Комбайн енисей 1200: технические характеристики, объем бункера, фото


Комбайн Енисей – это список моделей агротехнической техники, выпускаемой на заводе комбайнов в Красноярске. Модель Енисей 1200 – это техника для сбора зерновых культур. Выпуск начался после шестидесятых годов 20 века. Линейка Енисей – это барабанная уборочная техника, с регулируемым количеством барабанов. Дополнительные барабаны поставляются при согласовании с продавцом. Уборочная машина с наибольшей производительностью – это комбайн на который установили два барабана, вентиляторы и соломотрясы. При такой комплектации производительность имеет наибольшие показатели, при снижении эффективности работы на маленьком поле. Линейку Енисей желательно эксплуатировать на засаженном поле с большой площадью прогона.

Комбайн Енисей 1200

История создания комбайна «Енисей-1200»

«Енисей-1200» и его завод сегодня

Это и не удивительно: на «Енисеях-1200» стоят чрезвычайно неприхотливые и удивительно надёжные дизельные двигатели, спокойно работающие и на топливе невысокого качества; а вся конструкция комбайна отличается простотой, долговечностью и высокой степенью ремонтопригодности. Запасные части при этом стоят дёшево, а ремонт можно произвести прямо в поле, не прибегая к услугам специалистов сервиса. Поэтому данным зерноуборочным комбайнам, и тем, что были выпущены в двухтысячных годах, и даже сделанным в 80-х, предстоит ещё долгая и «полная свершений» трудовая жизнь.

Модификации «Енисея-1200», а также его более компактного «собрата» — с литерой «950» и торговой маркой «Руслан», продолжают в ограниченных количествах выпускаться и в наши годы. Но уже не в Красноярске, а на мощностях чебоксарского «Промтрактора».

Красноярский завод комбайнов постигла судьба многих славных предприятий советской эпохи, волею судьбы оказавшихся на участках, привлекательных для строительства и продажи крупных жилых комплексов. В 2013 году завод был закрыт, а его площадь — 20 га была продана для реализации на ней крупного девелоперского проекта недвижимости.

Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»

Нельзя не вспомнить, что именно Красноярский завод комбайнов, будучи передовым предприятием отрасли, первым в Советском Союзе начал выпускать самоходный комбайн с отдельной кабиной для водителя: это был производимый с 1969го по 1981й годы знаменитый СКД-5 «Сибиряк».

Вообще, история этого славного предприятия стартовала в октябре сурового 1941 года, когда в Красноярск были эвакуированы из города Запорожье производственные мощности и техническое оборудование завода сельхозтехники «Коммунар». Это и стало основой будущего КЗК, вкупе со станками вывезенного сюда же из города Люберцы завода сельхозмашиностроения имени Алексея Ухтомского.

В годы Великой Отечественной войны Красноярский завод комбайнов производил миномёты, боеприпасы к ним, а также артиллерийские снаряды различных калибров. Однако уже 13 апреля 1944 года из заводских ворот выехал первый комбайн, получивший название «Красноярский коммунар», и ко Дню Победы 9 мая 1945 года таких прицепных сельхозмашин было выпущено уже 350 штук.

Начало собственной династии «сибирских богатырей» было положено заводом в 1947 году, с выпуском первого в Союзе самоходного комбайна С-4 «Сталинец». Это был существенный шаг вперёд: данная сельхозмашина не нуждалась в тракторе и обслуживалась одним человеком, а не пятью.

Модификации «Сталинца» — СК-3 (1959 год) и СК-4 (1965) стали переходными моделями на пути к первому «бестселлеру» отрасли — комбайну «Сибиряк», вобравшему в себя все достижения производства того времени и смелые конструкторские решения. В том числе, и это снова было впервые в Советском Союзе, — двухбарабанная система обмолота, давшая возможность на 48 процентов увеличить пропускную способность комбайна.

Комбайн СКД-5 Сибиряк

Была изобретена и успешно внедрена гусеничная двухбарабанная модификация «Сибиряка», для работы в условиях повышенного увлажнения, на рисовых плантациях. Эти новаторские решения получили своё развитие и в «Енисее».

Над созданием «Енисея-1200», совместно с конструкторским бюро Красноярского завода, не один год трудился солидный коллектив учёных Новосибирского государственного сельскохозяйственного института (ныне аграрный университет, НГАУ). Опытные образцы новой модели испытывались не в тиши кабинетов, а на полях опытно-производственных хозяйств «Тулинское» и «Элитное».

Разумеется, «Енисей-1200» создавался с оглядкой не только на продукцию ростовских коллег (комбайны «Нива»), но и на лучшие зарубежные образцы сельхозтехники того времени. Итогом кропотливой работы стало создание принципиально нового зерноуборочного комбайна третьего класса, использование которого позволяет значительно снизить потери зерна и эффективно делать обмолот даже в условиях повышенной влажности или при полеглых хлебах — меньше зависеть от капризов погоды.

По сравнению с «Сибиряком», значительно улучшились условия труда комбайнера: гораздо более комфортная кабина, лучший обзор и принципиально новое расположение рычагов и педалей позволило облегчить управление комбайном и снизить утомляемость хлебороба.

Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»

13 апреля 1944 года КЗК выпустил первый комбайн под названием Красноярский коммунар. К 9 мая 1945 года этих машин было выпущено 350 единиц. А в 1947 году выпуск сориентировался на комбайнерскую технику Сталинец, обслуживаемую одним человеком и не нуждающуюся в тракторе. Его модификации СК-3 1959 года и СК-4 1965 года – это переходные образцы на пути к созданию комбайна Сибиряк с увеличенной пропускной способностью на 48%. Он оборудован двумя барабанами. Позднее завод изготовил модификацию Сибиряка на гусеничном ходу для эксплуатации при повышенной влаге. А СКД-5 Сибиряк – это самоходный агрегат с отдельной операторской кабиной. Он изготавливался во временном промежутке с 1969 по 1981 год.

Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»

Цифры «1200» в названии модели означают ширину молотильной камеры в мм. Соответственно, модель 2003 года «Енисей-950 «Руслан» стала более компактной модификацией всесоюзного «бестселлера» отрасли, предназначенной для использования в малых фермерских хозяйствах, на небольших полях со сложным рельефом местности.

Основные технические характеристики комбайна «Енисей-1200» таковы:

Габаритно-массовые показатели

  • Габаритные размеры: (длина-ширина-высота), в мм: 10500-3800-7500;
  • Снаряжённая масса: 9700 кг;
  • Объём зернового бункера: 4500 л;
  • Производительность: 9000 кг в час;
  • Диаметр каждого барабана — 550 см, скорость его вращения — 1250 оборотов в минуту;
  • Захват жатки — от 5 до 7 м, высота срезки колосьев — от 5 до 18 см;
  • Производительность шнека для выгрузки — 17 кг в секунду;
  • Соломотряс: четырёхклавишный, с клавишами длиной 2820 мм.

Двигатель комбайна «Енисей-1200»

На комбайнах данной марки установлены дизельные двигатели трёх типов: «Д-442/50»; «Д-442/57-И» и «ЯМЗ-236/ДК-2». Это рядные четырёхтактные и четырёхцилиндровые дизеля с обширным рабочим ресурсом. Показатель их мощности составляет, соответственно: 145; 170; 185 л/с.

Ёмкость топливного бака — 300 литров. Более современный мотор «ЯМЗ» не только более мощный, но и более экономичный, по сравнению со своими предшественниками, а также имеющий больший запас крутящего момента.

Двигатель на «Енисеях» располагается непосредственно за зернобункером, на крыше молотилки. Монтируется мотор на основную раму через посредство специальной амортизирующей системы. Водяной радиатор оснащён дополнительной системой охлаждения. С одной стороны коленвала мощность движения передаётся на молотилку, а с другой — на гидронасос, ходовую часть, вентилятор, водяной насос и дизельный генератор.

Особенности трансмиссии, коробки передач, управления

«Енисей-1200» оснащён гидравлическим усилителем руля. Кроме того, посредством гидравлики осуществляется эффективное управление всеми основными узлами данной сельхозмашины.

Гидростатический привод трансмиссии обеспечивает лёгкость и точность управления, ровный, плавный ход и лучшую среди «одноклассников» маневренность.

Шины низкого давления, которыми оснащён «Енисей», увеличивают зону контакта колеса с грунтом, усиливая тягу комбайна при уменьшении расхода топлива. Гидроцилиндры и насосы-дозаторы обеспечивают плавность хода.

Конструктивные особенности ходовой комбайна таковы, что руль легко крутится даже при работающем на холостых оборотах двигателе и неработающем силовом насосе (эту особенность отметит каждый, кто имел опыт работы на «Енисее»).

Что касается трансмиссии, то на «Енисеях» встречаются как гидравлические, так и механические вариаторы. В зависимости от этого изменяется и ведущий мост комбайна.

Устройство

Двигатель

Дизельный мотор, расположенный за бункером на крыше молотильного устройства и крепящийся к раме на амортизаторах, содержит четыре рядных цилиндра. Пусковой двигатель служит для запуска. Перед водяным радиатором предусмотрена система промежуточного охлаждения горячего воздуха.

С левой стороны коленчатого вала движение передается на муфту сцепления, а от нее – на молотилку. Левая сторона крутящегося вала передает мощность на гидравлический насос или ходовую часть, а также вентилятор, дизельный генератор и водяной насос.

Электросистема

Двенадцативольтная однопроводная система постоянного тока «минусом» подключена к корпусу. Она предназначена для освещения кабины, работы очистителя стекол, вентилятора, питания контрольных приборов, внешних осветительных и сигнальных устройств. В некоторых моделях имеется электрический стартер для запуска дизеля. Аккумулятор заряжается через преобразователь напряжения, идущий в комплекте. Его выходной ток не должен превышать 5 ампер.

Рулевое управление

Для облегчения вождения машины используется гидросистема, состоящая из насоса-дозатора, гидроцилиндра и шестеренчатого насоса. Насос-дозатор (стоит под площадкой водителя) соединен механически с колесом руля. С силовым насосом его связывает карданный вал. Данная система позволяет управлять рулем как при работающем силовом насосе, так и при отключенном (или при выключенном моторе).

Гидравлика

В зерноуборочном комбайне имеется две системы гидравлики: для управления рулем и основная система. Последняя служит для управления мотовилом, копнителем и жаткой, включения вибратора для более быстрой выгрузки зерна.

В моделях Енисей-1200Н и Енисей-1200НМ гидросистема используется также и для регулировки скорости машины. В основную часть входят: гидронасос шестеренчатого типа, гидровибраторы с гидроцилиндрами, предохранительный клапан.

Трансмиссия

На различных модификациях агрегата (смотри выше) может использоваться как механический, так и гидравлический вариатор скорости. Соответственно, ведущий мост имеет разную конструкцию:

  • Механическая КПП, размещенная слева на ведущем мосту – шестеренчатого типа, она имеет тормоз первичного вала, а также блокировочный механизм. Бортовые редукторы – планетарного типа. На первичном валу расположена постоянно включенная муфта сцепления.
  • Ведущий мост с гидравлическим управлением содержит двухступенчатые зубчатые редукторы, гидромотор и КПП. Тормоза используются раздельные, дисковые, управляемые педалями. В трехдиапазонной коробке передач, прикрепленной к балке моста, стоят скользящие шестеренки переключения диапазонов.

Навесные механизмы

Жатка фронтального типа, идущая в комплекте, служит для срезания колосьев. Корпус ее шарнирно скреплен с наклонной камерой, которая навешивается на молотильный механизм. Шарниров три – сферический в центре и два пружинных по бокам. Рельеф поверхности при такой конструкции копируется как вдоль, так и поперек поля. На жатке стоят шнек, механизм резания (с одинарными коваными пальцами из стали) и мотовило с эксцентриками. Пальцы граблин у него на пружинах, а привод – цепной, с двумя контурами.

В зависимости от того, как убирается нижняя часть колосьев, используются измельчитель-разбрасыватель или копнитель:

  • Навесной копнитель закрывается автоматически с помощью гидравлической системы. У него имеются механизм для прессования сена и световая сигнализация.
  • Измельчитель-разбрасыватель работает от привода мотора с помощью клиноременной передачи. Он состоит из рамы с измельчающим барабаном, где на шарнирах закреплены пластинчатые ножи. Еще имеется поддон, к которому на шарнирах крепится разбрасывающее устройство.

Схема комбайна Енисей-1200 1 — электрооборудование; 2 — кабина; 3 — бункер; 4 — моторная группа; 5 — гидросистема; 6 — копнитель; 7 — щиток ограждения; 8 — молотилка; 9 — площадка водителя; 10 — жатвенная часть.

Кабина комбайна «Енисей»: обзор рабочего места

Как уже отмечалось выше, при работе над данной моделью далеко не последней задачей, которую решали конструкторы, было оборудование совершенного нового, современного рабочего места для комбайнера. Во-первых, сама кабина стала гораздо больших размеров; наряду со ставшим мягким и эргономичным креслом комбайнера появилось дополнительное откидное кресло для штурвального.

Задача повышения комфорта данного рабочего места, увеличения обзора была достигнута благодаря следующим конструктивным особенностям кабины:

  • Потолок и боковые панели кабины отделаны звукоизоляционным материалом; потолок — умягчённый, боковые панели — с надёжными уплотнителями и форточками.
  • Кабина оборудована системой вентиляции с бесперебойной подачей отфильтрованного чистого воздуха. При желании, к данной системе легко прикрепить известный в комбайнёрской среде самодельный охладитель-кондиционер, широко применяемый народными умельцами как на «Нивах», так и на «Енисеях».
  • Рулевая колонка снабжена возможностью регулировки её угла наклона.
  • Есть возможность установки заводского отопителя/охладителя кабины.

Жатка комбайна «Енисей-1200»

Основным рабочим узлом, предназначенным для скашивания и укладки в валок зерновых культур, как и в любом комбайне, в «Енисее» является жатка. При разработке данного основного узла для этого комбайна конструкторы постарались решить задачу лёгкого копирования жаткой всех неровностей ландшафта поля, с целями снижения потерь и ликвидации риска обрывов жатки.

На «Енисеях» применяется широкозахватная валковая жатка ЖН-10. Мотовило жатки — эксцентриковое, 5ти-лопастное, 2х-секционное. Привод, расположенный в зоне правой поддержки, осуществляется от редуктора, через цепные контуры и клиноременной вариатор. Подъём/опускание жатки осуществляется четырьмя синхронно работающими гидроцилиндрами.

Во время своей непосредственной работы в поле жатка опирается на почву двумя опорными колёсами, которые, в сочетании с пружинно-рычажным уравновешивающим механизмом и обеспечивают качественное копирование рельефа поля.

Модификации комбайнов «Енисей»

«Классической» стала модель «Енисей-1200» — многофункциональная и высокопроизводительная, предназначенная для больших площадей и любой погоды, с молотильным устройством, оснащённым двумя барабанами бильного типа.

Но сельское хозяйство очень изменилось. На смену колхозам-гигантам пришли небольшие фермерские хозяйства; парк сельхозтехники в разы сократился, нагрузка на неё увеличилась. Со времени выпуска первой серии комбайнов «Енисей», в начале 80-х годов, по результатам их эксплуатации в различных условиях был разработан и налажен выпуск следующих модификаций данных сельхозмашин:

  • «Енисей-1200/1», а также «1М» (модернизированный), «1НМ» (для Нечерноземья) — компактная модель с 5ти-метровой жаткой, однобарабанной молотилкой и автономным устройством домолачивания.

Комбайн Енисей-1200-1НМ

  • «Енисей-Р», а также «РМ» — модификации на гусеничном ходу, для уборки урожая риса, сои и других бобовых, подсолнечника, зерновых культур в условиях переувлажнённой почвы или заболоченных местах. Молотильные барабаны — штифтовые, а не бильные; соломотряс — повышенной активности.

Комбайн Енисей-1200-РМ

  • «Енисей-Н» — сделанная специально для Нечерноземья модификация, с колёсами от трактора Т-150К на ведущем мосту, а на управляемом мосту — с колёсами, снабжёнными расширенными шинами.

Комбайн Енисей-1200-Н

  • «Енисей-950/960» — последняя вышедшая в серийное производство модификация комбайнов «Енисей», наиболее отвечающая современным реалиям: компактная и экономичная.

Комбайны Енисей-950/960

Как показывают результаты исследований, проведённых в течение 2000-2003 годов учёными Новосибирского государственного аграрного университета в хозяйствах области, наибольший экономический эффект при уборке урожая со средними показателями от 20 до 30 центнеров с гектара (что соответствует 80 процентам полей с зерновыми культурами в России) достигался именно комбайнами «Енисей-1200» и «Енисей-950 «Руслан».

Навесные приспособления комбайна

Фронтальная жатка срезает колосья. За счет того, что у нее корпус соединен камерой, которая наклонена на молотильный механизм. На самой жатке располагается шнек, но это только один из устройств.

Также здесь находиться молотильный механизм и еще мотовило, которое снабжено эксцентриками. Поэтому можно говорить о последовательности функций данного устройства.

Механизм, который является навесным, всегда приходит в закрытое состояние в автоматическом режиме. Специальное устройство, которое измельчает и разбрасывает, приводится в действие исключительно при включенном моторе.

Удобно, что для данного вида техники ремонт можно осуществлять без участия специалистов, так как вся конструкция достаточно просто и понятно сделана, а также не имеет сложных электронных функций. Именно поэтому многие сельскохозяйственные предприятия отдают предпочтение именно в пользу этой модели.

Опыт эксплуатации комбайна «Енисей-1200»: достоинства и недостатки

Применение этих комбайнов позволяло убирать зерновые чисто и с минимальными потерями. Вместе с тем, было отмечено, что использование «Енисея-1200» на малых площадях, небольших полях малоэффективно: это модель была создана для больших хозяйств и требует больших прогонов.

Мнения о комбайне «Енисей-1200» «из первых рук», то есть от владельцев фермерских хозяйств и комбайнеров, можно обобщить следующим образом. Всё познаётся в сравнении. Импортные комбайны «Джон Дир», «Клаас», «Кейс», «Сампо» и т.п., безусловно, предпочтительнее «Енисея» по всем параметрам. Кроме самого главного — экономической эффективности, которой они в современных российских реалиях не соответствуют (высокая цена и долгая окупаемость; сложность конструкции с низкой ремонтопригодностью и необходимостью за каждым ремонтом обращаться к дилерам; дороговизна запасных частей и т.д.)

Сравнение с «Нивой» также весьма неоднозначно. Хлеборобы отмечают, что в целом «Енисей-1200» современнее, производительнее и комфортабельнее «Нивы». Причём с самой лучшей стороны проявили себя «Енисеи», оснащённые двигателями ЯМЗ. Однако и расход топлива у «Енисеев» больше, чем у их ростовских «одноклассников»: как говорится, за удовольствия надо платить. Другая, ещё более серьёзная проблема — трудности с оригинальными запасными частями. У — развитая дилерская сеть в регионах России, все необходимые запчасти можно приобрести быстро и недорого. Ничего подобного у ликвидированного красноярского предприятия нет. Спасает то, что немалую часть запчастей от «Нивы» можно приспособить и для «Енисея».

Покупка б/у комбайна «Енисей»: особенности выбора

В интернете можно найти немало объявлений о продаже бывших в употреблении комбайнов «Енисей-1200». При этом цена на данную технику варьируется от 150 тыс. рублей за прошедший капитальный ремонт двигателя комбайн конца 80-х годов выпуска до 1-1,2 млн рублей за относительно «свежие» экземпляры, произведённые в середине двухтысячных. Часто данные предложения сопровождаются продажей дополнительного навесного оборудования и запчастей к данной сельхозмашине. Окончательная цена зависит от технического состояния, комплектации и наличия/отсутствия документов на конкретный комбайн.

Обслуживание и ремонт

Ремонт оборудования можно делать своими руками благодаря наличию на рынке всех запасных комплектующих частей оборудования.

Обслуживание техники включает в себя следующие регулировки рабочих узлов:

  1. Режущий аппарат. Его необходимо регулировать, чтобы избежать заклинивания ножа. Зазор между сегментом ножа и пластины противорежущего типа должен быть не менее 1,2 мм.
  2. Мотовило. Его нужно регулировать в зависимости от высоты обрабатываемой культуры.
  3. Молотильный аппарат. Здесь следует отрегулировать промежуток между бичами барабанного устройства и поперечными планками.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]