Что говорят на форумах?
На просторах интернета есть большое количество форумов, где люди делятся своим опытом, как культивировать мотоблоком Нева с фрезой.
Олег:
«Культивация для меня, как для фермера является неотъемлемой частью работы с землёй. Это необходимая процедура, которая позволяет увеличить количество урожая. С мотоблоком я на ты, поскольку без него представить свою работу сейчас уже просто не могу.
Степан:
«Установил я фрезы, и с радостью поехал к себе на участок. Но работа изначально показалась сильно тяжёлой. Культивация происходила медленно, неудобно и с большим количеством усилий. Я был в недоумении, почему так. Долго думал и гадал, что я сделал не так. Оказывается, просто необходимо было опустить ручку для управления ниже. Переставил, и дальше работа пошла намного легче.»
Видео: демонстрация навесного оборудования
На видео автор рассказывает об основном навесном оборудовании, которое может пригодиться владельцу частного дома для более эффективного применения мотоблока «Нева»:
На малогабаритный трактор можно установить водяной насос НМЦ. Он способен подавать воду на высоту до 24 метров с завидной производительностью — 12 м³/ч.
Виды фрезы
Приспособление представляет собой четыре загнутых ножа – «лепестка», закрепленных на вал. Большинство из них направленного типа: при сборке необходимо учитывать направление движения. Ножи обычно загибаются в обе стороны, кроме тех, что расположены по краям вала.
Изготавливаются элементы из штампованной стали – для самых легких аппаратов, и из стальной полосы, часто кованой. Последний вариант самый прочный. Как правило, фреза является отдельной деталью, но встречаются модели, в которых две почвофрезы закрепляются на одном валу.
Используется две формы ножей.
- Заточенные – «лепесток» легче входит в грунт и не допускает сцепления с почвой. Соответственно, уменьшается нагрузка на двигатель и снижается расход топлива. С другой стороны, острые лезвия разрезают корни сорняков, часть их остается в земле и вновь прорастают. Пользоваться заточенными фрезами нужно с большой осторожностью.
- С полукруглой кромкой – более безопасные, однако при рыхлении испытывают большее сопротивление, чаще застряют. Сорняки такой элемент удаляет эффективнее, так как не разрезает, а наматывает корень и выдергивает его из почвы.
Диаметр фрезы для культиватора определяет максимальную глубину вспашки. Относительная задается сошником.
Соединяются «лепестки» двумя способами:
- на заклепки – элемент не разбирается. Трудность это составляет не столько при хранении, сколько при транспортировке;
- на болтах – разборная деталь. На фото представлен образец.
Для соединения сварка не используется – это снижает прочность изделия.
Культивация мотоблоком Нева
Фрезы являются основным действующим элементом при культивации почвы. Они существуют нескольких видов. Каждый из них подходит для обработки определённой почвы, и с определённой скорость.
- насколько качественный будет конечный результат обработки грунта;
- сколько необходимо будет приложить усилий для этого;
- какова будет управляемость мотоблока при культивации;
- насколько будет нагружен двигатель.
READ Не заводится дизельный мотоблок причины
В первую очередь выбор фрезы должен происходить в зависимости от того, какая почва будет обрабатываться, т.е. где, на какой земле он будет работать.
Фрезы-культиваторы являются неотъемлемой частью любого мотоблока. Это одно из первых навесных приспособлений, которое следует приобрести.
Однако бывают ситуации, когда в стандартном культиваторе установлена не та фреза, которая необходима.Например, она не подходит по ширине обрабатываемой поверхности или не достаточно глубоко проникает в землю. В этом случае можно приобрести дополнительные фрезы для мотоблока Нева, которые смогут выполнять необходимый объём работы.
Вот как происходит вспашка земли мотоблоком Нева с 8 фрезами:
Изменяя число установленных фрез, можно оптимизировать работу всего мотоблока Нева при культивации, улучшить его управляемость и конечный результат разрыхлённой почвы.
Если предстоит обрабатывать глинистую землю, то не стоит устанавливать более двух пар фрез для культивации. Поскольку в противном случае будет идти огромная нагрузка на двигатель мотоблока. И вместо хорошего результата культивации мы получим неисправный двигатель. Тем более что производителем не рекомендуется увеличивать количество фрез при работе с землями целины, поскольку почва там имеет большое количество камней и прочих органических соединений.
Дополнительно ставить фрезы рекомендуется только при работе с уже подготовленной землёй. В этом случае культивация мотоблоком Нева с фрезой принесёт отличный результат.
Насколько глубоко будут проникать фрезы в грунт, будет зависеть от заранее выставленной регулировки, которая осуществляется с помощью сошника. Это стальной якорь, который расположен вертикально в месте сцепки культиватора.
Наибольшая глубина погружения характеризуется размером диаметра фрезы.
Диск защитный на фрезу
Для обеспечения безопасности эксплуатации на конец фрезы должен устанавливаться защитный диск.
Благодаря нему можно чётко регулировать площадь обрабатываемой поверхности и не допустить случайную культивацию растений или цветов в саду, или других культур.
Глубокая обработка почвы
При освоении новых участков приходится осваивать целину. Обычно она обильно зарастает дерниной, многолетними травами и бурьяном. Справиться обычными инструментами с подобными территориями довольно сложно. Чаще прибегают к культивации с помощью глубокой обработки с оборотом пласта.
При оборотной пахоте происходит подрезание части слоя, ее подъем и переворот вокруг собственной оси. В результате земля из нижнего слоя оказывается сверху. Сорные травы в течение определенного времени не могут расти. У культурных растений появляется фора для опережающего развития.
Подобную работу выполняют осенью. Корневища крапивы, пырея ползучего, одуванчика и иных сорняков подмерзают в ноябре-декабре, когда температура воздуха опускается ниже -15…-17 ⁰С (стабильного снежного покрова еще нет). В дальнейшем они теряют способность к росту.
В дальнейшем к подобному приему прибегают каждую осень. Через 2…4 года осенней зяблевой пахоты количество сорных трав на участке многократно сокращается.
Сторонники органического земледелия не соглашаются с подобным подходом. Но опыт нескольких столетий доказывает, что только такими агротехническими мероприятиями можно добиться очистки территории от сорняков. Иначе придется использовать химию для борьбы с сорными растениями.
Глубокая пахота позволяет:
- обернуть пласт почвы и дать возможность растениям использовать для питания вещества, которые в течение сезона постепенно смещаются на нижние горизонты. Подобная операция позволяет снизить засоление грунта минеральными подкормками, а также сократить количество вносимых удобрений;
- аэрация нижних слоев почвы способствует возникновению аэробных процессов перегнивания растительных остатков. Обычно в нижних слоях доступ кислорода воздуха ограничен. Поэтому создаются условия, когда перегнивание корней стержневого типа растягивается на несколько лет. Анаэробные процессы (без доступа воздуха) происходят с медленным накоплением гумуса;
- при обороте пласта семена сорных трав оказываются в нижних слоях грунта, и прорастать они не могут. Оставшиеся на поверхности корни вымерзают. В результате резко понижается засоренность почв;
- вымерзающие комки земли в зимний период легче крошатся весной. Образуется легкий рыхлый поверхностный слой, в котором культурные растения могут получать более обильное питание;
- внесение органики перед пахотой позволяет организовать активное перегнивание навоза или сидератов, если их посеяли после уборки основных культивируемых культур.
Дополнительные рекомендации
Проще всего выполнить сборку такого устройства будет тому, кто имеет некоторый опыт в сфере металлообработки. Упростить процесс монтажа позволит предварительно составленная схема, а также качественные инструменты и материалы.
Решая, как правильно собрать фрезы на мотоблок, многие хозяева сталкиваются с проблемой, когда изготовить мелкие и фигурные части конструкции самостоятельно не получается. Для этого лучше всего обратиться за помощью к профессиональному кузнецу, который выполнит эту работу гораздо быстрее и качественнее.
Кроме того, не стоит забывать, что неправильно собранная система влечет за собой смену направления вращения ножей, что, в свою очередь, чревато поломкой оборудования.
Изучив все вышеописанные рекомендации, можно сделать вывод, что сконструировать такой механизм, как фреза для мотоблока, своими силами абсолютно реально, важно лишь соблюсти все тонкости работы, и тогда устройство прослужит не один десяток лет без необходимости выполнения ремонта.
Правила эксплуатации
Для того чтобы работа с фрезами не вызывала затруднений, следует соблюдать несколько простых правил.
- Перед тем как приступить к работе, следует настроить высоту рукоятки.
- На заднюю часть мотоблока необходимо установить сошник, играющий роль якоря и помогающий сделать культивацию более равномерной.
- Затем нужно завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 5 минут.
- После того как мотор прогреется, следует включить передачу и придать сошнику минимальное положение.
- Не следует задерживаться подолгу на одном участке, иначе техника увязнет.
- При проскакивании фрез необходимо понижать скорость, а после прохождения сложных участков вновь повышать.
- На конец фрезы желательно устанавливать защитный диск. Это не допустит случайной культивации цветов или других растений, и поможет произвести обработку строго на заданном участке.
О том, как собрать фрезы на мотоблок «Нева», смотрите в видео ниже.
Заводская фреза
Большинство мотоблоков и культиваторов комплектуются такими фрезами при продаже. В зависимости от ситуации, они могут быть собранными или разобранными. Выбрать мотоблок вы можете какой угодно, а вот какой фрезой его укомплектовать изначально, выбрать к сожалению нельзя.
Конструкция представляет собой ось, с приваренными пластинами, к которым непосредственно и крепятся саблевидные ножи. Готовая фреза может состоять из нескольких таких секций, соединенных между собой при помощи болтов. Добавляя или убирая секцию, можно регулировать ширину культивации.
Плюсы и минусы заводской фрезы:
Самый главный плюс– поставляется сразу в комплекте с мотоблоком. Фреза не плохо справляется со своей основной задачей, при условии, что работа ведется на ранее обрабатываемом участке.
Теперь о реалиях. Если речь идет о китайских мотоблоках, ножи на фрезу их слабое место. Плохой метал, даст о себе знать, возможно даже в первом же сезоне, болты и сварочные соединения тоже оставляют желать лучшего. Если обрабатывать целинной земельный участок или там где много травы, процесс будет не из приятных. Будет тяжело удержать мотоблок, да и нагрузка на редуктор будет высокой.
Но не спешите расстраиваться, уже не проблема найти качественные ножи польского или украинского производства, есть из чего выбрать, вопрос с болтами решается еще проще. Да и сделать более качественное сварное соединение, для нашего брата тоже не проблема.
Такая фреза, представляет собой цельносварную конструкцию, ось и приваренные к ней ножи, с треугольными наконечниками или как их называют – гусиные лапки.
Разновидности
Классификация фрез для мотоблока происходит по нескольким признакам. Так, по месту расположения они могут быть боковыми и навесными. Первые устанавливают на колёсные приводные валы с обеих сторон относительно силового блока. При таком размещении фрезы играют роль колёс, приводя мотоблок в движение. Второй способ размещения предполагает их установку сзади мотоблока и работу от вала отбора мощности. Такое расположение наиболее характерно для большинства современных мотоблоков, включая такие известные бренды, как «Целина», МТЗ и «Нева».
Вторым критерием классификации фрез является их конструктивное исполнение. По данному признаку различают 2 вида: саблевидные (активные) фрезы и «Гусиные лапки».
Саблевидные фрезы
Этот тип считается стандартным вариантом при проведении культивации. Фрезы в форме саблей успешно прошли испытание временем, и доказали свою эффективность.
Необходимо отметить, что в стандартной комплектации с мотоблоком Нева идёт именно этот вид фрез.
Сырьё при изготовлении саблевидных фрез — высококачественная сталь с высоким м углерода. Этот металл сам по себе является очень прочным. Но для достижения ещё лучшей плотности металла, он дополнительно закалывается и проходит обработку электрическим током на высоких частотах. Благодаря этому конечный продукт получается прочным и надёжным.
Саблевидные фрезы сборные. Потому что данная сталь не восприимчивая к сварке. Поэтому все соединения происходят при помощи болтов.
READ Мотоблок Нева нет искры причины
Вот как происходит культивация мотоблоком Нева с саблевидными фрезами:
Заводские фрезы
Подобные почвофрезы считаются одними из наиболее популярных и востребованных на рынке. Именно такими разновидностями комплектуются заводские мотоблоки. В зависимости от своего назначения и конструкции данные фрезы могут быть собранными и разборными. В процессе выбора человек сам решает, какой именно мотоблок ему нужен, а вот выбрать определённый тип фрезы не получится.
Конструкция фрезы может отличаться в зависимости от производителя и других особенностей.
Обычно она включает в себя пару секций, которые соединены между собой при помощи болтов. Важное значение при эксплуатации подобного элемента имеет ширина культивации, которая может меняться в зависимости от добавления секций.
Отличительная черта заводской фрезы заключается в том, что она предлагается в комплекте с мотоблоком. Для стандартных задач её будет вполне достаточно. Но стоит учитывать, что почвофрезы от китайского мотоблока не могут похвастаться впечатляющей эффективностью. Если в процессе производства использовался некачественный металл, то уже во время первой обработки возникнут проблемы.
Например, при обработке целинного участка пользователю будет крайне сложно управлять мотоблоком. Кроме того, это приведёт к возрастанию нагрузки на редуктор, что также негативно скажется на долговечности устройства.
Отечественный мотоблок Фаворит
Мотоблоки Фаворит производятся во Владимирской области на заводе имени Дегтярева. Данное предприятие уже свыше 50 лет выпускает малогабаритную сельскохозяйственную технику и мотоциклы.
Все модели данного производителя работают на дизельном двигателе. Такой силовой агрегат обеспечивает высокую мощность машины при среднем уровне потребления топлива. Техника Фаворит, независимо от модели, отличается хорошей балансировкой, что делает устройство более легким в управлении.
Мотоблок Фаворит с прицепом
На отечественном рынке данная техника представлена 4-мя моделями МБ-2, МБ-3, МБ-4, МБ-5. Каждая из них имеет ряд модификаций, которые отличаются характеристиками и комплектацией.
1.1 Технические характеристики
Мотоблок Фаворит работает на базе четырехтактного одноцилиндрового дизельного двигателя с воздушной системой охлаждения. На нем установлена коробка передач и ременная передача крутящего момента. Несмотря на небольшие габариты, рабочие характеристики у машины достаточно солидные:
- мощность двигателя – 6 лошадиных сил;
- трансмиссия представлена 3-мя скоростями (2 передние и 1 реверсная);
- объем бака составляет от 3 до 4 литров (в зависимости от модели);
- грунт обрабатывается техникой на глубину до 25 см;
- регулируемая система обработки обеспечивает ширину от 350 до 890 см;
- ширина просвета между колесами 14 см;
- длина устройства – 925 мм;
- высота – 940 мм;
- ширина составляет – 660 мм;
- вес машины без навесного оборудования составляет 73 кг;
- потребление топлива на один час работы – 1,3 литра.
Мотоблок оснащен системой подавления вибрации во время работы, которая позволяет снизить нагрузку на руки оператора. При необходимости руль можно регулировать в горизонтальной и вертикальной плоскости относительно центральной оси.
Навесное оборудование на технику цепляется специальным шкивом, который оборудован системой отбора мощности. Это позволяет использовать дополнительные инструменты с движущимися органами, работающими от двигателя.
Мотоблок с некоторыми вариантами навесного оборудования
Основными составляющими агрегата является двигатель, трансмиссия, ходовая, представленная одним колесным мостом, силовой рамой и системой управления устройством.
1.2 Уход за мотоблоком Фаворит
Экономный и домовитый владелец всегда следит за тем, чтобы техника была в рабочем состоянии. Тоже самое необходимо и при работе с мотоблоком. В процессе эксплуатации узлы устройства подвергаются действию пыли, осадков, механическим воздействиям. Если вовремя не устранят следствия таких воздействий, технике скоро понадобится ремонт.
Первое, что нужно сделать по окончанию работы с машиной, это тщательно вытереть вся поверхности от пыли, грязи и масла. После этого проверяются все болты и, если необходимо, соединения подтягиваются.
Перед работой нужно тщательно осмотреть все доступные узлы устройства. Все соединения еще раз затягиваются болтами. Проверяется состояние ремня. Последним этапом проверяется давления в шкивах и наличие достаточного количества масла в двигателе и редукторе.
Картофелекопалка на Фаворит
Производитель также рекомендует проводить осмотр ремня передачи и наличие масла в редукторе каждые 20-30 часов работы.
1.3 Стоимость некоторых моделей
На рынке стоимость мотоблоков Фаворит зависит от типа комплектации устройства. Различные модификации выпускаются с разными типами двигателей. Техника с нашим двигателем стоит в среднем от 27 до 30 тысяч рублей.
Инструкция по сборке фрез для мотоблока
Мотоблоки и мотокультиваторы фирмы Аврора, да в принципе и как у многих других производителей, поставляются с фрезами в разобранном виде. Часто, для владельцев новой техники становится некоторой проблемой процесс сборки фрез. В данной статье опишем как из деталей этого quotконструктораquot собрать рабочие фрезы. Для техники Аврора, в зависимости от модели, фрезы выпускаются на осях, двух размеров. Диаметр оси, для легкой техники составляет 23 мм, а для тяжелой 32 мм.
Фрезы для легких мотоблоков и культиваторов собираются достаточно легко. Для этого необходимо установить лопасти в специальные установочные гнезда и прикрутить их болтами. Необходимо обратить внимание на направление режущей кромки лопасти. Она должна смотреть по направлению движения мотоблока. Кроме того, каждая лопасть имеет маркировку. Если указана буква quotRquot, то значит развернута в правую сторону, соответственно quotLquot в левую.
Каждая следующая секция фиксируется с предыдущей посредством штифта, и блокируется шпилькой. Отрезной диск должен быть закреплен болтом. В зависимости от мощности техники, количество фрез будет разным. Их число может составлять 24, 32 или 40.
Количество лопастей так же может отличаться и может быть три или четыре на секцию. Это обусловлено количеством крепежных пластин на оси. Если ось фрезы прямая, без смещения относительно друг-друга, то количество лопастей будет три. Для моделей со смещенными — четыре.
Четырехлепестковые фрезы собираются последовательно, одна левая, одна правая. Собирать фрезы будет проще, если в самом начале разделить левые и правые лопасти на две части, для левой и правой фрез.
Трехлопастные собираются иначе. Устанавливается на ось первая лопасть и фиксируется болтом. В дальнейшем этот болт придется снять, чтобы зафиксировать другую лопасть. Если первая была установлена снаружи пластины, то оставшиеся две должны быть смонтированы с внутренней части крепежной пластины. Для трехлопастных фрез маркировка quotLquot и quotRquot устанавливаются раздельно для каждой стороны.
Приспособления для подготовки почвы
Рыхление и подготовка почвы к посеву — основная функция мотоблока. Для ее реализации производители малогабаритных тракторов «Нева» создали 3
типа навесного оборудования. О фрезах мы упоминали в начале статьи, поэтому сразу перейдем к тяжелой артиллерии.
Навесные плуги
Подготовка земли к посеву сельхозкультур начинается со вспашки. Ширина захвата у однокорпусного плуга составляет 220 мм, а глубина — 200 мм. У навесной модели ПН параметры другие: 180 и 220 мм соответственно.
Для того, чтобы мотоблок не «выныривал» из борозды, можно воспользоваться грузами-утяжелителями, которые устанавливаются на диски колес и на штырь. Грунтозацепы увеличивают устойчивость техники и предотвращают пробуксовку.
Борона БД 850
После предварительной обработки грунта его нужно пробороновать для разрыхления. С задачей справится борона модели БД 850. Благодаря одновременной работе 8 дисков, она способна захватить 700—960 мм почвы. Угол атаки равен 10—20°.
Окучники и полольники
Для навала почвы на нижние части растений можно использовать однорядные, двухрядные или дисковые окучники с шириной захвата от 210 до 650 мм. Справиться с сорняками помогут полольники-рыхлители.
Как работать
После того, как фрезы установлены, заводим мотоблок. На первой скорости, прямо на фрезах, подъезжаем к началу участка. Если скорость для движения вперед всего одна, то делаем это на самых низких оборотах двигателя. Для работы мотокультиватора с фрезой выбирают скорость как можно выше. Включаем вторую скорость и, установив обороты двигателя на максимум, включаем сцепление.
Сошником выставляем желаемую глубину возделывания. Для начала ставим его на второе деление сверху. Чем короче часть сошника, обращенная к поверхности, тем мельче обработка. С его помощью мы создаем нагрузку и тормозим поступательное движение техники.
Если участок большой, то двигаться удобнее по кругу. При возможности поворота руля в сторону, его желательно повернуть. Тогда оператор будет идти по твердому грунту и не топтать уже обработанную почву.
Правильно отрегулированный мотоблок не будет прыгать и дергаться.
Бывает так, что почва тяжелая, а культиватор легкий. Тогда нужно навесить дополнительный груз в области фрез. Груз подбирать отдельными «блинами», по 6-7 кг.
Культивирование проводим с небольшим перекрытием обработанной зоны. Второй заход делаем так, чтобы одна из фрез шла уже по половине обработанной полосы. Ориентируемся на углубление, которое оставляет после себя сошник. Таким образом, вся почва будет обработана дважды. Так мы добьемся равномерной обработки грунта по всему участку.
Полезные советы
С целью оптимизации нагрузки и повышения продолжительности срока службы культиватора ширину рыхления подбирают изменением количества навесных почворезов.
Регулировать глубину залегания лезвия позволяет настраиваемый сошник. Он выполняет всю работу, никаких усилий на мотоблок прикладывать не нужно. Рукоятку руля слегка прижимают к земле, сошник сильнее входит в почву и тормозит ход техники, тем самым увеличивая глубину культивации.
Для того чтобы редуктор не упирался в необработанную землю, технику немного раскачивают.
При работе с культиватором пользователь должен держать ровно спину, кисти рук — на уровне пояса. Такое положение тела способствует более длительной эксплуатации агрегата и не принесет вреда здоровью.
Если лезвия после долгого применения тупятся, они подлежат заточке с помощью болгарки. Для простоты обслуживания выбирают самозатачивающиеся ножи. Большое влияние на режущие кромки имеет тип почвы. Во влажной или тяжелой земле ножи изнашиваются быстрее.
Для более комфортной работы и качественной культивации грунта частота вращения фрезы для консольного мотоблока должна достигать 275 об/мин, культиватора — 140 об/мин.
Если механизированная техника плохо работает с почворезом, необходимо выяснить причину неисправности и своевременно ликвидировать ее. При невозможности осуществить ремонт обращаются за помощью к специалистам.
Как сделать культиватор для мотоблока
Перед изготовлением культиватора к мотоблоку своими руками необходимо все металлические элементы обработать специальным антикоррозионным составом от преждевременного появления ржавчины после частого соприкосновения с землей.
Простые модели можно выполнить без чертежей. Чтобы сделать и правильно собрать более сложные устройства, необходимо спланировать работу, рассчитать размеры модуля и деталей.
Самодельный культиватор из вил — простой способ переробки (переделки) изделий. Для этого зубья механизма молотком отгибаются по типу штопора и насаживаются на рукоятку. В качестве рукоятки применяют черенок от лопаты. Для крепления используют изоленту.
Некоторым мастерам удается сделать культиватор своими руками из велосипедной рамы с колесом. Между 2 блоками базы приваривается или скрепляется болтами стальной стержень. К поперечине монтируется головка. Для такой конструкции рекомендуют брать колесо средних размеров.
Чтобы грамотно собрать дисковый культиватор и правильно работать с фрезами, необходимо спроектировать схемы узлов и отдельных деталей. С учетом деформации дисков применяют специальные регулирующие гайки. Диски привариваются к втулкам, расположенным на вращающейся оси со скобами.
Что такое культиватор и для чего он нужен
Для начала нужно разобраться, что собой представляет культиватор, как он устроен и для чего нужен. Итак, это вид компактной сельскохозяйственной техники, предназначенной для предпосадочной подготовки почвы. Он позволяет пахать, рыхлить и окучивать землю, а также оформлять борозды и выполнять боронование. Этот агрегат позволяет значительно облегчить сельскохозяйственные работы на дачном или приусадебном участке.
Культиваторы по типу механизма делят на группы:
- механические ручные. Используются в качестве дополнительного оборудования к более серьёзной технике. Рыхлят почву на глубину не более 5 см и удаляют лишь слабые, расположенные на самой поверхности, сорняки;
- электрические. Лёгкая, маневренная техника, которая используется на ограниченных участках земли. Недостаток заключается в работе от электрического шнура;
- аккумуляторные. Этот тип сельскохозяйственного оборудования — сочетание всех преимуществ электрических аналогов с автономностью. Они более тяжёлые, но, в то же время, мобильные и безопасные;
- бензиновые. Эта техника отличается мощностью, производительностью и большим весом. Хороший вариант для обработки обширных земельных участков.
Культиваторы любого типа состоят из таких основных элементов, как рама, рычаги управления, двигатель, ротор, колёса и устройства культивации (фрезы).
Как собрать правильно фрезы на мотоблок?
Сборка фрезы своими руками должна проводиться максимально правильно. И здесь особо важно проследить за тем, чтобы активная часть врезалась в землю при работе. Для этого изначально рекомендуется изучить чертежи, а затем уже приступать к изготовлению оборудования. Для создания фрез требуются следующие инструменты:
- Ось ротора необходимой длины. Она может быть разделенной на две части, если нужно собрать фрезу из двух блоков.
- Короткая ось.
- Редуктор с фиксаторами.
- Левые и правые ножи.
- Болты, шайбы, гайки.
Сбор конструкции не занимает более часа, но здесь важно установить ножи таким образом, чтобы они не мешали вращениям.
- Длинная роторная ось оборудуется ножами под углом 30 градусов.
- Необходимо объединить по четыре ножа на одном блоке, закрепив их к редукторам.
- Далее проверяется правильность конструкции и подтягиваются все крепежные элементы.
Данная конструкция является очень надежной и способна выдержать достаточно высокие нагрузки.
Дополнительные советы и предупреждения
После завершения самостоятельной сборки окучника, самым важным является пробная работа с ним на огороде. Успешное изготовление еще не дает гарантий качественной работы, ведь это зависит от совокупности многих факторов – погодных условий, состояния почвы, правильности заточки элементов окучника и т.д.
Прежде чем приступать к окучиванию, нужно пройтись по обычному участку земли. В ходе работе вы почувствуете правильность эксплуатации окучника, сможете отрегулировать оптимальные значения глубины и углов вхождения в почву.
Вторым немаловажным моментом является та скорость, с которой вы будете производить процесс окучивания. Правильно подобранный темп работы может быть не менее полезен в работе, чем само наличие окучника, ведь при высоких скоростях агрегат будет попросту разбрасывать землю в разные стороны, не осуществляя окучивание.
Какие фрезы лучше
Насадки саблевидного типа подходят для любого грунта. Для участков с камнями и большими корнями рекомендуют использовать навесные механизмы с высокими эксплуатационными показателями. В активных фрезах ножи не ломаются из-за качественного материала изготовления.
Гусиные лапки отличаются большой проходимостью фрезы по целине, нетронутой сельскохозяйственной техникой, в результате чего грунт легко и быстро обрабатывается, тщательно измельчается земляной ком, перемешивается на глубине 30-40 см. Они удобны для обработки земли каменистого и твердого типов, борьбы с сорняками и устанавливаются как на мотокультиваторы, так и мотоблоки.
Недостатком орудия является меньшая прочность. В процессе эксплуатации ножи необходимо постоянно осматривать на наличие повреждений и ремонтировать. Материал гусиных лапок имеет не такие высокие прочностные характеристики, как легированная или высокоуглеродистая сталь, тем не менее хорошо поддается сварочным процессам.
Критерии выбора
Прежде чем приступить к приобретению фрез на мотоблок, нужно правильно оценить условия эксплуатации и тип обрабатываемых почв. Так, если предполагается работать на каменистых участках, то лучше приобрести саблевидную модель. Такое оборудование легче справится со сложными почвами, а в случае поломки его проще будет отремонтировать. Для этого достаточно открутить повреждённый нож, и поставить на его место новый.
Если же планируется пахать целину, то лучше выбрать фрезу «Гусиные лапки». Она хорошо подходит для культивации тяжёлых грунтов, а также для глубокой, до 30-40 см, распашки. Однако для работы с дерновыми почвами лапчатая модель абсолютно не годится: ножи будут наматывать на себя траву и длинные корни, и работа станет часто останавливаться.
Для таких случаев нужно ставить исключительно саблевидную фрезу.
Необходимость и правила заточки во время эксплуатации
При работе мотоблока рабочая поверхность ножа неизбежно будет изнашиваться. Для восстановления режущей способности инструмента его необходимо периодически затачивать. Сроки выполнения процедуры сугубо индивидуальны. Скорость износа ножа зависит от таких моментов:
- интенсивности использования мотоблока;
- твердости обрабатываемой почвы;
- наличия в земле корней растений или камней;
- прочности материала ножей.
Производители техники для сельского хозяйства поставляют фрезы уже с острыми лезвиями. Поэтому при покупке мотоблока затачивать ножи не имеет смысла. Однако процедуры не избежать при интенсивной эксплуатации агрегата. Для восстановления остроты ножа потребуются угловая шлифовальная машина (УШМ или «болгарка»), заточной или алмазный круг диаметром 12,5 см.
Затачивать рабочие кромки следует под углом 45°. Снимают слой металла со стороны заводского заострения. При этом не стоит слишком увлекаться: достаточно сточить 1-2 мм. За сезон может понадобиться несколько раз восстановить режущую способность фрезы, а чрезмерное снятие металла снижает прочность ножа.
При использовании фрезы в мокром грунте необходимо тщательно очищать поверхность лезвий. При трении о землю поверхность металла очищается от оксидной пленки и становится химически активной. Этот процесс сопровождается усиленной коррозией, что влечет за собой образование оспин, сколов, микротрещин. Чтобы предотвратить такие явления, лезвия следует обрабатывать специальными ингибиторами или автомобильным маслом.
Особенности
Мотоблок оснащают дополнительными компонентами. Помимо фрез, используют отвал с переходником — это снегоуборочная лопата, в комплект которой входит нож. Устанавливают отвал на мотоблоках МКМ, «Салют», «Агат» и ряде других моделей отечественных производителей. Для разных моделей мотоблоков предусмотрены индивидуальные роторные косилки. Фермеры могут выбрать их на свой вкус.
Обработка почвы на различную глубину производится ножами. Именно с их помощью грунт измельчается, рыхлится. В процессе работы эти компоненты подвергаются порче или ломаются. В результате износа, если затупились, возникает необходимость их замены.
Заводские образцы можно поменять на элементы аналогичной торговой марки. Все они отличаются между собой изгибом лезвия (правые и левые), длиной и шириной, материалом, из которого выполнены, способом крепежа. При замене надо обращать на это внимание.
В роторной сенокосилке имеются два вращающихся диска, каждый снабжён четырьмя ножами. На диске каждый из них крепится при помощи шплинта. Сами диски фиксируют на металлической раме. Новая роторная косилка подвергается сборке на предприятии-производителе. Замена ножей производится в случае их поломки или когда возникает необходимость в заточке.
Фрезы для мотоблока могут продаваться в комплекте с пальцем, шплинтом, болтами и гайками, которые следует правильно собрать, а затем установить. Умельцы могут самостоятельно изготовить ножи в домашних условиях как для фрез, так и для роторной сенокосилки, а также для снегоуборочного отвала.
Конструкторское исполнение ножей бывает в виде сабли или в форме гусиных лапок.
Необходимые материалы
Прежде чем приступать к разбору того или иного способа самостоятельного изготовления окучника, нужно перечислить минимальный перечень того, что непременно нам понадобится в ходе работы.
КамАЗ 65115 относится к одному из самых старых серий этого завода, выпуски которой начались ещё в 1998 году. Здесь все его технические характеристики.
Одной из таких старейших компаний является Vogele, производящая широкий спектр моделей асфальтоукладчиков. Асфальтоукладчики Vogele — это немецкое качество и приверженность к прогрессу.
Трактор Т 70 на колесах является детищем Кишиневского тракторного завода. Перейдя по ссылке ознакомитесь со всей информацией по данному трактору.
Конечно, никто нас не заставляет переквалифицироваться в кузнеца, чтобы сковать все необходимые детали древним методом, которым пользовались еще несколько десятилетий назад. Но элементарный перечень сварного и слесарного оборудования нам все-таки понадобится:
- Сварочный аппарат (предпочтительно, чтобы данный аппарат предназначался для дуговой сварки).
- Болгарка с набором различных дисков и насадок.
- Электрическая дрель с комплектом надежных сверл.
- Электрический наждак.
- Газовая горелка, которая необходима для прогревания металла при закаливании.
- Тиски или верстак.
- Различные напильники и прочий расходный материал (болты и прочие крепежные изделия).
Данный перечень касается непосредственно необходимого нам инструментария. Помимо этого, нужен будет сам материал, из которого будет производиться самостоятельная сборка, но об этом мы поговорим более детально в процессе описания способов изготовления окучников.
Собираем «гусиные лапки» своими руками
Если имеющиеся почвофрезы по каким-то причинам не устраивают или пришли в негодность, альтернативой покупным приспособлениям могут стать роторные фрезы для мотоблока, изготовленные своими руками. Задача эта не представляет особой сложности и при этом имеет преимущества в виде желаемой степени надежности конструкции и ее особенностей, повышение эффективности обработки земель и, конечно, экономии средств на покупку готового приспособления.
Самый простой способ изготовления — изучить конструкцию фрез промышленного производства и схемы, как собрать фрезу, после чего создать аналог с внесением желаемых корректив, если они требуются. Имеет смысл нарисовать чертежи для сборки, учитывающие необходимые параметры и требования к устройству.
При сборке «гусиных лапок» самодельная конструкция включает в себя следующие части:
- втулка (может быть изготовлена из трубки, имеющей диаметр 50 мм);
- фланец (изготавливается из толстого листа стали, может быть круглым или квадратным, что легче в исполнении);
- стойки для ножей (легко изготовить из стального уголка, профиля, автомобильной рессоры);
- лезвия (оптимальный материал — инструментальные сплавы; подходят рессоры от автомобилей).
Фрезы для мотоблока можно как изготовить самому так и приобрести в магазинеНожи привариваются к стойкам, которые, в свою очередь, фиксируются к фланцам, а фланцы — к втулке. Иногда для соединения используются болты, но практика показывает, что гораздо надежнее использовать сварочное соединение.
Чтобы предотвратить преждевременный износ ножей при обработке особо сложных и дернистых грунтов, рекомендуется в конструкции предусмотреть облегчение нагрузки за счет дополнительной установки ограничительных колесиков по бокам устройства. Это несколько усложняет процесс обработки, поскольку возделывается только верхний слой грунта, после чего требуется демонтаж ограничителей и повторная обработка.
Существует несколько типов фрез. в зависимости от формы в продаже встречаются:
- Приспособления с ножами в форме сабли – они пользуются самым большим спросом среди покупателей и позволяют выполнить широкий спектр работ. Главное преимущество кроется в форме лезвий и материалу – фрезы изготавливаются из стали и могут сниматься в любое время.На них практически не наматывается растительность, что позволяет вспахать грунт в разы быстрее;
- Фрезы на культиватор типа «гусиные лапки» – новое решение на рынке оборудования. Инвентарь такого типа часто применяется для вспашки твердых грунтов. Он не поддается разборке, благодаря чему является более прочным, чем фрезы первого типа. Среди минусов выделяется частое наматывание сорняков на лезвия.Из-за этого большинство фермеров используют эти фрезы для работы на «чистой» почве. Часто «гусиные лапки» эксплуатируются для вспашки перед посадкой картофеля, а также для обработки грунта с целью профилактики появления колорадских жуков и других вредителей.
Приобрести дополнительные фрезы нужной ширины сегодня можно в любом магазине садово-огородной техники. Однако по приемлемой цене чаще всего удается купить китайские изделия, не отличающиеся особой прочностью. В связи с этим будет вполне разумно попытаться изготовить фрезы самостоятельно.
Фрезы на мотокультиватор не отличаются сложной конструкцией. Прежде, чем начать самостоятельное создание элементов, необходимо внимательно изучить магазинные варианты. Это даст возможность учесть все конструктивные особенности оборудования и изготовить эффективный инвентарь.
Перед работой нужно сделать чертеж или воспользоваться уже готовой схемой. В ней потребуется указать материал каждой из деталей, последовательность и способ крепления.
После этого нужно подготовить все материалы. Если в конструкции будут использоваться фигурные элементы, то их лучше сразу заказать у мастера.
При создании фрезы особое внимание нужно уделять правильности сборки. Постарайтесь избежать каких-либо отклонений, связанных с конструкцией, ведь любая ошибка может существенно понизить эффективность фрез
Более того, неправильно собранный инвентарь будет тянуть культиватор вправо или влево.
Важный фактор – это расположение зубьев. Они должны быть установлены точно в таком же положении, что и в конструкции магазинных изделий.
Эксперты не советуют делать фрезы, диаметром более 50 см. Оборудование такого размера способно погружаться в грунт на 26 см, охватывая полосу, шириной в 1 метр. Этого более чем достаточно для качественной вспашки.
Фрезы в форме сабли считаются более безопасными и не способны навредить оператору при его падении на конструкцию. Ножи на них имеют поперечное расположение и последовательно погружаются в почву, без рывков.
Чтобы продлить срок эксплуатации самодельных фрез, необходимо придерживаться правил использования инвентаря. В процессе запуска двигателя культиватора, все ножи должны располагаться над поверхностью почвы. После переключения мотора с холостых оборотов, лопасти следует медленно опустить и начать вспашку грунта.
Не зная, нужно ли затачивать самодельные фрезы, многие новички допускают массу ошибок. Необходимо помнить, что чем чаще выполняется заточка, тем лучше будет результат обработки грунта, и тем дольше ножи не будут поддаваться воздействию коррозии.
Установка
Если пользователь приобрел фрезы без сборки, надлежит их правильно собрать. Сегодня это несложно, поскольку в распоряжении покупателя имеется не только подробная инструкция производителя, но и широкий спектр видеоматериала, которым можно обзавестись в интернете.
Собирая изделие, важно следить за тем, чтобы активная часть агрегата входила в почву во время работы. Боковые варианты устанавливают по обе стороны мотоблока, работают они от приводных валов и колес. При таком положении фрезы являются практической заменой колес мотокультиватора, именно они и приводят мототехнику в движение.
Фрезы, работа которых осуществляется за счет вала отбора мощности, располагаются позади культиватора. Они не принимают участия в движении устройства.
Чтобы установить любой вариант на культиватор, желательно воспользоваться помощью напарника. Это позволит избежать травмирования, падения, а также повреждения техники. В самом начале нужно поднять мотоблок.
Для установки фрез на культиватор необходимо пользоваться особенными деревянными козелками с высотой около 50 см. Также при этом технику нужно не только приподнять, но и опереть на сошник, а также наклонить под углом 45 градусов. Затем с мотокультиватора снимают колеса и на это место ставят фрезы.
Дополнительные секции устанавливают к основным за счет применения штифтов. Ограничительный металлический диск соединяют с каркасом посредством болтов. При этом количество лопастей надлежит подбирать для культиватора, опираясь на его мощность.
Схема сборки фрез мотоблока, состоящих из трех ножей
Соединение фрагментов культиватора с тремя фланцами можно разделить на три этапа:
- монтаж правой части внешней секции;
- сборка среднего куска;
- монтирование внутренней секции.
Начинаем конструировать с правого отделения. Выбираем из комплекта режущие части правой стороны, вал, подготавливаем крепежный инструмент.
Вал размещаем на столе таким образом, чтобы внешний край оказался сверху. На вал положите нож так, чтобы одна из его граней совпадала со стороной фланца и прикрывала отверстие, расположенное в центре.
Следующий тесак располагаем под углом. Отверстия должны совпасть. Теперь наживляем получившуюся конструкцию болтом, шайбой и гайкой.
Сверху двух ножей, под углом от второго крепим третий. Отверстия должны совпадать. Сначала наживляем с помощью крепежных материалов собранную конструкцию, затем стягиваем ее с помощью ключей.
Переходим к середине. Резак кладем на фланц таким образом, чтобы он находился посередине двух идентичных элементов первого уровня. Между режущими частями среднего и первого уровня не должно быть параллелей. Остальные ножи крепим идентично собранному фрезу.
Сборку внутренней секции начните с расположения первого ножика. Он должен быть параллелен первому ряду и образно разделять пространство между серединными ножами пополам. Установите оставшиеся тесаки и закрепите результат инструментами.
Используя инструкции, приведенные выше, вы сможете собрать мотоблочные фрезные ножи за короткий период времени и без чужой помощи.
Типы фрез
Активный инструмент может совершать вращательное движение в разных плоскостях:
- Перпендикулярно направлению движения мобильного агрегата, ось параллельна земле. При этом поступательное перемещение происходит за счет захвата нового участка грунта.
- Ось расположена по оси движения. Вращение роторов происходит по часовой или против часовой стрелки. Такие инструменты не получили распространения, так как при их работе формируются свальные или развальные борозды. Необходимо выполнять планировку после измельчения почвенного слоя.
- Ось располагается перпендикулярно к земле. Приходится преодолевать повышенное сопротивление почвы, поэтому подобная обработка применяется при локальных рыхлениях.
Типы фрез для обработки почвы: а – пружинный; б – плоский рыхлитель; в – крючок; г – прямая лапка; д – саблевидный; е – винтовая фреза-окучник
При разработке фрез конструкторы исходили из необходимости не только раздробить грунт, второй задачей ставили прочесывание слоя с целью отделения длинных подпочвенных корней, которые образуются у многолетних сорняков. Предлагаются разные схемы движения режущих и вычесывающих кромок внутри почвы.
Перед проектировщиками возникает вопрос о том, какие фрезы лучше.
До 1990 г. многие производители предлагали использовать пружинный инструмент. Он эффективен на окультуренных участках. Основная задача – это удаление корневищ. При всех плюсах подобных разработок производители не сумели обеспечить высокую производительность. Агрегат перемещался со скоростью менее 0,2…0,3 м/с, что не устраивало большинство пользователей.
Плоский рыхлитель показывает высокую скорость работы, но между пластинами остаются необработанные участки. Приходится проводить несколько повторных рыхлений, что снижает эффективность работы.
Пружинные крючки оказываются полезными при использовании пассивных инструментов. Ими оснащают бороны. Вычесывание возможно на глубине до 15…20 см.
Лапки прямого профиля оказались довольно эффективны, но саблевидный тип оказался технологичнее в изготовлении. Поэтому большинство изготовителей оборудования для мотоблоков ориентируется на выпуск именно этого типа инструмента.
Винтовые фрезы применяют не для глубокой обработки, а для активного окучивания гряд. Некоторые культуры нуждаются в присыпке прикорневой части, поэтому подобные устройства оказываются востребованными только для подобной операции.
Еще одна интересная конструкция – это барабанная фреза. Обычно их устанавливают сразу две. Основной плюс данной установки заключается в простоте устройства. Как отмечают пользователи, ставить подобные рабочие органы можно на мотоблоки «Ока», «Салют», «Патриот», МТЗ или «Хопер».
К сожалению, у подобной разработки имеются определенные недостатки:
- Жесткость образующих барабана невысокая. Необходимо устанавливать промежуточные опоры во внутреннем пространстве.
- Для нормальной работы необходимо догружать мотоблок дополнительным грузом, иначе удерживать его на определенной глубине довольно сложно.
- Увеличение веса затрудняет эксплуатацию агрегата. Оператору приходится затрачивать большие усилия на поворотах.
Снегоуборочное оборудование
Снегоуборочное оборудование незаменимо в суровых условиях средней полосы. Оно поможет расчистить садовые дорожки и подъезды к дому, особенно в отдаленных районах, которые коммунальная техника обходит стороной.
Роторная щетка
Роторная щетка за один раз захватывает 850 мм и отличается завидной производительностью — до 2200 м²/ч. Главные плюсы — небольшой вес (всего 45 кг) и достойная маневренность, которую обеспечивает поворотный шарнир со степенью свободы 24°.
Шнековый снегоочиститель
Ширина прохода составляет 640 мм. Механизм способен очистить наносы высотой до 25 см. Шнеки выбрасывают снег на расстояние до 5 метров. Ножи изготовлены из качественной стали, поэтому оборудование может прослужить 6
и более сезонов.
Навесной нож-отвал
Нож в косом положении очищает 810 мм ширины участка от снега, а в прямом — все 900. В первом случае производительность составляет 0,33 га/час, во втором — 0,36 га/час. Мотоблок может двигаться со скоростью до 4 км/ч.
Фрезы «гусиные лапки»
Конструкция «Гусиные лапки» впервые была предложена в 1986 г. на Минском тракторном заводе (МТЗ). Конструкторы обосновали необходимость подобного ротора тем, что при обработке грунта на целине обычные фрезы ломаются.
Можно приобрести готовые инструменты подобного типа. Их также можно изготовить своими руками.
Фрезерный вал размещается за мотоблоком. Чтобы передать вращение от вала отбора мощности к приводному валу, необходимо произвести монтаж вспомогательной рамы. Крутящий момент передается от ВОМ дифференциалу, расположенному в заднем мосте от легкового автомобиля. От полуоси, выходящей из дифференциала, вращается звездочка. Далее вращение приходит на ведомую звездочку. Она вращает рабочий вал. На нем установлены штанги с гусиными лапками. |
Рабочий вал будет размещен на расстоянии 450 мм от заднего моста. Для изготовления используется труба Ø 54 мм. Нужно подготовить опорную раму, а также весь приводной цепной приводной механизм. Вращение будет передаваться с обеих сторон от дифференциала. |
Фланцы изготавливаются из пластин толщиной 5 мм. Они нарублены в квадраты со стороной 100 мм. Заготовки собраны в пакет. Так проще одновременно просверлить все фланцы одновременно. На токарном станке устанавливается четырехкулачковый патрон. Сзади расположен обычных трехкулачковый патрон. |
Использование двух токарных патронов позволяет центрировать квадратную заготовку строго по центру. Каждый кулачок на четырех кулачковом патроне фиксируется отдельно. |
После сверления выполняется расточка расточным резцом. Необходимо проточить до диаметра 54 мм. Такой размер имеет труба, используемая в качестве вала. |
Пакет готовых фланцев разбирается. Они будут приварены к валу. |
По аналогии с имеющимися звездочками нужно изготовить второй комплект ведомых звезд для цепи. |
Из листа толщиной 6 мм изготавливаются новые звездочки. Выполняется разметка. Сверлятся отверстия, которые служат пазами для опоры роликов цепей. С помощью отрезного диска выпиливается внешний контур. В центре высверливается центральное отверстие, необходимое для ориентированной установки звездочки на вал. |
Рама изготавливается из листа толщиной 6 мм. Место будущего изгиба пропиливается на половину толщины. Выполняется необходимый изгиб на заданный угол. Провариваются пропилы, в дальнейшем обратный изгиб невозможен. Форма изделий стабильная. |
В щечках рамы высверливается отверстие. В него в дальнейшем будет установлен корпус подшипника. Отверстие дорабатывается лепестковым кругом УШМ. |
Боковина рамы закрепляется к заднему мосту. Между звездочками располагают цепь. |
Перед монтажом цепи уточняется количество звеньев. При необходимости устанавливаю дополнительные или удаляют лишние. |
Вваривается стакан опоры подшипников, а затем устанавливается рабочий вал. |
К звездочкам приваривают центрующие втулки. Они устанавливаются на ведущем валу (полуосях заднего моста). |
На ведомый вал устанавливают звёздочки через опорные подшипники. Крутящий момент на вал будет передаваться через шпонки. На полуосях проточены пазы для шпонок. |
После предварительной сборки получена рамная конструкция. Следующий этап – это приварка фланцев. |
Вид сбоку показывает, что рабочий орган будет иметь большую ширину, чем имеет мотоблок. Поэтому захват при обработке будет превышать колесную базу силовой установки. |
К фланцам прикручиваются пластины. При поломках их нетрудно заменить на новые. Остается только приварить их по месту на вал. К самим удлиняющим пластинам будут приварены лапки. |
На валу фланцы располагают на расстоянии 100 мм друг от друга. При этом каждый последующий фланец повернут относительно предыдущего на 45 ⁰. |
Собранная почвенная фреза окрашивается. Она готова к использованию. |