МЗКТ-7930, полноприводный тяжеловоз для нужд армии

МЗКТ 7930— специальный автомобиль, ориентированный на сферу военного назначения, относящийся к семейству специальных колесных шасси / тягачей. Имеет колесную формулу 8*8 и способен поднимать грузы в диапазоне 17,8-25 тонн. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, изготовленного на Минском автомобильном заводе, приведем базовые технические характеристики, поговорим о сфере применения и особенностях техники.

  • Технические характеристики
      Шасси
  • Двигатель МЗКТ 7930
  • Варианты трансмиссий
  • Тормоза и рулевое управление
  • Кабина МЗКТ-7930
  • Итог
  • Область использования тяжеловоза

    Первые разработки МЗКТ-7930 начались в конце 1989 года, когда было создано специальное опытно-конструкторское бюро.

    Важно

    В 2000-м мир увидела модель 79306 с мотором от производителя Deutz и АКПП Allison.

    При этом шасси с грузоподъемностью до 25 т было готово к выпуску со всеми документами к ноябрю 2005-го. Интересно, что на вооружение МЗКТ-7930 был принят немного ранее — в начала 2003-го.

    Использование в народном хозяйстве

    Несмотря на ориентацию техники на военном секторе, машина активно использовалась и в народном хозяйстве. В частности, МЗКТ-7930 полезен в следующих направлениях:

    • Прокладка трубопроводов.
    • Строительство газо- и нефтепроводов.
    • Транспортировка экскаваторов и другой тяжелой техники в условиях бездорожья.
    • Перевозка тяжеловесных станков и боровой техники и т. д.

    Машина применялась в тех случаях, когда нужна была ее грузоподъемность и неприхотливость к условиям эксплуатации.

    Использование в оборонной сфере

    Несмотря на возможность применения в народном хозяйстве, основным назначением МЗКТ-7930 является оборонный сектор. Так, на базе шасси этой техники разработаны и активно используются следующие аппараты:

    • ОТРК Искандер — ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения систем ПВО / ПРО, а также других объектов на расстоянии до 500 км. Впервые был представлен в 1999-м.
    • БРК «Бал» — ракетный комплекс берегового типа, принятый на вооружение в 2008-м. Используется для контроля территориальных вод и проливов, защиты военно-морских баз и побережья от высадки десанта.
    • БРК «Бастион» — еще один комплекс, используемый для уничтожения кораблей разного типа, конвоев, авианосных групп. Является носителем ракет «Оникс».
    • РСЗО «Ураган-1М» — реактивная система, поступившая на вооружение в 2022 году. Машина ведет стрельбу реактивными снарядами.
    • БСАУ А-222 «Берег» — артиллерийский комплекс с калибром 130 мм, используемый для уничтожения малых / средник кораблей, в том числе быстроходного типа. Радиус обнаружения / поражения — 30 и 23 км соответственно.

    Кроме рассмотренной выше техники, шасси МЗКТ-7930 лежит в основе РСЗО «Полонез», ЗРК С 400 «Триумф», БРК «Клаб-М», ЗРК С500 и т. д.

    Аналоги и конкуренты

    Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.

    Технические характеристики

    При рассмотрении военной техники главное внимание всегда уделяется параметрам, ведь он них напрямую зависит способность справляться с поставленными задачами. К основным характеристикам стоит отнести:

    Основные характеристикиЗначения
    Колесная формула8х8
    Клиренс, см40
    Максимальная скорость, лм/ч70
    Углы съезда / въезда, град35 / 25
    Максимальный подъем, %55
    Преодолеваемая вертикальная преграда, м0,35
    Радиус разворота, м15
    Пробег на одной заправке, км1000
    Глубина брода / ямы, м1,4 / 2,0
    Объем бака, л2х385
    Размеры (ДхШхВ), м12,669х3,07х3,017
    Вес, т43,3
    Грузоподъемность, т22,2
    Двигатель, мощность, л.с.ЯМЗ 846, 503
    КППмеханика, шесть скоростей
    Подвесканезависимая, торсионная
    Напряжение бортовой сети, В24
    Емкость АКБ, Ахч4х380

    Это основные характеристики МЗКТ-7930, но некоторые узлы машины достойны отдельного внимания. Рассмотрим их подробнее.

    Шасси

    Грузовой автомобиль военного назначения может похвастаться жесткой лонжеронной рамой с лонжеронами швеллерного сечения. Бампер изготовлен из качественного металла. Спереди и сзади предусмотрены буксирные устройства для себя и вытягивания другой техники. В ряде моделей установлена пара буксиров в передней части и одно сзади.

    Подвеска МЗКТ-7930 независимая (тип — торсион). Комфорт и надежность перемещения техники обеспечивают гидравлические амортизаторы, которые могут быть стандартными или усиленного типа. Такая комплектация гарантирует плавное начало движение и сравнительный комфорт в кабине при движении по любой дороге.

    Частичную функцию смягчения берут на себя шины-бескамерки с центральной подкачкой. Их размера достаточно для преодоления серьезных препятствий в виде ям и водных преград. Что касается передней / задней оси автомобиля, они управляемые и являются ведущими.

    Из конструктивных особенностей стоит выделить центральные редукторы, которые оборудуются дифференциалом межколесного / межосевого и планетарного типа. Узла блокировки нет, но он предусмотрен на неуправляемой оси. В качестве главного непроходного редуктора (1 и 4 осей) представлено две спиральные шестерни в виде конусов. Что касается редуктора 2 и 4 осей, он проходной и также имеет вид спиральных шестеренок и форму конуса.

    В обоих случаях предусмотрен межосевой дифференциал. Для управляемой оси блокировки нет, а для неуправляемых она имеется. Для 2 и 3 оси предусмотрено принудительное блокирование с электропневоприводом.

    Двигатель МЗКТ 7930

    На машинах МЗКТ установлен 18-литровый турбированный двигатель, работающий на дизельном топливе. Тип — ЯМЗ 846. К особенностям силового агрегата стоит отнести V-образный тип исполнения, наличие 8-ми цилиндров и 32 клапанов. Топливо — дизель.

    Вид охлаждения — жидкостное. Двигатель развивает мощность в 370 кВт, что эквивалентно 503 лошадиным силам. Такого параметра удается достичь при 2100 оборотах в минуту. При этом максимальный крутящий момент находится на уровне 1960 Н*м.

    Дополнительные особенности двигателя МЗКТ-7930:

    • диаметр цилиндра — 14 см;
    • степень сжатия — 17,5;
    • поршневой ход — 14 см;
    • тип клапанного устройства — OHV;
    • питание — механический ТНВД.

    Топливный насос двигателя МЗКТ-7930 обеспечивает непосредственный впрыск. Сам узел находится между группами цилиндров. Количество плунжеров — 8. Приводной механизм оборудован муфтой центробежного типа с автоматическим регулированием впрыска горючего. При этом плунжеры имеют рядное исполнение.

    Трубопроводы системы впуска находятся в блоке цилиндров, а клапаны в ГБЦ и работают путем воздействия коромысле нижнего распредвала. К дополнительным особенностям двигателя стоит отнести:

    • наличие роликовых толкателей на штангах;
    • размещение шеек коленвала под прямым углом;
    • изготовление гильз цилиндров из чугуна высокой прочности;
    • наличие на клапанах впуска / выпуска по паре пружин;
    • изготовление распредвала двигателя из стали, что обеспечивает его надежность;
    • создание поршней из алюминиевого сплава высокого качества.

    Похожей конструкцией мог похвастаться и дизельный силовой агрегат Deutz BF8M1015C. Он устанавливался на опытной версии машины. Это V-образный 15,87-литровый двигатель с 8-ю цилиндрами и турбонаддувом. К его особенностям стоит отнести мощность в 544 «лошади», крутящий момент в 2350 Н*м, поршневой ход в 14,5 см и диаметр цилиндра в 13,2 см.

    Сверху мотора установлен защитный корпус, который также закрывает АКБ и радиаторы. Боковая часть открывается при необходимости ремонта и обслуживания. Такая особенность важна, когда требуется сделать ремонтные работы в походных условиях.

    Варианты трансмиссий

    За время производства МЗКТ-7930 было представлено много модификаций техники. Соответственно, разработчики экспериментировали сочетание мотора с разными видами коробок передач. К основным вариантам исполнения стоит отнести:

    • Механика ЯМЗ 202-04. Это 9-ступенчатая коробка передач с одной задней скоростью. Устанавливалась на версию тягача модели «7415».
    • Механическая КПП типа ГМП МЗКТ 5561. Ставится на модель «7030», выполнена в 6-скоростном исполнении с одной задней скоростью.
    • Коробка-автомат AllisonHD45P — 6-ступенчатая трансмиссия с 1-й задней скоростью. Оборудуется одноступенчатым гидравлическим трансформатором с возможностью блокировки. Конструктивно имеет муфту фрикционного типа с гидроприводом. Устанавливается на модель «79306».
    • Автоматическая трансмиссия типа ГМП МЗКТ 5561. Имеет шесть скоростей для движения вперед и одну заднюю скорость. Устанавливается на моделях «7930-300».

    Во всех видах КПП на МЗКТ-7930 ставится 2-скоростная раздатка, оборудованная дифференциалом с возможностью блокировки. На ведущих осях стоят центральные редукторы с дифференциалами двух типов: между колесами / осями, также колесными редукторами планетарного типа.

    Тормоза и рулевое управление

    Конструктивно тормоза тягача состоят из следующих систем:

    • Главная — используется 2-контурная система с приводом, работающим на пневматическом и гидравлическом принципе.
    • Стояночная (ручник) — комплектуется энерго АКБ пружинного типа, используемым для затормаживания техники в случае необходимости. Дополнительно применяется механическая система для аварийного отключения ручника.
    • Запасная — комплектуется из рабочего контура и активируется при сбоях в работе главной тормозной системы.
    • Вспомогательная — представляет собой двигательный тормоз с управлением на электрическом / пневматическом принципе.

    Что касается рулевой системы, она стандартна для таких машин. При этом комфорт управления обеспечивается за счет гидроусилителя.

    Тягач с европейским акцентом

    Гвоздём программы, безусловно, стал седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8х8).

    Пожалуй, это первый автомобиль в линейке VOLAT, когда технологи сдали свои позиции и позволили развернуться дизайнерам. В итоге в кои-то веки автомобиль производства Минского завода колёсных тягачей получил своё собственное, легко узнаваемое лицо.

    Поработав с пластиком, из брутального, по сути, тягача, удалось создать автомобиль с цельным образом и хорошим функционалом. Пластиковые накладки за кабиной прикрывают крепление и механизм подъёма запасного колеса, боковины – разномастное навесное оборудование, топливный бак и т.п.

    Вдвойне приятно отметить этот момент в связи с тем, что главный определяющий элемент любого грузовика, кабина… по-прежнему МАЗовского производства. Объёмы продукции завода делают нецелесообразным изготовление полностью «независимой» кабины – либо качество хромает, либо стоимость заоблачная. И столь элегантный выход из ситуации – однозначная победа дизайнеров.

    Внутри кабина (пока!) сохранила «базовый» интерьер, разумеется, свои собственные разработки имеются, но до них пока очередь не дошла. Зато в её стандартную комплектацию входят встроенный кондиционер, климат-контроль, подогрев сидений, электростеклоподъёмники и электрическое управление зеркалами. Водители по достоинству оценят сиденья повышенной комфортности на пневмоподвеске и с подогревом.

    Основные характеристики «железа» МЗКТ-750440-010 приведены в таблице, повторяться не буду. Из неописанного отмечу наличие двухступенчатой раздаточной коробки с передаточными числами 1:0,989 и 1:1,571. Кстати, автомобиль рассчитан на преодоление 30 %-ного подъёма, что для автопоезда такой полной массы весьма достойно.

    Порадовали шины. В отличие от модного тренда ставить на опытно-выставочные образцы покрышки именитых фирм на МЗКТ пошли другим путем, «обув» тягач в продукцию родной для них «Белшины» – Бел-95 16.00R20. По словам водителей-испытателей, получилось весьма недурно…

    Кабина МЗКТ-7930

    Отдельного внимания заслуживает кабинную часть грузовой машины. Производители предусмотрели жесткую кабину, изготовленную из стекплопластика. С левой и правой стороны установлено по одной двери для входа. Количество мест — одно для водителя и два для пассажиров. Руль имеет необходимые регулировки для более удобной подстройки под рост.

    Приборная панель отличается продуманным расположением. Благодаря качественной подсветке, информация на всех приборах хорошо видна в любое время суток. Сама кабина тягача немного смещена вперед по отношению к двигателю и шасси. Это сделано для более удобного монтажа крупногабаритных надстроек без выхода за размеры техники.

    Водители МЗКТ-7930 отмечают хороший обзор с рабочего места, что обусловлено большой площадью ветрового стекла и его разделением на три секции. Все элементы управления находятся в непосредственной близости и на расстоянии вытянутой руки. Начало движения очень плавное, благодаря мягкой педали. При этом сам мотор работает ровно, а его шум почти не попадает в кабинную часть.

    Внутри установлен мощный отопитель, поддерживающий комфортную температуру в холодное время года. По желанию можно установить дополнительный кондиционер для создания оптимального режима уже в летний период. К дополнительным опциям стоит также отнести:

    • бронированный металл;
    • вентилятор повышенной мощности;
    • резина по системе RunFlat;
    • лебедка и другое.

    По желанию грузовик может комплектоваться термосом для воды, огнетушителями ОУ 3 и аптечкой. Комплектация оговаривается индивидуально, и от нее напрямую зависит и цена.

    Недостатки

    По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.

    Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]