Трактор Т-150: описание, технические характеристики

Тракторный завод в Харькове за время своей работы (с 1931 года) выпустил немало машин, являвшихся, в свое время, передовыми образцами техники сельскохозяйственного назначения. В их числе высокопроизводительный и эффективный трактор Т-150 на гусеничном ходу и Т-150К – модификация на колесах.

Конструктивно обе машины между собой максимально унифицированы и отличаются ходовыми частями и передачей трансмиссии на конечном этапе. Обе версии относятся к тракторам общего назначения и имеют класс тяги 3 тс (30 кН).

Заложенные конструкторами более 40 лет назад в машину технические решения оказались удачными. За прошедшее время трактор не только не утратил свою актуальность, а стал одной из основных машин в сельскохозяйственном производстве.

Особенно это касается трактора Т-150К, разработанного на базе своего гусеничного собрата и выпущенного на 5 лет позже. Сегодня, помимо земледелия, его используют в армии, в строительстве. Машина, оснащенная спереди отвалом, с успехом применяется в зимний период для очистки снега на коммунальных предприятиях многих городов.

Модификации

Трактора серии 150 на сегодня имеет четыре модификации, причем все они относятся к модели Т-150К.

На ее базе выпущен армейский вариант Т-154, с помощью которого выполняют инженерно-строительные работы и буксируют несамоходные артиллерийские установки.

Отличия от базовой модели состоят в наличии буксировочного крюка вместо маятниковой навески, возможности предпускового прогрева двигателя, более высокой скорости передвижения. Кроме того, задняя полурама сделана удлиненной и несет на себе грузовой кузов.

Модифицированная машина Т-156 оснащена ковшом и способна выполнять погрузочные работы, а ЛТ-157 является трелевочным трактором и используется на лесозаготовках.

Машины харьковского завода явился базой и для разработки Рыбинским заводом одноосного тягача, работающего в составе самоходных скреперов и асфальтовых катков. У него задняя рама заменена рамой соответствующей машины и модифицирован шарнир между полурамами.

Назначение

ХТЗ Т-150К – один из немногих советских тракторов, который оказался настолько интересным иностранным заказчикам, что ему довелось принять участие в международных испытаниях на территории США. Машина разработана Харьковским тракторным заводом, и имела огромный потенциал для дальнейшего усовершенствования. Обратим внимание, что рассматриваемая модель имеет унифицированную конструкцию с гусеничным трактором Т-150. В машине использовано немало новаторских решений, но эта особенность не сказалась негативно на ремонтопригодности. Со временем эти инновационные разработки стали привычными. К тому же, унификация с гусеничной модификацией Т-150 позволила сократить затраты на производство запасных частей, и тем самым сделать трактор ремонтопригодным даже в полевых условиях. Основное предназначение машины – сельское хозяйство. В частности, машина распространена в таких операциях, как боронование, окучивание, вспашка, культивация, посев зерновых и овощных культур, предпосевная подготовка, обработка целинного грунта и другие задачи. Кроме того, данный трактор зарекомендовал себя в погрузке и выгрузке, буксировке тяжелых прицепов. В коммунальной сфере машина способна выполнять строительные и дорожно-монтажные работы. В свое время трактор Т-150К поставлялся во многие постсоветские страны. Машина получила несколько модернизированных версий, которые только усилили мировую популярность трактора.

Конструкция

У машины переднее расположение двигателя. К его задней части жестко прикреплена коробка передач, а на нее установлена кабина в комплекте с топливным баком емкостью 315 литров.

Коробка передач может включать транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их 4 для каждого режима) осуществляется гидромуфтами без остановки, под нагрузкой и в движении.

Шасии базируется на несущей раме, включающей в себя два продольных швеллерных лонжерона, которые поперечно соединены передним и двумя промежуточными стальными брусьями. Управление поворотами гусеничного варианта машины рулевое. Также в нем реализована возможность включения различных передач на каждую гусеницу. Это позволяет разворачивать машину практически на месте.

В колесном варианте агрегат имеет раму из двух частей, соединенных шарнирно с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Передняя полурама несет на себе мотор, коробку передач, кабину и заправочный бак. Другая часть снабжена навесной системой, предназначенной для закрепления орудий. Задний и передний мост трактора являются ведущими (задний может отключаться).

Преимущества и недостатки Т-150к


К достоинствам колесного трактора относят:

  • передвижение и транспортировку грузов по дорогам общего пользования;
  • большое количество агрегатируемых сельхозмеханизмов для разнообразных работ;
  • многофункциональность;
  • установка спаренных колес на обе оси для увеличения проходимости;
  • условия труда для механизатора;
  • транспортная скорость;
  • небольшой, для тягового класса расход топлива;
  • простота ремонта и технического обслуживания;
  • надежность;
  • круглогодичная эксплуатация, что уменьшает срок окупаемости.

Техническими и конструкционными недостатками считают:

  • увеличенное давление шин на грунт, что вызывает негативное воздействие и снижение агрокультуры производства;
  • применение в конструкции трактора колес, снижает тяговые характеристики по сравнению с гусеничным вариантом на 25-30%;
  • низкая надежность КПП Т-150к и как следствие необходимость частого ремонта;
  • отсутствие в гидросистеме устройства для охлаждения рабочей жидкости.

Двигатель СМД-60

Все модификации тракторов оснащаются дизельными шестицилиндровыми четырехтактными наддувными двигателями СМД-60 со 150-сильной номинальной мощностью. Разработаны они специально под эти машины, имеют V-образное размещение цилиндров и жидкостное охлаждение.

Запуск двигателя двойной: с кабины с помощью электростартера запускают пусковой бензиновый мотор, который служит для раскрутки основного агрегата. Трактор Т150 снабжен трехступенчатой системой высокоэффективной очистки воздуха, подаваемого в топливную систему. В ее составе инерционно-масляный (тонкой очистки), двухступенчатый (имеет эжекционное удаление оседающей пыли) и сухой циклонный фильтр.

Для облегчения запуска мотора при температуре меньше -5ºС предусмотрен предпусковой нагреватель ПЖБ-300.

Таблица соответствия дюймовых и метрических размеров шин для тракторов

Ниже приведены типоразмеры тракторных шин как дюймовой размерности, так и метрической. Чаще всего они взаимозаменяемы, т.к. старые дюймовые размеры просто заменяются новым метрическим эквивалентом. Что касается габаритных размеров, то при выборе покрышек внимательно проверьте варианты на предмет полного соответствия требованиям трактора. Не забудьте и о грузоподъемности шин, она может отличаться.

Современные радиальные шины для тракторов имеют метрическую маркировку в большинстве случаев. Приведенная таблица соответствия позволит легко перевести дюймовый размер в метрический. Она включает и низкопрофильные покрышки для тракторов.

Существует еще и старое обозначение в миллиметрах. К примеру, шина 530-610 вполне соответствует современному написанию 21.3-24. Это написание использовалось в устаревших стандартах СССР, поэтому сейчас распространено мало. Таблиц соответствия для этих уже редких обозначений мы не создавали, но вы можете проконсультироваться о взаимозаменяемости в наших отделах продаж.

Посад. дискДюйм. размерМетрический размерНизкопрофильный размер
Серия 95Серия 85ПрочиеСерия 70Серия 65Серия 60Прочие
20″9.5-20260/80R20300/70R20340/65R20
11.2-20280/85R20320/70R20
12.4-20320/85R20360/70R20420/65R20
13.6-20340/85R20
24″9.5-24250/85R24
11.2-24280/85R24
12.4-24320/85R24
13.6-24340/85R24380/70R24440/65R24480/60R24
14.9-24380/85R24420/70R24480/65R24
16.9-24420/85R24480/70R24540/65R24
17.5L-24440/70R24
17.5L-24445/70R24
17.5L-24460/70R24
19.5L-24495/70R24
19.5L-24500/70R24
26″16.9-26420/85R26480/70R26540/65R26
18.4-26480/80-26520/70R26
23.1-26620/75R26750/65R26
28.1/28L-26750/65R26
28″9.5-28250/85R28
11.2-28280/85R28320/70R28
12.4-28320/85R28360/70R28420/65R28
13.6-28340/85R28380/70R28440/65R28480/60R28
14.9-28380/85R28420/70R28480/65R28520/60R28
16.9-28420/85R28440/80-28480/70R28540/65R28600/60R28
19.5L-28495/70R28
30″14.9-30380/85R30420/70R30
16.9-30420/85R30480/70R30540/65R30600/60R30
18.4-30460/85R30520/70R30600/65R30710/55R30
23.1-30620/75R30650/70R30
32″8.3-32210/95R32
9.5-32230/95R32270/80R32
11.2-32270/95R32
12.4-32320/85R32300/80R32
24.5-32650/75R32680/70R32
30.5L-32800/65R32900/55R32
30.5L-321000/50R32
34″14.9-34380/85R34
16.9-34420/85R34480/70R34540/65R34
18.4-34460/85R34520/70R34600/65R34
36″8.3-36210/95R36
9.5-36230/95R36270/80R36
11.2-36270/95R36
12.4-36320/85R36
13.6-36340/85R36
38″9.5-38230/95R38
11.2-38270/95R38
12.4-38320/85R38
13.6-38340/85R38
14.9-38380/85R38
16.9-38420/85R38480/70R38540/65R38600/60R38
18.4-38460/85R38520/70R38600/65R38650/60R38
20.8-38520/85R38580/70R38650/65R38710/60R38
40″7.2-40180/95R40
9.5-40230/95R40
42″9.5-42230/95R42
12.4-42300/95R42
16.9-42420/85R42
18.4-42460/85R42600/65R42
20.8-42520/85R42580/70R42650/65R42710/60R42900/50R42
44″8.3-44210/95R44
9.5-44230/95R44
11.2-44270/95R44
46″12.4-46300/95R46
14.9-46380/85R46
18.4-46460/85R46
20.8-46520/85R46620/70R46
48″9.5-48230/95R48
11.2-48270/95R48
13.6-48340/85R48
52″12.4-52300/95R52
54″11.2-54270/95R54
12.4-54320/90R54

Коробка передач

Трансмиссия у тракторов механическая, оборудованная для включения передач гидроподжимными муфтами. Конструкции коробок передач унифицированы, главные передачи выполнены в виде планетарных редукторов.

У гусеничной версии T-150 коробка передач сделана двухпоточной, с возможностью передачи движения на выбранную гусеницу.

У колесного агрегата крутящее усилие к ведущим мостам от коробки передач передается через раздаточную коробку. КП также снабжена валом отбора мощности, которым приводятся в движение навесные орудия.

Диск КрКЗ 36Bx25 8/368/415 ET-300

Центральный офис: г.Москва, ул. Складочная, д. 1 стр. 18 офис 215 показать на карте

Склад: г.Москва, ул. Складочная, д 1 стр. 31 показать на карте

Склад: Московская область, Ногинский район, Кудиновское шоссе д. 26 показать на карте

Склад: Московская область, г.Мытищи, ул. Угольная, д. 2 стр.1 показать на карте

Склад: Одинцовский р-н, пос. Большие Вяземы, ул. Ямская, влад 4, стр. 27 показать на карте

Склад: Московская область, г. Подольск, мкр-н Климовск, ул. Коммунальная, д. 26 показать на карте

Склад: Московская область, г.Химки транспортный проезд д 2 показать на карте

Склад: г.Москва, ул.Мологвардейская, д. 54, стр.11 показать на карте

Склад: Московская область, п.Московский, 1й мкр, вл. 6 показать на карте

Склад: Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.107 показать на карте

Центральный офис: г.Орел, ул. Московское шоссе д. 173 показать на карте

Склад: г.Орел, ул. Московское шоссе д. 173 показать на карте

Склад: г.Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 45, корпус 2 показать на карте

Склад: г.Санкт-Петербург, Ломоносовский район, Пушкинское шоссе, 41 показать на карте

Склад: Ленинградская обл., Бугровское сельское поселение, КАД (внтр сторона), 23 км показать на карте

Склад: г.Санкт-Петербург, Грузовой проезд, д.5 показать на карте

Склад: Ленинградская область, пос.Шушары, ул. Пушкинская, д.25, корп. 4, стр. 1 показать на карте

Офис: Ростовская область, г. Батайск ул. Комарова д. 181A показать на карте

Склад: Ростовская область, г. Батайск ул. Комарова д. 181A показать на карте

Склад: г. Екатеринбург ул. ЕКАД 5 км., 6 показать на карте

Склад: г.Челябинск, ул.Танкистов, д.177А показать на карте

Склад: Саратовский район, поселок Расково, Вольский тракт, д. 5 показать на карте

Офис: г.Новосибирск, улица Петухова 27/3 показать на карте

Склад: г.Новосибирск, улица Петухова 27/3 показать на карте

Офис: г. Барнаул, ул Попова, д.167Б, офис №8 показать на карте

Склад: Пермский край, г.Пермь, Деревообделочная ул, д. 3, корпус 1 показать на карте

Склад: г.Липецк, улица Задорожная, д. 24 показать на карте

Склад: г.Краснодар, Калининский сельский округ, х. Октябрьский, ул. Подсолнечная д. 44 показать на карте

Склад: г.Краснодар, улица Московская д. 111 показать на карте

Склад: Уфимский р-н, Промышленная зона Уршак, Административное здание ГУСП «БашСельхозТехника» показать на карте

Ходовая часть

Гусеничная машина перемещается за счет двух гусеничных цепей, каждая из которых установлена на две подрессоренные балансирные каретки подвески и два поддерживающих ролика. В движителе предусмотрены цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, призванные уменьшать толчки от наезда на препятствия.

Колесный вариант реализован с четырьмя колесами, по одному на каждой стороне переднего и заднего моста. Резина на трактор устанавливается широкая, что позволяет уменьшить давление от его веса на грунт. Все четыре шины одинаковые, моделей ФД-14А или ФД37 и имеют маркировку соответственно 530R610(21,3R24) и 610R655(23,1R26).

Технические характеристики трактора Т150-05-09

Размеры и масса
Масса трактора, кг8150±2,5%
Длина без навесного устройства (с прицепным устройством), мм5000±50
Ширина, мм1880±30
Высота, мм2680±40
База, мм1800
Колея, мм1435
Дорожный просвет (не менее) мм300
Двигатель
МодельЯМЗ-236
Мощность номинальная, кВт (л.с.)128,7 (175)
Максимальный крутящий момент Н.м (кгс м)716 (73)
Число и расположение цилиндров6, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм130/140
Рабочий объем, л11,15
Номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин2100
Система пускаэлектростартер
Удельный расход Nоплива при номинальной мощности, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.)220 (162)
Трансмиссия
Муфта сцепления:сухая, двухдисковая с использованием диска нажимного с кожухом ЯМЗ
Rоробка передач:механическая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона
Количество диапазонов/передач переднего хода:3/9
Количество диапазонов/передач заднего хода:1/3
Скорости движения, передний ход км/ч
I диапазон4,26-5,88
II диапазон6,72-9,28
III диапазон11,09-15,31
Скорости движения, задний ход км/ч5,74-7,93
Толкающие усилие в режиме бульдозера5000
Емкости заправки
Масло в двигателе, л25
Масло в коробке передач, л38
Масло в ведущих мостах, л34
Масло в гидросистеме навесного устройства, л38
Масло в редукторе ВОМ, л6
Топливо, л330
Охлаждающая жидкость, л30
Тип охлаждающей жидкоститосол или вода

Подробнее с устройством можно ознакомится в инструкции по эксплуатации Т-150-05-09 и Т-150К-09

Общие технические параметры Т-150к


Колесный трактор Т-150к обладает следующими конструкционными параметрами и техническими характеристиками:

  • Тяговый класс – 3.
  • Привод – 4×4 (полный).
  • Масса – 7,95 т.
  • База – 2,86 м.
  • Длина – 5,75 м.
  • Ширина – 2,40 м в широкой колее (2,20 м – в узкой колее).
  • Высота – 2,95 м.
  • Колея широкая – 1,86 м.
  • Колея узкая – 1,68 м.
  • Радиус поворота – 6,70 м.
  • Размер агропросвета – 0,40 м.
  • Грузоподъемность навесного устройства – 4,50 т.
  • Давление в гидросистеме – 16 Мпа.

Характеристика заправочных емкостей Т-150к:

  1. Масло:: Двигатель – 26,0 л.
  2. КПП – 18,0 л.
  3. Рулевое управление – 33,0 л.
  4. Мосты – 54,0 л.
  5. Гидросистема – 38,0 л.
  6. Редуктор ВОМ – 6,8 л.
  • Топливо – 315 л.
  • Охлаждающая жидкость – 45 л.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]