Подъём своими силами на башенный кран
Насколько я знаю, мой знакомый работает на высоте 60-70 метров, точнее не скажу, поскольку не заострял внимание на этом. Но вот что я знаю точно, это то, что он самостоятельно поднимается на такую высоту по внутренней лестнице крана и единственная защита от того, чтобы он не свалился вниз, это непосредственно стены самой конструкции.
Если честно, я всегда раньше думал, что у крана есть какой-то лифт или подъёмник для крановщика. Оказывается я ошибался и 90% всех высотных кранов не имеют таких подъёмников, поскольку это дорого и не очень удобно. Не буду вдаваться в подробности об этой опции, если интересно, то погуглите и найдёте ответы на этот вопрос, почему не ставят лифты.
Так вот, поскольку приходится работать на высоте крайне долго и спуск вниз бывает раз за смену на обеденный перерыв, а иногда и его не бывает, поскольку стоимость аренды крана крайне высока и многие работают без долгих перерывов на обед или обедают наверху. В связи с этим, мой знакомый тащит с собой на верхотуру рюкзак с продуктами и всем самым необходимым для жизни. Иногда вес такой поклажи достигает до 20 кг.
Куда ходят крановщики в туалет, работая наверху
Как говорит мой знакомый крановщик, у него вполне себе большая и уютная кабина, в которой есть даже шкаф для одежды и стол с чайником. Но вот туалетной кабинки или биотуалета не предусмотрено. Отсюда возникает главный вопрос, что делать, если сильно приспичит во время работы, куда бежать? На этот вопрос мой друг спокойно ответил,
что для экстренных случаев у него есть большая пластиковая бутылка на 2 литра и хороший, плотный пакет на зип замке. В общем вы всё сами сейчас поняли. Работают старые проверенные временем способы.))
Если честно вам сказать, мне наверное понадобился бы пакет ещё на полпути к кабине.)) Я не очень дружу с высотой и даже испытываю чувство дискомфорта, когда прихожу к знакомым на 16 этаж, уже не по себе. А тут работать на 70 метровой высоте, когда тебя периодически шатает, ну такое себе удовольствие. А вы что скажите, пошли бы в крановщики?
Чем занимается крановщик
Машинист крана располагается в специальной кабине и управляет оборудованием для выполнения подъемно-транспортных работ. Делать работу ему чаще всего приходится, находясь на значительной высоте (от 20 до 200 метров). Это не касается автокрановщиков, кабина которых расположена на поворотной платформе.
Крановщик всегда работает в команде со стропальщиками. Находясь в своей кабине, он должен точно понимать сигналы рабочих. От правильных или неправильных действий машиниста крана во многом зависит скорость выполнения поставленных задач, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому его работа весьма напряженная и требующая отлаженного взаимодействия с коллективом.
Моя работа: какие кошмары мучают крановщиков и для чего им турник в кабине?
Рассказываем о профессии «Машинист башенного крана».
Наша героиня — ижевчанка Анастасия Змеева, второй год работает на стройке крановщицей и может «одной левой» поднять 7-тонный груз. Их бригада строит дома и торговые центры. Сейчас возводят высотку на перекрестке улиц Клубной и Драгунова. Девушек в профессии — единицы.
Во время сильного ветра кран раскачивает с амплитудой в метр!
Раньше Настя работала продавщицей. Зарплата маленькая, должность материально ответственная, и тяга к высоте не покидала.
— Я прошла курсы в училище, — говорит Настя. — Сначала выучилась на машиниста козлового и мостового крана (их высота примерно 30 м), затем — на башенный кран (высота в среднем 50-60 м).
Получить «корочку» по специальности «крановщик» могут все. Например, курсы в учебном центре при Спецстрое России длятся 2 месяца. Обучение стоит 12 тысяч рублей. Но допустят работать не каждого. Отбор, как у космонавтов!
– На медосмотре проверяют вестибулярный аппарат — несколько минут крутят на кресле, затем нужно встать и, не пошатнувшись, пройти по прямой, — делится крановщица. — Сошел с дистанции — на высокий кран работать не пустят. Зрение должно быть отличным, но с линзами тоже можно. И, конечно, будущий крановщик не должен бояться высоты.
Сейчас строители к крановщице уже привыкли.
— Поначалу рабочие-узбеки меня фотографировали постоянно, — вспоминает Настя. — Я тогда еще блондинкой была, на 100-тонном кране — для них в диковинку.
Медосмотр у крановщиков, как у космонавтов! Нужен хороший вестибулярный аппарат и отличное зрение.
Крановщик весь день проводит в кабине машины. Обычно смена длится 8 часов с перерывом на обед. Но, когда работы много, приходится засиживаться и до ночи. Рассказывает второй наш герой.
Крановщик поднимается в кабину дважды: утром и после обеда. Весь путь — по обычной лестнице. Никаких лифтов и страховки!
— Моя кабина находится на высоте 70 метров — на уровне 19-го этажа, — объясняет Настя. Первые дни забиралась по полчаса. Но сейчас приноровилась. Прихожу на работу, включаю музыку в наушниках, за одну песню взбираюсь наверх. Спускаюсь за две минуты. Мы со строителями как-то на спор засекали — уложусь я в это время или нет.
Чтобы день прошел удачно, у Александра есть традиция.
— Я всегда с краном здороваюсь. Говорю: «Привет, дорогой, как спалось?», — делится крановщик. — Этот кран для меня, как родной: я получил диплом, пришел сюда работать, а его тогда только привезли с завода.
Как должна выглядеть кабина по ГОСТу
Внутренняя высота кабины выполняется в размере не меньшем 1,8 метров, а ее желательные минимальные длина и ширина – соответственно 2 метра и 1,1 метра.
Важно, чтобы размеры сохранялись минимальными. Но также важно учесть, что от стесненного помещения работник будет уставать быстрее, поэтому ему нужно пространство, чтобы периодически он мог выпрямиться и расслабить мышцы.
Площадь кабины должна обеспечивать свободный доступ к оборудованиям и давать возможность находиться в ней как крановщику, так и еще одному человеку (это может быть слесарь, стажер).
Внешний вид кабины мостового крана. Производитель: ООО “Подъемтрансмаш”
Расположение кабины в кране должно быть таким, чтобы сидя в кресле, крановщик мог вести наблюдение за грузом и крюковой подвеской на протяжении всего времени работы крана. Важно, чтобы углы зрения, считая от плоскостей, которые проведены от уровня глаз, были от горизонтальной к верху – 60 градусов, к низу – 90 градусов; от вертикальной – 135 градусов в обе стороны.
Кабины открытого типа должны быть со сплошным ограждением со всех сторон с высотой не меньше 1 метра. Ограждение может быть сделано из прочного прозрачного материала (скажем, сталинита), который хорошо противостоит механическим ударам. Остекляя закрытые кабины безосколочным стеклом в стороне обзора, важно учитывать один типоразмер стекол.
Расположение и количество фрамуг, которые удерживаются в открытом или закрытом положениях, должны осуществлять возможность выполнять протирку поверхностей стекол снаружи из кабины. Остекление кабин кранов, которые работают на открытом воздухе, предполагают солнцезащитные щитки. Те кабины, которые подвешены к тележкам, должны иметь зеркала для наблюдения заднего плана. Нижние стекла, на которые стает крановщик, должны защищаться решетками.
Дверь в кабину изготовляется раздвижной или распашной, причем вторая должна открывать во внутрь кабины. Размер дверного проема должен быть не меньше 1,8 на 0,5 метров и обязательно герметичным (для воспрепятствования влаги и пыли).
Размещенная под галереей моста, кабина должна сообщаться с лестницей. В подвешенной к тележке кабине вход допускается через наружное ограждение лестницы или настил тележки. Пол в кабине выполняют в виде деревянного настила или иного металлического настила, покрывается ковриком из резины.
Размер коврика должен быть не меньше 0,5 на 0,7 метров. Укладывать их нужно исключительно в местах обслуживания электрооборудования. Внутренняя облицовка стен делается из хорошо моющихся светлых материалов. Освещение кабины выполняют с помощью лампы с матовым плафоном, которые исключает блики на остеклении.
Утройство кабины мостовых кран-балок
У панорамной кабины форма восьмигранной пирамиды или усеченного конуса, подвешивается кабина к мосту за проушины, которые прикрепляются на ее верхнем поясе. Через катки на нижнем поясе опирается платформа с креслом-пультом на ней. Платформа (или в отдельных случаях кресло) совершает поворот на 90 градусов в обе стороны крановщиком с помощью отталкивания руки или ноги от ограждения кабины. Платформа каждые 30 градусов фиксируется приводом от педали. Ток к пульту поступает через гибкий кабель, который располагается под дном кабины. Вход расположен сбоку или сверху.
Влюбилась сразу
«В 18 лет я окончила белгородское ПТУ № 17, обучение заняло год, потом сразу пришла работать на башенном кране. С тех пор уже 33 года не меняю профессию. До Белгорода я жила в Волгограде и никогда не задумывалась, как люди строят такие большие дома. Только став крановщицей, поняла. Никакой любви к высоте и башенному крану в частности не было, просто поступила и стала учиться.
Через два дня после 18-летия я уже оформилась на работу. Первой моей стройкой был новый БелГУ. Сначала задумали строить там корпус , а в 1990-е всё переиграли и стали возводить университет. Первая стройка запомнилась больше всего. Там были глубокие подвалы, этажа на три вглубь, и я их засыпала грейфером (двухчелюстным ковшом – прим. ред.). Как‑то на стреловом кране копала песок и зацепила сваю. Как дёрнуло! Грейфер вырвался, свая осталась на месте, а я улетела с сидушки.
Коллектив и профессия очень понравились, я полюбила свою работу. А ещё через три года мне выдали квартиру в Майском. Если бы сейчас повернуть время вспять, то снова пошла бы учиться на машиниста башенного крана. Ты отвечаешь за всех, кто там под тобой. Тебе нужно ставить грузы в определённых местах, для этого нужны хорошие зрение и слух. Это тяжело. У нас рации появились только два года назад, до этого «майна» и «вира» кричали».
История профессии
Механические устройства для перемещения грузов требовались людям всегда. Но при возведении древних сооружений использовались краны с ручным приводом и как таковых крановщиков до создания первых двигателей не было. Сами краны конструировали из дерева, а управляли ими множество рабочих.
Первый кран с механическим приводом двигателя был построен в 1827 году. Соответственно тогда возникла потребность в первых крановщиках. Позже появились механизмы на гидравлическом и электрическом приводе. А в 1913 году был впервые создан башенный кран, и профессия машиниста крана перешла в разряд отдельных видов трудовой деятельности.
Работа в паре
«За это время краны усовершенствовали, в кабины поставили компьютеры. Они определяют скорость ветра и грузоподъёмность. При скорости ветра 14 м/с ты обязан остановить кран, как и при плохой видимости, обледенении, гололёде. Когда кран обледеневает, ждём, пока лёд растает, так как специального человека для очистки нет. Но это редко случается, у нас не те метеоусловия.
При работе на кране обязательна техника безопасности. Я могу что‑то делать только по команде своего стропальщика. Он их подаёт голосом и жестами рук.
Максимально я работала на высоте 43 м: наша организация строила 17-этажки в микрорайоне Новый. Кран раскачивается, порой укачивает, амплитуда качки около 2 м. Я первые два года качалась после работы, потом привыкла. Когда начинала работать, то было нестрашно. Сейчас уже понимаю, как это опасно. Но у меня аварийных моментов не было. А вот у других бывали».
Обязанности крановщика
В обязанности машиниста крана входит:
- выполнение технического осмотра кранового оборудования на предмет исправности перед началом работы и ведение специального журнала;
- подъем, опускание и перемещение различных грузов при строительных, погрузочно-разгрузочных, монтажных и демонтажных работах;
- прекращение грузоподъемных работ при изменении погоды, которое может повлечь возникновение внештатных и опасных ситуаций;
- понимание сигналов стропальщиков и следование им, они могут выполняться жестами или по рации;
- визуальный контроль правильности закрепление грузов стропами;
- обеспечение необходимых проходов для рабочих на производственной площадке при складировании и перемещении грузов;
- соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, в частности, проведение грузоподъемных работ только в присутствии лица ответственного за безопасность;
- участие в текущих и капитальных ремонтах крана.
В обязанности автокрановщика (водителя автокрана) дополнительно входит правильная установка автокрана с учетом твердости, устойчивости поверхности и направлении ветра. А также они самостоятельно прибывают на объект, правильно рассчитывают высоту и длину стрелы, угол поворота.
Не улететь в шахту
«С краном может произойти всё что угодно: упасть сам кран или стрела, оборваться трос. В нашей организации все краны проходят техосмотр и качественно обслуживаются. На улице 5-го Августа в начале 1990-х кран упал из‑за крановщика. Он сбил тупиковые упоры на путях. Когда он доезжает до них, то они срабатывают и не позволяют ехать дальше, а тут не сработали. Он раз в них въехал, другой, потом они отошли, и кран сошёл с рельсов и свалился. Крановщик остался жив, но весь переломался.
Кабина размером 1,5х2 м и в высоту около 190 см. В ней сиденье, контроллеры, электрический шкаф и компьютер. Поднимаемся в неё по пролётам, лифта нет. Туалета тоже нет, приходится спускаться. На кран высотой с 17-этажный дом поднимаешься минут за 10.
Наша оценка профессии
6
Востребованность
8.0/10
Зарплата
7.0/10
«Легко» ли получить профессию?
7.0/10
Престижность
5.0/10
Карьерный рост
3.0/10
Крановщик, он же машинист крана – сложная и интересная рабочая профессия. Этот специалист непосредственно управляет краном при перемещениях и транспортировке грузов в строительстве и на промышленных предприятиях.
Тонкая работа
«Максимум мы поднимаем 10 тонн. По времени нет разницы, поднимать одну тонну или 10. Есть пять передач скорости подъёма груза, на 17-й этаж он доезжает минут за пять, это зависит от опыта крановщика. С точностью доставки груза у меня с самого начала не было проблем. Как в первый раз на БелГУ подняла груз, так и пошло. Мне просто показывают, куда опустить, и я ставлю. Мы работаем и по ночам. Для этого нам ставят мощные прожекторы.
С первого раза поняла, что если буду слушать советы окружающих ребят, то я поубиваю тут всех. Они не чувствуют кран, а я чувствую. Команды выполняю, но полностью стропальщика не слушаюсь. Это как водитель чувствует свою машину, так и я кран. Больше рассчитываешь на себя.
Работа бешеная. Тяжелее всего работать в ветер. Особенно когда что‑то надо срочно построить. Говорят «пожалуйста», тут уже некуда деться, просят всё‑таки. Приходится работать. Ты и так каждую тонну чувствуешь, а в ветер ещё сложнее её доставить до места. По изгибу стрелы я могу точно назвать вес груза, который поднимаю.
Многие думают, что мы там просто на кнопки жмём. Это совсем не так. Чтобы попасть в определённое место, порой нужно сделать 50 движений, чтобы качку груза убрать. Это тонкая работа, надо ведь не повредить стены и каменщиков. Смена длится 11–12 часов, и ты всё время в напряжении и должен быть в тонусе.
Кран на стройке почти не останавливается. И начальство зачастую не понимает, что крановщик устаёт, что у людей со временем теряется концентрация. Летом раствор подаём часто, так подаёшь малыми объёмами, чтобы он не засох. Подашь одному два ведра раствора, другому, смотришь, а там у третьего закончился».
Типы кабин
а) Открытая кабина б) Закрытая кабина
В зависимости от того, каковы условия эксплуатации крана, кабину могут сделать открытой или закрытой.
Первый тип кабин (открытые) предназначен для кранов, которые преимущественно работают в закрытых помещениях с температурой +10…+28. Закрытые кабины нужны для кранов, работающих при +40…+60. Если температура окружающей среды ниже +10, то кабины оснащаются отопительными приборами, а если температуры свыше +28 – кондиционерами.
Позади – пустота
«Вакансий машиниста башенного крана много. Не знаю, кто будет дальше работать, когда мы уйдём. У нас есть мужчина, которому уже за 70 лет. Многие приходят, но не остаются. Главная причина – маленькая зарплата. Я получаю в районе 40 тыс. И так по всей России. За границей машинисту башенного крана платят за каждый подъём, поэтому там на стройках грузы стараются в руках носить. С таким подходом я бы миллионером была.
Куда поставить кран, на стройке определяют специалисты. Я же смотрю расстояние до стен здания (чтобы было не менее 5–6 м), тормозные колодки (насколько они стёрты), концевики, ограничители крана, как сделано заземление и пути. Осматриваю тросы, барабан, проверяю масло в ходовой и кареточной частях.
Кран стоит на одном месте 1,5–2 года. Крановщик контролирует его состояние, и если что‑то кажется не так, то вызывает крановую бригаду. В электрику я не лезу, это вообще их работа».
Требования к профессии
С учетом ответственности и важности профессии крановщика, к нему предъявляются следующие требования:
- профильное образование, опыт работы или хорошие отзывы с мест прохождения практики приветствуются;
- водительское удостоверение (для автокрановщиков);
- отменное здоровье (недопустимы проблемы со зрением, слухом, сердечно-сосудистой и нервной системой, органами дыхания, почками, опорно-двигательным аппаратом, а также страх высоты);
- хорошая координация движений;
- точный линейный, угловой и динамический глазомер;
- хорошая зрительно-моторная координация;
- повышенная внимательность к деталям;
- физическая выносливость (длительное время придется находиться в кабине, при этом туалета там нет);
- способность к длительному выполнению однотипных действий;
- умение распределять внимание по всей производственной площадке;
- стрессоустойчивость и хладнокровие в любых рабочих ситуациях.
Сами краны сейчас снабжаются различными приборами: определение веса груза, направление и скорость ветра, достаточность освещения. Следовательно, машинист крана должен уметь в них разбираться.
Кстати, на мостовых кранах в цехах промышленных предприятий работают в основном женщины. Это связано с их бОльшей выдержкой и терпением. А вот автокрановщиков больше мужчин. Сильный пол привлекает в этой профессии возможность «совмещать»: быть водителем и крана, и автомобиля.
Многотонный конструктор
«Стрела у крана составная, 35 или 40 м. Есть стреловые краны, в которых груз поднимаешь и, опуская, манипулируешь стрелой, а есть, где он перемещается на каретке. Я люблю кареточные краны, на них гораздо быстрее работать. На стреловом пока отъедешь, повернёшься, опустишь стрелу, потом обратно. Очень долго идёт работа.
Краны собирают и разбирают очень просто. Сначала опускают стрелу, а потом складывают как гармошку. Кран состоит из вставок. Одну убирают, кран опускают, и так до конца. Ходовую часть и поворотный круг убирают последними. Собирают в обратном порядке – сначала ставят башню, а потом подставляют вставки. Для всего этого есть сложная система тросов, электрики, мощные домкраты. Потом всё это железо увозит специальная техника.
В Белгороде все старые краны давно должны быть на свалке. Они выработали свой ресурс. Импортные в хорошем состоянии. Но если кран за свою жизнь не поднимал больше тонны и за ним хорошо ухаживают, то он и 150 лет прослужит. А если он без перерыва строил панельные дома, где панели бывают по 9 тонн, то его лучше списать.
Сегодня мало кто остаётся в профессии. Из тех, кто выпускался со мной, в Белгороде на кране работают всего три человека».
Образование
Обучают профессии крановщика в средне специальных учебных заведениях: колледжи, техникумы, лицеи, училища. К наиболее известным относятся:
- автомобильный и транспортно-технологический техникум в г. Уральске и г. Калуге;
- дорожно-строительный техникум в г. Челябинске;
- промышленно-экономический колледж и автодорожный колледж в г. Екатеринбурге;
- автодорожный и Петродворцовый колледж в г. Санкт-Петербурге;
- колледж современных технологий им. М.Ф. Панова и технологический колледж в г. Москве;
- колледж профессиональных технологий и техникум строительства и лесного хозяйства в г. Омске;
- металлургический колледж в г. Самаре;
- индустриальный колледж в г. Воронеже;
- техникум транспорта и сервиса и индустриально-металлургический техникум в г. Красноярске;
- дорожно-строительный техникум в г. Хабаровске;
- колледж водного транспорта в г. Тюмени;
- архитектурно-строительный колледж и транспортный техникум в г. Барнауле;
- колледж транспорта и дорожного хозяйства в г. Липецке;
- техникум транспорта и строительных технологий в г. Чебоксары;
- технологический колледж в г. Туле.
Будущие выпускники получают теоретические знания в работе кранового оборудования: устройство и принцип работы крана, электрические схемы, технические характеристики, составляющие отдельных механизмов, правила эксплуатации и техники безопасности, порядок организации монтажных и погрузочных работ, правила крепления текстильных, канатных и цепных стропов, основы слесарного дела.
Не менее важны и практические навыки управления краном: умение слаженно работать всеми рычагами для выполнения подъема, опускания и перемещения груза, обслуживать крановое оборудование, визуально определять центр тяжести поднимаемого груза, пользоваться измерительными приборами, умение доставить груз в труднодоступное место.
При принятии экзамена обязательно присутствует специалист из Ростехнадзора. И в случае успешной сдачи выпускнику выдают удостоверение машиниста крана.
«Я узнаю коллег по ушам». Репортаж из кабины башенного крана
На днях в редакции мне назначили интервью с крановщицей. И чтобы прочувствовать, каково карабкаться каждый день на вершину металлической высотки, мы решили самостоятельно забраться в кабину башенного крана. Оказалось, что подняться наверх — самая простая часть задания. Чтобы человека пустили на высотку, нужно сначала пройти обучение и медосмотр. А потом еще инструктаж на стройплощадке.
Плюсы и минусы профессии
Большое количество предложений от работодателей в связи с востребованностью крановщиков, социальная значимость для общества, «элита» среди рабочих, высокая зарплата – все это относится к плюсам этой профессии.
Но есть и минусы: трудности с карьерным ростом, длительное нахождение в сидячем положении и, как следствие, возможные проблемы со здоровьем, большая ответственность, сменных график и ночные смены на некоторых предприятиях, необходимость переобучаться в случае смены места работы.
В старых кранах в кабине летом зачастую жарко, а зимой холодно. Современное же оборудование выпускается преимущественно с кондиционерами.
Сначала корочки
Работой на высоте считается любое действие, если ваши ноги находятся в двух метрах над землей (точнее – 180 см) и рядом обрыв. Это правило, по которому теперь почти всех строителей заставляют получать корочки.
Чтобы получить удостоверение, нужно прослушать четырехчасовую лекцию в маленьком душном кабинете. Когда я пришла на обучение и огляделась по сторонам, увидела, что вокруг одни мужчины. Человек тридцать мигрантов, которые собираются ремонтировать фасады.
Лекцию вел промышленный альпинист. Сначала он зачитывал правила, а потом объяснял, что на практике они не работают. В России перед высотником ставят задачу, и чем быстрее он ее сделает, тем скорее получит деньги. За безопасность отвечаешь сам. Рассказывал, как его коллеги падали с высоты, отчего разбилась пара под Каменск-Уральским и как работают высотники в Европе. Мужчина у окна храпел, и это всех веселило.
Какие предметы нужно сдавать на крановщика?
Краткий ответ: после 11 класса нужно сдавать ЕГЭ по русскому и математике. Это самые главные экзамены, которые нужно сдавать после 11 класса, чтобы получить аттестат. Профильных предметов у специальности нет. Главное, что надо сдавать на автокрановщика после 11 класса – это ЕГЭ в школе.
Интересные материалы:
Как восстановить погоду на телефоне? Как восстановить прошивку на телефоне? Как восстановить скайп без телефона? Как восстановить скайп на мобильном телефоне? Как восстановить старую страницу ВК без номера телефона? Как восстановить старые номера телефона? Как восстановить страницу в одноклассниках если поменялся номер телефона? Как восстановить страницу в одноклассниках с телефона? Как восстановить страницу в ВК с телефона? Как восстановить телефон Honor после сброса настроек?
Затем врачи
Хоть медосмотр и платный (чуть больше трех тысяч), очереди никто не отменял. Я пришла в клинику «ММЦ Здоровье» в девять утра. Женщина у регистратора требовала, чтобы ее провели к окулисту прямо сейчас — вчера она просидела у дверей весь день и так и не попала на прием. Я поняла, что тут я застряну надолго.
В списке 17 кабинетов. За полтора часа я разделась у дерматолога, заполнила анкету у нарколога, села в кресло гинеколога, дыхнула в трубку, сдала кровь, с закрытыми глазами потрогала нос, задержала дыхание на флюорографии…
И все, осела в очереди к офтальмологу. Тут я провела два с половиной часа, потому что постоянно приходили новые «язанималы», люди ругались и чуть ли не дрались. Все знали, что этот врач принимает дольше всех, и пройти его с привычным «ничего не беспокоит» не получится. Один мужчина пошел жаловаться главврачу. А я проскочила. И действительно, офтальмолог внимательно осмотрела мои глаза и посоветовала сходить на прием к своему окулисту — заподозрила отслоение сетчатки. Но это не помешало мне спустя два дня получить результат: «К работам на высоте допущена».