МЗКТ 7930 – серия специальных шасси и тягачей с грузоподъемностью 17,8-24,2 тонн и колесной формулой 8 на 8. Производителем техники является Минский завод колесных тягачей, расположенный в Беларуси.
В декабре 1989 года советское Минобороны приняло решение о разработке передового шасси с грузоподъемностью 22 тонны в рамках проекта по замене тягачей и шасси МАЗ 543, морально устаревших к тому времени. Технические детали были утверждены в 1991 году. В течение года был создан и протестирован макетный образец нового МАЗ 79301 (в этот период Минский завод колесных тягачей отделился от Минского автозавода).
Параллельно Ярославский моторный завод разрабатывал новую серию агрегатов большой мощности, которые должны были прийти на смену танковым моторам, использовавшимся в аналогичной технике ранее. Изготовление опытных версий началось в 1991 году.
Полноценные испытания опытные варианты МЗКТ 7930 проходили в 1992-1994 годах. Вместе с ними тестировали шасси МЗКТ 79305 и тягач МЗКТ 7415. В 1995-2000 годах модель проходила приемосдаточные испытания в России. Затем последовали испытания при температуре -50 градусов (стойкость к суровым погодным условиям) и в аэродинамической трубе (стойкость к ударной волне). МЗКТ 7930 успешно выдержал тестирование. В конце 1998 года конструкторскую документацию автомобиля утвердили, а еще через 2 года начался его конвейерный выпуск.
В 2000 году завод представил опытную модификацию МЗКТ 79306, предназначенную для экспорта.
В 2003 году начались поставки МЗКТ 7930 в российские вооруженные силы. В 2014 году Минобороны РФ провело приемосдаточные испытания нового шасси МЗКТ 7930-300.
Об истории модели
Это решение предусматривало разработать замену морально устаревшим специальным автомобилям – колёсным шасси и тягачам из семейств МАЗ-543 и МАЗ-7911 «Оплот».
Макетный образец назывался ещё МАЗ-79301, но в рамках работающего уже самостоятельно Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ), выведенного в феврале 1991 года из состава ПО «БелавтоМАЗ», получил новое название-аббревиатуру.
Параллельно с разработкой самого автомобиля, на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) осуществлялась разработка семейства двигателей ЯМЗ-846 мощностью в 500 лошадиных сил, предназначенных для шасси с колёсной формулой 8×8. Эти моторы автомобильного типа должны были прийти на замену использовавшимся ранее в тяжёлых колёсных тягачах танковым двигателям.
В начале 1990-х были изготовлены и всесторонне испытаны опытные образцы шасси МЗКТ-7930 и МЗКТ-79305 (с увеличенной до 25-ти тонн грузоподъёмностью), а также седельный тягач МЗКТ-7415.
Приёмочные испытания машин семейства МЗКТ-7930 затянулись на длительный период, вплоть до 2000 года. Они проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, а также на дорогах общего пользования. После 30-тысячного пробега были произведены испытания в климатической камере, при сверхнизких температурах (–50 °С), а также в аэродинамической трубе, где производилась оценка стойкости машины к ударной волне.
В декабре 1998 года конструкторскую документацию автомобилей семейства МЗКТ-7930 утвердили для серийного производства, и в 2000 году началось серийное конвейерное производство этих машин.
Тогда же был создан опытный образец экспортной модификации МЗКТ-79306, на котором были использованы: дизельный двигатель фирмы Дойтц и автоматическая коробка переключения передач от компании Эллисон.
С февраля 2003 года шасси МЗКТ-7930 поступают на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации. А в ноябре 2005 года была утверждена для серийного производства конструкторская документация и на шасси увеличенной грузоподъёмности (25 тонн).
Тысячное автомобильное шасси МЗКТ-7930 сошло с конвейера Минского завода колёсных тягачей в марте 2016-го года.
Машины обеспечения ракетных комплексов
Машины обеспечения ракетных комплексов
Первые автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения мощных систем вооружения появились в СССР к середине 1960-х годов, когда начались разработки первых советских подвижных СРК на многоосных шасси, которые базировались в отдаленных регионах страны в неблагоприятных климатических условиях при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения личного состава. Активизация этой деятельности наступила с созданием ракетных систем, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам. Такие машины применялись также для обеспечения автономных боевых действий мобильных зенитных систем ПВО, в береговых комплексах и иных войсковых частях, размещенных в малонаселенных районах. В типовой набор такой техники входили подвижные мастерские разного профиля и электростанции, средства обеспечения боевого дежурства и охранения, передвижные столовые и общежития. Их проектировали как в многоцелевых исполнениях для обслуживания нескольких типов СРК и иных самоходных видов вооружения, так и в специализированных версиях для работы в составе только одной определенной системы. Все они базировались на шасси МАЗ-543А и 543М с типовыми обитаемыми кузовами-фургонами нескольких видов, из которых создавали колонны машин обеспечения, постоянно сопровождавшие пусковые установки во время их боевого дежурства. В Советской Армии они впервые образовали принципиально новую категорию военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.
Первые машины такого рода были созданы на шасси МАЗ-543А и входили в состав подвижного ракетного комплекса 15П696 на гусеничном ходу с баллистическими ракетами средней дальности РТ-15, представленного на параде в Москве в 1966 году. К этому времени уже оформились общие компоновочные и конструктивные черты таких систем. Впервые они появились в составе колесных ОТРК «Темп-С» и СРК «Темп-2С», затем применялись в комплексах «Пионер» и «Тополь», ЗРС С-300, береговых ракетных и артиллерийских системах. В первоначальные наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации, а также подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания личного состава. В 1970-е годы особую группу таких средств составили машины боевого дежурства и охраны СРК, которые состояли в подвижных командных пунктах различных ракетных подразделений и размещались в удлиненных кузовах-фургонах на шасси МАЗ-543М с вынесенными на переднюю стенку системами жизнеобеспечения. Все они были рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от – 40 – 50 ?С до +50 ?С и относительной влажности воздуха 98%. Состав колонн обеспечения, количество машин и их комплектации зависели от конкретного назначения, применения, места дисклокации, климатических условий и количества личного состава сопровождаемых систем вооружения.
15Т401 – передвижная многоцелевая мастерская (ПММ) системы РВСН, базировавшаяся в коротком кузове 6703 на шасси МАЗ-543А. С 1970-х годов ее выпуском занимался ремонтный завод № 258 из Батайска. Служила для проведения в полевых условиях комплекса ремонтных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки всех подвижных технических средств ракетных войск. Ее кузов снабжался системами отопления, освещения, переговорным устройством, вентиляцией и фильтрацией забортного воздуха или кондиционером. В специальном дизельном отсеке с вентиляционными люками в крыше размещались два дизель-генератора АДА-12 мощностью по 12 кВт, но на стоянке питание электрических потребителей осуществлялось от промышленной электросети. Оборудование мастерской позволяло выполнять весь цикл слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ. В комплект мастерской входили верстаки и рабочие столы с наборами инструмента, токарно-центровой станок 16Т-02П, электрические сверлильная и шлифовальная машины, дополнительная пневматическая сверлильная установка, гайковерт, шуруповерт, точило, компрессор, краскораспылители и радиостанция Р-23МТ. Габаритные размеры мастерской – 14 650x3320x4352 мм. Снаряженная масса – 40 650 кг.
15Н1061М – многоцелевая подвижная автономная электростанция РВСН или модульная дизельная электростанция (МДЭС) на шасси МАЗ-543А. Ее разработкой и комплектацией занимался московский . Первый вариант 15Н1061 создавался для комплексов «Темп-С» и «Темп-2С», затем его сменила модернизированная станция 15Н1061М, применявшаяся в составе СРК «Пионер» и «Тополь». Электростанция снабжалась сдвинутым к задней части шасси глухим кузовом 2213, в котором находились четыре дизель-электрических агрегата АД30-Т400-2Р с генераторами ДГФ82-4К, из которых обычно работали только одна, две или три установки, а четвертая являлась запасной. Они вырабатывали переменный трехфазный ток частотой 50 Гц и напряжением 400 В для питания всех потребителей мобильных систем вооружения в любых метрологических условиях и температуре до – 50 ?С. Номинальная мощность одного агрегата составляла 30 кВт, при одновременной работе со вторым и третьим дизель-генератором суммарная мощность возрастала до 50 и 84 кВт соответственно. В кузове с внутренней длиной 8090 мм и высотой 2042 мм имелись агрегатный отсек и задний тамбур со щитом управления, отопительная установка ОВ-65 и фильтровентиляционная ФВУА-100В-24, две одностворчатые двери, специальные люки для забора свежего воздуха и отвода отработавших газов. При длительной стационарной работе на крыше устанавливалась вертикальная 4-метровая выхлопная труба. Между моторным отсеком шасси и кузовом помещалась цилиндрическая цистерна на 4300 л дизельного топлива для питания электроагрегатов. Габаритные размеры станции в транспортном положении – 14 060x3240x4415 мм. Полная масса – 41,0 т. Продолжительность непрерывной работы без какого-либо обслуживания – 250 часов, без дозаправки – 168 часов, или 7 суток. В исполнении ПАО-1 с комплектом различных прожекторов, кабельных катушек, установочных приспособлений и средствами подзарядки аккумуляторов переносных фонарей электростанция являлась передвижным агрегатом освещения.
Автономная дизельная электростанция 15Н1061М системы РВСН на шасси МАЗ-543А
15Я55 – первая машина дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСОО-К), созданная для СРК «Темп-2С» и предназначенная для обеспечения боевого дежурства, защиты ракетных систем в полевых условиях и отдыха личного состава. Вместе с подвижными электростанцией, столовой и общежитием составляла комплекс машин обеспечения боевого дежурства (МОБД). Все оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове модели 2212 с окнами в скосах крыши, его комплектованием занимался . Первые образцы были смонтированы в начале 1970-х годов на опытном шасси МАЗ-543В, а затем базировались на серийных автомобилях 543М. В кузове с тремя дверями и 12 прямоугольными световыми люками в обоих боковых скосах крыши имелись три основных отделения, соединенные общим коридором с тамбуром. В переднем техническом отсеке находились специальные приборы, пульты охраны и кабельные катушки. За ним размещались одно 2-местное и два 4-местных купе на 10 человек – начальника караула, дежурной смены и боевого расчета. В них имелись спальные места, откидные сиденья и столики, полки и шкафы. В среднем проходном отсеке (коридоре) располагались места для сушки обмундирования и обуви, умывальник, бачки с водой, блоки управления отоплением, вентиляцией, водоснабжением и электрооборудованием. В третьем боевом помещении с отдельным входом снаружи находилось оборудование обработки информации, коммутатор телефонной и радиосвязи с полевыми постами охраны и машинами подготовки и пуска, радиостанции Р-123М и Р-147, сейф для боеприпасов и пирамида для стрелкового оружия. Из этого отсека имелся доступ к башенной установке 55Л140 с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 м, инфракрасным прожектором, прибором ночного видения и громкоговорящей системой оповещения. Источниками питания являлись мобильная электростанция 15Н1061М или внешняя электросеть. Машина имела габаритные размеры 15 480x3230x4470 мм и полную массу 40,5 т.
Машина дежурной смены, охраны и обороны 15Я55 в кузове модели 2212 на шасси МАЗ-543М
15В148 – комплексная машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) на шасси МАЗ-543М, созданная для использования в составе комплексов «Пионер» и входившая в подвижный командный пункт ракетного полка. В отличие от модели 15Я55 являлась полностью автономным подвижным караульным помещением и снабжалась собственными системами электропитания, водоснабжения и более комфортными условиями для работы, отдыха и питания членов боевого расчета. Эти нововведения позволили отказаться от применения сразу трех вспомогательных машин – подвижной электростанции, столовой и общежития, а также повысили скрытность и выживаемость комплекса, сократили расходы на эксплуатацию и численность личного состава до 10 человек. В удлиненном кузове 7903 с двумя наружными дверями и семью прямоугольными окнами имелось семь отсеков целевого назначения. В переднем изолированным от основной части кузова помещении размещались два дизель-генератора АД-30 мощностью 30 кВт от электростанции 15Н1061М с топливным баком емкостью 2400 л, системами вентиляции и выброса отработавших газов. Вся остальная площадь кузова отводилась под помещения с пультом охраны, аппаратурой связи, обработки информации, радиационного и химического контроля, отделения боевого дежурства, питания и отдыха. Самый вместительный отсек являлся комбинацией столовой и комнаты отдыха с раскладными столами для питания и проведения досуга, где размещалось также спальное место для повара. В среднем продольном коридоре находились 2– и 4-местные спальные купе для отдыха восьми человек личного состава, умывальник, сушильный шкаф для верхней одежды, обуви и индивидуальных средств химзащиты с электронагревателями и вентилятором. В заднем отсеке размещались оператор, дежурная смена и боевой расчет, а также места для хранения боекомплектов, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников. В круглой нише потолка устанавливалась башня с 12,7-мм пулеметом, прожектором и прибором ночного видения. В комплектацию машины входили бак на 870 л воды, система кондиционирования воздуха и поддержания микроклимата. Габаритные размеры – 15 700x3230x4415 мм, полная масса – 43,5 т. Ее модернизированным вариантом с 1989 года была машина боевого дежурства 15В231 с новыми дизельными двигателями электрогенератора и 7,62-мм пулеметом ПКТ в башне, рассчитанная на применение в составе комплекса «Тополь». Внешне она отличалась формой ниш и перестановкой ряда подкузовных элементов.
Машина обеспечения боевого дежурства ракетных комплексов 15В148 в удлиненном кузове 7903
Комплексная машина боевого дежурства 15В148 с пулеметной башней на крыше задней части кузова
Сходная машина боевого дежурства А222-Д1 входила в береговой артиллерийский комплекс «Берег». В ее перекомпонованном кузове размещались рабочие отсеки с навигационной аппаратурой и средствами связи, купе для отдыха личного состава, кухня и столовый зал на четырех человек. На крыше боевого отсека была смонтирована башенная установка с 7,62-мм пулеметом ПКТ. Подвижный полевой технический пункт управления 15В229, размещенный в фургоне на шасси 543М, занимал промежуточное положение в гамме машин боевого дежурства, связи и управления. Его многофункциональное назначение заключалось в организации в полевых условиях дежурства расчета технической смены, оценка технического состояния средств ракетной дивизии, обработка информации и обеспечение спецсвязи. Кузов был разделен перегородками на четыре отсека: основной технический, аппаратная с вычислительным комплексом, отсек боевого дежурства и входной тамбур. В комплект машины входили аппаратура связи и засекречивания, телескопическое антенно-мачтовое устройство, радиостанция Р-123М, переговорное устройство, приборы радиационной и химической разведки. На марше питание осуществлялось от автономного генератора мощностью 10 кВт или набора аккумуляторных батарей.
15Т117 (АС-543.1) – автомобиль-столовая или машина-столовая МС-543.1 в кузове 2215, переоборудованном во вместительное помещение для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях. Первоначально разрабатывался для СРК «Темп-2С» и затем по необходимости применялся в составе различных ракетных и артиллерийских комплексов. Внутри кузова имелось шесть отсеков, одна задняя и две боковые двери, по восемь окон на каждой покатой боковине крыши, собственные системы водоснабжения и оповещения, причем комплектации фургонов разного времени выпуска несущественно различались. В их передней части находились служебный тамбур, 4-местное спальное купе для экипажа и средний переходной тамбур, открывавший доступ в главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный 10 складными столами, стульями, телевизором и радиоприемником. В кухонном (камбузном) блоке, заимствованном от ракетного катера, имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочные стеллажи, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2200 л питьевой воды с электронасосом и ящик для отходов. С кухонным отсеком были совмещены душевая комната для персонала и складское помещение (продовольственный склад) с холодильником и шкафами для хранения 750 кг продуктов из расчета на семь суток довольствия. Задний тамбур с раздевалкой использовался для входа и выхода личного состава. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока напряжением 220 или 380 В, от подвижной электростанции или источника постоянного тока в 24 – 27 В. Габаритные размеры машины – 15 365x3240x4436 мм, снаряженная масса – 39,0 т, полная – 35,2 т. Максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам – 40 км/ч, запас хода – 850 км.
Автомобиль-столовая 15Т117 в кузове 2215 на шасси МАЗ-543М для питания 16 военнослужащих
15Т118 (АО-543.1) – автомобиль-общежитие, машина-общежитие МС-543.1 или подвижная гостиница для отдыха и временного проживания военнослужащих в полевых условиях. Базировалась в закрытом кузове 2215 на шасси МАЗ-543М с двумя входными дверями и семью боковыми световыми окнами, равномерно расположенными по длине покатых скосов крыши. В ее оснащение входили собственные системы электрооборудования, водоснабжения и усиленные средства вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с входным тамбуром, где находились раздевалка, сушилка для обмундирования и обуви, полки и ящики для белья, системы связи и управления микроклиматом. С левой стороны кузова размещались шесть отдельных купе. В каждом имелись нижние койки с вещевыми рундуками, откидные верхние спальные полки, сиденья и столики, шкаф с зеркалом, световое окно, плафон освещения, электрический вентилятор, радиоприемник и термометр. В зависимости от размещения в них двух или четырех одно– или двухъярусных спальных мест общая вместимость составляла от 12 до 24 человек с личными вещами и оружием. В фургонах позднего выпуска в свободном пространстве между купе имелась душевая кабина с баком на 300 л воды. Электропитание всех потребителей также осуществлялось от внешних источников постоянного или переменного тока. Габаритная длина подвижной гостинцы – 15 370 мм, высота – 3960 мм. Полная масса – 39,4 т. Максимальная скорость – не выше 40 км/ч.
Автомобиль-общежитие 15Т118 для отдыха и проживания в полевых условиях до 25 человек
Среди прочего военного оснащения на автомобилях 543-й серии следует отметить опытный образец машины с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания (1977 – 1978 гг.), уникальный подвижный медицинский комплекс с пятью функциональными кузовами модульного типа на том же шасси, пробные варианты мощных аэродромных пожарных автомобилей АА-60 (543)-160 и АА-70 (543)-172 (1973 – 1975 гг.) для ВВС СССР.
Распад Советского Союза привел к завершению серийного производства базовых шасси семейства МАЗ-543, но их мелкосерийное изготовление по заказам продолжалось вплоть до середины 2000-х годов. К тому времени в общей сложности в Минске было собрано свыше 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось более 70 основных серийных систем вооружения и специального военного оборудования. В 1990 году для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан первый прототип четвертого поколения – многоцелевой четырехосный 22-тонный автомобиль МАЗ-7930 с многотопливным 500-сильным двигателем V12 и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, принципиально новой сварной моноблочной кабиной и макетным высокобортным кузовом. Опытные образцы проходили испытания до 1994 года, в 1998-м поступили в производство и в феврале 2003 года были приняты на снабжение Российской Армии под маркой МЗКТ-7930. Несмотря на это, до настоящего времени все машины серии МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.
Прототип перспективного 22-тонного тактического автомобиля-шасси МАЗ-7930. 1990 год
Варианты применения
На базе различных модификаций МЗКТ-7930 размещаются самые разнообразные комплексы вооружений Российской армии:
- оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер»;
- береговые ракетные комплексы «Бал», «Бастион», «Клуб-M»;
- береговые самоходные артиллерийские установки А-222 «Берег»;
- реактивные системы залпового огня «Ураган», «Полонез» (белорусская);
- береговые комплексы разведки надводной и воздушной обстановки «Монолит-Б»;
- антенные посты зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф» и первый опытный образец зенитно-ракетного комплекса С-500 «Прометей»;
- машины обеспечения ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М» (боевого дежурства, инженерного обеспечения и маскировки, тяжёлый механизированный мост и другие).
Модификации
Серия МЗКТ 7930 включает несколько модификаций:
- МЗКТ 7930 – базовое шасси с грузоподъемностью 22,2 тонны, двигателем ЯМЗ 846 и механической трансмиссией ГМП МЗКТ-5561;
- МЗКТ 7930-300 – шасси с грузоподъемностью 24,2 тонны, агрегатом ЯМЗ 846 и автоматической трансмиссией ГМП МЗКТ-5561;
- МЗКТ 79306 – экспортное шасси с грузоподъемностью 24 тонны, иностранные мотором Deutz BF8M1015C и автоматической трансмиссией Allison HD45P;
- МЗКТ 7415 – седельный тягач с грузоподъемностью 17,8 тонны, мотором ЯМЗ 846 и механической коробкой передач ЯМЗ 202-04;
- МЗКТ 7930-313 – новейшая опытная модель на базе МЗКТ 7930, используемая в качестве основы для машин В-300ТЗМ и В-300БМ (РСЗО «Полонез-М»).
На базе МЗКТ 7930 разработаны специальные машины:
- вооруженные комплексы: БРК «Бастион», ОТРК «Искандер», БСАУ А-22 «Берег», РСЗО «Полонез», РСЗО «Ураган-1М», БРК «Бал» и другие;
- антенный пост ЗРК С-400 «Триумф»;
- машина маскировки и инженерного обеспечения 15М69;
- береговой комплекс разведки «Монолит-Б»;
- машина обеспечения РКСН «Тополь-М».
Особенности конструкции и устройства
Тяжёлый грузовик МЗКТ-7930 оборудован жёсткой рамой лонжеронного типа (со швеллерным сечением лонжеронов). Автомобиль оснащён передним и задними механизмами буксирования, в некоторых версиях – двумя буксирными вилками в передней части и буксирным устройством сзади.
Как передняя, так и задняя подвески у автомобиля – независимые, торсионного вида (использованы усиленные или стандартные гидравлические амортизаторы). Автомобиль МЗКТ-7930 способен плавно трогаться с места и обеспечивает езду без тряски в кабине даже при передвижении по бездорожью. Важную роль в этом играют широкопрофильные бескамерные шины с системой центральной накачки, а не только подвеска.
Шины использованы размера 1500×600-635, 20,5R25, бескамерные, с системой центральной накачки шин.
Управляемыми и являются у МЗКТ-7930 первая и вторая оси. В конструкции грузовика также использованы центральные редукторы с межколёсными и межосевыми дифференциалами, и планетарные колёсные редукторы. При этом блокировки дифференциалов для управляемых колёс не предусмотрено, но зато она присутствует на колёсах неуправляемых.
Редуктор центральный непроходной (1-й и 4-й осей) – пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом. Редуктор центральный проходной (2-й и 3-й осей) – пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом, пара цилиндрических шестерен (дополнительная передача) с межосевым дифференциалом. Дифференциалы редукторов управляемых колес не имеют блокировки, дифференциалы неуправляемых колес – блокирующиеся. Межосевые дифференциалы (2-й и 3-й осей) – с принудительной блокировкой с электропневматическим приводом, управляемым с места водителя.
Номинальное напряжение бортовой электросети автомобиля составляет 24 Вольта. Аккумуляторы: 4 по 380 А.ч.
Каталог запчастей на МЗКТ-7930-200 (МЗКТ-7930-200):
В нашем каталоге представлены все запчасти используемые в МЗКТ-7930-200. Выберите необходимый вам узел. Для удобства поиска запчастей на МЗКТ-7930-200, можно воспользоваться быстрым фильтром.
Быстрый Фильтр по узлам:
- Кузов
КузовУстановка кабины
- Кабина 7930-5000200
- Установка окон боковин
- Окно боковины правое, окно боковины левое
- Установка ветровых окон
- Установка двери
- Установка пневмопитания сидения
- Установка аппаратуры системы ПАЗ
- Установка трубопроводов отопителей кабин
- Установка зеркал
- Установка крыльев
- Двигатель
Двигатель
Установка двигателя
- Двигатель в состоянии установки на шасси
- Крепление баллонов для воздуха
- Воздуховоды высокого давления
- Система смазки и воздуховоды
- Агрегаты управления воздухопуском
- Редуктор воздушный
- Щит агрегатов воздушной системы
- Клапан предохранительный
- Клапан пусковой
- Бачок дозатора смазки 7930-1026200
- Дозатор смазки
- Поршень
- Установка подогревателя и выхлопных труб
- Подогреватель в состоянии установки на шасси
- Установка трубопроводов системы подогрева двигателя
- Установка топливных агрегатов питания подогревателя
- Фильтр топливный
- Кран отключения подогревателя
- Установка агрегатов системы смазки двигателя
- Пробка заливной горловины
- Топливопроводы левого топливного бака
- Установка системы выпуска газов
- Установка радиатора
- Сцепление
Установка маховика и сцепления
- Установка коробки передач
- Установка раздаточной коробки
- Установка трубопроводов силовых магистралей
- Установка карданных валов
- Привод колес
- Рама
Рама 7930-2800001-30, 7930-2800001-40, 7930-2800001-50
- Подвеска колес
- Установка передней ступицы
- Рулевое управление
Трубопроводы и шланги бака, блока клапанов и насосов
- Установка влагомаслоотделителя
- Электрооборудование
Установка электрооборудования в кабине
- Коробка отбора мощности
Установка коробки отбора мощности 7929-4200010-10
- Инструмент и принадлежности
Установка буксирного троса
Схемы запчастей и узлы представлены на сайте для справочных целей! Мы продаем не все запчасти на МЗКТ-7930-200, представленные в этом списке, но многие из них.
Двигатель тяжёлых грузовиков МЗКТ-7930
Автомобили семейства МЗКТ-7930 комплектуются турбированными дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-846 производства Ярославского моторного завода. Это V-образный, восьмицилиндровый, 32-клапанный, четырёхтактный дизельный мотор жидкостного охлаждения мощностью 370 кВт (503 л.с.), при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент данного двигателя составляет 1960 Н.м (200 кгс.м).
Рабочий объём двигателя ЯМЗ-846 составляет 18 литров. Диаметр цилиндра этого мотора – 140 мм, ход поршня – 140 мм. Степень сжатия – 17,5. Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8. Клапанный механизм: OHV.
Система питания – механический топливный насос высокого давления, по одной насосной секции на цилиндр, с непосредственным впрыском. Он размещён в развале блока цилиндров, между рядами цилиндров. ТНВД восьмиплунжерный, с приводом центробежной муфтой, с авторегулированием опережения впрыска дизтоплива. Все плунжеры расположены в ряд.
Впускные трубопроводы находятся в развале блока цилиндров. Клапаны (по 4 на каждый цилиндр) располагаются в головке блока цилиндров и приводятся через коромысла и штанги от нижнего распределительного вала. Он находится в блоке цилиндров и приводится в движение через 2 шестерни, которые расположены на переднем конце двигателя и закрыты крышкой.
Штанги снабжены роликовыми толкателями. Шатунные шейки коленчатого вала размещены под углом в 90 градусов, для равномерных вспышек каждые 90°. Шатуны сделаны смещёнными. Гильзы цилиндров отливаются из высокопрочного чугуна. Все впускные и выпускные клапаны оборудованы двумя пружинами. Специальным замком тарелки пружин соединяются с клапанами, обеспечивая их вращение в процессе работы двигателя.
Распределительный вал двигателя – стальной, штампованный, с движением от кулачков, отдельных для каждого клапана, и передаётся штангами с роликовыми толкателями. Коленчатый вал изготовляется горячей штамповкой из стали. Первый и четвёртый кривошипы размещены под углом 180 градусов в плоскости, перпендикулярной к плоскости второго и третьего кривошипов, смещённых относительно друг друга тоже на 180 градусов. Поршни двигателя отливаются из высококремнистого алюминиевого сплава, и каждый из них имеет два компрессионных кольца и одно кольцо маслосъёмное.
Аналогичную конструкцию и схожую мощность имел дизельный двигатель Deutz BF8M1015C, которым комплектовалась опытная экспортная версия автомобиля МЗКТ-7930. Это тоже V-образный, восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом. Его рабочий объём – 15,87 литров; номинальная мощность – 400 кВт (544 л.с.); максимальный крутящий момент – 2350 Н.м. Диаметр цилиндра – 132 мм, ход поршня – 145 мм. Степень сжатия: 16,5.
Весь силовой агрегат защищён металлическим кожухом. Кроме него, под кожух убраны также ёмкости гидросистем, блок аккумуляторных батарей, два радиатора, один из которых совмещен с охладителем наддувочного воздуха. Боковины кожуха съёмные, для обеспечения техобслуживания систем и агрегатов.
Двигатель
Базовым для МЗКТ 7930 является российский дизельный мотор ЯМЗ 846. V-образная «восьмерка» создана специально для данной техники. Агрегат оборудован непосредственным впрыском горючего, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха.
Характеристики двигателя ЯМЗ 846:
- рабочий объем – 17,24 л;
- номинальная мощность – 370 (503) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1960 Нм;
- диаметр цилиндра – 140 мм;
- удельный расход топлива – 203 (149) г/кВт в час (г/л.с. в час).
Для версии МЗКТ 79306 предлагается иностранный дизель Deutz BF8M1015C. 8-цилиндровый агрегат имеет 2 турбокомпрессора, непосредственный впрыск топлива и систему жидкостного охлаждения. Среди конструктивных особенностей значатся компактные габариты, чугунный картер и чугунные головки цилиндров. Мотор отличается повышенной устойчивостью к нагрузкам.
Характеристики двигателя Deutz BF8M1015C:
- рабочий объем – 15,87 л;
- номинальная мощность – 400 (544) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 2350 Нм;
- диаметр цилиндра – 132 мм;
- степень сжатия – 16,5.
Варианты трансмиссий для МЗКТ-7930
В зависимости от модификации грузовика, он может оснащаться разнообразными версиями трансмиссий:
- механической ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 – назад) – у МЗКТ-7930;
- механической ЯМЗ 202-04 (9 – вперёд, 1 – назад) – у седельного тягача МЗКТ 7415;
- автоматической ГМП МЗКТ-5561 (6 – вперёд, 1 – назад) – у МЗКТ 7930-300;
- автоматической Allison HD45P (6 – вперёд, 1 – назад), с одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором с однодисковой фрикционной муфтой с гидравлическим приводом – у МЗКТ 79306.
Вне зависимости от модификации, на МЗКТ-7930 устанавливается двухскоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом.
Ведущие оси (для всех моделей) – центральные редукторы с межосевыми и межколёсными дифференциалами, планетарные колёсные редукторы.
Тормозная система и рулевое управление
В состав тормозной системы автомобиля МЗКТ-7930 входят несколько подсистем. В основной – применяется двухконтурный механизм с пневмогидравлическим приводом. В стояночной тормозной подсистеме имеется пружинный энергоаккумулятор для затормаживания. Также применяется механическое устройство, используемое для аварийного растормаживания стояночной подсистемы.
Запасная тормозная подсистема состоит из исправного контура рабочей подсистемы и задействуется она при проблемах в одном из контуров. Во вспомогательной подсистеме применяется моторный тормоз с электропневматическим управлением.
Рулевая система: левый/правый руль, оборудованный гидравлическим усилителем.
Кабина МЗКТ-7930
Кабина этого автомобиля – жёсткая, стеклопластиковая, двухдверная, трёхместная, с регулируемым рулевым колесом, информативной панелью приборов с регулировкой яркостью подсветки. Кабина МЗКТ-7930 выдвинута вперёд, перед мотором и шасси. Такая компоновка помогает монтировать надстройки серьёзных размеров без выхода за габариты. Отличная обзорность кабины тяжёлого грузовика обеспечивается за счёт наклона под небольшим углом вперед трехсекционного ветрового стекла.
Трогается с места машина плавно, словно легковая. Педаль газа мягкая, чутко реагирующая на любое действие водителя за счёт плавности перемещения. Двигатель работает ровно, и в салоне кабины его практически не слышно.
Кабина оборудуется мощным отопителем (а в качестве дополнительной опции – кондиционером и ещё более усиленным обогревателем, либо автономным обогревателем. Среди других дополнительных опций – бронированная кабина, мощный вентилятор, лебёдка, шины с системой Ranflat (удерживание шины на диске даже после полной потери давления от прокола).
Также кабину МЗКТ-7930 штатно комплектуют термосами для питьевой воды, аптечкой, двумя ручными огнетушителями ОУ-3, и в ней предусмотрены места под установку кронштейнов для оружия.
Кабина вполне комфортабельна, но без излишеств
О чем это, прежде всего, говорит? Вывод однозначен – автомобиль МЗКТ 7930 предназначается для использования во внедорожных условиях. Поговорим подробно о кабине. Место, где располагается водитель достаточно просторно и удобно. Кабина имеет прекрасную обзорность благодаря наклону трехсекционных ветровых стекол. Более того, кабина смотрится необычно и оригинально, если рассматривать вопрос относительно дизайна.
Кресло водителя довольно мягкое и удобно располагается на специальной пневмоподвеске. Здесь также есть, возможность регулировки сидения. Это важный элемент, который помогает водителю во время движения иметь фиксированную посадку, для того чтобы безопасно управлять машиной.
Комбинация приборов и панель выполнены в современном стиле. Если говорить о рулевом колесе, то он стало достаточно удобное и по толщине обода, и по диаметру. Так как КП автоматическая, то и педальный блок имеет две педали: газ и тормоз. Сам джойстик привода КП удобно располагается на консоли, достать до него очень просто находится с правой стороны от водителя. Слева от сидения водителя расположен рычаг привода стояночного тормоза.
Если подробно говорить о самой кабине, то она сделана из прочного пластика. Разработчики сразу делали проект автомобиля для армейских нужд, но позже поняли, что здесь гражданский комфорт будет явно к месту, поэтому при отделке кабины внутри, использовали, не прессованный картон как это обычно делают для армейских автомобилей, а прочный формованный пластик. Все сиденья обшиты прочной тканью и имеется оснащение специальными ремнями безопасности.
Для того чтобы в кабине было тепло в зимнее время предусмотрено специальное устройство — жидкостно-воздушный отопитель. В кабине расположен кондиционер (Convecta KL-3AT/4), дающий возможность производить вентиляцию и создавать комфорт.
В кабине МЗКТ 79306 можно увидеть термосы с питьевой водой, пара огнетушителей и аптечка. Есть возможность устанавливать оружие на специальных кронштейнах. Для того чтобы осуществить посадку в кабину, есть подножки, которые удобно располагаются под дверью. Одна из них нижняя складного типа, а верхняя цельная и тянется вдоль всей кабины. Двери открываются максимально широко.
Основные технические характеристики МЗКТ-7930 в цифрах
- Габаритные размеры: длина 12669 мм, ширина – 3070 мм, высота – 3017 мм.
- Весовые параметры: полная масса машины – от 38800 до 45200 килограммов, снаряжённая масса автомобиля – от 20500 до 21000 килограммов (в зависимости от модификации).
- Грузоподъёмность машины – от 17800 до 25000 килограммов (в зависимости от модификации).
- Допустимая нагрузка на оси: 2×10350, 2×9150, 2×11050, 2×10950 (первая и вторая); 2×11325, 2×10250, 2×11550, 2×11550 (третья и четвёртая).
- Колёсная формула – 8×8.
- Максимальная скорость – 70 км/час.
- Максимальный преодолеваемый подъём – 55 процентов.
- Угол въезда – 25 градусов.
- Угол съезда – 35 градусов.
- Дорожный просвет – 400 миллиметров.
- Вертикальное препятствие – 350 миллиметров.
- Боковой уклон – 40 процентов.
- Радиус разворота (по колее) – 15 метров.
- Глубина преодолеваемого брода – 1,4 метра.
- Ширина преодолеваемого рва – 2 метра.
- Запас хода – 1000 километров.
- Рабочая температура – от –50 д +50°C.
- Ёмкость топливного бака – 2×385 литров.
- Авиатранспортабельность – Ан-22, Ан-124.
Авторепортёры из журнала «Основные средства», которым довелось побывать на тест-драйве гражданской модификации машины – МЗКТ-79306 – удивлялись, насколько лёгкое и удобное управление у автомобиля – рулевое колесо можно крутить буквально одним пальцем.
Маневренность тоже завидная. Из глубокого заноса огромный грузовик выходит на курсовую уверенно и легко, даже при движении по пересечённой местности. Такие управляемость и маневренность 4-х осника объясняются тем, что он оснащём превосходным рулевым механизмом с мощным гидроусилителем (всё же четыре колеса управляемых и к тому же ведущих), выход из строя которого дублируется запасной системой.
Стоимость данных машин не разглашается и определяется индивидуально. С большинством БелАЗов, кстати, такая же история.