба.

Читайте Реактор на быстрых нейтронах БН-800

↑ Челябинский тракторный завод после войны

После войны страна возвращалась к мирной жизни. Тракторный завод вставал на гражданские рельсы. В январе 1946 года с конвейера сошел первый, послевоенный гражданский трактор — «Сталинец-80» (С-80). В дальнейшем, в советский период истории завод наладил серийное производство таких моделей как: С-100, ДЭТ-250, Т-100М, Т-800, ДЭТ-250М2. Тракторы, выпущенные в стенах завода, участвовали в освоении труднодоступных районов. Распашка, земли, освоение целины – везде участвовали трактора ЧТЗ.

Завод в послевоенные годы

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, завод выпускает два новых трактора С-80 и С-100. Спустя 3 года, в 1961, был отправлен на серийное производство трактор ДЭТ-250. В послевоенные годы ЧТЗ продолжал активно развивать и в октябре 1963-го завод запустил выпуск тракторов Т-100М, они имели довольно большую мощность – 108 л.с. Этот экземпляр стал визитной карточкой предприятия, его выпуск был самым массовым за всю его историю (было выпущено свыше 400 тысяч тракторов). Трактор Т-100М имел 22 разновидности конструкции, каждая из которых была предназначена для разных погодных, эксплуатационных и температурных условий. В конце 60-х годов трактор Т-100М был значительно реконструирован, в результате чего с конвейера сошел трактор Т-130.

В 1971 году, впервые в СССР, было создано объединение тракторного и сельскохозяйственного машиностроения «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина». В 82-м году на горе Эльбрус был установлен памятник военному тягачу С-60, который был практически разбит в результате военных действий. ЧТЗ является производителем трактора Т-800, этому трактору нет аналогов во всем мире. Он имеет мощность в 820 лошадиных сил и предназначен для перемещения очень тяжелых мерзлых и каменных пород. В 1990 году эта машина была занесена в Книгу рекордов Гиннеса за чрезвычайно высокую производительность и большие габариты.

↑ Новая история ЧТЗ

После развала Советского Союза ЧТЗ был приватизирован, превращен в акционерное общество. В этом он повторил судьбу большинства заводов и предприятий. ЧТЗ стал называться ОАО «УРАЛТРАК». Спустя четыре года решением акционеров завод опять сменил название на «Челябинский тракторный завод».

В 1998 году в стране грянул невиданный кризис, государство объявило себя банкротом, случился дефолт. Заводу была уготовлена такая же судьба – банкротство. Предприятие было реорганизовано, и восстало из пепла под именем ООО «ЧТЗ-Уралтрак». С тех пор дела на заводе налаживаются. В серийное производство вышел танковый дизель В-92 С2, тракторы Т10, ДЭТ-320, Т10М. В 2011 году ЧТЗ стал частью Уралвагонзавода.

На базе ЧТЗ при поддержке и управлении Уралвагонзавода формируется дивизион тяжелого машиностроения. ЧТЗ – безусловно, лидер рынка, продукция которого пользуется спросом в России, странах СНГ и Азии.

Современный этап

Начиная с 1992 года завод несколько раз менял название. 1 октября 1992 ЧТЗ получил название «УРАЛТРАК», такое решение было принято на совете акционеров. Спустя 4 года завод было снова переименовано на «Челябинский тракторный завод». В 1998-м ЧТЗ стал банкротом и был реорганизован и на его основе появляется новое предприятие: «ЧТЗ-Уралтрак». В последующие годы завод активно работал и в марте 2011-го был фактически выкуплен (63.3% акций) Уралвагонзаводом. В составе этого завода, ЧТЗ должен был стать основным предприятием по выпуску гражданской техники. Завод стал активно заключать экспортные контракты со многими странами мира. За свою историю завод был удостоен множества всесоюзных и российских наград и получил множество международных сертификатов, подтверждающих качество продукции.

Читайте СК Звезда — Будущее российского судостроения

На сегодняшний день, ЧТЗ очень активно развивается и является одним из самых крупных предприятий Российской федерации. Стоит отметить, что со вступлением ЧТЗ в состав Уралвагонзавода предприятие начало более стремительно развиваться. Если говорить о перспективах развития, то последние инвестиции в предприятие составили более 17,5 миллиардов рублей. Деятельность завода активно направлена на выпуск дорожно-строительной техники. В планах завода выпускать 3 тысячи тракторов каждый месяц. В ближайших планах стоит смена устаревшего оборудования на более современное и многофункциональное. Это дает большой простор для размышления инженерам и заводским специалистам. Они смогут проектировать совершенно новую технику.

В 2014 году предприятие испытывало значительные финансовые трудности, но сейчас ЧТЗ исправно платит достойную заработную плату всем сотрудникам. В целом, завод постоянно активно развивается. Экономическая стратегия завода направлена на перестройку и создание эффективного инструмента управления. Завод постоянно осваивает производство изделий, которые ранее поступали извне. Это позволяет значительно повышать качество продукции, а так же расширять масштабы производства. В принципе, такая стратегия прослеживалась на протяжении всей истории Челябинского Тракторного завода.

По современным меркам, ЧТЗ выпускает очень хорошую технику и оборудование, которые отличаются высокой экономичностью, мощностью и комфортабельностью (касается новых тракторов и бульдозеров). Зарубежные эксперты очень высоко оценивают технику Челябинского завода, отмечая, что она уже не уступает закордонным «Катерпиллерам». Сейчас можно сказать, что все перемены и реконструкции, которые проводились не в самые лучшие годы предприятия — принесли свои плоды. ЧТЗ постоянно модернизируется и укрепляет связи со странами дальнего зарубежья.

↑ Продукция ЧТЗ

Челябинский тракторный завод выпускает строительную спецтехнику в большом ассортименте. Техника высочайшего качества и надежности.

Тракторы ЧТЗ:

  • Трактор Т10М (базовая модель)
  • Трактор Т10МБ (болотоходный)

Бульдозеры:

  • Бульдозер Б10М (Механическая трансмиссия
  • Бульдозер Б10М.6100
  • Бульдозер Б10М с гидромеханической трансмиссией
  • Бульдозер Б10М2
  • Бульдозер Б10МБ (болотоходный)
  • Бульдозер Б10М с тяговой лебедкой
  • Бульдозеры Б10М2С и Б12С
  • Бульдозер Б11
  • Бульдозер Б11.8000
  • Бульдозер Б12
  • Бульдозер Б14
  • Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-250М2
  • Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-320
  • Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400

Трубоукладчики:

  • Трубоукладчик ТР20.22.01
  • Трубоукладчик ТР12.22.01

Фронтальные погрузчики:

  • Фронтальный погрузчик ПК70 / ПК70К
  • Фронтальный погрузчик ПК-65
  • Фронтальный погрузчик ПК-55
  • Фронтальный погрузчик ПК-46
  • Фронтальный погрузчик ПК-30

Компакторы:

  • Компактор БКК2

Мелиоративная и лесная техника:

  • Трактор Б10М с мульчером
  • Трактор Б10М с корчевателем
  • Бульдозер для лесного хозяйства
  • Экскаватор траншейный на базе трактора ЧТЗ
  • Каналоочиститель на базе трактора ЧТЗ
  • Кавальероразравниватели на базе тракторов ЧТЗ
  • Бульдозер Б10М с клином-толкателем
  • Трактор Б10М с плугом.

Удивительная логистическая операция по перевозке заводов

В сентябре-октябре 1941 года в Челябинск началась эвакуация двух огромных предприятий — Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины. Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие заводы-гиганты с их многотысячными коллективами в считанные дни «снимали с фундамента», грузили в эшелоны, и через короткое время практически с колес запускали производство за много тысяч километров от места постройки. Такие меры были вынужденными и можно только оценить героизм и стойкость людей, осуществивших столь сложные операции в кратчайшие сроки.

Харьковский моторный завод № 75 эвакуировали под бомбежками фашистской авиации. Это была тщательно продуманная и выполненная с большим героизмом операция. Последний эшелон с заводским оборудованием покинул Харьков 18 октября 1941 года, всего за неделю до того, как в город вошли немецкие танки.

В еще более сложной обстановке велась эвакуация Кировского завода. В октябре-ноябре 1941 года все места на самолетах, уходящих из окруженного гитлеровцами Ленинграда на Большую землю, отдавались рабочим и специалистам Кировского завода, которых затем по железной дороге в срочном порядке направляли в Челябинск. Свыше 15 тысяч работников завода и членов их семей были переправлены на Урал. Эшелоны с ленинградцами приходили в Челябинск с октября по декабрь 1941-го и даже в январе 1942 года. Основной состав ведущих танковых цехов предприятия был укомплектован рабочими и специалистами Кировского завода.

К январю 1942 года на завод прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч – в заводских домах, 3 800 человек — на эвакопунктах — в ФЗУ, заводском клубе и школе №52 (ныне №48).

Условия жизни были неимоверно тяжелыми. Зима, отсутствие топлива, т.к. достать его людям было негде. В заводском поселке прошло шестое (!) уплотнение, все было забито до предела. Не было матрасов, и сотни людей спали в холодных бараках на голых досках. Не хватало столовых, парикмахерских, баня оказалась неспособной обслужить резко возросшее количество людей, негде было починить обувь, одежду. Но все бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Фронт требовал: «Дайте танки! Скорее! Немедленно!».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]