Трактор Беларус 80.1/80.2/82.1/82.2/82Р. Руководство — часть 1

  • Главная
  • Медиа-центр
  • Статьи
  • Устройство трактора МТЗ-82

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

16.04.2021

Тракторы МТЗ-82 используются в различных сферах деятельности и являются одними из наиболее распространенных в своем классе. Объясняется такая ситуация хорошей производительностью, высокой надежностью силового агрегата, тщательно продуманной конструкцией, универсальностью и длительным сроком службы. Еще один важный момент — это ремонтопригодность тракторов Беларусь. По этому критерию техника белорусского производства считается лидером, и обуславливает массовость выпуска транспортного средства, а также большой выбор оригинальных и качественных запчастей, комплектующих и расходников и доступной их стоимости.

Особенности конструкции ходовой части

Трактор МТЗ-82 был создан на базе Беларусь-52 и имеет некоторые конструктивные сходства со своим более ранним предшественником. Но несмотря на это, МТЗ-82 можно смело назвать уникальной сельхозтехникой. Главными преимуществами в сравнении с ранней моделью являются:

  1. Возможность понижать количество оборотов выходного вала с помощью редуктора в КПП, повышая крутящий момент. Благодаря этому значительно улучшается проходимость техники по бездорожью, а также позволяет передавать вращательный момент на ВОМ.
  2. Наличие ходоуменьшителя. Его использование дает возможность увеличить количество передач до 11 (2 для движения назад и 9 вперед), а также улучшить скоростные показатели. Понижающий редуктор позволяет увеличить количество передач в 2 раза.
  3. Вал отбора мощности — 2-х скоростной. Благодаря такому оснащению можно значительно расширить перечень используемого навесного оборудования, делая технику многофункциональной и универсальной.
  4. Сочетание хорошей проходимости с более высокой частотой вращения коленвала.

Устройство трактора МТЗ-82 выполнено на базе полурамной конструкции, представляющей собой 2 швеллера, которые спереди соединены литым брусом. Каркас трактора является жестким и включает следующие элементы:

  • КПП;
  • корпус заднего моста;
  • 2 бруса — продольный и поперечный;
  • блок муфты сцепления.

Благодаря такой конструкции подвески процесс снятия и установки двигателя, а также агрегатирования навесного оборудования существенно упрощается и занимает гораздо меньше времени.

Технические параметры, эксплуатационные характеристики


Универсальность и многофункциональность в применении трактору обеспечили следующие технические характеристики (приведены параметры и описание для выпускаемой модификации):

  1. Тяговый класс – 1,4
  2. Привод – полный (4х4).
  3. Грузоподъемность – 3,2 т.
  4. Двигатель: модель – Д-243.
  5. тип – четырехцилиндровый дизель, с непосредственным впрыском топлива, без турбонадува и жидкостным охлаждением:
  6. мощность – 81,0 л. с.,
  7. объем двигателя – 4,75 л,
  8. норма расхода топлива – 230 г/(кВт·ч),
  9. вес – 0,43 т.
  • Габаритные размеры:
      база колесная – 2,45 м,
  • ширина – 1,98 м,
  • длина – 4,12 м,
  • высота – 2,80 м,
  • агропросвет – 0,65 м,
  • радиус разворота – 4,50 м.
  • Трансмиссия:
      КПП – механическая, ступенчатая,
  • количество передних передач – 18,
  • количество задних передач – 4,
  • сцепление – с одним диском, в сухом исполнении,
  • блокировка дифференциала заднего моста – гидравлическая,
  • скорость наибольшая (наименьшая):
  • переднего хода – 34,40 (1,90) км/час,
  • заднего хода – 9,22 (4,09) км/час.
  • Гидравлическая система:
      тип – универсальная, агрегатно-раздельная,
  • производительность – 45 л/мин,
  • наибольшее давление – 20 МПа,
  • объем – 25 л.
  • Стандартный размер шин:
      на переднем мосту – 11,20-20.
  • на заднем мосту – 15,5R38.
  • Общие данные:
      вес – 3,5 т,
  • объем баков – 130 л,
  • колея колес (мин., макс.);
  • передняя – 1,43 – 1,99 м,
  • задняя – 1,40 – 2,10 м.
  • Заложенные в конструкции технические характеристики, эксплуатационные параметры позволяют высококачественно выполнять сельскохозяйственные работы и другие механизированные операции.

    Ходовая трактора МТЗ-82: основные элементы и их назначение

    В конструктивном плане ходовая часть данной модели выполнена в виде тележки, состоящей из сборочных единиц, узлов, механизмов и отдельных деталей, предназначенных для передвижения сельхозтехники: колесная база, неведущий мост, остов (основание, где собраны все элементы конструкции).

    С передней части остов оснащен цилиндрическими пружинами, которые находятся в шкворнях переднего моста. Полурама состоит из 2-х лонжеронов и прочного металлического бруса, зафиксированного болтами. К задней части лонжеронов с помощью сварки прикреплены кронштейны, соединяющие данную конструкцию с корпусом механизма сцепления. Передний брус служит для установки жалюзи силового агрегата, ГРУ колес, опоры двс, масляного и водяного радиаторов.

    Приспособление переднего привода от коробки переключения передач подсоединяется к переднему мосту. Это дает возможность обеспечить синхронное вращение всех колес независимо от скорости движения техники.

    Неведущий передний мост МТЗ-82 является опорой передней части сельхозтехники и вместе с механизмом РУ (рулевое управление) обеспечивает направленное движение трактора через передние колеса.

    Рассматривая устройство трактора Беларусь, более подробно следует остановиться на конструкции переднего моста, состоящей из таких элементов:

    • Трубы.
    • Тарельчатые пружины.
    • Штифт стопорный;
    • Втулки и вал поворотной цапфы.
    • Ось качания.
    • Диск.
    • Ступица.
    • Обод.
    • Брус полурамы.
    • Пружины подвески.
    • Козырек (защитный).
    • Балка моста.
    • Полуось.
    • Клеммные болты;
    • Кронштейны.
    • Масленка ступицы.
    • Вкладыши.
    • Пробка с резьбой.
    • Чехол.
    • Шайба опорная.
    • Втулка.
    • Колпак.
    • Подшипник упорный.
    • Палец шаровой.
    • Крепежные элементы.

    Балка моста расположена между 2-х проушин бруса полурамы и соединяется с ним через ось качения. Также она соединена с трубками поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции.

    Трубы вставляются в балки переднего моста, а к ним приварены 2 кронштейна. Трубы зажаты двумя болтами клеммного зажима (каждая). Особенностью конструкции труб является наличие в них 6-ти сквозных отверстий, которые расположены в 50-ти миллиметрах одно от другого. Они используются для размещения штифта, регулирующего ширину колеи. Осуществляется посредством перемещения выдвижной трубы по отношению к балке.

    Шарнирное соединение дает возможность балке моста осуществлять вертикальное качание (в пределах 10 градусов) и благодаря этому дает возможность передним колесам приспособиться к особенностям рельефа, а также значительно смягчить воздействие неровностей дороги на остов трактора. Ось качения для предотвращения изменения положения и проворачиваний стопорят штифтом.

    Конструктивными элементами поворотной цапфы являются полуось и шкворень. Последний запрессован в соответствующее отверстие на полуоси, а снизу еще и приварен. Вал проворачивается на 2-х втулках, которые находятся в кронштейне кулачка. Нижняя втулка размещена в отверстии кронштейна и прикручена двумя болтами, а верхняя запрессовывается в него.

    Передача вертикальных нагрузок техники на поверхность грунта осуществляется через колеса с шинами. Кроме этого, ведущие колеса преобразуют мощность силового агрегата, передаваемую на них через трансмиссию, в поступательное движение, выполняя таким образом роль движителя.

    Конструктивно колесо состоит из неразъемного стального обода и жестко прикрепленных диска и резиновой шины, наполненной воздухом или жидкостью. Последняя фиксируется на ободе колеса, который выполняет роль основания. Крепление колеса к ступице выполняется с использованием диска.

    Ступица вылита из чугуна и выполнена в форме отливки, с расточкой для установки подшипников и фланцем, в который запрессованы болты, предназначенные для фиксации колесного диска. Вращение ступицы осуществляется на 2-х конических подшипниках (роликовые). Наружные обоймы запрессованы в расточки, а внутренние размещены на полуоси. Фиксация подшипников производится с помощью гайки, которая накручена на полуось (резьбовое соединение). Чтобы не допустить проворачивание шайбы на полуоси и отвинчивание гайки, между ней и подшипником устанавливают специальную шайбу с усиком, который входит в паз.

    Нагрузка с остова на переднее колесо передается через пружину и кронштейн, сначала на шарикоподшипник, а затем через шайбу и вал поворотной цапфы.

    В МТЗ-82 к дискам задних колес, там где они крепятся к ступице, приваривают кольцо. Благодаря этому повышается их прочность и усиливается конструкция. Крепление дисков передних колес осуществляется с помощью болтов, которыми они прикручиваются к приваренному (к ободу) кронштейну.

    Устройство Д-240

    «Объём» тракторного мотора этих моделей 4.75 литра. Старт мотора производится двумя разными способами: либо при помощи дополнительного пускового двигателя, либо электростартером, что зависит от конкретной модификации трактора. Кроме того, некоторые версии (особенно трактора, поставляемые в северные регионы России) оснащаются специальным подогревателем пуска — ПЖБ-200Б.

    Основой механизма этого мотора (кривошипно-шатунного) являются поршни. При работающем двигателе газовое давление и инерционные силы заставляют поршневой двигатель совершать динамичное движение, изменяясь в соотношении поворота коленвала. Собственно, именно отсюда и возникает великолепная тяга этого не самого мощного дизельного мотора, достойно выполняющего тяжелые работы.

    Модификации трактора

    Модельный ряд популярного белорусского трактора, кроме классической универсально-пропашной МТЗ-82, включает в себя следующие модификации:

    • 82.1-23/12 — с увеличенной кабиной и колесной базой;
    • 82.1 — с кабиной большего размера;
    • 82Н и 82К — спецтехника, предназначенная для эксплуатации на склонах и в условиях холмистой местности;
    • 82Р — сельхозтрактор, приспособленный специально для работы на рисовых полях и сбора урожая;
    • 82Т — техника адаптированная для сбора урожая дынь, арбузов и других бахчевых культур.

    Внешнее и внутреннее оборудование

    Внешние и внутренние системы МТЗ – комплекс оборудования, не принимающего непосредственного участия в полезной работе трактора, но способного повысить его эксплуатационные параметры, комфорт и безопасность.

    Электрика

    Электросистема предназначена для пуска мотора, питания устройств и приборов, а также обеспечения нормального функционирования транспортного средства в ночной период. В тракторах данной модели используется напряжение постоянного тока в 12 В, а все приборы соединены посредством однопроводной схемы, где роль второго провода выполняет масса трактора, к которой и подключаются отрицательные клеммы.

    Электрооборудование МТЗ-80 включает в себя:

    • Электроисточники;
    • Пусковой комплекс двигателя;
    • Освещение и световая сигнализация;
    • Сеть электродвигателей;
    • Контрольно-измерительные приборы;
    • Дополнительные устройства.

    Освещение

    Трактора МТЗ обладают большим количеством самых разных осветительных приборов, в том числе:

    • Транспортные и технологические фары;
    • Габаритные огни;
    • Внешняя световая сигнализация;
    • Проблесковый маячок.

    Топливная система

    Комплекс подачи топлива – один из важнейших компонентов силовой установки, в функции которого входит строго дозированная подача горючего в нужный момент и с требуемым давлением. Основными составлявшими тракторной топливной системы являются ТНВД, топливный фильтр и форсунки.

    Работа же топливного комплекса осуществляется следующим образом – одновременно с включением зажигания насос закачивает топливо внутрь системы. Проходя через топливный фильтр, оно очищается и поступает в систему впрыска, с последующим распылением и формированием топливно-воздушной смеси.

    Навесное оборудование для МТЗ-82

    Изначально устройство трактора Беларусь данной модели было рассчитано на возможность использования большого количества видов навесного оборудования. Со временем перечень таких механизмов только расширялся. Сегодня выбор навесных приспособлений для трактора практически ничем не ограничивается, вот основные из них:

    • Отвалы и щетки.
    • Экскаваторный ковш.
    • Погрузчик фронтальный.
    • Культиваторы.
    • Фрезы.
    • Сеялки.
    • Плуги.
    • Сажалки.
    • Грабли.
    • Сенокосилки.
    • Пресс-подборщики и многое другое.

    Такой большой и разнообразный ассортимент применяемого оборудования обусловлен использованием 3-х точечной системы крепления, которая отлично зарекомендовала себя в процессе эксплуатации и в настоящее время считается наиболее надежной среди всех применяемых на сельскохозяйственных машинах высокого тягового класса.

    Каталог запчастей малой кабины

    Маленькая кабина устанавливалась на трактора Беларусь в период сначала выпуска модели вплоть до 2000 года. Кроме меньшего размера, отличительными особенностями узла являются штампованные, сварные и обтекаемые формы элементов каркаса и крыши. Остекление кабина имеет в верхней своей половине и нижних фронтальных частях. Нижняя часть дверей закрыта штампованным глухими элементами листового металла. Двери открываются в сторону хода движения, что несколько не удобно для посадки водителя.


    Кабина малая 70-6700010

    Основными недостатками трактора с малой кабиной являются: малая обзорность и низкая посадка водителя, снижающие комфорт контроля проведения операций трактором в составе агрегатов; малый внутренний объём салона также стесняет эргономику управления.


    Схема малой кабины


    Список сборочных частей

    Вместе с перечисленными недостатками малая кабина популярна для использования трактора при заготовке леса. Малые габариты и отсутствие остекления в нижней части более адаптированы для работ в лесных условиях.


    Стёкла малой кабины


    Список остекления малой кабины

    В зависимости от размера используемых шин Беларус с малогабаритной кабиной ниже Беларуса с большой унифицированной кабиной на 310 -330 мм, где общая высота малогабаритного МТЗ 80 — 2470 мм, а трактора с большой обзорной кабиной -2800 мм.


    Двери малой кабины


    Список сборочных частей

    Требования по техническому обслуживанию ходовой трактора МТЗ-82

    Несмотря на высокую степень надежности и прочности, ходовая часть сельскохозяйственного трактора нуждается в периодическом осмотре и техобслуживании. Последнее заключается в выявлении неисправных и изношенных деталей и их своевременной замене. Устройство трактора МТЗ-82 спроектировано таким образом, чтобы обслуживание данного узла могло осуществляться максимально просто и быстро. Согласно регламенту, рекомендованному производителем, ТО должно производиться с такой последовательностью:

    • упрощенное через каждые 60 ч;
    • стандартное через 240 ч;
    • капитальное через 960 ч.

    Выполнение этих рекомендаций позволит избежать серьезных поломок и длительных простоев техники.

    Где используется

    Беларус имеет универсальное предназначение в выполнении сельскохозяйственных работ. В каталоге от производителя подробно расписаны основные функции трактора. Конструкция техники позволяет:

    1. Заниматься обработкой почвы: пахать почву, культивировать, бороновать. Все что потребуется, это прицепить необходимое орудие труда.
    2. Вносить удобрения при помощи разбрасывателя, которые прикрепляется к трактору.
    3. Обрабатывать овощные, ягодные, фруктовые культуры от вредителей и болезней при помощи распрыскивателя ядохимикатов.
    4. Перевозить овощи, зерновые в прицепе.
    5. Осуществлять погрузку, разгрузку при помощи ковша.
    6. Зимой чистить снег.
    7. Косить траву при помощи роторной косилки.
    8. Использовать трактор для переработки веток в щепки, при помощи дробилки.

    Детальное устройство Д-240

    На схеме ниже, видно детали мотора Д-240 в продольном разрезе, где перечислен полный набор составляющих, мы же лишь составили список этих деталей:

    1. Картер.
    2. Задник (задний лист).
    3. Маховик.
    4. Горловина для заливки масла.
    5. Топливный фильтр грубой очистки.
    6. Очиститель воздуха.
    7. Выпускной коллектор.
    8. Головка цилиндров.
    9. «Дыхательный» клапан (он же сапун).
    10. Электрофакельный подогреватель и его бачок.
    11. Разумеется, генератор.
    12. Термостат.
    13. Водяной насос.
    14. Вентилятор.
    15. Ремень привода вентилятора.
    16. Передняя опора.
    17. Центробежный фильтр масла.
    18. Линейка измерения масла.
    19. Насос для топлива.
    20. Форсунка (непосредственный впрыск топлива).
    21. Устройство экстренной (аварийной) остановки двигателя.
    22. Впускной коллектор.
    23. Топливный фильтр тонкой очистки.
    24. Стартер.

    Всегда в работе или советы и тонкости Д-240

    На самом деле, совет всего один, но важный. Если вы желаете, чтобы МТЗ — 80 (82) и другие его модификации работал, как швейцарский хронометр, необходимо самое малое — проводить регулярный осмотр всех систем двигателя для профилактической поддержки.

    Для тракторов этой марки предусмотрена специальная трёх номерная система осмотра:

    1. Каждые 60 рабочих часов.
    2. Каждые 240 часов.
    3. И каждые 960 часов.

    Выполняя своевременное обслуживание, мотор Д-240 очень долго останется послушным и безотказным в любом деле.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]