Зерноуборочный комбайн СК-4: технические характеристики, устройство, фото и видео


Легендарная «четверка» серии СК самоходных комбайнов советского периода в 1962 г. сменила предшествующую модель СК3. Новинка отличалась боле мощным типом двигателя. Известный в СССР и за его пределами комбайн выпускался до 1974 года. Он удостаивался наград многочисленных выставок. Отмечен дипломом 1-й степени, золотой медалью и серебряным кубком международных торговых ярмарок Лейпцига, Брно и Будапешта. Всего за 12 лет выпустили более 855 тыс. экземпляров этой модели. Газетчики прозвали СК 4 самоходным «степным кораблем», а на Западе модель уважительно именовали «король комбайнов». За разработку комбайна коллектив специального конструкторского ГСКБ (г.Таганрог) во главе с известным конструктором Х.И. Изаксоном наградили Ленинской премией. Это была огромная победа донских машиностроителей. В тот период столь высокой награды удостаивались только выдающиеся разработки, имеющие для страны большое народнохозяйственное значение (фото комбайна СК 4).

Комбайн СК-4

Агрегат разработан на комбайновом заводе города Таганрога, в КБ под руководством Изаксона, известного конструктора тех времен. Там же несколькими годами ранее была создана и предыдущая модель – СК-3. Сделать ее более совершенной, устранив некоторые недочеты, был призван новый комбайн. Он выпускался в течение 12 лет – с 1962 по 1974 год.

За это время его создатели были удостоены Ленинской премии, а сама машина не раз получала награды и золотые медали международных выставок (в Брно, Будапеште, Лейпциге). Производили агрегат одновременно два предприятия: кроме Таганрогского комбайнового . А с 1964 года сборка осуществлялась и на Красноярском комбайновом заводе.

Как и модель СК-3, данная самоходная машина Нива была оснащена: широкой молотилкой (почти 1,2 метра), возможностью регулировки хода рабочих органов во время движения, гидравлическим усилителем для поворота.

Однако благодаря удлинению клавиш соломотряса и применению более крупных шнеков с увеличенным шагом спирали ее производительность повысилась на четверть.

Подверглись реконструкции и другие узлы. В частности, изменены детали копнителя, увеличены скребки элеватора. Фото комбайна СК-4

Модели

Комбайны «Енисей»-1200-1 и 1200-1М имеют отличительную черту, которая заключается в наличии у них одного барабана, а не двух, как предусмотрено в базовой модели. Также эти машины оборудованы автономным домолачивающим механизмом. Комбайны разработаны для работы на полях с повышенным уровнем влажности.

Комбайн «Енисей»-1200-РМ имеет гусеничную рессорную ходовую часть. Машина служит для сбора урожая риса. Также она превосходно обрабатывает и другие культуры там, где местность отличается высокой степенью влажности. Помимо этого, комбайн наделен такими особенностями: соломотряс имеет высокую активность благодаря увеличению площади сепарации, а молотилка имеет два разных барабана, один из которых произведен бильным, а второй имеет штифтовую конфигурацию. Поворотная часть моста произведена на основе фрикционной передачи.

Модели 1200-НМШ и 1200-1НМШ также служат для уборки сои и риса. Однако почва, на которой эти комбайны работают, должна быть или полностью сухой, или же слегка увлажненной, поскольку на этих машинах установлены колеса, а не гусеницы.

«Енисей»-1200-Н оснащен колесами от мощного трактора Т-150 и потому данный комбайн характеризуется отличной проходимостью. Его разработали специально для обслуживания нечерноземных полей.

Комбайн зерноуборочный «Енисей»-1200-1НМ с 2003 года является улучшенным вариантом базовой модели с парой бильных барабанов. Высокопроизводительная и мощная машина, по сути, стала переходным мостиком между серией 1200 и 950 («Руслан»).

Отличительными чертами комбайна можно считать очень мощный мотор, гидравлическую трансмиссию, усиленный вариант ведущего моста, оптимизированный бункер для зерна. Молотилка получила большую площадь сепарации благодаря удлинению клавиш соломотряса.

Устройство

Двигатель

Четырехтактный двигатель с четырьмя рядными цилиндрами, сделанными в виде вставных гильз, работает на дизельном топливе. Подача горючего осуществляется напрямую. Охлаждение происходит с помощью жидкости, поступающей в радиатор из водяного насоса.

Двухтактный карбюраторный пусковой мотор с одним цилиндром и стартером служит для запуска. Он имеет с дизелем общее охлаждение. Отбор мощности у него, как и у основного двигателя, происходит и с той, и с другой стороны.

Трансмиссия

Передача мощности от мотора на приемный шкив осуществляется с помощью клиноременного вариатора. Его гидравлический цилиндр управляется рычагом. Двухдисковое сцепление у машины смонтировано на приемном шкиве. Оно является постоянно замкнутым. Перемещаясь вперед, можно выбрать одну скорость из трех возможных. Назад комбайн может передвигаться лишь с одной скоростью.

Коробка передач – двухходовая. Внутри у нее находятся промежуточный, передаточный и приводной валы. Их правые подшипники жестко зафиксированы, а левые свободно ходят.

У приводного и промежуточного вала имеются тормозные шкивы, позволяющие замедлять или останавливать вал КПП при выключении сцепления. Благодаря этому передачи переключаются тихо, а шестеренки меньше изнашиваются.

Гидравлика

В системе гидравлики работают основной и дополнительный контуры с общим баком. Первый из них призван регулировать скорость вращения мотовила и подборщика, а также менять положение мотовила (по отношению к механизму резания). Также с помощью основной системы поднимается и опускается жатка, варьируется скорость зерноуборочного комбайна СК-3. А дополнительной системой пользуются, когда нужно повернуть ведомые колеса.

В основном контуре перекачивает масло шестеренчатый насос НШ-32Э. Кран-распределитель подает это масло на один из гидроцилиндров (вариатора мотовила, поднимания и опускания жатки, поднимания и опускания мотовила). А кран управления подает его на гидроцилиндр вариатора ходовой части. Одновременно эти краны работать не могут (ввиду последовательного соединения). схема комбайна СК-4

1 — режущий аппарат; 2 — мотовило; 3 — шнековый транспортёр; 4 — наклонный транспортёр; 5 — приёмный битер; 6 — молотильный барабан; 7 — выгрузной шнек; 8 — бункер; 9 — отбойный битер; 10 — зерновой элеватор; 11 — колосовой элеватор; 12 — двигатель; 13 — соломотряс; 14 — соломонабиватель; 15 — копнитель; 16 — мост управляемых колёс; 17 — решётка; 18 — вентилятор очистки; 19 — мост ведущих колёс; 20 — грохот; 21 — подбарабанье.

Рулевое управление

На колонке руля находится коробка рулевого механизма, а на кронштейне ведущего моста – картер. Передача вращения происходит посредством вала и конических шестеренок, одна из которых отлита одновременно с рулевым валом. На этом же валу запрессован червяк передаточного механизма, сцепленный с двойным роликом. Величину зазора между червяком и роликом меняют с помощью регулировочного винта.

Для облегчения поворота ведомых колес используется дополнительный контур гидросистемы. Его обслуживает шестеренчатый насос НШ-10Д. С механизмом колес связан золотник, который может двигаться внутри своего корпуса. Корпус, в свою очередь, соединен с рулевой тягой. Когда масло поступает на золотник, то оно направляется либо на слив (в нейтральном положении), либо в одну из полостей гидроцилиндра. В последнем случае происходит поворот – влево или вправо.

Гидравлическая часть

Комбайн «Енисей»-1200, отзывы о котором носят исключительно позитивный характер, имеет две гидросистемы: одна – для рулевого управления, вторая – основная. Последняя предназначена для управления копнителем, мотовилом, жаткой, приведения в действие вибратора для ускорения выгрузки собранного зерна.

В свою очередь «Енисей»-1200-Н и «Енисей»-1200-НМ используют гидросистему и для регулирования скорости самой машины. В гидравлической схеме этих комбайнов имеются: шестеренчатый гидронасос, гидравлические вибраторы, гидроцилиндры, клапан предохранительный, защищающий установку от перегрузок.

Тизерная сеть

Комбайн СК-4

Агрегат разработан на комбайновом заводе города Таганрога, в КБ под руководством Изаксона, известного конструктора тех времен. Там же несколькими годами ранее была создана и предыдущая модель – СК-3. Сделать ее более совершенной, устранив некоторые недочеты, был призван новый комбайн. Он выпускался в течение 12 лет – с 1962 по 1974 год.

За это время его создатели были удостоены Ленинской премии, а сама машина не раз получала награды и золотые медали международных выставок (в Брно, Будапеште, Лейпциге). Производили агрегат одновременно два предприятия: кроме Таганрогского комбайнового . А с 1964 года сборка осуществлялась и на Красноярском комбайновом заводе.

Как и модель СК-3, данная самоходная машина Нива была оснащена: широкой молотилкой (почти 1,2 метра), возможностью регулировки хода рабочих органов во время движения, гидравлическим усилителем для поворота.

Подверглись реконструкции и другие узлы. В частности, изменены детали копнителя, увеличены скребки элеватора. Фото комбайна СК-4

Источники

  1. 12
    Прицепные* Коммунар • Сталинец-1 • СКАГ (СКАГ-5А) • Сталинец-6 • ПК-2 • РСМ-8
    Навесные* НК-4 • КПН-2
    Картофелеуборочные КОК-2 • ККР-2 • КГП-2 • КК-2 • К-3 • ККУ-2А «Дружба» • К-5Б • КВР-2 • БМСК-4 • КСК-4-1 • ККМ-4 • КПК-2 • КПК-3 «Рязанец» • ККУ-4
    Силосоуборочные СК-1,2 • СК-2,6 • ПСК-1,8 • КС-2,6 • КСС-2,6 • КС-1,8 «Вихрь» • КСГ-2,6 • КСК-100 • КСГ-Ф-70 • КСГ-3,2 • ЯСК-170 «Ярославец» • КПКУ-75 • КУФ-1,8 • КПИ-2,4 • ЯСК-200 «Ярославец»
    Свёклоуборочные СПГ-1 • СКЕМ-3 • СПТ-3 • КСТ-2А • КС-3 • КСТ-3А • СКН-2 • СКД-2 • СКД-3 • МКК-6 • СПК-3 • РКМ-6 • СПС-4,2
    Кукурузоуборочные КУ-2 • ККХ-3 «Херсонец» • КОП-1,4 «Херсонец-7» • КСКУ-6 «Херсонец-200» • УКСК-2,6 • ККП-3 «Херсонец-9» • КОП-1,8
    Хлопкоуборочные СХМ-48 • ХВ-2,4 • ХВ-3,6 • ХН-3,6 • СХМ-1,2 • СХМ-2,1
    Томатоуборочные СКТ-2 • КПД-1,4 • КТУС-200
    Корнеуборочные РКС-4 • КС-6 • РКС-6 • УКС-3
    Ботвоуборочные БМ-4 • БМ-6 • МБП-6
    Капустоуборочные МСК-1 • МКК-1 • УКМ-2 • МКС-3 • УКМ-3
    Льноуборочные ЛК-7 • Русич • КЛП-1,5 • ЛК-4 • КЛС-1,7
    Плодоуборочные и Орехоуборочные МПЯ-1 • МПШ-1 • МПУ-1А • КПУ-2 • ВУМ-15А • КПЯ-1
    По уборке семенников трав ККС-6 • Куйбышевец • СМ-2,6
    Виноградоуборочные СВК-3 • КВР-1 • ВК-2 • КГ-1
    Прочие КЗК-3 • КОП-1,5 • МУК-1,8 • КБК-1
    См. также Тракторы СССР
    * На прицепные, самоходные и навесные здесь сортируются только зерноуборочные комбайны Курсивом

    помечаются машины достоверно известные как опытные,
    не
    производившиеся крупносерийно

Устройство

Двигатель

Четырехтактный двигатель с четырьмя рядными цилиндрами, сделанными в виде вставных гильз, работает на дизельном топливе. Подача горючего осуществляется напрямую. Охлаждение происходит с помощью жидкости, поступающей в радиатор из водяного насоса.

Двухтактный карбюраторный пусковой мотор с одним цилиндром и стартером служит для запуска. Он имеет с дизелем общее охлаждение. Отбор мощности у него, как и у основного двигателя, происходит и с той, и с другой стороны.

Трансмиссия

Передача мощности от мотора на приемный шкив осуществляется с помощью клиноременного вариатора. Его гидравлический цилиндр управляется рычагом. Двухдисковое сцепление у машины смонтировано на приемном шкиве. Оно является постоянно замкнутым. Перемещаясь вперед, можно выбрать одну скорость из трех возможных. Назад комбайн может передвигаться лишь с одной скоростью.

Коробка передач – двухходовая. Внутри у нее находятся промежуточный, передаточный и приводной валы. Их правые подшипники жестко зафиксированы, а левые свободно ходят.

Гидравлика

В системе гидравлики работают основной и дополнительный контуры с общим баком. Первый из них призван регулировать скорость вращения мотовила и подборщика, а также менять положение мотовила (по отношению к механизму резания). Также с помощью основной системы поднимается и опускается жатка, варьируется скорость зерноуборочного комбайна СК-3. А дополнительной системой пользуются, когда нужно повернуть ведомые колеса.

В основном контуре перекачивает масло шестеренчатый насос НШ-32Э. Кран-распределитель подает это масло на один из гидроцилиндров (вариатора мотовила, поднимания и опускания жатки, поднимания и опускания мотовила). А кран управления подает его на гидроцилиндр вариатора ходовой части. Одновременно эти краны работать не могут (ввиду последовательного соединения). схема комбайна СК-4

1 — режущий аппарат; 2 — мотовило; 3 — шнековый транспортёр; 4 — наклонный транспортёр; 5 — приёмный битер; 6 — молотильный барабан; 7 — выгрузной шнек; 8 — бункер; 9 — отбойный битер; 10 — зерновой элеватор; 11 — колосовой элеватор; 12 — двигатель; 13 — соломотряс; 14 — соломонабиватель; 15 — копнитель; 16 — мост управляемых колёс; 17 — решётка; 18 — вентилятор очистки; 19 — мост ведущих колёс; 20 — грохот; 21 — подбарабанье.

Рулевое управление

На колонке руля находится коробка рулевого механизма, а на кронштейне ведущего моста – картер. Передача вращения происходит посредством вала и конических шестеренок, одна из которых отлита одновременно с рулевым валом. На этом же валу запрессован червяк передаточного механизма, сцепленный с двойным роликом. Величину зазора между червяком и роликом меняют с помощью регулировочного винта.

Электрическая система

«Енисей»-1200 имеет двенадцативольтную однопроводную систему постоянного тока, «минус» которой подключен непосредственно к корпусу комбайна. Служит система для обеспечения светом кабины водителя, нормального функционирования стеклоочистителя, вентилятора, питания контрольно-измерительных приборов, внешних сигнальных и осветительных устройств. Некоторые модели машины оснащаются электрическим стартером запуска двигателя. Зарядка аккумулятора происходит с помощью преобразователя, который идет в комплекте. Выходной ток его при этом не должен быть выше 5 ампер.

Зерноуборочный комбайн СК 4

Легендарная «четверка» серии СК самоходных комбайнов советского периода в 1962 г. сменила предшествующую модель СК3. Новинка отличалась боле мощным типом двигателя. Известный в СССР и за его пределами комбайн выпускался до 1974 года. Он удостаивался наград многочисленных выставок. Отмечен дипломом 1-й степени, золотой медалью и серебряным кубком международных торговых ярмарок Лейпцига, Брно и Будапешта. Всего за 12 лет выпустили более 855 тыс. экземпляров этой модели. Газетчики прозвали СК 4 самоходным «степным кораблем», а на Западе модель уважительно именовали «король комбайнов». За разработку комбайна коллектив специального конструкторского ГСКБ (г.Таганрог) во главе с известным конструктором Х.И. Изаксоном наградили Ленинской премией. Это была огромная победа донских машиностроителей. В тот период столь высокой награды удостаивались только выдающиеся разработки, имеющие для страны большое народнохозяйственное значение (фото комбайна СК 4).

Назначение

Комбайн представляет самоходную зерноуборочную машину, осуществляющую одновременно покос стеблей растений и операции сепарации зерна злаковых культур. С его помощью на полях можно косить, выбивать из колосьев зерна, очищать струей воздуха от половы и помещать зерновую массу в накопительный бункер. Он выполняет одновременно функции жатки, молотилки и веялки.

Обзор моделей

Комбайн Nova выпускается в нескольких модификациях. К 3 классу относят модели S300, 320 и 340.

Нова-S300

S300 — комбайн с колесной базой, равной 3700 мм, клиренсом 500 мм и радиусом разворота 7500 мм. К нему можно использовать навесной адаптер любого типоразмера. Это зависит от вида убираемой растительности и специфики локации.

Для универсальной жатки Power Stream характерна высокая скорость передвижения резов, достигающая 1140 ход/мин. Ширина захвата составляет 4, 5 и 6 м. Часто фермерские хозяйства выбирают адаптеры производства Ростсельмаш, которые более всего подходят по техническим и эксплуатационным характеристикам. Так, для уборки зернобобовых и злаковых культур подходят жатки РСМ-083.27 и Argus-470, под уборку подсолнечника — жатки Falcon-670, для сои — ЖСУ-700.

Технические характеристики

«Четверка» представляет улучшенную модель комбайна СК 3. Удлинение соломотряса, установка шнековой спирали большего диаметра и шага увеличили на четверть по сравнению с предшественником производительность самоходного комбайна. Основные технические параметры сельхозмашины приведены в таблице:

Характеристики двигателя

На комбайне установлен тракторный силовой агрегат СМД-14, который мог заменяться на СМД-15К. Эти четырехтактные дизельные моторы с 4 цилиндрами в виде вставных гильз развивают мощность 56 кВт (75 л. с.) и отличаются исключительной надежностью. Агрегат вращает вал со скоростью 1700 об/мин. Подача топлива происходит непосредственным впрыском в камеру сгорания. В силовых агрегатах применен радиатор охлаждения с подачей охлаждающей жидкости от водяного насоса. Запуск дизеля производится при помощи дополнительного пускового мотора малой мощности.


Расход топлива

Самоходная машина расходует 0,218 кг/кВт*ч дизтоплива.

Основные узлы

Комбайн Nova состоит из таких основных узлов:

  • кабина;
  • бункер для сбора урожая;
  • накопитель соломы и мотовило;
  • двигатель.

На комбайн устанавливается рядный дизельный турбированный двигатель ЯМЗ-53405, выпущенный Ярославским . Электронная контроль-система следит за расходом топлива.

Коробка переключения передач — гидростатическая 3-скоростная.

В базовый комплект поставки входит универсальная жатка Power Stream, имеющая такие особенности:

  • длинный стол;
  • гидропривод мотовила с синхронизацией скорости;
  • реверс жатвенных механизмов, управление которых осуществляется из кабины водителя.

В процессе обмолота и срезания жатка выдает минимальные потери стеблей и зерна и равномерно подает ворох при любых условиях эксплуатации комбайна.

Быстрое перемещение вороха к молотильному механизму с установленным спереди камнеуловителем осуществляется с помощью наклонной камеры с цепочно-планчатым транспортером, оснащенной системой копирования рельефа почвы.

Устройство и работа комбайна

Комбайн самоходный изначально предназначался для уборки зерноколосовых или крупяных культур. Поэтому конструкция оптимально соответствует выполняемым задачам. В нем применена фронтальная жатка с шарнирно-подвешенным корпусом. Мотовило оснащено пятью граблинами и позволяет производить уборку как прямостоящих, так и полеглых хлебов. Для этого применен ряд усовершенствований функционала.

Основными рабочими узлами и механизмами являются:

  • Двигатель четырехцилиндровый с прямой подачей дизельного топлива, используется принудительная система охлаждения.
  • Трансмиссия с механической КПП.
  • В гидравлике давление создается шестеренчатым насосом, от него передается гидроцилиндрам. Они управляют частотой вращения подборщика и мотовила, изменяют положение жатки по высоте.
  • Рулевое управление производится через вал червячного механизма и конические шестеренки. Для облегчения управления колесами оно подключено к дополнительному контуру гидроусилительной системы.
  • Жатка имеет механизм резания, эксцентриковое мотовило, делитель и шнек. Регулировкой по высоте башмаков копирования рельефа возможно устанавливать высоту среза стеблей на 10–18 см соответственно.

С двух сторон жатка также управляется гидроцилиндрами (видео комбайна СК 4).

Механизмы навесные

Основным рабочим узлом комбайна считается жатка. «Енисей»-1200 укомплектован данным механизмом фронтального типа. Служит жатка для срезания колосьев. Ее корпус находится в шарнирном сочленении с наклонной камерой, навешиваемой непосредственно на механизм молочения. Используемых шарниров три: в центре расположен сферический шарнир, а по бокам – два пружинных. Такая конструктивная особенность комбайна позволяет копировать рельеф обрабатываемой местности как поперек, так и вдоль поля. Также на жатке машины установлены: шнек, режущий механизм, снабженный одинарными коваными стальными пальцами, мотовило с эксцентриками. Привод цепного типа имеет два контура.

В зависимости от того, как происходит уборка нижней части колосьев урожая, применяется копнитель или же измельчитель-разбрасыватель.

Копнитель навесного типа оказывается в закрытом положении при помощи гидравлической системы комбайна. Также копнитель снабжен световой сигнализацией и механизмом для прессования сена.

Работа измельчителя-разбрасывателя происходит за счет привода мотора. Вращение от двигателя к агрегату передается при помощи клиноременной передачи. Измельчитель состоит из стальной рамы с барабаном, а на шарнирных элементах закрепляются пластинчатые ножи. На поддоне шарнирно закрепляется разбрасывающий агрегат.

Преимущества и недостатки

СК-4 обладает рядом преимуществ, к ним относятся:

  1. Сравнительно небольшие габариты и вес самоходной машины, которые позволяют применять комбайн на ограниченных по размеру полях (со сложным рельефом).
  2. Высокая производительность и минимальные потери зерновой массы при уборке зерновых культур.
  3. Более качественная, чем у предшествующих аналогов, предварительная очистка зерна с возвратом недомолоченной массы в соломотряс.
  4. Относительный комфорт в кабине водителя обеспечивают отопление, дополнительная изоляция от громкого звука и вибрации.
  5. Лёгкость маневрирования обеспечивается применением гидропривода руля и КПП.
  6. Возможность установки дополнительного оборудования по подбору и измельчению соломы, остающейся после уборки на поле.

Базовая модель

В своей основе машина содержит четырехтактный дизельный мотор и два барабана бильного типа. С помощью фронтального барабана происходит обработка колосьев в средней части, что обеспечивает процесс основного обмолота. Второму барабану, расположенному сзади, приходится обрабатывать верх и низ колосьев. Данное разделение в совокупности с наличием соломотряса гарантирует максимальное снижение потерь. В зависимости от габаритных размеров поля и вида собираемой культуры комбайн комплектуется жатками требуемого размера.

Тизерная сеть

Аналоги

Ближайшими аналогами, кроме 3-ей модели серии, среди зерноуборочных машин считались СК-5 «Нива» з-да «Ростсельмаш» и СК-6-II «Колос» Таганрогского комбайнового завода. Они стали производиться с 1970 г. Большей производительностью отличался самоходный СКД-5 «Сибиряк». Его производство было налажено годом раньше в г. Красноярске.

После модернизации в 1969 году комбайн был переименован, самоходная машина в дальнейшем называлась СК-4А. Популярностью пользовались гусеничные модели СКГ-4 в период «рисовой компании» 60–70-х годов минувшего столетия. На тот период комбайн и его модификации пользовались признанием аграриев. Самоходные машины поставлялись зарубежным сельхозпроизводителям, пользовались спросом в союзных республиках и странах социалистического лагеря.

Самоходный комбайн СК 4 стал продолжателем легендарной серии отечественных самоходных комбайнов в 1962 г., флагман советского сельхозмашиностроения выпускался вплоть до 1974 г.

Комбайны Нива СК-4 и СК-5: особенности, устройство, характеристики

Комбайны «Нива» выпускались известным предприятием «Ростсельмаш» с 70-х годов. В те времена они были своеобразным символом советской агропромышленности. Сегодня на замену им выпускаются более технологичные отечественные агрегаты, например, комбайны Енисей. Хотя небольшие и средние фермерские хозяйства вполне подходят для работы с комбайнами «Нива».

До сих пор конструкция комбайна «Нива» остается основой технических решений современных зерноуборочных агрегатов. Есть также обновленные модели от .

Устройство и принцип работы комбайнов «Нива» классические. Перед комбайном располагается жатка. Из нее собранный урожай по транспортеру попадает в молотилку. Есть один барабан и битерная камера. Солома попадает в измельчитель и отсеивается с помощью вибрации. Другой мелкий мусор убирается из зерна во время транспортировки по решетке. Дополнительную очистку обеспечивает поток воздуха из вентилятора.

Расположение кабины относительно молотильной камеры – спереди и слева. Бункер находится собственно над молотилкой, в центральной части агрегата. Двигатель расположен позади бункера. Передние колеса большего диаметра, ведущие. Задние колеса меньшего диаметра, служат для управления и маневрирования. Передача усилия от мотора на все узлы происходит посредством ременных передач.

Техническое обслуживание и ремонт «Нивы» не доставит владельцам особых трудностей. Фактически все запчасти взаимозаменяемы от других похожих агрегатов.

Комбайн Нива СК-5


Самоходный зерноуборочный комбайн Нива СК-5 является модернизированной версией модели СК-4. Популярность, спрос и качество исполнения этих агрегатов не падает уже многие годы. По техническим возможностям комбайн достаточно вынослив, но все же стоит применять его на небольших и средних площадях.
Принцип работы стандартный для этой техники. Скошенные колосья попадают в молотилку. Сам молотильный механизм состоит из регулируемых приводов, шнека, режущих частей, мотовила и корпуса. Корпус закреплен на шарнирах под наклоном.

Регулируемая подвеска помогает избежать перекоса жатки. Ее транспортное или рабочее состояние изменяется посредством специальных опор. Данные опоры также служат для копирования неровностей рельефа поля, используются при ремонте.

Устройство комбайна Нива СК-5 отличается от аналогичных советских агрегатов комфортабельной и удобной кабиной со звукоизоляцией. На комбайн устанавливались силовые агрегаты пяти различных модификаций. Все они были 4-тактными, с четырьмя цилиндрами, работающие на дизельном топливе. Охлаждение воздухом. Некоторые модели были с турбонаддувом. Современная модификация «Эффект» оснащена более мощным мотором в 155 лошадиных сил. Также этот двигатель более экономичен, надежный, обладает большим энергоресурсом.

Технические характеристики:

  • производительность – 5 кг/с;
  • мощность двигателя – 155 л. с.;
  • вместительность бака для горючего – 300 л;
  • вместительность бункера – 3000 л;
  • скорость отгрузки зерна – 40 л/сек;
  • диаметр молотилки – 0,6 м;
  • ширина жатки – 5 м;
  • вес – 7400 кг;
  • габариты – 7607*3930*4100.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором представлен обзор комбайна Нива СК-5:

Жатка

Жатка – основной элемент, предназначенный для скоса и уборки собранных зёрен в молотилку. Она представляет собой сложный аппарат из 6 основных частей. Также жатка на Ниве включает в себя функцию установки дополнительных элементов, например, подборщика, который осуществляет подбор скошенных стеблей. Ширина жатка на комбайне большая, что позволяет быстрее осуществлять сбор. Давление жатки регулируется, на этой модели оно уменьшено до 30 кгс.

Части жатки:

  • Корпус с башмаками, к которому крепятся рабочие элементы, подвешивается корпус на часть наклонной камеры с помощью сферического шарнира и крепящей подвески, связанной пружинами с корпусом.
  • Мотовило, основная задача которого поддерживать стебли растений в момент среза зерен, отправляя их позже в переработку к шнеку. Он состоит из вала с закрепленным на ним крестовиной и граблинами.
  • Режущий аппарат, срезающий стебли при работе и состоящий из бруса с одинарными пальцами и прикрепленными металлическими пластинами. В рабочее состояние приводится передачей, установленной на корпусе жатки с башмаками.
  • Шнек, регулирующий силу потока и подачу стеблей на транспортер, представляет собой цилиндр с спиральными ленточками различных направлений, которые в процессе работы сдвигают элементы сбора в середину. В середине расположен механизм, проталкивающий сбор к плавающему транспортеру.
  • Подборщик, собирающий стебли и переносящий их на жатку, используется как дополнительная установка.

Особенности агротехники «Нива»

Зерноуборочные комбайны «Нива» — первые в своем роде абсолютно автоматизированные устройства, позволяющие произвести обмолот зерна усилиями одной машины. Обладают собственной моторной установкой и колесным шасси, позволяющим передвигаться в пределах поля.

Главным рабочим органом комбайнов «Нива» является жатвенная часть – механизм, отделяющий участок поля под укос и срезающий колоски. Обмолот совершается в барабане, а очистка – в клавишном соломотрясе, конструкция которого практически не изменилась в более поздних моделях.Достоинства:

  • универсальность;
  • пригодность для эксплуатации в широком спектре агроклиматических условий;
  • надежность конструктива;
  • пригодность для ремонта, благодаря чему эти машины до сих пор бороздят отчечественными полями;
  • дешевые запчасти и обслуживание.

Недостатки:

  • большой расход горюче-смазочных материалов;
  • неудобное положение кабины оператора, который не может мониторить жатвенный шнек;
  • рабочее место механизатора, далекое от современных требований эргономики и гигиены;
  • преимущественно ременной привод, который быстро выходит из строя и требует замены.

«Нива» СК-4

Комбайн СК-4 от бренда «Ростсельмаш» — легендарная самоходная машина, в прошлом лауреат международных конкурсов и выставок. Собирался в период 1962-1974 гг. конструкторами в г. Таганроге. Имеет классическую для клавишных комбайнов конструкцию, заложенную в ее предшественнице – базовой модели СК-3. Схема его внутреннего устройства изображена на рисунке ниже.

Особенности:

  • 4-тактный мотор с прямым впрыском дизеля и радиаторным охлаждением;
  • 2-дисковое сцепление;
  • двухходовое устройство КПП – комбайн может перемещаться в одной из 4 скоростей, где 3 из них – для прямого хода;
  • тормозные шкивы промежуточного и приводного вала, которые позволяют переключать скорость с выключенным сцеплением;
  • объемная молотилка;
  • возможность регулировки рабочих органов в процессе движения комбайна;
  • модернизированный соломотряс;
  • гидравлическое управление большинством деталей и ущлов, включая жатку, мотовило, подборщик;
  • передача оборотов мотора на шкивы – через ходовой вариатор;
  • рулевое управление, осуществляемое через вал и конические шестерни.
  • жатка с башмаками копирования рельефа, которые через регулировку высоты среза препятствуют деформации мотовила и др. элементов жатки;
  • эксцентриковое мотовило, защищенное от перегрузок;
  • управление жаткой с помощью боковых гидроцилиндров;
  • чугунные зубья режущих деталей со стальными вкладышами;
  • усложненный процесс замены основной жатки на альтернативную.

Технические характеристики комбайна СК-4:

  • Тяга – 56 кВт;
  • Жатка – до 5 м;
  • Топливный бак – 0,14 м3;
  • Расход дизеля – 0,218 кВтч;
  • Диаметр дробилки – 55 см;
  • Размер клавиши соломотряса – 3,64 м;
  • Зерноприемник – 1,8 т;
  • Масса – 6,28 т.

Основными недостатками данной модели считают ее низкую производительность и небольшую мощность, которая подойдет для домашних фермерских хозяйств.

«Нива» СК-5

Функционально-техническая оснастка комбайна «Нива» СК-5 позволяет заготавливать злаковые культуры со скоростью до 5 кг зерен в секунду. Долгое время этот агрегат использовался для уборки льна. По сей день считается одним из наиболее удачных изобретений .

Подходит для уборочной страды в зонах рискованного земледелия, которыми сегодня считается большая часть южных и восточных регионов Евразии. В отличие от предыдущей модели, этот комбайн демонстрирует достойные производительные данные в среднеурожайных посевах. В отличие от других комбайнов «Нива», производился как на колесном, так и гусеничном ходу.

Преимущества:

  • малогабаритность и сравнительно малый вес, что позволяет работать с такой техникой на небольших земельных участках и полях со сложной геометрией;
  • усовершенствованное устройство жатки, в которой появилась наклонная камера и транспортерная линия;
  • соломотряс с технологией реверсирования, который возвращает обратно в барабан невымолоченную зерностеблевую часть растений;
  • 155-сильный турбированный двигатель с большим запасом крутящего момента;
  • укрупненная колесная рама с задним приводом;
  • эксплуатация на почвах любой влагоемкости;
  • рулевое управление с гидроусилителем, что удалось достичь сокращением соединительных деталей между рулем и колесами;
  • широкозахватная жатка ЖКН-6, способная охватить в один проезд комбайна 6 м проективной площади;
  • увеличенный в сравнении с предшественницей СК-4 диаметр бильного барабана;
  • почти вдвое увеличенный объем бункера для зерна, сто сокращает частоту разгрузок;
  • гидравлическая схема регулировки основных рабочих органов комбайна;
  • эргономичная кабина для комбайнера, защищенная от постороннего шума, вибрации и внешней пыли;
  • возможность дооснастки комбайна «Нива» СК-5 измельчителем соломы и другими адаптерами для обработки обмолоченной вегетативной массы.

Эксплуатационные показатели:

  • Мощность – 56 кВт;
  • Захват – до 5 м;
  • Бензобак – 0,14 м3;
  • Диаметр барабана – 0,6 м;
  • Длина соломотрясных модулей – 3,6 м;
  • Бункер для семян – 3 т;
  • Вес – 7,4 т.

Основными недостатками этой сельхозмашины эксперты считают недолговечность ходовых ремней: их приходится часто менять на новые детали, что отражается не только на эксплуатации и обслуживании, но и на бюджете.

Комбайн «Нива» СК-5М

На отечественном рынке известен как комбайн «Нива» Эффект. Представляет собой модернизацию выше рассмотренной модификации. Этот самоходный однобарабанный агрегат адаптирован под заготовку пшеницы и ячменя, но с вспомогательными насадками может применяться и для других растений – длинностебельных, мелкосеменных, эфиромасличных и зернобобовых. В отличие от своих старших соклассников отличается меньшим расходом топлива на гектар, что делает его более экономически выгодным для работы на больших площадях и продуктивных посевах. При этом масса машины аналогична тому, сколько весит ее базовая модель – СК-5.

Достоинства:

  • дизель Д-260.1 с встроенным теплообменником и большим производственным ресурсом;
  • ведущий мост – передние колеса, что сделало комбайн более маневренным и проходимым;
  • широка фронтальная жатка с гидрокопирами и уравновешенной конструкцией;
  • оснастка жатки быстросъемными стеблеподъемниками;
  • 2-секционное барабанье для меньших потерь урожая;
  • настройка жатки, оборотистости мотовила из кабины механизатора рычагами гидрораспределителя;
  • трехступенчатая трансмиссия двухходового типа – агрегат может развивать скорость от 100 м/ч;
  • увеличенный диаметр ведущих (передних) колес с протектором шин высокой проходимости;
  • гидрообъемное рулевое управление с гидроусилительным блоком;
  • возможность контроля гидравлических показателей манометром;
  • дополненный конструктив барабана битером и декой.

Зерноуборочный комбайн «Нива» способен нарабатывать до 300 моточасов за сезон уборки и лучше всего адаптирован под культуры с валовой продукцией до 40 ц/га.

Технические характеристики:

  • Сила – 155 л.с.;
  • Жатка –4/5 м;
  • Емкость для дизеля – 300 л;
  • Измельчитель – 600 мм;
  • Величина клавиши сепаратор – 3,6 м;
  • Бункер – 3 м3;
  • Масса – 8 т.

Эксплуатация комбайна «Нива» СК-5 не всегда оправдана из-за ограничений в:

  • степени полегания посевов;
  • холмистости поверхности;
  • влажности почвы и зерна;
  • засоренности земельного угодья камнями и другими посторонними предметами.

Им на смену приходит новая эра машин – комбайны «Нива» Нова. Например, S300 последняя модификация, которую выпустил Ростовский комбайновый в 2016 г. Ее презентация состоялась, однако комбайн пока отсутствует в продаже.

Как и другие самоходные агрегаты может эксплуатироваться для прямого и раздельного комбайнирования зерновых и прочих агрокультур. В отличие от «Нива» Эффект готов трудиться и в хозяйствах с уклоном поверхности до 8 0 (предыдущая модель ограничивалась 2 0). При этом ведущий силовой узел – двигатель ЯМЗ-53405 усовершенствован до отметки в 180 л.с. при расходе топлива на гектар до 193 мл.

Переоборудование комбайнов «Нива» на гидростатику – вторая жизнь устаревших сельхозмашин

Ни для кого не секрет, что ходовой вариатор, которым оснащаются все из выше перечисленных модификаций «Нива» — наиболее уязвимая и изнашиваемая часть комбайна. При интенсивной уборке ресурса этой запчасти едва хватает на сезон, что создает неудобства в работе.

По последним оценкам, гидравлический ход имеет ряд «плюсов»:

  • большая скорость работы и передвижения;
  • плавность переключения коробки передач;
  • износостойкость.

В сравнении с приобретением нового комбайна, такая переделка «Нивы» обойдется в разы дешевле.Для того, чтобы произвести капитальный ремонт ходовой части и установить гидростатику, понадобятся:

  • гидрокомплект – насос и гидромотор;
  • гидравлические шланги;
  • радиатор масляного типа;
  • фильтр с вакуумметром;
  • расходные материалы;
  • гидроемкость;
  • тросы;
  • первичный вал.

Ввиду сложности такого процесса лучше отказаться от переделки своими руками и обратиться к квалифицированным специалистам.

Комбайн Нива СК-4


Зерноуборочный комбайн СК-4 оснащен 4-тактным двигателем с 4 цилиндрами. Работает на дизельном топливе. Сцепление двухдисковое, замкнутое. Для движения вперед есть 3 скорости, для движения назад – одна. Коробка передач двухуровневая. С помощью тормозных шкивов на валах переключение передач плавное, шестеренки меньше изнашиваются. Рулевая колонка оснащена гидравликой, что упрощает управление.
Технические характеристики:

  • максимальная производительность – 35000 м.кв./час;
  • мощность двигателя – 56 кВт;
  • вместительность бака для горючего – 140 л;
  • расход топлива – 218 г/кВт*час;
  • вместительность бункера – л;
  • скорость выгрузки – л/сек;
  • диаметр молотильного аппарата – 0,55 м;
  • ширина жатки – до 5 м;
  • вес – 6280 кг.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]