МТЗ-80 – компактный трактор Минского Тракторного Завода, выпускавшийся на протяжении десятилетий. Машина пользовалась высокой популярностью в Советском союзе, и до сих пор популярна на постсоветском пространстве. Машина занимает лидирующие позиции на рынке малогабаритных тракторных машин с колесным шасси. МТЗ-80 – легендарный трактор, получивший множество модификаций, а также поддержку широкого спектра навесного оборудования. На сегодняшний день техника востребована в государственном и частном секторе экономики, и это лишь подтверждает популярность и востребованность трактора МТЗ-80. В этой статье представлены основные преимущества машины, а также возможности и характеристики трактора.
Навигация по статье
- 1 Описание и назначение
- 2 Обзор технических характеристик трактора МТЗ-80
- 3 Устройство
- 4 Модификации трактора МТЗ-80
- 5 Фото
- 6 Видео обзор МТЗ-80 Беларус
- 7 Цена нового МТЗ 80
- 8 Отзывы
Описание и назначение
МТЗ-80 поступил в производство в 1970-ых годах. Машина успешно прошла испытания в 1972 году. Разработчики высоко оценили потенциал трактора, который оказался пригодным для всех сельскохозяйственных операций. Речь идет об окучивании, культивации, бороновании и вспахивании грунта. К тому же, с помощью необходимых приспособлений машина была способна рыхлить твердую целинную почву, а также участвовать в посадке и уборке урожая – зерновых, бобовых и овощных культур. Кроме того, в коммунальном хозяйстве трактор получил распространение в операциях, связанных с погрузкой, разгрузкой и буксированием тяжелых прицепов. В поисково-спасательных операциях машина зарекомендовала себя как эффективный рабочий транспорт для растаскивания завалов и особо тяжелых бетонных конструкций. Таким образом, МТЗ-80 стал отличным дополнением к спецтехнике МЧС. Количество наименований навесного оборудования для трактора МТЗ-80 превышало 230 штук, что стало абсолютным рекордом в малом классе. Последние, самые современные версии МТЗ-80 могли развивать 35 км/час. На данный момент Минский Тракторный Завод производит трактор МТЗ-80.1, который является самой последней модификацией легендарной машины.
Устройство
- МТЗ-80 оснащен четырехтактный четырехцилиндровым дизельным мотором Д-240. Данный агрегат отличается экономичностью и экологичностью. Он имеет рабочий объем 4,7 литра, а мощность составляет 80 лошадиных сил. Не смотря на скромные показатели, двигатель наделен достойными тяговыми характеристиками, благодаря которым удалось существенно повысить возможности трактора на бездорожье. К тому же, дизель получился не только компактным, но и не слишком тяжелым – всего 430 кг. Благодаря этому трактор МТЗ-80 считался одним из самых легких среди конкурентов. Кроме того, на некоторые модификации устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б, который улучшал выносливость мотора при запуске или многочасовой работе, особенно в зимнее время хода. К тому же, подогреватель способствовал мгновенному запуску мотора в низкотемпературных условиях. Такая же функция была возложена и на электрический стартер, который в качестве альтернативы можно было заменить на пусковой карбюраторный бензиновый мотор. Практика показала, что мотор достаточно надежный и прочный, и это обстоятельство позволило адаптировать трактор к самым труднодоступным условиям, в которых не проедет ни один легковой внедорожник. Обратим внимание, что производитель предусмотрел регламент ТО, которому надо следовать всем владельцам тракторов МТЗ-80. Согласно заводским рекомендациям, обслуживание машины проводится как минимум три раза – через 60 моточасов, затем через 240 моточасов, и через 960 моточасов. Полный список технических работ, связанных с заменой деталей и расходных материалов, указан в руководстве пользователя.
- Трактор МТЗ-80 оснащен механической коробкой с 18 передними и 4 задними передачами, которые работают четко и плавно, и не издают вибраций и шумов при переходе на пониженную или повышенную скорость. В качестве опции можно поставить ходоуменьшитель, если этого требует уровень нагрузки. Безусловно, можно обойтись и без него, если машина не подвергается большим нагрузкам. Кроме того, обновленные машины после 1985 модельного года получили гидроуправляемую КПП, главной особенностью которой является переключение скоростей под нагрузкой. Иными словами, такая трансмиссия обладала способностью переключения любой из четырех передач в пределах одного из четырех диапазонов. При этом муфта сцепления оставалась нетронутой. Задние колеса получили блокируемый дифференциал, который значительно увеличивал геометрическую проходимость. Более поздние версии МТЗ-80 получили гидравлическое управление дифференциалом, с возможностью настройки на приборной панели.
- Ходовая часть трактора МТЗ-80 представлена балансирным передним мостом и полужесткой подвеской. Балансирный мост необходим для повторения неровностей дороги, и как следствие более комфортной езды на рельефном покрытии. В задней части используется жесткая подвеска. Крепления колес усилены клеммовыми соединениями на ведущих осях – эта особенность позволила изменять ширину колеи в достаточно широком диапазоне – в пределах 1400-2100 мм. Переднюю колею тоже можно регулировать. Машина получила дисковые тормоза, которые считаются более эффективными, нежели барабанные. Что касается рулевого механизма, этот конструктивный элемент был снабжен гидравлическим усилителем руля, что считалось инновационным достижением в малом бюджетном классе, по меркам 1980-ых годов. Усилитель получил стандартный принцип работы, и с этой точки зрения не отличался от автомобильного усилителя руля. Его принцип действия следующий: масляный насос отвечает за создание масляного давления в системе, а гидрораспределитель, в свою очередь, получает сигнал от рулевого колеса (посредством карданных валов) и направляет масло в гидроцилиндр. За счет этого обеспечивается усилие, и руль поворачивается намного легче.
МТЗ-80 получил кабину из высокопрочного сплава. Тонколистовая сталь усилена методом точечной сварки, и это обеспечило кузову дополнительную жесткость. Во внутренней обшивке кабины используются специальные шумо- и теплоизоляционные материалы, позволяющие уменьшить проникновение в салон шумов и сквозняков. Смягчить вибрации и тряску удалось с помощью четырех резиновых амортизаторов, на которых фиксируется сама кабина. Для обеспечения хорошей обзорности кабина имеет широкую площадь остекления, а также передние стеклоочистители. Вентиляция салона обеспечивается за счет открытия боковых форточек, а также стеклянного люка в крыше. С обоих внешних сторон кабины расположены две ступеньки и поручень. Рулевую колонку и водительское сиденье можно отрегулировать таким образом, чтобы водитель чувствовал себя просторно, исходя из своего роста и телосложения. Безусловно, уже в базовом исполнении трактор МТЗ-80 оснащался автономным отоплением – его установка была необходима, чтобы адаптировать машину к суровым морозным условиям – например, для эксплуатации в северных частях страны. Перед водительским сиденьем расположена эргономичная панель управления. Все рычаги и приборы расположены так, как в других тракторах МТЗ тех лет выпуска. Это касается педалей газа, сцепления и раздельного тормоза, а также настройки гидравлической системы и коробки отбора мощности. Сейчас машина оснащается более комфортными сиденьями с пневмоподвеской.
Конструкция
Устройство минского трактора МТЗ-82 представлено комбинированной системой, состоящей из силового блока, и передней полурамой. Первый совмещён с корпусом трансмиссии и задним мостом. Такая компоновка позволяет аппарату развивать большое тяговое усилие. Передняя полурама служит опорой для двигателя и приводного моста. Компоновочная схема для трактора МТЗ позволяет компактно разместить в подкапотном пространстве всё вспомогательное оборудование и обеспечить доступ к нему для обслуживания, ремонта.
Размеры
Несмотря на высокие динамические и тяговые показатели, представитель 82 серии имеет весьма скромные габариты. Это позволяет ему с лёгкостью маневрировать на ограниченном пространстве, а также занимать мало места при парковке в боксе. Благодаря высоте, не превышающей 3 м, трактор можно загнать в стандартные ворота для грузовых автомобилей. Максимальная ширина в 2,2 м позволяет сельхозтехнике передвигаться по дорогам общего пользования без сопровождения, что актуально при задействовании МТЗ-82 в коммунальных работах.
Кабина
Аппараты первых моделей комплектовали маленькой кабиной. Это было нужно, чтобы ускорить производство, снизить общую массу и облегчить ремонт в ограниченных условиях сельских хозяйствах. Однако излишняя экономия и оптимизация сказались на комфорте механизатора: в кабине было мало места, отсутствовал отопитель, не было шумо- и теплоизоляции. Недостаточная остеклённость затрудняла проведение работ рядом с трактором.
К сведению!
Для улучшений условий труда механизаторы самостоятельно вносили изменения в компоновку кабины. Они устанавливали дополнительные дворники, зеркала большего размера, отопители, обшивали внутренние панели войлоком.
В середине восьмидесятых годов производитель стал выпускать модели с большей по габаритам кабиной. В новой модификации учли опыт прошлых лет, а также кустарные доработки сельских механизаторов. Теперь в кабине стало больше свободного места, на боковых панелях появились утеплители, а в штатной комплектации начали устанавливать отопитель. Кроме того, значительно увеличились площадь остекления и размеры зеркал заднего вида.
Дополнительное оборудование
Заднее и переднее сцепное приспособление позволяет агрегировать МТЗ-82 практически с любыми сельхозорудиями и инженерным оборудованием. Это стало возможным благодаря унификации стыковочных узлов. Для сельскохозяйственных работ применяют почвообрабатывающие инструменты и аппараты, осуществляющие посев/посадку растений, а также сбор урожая. В лесном хозяйстве используют брёвнозахваты, погрузчики. В строительной и коммунальной сферах количество применяемого оборудования значительно больше. Навесной инструмент позволяет проводить уборку улиц, ремонтировать дороги, бурить скважины, откачивать воду и многое другое.
Модификации трактора МТЗ-80
Рассмотрим следующие модификации трактора МТЗ-80:
- МТЗ-80 – базовый заднеприводный трактор с уменьшенной кабиной
- МТЗ-80.1 – улучшенный заднеприводный трактор с увеличенной кабиной
- МТЗ-82/82.1 – полноприводный трактор с увеличенной или малой кабиной (в зависимости от версии)
- МТЗ-80Х/80ХМ – трехколесной трактор, предназначенный для возделывания хлопка. Такая модификация отличается увеличенным клиренсом в 650 мм, а также более мощным 100-сильным мотором Д-240Т
- МТЗ-80Л – модификация для лесного хозяйства, предназначенная для трелевки и работ, связанных с восстановлением леса, противопожарных операций. Машина получила 60-сильный мотор, немного сдвинутый вперед
- МТЗ-82К – полноприводный трактор с гидравлической системой выравнивания и стабилизации остова. Такая машина использовалась для работы на склонах с уклоном более 20 градусов.
Высокая ремонтопригодность и надежная конструкция, а также поддержка широкого списка опций и разнообразие модификаций – сделали трактор МТЗ-80 самым популярным малым трактором на постсоветском пространстве. А благодаря хорошей ремонтопригодности машину можно было чинить даже в полевых условиях.
Преимущества, недостатки
МТЗ-82 создан на основе более ранней модели – МТЗ-52. В новой конструкции разработчики устранили недочёты предшественника, сделав трактор более мощным и универсальным. Преимущества аппарата 82 серии:
- Вариативность коробки скоростей. Применение понижающего редуктора позволило снабдить трактор 18 передачами вперёд и 4 назад.
- Высокое давление в шинах. Благодаря применению более жёстких покрышек устойчивость аппарата на вязком грунте значительно повысилась.
- Два режима работы вала отбора мощности. В усовершенствованной конструкции ВОМ может вращаться синхронно с двигателем либо приводом колёс. Последнее важно при посевных работах, когда интервалы между семенами зависят от пройденного пути, а не от оборотов коленвала.
- Наличие 3-точечной сцепки с гидравлическими исполнительными механизмами. К заднему прицепному узлу можно навесить универсальное оборудование, разработанное для совместной работы с сельхозагрегатами.
- Высокий крутящий момент. Производители добились максимального усилия на выходном валу в 298 Н*м при номинальной частоте вращения 2200 об/мин.
- Полный привод. Передача крутящего момента на передние колёса значительно увеличивают проходимость аппарата.
Продуманная конструкция МТЗ-82 практически лишает его недостатков. В основном отказы в работе случаются из-за неправильной эксплуатации, несвоевременного обслуживания либо естественной деградации деталей. Но доступность запчастей от производителя и на вторичном рынке позволяет оперативно ремонтировать неисправные узлы, быстро восстанавливая работоспособность аппарата.
Фото
Отзывы
- Олег, Брянск. Лучший малый трактор в России, он обладает всеми преимуществами компактного колесного трактора, обладающего поддержкой широкого списка навесного оборудования, которое позволяет выполнять различные сельхозработы: это окучивание, культивация, вспахивание и т. д. В том числе, машина способна бороновать и рыхлить самый твердую целину, а при необходимости можно установить утяжелители – на тот случай, если массы трактора не хватает. Трактор МТЗ-80 в нашем хозяйстве используется в течение трех лет, и это наверняка еще далеко не предел. Расход топлива минимальный, как и расходные на обслуживание. Казалось бы, грех жаловаться. Но поломок хватает – и в ходовой част, и в системе охлаждения, в проводке, и электрооборудовании. Поэтому за такой техникой нужен уход, и только в этом случае трактор будет радовать наших работников.
- Павел, Санкт-Петербург. Недавно трактор МТЗ-80 был списан и выставлен в музей – там ему и место. От его неисправностей у меня не было отдыха. Машина постоянно досаждала поломками – а все потому, что изготовлена из дешевых материалов. Яркий пример этому – кабина, в которой шум и вибрации чуть ли в глаза лезут. Управлять коробкой передач – сущая мука. Переключения нечетки, с запаздываниями и вибрациями. Уже давно надо было списать эту рухлядь, но у компании все не было денег на достойную замену. Сейчас вместо этого трактора работает компактный New Holland, который в 100 раз лучше советской машины – и по производительности, и комфорту, и удобству пользования.
Техническое обслуживание
Для поддержания безотказной работы трактора его узлам периодически проводят техобслуживание (ТО). От временных промежутков эксплуатации МТЗ-82 зависит вид конкретного обслуживания. Производитель рекомендует проводить трёхномерное ТО аппарата (помимо ежедневного):
- 60 моточасов. Моют трактор от грязи, проверяют натяжение приводных ремней, уровень масла в картере двигателя. Смазывают подшипники в регламентируемых точках, сливают конденсат из фильтра грубой очистки топлива.
- 240 часов. Меняют масло в двигателе, сливают конденсат из фильтра тонкой очистки и топливных баков. Прочищают воздушные фильтры. Проверяют количество смазки в корпусах трансмиссии (при необходимости доливают до необходимого уровня), крепление колёс к ступицам.
- 960 моточасов. Проводят ревизию основных узлов двигателя, трансмиссии, рулевого управления.
Кроме номерных ТО, для аппарата проводят межсезонные технические осмотры. При переводе трактора в зимний режим работы в нём меняют технические жидкости, предназначенные для работы при низких температурах воздуха. Промывают топливную систему, чтобы удалить водяной конденсат из трубопроводов и бака. Замерзая, он может закупорить проводящие каналы. В аккумуляторе доводят плотность электролита до зимней нормы, а винт регулировки напряжения устанавливают в положение «З».
Весной с трактора снимают утеплительные чехлы и предпусковой обогреватель. Меняют масло в двигателе на более вязкое, предназначенное для летней эксплуатации. Плотность электролита доводят до сезонной нормы, вливая в аккумулятор дистиллированную воду. Заправляют топливную систему дизельным горючим летних сортов. В радиаторе меняют антифриз на воду.
К сведению!
Полный перечень регламентных работ, а также порядок из проведения представлен в сервисной книжке либо руководстве по эксплуатации данного оборудования.