Характеристики
Мотор довольно тяговитый, работает на тяжелом топливе. Его рабочий объем составляет 7,8 литра, что позволяет развивать сумасшедшую мощность, вплоть до 300 л. с. Подробнее о технических характеристиках 6hk1 смотрите в таблице.
Объём двигателя в литрах | 7,8 |
Тип двигателя | рядная турбированная шестерка по типу SOHC |
На чем ездит | дизель |
Какую мощность развивает, л. с. | до 300 |
КМ, н-м при 1450 оборотов в минуту | 761 |
Тип инжектора | Common Rail |
Нормы выбросов | Евро 2 или 4 |
Сколько вмещает масла, л | 28-38 |
Диаметр цилиндра (мм) | 115 |
Ход поршня (мм) | 125 |
Количество цилиндров/клапанов | 6/24 |
Степень сжатия, ед | 17,5 |
Материал изготовления | чугун |
Расшифровка заводских цифро-буквенных обозначений
Цифровое обозначение расшифровывается следующим образом. Буква F – означает шасси под надстройку, а если в начале маркировки стоит G, то это седельный тягач Форвард. Вторая буква обозначает диапазон полной массы: R – от 9 до 11 тонн, S – от 11 до 13 тонн, T – от 13 до 15 тонн и V – свыше 15 тонн. Третья буква означает колёсную формулу: R – 4×2, M – 6×2, S – 4×4, Z – 6×4. Две цифры на четвертой и пятой позициях указывают на двигатель, который установлен на данном грузовике. А именно: 90 (или 75) – это 4-х цилиндровые дизельные моторы серии 4HK1, а 6-ти цилиндровым двигателям 6HK1 соответствует число 34.
Isuzu Forward предыдущего поколения.
Далее буквой S обозначено шасси с зависимой (балочной) подвеской всех колёс и пневмогидравлическими тормозами. В случае, если там стоит буква U, значит, тормозная система полностью пневматическая. И на последней позиции цифро-буквенного обозначения – указание на расположение руля, определяющее и рынок сбыта: L – руль слева (как в абсолютном большинстве государств, включая Россию), или U – руль справа (для Японии, Великобритании, Австралии Кипра и ещё нескольких стран с левосторонним движением). К примеру, продаваемая на отечественном рынке модель FSR90SL – это значит: леворульный грузовик-шасси полной массой от 11 до 13 тонн, с 4-х цилиндровым мотором и пневмогидравлическими тормозами. В конце маркировки, через дефис, также могут располагать буквы и цифры, указывающие на определённую модификацию и комплектацию. А именно, длину колёсной базы, тип кабины и прочие подробности.
У машин Изудзу Форвард, выпущенных непосредственно в Японии, VIN-номер начинается с буквенного обозначения «JAL»; у грузовиков ульяновской сборки – с «Z7X»
Плюсы
Рассмотрим для начала преимущества данного силового агрегата:
- производится знаменитой Isuzu, являющейся первопроходцем дизельных моторов — с 1952 года этой японской фирмой выпущено свыше 20 млн двигателей, и ни один не был отозван;
- супер мощность — до 300 лошадей, что делает его идеальным для установки на крупную технику, грузовики, пикапы;
- надежность — способны проходить до 1 млн. километров, при условии грамотного ухода и обслуживания;
- ремонтопригодность — например, возможность расточки блока цилиндров под разный размер, замена втулок/поршней и т. д;
- впрыск Common Rail — что дает большую экологичность и экономичность по сравнению с другими дизелями.
Место модели в линейке грузовиков Исудзу и на российском рынке
Это уже шестое поколение модели Isuzu Forward: первые грузовики под таким названием были выпущены в 1970 году. Кроме Японии и России, они производятся ещё в десятке стран мира, в основном, в режиме крупноузловой SKD-сборки машинокомплектов (Semi knocked down – полуразобранный).
К автомобилям Изудзу серии F принадлежат грузовые машины полной массой 9–26 т, колёсных формул 4х2, 4х4, 6х2 и 6х4. В линейке грузовых автомобилей Изудзу семейство Форвард занимает промежуточное положение между более лёгким Isuzu Elf и более тяжёлым Isuzu Giga.
Cредне- и крупнотоннажные грузовики Isuzu Forward знакомы отечественным перевозчикам знакомы, не первый год, и не в первом поколении. Ещё по праворульным подержанным машинам из Японии. Это и фургоны, и бортовые грузовики с крано-манипуляторными установками тросовой конструкции. Из представленных в России Изудзу Форвард примерно 70% – на шасси модели FVR34 полной массой 18 тонн, а остальные 30% – 12-тонные FSR90. Хотя, учитывая запреты последних лет, касательно грузовиков полной массой свыше 12 тонн, можно было ожидать обратной пропорции. Видимо, возможность заезжать на МКАД и внутрь столицы днём для перевозчиков пока менее важна, чем способность доставлять за каждый рейс на 4 тонны груза больше.
Минусы
Что касается недостатков:
- чувствительность к топливу — прямой впрыск здесь работает в минус, так как не переносит плохую солярку (для РФ очень актуально);
- чувствительность к качеству масла — если залить неправильное, то не исключен проворот вкладышей коленвала и распредвала;
- необходимость регулярно настраивать клапаны;
- слабая ГРМ — часто «летят» втулки шестерней.
Кроме всего этого, со временем не исключено появление задиров на поверхностях цилиндров, что решается расточкой и гильзовкой.
Кабина
Грузовик оснащен удобной откидной кабиной с огромной площадью остекления, широкими дверными проемами, крупной оптикой и практичным дизайном. В салоне предусмотрено три посадочных места. Среднее кресло при этом можно лекго трансформировать в столик, плюс одним спальным местом шириной 650 мм. Внутренняя отделка салона – предельно простая, лаконичная и практичная. Эргономика рабочего места водителя выверенная, продуманная до мельчайших деталей. Водительское кресло и рулевая колонка снабжены широкими диапазонами регулировок; сиденье водителя выполнено на пневматической подвеске.
Отзывы владельцев
Про этот движок оставляют немало отзывов.
«Расход горючего больше зависит от манеры ездить. Можно палить в два раза больше топлива, чем остальные. Много зависит от года выпуска, состояния ТНВД 6hk1. Например, у меня груженый автомобиль расходует по трассе 18-19 литров, а пустой — 16-17 литров. Однако больше 20 литров никогда не было».
«Это настоящий трудяга. Я владею им 5 лет, достался он мне в плачевном состоянии. Провел капитальный ремонт практически сразу».
«До сего момента движок не подводил, но все началось с плохого завода. После этого стал работать ужасно — троить, стрелять, нестабильно в общем. Пробовал прокатиться, на второй еле тянет, а холостой ход практически не держит. Обороты падают до 1000. Думаю на свечные провода, подсос воздуха в коммон райл или форсунки 6hk1».
Варианты исполнения
Isuzu Forward 12.0 (с полной массой 12 тонн) выпускается с различными вариантами колёсной базы: 4,36 м, 4,86 м, 5,15 м. Соответственно, габаритная длина грузовика может составлять: 7,255 м, 8,155 м, или 8,605 м. Ширина и высота короткобазной версии равняются 2,24 м и 2,53 м. Показатели ширины и высоты версий со средней и длинной базой увеличиваются до 2,245 м и 2585 м. Минимальный дорожный просвет равен 185 мм. Штатная грузоподъёмность шасси Forward 12.0, в зависимости от колёсной базы, находится в диапазоне 8,155 – 8,175 т. При этом, в случае установки боле тяжёлого мотора стандарта «Евро-5», официальная грузоподъёмность «по паспорту» снижается до 7,865 т – 7,94 т. Полная масса грузовика в любых вариантах исполнения не превышает двенадцати тонн.
Isuzu Forward 18.0 (с полной массой 18 тонн) выпускается с длиной колёсной базы: 5,55 м, 6,05 м; габаритной длиной грузовика 8,2 м, 9,255 м, 10,005 м. Ширина – 2,475 м, высота – 2,87 м. Штатная грузоподъёмность – от 12,3 т до 12,5 т.
Рефрижератор на шасси Изудзу Форвард.
Грузовики Изудзу Форвард выпускаются в качестве универсального шасси, предусматривающего самостоятельный монтаж всевозможных фургонов, кузовов и специальных надстроек. Но по договорам японской компании с производителями спецнадстроек, грузовики Форвард оснащаются предустановленными надстройками: бортовая платформа, промтоварный фургон, изотермический фургон, эвакуатор или бортовая платформа с манипулятором, и поставляются дилерам уже «в готовом виде».
В стандартной комплектации Изудзу Форвард имеются: противотуманные фары; 2 подушки безопасности; кондиционер. К дополнительным опциям относятся мультимедиа-система, климат-контроль, круиз-контроль, кожаная отделка руля, водительское кресло с системой проветривания, электрообогрев стёкол и зеркал заднего вида, тахометр, горный тормоз.
Шасси обеих представленных в нашей стране моделей F-серии (Forward 12.0 и 18.0) конструктивно отличаются между собой. У 12-тонника штатной грузоподъёмностью в 8,1 т – рама с лонжеронами 225х60 мм и толщиной стенки 6 мм. У 18-тонника лонжероны значительно прочнее: их сечение равно 258х85 мм, а толщина проката – уже 10 мм. Колеса на 12-тонных грузовиках Форвард – 19,5-дюймовые, а на 18-тонных – 22,5-дюймовые. Имеются различия и в креплении колёс: FSR90 класса Евро-4 укомплектован коническими гайками, а задние внутренние диски притянуты к ступицам футорками. По правому борту резьба шпилек, гаек и футорок – правая, а по левому – левая. Что не очень вдохновляет на замену внутреннего колеса на обочине автотрассы. На FSR90 класса Евро-5 и всех версиях FVR34 диски центруются по проточкам на ступицах и крепятся фланцевыми гайками, по стандарту ISO.
Новый Изудзу Форвард с КМУ.
В подвеске – ничего экстраординарного: на обоих вариантах установлены рессоры по кругу. Только лишь на «Форвардах» из разношерстного парка подержанных праворульных грузовиков нередко можно увидеть ведущий мост, подвешенный на пневмобаллонах. Принципиальное отличие грузовиков Forward от «младших братьев» Elf, серии N – это наличие кабины со спальным местом. Комфорта на спальной полке шириной в 65 см, как и в самой кабине в целом, меньше, чем в европейских грузовиках, но всё же достаточно для полноценного отдыха. Тем более, что и по ширине кабины Форвард превосходят «эльфовские»: от двери до двери 12-ти тонника 1,9 м; 18-ти тонника – 2,10 м.
Стоимость двигателя
Цена ДВС 6hk1 зависит от его комплектации:
- в сборе (шорт блок) — 4600-5700 долларов;
- без навесного оборудования — 4000 $.
Также большим спросом пользуются отдельные части движка:
- блок цилиндров в сборе от Isuzu — 440 тыс. рублей;
- блок 6hk1 в сборе от OEM — 360 тыс. рублей;
- голый БЦ Isuzu — 3300 долларов;
- голый БЦ OEM — 2200 долларов;
- оригинальный коленвал — 1550 $;
- масляный насос — 210 $;
- уплотнительные прокладки (комплект) — 400 $;
- шатун — 190 $;
- гильза — 85 $;
- поршень — 75 $.
Также на сайтах можно приобрести различные запчасти на 6hk1: стартер, турбину, термостат. Они помогут восстановить старый мотор, провести качественный капитальный ремонт.
Как видим, стоимость очень высокая, поэтому куда рациональнее сразу приобрести контрактный мотор Isuzu (Исузу) 6hk1. Если цена онлайн не устраивает, можно также поискать альтернативу на разборках.
Трансмиссия Isuzu Forward. Тормозная система
Коробки передач на обеих вариациях Форварда для российского рынка также разные: у 12-ти тонника в арсенале простая 6-ти ступенчатая МКПП модели MZW6P, собственного производства компании Isuzu. Для 18-ти тонника японцы используют коробки ZF 9S1110 – 9-ти ступенчатые механические агрегаты с планетарным демультипликатором и дополнительной передачей-«черепахой».
Есть существенное отличие в конструкции привода тормозов двух моделей Исудзу Форвард. На FVR34 – схема обычная: компрессор на двигателе, блок подготовки воздуха и ресиверы на раме, пневмокамеры, приводящие колёсные барабанные механизмы с клиновым разжимом колодок. 12-тонник FSR90 отличается пневмогидравлическим приводом тормозов. Колодки барабанных тормозов разжимают поршни рабочих гидравлических цилиндров – как на легковых автомобилях и малотоннажниках. В каждом из двух гидроконтуров, отвечающих за работу передних и задних тормозов, имеется свой пневмоусилитель, конструктивно объединенный с главным тормозным цилиндром.
Коробка передач Isuzu Forward.
Большинство узлов привода, включая водомаслоотделитель и бачок для тормозной жидкости, сгруппировано в блоке на правом лонжероне рамы. Во фронтальной части кабины установлен пневмокран, управляемый педалью тормоза. Воздух из ресиверов поступает через пневмокран в пневмоусилители и создает давление в гидроконтурах привода рабочих тормозных механизмов. Инженеры Isuzu частично модернизировали эту конструкцию середины прошлого века, отказавшись от трансмиссионного стояночного тормоза и внедрив параллельно пневмогидравлике чисто пневматический привод растормаживания «ручника». На балке ведущего моста установлены пневмокамеры с пружинными энергоаккумуляторами для каждого из колёс. Их поршни втягивают штоки клиновых разжимных механизмов при подаче давления от крана стояночного тормоза. На всех грузовиках тормозная система дополняется АБС.
Мы поедем и помчимся…
Повернув ключ, сразу слышишь, как резво заурчал мотор. В кабине не очень шумно. С места трогаемся легко, машина хорошо отзывается на любое «покачивание» руля и сразу же «уходит» в нужную сторону. Через несколько минут испытываем маневренность при повороте. Вполне на пятерочку — вписались. Оценить подвеску шасси сложновато, так как мы едем без груза, да и, в принципе, кузова. Но управлять машиной во всех отношениях приятно, не нужно сильно напрягаться, суетиться, переключая передачи.
Тормозит машина также приятно и плавно, без дерганий и резких толчков. Кто-то отзывался о данной модели негативно в плане переключения передач, мол, нечеткая работа КПП. Возможно, такие проблемы возникают с родной коробкой, но у нас их не было, т.к. стоит ZF. Кстати, Isuzu заявила, что машина не только хорошо работает, но также экономит топливо. К тому же увеличена гарантия авто — 20 тыс. км или год пробега. Смело, однако.
Шасси Isuzu FVR34 — вид сзади