Ходовая часть Т-16 включает в себя передний мост с направляющими колесами и задние ведущие колеса. Ее конструкция дает возможность получать переменную колею для работы агрегата в различных междурядьях, сохраняя просвет и защитные зоны. Основными функциями переднего моста являются обеспечение опоры передней части рамы и обеспечение поворота направляющих колес вместе с рулевой трапецией.
Качание балансирного механизма в вертикальной плоскости обеспечивается за счет шарнирного соединения переднего моста и рамы. Благодаря этому передние колеса приспосабливаются к неровным поверхностям независимо от задних колес. Балансирное устройство представляет собой балансир (рисунок 1, поз. 38) и вставленные в него корпуса поворотных кулаков (поз. 31). Балансир выполнен в виде стальной трубы, к которой в средней части приварен кронштейн оси качания.
Ось качания трактора Т-16 (поз. 36) смонтирована в отверстиях кронштейна балансира и зафиксирована от радиального и осевого перемещения при помощи клина (поз. 37). В трубе балансира с двух сторон установлены корпусы поворотных кулаков, зафиксированные стопорными болтами (поз. 28) с гайками (поз. 29) и контргайками. Кулак полуоси (поз. 30) с полуосью переднего колеса поворачивается во втулках (поз. 32), которые запрессованы в вертикальной плоскости корпуса кулака. В нижнюю часть кулака запрессован шариковый упорный подшипник (поз. 33), который является опорой корпуса кулака через кольцо (поз. 34). Смазка втулок и упорного шарикоподшипника происходит через пресс-масленки (поз. 26). Для того, чтобы предотвратить попадание грязи и пыли на подшипники, в нижнюю часть вертикальной полости корпуса размещено уплотнительное кольцо (поз. 35).
Ступица (поз. 21) переднего колеса осуществляет вращение на оси двух роликоподшипников, которые зафиксированы корончатой гайкой. Диск с ободом (поз. 15) крепится к ступице (поз. 21) колеса болтами (поз. 17) и гайками (поз. 16) с конусными подголовками. На ободе колеса смонтирована шина (поз. 14). На осях кулаков посредством сегментных шпонок (поз. 27) и болтов (рисунок 2, поз. 39) зафиксированы поворотные рычаги (поз. 40, 50), которые соединены между собой внутренней тягой (поз. 41). Наружная тяга (поз. 43) соединяет рычаг (поз. 50) с рычагом-сошкой (поз. 1), смонтированным на шлицевой поверхности хвостовика продольного вала механизма рулевого управления.
Тяги сходны по конструкции. Представляют собой трубы, к которым приварены зажимы (поз. 45) и наконечники (поз. 42) шаровых пальцев (поз. 13). Также в конструкцию входят пружины (поз. 8), сферические шайбы (поз. 10, 11), замки (поз. 9), резьбовые пробки (поз. 7), масленки (поз. 6), резиновые чехлы (поз. 12) и стержни (поз. 44, 49). Стержни в тягах зафиксированы клиновыми пальцами (поз. 46), которые вставлены в отверстия зажимов (поз. 45) и проходят через лыски стержней. Концы стержней, имеющие резьбу, вкручены в наконечники (поз. 48), соединенные с поворотными рычагами через шаровые пальцы. Внутренняя полость наконечников смазывается через пресс-масленки (поз. 6, 47). Для защиты от попадания пыли и грязи внутренняя полость наконечников защищена резиновыми чехлами (поз. 12). Унифицированные шарниры изготавливаются с разовой смазкой, поэтому последующая смазка выполняется только при их ремонте.
Ведущее колесо ходовой части трактора Т-16 представляет собой профилированный обод с надетой покрышкой низкого давления и стальной выпуклый диск. К ступице полуоси ведущие колеса крепятся специальными болтами и гайками с конусными подголовками. Обеспечение хорошего сцепления ведущих колес с грунтом достигается их правильной установкой. Для этого при монтаже заднего колеса нужно убедиться, что выпуклая стрелка с надписью “Направление вращения”, находящаяся на боковой поверхности покрышки, совпадает с направлением вращения колеса, когда трактор двигается вперед.
Т-16/16МГ. Универсальный трактор «попрошайка»
С момента прекращения производства Т-16МГ прошло уже более 20 лет, но до сих пор этот трактор не редкость на просторах нашей страны, особенно – в сельской местности.
Многие хоть раз видели необычный трактор, как правило, с грузовой платформой, расположенной спереди кабины. За эту особенность он получил народное название «попрошайка». Вторым именем, данным народом было – «шассик».
Изначально конструкция Т-16 рассматривалась в качестве самоходного универсального шасси для различных сельскохозяйственных агрегатов. Так как мощность была небольшой, для пропашных работ он не годился, а вот для прополочных, опрыскивателей, кормозаготовки, сельскохозяйственные самопогрузчики, стогометания – вполне.
Работал трактор не только в селе, но и в городе, в основном в качестве техники дорожных и коммунальных предприятий – уборка дороги нанесение разметки, гидравлические подъемники и даже краны – манипуляторы встречались, построенные на его основе.
Несмотря на универсальность этого трактора, чаще всего он использовался как сельский грузовик, с кузовом впереди и отличной проходимостью. Расстояние от земли до самой нижней точки трактора составляет более полуметра. Такое расстояние называется агротехническим просветом, по аналогии с клиренсом у автомобиля. Большим плюсом была еще и маневренность.
Грузоподъемность невелика, 750 килограмм. Да и объемного много не погрузишь, кабина то сзади, но другого подобного грузовика найти сложно.
Производство Т-16 началось в 1961 году в Харькове. Поначалу устанавливался двигатель мощностью всего в 16 л.с. Это двухцилиндровый дизельный мотор, четырёхтактный с воздушным охлаждением. У него есть интересная особенность – предкамерное смесеобразование, в головке блока есть вставки- предкамеры. Поршень тоже не ровный, в его донце сделано углубление.
Коробка передач 7 – ступенчатая механическая, тоже своеобразная – валы в ней расположены поперек относительно продольной оси, а крутящий момент от двигателя передается конической шестернёй. Вот как это выглядит на схеме.
Такая конструкция позволила сделать трансмиссию очень компактной. Интервал скоростей – от 3.7 км/час до 19.5 км/час. Реверсная передача была всего одна. Так же есть вал отбора мощности.
Рулевое управление могло быть как механическим, так и гидравлическим, где передние колёса поворачивались гидроцилиндром.
Т-16 производился 6 лет, с 1961 по 1967, затем появилась модификация Т-16М, с более мощным мотором в 25 л/с, благодаря чему расширился диапазон скоростей – от 1.6 км/час (появился демультипликатор) до 23 км/час. На этой модификации появилась и простенькая кабина- каркас.
С середины восьмидесятых появилась обновленная версия Т-16МГ. Мотор усовершенствовали, хотя мощность осталась прежней. Скорость выроста до 40 км/час, появилось три вала отбора мощности, и более удобная, (если вообще это слово к ней подходит), кабина. Последние «попрошайки» покинули заводские ворота в 1995 году.
Рис.1 — Передний мост трактора Т-16
1 – рычаг-сошка рулевого управления; 2, 5 – передние колеса; 3 – шайба опорная; 4 – втулка оси качания; 6, 24, 26 – масленки; 7 – пробка; 8 – пружина; 9 – шайба замковая; 10 – шайба сферическая малая; 11 – шайба сферическая большая; 12 – чехол; 13 – палец шаровый; 14 – шина переднего колеса; 15 – диск и обод переднего колеса; 16 – гайка; 17 – болт; 18 – груз; 19, 20 – болт; 21 – ступица переднего колеса; 22 – гайка; 23 – колпак; 25 – кольцо уплотнительное; 27 – шпонка сегментная; 28 – болт специальный; 29 – гайка; 30 – кулак полуоси; 31 – корпус кулака; 32 – втулка; 33 – подшипник; 34 – кольцо; 35 – войлочный сальник; 36 – ось качания; 37 – клин оси качания; 38 – балансир в сборе.
КАК ПЕРЕДЕЛАЛ Т-16 И ЕЩЕ РАЗНЫЙ САМОДЕЛЬНЫЙ СХ ИНВЕНТАРЬ И ПРОЧЕЕ
вот фото что у меня получилось! что скажете?
Оригинально)) впринцыпе пока что лучшего варианта я не видел так что зачет.
а с чего стекла и размер если можно
навеска вызывает большой интерес
а под капотом что?
И капот из крышки киргизстана смотрится прикольно!
Под каподом у меня гидробак от комбайна НИВА топливный бак от УАЗ 452 ГУР убрал сделал механический от ЗИЛ 157 гидронасос двойной болгарский пока работает один насос скоро поставлю еще один распределитель на погрузчик КОВШ.Ивключу второй насос Так пойдем дальше Кабина от КСК 100 установлен задом на перед. рама от навоза раздатчика летом будет фото всех навесных орудий , сейчас все заляпано снегом .
Ктрактоу имеется ПЛУГ 3 корпусныйсамодельный соспец бороной . дисковая борона . косилка от ТЗ 4К 14 отличная косилка в 100 раз лучше наших косилок подьем гидравлический .Гребалка .Борона навесная с тремя боронами .Имеется ковш отпогрузчика ПЭ 08 вработе не проверял весной попробую грузить навоз . пока хватит .
Самодельная рама закреплена за переднюю раму и с верхней стороны на тросе с регулировочнм винтом о по обе стороны трактора винты от поворотных рычагов ДТ 75 .бортовые раму держат чтоб рама не упала на землю
Модернизация трактора Т-16
Каждый человек, который работает в сельском хозяйстве, понимает важность использования вспомогательной техники, которая будет помогать выполнять различные погрузочно-разгрузочные работы, а также, в комплекте с прицепным оборудованием, будет помогать механизации различных растениеводческих, животноводческих и садоводческих задач.Инженеры-конструкторы, понимая важность задачи, давно создают для сельского хозяйства технику, способную в разных климатических условиях круглогодично выполнять различные сельскохозяйственные работы, в том числе, используя комплекты навесного и прицепного оборудования.
Из инженерных разработок, в сельском хозяйстве используется трактор, обычно используемый в качестве транспортного средства или тягача. С помощью трактора вспахивается земля, перемещаются различные несамоходные сельскохозяйственные орудия труда и машины. Трактор, с помощью устанавливаемых на него навесных и прицепных инженерных приспособлений, кроме сельскохозяйственной промышленности, также широко используется в строительной отрасли промышленности.
Тюнинг с навесным оборудованием
Конечно, тюнинг трактора Т-16 часто подразумевает замену вспомогательных навесных механизмов. К ним относят следующие виды оборудования:
- грузовая самосвальная платформа;
- мотопила;
- погрузчики разных видов;
- грейдерная лопата;
- экскаватор;
- щетка для очистки дорожных покрытий;
- компрессорная станция;
- сенокосилки;
- стогометатели;
- опрыскиватели;
- др.
Все это в сумме обеспечивает трактору Т-16 широкий круг применения в строительной и сельскохозяйственной областях. Спектр работ — очень широкий, благодаря чему агрегат стал крайне популярным среди фермеров, сельских жителей и строителей.
Важно, что проблем в приобретении навесного и прицепного оборудования для тюнинга трактора Т-16 нет, так как его можно купить у специализированных компаний и даже на строительных рынках. При этом конструктивные особенности в случае необходимости позволяют с легкостью выполнить и ремонтные работы.
Основой трактора Т-16 служит самоходное шасси ДСШ-14. Первоначально конструктивный элемент выпускался на Харьковском заводе. Предполагал оснащение двухцилиндровым дизельным двигателем с мощностью на 16 л. с. Далее происходила модернизация машины.
Трактор т 16 навесное оборудование:
На имеющиеся места креплений можно установить различные типы вспомогательного оборудования: грузовая самосвальная платформа, погрузчики различных типов, мотопила, грейдерная лопаты, щетка для чистки дорог (устанавливаемая под рамой), экскаватор, компрессорная станция, стогометатель, сенокосилки, опрыскиватели и др.Трактор Т-16 очень удобен для использования сельскохозяйственными и строительными бригадами. Перевозка урожая, стройматериалов, привод в действие различных сельскохозяйственных и строительных (лебедка, агрегат для сварки, циркулярная пила) механизмов – это лишь небольшой перечень работ, выполняемых с помощью этого трактора.Многие фермеры и сельские жители признают, что трактор Т-16 самый универсальный и полезный сельскохозяйственный механизм из всех имеющихся тракторов небольшой мощности.
Запасные части, навесное и прицепное оборудование на трактор Т-16 несложно купить на любом специализированном рынке и производство ремонта в случае поломки обходится недорого. Неприхотливый в использовании, удобный в ремонте и весьма надежный трактор Т-16 давно завоевал всенародное признание и ласковые прозвища («шайтан, «попрошайка» и т.д.) и применяется во многих автодорожных, коммунальных предприятиях и организациях, а также в фермерском и домашнем хозяйстве сельских жителей.
Основой разработки трактора Т-16 послужили самоходные шасси ДСШ-14, которые выпускались на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (Украина) с 1961 по 1967 годы. Он оснащался дизельным двухцилиндровым мотором мощностью 16 л.с., водительское место находилось сзади, открытое (без кабины, навеса). Разрабатывался агрегат на раме шасси предусмотрены места для установки разнообразного съемного оборудования, под рамой размещается сенокосилка, культиватор. Успешно применялся в сельской местности в качестве небольшого грузовика с повышенной проходимостью.
Немного о тракторе Т-16
Вследствие сезонности сельскохозяйственной деятельности, а также необходимости проработки больших объемов земель к трактору Т-16 предъявляется набор определенных требований, которые подразумевают возможность простого и своевременного ремонта и технического обслуживания прямо в полевых условиях. Все прицепные и навесные механизмы должны легко переоборудоваться.
Не менее важно учитывать, что трактор Т-16 должен перемещаться на низких и сравнительно высоких скоростях. Сама модель первоначально должна была использоваться на овощеводческих хозяйствах. Поэтому применялись такие приспособления как пропашные культиваторы, опрыскиватели, уборочные механизмы. Установка не представляла сложностей, благодаря чему трактор стал использоваться и для выполнения более широкого ряда работ.
Дополнительно следует перечислить модификации трактора Т-16, которые тоже стали фрагментом тюнинга со стороны производителя. В первую очередь, произошло изменение кабины, которая ранее была открытой, а затем стала закрытой. Это позволило выполнять перевозку грузов разного назначения, а также производить монтаж нового дополнительного оборудования.
Главной особенностью трактора Т-16 считается его универсальность при работе с разного вида грунтом. Это связано с тем, что колеса не повреждают земляное покрытие. Такие процессы с повреждениями обычно происходят при использовании большинства других тракторов гусеничного типа. При этом мощность двигателя используется в системе спецтехники рационально. Присутствует 3 различных мощностных режима.
Конструкторским бюро завода проводились модернизации трактора Т-16.
-В 1967 году провели модернизацию самоходного шасси, которое получило дизельные двигатель воздушного охлаждения, мощностью 25 л.с., новую коробку передач и обозначение Т-16М, на нем уже устанавливалась каркасная кабина. Увеличилась и грузоподъемность за счет применения колес увеличенного типоразмера. Установленная коробка передач позволяла понижать скорость движения до 1,6 км/ч. Такое преимущество давало возможность неограниченного применения не только в сельском хозяйстве, но и на других работах. -С 1986 года приступили к выпуску модернизированного самоходного шасси Т-16МГ, на котором установлена полноценная кабина и улучшенный дизельный двигатель Д-21А1, мощность оставили прежнюю — 25 л.с. Улучшения коснулись многих узлов и механизмов, выросла надежность агрегата. В 1995 году прекращен выпуск трактора Т-16МГ. Дальнейшее усовершенствование самоходного шасси проводится только владельцами техники. Их усилия направлены на изготовление универсального дополнительного оборудования, которое устанавливается и успешно эксплуатируется.