Органы управления и контрольные приборы трактора Т-130М


Сборка коробки передач

Сборка верхнего вала

Установите вал 1 (


) в приспособление поверхностью со шпоночным пазом вверх. Нагрейте роликоподшипник 2 (внутреннее кольцо) и установите на вал до упора в бурт. Переверните вал Установите на вал кольцо 3. Запрессуйте направляющий штифт 20 до упора в глухое отверстие впадины шлицев для удобства и правильности совмещения пазов со снятым шлицем в муфтах и втулках с каналом подвода смазки в хомуте.
Установите на вал втулку 24, шестерню 4 заднего хода, муфту 5, муфту 23, втулку 6, шестерню 7 нормального диапазона, муфту 22, муфту 8, втулку 21, шестерню 9 ускоренной передачи, втулку 10.

Установите хомут 12 подвода смазки с пружиной 11 на вал 1 лыской в сторону нижнего вала (для машин первого выпуска). Установите шестерню 13 привода масляного насоса, втулку 14 и втулку 19. Сдвиньте до упора шестерни и втулки и установите пакет регулировочных прокладок 18 так, чтобы обеспечить зазор А = 0,05…0,3 мм между втулкой 19 и роликоподшипником 15. Прокладки толщиной 2,0 мм установите с двух сторон пакета. Нагрейте роликоподшипник 15 и установите на вал. Наденьте стопорную шайбу 17., Собранный вал затяните гайкой 16. Момент затяжки гайки 450… 550 Н• м (45…55 кгс м). Отогните шайбу 17 на грань гайки. У собранного вала шестерни должны свободно вращаться на втулках, муфты должны перемещаться без заеданий.

Сборка первого промежуточного вала

Установите вал 16 (


) в приспособление цилиндрической поверхностью большого диаметра вверх, нагрейте роликоподшипник 1 и установите его на вал. Переверните вал и установите на него детали: втулку 15, шестерни 2, 3, 4, кольцо 14.

Установите стопорное кольцо 5 в выточку шестерни 7 и установите подшипник 13. Наденьте шестерню с подшипником на вал. Запрессуйте подшипник до упора в кольцо 14. Установите проставку 6, напрессуйте второй подшипник 13 и установите стопорное кольцо 8. Наденьте кольцо 12. Нагрейте роликоподшипник 9 и установите на вал. Установите стопорную шайбу 10, заверните гайку 11 обработанным торцом к шайбе и застопорите ее. Момент затяжки гайки 450…550 Н-м (45…55 кгс-м).

Сборка второго промежуточного вала

Установите вал 1 (


) в приспособление концом с резьбой вниз, нагрейте роликоподшипник 9 и установите на вал. Наденьте стопорное кольцо 10. Переверните вал и установите на него: шестерню 8, втулку 11, шестерню 7, шестерню 6, втулку 5, шестерню 4, шестерню 3.

Сдвиньте до упора шестерни и втулки, установите пакет регулировочных прокладок 12, обеспечив зазор А = 0,05…0,3 мм между торцом шестерни 3 и торцом внутреннего кольца роликоподшипника 2. Прокладки толщиной 2,0 мм установите с двух сторон пакета. Нагрейте подшипник 2 и установите на вал.

Сборка нижнего вала

Установите вал 1 вертикально в приспособление конической шестерней вниз. Установите на вал внутреннее кольцо роликоподшипника 15 до упора в бурт и втулку 14. Запрессуйте направляющие штифты 18 (


) и 20 до упора в глухие отверстия впадины шлицев нижнего вала. Штифты устанавливаются для удобства и правильности совмещения пазов со снятым шлицом в муфтах и втулках с отверстиями подвода смазки в нижнем валу. Установите на вал втулку 16, шестерню 13 второй передачи, муфту 12, муфту 17, втулку 11, шестерню 10 первой передачи, проставку 9, втулку 8, шестерню 7 третьей передачи, муфту 5, муфту 6, втулку 4, шестерню 19 четвертой передачи, кольцо 21 и втулку 3.

Установите пакет регулировочных прокладок 22 так, чтобы обеспечить зазор А = 0,05…0,3 мм между торцами втулки 3 и кольца роликоподшипника 2.

Прокладки толщиной 2,0 мм ставьте с двух Сторон пакета. Нагрейте роликоподшипник 2 и установите на вал.

У собранного вала шестерни должны свободно вращаться на втулках, а муфты свободно переключаться. Нижний вал устанавливайте комплектно с проверенной по зацеплению зубьев конической шестерней главной передачи. Раскомплектовка этой конической пары не допускается. Номер большой конической шестерни выбит на корпусе коробки передач.

Сборка валов с передней крышкой

Установите верхний вал 4 (


) коробки передач в приспособление так, чтобы расстояние от торца зубьев шестерни 7 ( ) до плоскости А приспособления (передней крышки) было (126±0,06) мм. Размер (126±0,06) мм установите с помощью шаблона.. Указанный размер обеспечивает в собранной коробке передач расстояние А=(126±0,5) мм (


) от торца шестерни 7 ( ) до внутреннего торца передней крышки.

Установите первый промежуточный вал 2 ( ) в приспособление так, чтобы выступание торцов зубьев шестерни 7 ( ) верхнего вала по отношению к торцам зубьев шестерни 2 ( см. рис. 218 ) первого промежуточного вала было (2±0,5) мм. Устанавливайте валы в приспособление на указанные размеры вращением рукояток 8 ( ).

Установите второй промежуточный вал 5 в приспособление так, чтобы зазор между торцами шестерни 2 ( ) первого промежуточного вала и шестерни 6 ( ) второго промежуточного вала был в пределах (4±0,5) мм. Установите нижний вал 6 ( ) в приспособление.

Застропите и установите переднюю крышку 3 коробки передач на штифты 1 и плоскость приспособления. Прижмите крышку прижимами 7.

Установите, предварительно, пакет Е ( ) разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса 10 подшипников верхнего вала. Диаметрально расположенные разрезные прокладки должны быть одинаковой толщины.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 10 подшипников и установите корпус в крышку коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо роликоподшипника до упора в бурт корпуса.

Нагрейте шарикоподшипник и напрессуйте на вал 12 до упора в роликоподшипник номером на кольце вверх. Установите маслоотражатель 17 и шпонку 15 на вал. Смажьте прокладку лаком «Герметик» с двух сторон и установите на фланец корпуса подшипника.

Установите крышку 16 и закрепите ее вместе с корпусом подшипников болтами с пружинными шайбами. Нагрейте фланец 13 до температуры 523…543 К (250…270 °С) и напрессуйте на вал. Наверните гайку 11 с левой резьбой на вал до упора во фланец 13, вверните два стопорных болта с пружинными шайбами. Проверьте, нет ли задевания маслосгонной резьбы за крышку подшипников, проворачивая верхний вал.

Проверьте размер А = (126±0,5) мм, при необходимости поставьте или уберите регулировочные прокладки Е под фланец корпуса подшипников для обеспечения указанного размера. Установите пакет М разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса 9 подшипников.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 9 подшипников и установите корпус в крышку коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо роликоподшипника до упора в бурт корпуса номером на кольце вверх. Нагрейте шарикоподшипник и напрессуйте на вал 26 до упора в роликоподшипник номером на кольце вверх. Установите стопорную шайбу внутренним усиком в шпоночный паз вала, наверните гайку 8 обработанным торцом к шайбе и отогните концы шайбы на грани гайки. Смажьте прокладку лаком «Герметик» с двух сторон и установите на фланец корпуса подшипников. Установите крышку и закрепите вместе с корпусом подшипников болтами с пружинными шайбами. Проверьте размер (2±0,5) мм и, при необходимости, добавьте или уберите прокладки в пакете М.

Установите пакет К разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса 6 подшипников.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 6 подшипников и установите корпус в крышку коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо. роликоподшипника в корпус 6 до упора в бурт корпуса номером на кольце вверх. Нагрейте шарикоподшипник в масляной ванне и напрессуйте на вал 29 до упора в роликоподшипник номером на кольце вверх.

Установите стопорную шайбу внутренним усиком в шпоночный паз вала, наверните гайку 7 обработанным торцом к шайбе и отогните концы шайбы на грань гайки. Смажьте прокладку лаком «Герметик» с двух сторон и установите на фланец корпуса 6. Установите крышку на прокладку и закрепите вместе с корпусом подшипников болтами с пружинными шайбами.

Проверьте размеры (4±0,5) мм и, при необходимости, добавьте или убавьте количество прокладок в пакете К.

В коробках передач на тракторах последнего выпуска пакеты разрезных регулировочных прокладок Е, М и К не применяются. Размеры между торцами шестерен валов обеспечиваются конструктивно.

Установите пакет Т разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса подшипников нижнего вала 31.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 4 и установите его в крышку 3 коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо роликоподшипника до упора в бурт корпуса подшипников. Нагрейте шарикоподшипник в масляной ванне и напрессуйте на вал до упора в роликоподшипник номером на кольце вверх. Установите шайбу внутренним усиком в шпоночный паз, наверните гайку 5 обработанным торцом к шайбе и отогните концы шайбы на грань гайки. Вращение валов должно быть свободным, без заеданий. Толщина пакета 7 прокладок окончательно устанавливается при регулировании размера С= (83,9±0,1) мм ( ).

Сборка корпуса коробки передач

Установите корпус 1 коробки передач на подставку или на деревянный настил. Смажьте посадочные места под роликоподшипники в корпусе коробки трансмиссионным маслом. Установите наружные кольца роликоподшипников 22, 24 , 28, 30 в отверстия корпуса, расположив гнезда под стопоры против отверстий в корпусе. Установите стопор 20 в отверстие корпуса коробки передач так, чтобы он вошел в гнездо подшипника 22.

При установке стопора не прилагайте больших усилий, чтобы не деформировать стопором наружное кольцо роликоподшипника.

Запрессуйте заглушку 19 в отверстие до упора в гнездо корпуса. Упор заглушки в стопор не допускается. Запрессуйте аналогично стопоры подшипников остальных валов. Наденьте уплотнительное кольцо 23 на крышку 25 и установите ее в корпус коробки передач. Установите кольцо 27 в канавку корпуса. Запрессуйте в корпус 1 (


) штифты 2 и 4.

Вверните шпильки, уложите прокладку, смазанную лаком «Герметик» с двух сторон, и установите крышку 25 (если она снималась), закрепив ее гайками с шайбами. Наденьте на магнитную пробку 24 медно-асбестовое и резиновое кольцо. Вверните пробку в отверстие крышки 25. Запрессуйте в корпус 1 (


) втулку 22 с шариками 21 в сборе.

Сборка передней крышки с корпусом коробки передач

Установите корпус коробки передач на приспособление (


) привалочной плоскостью вниз и закрепите.

Смажьте с двух сторон прокладку лаком «Герметик» и установите на фланец корпуса. Установите крышку 3 ( ) в сборе с валами в корпус так, чтобы штифты 2 корпуса 1 вошли в отверстия крышки 3. Вставьте пружину 18 хомута верхнего вала в отверстие корпуса. Корпус 1 и крышка 3 должны иметь одинаковый номер.

Закрепите крышку 3 на корпусе болтами с шайбами. Проверьте вручную вращение валов. Вращение валов должно быть свободным, без заеданий. Проверьте, есть ли зазоры в зацеплениях шестерен. Зацепление зубьев любой пары шестерен без зазора не допускается. Поверните КП в приспособлении и выставьте нижний вал 31 на размер С= (83,9±0,1) мм между торцом вала и плоскостью корпуса коробки передач с помощью разрезных прокладок Т, устанавливаемых под фланец корпуса 4. Размер замеряйте при сдвинутом вале во внутрь коробки передач. При неправильной установке конической шестерни возможно разрушение конической пары в эксплуатации.

Смажьте прокладку лаком «Герметик» и установите на корпус 4 подшипника. Вверните штуцер подвода смазки в крышку 21 ( ). Установите крышку 21 с ввернутым штуцером на прокладку и, перемещая в пределах зазора между болтами и отверстиями, найдите такое положение, когда при вращении нижнего вала штуцер не задевает за нижний вал. В этом положении крышку закрепите болтами. Вверните две шпильки в отверстия передней крышки. Наденьте на шпильки треножки 22 и закрепите гайками.

Установка валиков переключения передач, вилок и хвостовиков

Поверните корпус 1 ( ) коробки передач так, чтобы люки под механизмы Переключения были обращены вверх. Установите вилку 29 в кольцевую канавку муфты включения верхнего вала 32. Установите валик 28 в корпус, пропустив его через отверстия вилки 29, и установите на него хвостовик 27.

Установите вторую втулку 25 в кольцевую канавку муфты включения верхнего вала, второй валик 26 в корпус, пропустив его через отверстие вилки 25, на валик — хвостовик 24. Закрепите хвостовики на лысках валиков стопорами.

Закрепите клиньями 34 на лысках валиков вилки 25 и 29 при центральном расположении наружной зубчатой муфты (свисание наружной зубчатой муфты над внутренней не допускается) в нейтральном положении валика 26 (фиксаторы 31 установлены в средний паз на валиках) и законтрите гайки стопорной пластиной. Размер В ( ) должен быть равен (21,5±0,8) мм. Проверьте вручную перемещение валиков в корпусе. Перемещение валиков должно быть свободным. При перемещении одного валика другой должен надежно стопориться шариковым замком.

Запрессуйте заглушку 23 ( ). Установите крышки 30, закрывающие торцы валиков переключения передач, выдержав с помощью регулировочных прокладок зазор А=0,3 мм между крышкой и торцами валиков во включенном положении. Отсутствие зазора не обеспечивает включение передач. При недостаточном зазоре или превышающем указанную величину происходит самопроизвольное включение передач под нагрузкой. Аналогично установите вилки и валики для нижнего вала 33. Установите штуцер подвода смазки к верхнему валу. Установите масляный насос, если он снимался.

Сборка левого механизма переключения передач

Установите проставку 3 ( ) в сборе с крышкой 2 на стол. Введите валик 19 в отверстия проставки 3 и отверстие рычага 20. В глухие отверстия проставки вставьте пружины 17, длинную пружину установите с внешней стороны коробки передач. Уложите кольцо 6, прокладки и внутренний фланец 7. Запрессуйте палец 16 в рычаг 11.

Установите рычаг 11 во внутренний фланец 7 и глухое отверстие рычага 20. Наденьте прокладку и второй внутренний фланец 8. Установите на прокладку наружный фланец 15 и закрепите болтами с шайбами. Установите уплотнительное кольцо 9, крышку 14 шарового фланца 15, колпачок 13 и зашплинтуйте.

Наверните на конец рычага И рукоятку 12. Сборка правого механизма переключения аналогична сборке левого за исключением установки включателя ВК-403. Последовательность установки включателя: установите в выточку резьбового отверстия (


) резиновое кольцо 7, замковую пластину 2, регулировочные прокладки Р (не более восьми штук), отрегулируйте ими зазор 0,3…0,5 мм между торцом включателя и цилиндрической поверхностью валика 6. Заверните включатель до упора и застопорите его пластиной.

Поставьте механизм переключения проставкой на штифты крышки и прокладку, смазанную лаком «Герметик», закрепите болтами с шайбами.

Сборка корпуса фиксаторов с валиком

Вставьте валик 13 ( ) в отверстие корпуса 12. Наденьте сальник 6 на выступающий конец валика и .запрессуйте в корпус 12 заподлицо с торцом корпуса. Наденьте рычаг 7 на конец валика и совместите паз валика с отверстием в рычаге. Установите стопор 9 и закрепите гайкой с шайбой. При затягивании гайки, обстукивайте стопор 9 по торцу большого диаметра.

Вставьте в рычаг наконечник 8. Наденьте шайбу и зашплинтуйте. Аналогично соберите корпус фиксаторов с валиком для левого механизма переключения.

Поставьте упорную планку И, вставьте ее в выточку на валике 13 фиксаторов и установите направляющую плиту 10 с прокладками, смазав их лаком «Герметик». Закрепите корпус 12 фиксаторов к крышке болтами с пружинными шайбами. Запрессуйте заглушку 14 в отверстие корпуса 12.

Установка механизма переключения передач

Вверните в корпус 1 ( ) коробки передач шпильки и уложите прокладку, смазанную с-двух сторон лаком «Герметик». Установите по два фиксатора 31 в гнезда так, чтобы они вошли в пазы валиков при нейтральном положении, как показано на рисунке. Лыски в верхней части фиксаторов должны располагаться вперед по ходу трактора.

Установите механизмы переключения в сборе на две шпильки и два штифта корпуса К.П и заведите рычаги 20 в пазы хвостовиков. Закрепите механизм переключения гайками с пружинными шайбами. При необходимости замените уплотнение 18.


Рис. 212. Калибр для установки валика переключения в нейтральное положение

При нейтральном положении рычагов 20 с помощью приспособления 1 ( рис. 212 ) выставьте на размер (29±1) мм от торца малой бобышки проставки 2 валик 19 ( ). Закрепите через боковой люк рычаг 20 болтами 5 и законтрите их стопорной пластиной. Наденьте на пробку 5 ( ) стопорную шайбу 4, прокладку и заверните до отказа. Заверните аналогично пробки 5 в резьбовые отверстия остальных бобышек. Установите правый механизм переключения передач аналогично установке левого механизма переключения передач.

Перемещение валиков с вилками должно быть свободным, с четкой фиксацией нейтрального и рабочего положений. Поворот рычагов валиков фиксаторов должен быть свободным, при нейтральном положении рычага переключения передач и в положениях, соответствующих полному включению какой-либо передачи.

При заблокированных фиксаторах перемещение валиков переключения передач не допускается, что должно быть обеспечено регулировкой-зазора между торцом фиксатора и валиком с помощью кар-, тонных прокладок 15 ( ), установленных под корпус валика фиксаторов. Приклейте клеем 88НП кольцо 21 ( ) в выточку фланца корпуса коробки. Наружная торцовая поверхность кольца должна быть чистой от клея.

Обкатка и испытание коробки передач

Установите коробку передач на стенд, залейте в корпус 25 л трансмиссионного тракторного масла (см. инструкцию по эксплуатации). Обкатку производите без нагрузки по две минуты на каждой передаче, начиная с низшей. Частота вращения верхнего вала коробки передач должна быть 500…800 мин-1.

В процессе обкатки проверьте переключения муфт на всех передачах переднего и заднего хода. Переключение должно происходить свободно, без заеданий. При обкатке допускается незначительный шум шестерен. Отдельные удары, стуки и дробные перекаты с повышенным шумом не допускаются. Температура в коробке передач после обкатки не должна превышать температуры окружающего воздуха более чем на 50 °С, Течь масла при обкатке через уплотнения не допускается.

После обкатки снимите коробку передач со стенда, слейте масло и установите на деревянный настил. Закройте подшипники коробки пергаментной бумагой и забейте деревянные пробки в отверстия подвода и отвода смазки к нижнему валу и масляному насосу. Промойте сетку маслоприемника.

Допускается испытывать коробку передач во время испытания силовой передачи трактора. При обкатке на тракторе проверяйте работу механизма блокировки переключения передач. Коробка передач подвергается обкатке на всех передачах переднего и заднего хода.

Перемещение валиков с вилками должно быть легким, без заеданий и с четкой фиксацией нейтрального ц рабочих положений. Поворот рычагов валцков фиксаторов должен, быть свободным, без заеданий при нейтральном положении рычага переключения передач и в положениях, соответствующих полному включению какой-либо передачи.

Проверьте, есть ли давление в системе смазки трансмиссии при вращении верхнего вала коробки передач. При отсутствии давления в системе смазки на щитке приборов загорается лампочка рубинового цвета. Эксплуатация трактора при отсутствии давления в системе смазки не допускается.

Технические характеристики

Ввиду особой конструкции, трактор Т-130 обладает большой опорной поверхностью. Это позволяет при выполнении сельскохозяйственных работ незначительно снимать и уплотнять верхние слои грунта. Трактор с высоким потенциалом проходимости способен развивать большое тяговое усилие.

При общей массе 14,32 т Т-130 оказывает давление на почву, эквивалентное 0,05 МПа. Модель оснащается 140-сильным дизельным двигателем и восьмиступенчатой коробкой передач.

Технические характеристики трактора Т-130:

ХарактеристикиПоказатели
Габариты:
— длина5193 мм
— ширина2475 мм
— высота3085 мм
— база2478 мм
— колея1880 мм
Общий вес14320 кг
Количество передач:
— передний ход8
Транмиссиямеханическая
Тип шассигусеничный
Двигатель:
— мощность140 л.с.
— кол-во цилиндров4
— удельный расход топлива г/кВт*ч244,3 (180)

На видео трактор Т-130 в работе:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]