Виды фрез для мотоблока, правильная сборка и установка

Фактически все изготовители мотоблоков поставляют садовую технику с почвенными фрезами в разобранном виде. Их сборка часто вызывает трудности, особенно если число режущих ножей в каждой секции равно 4. Сложности связаны с большим количеством сборочных деталей и необходимостью правильно их разместить на втулке. Выясним, как корректно и быстро собрать фрезы на мотоблок с разным числом режущих лопастей. Монтаж сборочных элементов осуществляется на шайбы, гайки и болты.

Разновидности

Применяются несколько типов и форм этого почвообрабатывающего инструмента. Разберем все виды более подробно, т.к. сборка отличается в зависимости от вида фрез.

Саблевидные

Саблевидные, или сабельные фрезы – самый распространенный, классический тип. Именно они используются на большинстве мотоблоков. Об их прочности и практичности говорит то, что они же используются на мощной сельхозтехнике для обработки больших полей.

На фото – классический вариант:

Обладают рядом преимуществ, такими как сменные лопасти. При желании можно снять одну лопасть, наточить, выправить или заменить на новую. Крепление организовано на болтах.

Одна лопасть выполнена как монолит, цельная деталь, из единой полосы металла. На ней нет приваренных или заклепанных, прикрученных элементов, которые могут отвалиться от значительных нагрузок при обработке земли.

Геометрия каждой лопасти и их расположение относительно друг друга рассчитаны наилучшим образом для того, чтобы режущие кромки входили в грунт легко и проходили его без лишних нагрузок на трансмиссию и двигатель. Вместе с тем земля эффективно рыхлится, поднимается и перемешивается. При этом нет пропусков в виде полос необработанной земли. Вся обрабатываемая полоса перекрывается полностью режущими кромками левых и правых ножей.

Фрезы выполнены из специальных прочных сплавов, прошедших термическую обработку (закалку). Они не хрупкие, в некоторой мере могут выдержать, обходя, например, камень.

У разных производителей качество сплава сильно отличаются.

Гусиные лапки

Эта разновидность конструкции появилась много лет назад, как самодельная, выполненная своими силами для своих нужд. Затем её заметили, и после некоторых доработок такой вид фрез начали выпускать в заводских условиях для мотоблоков.

Плюсы такого варианта в сравнении с классическим:

  • острые наконечники легче входят в грунт, что важно при обработке тяжелых, плотных и пересохших, окаменевших грунтов. Мотоблоку работать с ними значительно легче;
  • трава и корни также могут наматываться на них, но меньше, чем на сабельные. Стойки здесь прямые, а не согнутые. Часть волокон проскакивает между них.

Минус такого варианта может быть только в некачественном заводском исполнении каждого конкретного изделия. Приваренные треугольные резцы могут отваливаться. Если узел сделан как неразборный, при безнадежной поломке одной фрезы, придётся менять весь узел.

Такая фреза из-за прямой формы стоек больше режет землю, чем поднимает, рыхлит и перемешивает. Здесь работают только треугольные резцы.

Спиральные

Конструктивно это разновидность «гусиных лапок».

Отличие от обычного варианта:

  • полукруглая форма несущих стоек;
  • прямоугольная форма резцов.

Преимущества и недостатки те же, что и у вышеописанных «гусиных лапок». Есть особенность – из-за малой площади резцов могут быть пропуски, не вся площадь подрезается и рыхлится.

Функции

Фреза — это основной рабочий элемент, который непосредственно выполняет саму работу по обработке земли. Поэтому от качества так много зависит.

Острая часть делает прорезь в земле, совершая оборот и поднимаясь наверх. Лопатка подхватывает и поднимает часть земли. Таким образом, земля рыхлится, перемешивается и аэрируется (насыщается воздухом), что все вместе и есть главная задача при культивации (окультуривании) земли.

Попутно лопасть либо перерезает корни сорняков, либо цепляет их и выдергивает наружу. В любом случае рост многолетних сорняков корневого размножения на время нарушается.

Элементы фрез для мотоблоков

Классическая сабельная фреза для мотоблока состоит из трех частей:

  • несущий силовой вал, прямоугольник или труба, которые передает вращение от редуктора и несет на себе остальные элементы;
  • фланцы, которые наглухо закреплены на вале с отверстиями для крепления болтами сменных режущих лопастей;
  • ножи, сменные режущие лопасти.

Из таких же частей состоят и все остальные типы фрез. Разница бывает в том, что «гусиные лапки» и спиральные фрезы чаще всего неразборные, все элементы приварены.

Преимущества

Фрезерование сегодня — важнейший агротехнический прием.

Глубокая обработка земли проводится двумя способами – вспашкой плугом и фрезерованием. Первый способ был единственным на протяжении тысяч лет, так как фрез раньше просто не было.

Преимущество фрезерной обработки: качественное и полное рыхление почвы, аэрация и перемешивание слоев. Плуг просто делает полуоборот или полный оборот пласта. При этом почвы с плотной структурой могут не рассыпаться, и оставаться лежать крупными комьями. Это требует дополнительной обработки боронами, культиваторами с дисками или мелкими сошниками, на маленьких участках граблями.

Дополнительная операция намного увеличивает трудо- энергозатраты, снижает общую производительность труда. После культивации фрезой на большинстве почв крупных комков не остаётся, и почва сразу полностью готова к посеву.

Устройство культиватора

Стандартный культиватор состоит из рамы, на которой закреплены двигатель, трансмиссия, рабочий вал с рабочими инструментами, рукоятки управления, одно или два транспортировочных колеса, защитный козырек.

Основным рабочим инструментом при работе культиваторами являются почвенные фрезы. У большинства моделей культиваторов они выполняются как соединения двух, четырех или шести достаточно легкосъемных секций. Подбирая их количество, и создают требуемую на данном этапе работ ширину обработки. Вращение фрез культиватора приводит к резке почвы на пласты, их измельчению и перемешиванию. При этом культиватор не имеет ведущих колес, он движется вперед с помощью фрез, которые также движутся, «толкают» его вперед и вызывают перемещение.

Кроме вышеописанных стандартных почвенных фрез, культиваторы при желании можно оснастить разнообразным навесным оборудованием, существенно расширяющим возможности выполнения на них сельскохозяйственных работ. Конечно, такая дополнительная «навеска» приобретается хозяевами культиваторов отдельно, поэтому при выборе культиватора для покупки полезно будет сравнивать не одни их технические параметры, но также и ассортимент их комплектации, их совместимость с различными опциями навесного оборудования.

Как собрать фрезы на мотоблок пошагово

Сборка фрезы для мотоблока занимает 1-2 часа, но может затянуться на долгое время и стать проблемой, если вдруг не окажется полного комплекта крепежа.

Вот из таких комплектов собираются фрезы:

Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложный узел, в котором крайне важно правильное расположение лопастей. На разных сборках их может быть от 6 (две фрезы по 3 лопасти) до 32 (8 фрез по 4 лопасти).

Видео покажет, как собрать фрезы для мотоблока:

Все лопасти разделяются на левые и правые. У одних режущая заточенная кромка загнута в одну сторону, у других – в другую. Иногда есть сборки, на которых стоят 3 левых и 1 правая лопасти, или другие комбинации. Встречаются сборки с 1 укороченной лопастью.

При неправильной сборке возникают следующие проблемы:

  • мотоблок при работе прыгает, движется рывками (одна или несколько лопастей повернуты тупой стороной к земле);
  • одну полосу обрабатывают две лопасти, но рядом остаётся не пропаханная полоса (все лопасти повернуты в одну сторону);
  • если все лопасти установлены режущей заточенной кромкой в обратную сторону, мотоблок не сможет пахать совсем;
  • неправильно установленная лопасть может ударить по редуктору. На малых оборотах двигатель просто заглохнет, на больших редуктор может быть пробит, а лопасть согнута.

После любой сборки и установки на мотоблок, необходимо провернуть фрезы без запуска двигателя и проверить, что лопасти не цепляются за детали мотоблока.

Сборку новых лопастей можно провести без проблем, если перед глазами лежит старая заводская фреза. В этом случае новые лопасти устанавливают, глядя на правильный образец.

Если установка новых лопастей проводится на старый вал и фланцы, перед съемом старых лопастей можно сфотографировать их положение на смартфон или зарисовать. Можно просто запомнить, если разбирать последовательно одну фрезу за другой, а не снимать все лопасти сразу.

Разобраться по мануалу, как должны располагаться лопасти, может быть проблемой. На картинке не всегда видно правильное положение. Перевод с китайского языка может быть непонятен. Многочисленные видео на эту тему в сети могут не помочь, так как (см. выше) сборки все разные. Иногда на видео попадаются просто неправильные сборки. Правильную информацию придется собирать по частям.

Если старые фрезы были разобраны давно, в мануале не все понятно, внятного видео с подходящей моделью нет, сборку проводят по следующим общим правилам:

  • крайние лопасти всегда крепятся внутри площадки фланца (со стороны мотоблока), а не снаружи;
  • на большинстве моделей левых и правых лопастей поровну. На 4-лопастной сборке – 2 левых и 2 правых;
  • левые/правые лопасти чередуются, повернуты в разные стороны. Но обязательно режущей кромкой навстречу земле.

Напомним, есть модели и комплекты с другими комбинациями.

Но независимо от того, какие лопасти и в какой комбинации стояли на мотоблоке, можно приобрести стандартный комплект (пример на фото выше) и собрать его. При этом главное, чтобы он подходил к модели мотоблока по размеру, диаметру вала и т.д.

Максимальная ширина и глубина культивации

Ширина обработки – это максимальное значение ширины полосы, которое может охватить культиватор. Сильно узкий охват добавляет время, которое требуется на качественную обработку почвы. От мощности двигателя зависит ширина обрабатываемой полосы. Примерно 1 л.с. требуется на двадцать сантиметров охваченной по ширине земли. Широкий захват более удобен для обработки больших участков земли. Если же актуальна прополка между грядками, то здесь узкий захват более удобен.

Глубина обработки отражает расстояние на которую проникают фрезы культиватора в почву. Как правило, она прямо пропорциональна диаметру фрез. В некоторых случаях производитель отдельно указывает глубину обработки и диаметр фрезы. Среднее значение, обычно не превышает 25 см. Глубина обработки задается регулируемым положением сошника (прочной металлической полосы, которая вертикально закрепляется на задней части у мотокультиватора). Ширина захвата обычно регулируется установкой различных фрез.

Культиватор с максимальной шириной культивации 1050 мм ZIGZAG GT 903

Культиватор с максимальной глубиной культивации 350 мм Workmaster WT-85

Установка

Для установки фрез достаточно выполнить ряд простейших операций:

  1. Наклонить мотоблок на бок.
  2. Снять колесо и на его место установить фрезу. Обратите внимание на вращение, фрезу нужно устанавливать лезвием вперед, чтобы она резала землю.
  3. После установки зафиксировать фрезу на валу редуктора, специальным шплинтом.
  4. Наклонить мотоблок на другой бок и проделать все тоже самое.

Установка выполняется одинаково для всех видов фрез и на всех мотоблоках. Операцию рекомендуется выполнять вдвоем, один держит мотокультиватор, второй надевает фрезу.

Количество скоростей

Количество передних скоростей позволяет регулировать обороты фрезы и определять тип работы с почвой как описано выше. На современных культиваторах желательно, чтобы имелся и задний ход. У легких и сверхлегких моделей , конечно, заднего хода не бывает, но у них присутствует особая рукоятка, чтобы с ее помощью было удобно приподнимать культиватор и так разворачивать в нужном направлении. Особенно это пригодится при работе рядом с различными препятствиями (оградой,например) или на каких-то узких ограниченных участках когда постоянно необходимо прилагать усилия, чтобы переставить культиватор. Устройства тяжелого класса имеющие вес более 60 кг стандартно имеют реверс.

Культиватор с задним ходом FERMER FM-701MS

Нужно ли точить фрезы

Режущие кромки лопастей должны сохранять тот же угол заточки (остроту), как в новом (заводском) состоянии. Если заточить фрезы сильнее, они очень быстро затупятся до прежнего состояния, так как почва – сильный абразив, особенно песчаная.

Сильно затупленные кромки значительно затруднят работу. На редуктор, двигатель и всю трансмиссию будет лишняя нагрузка, ускоренный износ. Работа будет идти медленнее, с перерасходом топлива. Плотные грунты может не удаться обработать совсем.

Режущие кромки лопастей фрез мотоблока следует подтачивать до заводского состояния по мере того, как они сильно затупились. Лопасть должна резать, а не мять землю.

Слишком частая и острая заточка приведет к следующим проблемам:

  • потеря времени на заточку, расход заточных кругов;
  • истирание лопастей при заточке, что ускорит их износ.

К тому же острая, как нож кромка разрезает корни сорняков, которые затем растаскиваются по участку. Таким образом, сорняки корневого размножения распространяются по всему участку. В их числе опасные сорняки типа пырея, которые могут забить весь участок. Выполоть их трудно, так как они вновь прорастают от корней. Более тупая фреза вытаскивает корни из земли. Они наматываются на лопасти и вал, затем удаляются за пределы участка.

Лопасти из качественных и правильно подобранных металлов и сплавов не тупятся достаточно долго. Если кромка закругляется критично быстро, значит, металл мягкий и лопасти надо менять на качественные.

Когда нужно точить фрезы для мотоблока:

Кроме вышеописанных фрез, в продаже есть уникальные конструкции для мотоблока. Например, фреза производства США, для мотоблока Мантис.

Создается и множество самодельных фрез – из рессор, наконечников жатки от комбайна и т.д. Возможны неудачные варианты самоделок, но иногда они бывают эффективнее и надежнее заводских.

Как видно из статьи, большинство фрез идут монолитными и сборки требует только классическая версия. Ничего сложного в этом нет, достаточно прикрутить ножи к основанию по схеме, соблюдая определенный порядок.

Тип двигателя

Двигатели могут быть бензиновыми, дизельными, электрическими. Бензиновые двигатели, в свою очередь, могут быть двухтактными и четырехтактными. Электрические двигатели могут питаться или от сети, то есть должны быть постоянно подключены к розетке с помощью электрического кабеля необходимой длины, или от встроенного аккумулятора.

Электрические двигатели и двухтактные бензиновые, как правило, применяются в культиваторах легкого класса. Четырехтактные бензиновые двигатели и дизельные устанавливаются на культиваторы среднего и тяжелого класса. Сложность эксплуатации культиваторов с бензиновым двигателем в необходимости их постоянного обслуживания. Следует регулярно добавлять топливо и использовать масло для смазки деталей. Кроме того, каждая модель требует определенных марок масла и топлива, поэтому необходимо четко следовать инструкции. По сравнению с электрическими моделями, бензиновые издают слишком громкий шум. Стоит помнить и о бензиновых выхлопах, вредных растений, почвы и людей. Более дешевыми и простыми являются модели с двухтактным движком, но они требуют больше топлива.

Электрокультиваторы не обладают такой мощностью как модели с двигателем внутреннего сгорания, но отлично подходят для небольших по площади участков. Также, по наблюдениям некоторых пользователей электрических моделей, вибрация может раздражать пчел, если работу выполнять рядом с пасекой.

Культиватор бензиновый Crosser CR-K12

Культиватор дизельный ZIGZAG DT 902

Электрический культиватор FERMER F-105

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]