Башенный кран КБ-403
Прежде чем изучить технические характеристики КБ 403, необходимо более подробно ознакомиться с данной моделью. Она представляет собой передвижную конструкцию, размещенную на специальном ходу, оснащенную поворотной башней, а также стреловым механизмом балочного типа. Благодаря своим особенностям кран повсеместно используется в строительной сфере при возведении жилых домов, промышленных и иных сооружений, высота которых не превышает 16 этажей. Он может использоваться для перемещений и монтажа отдельных элементов конструкции, вес которых может достигать 8 тонн.
Кран выпускался отечественными предприятиями — Незепетровским, а также Московским заводом. Его модельный ряд включает 3 основных модификации — стандартная, «А» и «Б». Они значительно отличаются по своим рабочим показателям, что позволило расширить сферу применения этого приспособления. Модификация «А» отличается увеличенной скоростью подъема, перемещения грузов, а также качественной теплоизоляцией кабины. «Б»-версия отличается возможностью возведения конструкций, высота которых достигает 17 этажей.
Кран КБ-403
Кран может перемещаться к месту проведения работ как в собранном, так и разобранном виде. При этом в первом случае применяются подкатные тележки, а во втором — грузовой транспорт за несколько поездок.
Конструкция крана
Превосходные рабочие показатели, которыми выделяется башенный кран КБ 403, обусловлены простой, продуманной конструкцией. Если рассмотреть её подробнее, можно выделить сразу несколько ключевых узлов:
- платформа, оснащенная механизмом;
- рама;
- башня, состоящая из нескольких секций;
- кабина оператора;
- стрела и сопутствующие элементы.
Обязательно почитайте: Технические характеристики крана КС 55713 и его модификаций
Благодаря высокому качеству материалов изготовления, а также высокой надежности ключевых элементов допускается эксплуатация этого крана при температуре от -40 до +40 градусов. Изучая строение изделия, необходимо отметить несколько важных особенностей, которые выгодно отличают этот отечественный агрегат от ряда аналогов.
Грузовая тележка закреплена с помощью шарниров, тросов, что позволяет перемещать грузы в вертикальном и горизонтальном направлении. Модель предусматривает возможность монтажа системы безопасности, что делает работу с ней более удобной. Управление краном может осуществляться как непосредственно с кабины, так и с земли.
К недостаткам крана КБ-403 можно отнести сравнительно низкое качество теплоизоляции кабины, что затрудняет работу в ней в холодное время года. Его можно компенсировать установкой дополнительной системы отопления, которая позволит поддерживать комфортную температуру.
Сфера применения
Краны типа КБ-403 имеют особую популярность и наиболее широкое применение среди других подъемных спецмашин. Они используются на крупных стройплощадках и объектах, где требуются большие объемы строительных либо монтажных работ, скорость и высокая производительность:
- В строительстве жилых либо административных зданий.
- На возведении крупных промышленных комплексов.
ИНТЕРЕСНО! КБ-403 способен выполнять абсолютно все работы по подъёму любых грузов на объекте, что позволяет значительно экономить средства на использование дополнительной грузоподъёмной техники.
Технические характеристики КБ-403
Как было сказано ранее, именно рабочие показатели этого крана сделали его невероятно популярным в строительной сфере. Его реальные технические характеристики зависят от конкретной модификации, в связи с чем целесообразно ознакомиться с параметрами, актуальными для стандартной версии:
- мощность электродвигателя/ механизма — 116/5 кВт;
- высота агрегата — 37,9 м;
- грузоподъемность/при выдвинутой стреле — 8/3 тонн;
- предельный подъем — 54,7 м;
- вес конструкции — 50 м;
- вылет стрелы — 30 м;
- скорость перемещения— 18 м/мин;
- число секций — до 5 шт.
Схема КБ -403
Колея агрегата составляет 6 м, а специальный привод позволяет без каких-либо проблем перемещаться в условиях неровной поверхности, что делает его незаменимым при работе на строительной площадке.
Модификации
На данный момент существует несколько модификаций базовой модели башенного крана КБ-403, это:
- Кран КБ-403А, который отличается подъемом до 16-ого этажа, более удобным и легким управлением из конструктивно улучшенной кабины, повышенными скоростями подъема и движения погрузочной тележки, а также большей устойчивостью при повышенном грузовом моменте.
- КБ-403Б, предназначенный для подъема грузов на постройках до 17-ти этажей. Имеет больший вылет стрелы и выполняется в 4-х вариантах с разным грузовым моментом (от 120-ти до 132-х), общей высотой, вылетом стрелы и т.п. Отличается надежностью конструкции и простотой обслуживания.
- КБ-403Б.4 используется в подъеме грузов до 35,4 м. Имеет увеличенный вылет стрелы и грузовой момент.
Сравнительные характеристики моделей:
Параметры | КБ-403А | КБ-403Б | КБ-403Б.4 |
Масса конструктивная, т | 50 | 50,5 | 46,6 |
Масса общая, т | 80 | 80,5 | |
Колея, м | 6 | 6 | |
Грузовой момент, т*м | 132 | 120 | 132 |
Грузоподъемность наибольшая, т | 8 | 8 | 8 |
Грузоподъем при полном вылете стрелы, т | 4,5 | 3 | 3 |
Вылет стрелы максимальный, м | 25 | 30 | 30 |
Вылет стрелы с макс. грузом, м | 16,5 | 15 | 16,5 |
Высота подъема при полном вылете, м 41 | 41 | 41 | 24,2 |
Максимальный подъем, м | 52 | 54,7 | 37,9 |
Скорость посадки, м/мин | 4,8 | 5 | 5 |
Скорость подъема макс. груза, м/мин | 40 | 40 | 40 |
Максимальная подъемная скорость, м/мин | 58 | 55 | 55 |
Наибольшая скорость движения ходовой части | 18 | 18 | 18 |
Скорость движения заполненной тележки | 23 | 30 | 30 |
Частота вращения, об/мин | 0,6 | 0,65 | 0,65 |
Возможная степень порыва ветра | IV | III | VII |
Монтаж и демонтаж КБ-403
В большинстве случаев кран перемещается к месту проведения работ в разобранном виде с помощью автотранспорта, в связи с чем возникает потребность его монтажа. Подобный процесс крайне прост, позволяет в сжатые сроки подготовить агрегат к полноценной работе. Для того чтобы он завершился успешно, необходимо придерживаться простейшего алгоритма действий:
- Установить, нивелировать подкрановые пути.
- Смонтировать ходовую часть, используя кран со средней грузоподъемностью.
- Разместить башню вертикально.
- Навесить стрелу, используя шарниры.
- Выдвинуть башню, настроить все необходимые узлы.
Обязательно почитайте: Автокран Ивановец
Все элементы конструкции изготовлены из материалов, устойчивых к коррозии, что позволяет устанавливать и использовать устройство в любых погодных условиях.
Для опускания груза с малой скоростью на грузовой лебедке установлена редукционная муфта, управляемая тормозом с электромагнитом YB2 с помощью кнопки SB1. При включении кнопки включается реле КМ 11 и размыкается цепь питания электромагнита YB2. Тормоз замыкается, включается в работу планетарный механизм редукционной муфты, и грузовая лебедка начинает работать с пониженной скоростью.
У механизма поворота плавность пуска и торможения обеспечивается маховиком, установленным на быстроходном валу редуктора.
Кран КБ-271. Электрооборудование крана (рис. 109,110) рассчитано на питание от внешней трехфазной электрической сети переменного тока с линейным напряжением 380 Вис нейтральным проводом. Цепь управления работает на переменном токе напряжением 380 В и постоянном токе, получаемом от выпрямителя VD2, цепь рабочего освещения -на переменном токе напряжением 220В, цепь ремонтного освещения на переменном токе напряжением 12В от понижающего трансформатора.
Рис. 109. Электрическая схема цепи управления крана КБ-271
Рис. 110. Электрическая схема силовой цепи и цепи освещения, сигнализации и электрообогрева крана КБ-271
Питание двигателей осуществляется через вводный рубильник Q1, автоматический выключатель QF1, контакты линейного контактора КМО и контакты контакторов реверса.
Для приводов стреловой лебедки и механизма передвижения применены двигатели с короткозамкнутым ротором. В приводе механизма поворота применен двигатель с фазным ротором. Для получения малых скоростей подъема и спуска в приводе грузовой лебедки применены асинхронная тормозная машина переменного тока и динамическое торможение приводного двигателя с фазным ротором.
Рис. 111. Электрическая схема силовой цепи крана КБР-1
Управление электродвигателем М4 механизма поворота производится командо-контроллером S2.
В 1-м положении (вправо или влево) подключается к сети статор двигателя, включается и ставится на самопитание контактор КМ15, который включает электромагниты тормозов YB3, YB4, Привод растормаживается и двигатель начинает работать с полным сопротивлением, введенным в две фазы цепи ротора.
Во 2-м положении включается контактор КМ12, закорачивая часть сопротивления реостата R2 и размыкая своим блок-контактом цепь катушки реле времени КТ4. Реле отпадает с выдержкой времени и готовит к включению контактор КМ13.
В 3-м положении контроллера, если реле КТ4 уже отпало, включается контактор КМ 13, закорачивая практически все сопротивление реостата R2. Двигатель работает на характеристике, близкой к естественной, и скорость поворота будет наибольшей.
При возврате рукоятки командоконтроллера в нулевое положение статор двигателя отключается от сети. Контакторы КМ12, КМ13 также отключаются и вводят в цепь ротора полное сопротивление реостата R2. Так как контактор КМ15 остается включенным, то тормоза YB3 и YB4 будут расторможены и происходит свободный выбег механизма поворота. Для затормаживания механизма необходимо нажать (вправо) педаль SQ4, которая своим контактом замкнет цепь катушки контактора КМ14. Двигатель М4 начнет работать в режиме динамического торможения, затормаживая механизм поворота.
Для полной остановки механизма следует вторично нажать (влево) педаль SQ4. При этом размыкающий контакт педали отключит контактор КМ15. Тормоза YB3 и YB4 будут отсоединены от сети и привод затормозится.
Управление электродвигателями М2 и МЗ механизма передвижения производится командоконтроллером S3.
В 1-м положении «Вперед» включается контактор КМ16, который подает питание на двигатели М2, МЗ и тормозные электромагниты YB1 и YB2. Механизм передвижения растормаживается и начинает работать на пониженной скорости, так как статоры двигателей М2, МЗ включены в сеть последовательно с сопротивлениями RI и двигатели развивают момент меньше номинального.
Во 2-м положении контроллера включаются контакторы КМ18, КМ19, которые шунтируют реостат Rl. При этом двигатели развивают номинальный момент, обеспечивая рабочую скорость передвижения крана. В направлении «Назад» привод работает аналогично.
В электрической схеме предусмотрена возможность управления механизмами крана во время испытания с выносного пульта управления, на котором установлены аварийный выключатель S5 и кнопки SB2… SB11. Переключение управления на кабину или на выносной пульт производится переводом рукоятки переключателя S7 в положение «к» (управление из кабины) или в положение <�ш» (управление с выносного пульта).
Защита элекрооборудования и механизмов крана осуществляется с помощью защитных реле, автоматических выключателей, плавких предохранителей и конечных выключателей.
Нулевая защита вьшолнена с помощью контактов командоконтроллеров S1. 1, S2.1, цепи управления крана КБР-1, S3.1, S4.1, замкнутых только в нулевом положении рукояток. Эти контакты включены последовательно с кнопкой SB1 в цепь катушки линейного контактора КМ 10.
Двигатели стреловой лебедки и механизма передвижения защищены от перегрузки тепловыми реле КК1 и КК2, контакты которых включены в цепь катушки КМО. Двигатели поворота крана и подъема груза защищены от перегрузки током с помощью блочных реле максимального тока KF1, KF2. Общий контакт реле включен в цепь катушки КМО.
Одна фаза тормозной машины Мб и цепи питания въшрямителя VD1 также защищена реле KF2, а две другие фазы защищаются трехполюсным автоматом QF2. Третий полюс автомата включен в цепь катушки КМО, поэтому при срабатывании автомата отключается линейный контактор.
Защита общей питающей цепи от короткого замыкания производится автоматом QF1 и плавкими предохранителями вводного ящика Q1,
Концевая защита от перехода механизмами крана крайних положений осуществляется с помощью ограничителей рабочих положений.
Конечный выключатель SQI ограничителя высоты подъема включен в цепь катушки линейного контактора КМО. Конечные выключатели SQ3.I, SQ3.2 крайних положений механизма поворота, SQ5.1, SQ5.2 крайних положений механизма передвижения, SQ6, SQ7 крайних положений стрелы включены последовательно с соответствующими катушками контакторов реверса электродвигателей механизмов.
В цепи освещения, отопления и сигнализации лампа EL1 освещения кабины управления и лампы EL2, EL3, EL4 прожекторов освещения зоны работы крана управляются пакетными выключателями SA1, SA2. Отопление кабины управления производится нагревательным прибором ЕЮ. а трубчатые нагреватели ЕК2, ЕКЗ служат для обогрева стекол фонаря кабины.
Звуковая сирена НЛ1 включается кнопкой SB11 и замыкающим контактом выходного реле анемометра М-95М-2. При допустимой ветровой нагрузке контакт реле в цепи сирены будет разомкнут. При включении выходного реле анемометра вследствие усиления ветра контакт реле замкнется и включит сирену.
Для ремонтных работ в темное время суток на кране установлен трансформатор Т2 с выходным напряжением 12 В и розетки XSI.
Цепи освещения, отопления и сигнализации защищены плавкими предохранителями. Присоединение этих цепей к силовой цепи крана выполняется на участке между ящиком ввода Q1 и автоматом QF1.
Кран КБР-1. У крана КБР-1 электрические схемы (рис. 111, 112) привода механизмов передвижения крана по рельсовому пути и поворота выполнены так же, как и у крана КБ-271. На грузовой лебедке применен двухдвигательный привод переменного тока, состоящий из основного двигателя Мб с фазным ротором и вспомогательного двухскоростного двигателя MS с короткозамкнугым ротором.
Для привода грузовой тележки применен двухскоростной двигатель Ml с короткозамкнутым ротором, управляемый с помощью командоконтроллера S4. В 1-м положении вперед или назад контактором КМ25 включается обмотка статора низшей скорости двигателя Ml (8 пар полюсов) и грузовая тележка перемещается со скоростью 8,3 м/мин. При переводе рукоятки командоконтроллера во 2-е положение отключается контактор КМ25 и включается контактор КМ26, который подключает к сети обмотку статора высшей скорости (три пары полюсов). Скорость перемещения грузовой тележки при этом возрастает до 25 м/мин.
В электрической схеме крана предусмотрена возможность управления всеми механизмами с выносного пульта управления. Выносной пульт предназначен только для работ, связанных с испытанием крана. Использование пульта для производства краном погрузочно-разгрузочных или строительно-монтажных работ категорически запрещено, так как при управлении механизмами с пульта срабатывание токовой защиты электродвигателей и срабатывание ограничителей грузоподъемности и высоты подъема крюковой подвески не вызовет отключения линейного контактора. Выбор места управления производится установкой переключателя в положение «к» (для управления из кабины) или в положение «л» (для управления с пульта).
Сигнальные лампы МЫ в кабине управления и HL2 на выносном пульте загораются при включении линейного контактора КМО.
Такая же электрическая схема с некоторыми незначительными изменениями применяется на кране КБ-403А.
Кран КБ-308. Электрическая схема крана КБ-308 (рис. 113, — а, 6 и 114) отличается от схемы крана КБР-1 в основном приводом грузовой лебедки. На кране КБ-308 также применен двухдвигательный привод, но (в отличие от рассмотренного в § 44) в данном приводе получение низких посадочных скоростей спуска груза осуществляется включением основного двигателя в режим динамического торможения с самовозбуждением. При этом двигатель отключается от сети, а его ротор через трехфазный выпрямитель подключается к двум фазам статора.
Двигатель вращается под действием груза, а выпрямленная э.д.с. обеспечивает в статоре ток динамического торможения, величина которого зависит от массы опускаемого груза. Причем скорость опускания не зависит от силы тяжести груза, а определяется роторным сопротивлением, включенным последовательно с выпрямителем.
Для устойчивой работы двигателя в режиме динамического торможения схемой предусмотрено начальное подмагничивание статора от внешней сети через однополупериодный выпрямитель с шунтирующим диодом. Ток подмагничивания ограничивается добавочным сопротивлением R4 и контролируется токовым реле КА1.
Привод обеспечивает получение повышенных скоростей при подъеме и спуске грузов, не превышающих половины от номинальных. Рассмотрим работу схемы привода. В нулевом положении командоконтроллера включены контактор КМ7 и реле КМ6, КТ2, КТЗ, КТ4. Механизм заторможен, так как контактор КМ12 отключен.
В 1-м положении подъема включаются контакторы КМ2, КМ1, КМ12, КМЗ, КТ1. Отключается реле КТ4. Включен двигатель Ml с полным сопротивлением в цепи ротора и включен на малую скорость двигатель М2. Привод работает на характеристике 7/7 (рис. 113,6).
Во 2-м положении подъема включается контактор КМ10, закорачивая часть сопротивления Rl и отключая контактор КМЗ. Двигатель М2 отключается. Привод работает на характеристике 2П.
В 3-м положении подъема включены контакторы КМ2, КМ12, КМЮ, КМ7, КМ1, КМ6 и реле КТ1, КТ4, КТЗ, КТ2.
Рис. 114. Электрическая схема цепи управления привода грузовой лебедки крана КБ-308
Двигатель Ml через промежуточные характеристики ЗаП и ЗбП переходит на характеристику ЗП, работая с небольшим невыводимым сопротивлением в цепи ротора.
В 4-м положении подъема включается контактор КМ13 и ставится на самопитание своим блок-контактом, Контактор КМ 13 может включаться только при замкнутом контакте ограничителя скорости груза SQ2. Отключаются контакторы КМ2, KM!, КМ9, КМ8, КМ7, КМ6. Двигатель Ml отключен.
Двигатель М2 включен на обмотку повышенной скорости. Привод работает на характеристике 4П.
В 1-м положении спуска включаются контакторы КМ11, КМ12 и реле КА1 и КТ1 Двигатель Ml расторможен и вращается под действием груза. Сопротивление в цепи ротора двигателя Ml минимально, так как включен контактор КМ7. Привод работает на характеристике 1С.
Во 2-м положении спуска дополнительно к уже включенным контакторами реле включается контактор КМ5, присоединяя к сети обмотку малой скорости двигателя М2. Привод переходит на характеристику 2С.
В 3-м положении спуска отключаются контакторы КМЗ. КМ7, КМ6. В цепь ротора вводится полное роторное сопротивление, и привод переходит на характеристику ЗС.
В 4-м положении спуска включается контактор КМ10, шунтируя ступень реостатного сопротивления и выпрямитель VD1. Включаются контакторы КМ1, КМ4, и под контролем реле времени включаются контакторы ускорения КМ7, КМ8, Ш9. В цепи ротора двигателя Ml остается только невыводимая ступень сопротивления. Привод работает на характеристике 4 С.
В 5-м положении спуска включается и ставится на самопитание контактор КМ14. Отключаются контакторы КМ4, КМ9, КМ8, КМ7. Двигатель Ml будет отключен, а двигатель М2 включен на повышенную скорость. Привод работает на характеристике 5С, обеспечивая спуск легких грузов (до 0,5 номинального груза) с повышенной скоростью.