Виды фрез для мотоблока, правильная сборка и установка


Разновидности

Применяются несколько типов и форм этого почвообрабатывающего инструмента. Разберем все виды более подробно, т.к. сборка отличается в зависимости от вида фрез.

Саблевидные

Саблевидные, или сабельные фрезы – самый распространенный, классический тип. Именно они используются на большинстве мотоблоков. Об их прочности и практичности говорит то, что они же используются на мощной сельхозтехнике для обработки больших полей.

На фото – классический вариант:

Обладают рядом преимуществ, такими как сменные лопасти. При желании можно снять одну лопасть, наточить, выправить или заменить на новую. Крепление организовано на болтах.

Одна лопасть выполнена как монолит, цельная деталь, из единой полосы металла. На ней нет приваренных или заклепанных, прикрученных элементов, которые могут отвалиться от значительных нагрузок при обработке земли.

Геометрия каждой лопасти и их расположение относительно друг друга рассчитаны наилучшим образом для того, чтобы режущие кромки входили в грунт легко и проходили его без лишних нагрузок на трансмиссию и двигатель. Вместе с тем земля эффективно рыхлится, поднимается и перемешивается. При этом нет пропусков в виде полос необработанной земли. Вся обрабатываемая полоса перекрывается полностью режущими кромками левых и правых ножей.

Фрезы выполнены из специальных прочных сплавов, прошедших термическую обработку (закалку). Они не хрупкие, в некоторой мере могут выдержать, обходя, например, камень.

У разных производителей качество сплава сильно отличаются.

Гусиные лапки

Эта разновидность конструкции появилась много лет назад, как самодельная, выполненная своими силами для своих нужд. Затем её заметили, и после некоторых доработок такой вид фрез начали выпускать в заводских условиях для мотоблоков.

Плюсы такого варианта в сравнении с классическим:

  • острые наконечники легче входят в грунт, что важно при обработке тяжелых, плотных и пересохших, окаменевших грунтов. Мотоблоку работать с ними значительно легче;
  • трава и корни также могут наматываться на них, но меньше, чем на сабельные. Стойки здесь прямые, а не согнутые. Часть волокон проскакивает между них.

Минус такого варианта может быть только в некачественном заводском исполнении каждого конкретного изделия. Приваренные треугольные резцы могут отваливаться. Если узел сделан как неразборный, при безнадежной поломке одной фрезы, придётся менять весь узел.

Такая фреза из-за прямой формы стоек больше режет землю, чем поднимает, рыхлит и перемешивает. Здесь работают только треугольные резцы.

Спиральные

Конструктивно это разновидность «гусиных лапок».

Отличие от обычного варианта:

  • полукруглая форма несущих стоек;
  • прямоугольная форма резцов.

Преимущества и недостатки те же, что и у вышеописанных «гусиных лапок». Есть особенность – из-за малой площади резцов могут быть пропуски, не вся площадь подрезается и рыхлится.

Функции

Фреза — это основной рабочий элемент, который непосредственно выполняет саму работу по обработке земли. Поэтому от качества так много зависит.

Острая часть делает прорезь в земле, совершая оборот и поднимаясь наверх. Лопатка подхватывает и поднимает часть земли. Таким образом, земля рыхлится, перемешивается и аэрируется (насыщается воздухом), что все вместе и есть главная задача при культивации (окультуривании) земли.

Попутно лопасть либо перерезает корни сорняков, либо цепляет их и выдергивает наружу. В любом случае рост многолетних сорняков корневого размножения на время нарушается.

Самые эффективные способы вспашки культиватором

Способ обработки земли культиватором всего один: оператор направляет агрегат, фрезы делают свою работу.

Однако есть подходы, которые позволяют правильно работать культиватором и тем самым делают ее эффективнее в разных ситуациях.

Не стоит гнаться за глубиной обработки. Культивация заключается в том, чтобы взрыхлить верхний слой земли. При этом:

  • разрушаются капилляры, по которым вода испаряется из земли. Происходит влагозадержание;
  • уничтожается часть корней многолетних сорняков, они оказываются вырванными с места роста;
  • часть семян сорняков, лежавших на поверхности, закапываются в землю и не смогут взойти.

Для этого достаточно глубины обработки 10-15 см.

Напомним, что крупные агрохолдинги сегодня выращивают зерновые на огромных площадях вообще без вспашки, только с дискованием.

Мелкая обработка проводится быстрее, с меньшим износом техники, экономией топлива и времени, что эффективнее.

Если участок сильно заросший, траву надо удалять разными способами – скашивать, выпалывать, дергать вручную либо пахать плугом, а на следующий год фрезеровать.

Однако на следующем видео предлагается эффективный, по мнению автора ролика, способ обработки сильно заросшего участка:

Здесь проблема в очистке вала культиватора. Поэтому видео можно показывать как пример того, что будет, если не убирать траву. Но после первого прохода, когда фрезы стащат все сорняки, участок будет обрабатываться свободно.

Способ можно считать эффективным удалением стеблей крупных сорняков.

Также эффективность повышают следующие меры:

  • выбирается погода и период с оптимальной влажностью земли;
  • используются не затупленные фрезы;
  • ставится полный или неполный ряд фрез. Полный ряд обеспечивает широкий захват за один проход и ускоряет работу;
  • неполный делает возможной обработку тяжелой земли;
  • выбирается оптимальный порядок обработки: по периметру (по кругу), участками между деревьев или подряд.

По кругу быстрее, так как не надо разворачивать культиватор каждый раз на 180 градусов. Но придется выходить из середины участка по обработанной земле. Обычно такие участки обрабатывают все же проходами вдоль вперед-назад, а затем допахивают концы поперек.

Элементы фрез для мотоблоков

Классическая сабельная фреза для мотоблока состоит из трех частей:

  • несущий силовой вал, прямоугольник или труба, которые передает вращение от редуктора и несет на себе остальные элементы;
  • фланцы, которые наглухо закреплены на вале с отверстиями для крепления болтами сменных режущих лопастей;
  • ножи, сменные режущие лопасти.

Из таких же частей состоят и все остальные типы фрез. Разница бывает в том, что «гусиные лапки» и спиральные фрезы чаще всего неразборные, все элементы приварены.

Частные случаи

Фрезы на мотокультиватор с 2-3 секциями обычно имеют цельнолитой вал. Но часто встречаются модели с разборными или добавочными втулками, навешиваемыми секциями. Диагональный принцип сборки ножей во всех перечисленных случаях будет идентичным тому, что описан выше. Процесс усложняется только необходимостью выполнить дополнительные действия — собрать воедино всю фрезу.


Стопоры для монтажа группы ножей

Монтаж конструкции выполняется посредством стальных стопоров. Они надежно фиксируют все элементы навесного оборудования, предупреждают ослабление соединений при действии динамических нагрузок.


Навешивание дополнительной секции

Преимущества

Фрезерование сегодня — важнейший агротехнический прием.

Глубокая обработка земли проводится двумя способами – вспашкой плугом и фрезерованием. Первый способ был единственным на протяжении тысяч лет, так как фрез раньше просто не было.

Преимущество фрезерной обработки: качественное и полное рыхление почвы, аэрация и перемешивание слоев. Плуг просто делает полуоборот или полный оборот пласта. При этом почвы с плотной структурой могут не рассыпаться, и оставаться лежать крупными комьями. Это требует дополнительной обработки боронами, культиваторами с дисками или мелкими сошниками, на маленьких участках граблями.

Дополнительная операция намного увеличивает трудо- энергозатраты, снижает общую производительность труда. После культивации фрезой на большинстве почв крупных комков не остаётся, и почва сразу полностью готова к посеву.

Как работать мотокультиватором: пошаговая инструкция

Перед тем, как пахать культиватором обязательно проведите подготовительное мероприятие, которое описано выше. После, для вспашки:

  1. Мотокультиватор заводят.
  2. Дают поработать двигателю 0,5 – 2 мин., чтобы слегка прогреть его и разогнать масло по узлам двигателя.
  3. Ручку газа ставят примерно наполовину.
  4. Приступают к работе.

Во время обработки больших участков нельзя перегревать двигатель культиватора. При появлении специфического запаха, изменению звука и характера работы двигателя работа с культиватором прекращается и дается время остыть двигателю. Но лучше сделать это до появления этих признаков перегрева.

Как долго может работать двигатель до паузы, зависит от модели, от того, обкатан двигатель или нет, на каких оборотах идет обработка, какая погода на улице.

Часто наши читатели присылают нам следующий вопрос — можно ли пахать мотоблоком на резиновых колесах? Отвечаем, если имеется ввиду вспашка плугом, то теоретически можно, но не стоит, для этой цели лучше использовать металлические колеса, с ними пахать проще и быстрее. Резиновые будут буксовать.

Как собрать фрезы на мотоблок пошагово

Сборка фрезы для мотоблока занимает 1-2 часа, но может затянуться на долгое время и стать проблемой, если вдруг не окажется полного комплекта крепежа.

Вот из таких комплектов собираются фрезы:

Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложный узел, в котором крайне важно правильное расположение лопастей. На разных сборках их может быть от 6 (две фрезы по 3 лопасти) до 32 (8 фрез по 4 лопасти).

Видео покажет, как собрать фрезы для мотоблока:

Все лопасти разделяются на левые и правые. У одних режущая заточенная кромка загнута в одну сторону, у других – в другую. Иногда есть сборки, на которых стоят 3 левых и 1 правая лопасти, или другие комбинации. Встречаются сборки с 1 укороченной лопастью.

При неправильной сборке возникают следующие проблемы:

  • мотоблок при работе прыгает, движется рывками (одна или несколько лопастей повернуты тупой стороной к земле);
  • одну полосу обрабатывают две лопасти, но рядом остаётся не пропаханная полоса (все лопасти повернуты в одну сторону);
  • если все лопасти установлены режущей заточенной кромкой в обратную сторону, мотоблок не сможет пахать совсем;
  • неправильно установленная лопасть может ударить по редуктору. На малых оборотах двигатель просто заглохнет, на больших редуктор может быть пробит, а лопасть согнута.

После любой сборки и установки на мотоблок, необходимо провернуть фрезы без запуска двигателя и проверить, что лопасти не цепляются за детали мотоблока.

Сборку новых лопастей можно провести без проблем, если перед глазами лежит старая заводская фреза. В этом случае новые лопасти устанавливают, глядя на правильный образец.

Если установка новых лопастей проводится на старый вал и фланцы, перед съемом старых лопастей можно сфотографировать их положение на смартфон или зарисовать. Можно просто запомнить, если разбирать последовательно одну фрезу за другой, а не снимать все лопасти сразу.

Разобраться по мануалу, как должны располагаться лопасти, может быть проблемой. На картинке не всегда видно правильное положение. Перевод с китайского языка может быть непонятен. Многочисленные видео на эту тему в сети могут не помочь, так как (см. выше) сборки все разные. Иногда на видео попадаются просто неправильные сборки. Правильную информацию придется собирать по частям.

Если старые фрезы были разобраны давно, в мануале не все понятно, внятного видео с подходящей моделью нет, сборку проводят по следующим общим правилам:

  • крайние лопасти всегда крепятся внутри площадки фланца (со стороны мотоблока), а не снаружи;
  • на большинстве моделей левых и правых лопастей поровну. На 4-лопастной сборке – 2 левых и 2 правых;
  • левые/правые лопасти чередуются, повернуты в разные стороны. Но обязательно режущей кромкой навстречу земле.

Напомним, есть модели и комплекты с другими комбинациями.

Но независимо от того, какие лопасти и в какой комбинации стояли на мотоблоке, можно приобрести стандартный комплект (пример на фото выше) и собрать его. При этом главное, чтобы он подходил к модели мотоблока по размеру, диаметру вала и т.д.

Особенности

Мотоблок оснащают дополнительными компонентами. Помимо фрез, используют отвал с переходником — это снегоуборочная лопата, в комплект которой входит нож. Устанавливают отвал на мотоблоках МКМ, «Салют», «Агат» и ряде других моделей отечественных производителей. Для разных моделей мотоблоков предусмотрены индивидуальные роторные косилки. Фермеры могут выбрать их на свой вкус.

Обработка почвы на различную глубину производится ножами. Именно с их помощью грунт измельчается, рыхлится. В процессе работы эти компоненты подвергаются порче или ломаются. В результате износа, если затупились, возникает необходимость их замены.

Заводские образцы можно поменять на элементы аналогичной торговой марки. Все они отличаются между собой изгибом лезвия (правые и левые), длиной и шириной, материалом, из которого выполнены, способом крепежа. При замене надо обращать на это внимание.

В роторной сенокосилке имеются два вращающихся диска, каждый снабжён четырьмя ножами. На диске каждый из них крепится при помощи шплинта. Сами диски фиксируют на металлической раме. Новая роторная косилка подвергается сборке на предприятии-производителе. Замена ножей производится в случае их поломки или когда возникает необходимость в заточке.

Фрезы для мотоблока могут продаваться в комплекте с пальцем, шплинтом, болтами и гайками, которые следует правильно собрать, а затем установить. Умельцы могут самостоятельно изготовить ножи в домашних условиях как для фрез, так и для роторной сенокосилки, а также для снегоуборочного отвала.

Конструкторское исполнение ножей бывает в виде сабли или в форме гусиных лапок.

Установка

Для установки фрез достаточно выполнить ряд простейших операций:

  1. Наклонить мотоблок на бок.
  2. Снять колесо и на его место установить фрезу. Обратите внимание на вращение, фрезу нужно устанавливать лезвием вперед, чтобы она резала землю.
  3. После установки зафиксировать фрезу на валу редуктора, специальным шплинтом.
  4. Наклонить мотоблок на другой бок и проделать все тоже самое.

Установка выполняется одинаково для всех видов фрез и на всех мотоблоках. Операцию рекомендуется выполнять вдвоем, один держит мотокультиватор, второй надевает фрезу.

Нужно ли точить фрезы

Режущие кромки лопастей должны сохранять тот же угол заточки (остроту), как в новом (заводском) состоянии. Если заточить фрезы сильнее, они очень быстро затупятся до прежнего состояния, так как почва – сильный абразив, особенно песчаная.

Сильно затупленные кромки значительно затруднят работу. На редуктор, двигатель и всю трансмиссию будет лишняя нагрузка, ускоренный износ. Работа будет идти медленнее, с перерасходом топлива. Плотные грунты может не удаться обработать совсем.

Режущие кромки лопастей фрез мотоблока следует подтачивать до заводского состояния по мере того, как они сильно затупились. Лопасть должна резать, а не мять землю.

Слишком частая и острая заточка приведет к следующим проблемам:

  • потеря времени на заточку, расход заточных кругов;
  • истирание лопастей при заточке, что ускорит их износ.

К тому же острая, как нож кромка разрезает корни сорняков, которые затем растаскиваются по участку. Таким образом, сорняки корневого размножения распространяются по всему участку. В их числе опасные сорняки типа пырея, которые могут забить весь участок. Выполоть их трудно, так как они вновь прорастают от корней. Более тупая фреза вытаскивает корни из земли. Они наматываются на лопасти и вал, затем удаляются за пределы участка.

Лопасти из качественных и правильно подобранных металлов и сплавов не тупятся достаточно долго. Если кромка закругляется критично быстро, значит, металл мягкий и лопасти надо менять на качественные.

Когда нужно точить фрезы для мотоблока:

Кроме вышеописанных фрез, в продаже есть уникальные конструкции для мотоблока. Например, фреза производства США, для мотоблока Мантис.

Создается и множество самодельных фрез – из рессор, наконечников жатки от комбайна и т.д. Возможны неудачные варианты самоделок, но иногда они бывают эффективнее и надежнее заводских.

Как видно из статьи, большинство фрез идут монолитными и сборки требует только классическая версия. Ничего сложного в этом нет, достаточно прикрутить ножи к основанию по схеме, соблюдая определенный порядок.

Надо ли затачивать

Ответ на этот вопрос положительный при использовании «гусиных лапок». Там необходимо производить регулярный осмотр и заточку режущих кромок. Сварная конструкция таких фрез не подразумевает использования каленого металла, а потому гнется, лопается и притупляется.

В случае работы саблевидными фрезами затачивать не только нецелесообразно, но и вредно. К тому же в паспорте на изделие четко указано: «Не затачивать кромки». В их работе важна частота вращения и состав почвы. Культивация — процесс борьбы с сорняками, разрушения корки и смешивания подкормки с почвой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]