Органы управления и контрольные приборы трактора ДТ-75
В кабине размещены основные органы управления трактором и приборы для контроля за работой основного двигателя и электрооборудования. Остальные рычаги управления основным и пусковым двигателями расположены с левой стороны двигателя и пользоваться ими можно только во время остановки трактора. Стартер пускового двигателя включают рычагом 10 (рис. 1), переводя его в крайнее заднее положение. Одновременно с этим вводят в зацепление шестерню стартера с венцом маховика пускового двигателя. Рычагом 11 вводят в зацепление шестерню механизма включения редуктора пускового двигателя с венцом маховика основного двигателя. Для этого перемещают рычаг вниз, а затем возвращают его вверх до замыкания стопором. Муфту сцепления редуктора пускового двигателя включают и выключают рычагом 12, расположенным на передней крышке редуктора. При повороте рычага на себя (от двигателя) муфта включается, при повороте от себя (в сторону двигателя) — выключается.
Для удаления воздуха из системы питания двигателя пользуются рукояткой 14 ручного насоса. При установке рычага 15 декомпрессионного механизма в верхнее положение во всех цилиндрах воздух не сжимается (клапаны приоткрыты) и тем самым облегчается прокручивание коленчатого вала. Крышка 16 воздушного патрубка карбюратора пускового двигателя предотвращает попадание пыли в карбюратор. При неработающем пусковом двигателе патрубок должен быть всегда закрыт крышкой.
Зажигание пускового двигателя выключают, нажав на кнопку 17. Воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя управляют рычагом 18, а дроссельной заслонкой — рычагом 19. Перед запуском двигателя открывают кран 21 для подачи топлива из бака в карбюратор. При пуске основного двигателя трактора Т-74 подачу топлива увеличивают рычагом 34, а двигателя трактора ДТ-75 — при помощи рычага 12 (рис. 2), отводя его в верхнее положение. При работе двигателя количество теплого воздуха, поступающего в кабину трактора Т-74, регулируют рукояткой 22 (см. рис. 1), а трактора ДТ-75 — при помощи барашка 8 (рис. 2).
Действие приборов электрооборудования проверяют при помощи амперметра 23 (см. рис. 1). Во время работы двигателя при заряженной батарее и выключенных фарах стрелка амперметра должна находиться около нуля шкалы, немного отклонившись от него вправо (в сторону плюса). Давление Масла в системе смазки двигателя контролируют манометром 25, температуру воды, выходящей из рубашки головки цилиндров,— дистанционным термометром 29, а температуру масла в картере — дистанционным термометром 33. Нормальное давление масла должно находиться в пределах 3,0—3,5 кг/см2, нормальная температура масла 80—100° С, температура воды 80—95° С. На щитке контрольных приборов в кабине трактора ДТ-75 дополнительно установлен манометр, показывающий давление масла в увеличителе крутящего момента. Свет в фарах включают рычажком 26. При срабатывании предохранителя для включения света необходимо нажать на кнопку 24 предохранителя. Освещение на щитке приборов и плафоне включают рычажком 28. При среднем положении рычажка лампа и плафон выключены, при верхнем — включена лампа щитка приборов, при нижнем — включен плафон. На щитке контрольных приборов для включения передних фар трактора ДТ-75 установлен включатель 7 (рис. 3) и для выключения фонаря щитка приборов — выключатель 8.
Вентилятор кабины трактора Т-74 включают рычажком 27 (см. рис. 1), для этого его повертывают вверх. Направление потока свежего воздуха в кабину регулируют поворотным козырьком 30. На тракторе ДТ-75 вентилятор кабины включают переключателем 1 (рис. 4), установленным в правом верхнем углу кабины и предназначенным также для включения и выключения плафона кабины. Там же установлены включатель 2 правой задней фары и включатель 3 левой задней фары. На тракторе Т-74 переключатель 37 (см. рис. 1) задних фар установлен в правом заднем углу. При установке рычажка вверх включают задние фары, а при переводе его вниз — фары прицепных орудий.
Стеклоочиститель переднего окна кабины включают рычагом 31, звуковой сигнал — кнопкой 32. Трансмиссии тракторов Т-74 и ДТ-75 отличаются одна от другой, поэтому органы управления этими тракторами характеризуются некоторыми особенностями. На тракторе Т-74 передачи переключают при помощи рычагов / и 2. Рычаг 1 служит для переключения грулп передач коробки передач, а рычаг 2 — для переключения пе» редач в каждой группе. Положение рукояток рычагов / и 2 при включении каждой передачи переднего и заднего хода показано на рисунке 5. На тракторе ДТ-75 передачи переключают рычагом 5 (см. рис. 2), положение которого при включении каждой передачи изображено на рисунке 6. Переключать передачи можно только при полностью выключенной главной муфте сцепления. Главную муфту сцепления трактора Т-74 выключают педалью 3 (см. рис. 1), нажимая на нее, а трактора ДТ-75 — рычагом 6 (см. рис. 2), переводя его вперед. Не рекомендуется долго держать главную муфту сцепления в выключенном положении. При торможении трактора Т-74 пользуются педалями 4 и 5 (см. рис. 1), а при торможении трактора (Т) (7) ДТ-75 — педалями 2 и3 (см. рис. 2).
Для совершения поворота нажимают на педаль с той стороны, в которую необходимо повернуть трактор. Для удержания трактора Т-74 в заторможенном положении нажимают на педаль 5 (см. рис. 1) и вводят защелку о в зацепление с зубьями гребенки. Трактор Т-74 поворачивают при помощи рычагов 35 и 36, а трактор ДТ-75 — рычагами 10 и 11 (см. рис. 2). При отведении одного из рычагов в крайнее заднее положение трактор поворачивается в сторону отведенного рычага. Для крутого поворота трактора необходимо после отведения рычага нажать на педаль тормоза с той стороны, в которую осуществляется поворот. Вал отбора мощности на тракторе Т-74 включают рычагом 8 (см. рис. 1), а на тракторе ДТ-75 — рычагом 4 (см. рис. 2). При установке рычага в крайнее заднее положение вал отбора мощности включается, в переднее — выключается. Выключать и включать вал отбора мощности разрешается только при выключенной главной муфте сцепления.
Гидравлической навесной системой трактора Т-74 управляют при помощи рычагов 7 (см. рис. 1), трактора ДТ-75 — рычагами 9 (см. рис. 2). При установке рычага в крайнее верхнее положение рабочие органы орудия поднимаются. Среднее положение рычага — «нейтральное». При установке рычагов в нижнее положение (после нейтрального) орудие опускается. Крайнее нижнее положение рычага — «плавающее». Переводить рычаг из нейтрального положения в плавающее нужно быстро, не задерживаясь на положении «опускание». Для подъема орудия из плавающего положения следует быстро перевести рычаг в крайнее верхнее положение. Насос гидравлической навесной системы трактора ДТ-75 включают рычагом 14, перемещая его в сторону радиатора. Усилителем крутящего момента управляет рычаг 1, При перемещении рычага на себя включают усилитель крутящего момента. Во включенном положении рычаг стопорят защелкой, расположенной на полу кабины.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
10-01 | Шайба ГОСТ 11371-78 | Кол-во на ДТ-75 2 | Нет в наличии |
12-01 | Шайба ГОСТ 11371-68 | Кол-во на ДТ-75 2 | Нет в наличии |
12-65Г | Шайба ГОСТ 6402-70 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
20-01 | Шайба ГОСТ 11371-78 | Кол-во на ДТ-75 2 | Нет в наличии |
3,2Х18 | Шплинт ГОСТ 397-79 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
4Х22 | Шплинт ГОСТ 397-79 | Кол-во на ДТ-75 16 | Нет в наличии |
5Х28 | Шплинт ГОСТ 397-79 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
6Х12Х45 | Ось ГОСТ 9650-71 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
77-38-228 | Палец | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
77-40-112 | Втулка | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
77-40-161-1А | Муфта регулировочная | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
77-40-188А | Пружина | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
77-40-189А | Шайба | Кол-во на ДТ-75 3 | Нет в наличии |
77-40-194-1А | Пружина | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-038 | Рычаг | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-044-2 | Тяга | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-045-2 | Тяга | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-216-01 | Рычаг муфты | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-222 | Рычаг | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-235 | Серьга пружины | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
78-40-324 | Ось | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-043 | Рычаг | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-044 | Тяга привода | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-077 | Рычаг | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-087 | Тяга коробки передач | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-088 | Направляющая | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-318 | Ролик | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-319 | Палец ролика | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-320-1 | Ось рычага | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-336 | Вилка | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-348 | Палец | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-363 | Серьга тяги передач | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-364 | Тяга | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-370 | Вилка | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-371 | Вилка | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
88-40-373 | Вилка | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
IВМ10Х30 | Винт ГОСТ 17473-72 | Кол-во на ДТ-75 2 | Нет в наличии |
А40-18-01 | Палец | Кол-во на ДТ-75 4 | Нет в наличии |
М10 | Гайка ГОСТ 5915-70 | Нет в наличии | |
М12-6gХ40 | Болт ГОСТ 7796-70 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
М12Х1,25 | Гайка ГОСТ 5916-70 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
М12Х1,25LВ | Гайка ГОСТ 5916-70 | Кол-во на ДТ-75 1 | Нет в наличии |
Схема зарядки МТЗ-80
Данная схема цветная с описанием показывает, из каких элементов состоит система зарядки трактора МТЗ-80.
- Генератор, который является основным источником питания.
- Батареи аккумуляторные, свинцово-кислотные – выполняют роль резервного источника питания тракторного двигателя.
- Лампа индикации, которая загорается при том случае, когда при включении замка зажигания генератор не вырабатывает электрический ток.
- Блок предохранителей, защищающий электрическую цепь от короткого замыкания.
Генератор и АКБ подключаются «плюсовым» проводом, а «минус» выводится на металлический корпус.
Техническое обслуживание и ремонт
Обслуживание электрических компонентов трактора МТЗ-82 заключается в проведении регламентных работ и проверке состояния кабелей, приборов и ламп накаливания. Батареи протираются от пыли и следов электролита, проверяется уровень жидкости в банках, и выполняется подзарядка. В генераторе проверяются обмотки возбуждения, а также выпрямительный блок и обмотки на статоре.
Используемый на тракторе регулятор напряжения оснащается сезонным переключателем. Производитель рекомендует проверять и корректировать значение напряжения на выходе регулятора. Узел настраивается на технике или на специальном стенде.
Электрический стартер обслуживается через 3000 часов работы дизельного двигателя. Электромотор снимается для разборки с последующей очисткой коллектора и проверкой состояния щеток. Одновременно контролируется состояние электромагнитного реле и шестерни, контактирующей с зубчатым венцом маховика дизеля.
В процессе эксплуатации не допускается загрязнение высоковольтного провода, идущего от магнето к свече зажигания. Магнето обслуживается через 960 часов работы двигателя, в ходе проверки узла выполняется очистка компонентов от загрязнений и настраиваются зазоры между контактами прерывателя. Одновременно выкручивается свеча зажигания, в которой проверяются зазоры между контактами.
Модификации
За годы нахождения этого мотора на конвейере он претерпел небольшие изменения, которые позволили существенно упростить обслуживание техники, улучшились его показатели надежности, сократился расход топлива и повысились показатели мощности.
Так, например модификация А-41СИ-03 имеет рядное расположение цилиндров, что позволило увеличить показатели номинальной мощности с 90 до 100 лошадиных сил. У этого силового агрегата коэффициент запаса крутящего момента составляет 20%, тогда как у модификации А-41СИ-1 и А-41СИ-02 этот показатель равняется 15%.
Начиная с 2001 года при изготовлении этих силовых агрегатов используют индивидуальные головки блока для каждой из группы цилиндров, что в свою очередь повысило надежность уплотнения газового стыка и уменьшило расход масла при угаре.
Двигатель, за время нахождения на конвейере, совершенствовался, получая различные электронные блоки управления. В 2003 году этот силовой агрегат начал оснащаться электростартерным запуском, что повысило его моторесурс. В 2012 году по лицензии на дизельный мотор А 41 стали устанавливать немецкие блоки картера, что повысило надежность мотора.
В общей сложности было выпущено 11 различных модификаций, большинство из которых представляют собой базовый мотор с установленным на него дополнительным навесным оборудованием. Так, например возможна установка двух гидронасосов, ременного пневмокомпрессора, дополнительного генератора, увеличенного жидкостно-масляного теплообменника, предназначенного для охлаждения масла, модернизированной муфты сцепления и ряд других элементов.