О предприятии-изготовителе
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разрабатывает и производит для своих клиентов специальные транспортные средства для перевозки тяжёлых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости – автомобильные тягачи под торговой маркой Volat. МЗКТ способен выпускать спецтехнику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц. Слоган компании гласит: Техника, не знающая преград! Грузовики Volat, которые являются наследниками советских тягачей-ракетоносцев, обладают отличными ходовыми качествами и могут работать в условиях абсолютного бездорожья и самых суровых климатических условий.
Общая численность сотрудников предприятия в данное время – более 5 тысяч человек. В его структуру входит 10 производственных цехов и 3 цеха вспомогательной деятельности. Предприятие – государственное, все 100% акций его принадлежат Республике Беларусь.
Свою историю МЗКТ ведёт с 1954 года, когда постановлением Совета Министров СССР на Минском автомобильном заводе было основано СКБ-1 – специальное конструкторское бюро по разработке многоосных грузовиков повышенной проходимости для нужд Министерства обороны СССР.
Это КБ на протяжении 1950-1980-х годов создало множество многоосных шасси специального назначения – для транспортировки танков и другой тяжёлой техники, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», зенитно-ракетных комплексов С-300, а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей.
В 1991 году на базе этого производства колёсной техники специального назначения для Советской армии и был создан Минский завод колёсных тягачей. Тогда и пошло освоение, разработка и производство гражданских грузовых автомобилей на базе военных шасси: многоосных тягачей, самосвалов, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившей собственную торговую марку «Волат».
Предприятие разрабатывает и производит грузовые транспортные средства с колёсными формулами 4 × 4, 6 × 4, 6 × 6, 8 × 4, 8 × 8, 10 × 4, 1О × 6, 1О × 8, 1О × 1О, 12 × 12, 16 × 16: шасси для установки спецоборудования для разработки и обслуживания нефтяных и газовых месторождений; кранового оборудования грузоподъёмностью до 160-ти тонн; седельные тягачи и автопоезда грузоподъёмностью до 130-ти тонн; тягачи балластные для транспортировки грузов до 400 тонн; прицепы и полуприцепы грузоподъёмностью до 75 тонн; самосвалы грузоподъёмностью до 45 тонн; шасси для монтажа самого разнообразного специального оборудования.
Шасси МЗКТ продолжают широко применяться в составе разнообразных образцов вооружения и военной техники. В Российской армии используется более шестидесяти образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ.
Практически вся продукция предприятия идёт на экспорт в Российскую Федерацию (95 процентов). Однако МЗКТ развивает связи и на международном рынке. В Китае совместное предприятие собирает военные тягачи из машинокомплектов МЗКТ, поставлялись автомобили завода в Турцию, ОАЭ, Египет и некоторые другие страны.
Бронированный «Волат»
Ещё в начале 2000-х годов в большинстве специальных подразделений Беларуси либо отсутствовали лёгкие бронированные машины, либо использовались советские БТР-80. Для современных целей и задач белорусского спецназа бронетранспортёры обладали избыточной мощностью, а также невысокой ремонтопригодностью. Первыми лёгкими бронемашинами в 2006 году в МВД Беларуси стали три российских автомобиля «Тигр». С 2014 года
Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) начал лицензионную сборку «Тигров». В 2015 году собранные машины были доработаны для Минобороны Беларуси в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Лис-ПМ». В итоге именно «Лисы» первыми пришли на замену БТР-80 во внутренних войсках.В том же 2014 году по поручению президента Республики Беларусь на МЗКТ начались совершенно новые ОКР «V-1» по разработке полностью белорусского бронеавтомобиля.
От эскиза до модели
Примерно в то же время автору этой статьи посчастливилось увидеть эскизный рисунок проекта V-1, представленный для ознакомления представителям спецподразделений. Тогда я скептически отнёсся к будущему этого концепта, не поверив, что такой привлекательный и амбициозный проект сможет воплотиться в жизнь. Более того, было трудно представить, что такой бронеавтомобиль примут на вооружение и мне доведётся на практике убедиться в мудрости решений, принятых в 2014 году.
Эскизный проект V-1 mzkt.by
За непростую задачу разработки бронеавтомобиля «с нуля» взялись инженеры Минского завода колёсных тягачей под руководством Юрия Ивановича Николаева, имевшего многолетний опыт создания военной колёсной техники повышенной проходимости. Первый опытный образец, получивший наименование МЗКТ-490100, имел автоматическую трансмиссию МЗКТ-2361, одноступенчатую раздаточную коробку МЗКТ-4901 и двигатель ЯМЗ-5345. Впервые его продемонстрировали в Париже на международной выставке обороны и безопасности Eurosatory-2016.
МЗКТ-490100 на Eurosatory-2016 drom.ru
К 2022 году броневик претерпел незначительные изменения по сравнению с прототипом. Основные метаморфозы коснулись конструкции задней двери: вместо опускающейся рампы теперь это обычная распашная дверь без крепления запасного колеса. МЗКТ-490100-010 массой более 10 т и грузоподъёмностью свыше 1 т способен перевозить экипаж из десяти человек. Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. способен разогнать «Волата» до 110 км/ч. Два топливных бака по 130 л дают машине запас хода в 1000 км. Цельнометаллический сварной бронированный корпус класса Бр4 надёжно защищает экипаж автомобиля от поражения стрелковым оружием.
В базовое исполнение легкобронированного автомобиля (ЛБА) вошёл целый комплекс дополнительного оборудования: навигация; фильтровентиляционная установка; предпусковой подогреватель-отопитель; автономная двухзонная система отопления и система кондиционирования обитаемого отсека; система дымоудаления; энергопоглощающие сидения десантного отсека; ограничители радиального давления для езды на повреждённых шинах; система центральной накачки шин; лебёдка самовытаскивания; аккумулятор увеличенной ёмкости; система пуска двигателя с разряжёнными аккумуляторами; электрообогреваемые передние ветровые и боковые бронестёкла; зеркала заднего вида.
МЗКТ-490100-010 на международном военно-техническом форуме «Армия-2018» vitalykuzmin.net
Военный броневик минского СОБР
Новый ЛБА разрабатывался в первую очередь в интересах Минобороны и в 2022 году, успешно пройдя государственные испытания, был принят на вооружение белорусской армии. На основе базовой комплектации МЗКТ разработал целый модельный ряд автомобилей различного назначения. Первым в этом семействе стал МЗКТ-490100-011, на крыше которого монтируется пулемётно-гранатомётный модуль для стрелка с возможностью одновременной установки пулемёта типа ПКМ и гранатомёта типа АГ-17. Штатный боекомплект экипажа армейского автомобиля составляют по 20 оборонительных (Ф-1) и наступательных (РГД-5) ручных гранат, ящик с тротиловыми шашками массой 32 кг, а также 3240 патронов калибра 5,45 мм или 2640 патронов калибра 7,62 мм.
МЗКТ-490100-011 vpk.gov.by
Новый бронеавтомобиль в базовом исполнении прошёл обкатку и в других силовых структурах Беларуси, таких как внутренние войска и органы пограничной службы. Вскоре инженеры МЗКТ совместно со специалистами Главного управления командующего внутренними войсками при непосредственном участии представителей минского СОБР начали доработку ЛБА в интересах милицейского спецназа. Так появился МЗКТ-490100-017, который впервые открыто демонстрировался на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» в подмосковной Кубинке.
Новый автомобиль для СОБР претерпел значительные изменения в сравнении со своим старшим собратом. Для начала на крышу «Волата» установили боевой функциональный модуль (БФМ), вращающийся на 360 градусов и аналогичный таковому на «Лис-ПМ». Для облегчения модуля в конструкции имеется вырез в задней стенке. При этом спину пулемётчика во время стрельбы надёжно прикрывает люк в откинутом положении. В качестве основного вооружения БФМ был выбрал мощный крупнокалиберный пехотный пулемёт НСВ-12,7, установленный на постель UPM-160. В салоне возле места командира экипажа установлена аппаратура внутренней и внешней связи ПУ-2 разработки ОАО «Агат-Систем».
Размещение экипажа внутри салона МЗКТ-490100-017 СОБР, garsing.by
Так как для СОБР это прежде всего штурмовой автомобиль, то увеличилось количество бойниц для десантного отсека. С каждой стороны появились по две дополнительные бойницы, и теперь каждый член экипажа мог вести огонь из стрелкового оружия, не покидая салон бронеавтомобиля. Для более удобной стрельбы бойницы на задней двери переместили выше и установили в бронированные стеклоблоки. К тому же, в отличие от базового варианта, здесь установлены бойницы увеличенного диаметра (с 98 до 116 мм).
Автомобиль можно использовать и при непосредственном сближении с объектом штурма. Для этого в передних боковых дверях имеются дополнительные откидные листы бронезащиты, предназначенные для защиты спецназовцев при действиях в пешем порядке от возможного огневого поражения. В этих же дверях на высоте 1,5 м от грунта установлены дополнительные бойницы для ведения огня. Для преодоления десантом различных препятствий и штурма первых этажей зданий на капоте имеется съёмная платформа, оборудованная противоскользящими элементами и откидной консольной двухстворчатой секцией, которая может фиксироваться в вертикальном положении, обеспечивая дополнительную защиту экипажа. В таком максимально активном штурмовом состоянии «Волат» напоминает белорусский вариант всемирно знаменитых трансформеров.
Ведение огня с использованием бойниц МЗКТ-490100-017 СОБР, garsing.by
Боковые откидные подножки предназначены для размещения бойцов во время движения транспорта в готовности к штурму. Для этого на корпусе возле задней боковой двери имеется дополнительный поручень, а верхний поручень имеет удлинённую конструкцию. На задней стенке также установлен дополнительный трап.
МЗКТ-490100-017 успешно прошёл испытания и был принят на вооружение внутренних войск МВД Беларуси. Первые две машины поступили в минский СОБР в декабре 2022 года и сразу же заступили на круглосуточное боевое дежурство.
МЗКТ-490100-017 и военнослужащие СОБР. Фото автора
Вышеуказанные изменения, сделанные в интересах МВД, устроили и Государственный пограничный комитет Беларуси, хотя пограничники решили отказаться от автоматической трансмиссии. Таким образом, МЗКТ-490100-117 имеет механическую трансмиссию СААЗ-4334МЗ, двухступенчатую раздаточную коробку МЗКТ-5002 и двигатель ЯМЗ-5345-20. Основным вооружением БФМ стал пулемёт ПКМ, на крыше над лобовым стеклом появились проблесковые маячки и дополнительные светодиодные фары.
Автомобили специального назначения
Как любая универсальная платформа, МЗКТ-490100 стал родоначальником целого семейства автомобилей специального назначения, таких как разведывательный, медицинский, машина связи и радиоэлектронной борьбы и многие другие. Одним из первых в этом ряду стал разведывательно-огневой модуль МЗКТ-490100-015 с комплексом «Адунок» разработанный ОАО «АГАТ — системы управления». Этот автомобиль предназначен для ведения специальных и разведывательных действий, борьбы с незаконными вооружёнными формированиями и диверсионно-разведывательными группами противника, сопровождения колонн, охраны тыловых районов, несения комендантской службы и участия в миротворческих операциях.
Помимо автоматизированного дистанционно-управляемого наблюдательного огневого комплекса с 12,7-мм пулемётом либо 30-мм автоматическим гранатомётом, бронеавтомобиль имеет средства связи и обмена данными обстановки (4G/LTE), средства разведки (тактический беспилотный авиационный комплекс «Беркут»), оптоэлектронное устройство наблюдения. Штатное отделение машины — 6-8 человек с индивидуальным и групповым вооружением и экипировкой. Также комплекс имеет шесть пусковых установок для постановки дымовых завес типа «Туча».
К 2022 году разведывательный комплекс претерпел значительные изменения и получил наименование БРДМ-4Б. Скорее всего, это связано с доработкой комплекса в интересах Минобороны Беларуси. В пользу этой версии говорит и появившийся официальный индекс системы — 1А038-1. Впервые модернизированный вариант был продемонстрирован широкой публике на выставке «Милекс-2019». Машина «потеряла» свой огневой модуль, зато значительно усовершенствовала разведывательный. Теперь БРДМ может вести оптоэлектронную (инфракрасную и телевизионную) наземную (на глубину до 6 км) и воздушную (на глубину до 40 км) разведку, радиоэлектронную разведку радиосредств диапазонов ОВЧ (на глубину до 30 км), радиолокационную (на глубину до 18 км) и сейсмическую (на глубину до 40 км) разведку. Кроме того, машина может обеспечивать обработку разведывательной информации, радиосвязь на дальности 30 км в движении и 350 км на стоянке, осуществлять передачу данных и навигации.
БРДМ-4Б на шасси МЗКТ-490100-015. Фото автора
Свой вариант автомобиля разведки «Рубон» на шасси МЗКТ-490100-018, также впервые на выставке «Милекс-2019», представило ЧП «Белтех Оптроникс». «Волат» вновь обрёл дистанционный огневой модуль — на этот раз ДБМ-Т12,7, разработанный совместно с российским ОАО «Специальное конструкторское бюро приборостроения и автоматики» (город Ковров). В качестве вооружения в модуле могут использоваться 12,7-мм пулемёты типа «Корд» или НСВ с горизонтальными углами наводки в 360 градусов и вертикальными от −20 до +70 градусов. Дальность обнаружения цели типа «танк» составляет 8,5 км днём и 5,5 км ночью, а распознавания — 5,5 и 3,5 км соответственно. «Рубон» способен как днём, так и ночью поражать автоматически сопровождаемые беспилотные летательные аппараты, огневые и транспортные средства как с места, так и с ходу.
МЗКТ-490100-018. Фото автора
В наши дни не менее актуальна станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами «Гроза-С» на шасси МЗКТ-490100-014 (разработка ОАО «КБ Радар»). «Гроза-С» способна обнаруживать БПЛА по излучениям радиолиний управления аппаратами, подавлять линии передачи данных, формировать дезинформирующие помехи бортовой аппаратуре навигации. Иными словами, такая станция РЭБ может посадить беспилотник, лишив его канала связи, либо взять управлением им на себя. Дальность радиоподавления приёмника БПЛА — до 30 км, а наземного пункта управления — до 10 км. Вмешательство в контроль канала GPS (либо GLONASS, GALILEO, BeiDou) может происходить на дальности до 40 км.
МЗКТ-490100-014 vpk.gov.by
Одной из последних разработок в области средств связи и телекоммуникации для военных является комбинированная радиостанция Р-186 «Богатырь-2» на шасси МЗКТ-490100-019. Она предназначается для организации связи при ведении различных видов боя, выполнения задач мирного времени и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях управления. Такой «Богатырь» способен на организацию открытой и засекреченной телефонной связи на дальности до 300 км. В комплекс входит аппаратура связи белорусского производства: система спутниковой связи «Восход», радиостанции УКВ и КВ диапазонов, аппаратура шифрования «Ксенон», автоматизированные рабочие места оператора связи и командования.
Р-186 «Богатырь-2» на шасси МЗКТ-490100-019. Фото автора
Наиболее мощным оружием в семействе «Волатов» является ПТРК «Шершень-М» на шасси МЗКТ-490100-016 разработки минского ЗАО «ЦНИП». Для управления такой системой достаточно экипажа машины в количестве трёх человек. В боекомплект входит не менее восьми управляемых ракет в любом из трёх вариантов калибров: 107-мм типа РК-3, 130-мм типа РК-2 или 152-мм типа РК-2М. В качестве боевой части ракет используются либо осколочно-фугасная, либо тандемная кумулятивная. Такие боеприпасы способны пробивать от 550 до 1100 мм брони на дальности от 2,5 до 8 км.
МЗКТ-490100-016. Фото автора
Из ещё не реализованных замыслов Минского завода колёсных тягачей пока известен лишь медицинский автомобиль МЗКТ-490100-012. До сих пор остаётся загадочным вариант под номером 13, хотя может оказаться, что и инженеры — люди суеверные. Хотелось бы верить, что мы ещё увидим новых представителей «богатырской династии». По непроверенной информации, на заводе ведутся работы над модернизацией базового образца и родоначальника всего семейства «V-1». Быть может, не за горами второе поколение бронеавтомобилей «V-2»?
Источники и литература:
- Боевая легкобронированная машина МЗКТ-233036. Формуляр 233036-0000010 ФО
- Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-017. Руководство по эксплуатации 490100-0000017 РЭ
Техническое описание модели и её модификации
На рынке грузовой спецтехники самосвал МЗКТ-65151 представлен с 2001-го года. Минский завод колесных тягачей постарался оперативно среагировать в период увеличения спроса на массивные грузовики-четырёхосники, разработав собственную модель большой грузоподъёмности, которая может передвигаться и по дорогам общего пользования.
Для владельцев грузовиков серьёзной грузоподъёмности серьёзной проблемой является ограничение нагрузки на одну ось – 13 тонн, которое действует в России и государствах СНГ. Повышение грузоподъёмности можно достичь применением добавочной оси. Разработчикам МЗКТ-65151 удалось достичь оправданного увеличения снаряженной массы и расхода дизельного топлива для новой конструкции. Итогом работы над шасси МЗКТ-692371 стала модель МЗКТ-65151, которая способна перевозить до 25-ти тонн грузов. При этом использования вместе с прицепом конструкция машины не предусматривает.
При проезде по дорогам общего пользования, а также по улицам населённых пунктов нагрузка на заднюю тележку в сумме не должна превышать 26-ти тонн. С учётом нагрузки, приходящийся на первую и вторую оси, полная масса грузовика составляет 41 тонну. За вычетом снаряжённой массы самой автомашины (порядка 16-ти тонн), её грузоподъёмность составляет 25 тонн.
При этом, объём грузовой платформы и конкретный опыт применения свидетельствует о том, что МЗКТ-65151 способен «принять на борт» гораздо больше заявленных «по паспорту» 25-ти тонн. Если исходить из средней плотности сыпучих строительных материалов (порядка 1,9 т/м3), то получается, что грузоподъёмность этой машины составляет 38 тонн. Если же засыпать в кузов 25 тонн песка, то он окажется заполненным не доверху, а только на 2/3. Работать с перегрузом допускает и надёжность гидравлической системы подъёма платформы (гидроклапаны которой допускают наличия 35 тонн в кузове), и шины с более высоким индексом несущей способности.
Кроме 20-кубового кузова, потребитель может заказать грузовую платформу и меньших объёмов: 16,5 м3 или 11,5 м3. Грузовые платформы могут оборудоваться гидравлическим замком заднего борта. А для упрощения конструкции и разгрузки грузовой платформы также может быть использован вариант кузова ковшового типа, без заднего борта.
К настоящему времени грузовик МЗКТ-65151 уже является устаревшей моделью, которая снята с производства. В линейке предприятия-производителя этот автомобиль заменён на более совершенный – МЗКТ 7501. Но МЗКТ-65151, конечно же, продолжают использоваться в России и СНГ, поскольку их рабочие характеристики остаются актуальными.
Выпускалось две модификации этого грузового четырёхосника: МЗКТ 65151-010 и МЗКТ 65151-020. Конструктивно они друг от друга не отличаются. Разница между ними заключена только лишь в типе используемого дизельного двигателя. МЗКТ 65151-010 комплектовались двигателями типа ЯМЗ-7511.10 (400 лошадиных сил), а МЗКТ 65151-020 – силовыми агрегатами ЯМЗ-7512.10 (360 лошадиных сил).
«Волат», «Защитник» и «Секач»: уникальная военная техника из Беларуси
Недавно в Минске завершила работу одна из крупнейших в военной сфере выставок, MILEX-2019. Конечно, она уступает крупнейшим своим аналогам — общемировой Eurosatory по репрезентативности, а нашей «Армии» — по числу экспонатов. Однако здесь было много уникальных образцов, нигде более не показываемых.
Антон Михайлов
Да и по масштабности MILEX вполне серьезен — более 170 участников из десятков стран, включая более 40 ведущих научных и производственных предприятий России и Беларуси (включая концерн «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», МЗКТ, МАЗ и других). По разнообразию экспонатов он тоже не уступал конкурентам — здесь показывали самые передовые образцы современных систем, включая средства огневого поражения, системы комплексного противодействия высокоточному оружию, беспилотные авиационные комплексы и различные боевые информационно-разведывательные системы.
Богатой была и автомобильная часть выставки, на которой дебютировали совершенно различные классы машин — от легких разведывательных багги «Чаборз» до крупнейшего в мире автопоезда для перевозки бронетехники «Волат». И в этой части, как и на многих подобных выставках, крылась определенная сложность. Главной составляющей военных машин являются надстройки, зачастую засекреченные. Поэтому узнать даже их массогабаритные характеристики не всегда представляется возможным. Равно как и нюансы автомобилей-носителей — ведь потенциальных заказчиков марка и детали грузовика, как правило, не интересуют. Тем не менее, кое-что узнать удалось.
Главным игроком автомобильной части «Милекса» был, разумеется, белорусский МЗКТ — один из ведущих мировых производителей военной колесной техники. Поэтому мы начнем обзор с его продукции, предлагаемой под торговой маркой «Волат». Основной новинкой был колоссальный автопоезд в составе полноприводного тягача МЗКТ-741351 с полуприцепом МЗКТ-999421 и прицепом МЗКТ-83721. Этот автопоезд общей длиной 42 м предназначен для перевозки до трех единиц боевых машин сразу общим весом до 136 тонн. Уникальная трехзвенная сцепка является дальнейшим развитием автопоезда МЗКТ-74135+999410+837210.
Самым тяжелым танковозом в мире является автопоезд с тягачом МЗКТ-741351.
За обновленной, с возможностью бронирования кабиной установлен турбодизельный двигатель Caterpillar С18 мощностью 812 л. с. C ним агрегатирована автоматическая коробка передач Allison M6620 AR с электронным управлением. Четырехосный тягач оборудован гидроусилителем руля, имеющим основную и дублирующую системы. Цельнометаллическая модульная кабина выполнена в новом фирменном дизайне. Она подрессорена и достаточно просторна: в ней с комфортом могут разместиться 8 человек, включая водителя. Тягач оснащен двойной гидравлической барабанной лебедкой, бортовой информационной системой, автоматическим климат-контролем, холодильником, системами контроля давления и центральной подкачки шин, кронштейнами для оружия и поворотным люком в крыше с держателем для пулемета.
Входящие в состав автопоезда полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-83721 оборудованы выдвижной грузовой платформой, ширина которой регулируется от 3,65 до 4,65 м. Техника может заезжать на полуприцеп через прицеп без разъединения сцепки, что существенно экономит время на погрузку и требует меньше усилий от экипажа. А выбор агрегатов обусловлен требованиями конкретного заказчика, по требованиям же армий СНГ машина может комплектоваться отечественными агрегатами.
Был также представлен модифицированный бортовой автомобиль МЗКТ-500200, являющийся представителем семейства унифицированных автомобилей дорожного габарита, оснащенных инновационной независимой подвеской. Он отличается от предшественника обновленным экстерьером кабины. Шасси семейства могут похвастаться высокой проходимостью и эффективностью в обеспечении мобильности войсковых, миротворческих и спасательных войск. Как отмечают представители компании, автомобили семейства МЗКТ-6001 предназначены для перевозки личного состава, грузов, а также для установки надстроек и оборудования. Фактически, это современный аналог хорошо известного советского армейского ГАЗ-66.
МЗКТ-500200: белорусский аналог «шишиги» от МЗКТ уже обновился.
Продолжают развивать белорусы и свою серию корпусных машин. Так, новое корпусное шасси МЗКТ-692250 с колесной формулой 8х8, предназначенное для монтажа и транспортирования оборудования ЗРК «Бук-МБ», было представлено на выставочной площади «ОКБ ТСП». Это шасси является продолжением семейства хорошо известных серийных машин с колесной формулой 6х6. Грузоподъемность новинки, определяемая массой монтируемого оборудования, составляет 17 300 кг, максимальная скорость — 60 км/ч. Тягово-динамические показатели обеспечиваются 8‑цилиндровым V-образным дизелем ТМЗ-8463.10 мощностью 500 л. с. с крутящим моментом 1960 Нм; шестискоростной гидромеханической передачей; двухскоростной раздаточной коробкой и разрезными мостами. Для повышения проходимости шасси применены шины 16.00R20 с внедорожным протектором, мосты оснащены системой межосевых и межколесных блокируемых дифференциалов, клиренс составляет 420 мм, а углы переднего и заднего свеса — 25°. Сама же модернизированная система зенитно-ракетного комплекса «Бук-МБ» полностью переведена на новую элементную базу с использованием цифровых и процессорных технологий, разработана совершенно новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которая увеличивает разведывательные возможности комплекса. Установлена новая оптико-электронная система обнаружения и сопровождения целей, включающая лазерный дальномер, тепловизор и оптический канал обнаружения и сопровождения целей.
МЗКТ-692250: корпусные шасси «Волата» потяжелели и обзавелись четвертой осью.
Разумеется, были представлены и другие модели этого производителя. Ведь техника МЗКТ успешно используется в совершенно разных военных областях РБ и РФ: ракетных войсках стратегического назначения, сухопутных войсках, войсках ПВО, радиотехнической разведке, инженерных войсках и службах материально-технического обеспечения.
Не менее обширной была и экспозиция Минского автомобильного завода. На выставке было показано больше десятка машин с аббревиатурой МАЗ на решетке. Как и в предыдущем случае, часть из них привез непосредственно завод, другие же машины экспонировались на стендах изготовителей конечных изделий. Основной единицей, само собой, выступает проверенное полноприводное шасси МАЗ-6317. Основным отличием от гражданских версий, помимо внешних, служит двигатель — 330‑сильный ЯМЗ-238Д2 с уровнем выхлопа Euro-2. На его базе был смонтирован новый 25‑тонный автокран KC-55727‑5‑31В. Он изготовлен на дочернем подразделении предприятия, , оборудован гидравлическим приводом и жесткой телескопической стрелой. Благодаря ходовым качествам базового шасси автокран уверенно чувствует себя как на дорогах с усовершенствованным покрытием, так и на полном бездорожье. Безопасную работу с разрядными грузами обеспечивают двойные тормоза механизма подъема груза, механизма изменения вылета стрелы и механизма телескопирования стрелы.
Минский МЗКТ знает толк не только в огромных многоосках, но и легких броневиках.
На том же шасси показали универсальный одноковшовый экскаватор, изготовленный по заказу военных на известном предприятии «Святовит». За основу экскаватора взято шасси МАЗ-631705. Максимальная глубина копания составляет 3,8 м, высота копания составляет 8,5 м.
Главной же новостью для собственно военных стали две машины, изготовленные ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения». Вместе они составляют осовремененный зенитно-ракетный комплекс «Оса»: модернизированную боевую машину 9А33‑2Б и транспортно-заряжающую 9Т217‑1Б. Главной причиной для модернизации популярного во многих странах комплекса стала необходимость замены снятого с производства шасси БАЗ; его и заменили шасси Минского автозавода. Понятно, что таким образом сняты проблемы с ремонтом, а также улучшились тактико-технические характеристики. Создатели отмечают, что расход топлива у боевой машины снизился с 67 до 46 л/100 км.
Обновленный зенитно-ракетный комплекс «Оса» на МАЗе выглядит не по-военному элегантно.
Такелажное оборудование транспортно-заряжающей машины осталось штатным, а колесное шасси также было заменено на произведенное МАЗ. Кроме того, машина оборудована новым краном-манипулятором. Впрочем, по желанию заказчика комплекс может быть установлен на любом подходящем шасси по его выбору.
МАЗ «Ураган-М»: до сих пор сдвоенные кабины на полноприводных МАЗах можно было увидеть лишь у пожарных.
Но самым необычным изделием на шасси МАЗ-6317 стал бронеавтомобиль, показанный ОАО «140‑й ремонтный автомобиль относится к классу MRAP, поэтому имеет днище V-образной формы, которое эффективно гасит энергию взрыва. Минус такой конструкции — увеличенный габарит по высоте. «Защитник» является прямым конкурентом российского трехосника Урал-4320ВВ, и не случайно также имеет капотную компоновку — она повышает защищенность экипажа при наезде на мину. Похожи машины и по другим параметрам: полной массе 20 т и 400‑сильному турбодизелю ЯМЗ-7511, агрегатированному с механической коробкой передач ЯМЗ-239. С полной нагрузкой, включающей 14 бойцов, максимальная скорость передвижения составляет до 90 км/ч.
Опознать в броне-«Защитнике» МАЗ-6317 внешне можно лишь по ступицам колес.
Отлично скомпонованная мобильная РЛС «Сосна-2» — один из многочисленных примеров применения МАЗ-6317.
Вообще, различных броневиков и MRAP на выставке было особенно много. Это и понятно — современные условия требуют повышенной защищенности применяемой техники.
Самой, пожалуй, необычной внешностью обладает новый MRAP по имени «Секач», прототип универсальной боевой платформы от той же «УКБ ТСП». Похоже, что донором агрегатов послужила продукция МЗКТ. Лишь выбор двигателя необычный — здесь установлен форсированный до 350 л. с. «бессмертный» Д-260 производства ММЗ. Кроме этого, известно о новинке немного: полная масса 17,5 т, запас топлива — 370 л. Интересно, что компоновочно прототип напоминает один из первых подобных автомобилей, южноафриканский Buffel образца 1978 года.
Не зря новый MRAP получил имя «Секач» — внешне похож.
Следует упомянуть о еще одном семействе бронеавтомобилей, выставленном на «Милексе». Они называются Asilak и представлены . Судя по названию, машины рассчитаны на экспорт. Однако специалисты узнали показанный два года назад «Буран» разработки российской . Эти аналоги «Тигра» построены на шасси ГАЗ «Садко», оснащаются дизелем ЯМЗ-534 и механической коробкой передач. Снаряженная масса машины составляет 8,8 т, а модульные кузова имеют степень защиты 6А.
Неизвестный ASILAK на деле — глубоко бронированный ГАЗ «Садко».
Остальные многочисленные экспонаты выставки были, безусловно, интересны специалистам, но уже встречались в экспозициях на других подобных мероприятиях.
Редакция рекомендует:
Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?
Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну
Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию
В России закрылась половина автозаводов
Новости СМИ2
Обсуждение Отменить
Двигатель МЗКТ-65151
В самом начале производства на самосвалы МЗКТ 65151 устанавливали дизельные силовые агрегаты Тутаевского моторного завода, мощностью 410 лошадиных сил. Затем попробовали перейти на двигатели ЯМЗ-238Д мощностью 330 лошадиных сил. Однако эти моторы заметно «просаживались»: их мощности оказалось недостаточно для такого самосвала. Поэтому впоследствии и от них решено было отказаться – в пользу ЯМЗ-7511.10 и ЯМЗ-7512.10 Ярославского Моторного Завода.
Это наиболее мощные из восьмицилиндровых двигателей ярославского предприятия, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2». Это V-образные четырёхтактные дизельные моторы с жидкостным охлаждением, турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», механическим регулятором частоты вращения и непосредственным впрыском горючего, специально разработанные для тяжёлой грузовой техники.
Их основные технические параметры таковы:
- рабочий объём – 14,86 литров;
- номинальная мощность – 294 кВт (400 л.с.) – ЯМЗ-7511.10, 264 (360) кВт (л.с.) – ЯМЗ-7512.10 (при 1900 мин);
- наибольший крутящий момент – 1715 Н.м – ЯМЗ-7511.10, 1570 Н.м – ЯМЗ-7512.10 (при 1100…1200 об/мин);
- степень сжатия – 16,5;
- диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня –140 мм;
- удельный расход горючего – 195 (143) г/кВт в час (г/л.с. в час);
- масса двигателя – 1250 кг – ЯМЗ-7511.10, 1215 кг – ЯМЗ-7512.10; вместе с коробкой передач и сцеплением – 1685 кг;
- заявленный ресурс – 800 тысяч километров.
МЗКТ — Минский завод колесных тягачей
Продукция Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) — автомобильная гордость белорусов, о которой мы почему-то вспоминаем только во время праздничных парадов. Но сегодня мы в какой-то степени попытаемся восполнить этот патриотический пробел благодаря нашему собеседнику — Владимиру Ефимовичу ЧВЯЛЕВУ, главному конструктору МЗКТ, который всю свою жизнь связал с конструированием многотонных грузовых машин.
МЗКТ Volat
Эти автомобили отличаются мощными двигателями, повышенной грузоподъемностью, мобильностью, высокой производительностью, способностью перевозить большегрузные крупногабаритные, неделимые грузы в любых дорожных условиях, отменной проходимостью в условиях пересеченной местности и слабонесущих грунтов, а маневренность этих многотонных махин сопоставима с легковыми автомобилями среднего класса. Именно на таких машинах базируется «щит Родины»; они работают и эксплуатируются практически в любых климатических условиях. Без подобных многоосных тягачей не обходится сейчас ни одна серьезная армия в мире.
Может быть, поэтому наши сограждане мало знают об этих удивительных и уникальных машинах. Ведь процесс их создания и использования до недавнего времени был строго засекречен. Впрочем, как и имена их творцов.
Речь идет о продукции минского завода колесных тягачей (МЗКТ), пожалуй, одного из немногих в мире предприятия, специализирующегося на выпуске внедорожных автомобилей большой грузоподъемности и прицепной техники к ним, а также специальных колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования. Диапазон созданных заводом транспортных средств очень велик и разнообразен. Достаточно сказать, что разработанные и, в основном, поставленные на производство машины, шасси и тягачи имеют от одной до двенадцати ведущих осей у каждой. Грузоподъемность ТС составляет от 20 до 220 т. При этом они полноприводные, имеют двигатели большой мощности (от 240 до 1500 л.с.), гидромеханические трансмиссии собственной разработки и производства, двухскоростные раздаточные коробки, двухступенчатые приводы мостов с планетарной колесной передачей, разрезные мосты с независимой торсионной подвеской, широкопрофильные, низкого давления большегрузные шины с регулируемым внутренним давлением из кабины водителя, от двух до восьми (в зависимости от общего количества) управляемых осей, обеспечивающих приемлемую маневренность. Особенностью автомобилей являются дифференциальные схемы привода колес, включающие в себя самоблокирующиеся и блокируемые межколесные и межмостовые дифференциалы.
Подтверждением высокого профессионализма конструкторского коллектива СКБ МАЗ является тот факт, что три завода — Белорусский автомобильный (БелАЗ) в г. Жодино, Могилевский автомобильный (МоАЗ) и Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) — начали свою историю с выпуска машин, созданных указанным коллективом.
Если до 90-х годов основной продукцией МЗКТ были тягачи и шасси, создававшиеся и выпускавшиеся в интересах МО СССР и РФ, то потом, в соответствии с конверсионной программой, направление развития продукции завода изменилось. Она состоит в основном из машин для народного хозяйства, а уже на их базе за счет технологии двойного применения продолжаются работы по созданию изделий для МО РФ.
В настоящее время завод выпускает изделия по шести основным семействам: 1) большегрузные многоосные полноприводные шасси и тягачи высокой проходимости; 2) большегрузные многоосные полноприводные шасси и тягачи высокой проходимости под монтаж различного оборудования для отраслей народного хозяйства; 3) большегрузные автопоезда в составе многоосных тягачей и полуприцепов (прицепов) грузоподъемностью 40-75 т. и более для транспортировки различных грузов и техники как по дорогам, так и вне их; 4) большегрузные дорожные (ширина 2,5 м.) автомобили и шасси с колесной формулой 8х4, предназначенные для транспортных перевозок по различным дорогам и монтажа различного оборудования с целью создания специализированных агрегатов; 5) специальные шасси с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х8 и 12х12 со специальной усиленной рамой для монтажа кранового, экскаваторного и других видов оборудования; 6) специальные полноприводные автомобили, самосвалы и шасси с колесными формулами 6х6 и 8х8 шириной 2,5 м., предназначенные для монтажа различного оборудования для предприятий нефтегазового комплекса и других целей.
История предприятия уходит в 1954 год, когда по распоряжению правительства при Минском автозаводе было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ). Посвященные слышали о его задачах лишь в самом общем виде: создавать для армии большегрузную автомобильную технику высокой проходимости. Гораздо меньше было тех, кто знал, что речь идет об артиллерийских тягачах. И уж совсем немногие были знакомы со «странными» требованиями заказчика к этому тягачу: преодолеваемые подъемы — до 30 градусов, броды — до 1,3 м., впечатляющий запас хода по топливу (до 1000 км.)…
Первым руководителем СКБ был известный конструктор автомобилей Борис Львович Шапошник, бывший еще до войны главным конструктором ЗИСа. Именно его усилиями создавался творческий коллектив конструкторов, которому удалось разработать, испытать, довести и поставить на серийное производство большое число оригинальных и разнообразных транспортных средств указанного назначения.
В 1955 году в СКБ пришел работать молодой специалист, выпускник автотракторного факультета Белорусского политехнического института, 23-летний инженер-механик Владимир Чвялев. С тех пор судьба Владимира Ефимовича неразрывно связана с этим уникальным предприятием, с созданием многоосных машин, их совершенствованием и модифицированием.
ЧВЯЛЕВ Владимир Ефимович — главный конструктор МЗКТ Родился 1932 г. в Смоленске. В 1950 г. окончил среднюю школу N14 (г. Кисловодск). В 1955 г. завершил обучение в БПИ (АТФ) по специальности «инженер-механик автомобиля». С 1955 г. начал трудовую деятельность на МАЗе в СКБ. 1956 г. — старший инженер-конструктор. 1957 г. — ведущий инженер-конструктор. 1960 г. — начальник конструкторского бюро инженерных тягачей. 1963 г. — начальник конструкторского бюро большегрузных поездов. 1970 г. — начальник конструкторского бюро перспективного проектирования. 1974 г. — заместитель главного конструктора. 1977 г. — первый заместитель главного конструктора. С 1985 года — главный конструктор. Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), заслуженный работник промышленности РБ (1984 г.), академик Российской академии проблем качества и Белорусской инженерной технологической академии. Женат. Имеет дочь и две внучки.
— Какова первая разработанная вами машина? — Мне довелось принять большое участие в разработке одноосного тягача МАЗ-529 в 1956 году. История тягача очень интересна. Разрабатывать его начали в качестве базы для самоходных скреперов и другой землеройной техники. В итоге тягач и его модификации получились достаточно удачными, он стал применяться не только в комплекте со скрепером, но и в качестве тягача-установщика ракетных агрегатов на стационарных позициях. Автомобиль прошел весь необходимый цикл проверок и в 1959 г. был рекомендован к серийному производству.
В 1959 г. я был назначен ведущим конструктором МАЗ-538. Это инженерный тягач, особенностью которого является использование навесного и прицепного оборудования спереди и сзади. Причем в случае необходимости его можно было использовать одновременно. Производство МАЗ-538 наладили в г. Кургане. Выпускался он с 1963 г. до начала 90-х годов.
Интересный факт. Первые испытания прототип автомобиля МАЗ-528 проходил недалеко от завода в болоте. Сейчас это район пересечения улицы Ангарской и Партизанского проспекта. — О дизайне многоосных автомобилей времен «холодной войны» говорят, что он выдержан в консервативном ключе. А какова на самом деле была концепция? — Машины наши внедорожные и прежде всего предназначались для нужд армии. Поэтому вопросы эстетики и комфорта уходили на второй план. Требовалось обеспечить стопроцентную эффективность автомобиля, соответствие заданным параметрам и умеренно низкую стоимость конструкции. Разумеется, о комфорте думали меньше, но все же необходимые условия для людей, эксплуатирующих технику, были предусмотрены. — Как часто обновляется команда конструкторов? — Я работаю на заводе вот уже 46 лет. Все происходило на моих глазах. Могу сказать, что идет постоянный прием молодых специалистов. Он был всегда. Кроме, пожалуй, 90-х годов, когда молодые инженеры, получив возможность после окончания вузов самостоятельно трудоустраиваться, в большинстве своем «пошли торговать цветами», то есть искали работу не по специальности. За всю историю предприятия было разработано около 100 машин, включая различные модификации. Видоизменения вызваны использованием автомобилей и спецификой монтируемого оборудования. Даже одна машина — это сотни и тысячи чертежей, деталей и т.д. Работа у нас творческая, специфическая, интересная, поэтому определенное число конструкторов практически сохраняется. — Что следует ожидать от МЗКТ в ближайшем будущем? — О будущем мало кто говорит (не загадывают). Жизнь не стоит на месте и всегда требует улучшения конструкций. Конверсия стала главной проверкой для нашего предприятия. Считаю, что мы пошли по верному пути. В настоящее время занимаемся производством той техники, на которую существуют реальные заказы. МЗКТ по силам построить автомобиль с любой колесной формулой — от 4х4 до 16х16 — и с двигателем — хоть отечественным, хоть импортным — по желанию заказчика. Будут учтены и другие требования, причем уникальная машина, какой еще нигде нет, будет готова не позже чем через полгода. Это возможно благодаря модульному проектированию: новые автомобили как бы складывают из готовых узлов-«кубиков». Многие узлы — от двигателей, кабин, мостов и других узлов — унифицированы с мазовскими, что облегчает потребителю ремонт.
Из новых автомобилей, прошедших испытания и рекомендованных к серийному производству, можно отметить шасси и модификации повышенной проходимости МЗКТ-6525 (капотной компоновки), дорожные МЗКТ-6923, МАЗ-69237, тягачи седельные: МЗКТ-7429 на базе ходовой части 543-го шасси — машины, конструкция которой оказалась очень удачной. Она находилась в серийном производстве около 30 лет. Первый «Волат» (торговая марка МЗКТ) появился в 1990 г. Завод выделился в самостоятельное предприятие; до этого было производство колесных тягачей при МАЗе. В том же году название «Волат» было официально зарегистрировано. Хочется отметить новые стеклопластиковые кабины с определенно улучшенными характеристиками, тепло- и шумоизоляцией, ремонтопригодностью. Их делают в Осиповичах на автоагрегатном заводе. Конструктивные особенности наших автомобилей позволили, к примеру, шасси МАЗ-7907 выполнить не так давно необычный заказ. На этом автомобиле с колесной формулой 24х24 перевезли из Борисова на озеро Нарочь (расстояние около 200 км.) корабль массой 100 т. и длиной 40 м. Еще пример. Шасси 79081 (колесная формула 8х8) имеет все управляемые колеса, что позволило довести радиус поворота до 8 метров. Шасси МАЗ-7917 применяется в составе комплекса «Старт«, предназначенного для коммерческих запусков космических ракет-носителей, спутников…
МЗКТ-65158 признан лучшей машиной 2000 года в РБ (грузоподъемностью 25 т). Автопоезд МЗКТ-742952-93783 признан специалистами как техника, имеющая высокие качества при движении в горно-пересеченной местности и по бездорожью. А тягач МЗКТ-74135 — лучший вне дорог в песчаной пустыне. Есть у конструкторов МЗКТ и более далекие цели. Например, разрабатываются военные автомобили в капотном исполнении, призванные заменить устаревшую транспортную базу войск, а также полностью отвечающие всем требованиям защиты экипажа. Считаю, что творчеству нет предела. И самые лучшие конструкции — те, которые еще пока не созданы… — Не оказывает ли негативное воздействие на реализацию проектов наметившийся спад производства, как, например, у других производителей автомобилей за рубежом? — Положение нашего предприятия достаточно сложное. Поэтому мы работаем только под заказ. Проблемы есть, но пока справляемся. МЗКТ, в том числе и коллектив конструкторов, продолжает жить и трудиться, все более успешно осваиваясь в новых для всех нас условиях. Завод тесно сотрудничает с фирмами ближнего и дальнего зарубежья. По желанию заказчика на автомобиль может быть установлен двигатель ярославского, тутаевского моторных заводов, а также любой другой — ]Mercedes-Benz[/anchor], MAN, Deutz, Caterpillar, Detroit Diesel и т.д. — Как Вы думаете, возможно ли углубление сотрудничества или альянс МЗКТ с одной из вышеперечисленных компаний, открытие СП? — Отношения с этими компаниями у нас чисто деловые, и пока этого вполне достаточно. А СП у нас около трех лет существует в Китае. Мы вложили в это предприятие со своей стороны интеллектуальную собственность. Там работают и наши специалисты в качестве консультантов. На завод поставляются комплектация машин, узлы. Машины в КНР собираются для внутренних нужд и под своей маркой. — Что Вы скажете насчет информации, появившейся в российских СМИ, о присоединении МЗКТ к некоему российскому автохолдингу? — Считаю, что в ближайшее время такое невозможно по ряду причин. — Кто обеспечивает сервис автомобилей МЗКТ за рубежом? — Во-первых, мы даем годовую гарантию на свои автомобили и на 15.000-25.000 км пробега (в зависимости от подписанного контракта). В среднем пробег до капитального ремонта наших тягачей составляет 200.000-250.000 км. Зафиксированы случаи, когда шасси «выхаживали» и по 400.000 км. Каждый заказчик получает перечень запчастей и в случае необходимости обращается к нам. Кроме того, сервисом у нас занимаются штатные ремонтники, которые есть во всех странах СНГ. По желанию заказчика мы проводим обучение водителей и других специалистов. — Как Вы относитесь к тому, что в народе ваши автомобили называют «сороконожками»? — Тепло. Считаю это народным признанием и уважением к нашим машинам. Моя внучка, однажды увидев многоосный автомобиль МЗКТ, сказала: «Дедушка, смотри какая ГУСЕНИЦА!» — Каков Ваш знак Зодиака? — Лев. — Скажите, Вы много времени проводите за рулем? — В выходные часто езжу с семьей как в городской черте, так и по трассе. — Вы философ? — Прагматик. — Ваша первая машина? — ВАЗ-«копейка». Приобрел в 1973 г. — Вы помните, как сдавали экзамены на права? — В 1953 г., еще в институте. Сдал без проблем. Но когда купил машину, пришлось пересдавать на новые. Сдал экзамен с первой попытки и без замечаний. — Какие у Вас остались впечатления о первом уроке вождения? — Отличные. Вождение у нас было в институте (положено было по специальности). Первый раз сел за руль «ГАЗ-51«. Машина очень строгая к переключению передач. — Ваш стиль вождения? — Всегда еду на максимально возможной в определенных дорожных условиях и ограниченной правилами скорости. — Часто нарушаете ПДД? — Штраф платил лишь дважды. Еще по 50 копеек. За незначительные нарушения. Первый раз гаишник назначил штраф за «некомплектность» автомобиля (отсутствие колпаков на колесах, невзирая на то, что они лежали в багажнике моей машины и были мной продемонстрированы). — Как Вы относитесь к дамам за рулем? — Моя дочь в 18 лет получила права. Внучка в 18 лет получила права. Обе ездят очень уверенно. У женщин, конечно, свои особенности управления автомобилем. Лично я просто стараюсь держать дистанцию, вне зависимости от того, кто — мужчина или женщина — за рулем соседнего автомобиля. На трассе спокойно уйду вперед от назойливого «преследователя» или пропущу вперед «лихача». — Что Вы слушаете во время движения? — Радио «Маяк», а если на кассетах, то лучшие песни довоенных и послевоенных лет. — Самый яркий момент в Вашей жизни? — Вся жизнь для меня яркая, и каждый ее момент — захватывающий по-своему… — Правительственные награды? — За последние 10 лет получил российский орден «Дружба» и медаль МО РФ.
Минский завод колесных тягачей образован в 1991 году на базе производства специальных колесных тягачей Минского автомобильного завода, которое специализировалось ранее на выпуске транспортной базы для мобильных ракетных комплексов бывшего СССР — полноприводных колесных шасси. Первое поколение внедорожных автомобилей появилось в 50-х годах. Это были полноприводные инженерные и артиллерийские тягачи. Воплощенные в них технические решения наглядно показали большие возможности этой техники, а созданные в 70-х годах на базе четырехосных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми для нефтяников, газовиков, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии.
Располагая современным оборудованием, специалистами высокой квалификации, которые имеют многолетний опыт создания, производства и эксплуатации внедорожной автомобильной техники большой грузоподъемности, завод успешно осуществляет конверсионную программу.
В настоящее время завод остается единственным в СНГ предприятием, специализирующимся на выпуске внедорожных автомобилей большой грузоподъемности и прицепной техники к ним, а также специальных колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования.
Автомобили-самосвалы, седельные тягачи
Семейство внедорожных авто- мобилей-самосвалов (8х8/4) МЗКТ-75165 Семейство автомобилей-само- свалов (8х4/4) МЗКТ-65151 Семейство внедорожных авто- мобилей-самосвалов (6х6/3) МЗКТ-6525
Семейство «Волат» — это полноприводные автомобили колесной формулы 8Х8, предназначеные для движения как ло всем видам дорог, так и по местности, при чем наиболее полно их эффективность проявляется в сложных дорожных условиях.
Для обеспечения надежности и высоких эксплуатационных качеств при движении по труднопроходимым участкам пути (влажный грунт, пески, снег, гололедица, преодоление бродов, косогоров, подъемов и спусков) в конструкции применяются:
— дизельный двигатель мощностью 312,5 кВт. (425 л.с.) для одиночных автомобилей и автопоездов полной массой до 70 т. или 345,5 кВт. (470 л.с.) для седельных тягачей и автопоездов более 70 т.; — механическая девятиступенчатая коробка передач; — двухскоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом; — ведущие мосты с системой дифференциалов, в том числе самоблокирующихся и с принудительной блокировкой; — широкопрофильные шины с регулируемым из кабины водителя давлением воздуха; — независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами для 2-х передних осей и рессорно-балансирная подвеска задних колес; — рулевое управление с гидроусилителями и механической связью между управляемыми колесами; — двухконтурная пневмогидравлическая тормозная система с колодочными тормозами на всех колесах; — двухместная цельнометаллическая кабина, подрессоренная в четырех точках, опрокидывающаяся. Функциональная панель приборов, регулируемые сиденья и спальные места создают повышенный комфорт для водителя. Специально для этих машин разработан целый ряд прицепов и полуприцепов с такими же шинами и такой же колеёй. Их так же можно использовать как на всех типах дорог так и иа бездорожье.
Шасси
Многолетний опыт создания и производства специальных колесных шасси большой и особо большой грузоподъемности для нужд МО бывшего СССР позволил заводу создать с учетом требований различных заказчиков широкую гамму колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования и транспортировку его как по всем видам дорог, так и без дорог.
Специальные шасси 6923 и 69232 с колесной формулой 8х4, с двухместной кабиной, расположенной перед двигателем мощностью, соответственно, 243 кВт. (330 л.с.) и 265 кВт. (360 л.с.) предназначены для монтажа кранового оборудования массой до 22,5 т. Шасси 6923 используется в составе крана КС-6473 производства ПО «Краян» (Украина), а шасси 69232 — в составе крана МКШ-40 Средневолжского машиностроительного завода N 1 (Россия) грузоподъемностью 50 т. Шасси могут быть с успехом применены и в составе автоподъемников.
Шасси высокой проходимости с колесной формулой 8Х8 семейств «Волат» и 543 различаются не только компоновкой, массой монтируемого оборудования, но и применением в конструкции моделей 79091, 79092 и 79301 механической коробки передач. На них установлен двигатель нового семейства ЯМЗ-8424.10. Различные компоновочные решения: кабина над двигателем — 79091, 79092, кабина перед двигателем — 79301, кабины справа и слева от двигателя — 543, 543А, 7313 и 73132 или только слева — на шасси 543М, обеспечивают монтажную площадь для любого оборудования массой до 25 тонн. Большая удельная мощность и широкий диапазон регулирования крутящего момента определяют высокую проходимость и тягово-динамические качества шасси, а независимая торсионная подвеска колес обеспечивает плавность хода при движении в любых условиях.
Под монтаж тяжелого оборудования для бурения, обслуживания и ремонта нефтегазовых скважин предназначены шестиосные шасси 7916 и 79191. Шасси 79191 создано с учетом возможности укладки буровой установки, подъема ее в рабочее положение и длительного привода бурового оборудования от двигателя шасси.
Высокие эксплуатационные качества этих моделей обеспечиваются:
— 12-цилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом; — автоматической гидромеханической трансмиссией с гидротрансформа- тором и четырехскоростной коробкой передач; — управляемыми колесами трех передних осей (7916) или трех передних и двух задних осей (79191); — системой дифференциалов, в том числе самоблокирующихся и с принудительной блокировкой; — широкопрофильными шинами с регулируемым давлением воздуха; — быстродействующим пневмогидравлическим приводом тормозов на всех колесах.
Бонус:
Яндекс ищет фото МЗКТ
Трансмиссия МЗКТ-65151
В качестве сцепления используется однодисковый механизм модели ЯМЗ-184. Коробка передач на самосвалах МЗКТ-65151 установлена собственного производства предприятия – механическая двухдиапазонная, девятиступенчатая, с синхронизированным включением всех скоростей, кроме первой и передачи заднего хода. Переключение диапазонов в понижающей передаче осуществляется при помощи силового пневматического цилиндра. Система смазки коробки переключения передач комбинированная – разбрызгиванием и под давлением, которое создаётся встроенным шестерёнчатым насосом.
Передаточное число высшей передачи – 0,795; передаточное число главной передачи – 6,59. Отбор мощности на гидравлический насос подъёма грузовой платформы осуществляется с заднего торца картера понижающей передачи – от специального вала, который соединён с промежуточным валом коробки переключения передач.
Ведущие мосты установлены также фирменного производства. Ведущий мост непроходной состоит из редуктора с конической передачей, блокируемого межколёсного дифференциала и двух планетарных колёсных передач. Ведущий мост проходной отличается редуктором с цилиндрической передачей и блокируемым межосевым дифференциалом. Также на нём установлен дублирующий насос гидравлического усилителя руля. Привод основного насоса – стандартный, от дизельного двигателя.
Описание и сфера его применения
Представленная модель бортового авто была сконструирована на основе технических характеристик семейства грузовых автомобилей МЗКТ, отличающихся новомодным дизайном и мощнейшим 8-цилиндровым двигателем в 60-е годы прошлого столетия.
Грузовик МЗКТ 500200
Главной обязанностью обновлённой техники стала замена основного модельного ряда полноприводных армейских машин МЗКТ и его универсальную модификацию МЗКТ.
Они своими основными характеристиками отдалённо напоминали конструкцию и дизайн военных американских прототипов, выпускаемых Соединёнными Штатами и Советским Союзом в рамках союзнической поддержки в борьбе с нацистской Германией.
Вопрос о разработке, конструировании и последующем выпуске в масштабных объёмах на универсальных мощностях МЗКТ линейки унифицированных грузовиков для армейских нужд и разрешения различного рода гражданских вопросов пришёлся на конец 2010-х.
Подробнее смотрите на приведенном видео:
На удивление,
работа по производству новой модели техники пошла полным ходом. Объяснением высокоэффективности работы послужили успешно пройденные испытания определённых элементов экспериментальных автомобилей МЗКТ.
И, наконец, под конец 2011 года был разработан первый образец грузовой машины МЗКТ 500200, который был оснащён рядным 6-цилиндровым мощнейшим двигателем.
Спустя 2 года нововведённое устройство отечественного автопрома успешно преодолел ряд испытаний на заводском и государственном уровнях и проявил себя только с лучшей стороны.
По этой причине старт выпуска серийного производства в больших объёмах был назначен на середину 2011 года, но по определённым причинам технологического характера пуск заводского конвейера пришёлся лишь к концу 2012 года.
8-цилиндровый двигатель грузовика
Полноприводный грузовой автомобиль отличается капотной компоновкой стандартного типа с V-образным карбюраторным 8-цилиндровым двигателем. Также конструкторы оснастили механизм специальным устройством, позволяющим отключить функционирование переднего моста.
Задний мост при этом оставался же рабочим. Характерными чертами для машины является пеномасленная воздушная система фильтрации, пятиступенчатая коробка передач, оснащённая специальным синхронизатором и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также однодисковым сцеплением сухого типа.
Управление грузовым автомобилем предусмотрено при помощи гидроусилителя.
Спустя некоторое время после выпуска первой партии МЗКТ 500200 был произведён ряд модификаций автомобиля, касающихся электрооборудования без мониторов, улучшены седельные тягачи, произведены существенные изменения по улучшению производительности дизельного двигателя.
Большего внимания заслуживает использование представленной модели техники и её различных видоизменений в армейских целях.
На базе машины была сконструирована и поставлена на вооружение целая линейка боевых и спецмашин, среди которых встречаются боевые прототипы, оснащённые реактивной артиллерией, минные заградители стандартного образца, ЗРК, топливно-автомобильные заправщики, пожарная машина, а также иные устройства.
Если говорить о масштабе выпуска грузовых автомобилей МЗКТ 500200 с момента их производства по сей день, то на настоящее время имеется свыше 1 миллиона единиц данной техники со всевозможными её модификациями.
На улицах практически каждого города, в особенности, деревень, сёл и посёлков городского типа, нередко можно увидеть этот грузовой автомобиль.
Впервые опытная модель автомобиля МЗКТ 500200 была представлена массе на армейских играх 3 июля 2013 года в ознаменование Дня Независимости.
Автомобильные заводы постоянно усовершенствуют свои модели. Один из примеров – Камаз-65205, оснащенный современным двигателем и комфортной кабиной.
На смену КамАЗ 54115, выпускается более усовершенствованная модель Камаз-65116.
А вот Камаз-55111 перестали выпускать в 2012 году. Вместо него появилась новая модель – КамАЗ-65115.
Рама, подвеска, ходовая часть
Конструкция самосвала МЗКТ-65151 базируется на исключительно прочной раме лонжеронного типа с поперечинами, которые закреплены к лонжеронам болтами. Данная схема является классической для всех тяжёлых грузовиков этого завода и отличается серьёзной прочностью.
Передняя подвеска – рессорно-зависимая, с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска – рессорно-балансирная, с дополнительным усилением. На осях использованы балки с двутавровым сечением и поворотными кулаками. Первый задний мост выполнен не разрезным и снабжён центральным проходным редуктором, межколёсным и межосевым дифференциалами с принудительной блокировкой. На втором заднем мосту смонтирован межколёсный дифференциал с блокировкой.
Технические характеристики МЗКТ-65151 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 9060 мм, ширина – 2500 мм, высота – 3290 мм.
- Внешний радиус поворота – 11500 мм.
- Полная масса автомобиля – 41 000 кг.
- Снаряжённая масса – 16 000 кг.
- Грузоподъёмность – 25 000 кг.
- Время подъёма самосвальной платформы – 30 секунд.
- Размер шин – 12.00 R20.
- Дистанция выбега со скорости 50 км/час – 790 м (при снаряжённой массе), 935 м (при полной массе).
- Расход дизельного топлива при равномерном движении на скорости 60 км/час – 45 л/100 км.
- Максимальная скорость – 85 км/час.
Кабина МЗКТ-65151
Грузовик МЗКТ-65151 укомплектован двухместной кабиной типа МАЗ-5551, смонтированной на её раме на четырёхточечной подвеске, пружинной с гидравлическими амортизаторами. Как дополнительный вариант, возможна установка пневматической подвески кабины.
Водительское сиденье водителя тоже может быть на пневматической подвеске и с упругим элементом. А в стандартную базовую комплектацию входит самый простой вариант кресла – с пластинчатым торсионом и амортизатором. Он обеспечивает только лишь удовлетворительную мягкость хода.
Немалое внимание уделено условиям работы водителя грузовика: рулевую колонку можно регулировать по высоте и углу наклона; зеркала заднего вида снабжены электрическим подогревом; механизм переключения передач оснащён силовым пневматическим цилиндром; педаль подачи дизтоплива дополнена защёлкой, которая фиксирует её положение в режимах прогрева мотора и накачивания шин; присутствует система контроля за засоренностью воздушного и масляного фильтров. В качестве дополнительной опции, возможно оборудования кабины МЗКТ-65151 кондиционером компании Webasto. Первая ступенька располагается высоковато, что не слишком удобно при посадке в кабину. Не помешает дополнительная ступенька гибкого типа – на двух отрезках троса, как на Урале-532301.
Отзывы о грузовиках МЗКТ-65151
В процессе эксплуатации этого грузовика выявляются такие его особенности: при входе в повороты в значительной степени увеличивается нагрузка на двигатель, вплоть до существенного снижения оборотов, а при выходе из поворотного виража – автомобиль ускоряется. Данная тонкость относится к крутым поворотам на высокой скорости. При верном её выборе управление грузовиком получается более уверенным, однако только на дороге с твёрдым покрытием. При движении по карьерам, даже в плавном повороте, из-за значительной массы автомобиль зарывается управляемыми колёсами в песок. В связи с этим, блокировки межосевого и колёсных дифференциалов, которыми оснащается МЗКТ-65151, являются очень нужной и даже необходимой вещью.
При перегрузке смещается центр тяжести, и машина становится неустойчивой, несмотря на хорошие стабилизаторы поперечной устойчивости. Непросто управлять самосвалом МЗКТ-65151 на свежевыпавшем снегу или на «снежной каше»: постоянно заносит, при торможении след превращается в ледовое покрытие.
Всеми отмечается исключительная простота конструкции минского четырёхосного самосвала. В этом плане предприятие не отказывается от своих традиций. Ведь в советское время МЗКТ был специальным отделом в составе производственного объединения МАЗ, который занимался проектированием, разработкой и производством тяжёлых многоосных автомобилей для транспортировки ракетной техники, в том числе и баллистических ракет. А для армейской техники всегда на первом месте были простота конструкции и надёжность. Эти свойства были и остаются главными преимуществами самосвалов МЗКТ-65151.
Отмечается также хорошее качество и продуманность конструкции кузова самосвалов МЗКТ 65151. Замки его заднего борта сделаны таким образом, чтобы при выгрузке массы груза засорение было бы минимально возможным. Посредством этих замков борт прочно и надёжно фиксируется в закрытом положении. Лестницы для обслуживания грузовой самосвальной платформы установлены удачно и грамотно, что в значительной степени облегчает выполнение всех текущих работ.
Груз в кузове тентируется лебёдкой, и для этого не надо лезть в кузов или таскать за рукоятку какую-то рамку. Запасное колесо тоже опускается лебёдкой.
Но металл, из которого сделаны как кабина, так и кузов автомобиля, – неважного качества, очень подверженный коррозии. Что, впрочем, в наше время не является редкостью.
Технические характеристики
Новая модель грузового автомобиля МЗКТ 500200 характеризуется гораздо лучшими техническими характеристиками, в том числе и расход топлива этой машины значительно уменьшился в сравнении с предыдущими аналогами техники.
Гидроусилитель руля грузовика
МЗКТ 500200 оснащается специальным гидроусилителем руля, лебёдкой с большей тягой, а также уникальной системой управления давлением в шинах, которая позволяет выполнять определённые задачи в более комфортных условиях.
Для МЗКТ 500200 характерна трёхместная просторная закрытая кабина (как и у ЗИЛ-157) с теплоизоляцией, выполненная из цельных листов металла, а также панорамным ветровым стеклом разрезного типа, состоящий из двух равных частей.
Сидение для водителя условно отделено от пассажирских; оно регулируется без особых сложностей по высоте и длине, а также водитель имеет возможность под себя подстроить наклон спинки сидения. Эти показатели способствуют не только длительной работе в комфортных условиях, но и увеличивают эксплуатационные показатели в несколько раз.
Бортовой МЗКТ 500200 отличается наличием деревянной платформы, каркас которой изготовлен из металлических брусьев. Боковые и передний борта глухие, а задний – откидной. Боковые борта оборудованы откидными скамейками и защитными решетками.
Грузовая машина предусматривала наличие «оперения», предохраняющего двигатель от загрязнения и придающего всему автомобилю привлекательный внешний вид. Манипулятор МЗКТ 500200имеет более крепкое основание. Конструкция платформы и рама выполнены из упрочнённой углеродистой стали.
Необходимость в автомобиле была обусловлена необходимостью размещать крановые оборудования или другие специализированные установки.
Технические характеристики представленного образца техники:
Свойства техники | Показатель | Ед.измерения |
Грузоподъемность | 7500 | кг |
Масса снаряжённости бортового авто | 5286 | кг |
Общая масса МЗКТ 500200 | 11500 | кг |
Общая масса прицепа МЗКТ 500200 | 90000 | кг |
Максимально возможная скорость техники | 100 | км/ч |
Максимально возможная скорость автопоезда | 90 | км/ч |
Время разгона машины до 70 км/ч | 40 | с |
Максимально возможный преодолеваемый техникой подъем | 30 | % |
Максимально возможная преодолеваемый автопоездом подъем | 15 | % |
Тормозной путь МЗКТ 500200 с 70 км/ч | 30 | м |
Тормозной путь автопоезда | 25 | м |
Расход топлива машины | 30 | л/ 100 км |
Габаритный радиус поворота | 9 | м |
Радиус поворота по внешнему колесу | 8,5 | м |
Конструкция МЗКТ 500200 оснащена генератором переменного тока последнего поколения с внушительным запасом мощности. Кроме того, она обладает электрическим коммуникационным оборудованием и бесконтактным зажиганием.
Генератор переменного тока грузовика
Также автомобиль характеризуется наличием особого вибрационного аппарата, который гарантирует непрерывное передвижение машины на протяжении 30 часов на полной мощности. Эти свойства позволили МЗКТ 500200стать бестселлером среди грузовиков того поколения, когда представленная модель автомобиля начала поставляться с конвейера в массы.
Главная передача представленной модели техники двойная, а передаточное число приравнивается к 7.34. Отличительной особенности грузового образца является способ включения переднего моста посредством электропневматического привода.
Основной рычаг, приводящий его в действие, находится панели приборов внутри водительской кабины и по внешнему виду напоминает простой двухпозиционных тумблер их металла.
Кроме того, передний мост включается и благодаря рычагу переключения скоростей. Все скорости кроме первой предохраняются специализированными замками, которые не допустят случайного выключения скорости при резком возрастании нагрузки на двигатель. Такая функция приходится крайне важной при длительном подъёме машины.
Коробка передач автомобиля за счёт своих технических показателей механического типа. Тем не менее, для своей эпохи, когда МЗКТ 500200 был особо значим и востребован, аппарат оснащён достаточно инновационными электрическими устройствами.
Создателям автомобиля удалось добиться максимальной проходимости грузовой машины и безупречное сцепление с дорожным полотном.
Техника характеризуется наличием проходных мостВнушительный размер шин позволяет сравнивать колёса грузовика с привычными видами гусеничного транспорта.