Как определить направление вращения гидронасоса, гидромотора аксиально–поршневого?

14 июня 2019

Для начала определимся, что такое насос (гидронасос, гидромашина).

Насос – гидравлическая машина, преобразующая механическую энергию приводного двигателя в энергию потока жидкости.

Простым языком можно сказать следующее: энергия вращения будь то от маховика или от ВОМ трактора передается через вал гидронасоса, где на линии всасывания отверстие большего диаметра, а выходное – меньшего.

В связи с этим насосы конструктивно подразделяются на правого и левого вращения. Определить их вращение можно двумя простыми способами, первый визуально (на глаз), второй по цифро–буквенному обозначению на корпусе устройства. Сущёствуют ещё несколько «кустарных» способов, как можно определить направление вращения насоса – это по манометру, и по манжете для насосов НШ (шестерённого типа), на них мы останавливаться в данной статье не будем, кому интересно можете загуглить.

Насос НШ 32А-3: устройство и принцип работы

Насос НШ 32А-3 является довольно распространенным и востребованным в сельском хозяйстве. Данный механизм осуществляет поток масла в гидросистеме под давлением. В итоге в сельскохозяйственной машине приводится в действие приводится гидрофицированный орган.
Основными составляющими шестеренного насоса нш являются корпус (поз.1), который закрыт крышкой (поз.3). В корпус устанавливается качающийся узел, который состоит из ведомой (поз.2) и ведущей (поз.4) шестерни. Шестерни укладываются в подшипниковую обойму (поз.15), платики. В нагнетательной зоне благодаря давлению масла через манжету (поз.11) происходит непрерывное прижатие обоймы (поз.14). она прижимается уплотняющей поверхностью к наружным поверхностям зубьев шестерен.

Когда происходит изнашивание поверхностей зубьев и обоймы, обойма смещается в сторону шестерен. В итоге осуществляется минимальный зазор между поверхностями зубьев и обоймы.

В районе манжет (поз. 10) платики под действием давления рабочей жидкости прижаты к шестерням. Манжеты (поз. 9), установленные в углубления корпуса (поз. 1) и крышки (поз. 3), создают зоны противодавления для разгрузки поджимной обоймы (поз. 14) от напряжений, которые возникают со стороны манжет (поз. 10).

Таким образом, конструкция насоса предусматривает гидравлический автоматический поджим и по торцовым поверхностям зубьев, и по поверхности. А когда происходит износ деталей узла качания, обеспечивается уплотнение зазоров.

Для того, чтобы при работе насоса шестеренного НШ-32А-3 проворачивался качающийся узел, предназначена центрирующая втулка (поз. 5), запрессованная в отверстие, выполненное в корпусе гидронасоса. Уплотнение вала ведущей шестерни (поз. 4) осуществляется при помощи двух манжет. Одна из внутренних манжет смонтирована пружинным браслетом наружу, а другая — пружинным браслетом во внутрь корпуса. Стык корпуса гидронасоса с крышкой уплотнен кольцом (поз. 13).

Принцип действия шестеренчатого насоса заключается в следующем.

Две шестерни равной ширины ведущая 1 и ведомая 2 находятся в зацеплении и расположены в корпусе 3 с минимальным радиальным зазором. К торцовым поверхностям шестерен прилегают боковые стенки насоса. Когда вращаются шестерни, жидкость, заполняющая впадины между зубьями, переносится шестернями по внутренней поверхности корпуса (показано стрелками) из полости всасывания А в полость нагнетания Б.

Насос НШ 32А-3 бывает, как правого, так и левого вращения. В компании Агро-Сервис представлена продукция завода Гидросила, г.Кировоград, которые обладают отличными эксплуатационными характеристиками и высокой степенью надежностью.

Основные неисправности шестеренчатого насоса

Износ стенок и дна колодцев корпуса, торцов шестерен и поверхностей цапф, отверстий втулок под цапфу, откалывание кромок буртиков крышки насоса под уплотнительный сальник, износ плоскости крышки.

Ремонт шестеренчатого насоса

Насос разбирают и ремонтируют, если у него объемный К. П.Д. менее 0,6 (после замены уплотнений). Чтобы правильно контролировать этот показатель, необходимо различать обозначения гидравлических насосов. В маркировках НШ-10Д, НШ-32 и НШ-46У цифра соответствует теоретической производительности нового насоса в кубических сантиметрах за один оборот шестерен. Буквы Д, У после цифры означают модель насоса. Направление врашения ведущей шестерни показано на табличке насоса буквой Л (левое) или П(правое, но чаще всего не обозначают )

Размеры корпуса шестеренчатого насоса, мм. Таблица 1

Марка насоса Маркировка Д Д1 Д2 d1 d2 A H H1
НШ-32У-Л Новый 55+0,02 66+0,5 59+0,2 37+0,17 84+0,1 101
Р1* 55,5+0,02 66+0,5 59,5+0,2 37+0,17 84,3+0,1 101
Р2* 54,7+0,02 66+0,5 58,5+0,2 37+0,17 84,3+0,1 101
Р3* 54,5+0,02 66+0,5 58,5+0,2 37+0,17 84,3+0,1 101

* Размеры для корпусов, восстановленных обжатием

При разборке насосов отвертывают болты, снимают крышку насоса и вынимают детали вручную. Съемник применяют только при снятии из гнезда нижней пары втулок. Втулки крышки и уплотнительного кольца насосов НШ-32 и НШ-46 взаимозаменяемы, но если насос собирают снова из этих деталей, то обезличивание втулок и шестерен не допускается.

Поступившие первый раз в ремонт насосы ремонтируют методом смещения шестерен концентрическими втулками. Этот способ позволяет отремонтировать насос с меньшими затратами, так как восстановление корпуса насоса сводится к одной операции – расточение колодцев на увеличенный размер(табл.1; рис.1). насос собирают с эксцентриковыми втулками, величина смещения оси шестерен должна быть равняя половине разности размеров головок зубьев шестерен и колодцев корпуса.

Рис.1 . Корпус гидравлического насоса

При большем износе поверхностей корпуса насоса (второй и третий ремонт) корпус подвергают пластической деформации – обжатию в горячем состоянии.

Рис. 2. Приспособление для обжатия корпуса насоса: 1-ремонтируемый корпус насоса; 2-выталкиватель; 3-матрица; 4-корпус прессформы; 5-пуасон; 6-верхняя плита.

Для этого корпус помещают в электронагревательную печь с автоматическим регулированием температуры и выдерживают 30 мин. при 500+10 0 С. Затем корпус устанавливают в матрицу 3 (рис.2) приспособления и обжимают под прессом. Обжатие корпуса должно быть завершено при температуре не ниже 4300 С. Обжатый корпус подвергают термической обработке: нагрев и выдержка 30мин. при 5200 С, закалка в воде с температурой 60-1000 С и отпуск (старение) в течении 4-6ч при 170-1800 С. У обжатого корпуса растачивают на токарном станке 1Л62Б или на фрезерных станках 6М82 и 6М12П при помощи приспособления(рис.3).

Рис. 3. Приспособление для расточки корпусов шестеренчатых насосов: а — кондуктор для бесштифтовой установки корпуса; б — приспособление для расточки; в-оправка; 1-корпус приспособления; 2-штифт; 3-ось корпуса; 4-корпус кондуктора; 5-подвижный конус; 6-зажим; 7-резцовая оправка; 8-зажимной винт; 9-резец; 10-штифт; 11-резец.

Эллипсность расточенных колодцев должна быть не более 0,01мм, конусность – не более 0,02мм, непараллельность осей колодцев – не более 0,03мм, а несовпадение плоскостей днищ колодцев корпуса – не более 0,02мм. Глубину колодцев контролируют индикатором.

Для восстановления шестерен насосов шлифуют изношенные поверхности цапф, торцы и поверхности головок зубьев шестерен до ремонтных размеров на круглошлифовальном станке 3Б12. Шлифовальный кругу марки ПП-300х40х127-Эк заправляют для шлифования торцов шестерен, как показано на рисунке 4. Радиус закругления кромок зубьев должен составлять 0,01мм.

Рис. 4. Шлифование торцов шестерен: а-положение кромки круга при шлифовании; б-шлифование торца; в-заправка шлифовального круга.

Биение торцов зубьев шестерен относительно центровой линии допускается не более 0,01мм. Шлифовальный круг следует править после обработки 20-30 шестереню размеры шестерен после шлифования приведены в таблице 2.

Размеры шестерен шестеренчатого насоса после шлифования. Таблица 2

Марка насоса Маркировка Наружный диаметр головки зуба шестерни, мм Диаметр цапфы, мм Длина зуба шестерни, мм
НШ-32У-Л Новый
Р1
Р2
Р3

Глубина цементованного слоя шестерни после обработки должна быть не менее 0,8мм (твердость HRC 58-62).

В зависимости от длины зуба отремонтированные шестерни каждого ремонтного размера сортируют по группам с интервалом 0,005мм, пользуясь рычажной скобой.

Втулки насосов ремонтируют способом пластической деформации обжатием(рис.5) в холодном состоянии.

Рис. 5. Приспособление для обжатия втулок: а-приспособление для обжатия втулок; б-втулка; 1-стержень(рабочий инструмент); 2-пуасон; 3-втулка; 4-матрица; 5-вкладыш; 6-выталкиватель; 7-корпус матрицы.

Размеры заготовки втулки после обжатия приведены в таблице 3.

Размеры заготовки втулки после обжатия Таблица 3

Марка насоса D D A L L B
НШ-32У-Л 57+0,1 24,8+0,1 23+0,1 44 17 10

У обжатой втулки протачивают торец В, маслянну канавку до диаметра d1 (рис.6) развертывают или растачивают отверстие под цапфу до размера d.

Рис. 6.

При механической обработке применяют эксцентриковый цанговый патрон(рис.7), который позволяет обрабатывать втулки с эксцентриком.

Рис. 7. Эксцентриковый цанговый патрон: 1-цанга; 2-фиксатор втулки; 3-регулировочный болт; 4-корпус патрона; 5-зажимные винты.

Для обработки торцевых плоскостей Б и В (см. рис.6) на суппорте при помощи специальной головки устанавливают два резца (рис.8) так, чтобы длина втулки после обработки соответствовала данным таблицы 4.

Рис. 8. Размеры втулки после механической обработки (см. рис.6), мм Таблица 4

Марка насоса Маркировка Д d d1
НШ-32У-Л Новая втулка 26+0,015 27,5+0,015
Р1 25,9+0,015 27,5+0,015
Р2 25,8+0,015 27,5+0,015
Р3* 25,7+0,015 27,5+0,015

* Размеры для корпусов насосов, восстановленных обжатием.

Продолжение

Марка насоса Маркировка L L1 A e
НШ-32У-Л Новая втулка 42,5-0,34
Р1 42,5-0,34 0,35+0,01
Р2 42,5-0,34 0,45+0,01
Р3* 42,5-0,34 0,50+0,01

Высота втулок, обработанных одновременно двумя резцами, обычно отличается не более чем на 0,005мм, и втулки соответствуют одной группе. Стыковые плоскости втулок фрезеруют на фрезерном станке при помощи приспособления(рис.9)

Рис.9. Фрезерование стыковой плоскости втулок: 1-втулки; 2-фреза.

Неровности привалочной поверхности крышки 1 (рис.10) насоса устраняют фрезерованием этой поверхности до выведения следов износа. Если у крышки буртик, удерживающий стопорное кольцо сальника, отломан, то на месте буртика делают выточку и в крышку устанавливают стальное кольцо 2, прикрепляемое винтами 3.

Рис. 10. Восстановление стопорного буртика крышки корпуса насоса: 1-крышка; 2-кольцо; 3-винт.

Втулки и шестерни, являются сопряженными деталями, подбирают по размерным группам так, чтобы длина каждой пары нижних втулок, шестерен и верхних втулок отличалась не более чем на 0,005мм. Втулки, установленные в корпус, не должны выступать более чем на на 0,005мм одна относительно другой. Резиновые уплотнительные кольца и манжету, потерявшее первоначальную упругость, заменяют. Подобранные шестерни и втулки перед сборкой насоса смазывают дизельным маслом. При сборке левого вращения корпус устанавливают в приспособление или тиски с медными губками так, чтобы входное отверстие было направленно к рабочему. Подобранную пару (левую и правую) нижних втулок вставляют в колодцы корпуса насоса. Ведущую шестерню устанавливают в правый колодец, а ведомую – в левый. При сборке насоса правого вращения ведущую шестерню устанавливают в левый колодец, а ведомую – в правый. Сальник смазывают тонким слоем графитовой смазки или солидолом и запрессовывают в крышку при помощи оправки. Маслосъемная кромка сальника должна быть обращена к внутренней стороне крышки. Собранный насос обкатывают и испытывают на стенде КИ-4200 или КИ-4815 (рис.11)

Рис. 11. Испытание шестеренчатого насоса: а-установка насоса на стенде КИ-4200; б-схема присоединения насоса к гидравлической системе; 1-штуцера для присодинения гидроагрегатов; 2-нагнетательный шланг; 3-испытуемый насос; 4-шланг всасывающей полости насоса; 5-скоба крепления насоса; 6-расходный бак; 7-фильтр; 8-счетчик расхода жидкости; 9-радиатор системы охлаждения; 10- центробежный фильтр; 11-переливной золотник; 12-тумблер счетчика оборотов; 13-счетчик оборотов; 14-манометр высокого давления; 15-блок низкого давления с манометром; 16-дроссель; 17-трехходовой кран.

Режим обкатки: без давления – 4мин., при давлении 2,0МПа – 7мин., при 4,0МПа – 5мин, при 7,0МПа – 4мин., при 10,0МПа – 12мин., и при 13,5Мпа – пять циклов по 0,5мин. Давление в нагнетательной магистрали регулируют дросселем.

Насосы испытывают на производительность при давлении10Мпа и температуре масла 45-550С. Результаты испытаний должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 5.

Показатели отремонтированных шестеренчатых насосов. Таблица 5

Марка насоса Маркировка Расчетная производительность за один оборот вала, см3 Производительность при частоте вращения вала привода 1650 об/мин, л/мин Показатели на стендах КИ-4200 и КИ-4815
Контрольный объем по счетчику, л Суммарное число оборотов вала насоса, не более
НШ-32У-Л Р1 32,07 47,60 60 1090
Р2 31,61 46,80 60 1110
Р3 30,86 45,80 60 1130

Производительность отремонтированного насоса должна быть не менее 90% от расчетной, т.е. объемный коэффициент полезного действия должен быть не менее 0,9.

Если производительность насоса меньше 60% от расчетной, т. е. когда объемный коэффициент полезного действия насоса меньше 0,6, то такой насос подлежит ремонт.

Насосы НШ-32

Изучая наиболее характерные особенности, которыми обладает насос НШ 32, необходимо прежде всего упомянуть, что он относится к шестереночной разновидности, является одним из предметов гидравлического оснащения. Изделие чаще всего применяется в конструкциях различной сельскохозяйственной и тракторной техники, преимущественно в старых её образцах.

При этом несмотря на давний год выпуска подобные приспособления по-прежнему пользуются стабильно высоким спросом, что обусловлено их превосходными эксплуатационными характеристиками. Отчасти этому способствует цена насоса НШ 32, которая значительно ниже, чем у большинства отечественных и зарубежных аналогов.

Устройство используется для работы с навесным оборудованием исключительно в вертикальной плоскости, что необходимо учитывать при использовании модели. Насос повсеместно используется в:

  • бульдозерах;
  • отвалах;
  • грейдерах;
  • ковшевых навесах;
  • привод стрел/захватов.

Для осуществления работ в горизонтальном положении используется другая модель — НШ 10. Модификация НШ 32 относится к шестереночному типу, что обусловлено её конструкцией. Принцип работы предполагает, что за счет правильного расположения шестеренок, удается добиться эффективной циркуляции масла в системе.

Устройство не только отличается низкой стоимостью, но и доступными расценками на запчасти, например, фланец НШ 32. Это позволяет значительно сократить затраты на обслуживание и при необходимости выполнять ремонт нужного узла самостоятельно. С этой целью также крайне удобно использовать специальный ремкомплект, включающий все необходимое для устранения самых распространенных неисправностей.

На чем держится коленчатый вал?

Крупноразмерные коленчатые валы, такие как судовые, а также коленвалы двигателей с туннельным картером являются разборными, и соединяются на болтах. Коленвалы могут устанавливаться не только на подшипниках скольжения, но и на роликовых (шатунные и коренные), шариковых (коренные в маломощных моторах).

Интересные материалы:

Как крепить римские шторы? Как крепить знак о высшем образовании на китель мвд? Как крепится плинтус к стене? Как лечиться берёзовым дёгтем? Как лечиться от мышиной лихорадки? Как легко разрезать пробку? Как ликвидировать академическую задолженность? Как ликвидировать фирму с нулевым балансом? Как ликвидировать ООО самостоятельно? Как люди заражаются токсоплазмозом от кошки?

Устройство насоса НШ-32

Конструкция приборов этой серии практически идентична и предусматривает наличие нескольких ключевых элементов. Главным из них представляется шестереночный механизм, за счет которого и осуществляется перекачка жидкости в системе. Упоминания заслуживают и другие важные узлы:

  • корпус, изготовленный из высокопрочного сплава;
  • прокладка, опорное, уплотнительное и стопорное кольца;
  • вал привода, втулки;
  • поджимная, подшипниковая обойма и прочие элементы.

Необходимо помнить о соблюдении правил эксплуатации, поскольку, в противном случае, многие элементы могут быстро прийти в негодность. Например, учитывая размер сальника, необходимо использовать только качественное масло установленной категории, а также исключить возможность появления загрязнений в гидросистеме.

Устройство и принцип действия насоса шестеренного НШ-32А-3

Гидравлический насос НШ-32А-3 создает в гидросистеме поток масла под давлением, которое поднимет навешенную на трактор сельскохозяйственную машину, либо приведет в действие гидрофицированный орган прицепной машины. Составными частями насоса являются корпус (на рисунке поз. 1), который закрыт крышкой (поз. 3). В корпусе установлен качающий узел, включающий в себя ведомую (поз. 2) и ведущую (поз. 4) шестерни, которые уложены в подшипниковую обойму (поз. 15), платики (поз. 12), манжеты торцового уплотнения (поз. 10) и поджимную обойму (поз. 14). Поджимная обойма находится вверху, если посмотреть со стороны отверстия нагнетания Б. Опирается на цапфы и наружные поверхности зубьев шестерен. В нагнетательной зоне давление масла через манжету (поз. 11) осуществляет постоянное прижатие обоймы (поз. 14) ее уплотняющей поверхностью к наружным поверхностям зубьев шестерен.

При износе сопряженных поверхностей зубьев и обоймы это усилие осуществляет перемещение обоймы в сторону шестерен, чем обеспечивает минимально необходимый зазор между поверхностью зубьев и поверхностью обоймы. Торцовое уплотнение шестерен обеспечивается двумя платиками (поз. 12), которые установлены в углублениях поджимной и подшипниковой обойм — это зона высокого давления, возле отверстия нагнетания Б.

В зоне манжет (поз. 10) платики под воздействием давления рабочей жидкости поджаты к шестерням. Манжеты (поз. 9), установленные в углубления корпуса (поз. 1) и крышки (поз. 3), создают зоны противодавления для разгрузки поджимной обоймы (поз. 14) от напряжений, которые возникают со стороны манжет (поз. 10). Таким образом, конструкция насоса предусматривает гидравлический автоматический поджим и по торцовым поверхностям зубьев, и по поверхности, чем обеспечивается уплотнение зазоров в процессе изнашивания деталей узла качания.

Насосы шестеренные НШ: строение, принцип работы, технические характеристики

Насос шестеренный — что это такое? Как он устроен и как работает? На эти и многие другие вопросы мы с Вами найдем ответ в этой статье.

Объектом рассмотрения в нашей статье станет гидравлический шестеренный насос НШ.

Устройство, принцип действия и описание насоса шестеренного типа

Насос НШ расшифруется как насос шестеренный. Тип данного насоса – роторный. Из-за наличия шестерен его еще можно назвать зубчатым. При помощи зубов шестерни выполняется цепление. В каждом НШ находится не менее двух шестерен. Двигатель приводит в движение ведущую шестерню. А она, в свою очередь, с помощью зацепления через зубья — приводит в действие ведомую. В отличие от некоторых гидравлических установок, большинство НШ выполнено с внешним видом зацепления шестерен. Однако, существуют конструкции и со внутренним цеплением. Достоинством данного вида зацепления является меньший размер устройства, более слабой подачей, из-за чего шум значительно ниже. В таких насосах ведущая — внутренняя шестерня. Она вращает внешнюю. Заполнение камер жидкостью выполняется благодаря сверлениям в углублениях между зубьями внутренней шестерни. Или через серповидные окна, которые расположены в крышках сбоку. А вот уменьшение объема рабочих областей происходит по тому-же принципу, что и у насосов НШ со внешним зацеплением. В нем образуются рабочие области благодаря зубьям. Когда они становятся в зацепление – камеры становятся меньше. Когда выходят из зацепления – увеличиваются. Углубления между зубьями заполняются жидкостью и переносятся двумя шестеренками к области входа в контакт. Следовательно, масло выдавливается и перемещается в нагнетательную магистраль. Также, существуют трехшестеренные насосы. Они имеют две ведущие шестерни и одну ведомую.

Что мы имеем в итоге:

— насосы НШ с внешним зацеплением;

— насосы НШ с внутренним зацеплением;

Кроме этого, следует заметить, что у них бывает правостороннее или левостороннее вращение. В случае, если посмотреть на привод, то насос имеет правое направление и вращается по движению часовой стрелки, а левосторонний – против движения стрелки.

Недостатки

Давайте рассмотрим детальнее недостатки данной конструкции.

— С целью минимизации вытекания масла из области всасывания в область нагнетания зубья шестерен имеют очень плотное сцепление. Незначительный зазор остается, разве что, между оболочкой и самими зубьями. Тем не менее, по краю зубьев немного масла, все же, остается. Это называется «обратной подачей». Проще говоря, уменьшается КПД.

— Другим недостатком является наличие торцевой канавки, соединяющейся с областью нагнетания. Из-за этого уменьшается избыточный показатель давления.

— Невыполнимость контроля подачи.

— Высокий показатель шума при работе.

Достоинства, преимущества:

— Небольшая стоимость и недорогой ремонт;

— Простота в обслуживании;

— Возможность перекачивать масло при больших температурах;

— Дозировка рабочих жидкостей.

Область (место) применения.

Пригодны для использования в гидросистемах с небольшим давлением (до 20 МПа). Назначение — это нагнетание рабочей жидкости. Следовательно, их часто используют в сельхоз и спецтехнике.

Ниже представлена таблица с моделью насоса и техникой, в которой он применяется.

Конструкция

Ниже представлена схема насоса с обозначениями.

Технические параметры

Ниже представлена табличка с параметрами наиболее распространенных моделей.

Схема насоса НШ-32:

Маркировка

НШ имеют разные модификации и маркировку. Разберем, к примеру, НШ 10У-3ЛТ: НШ — означает насос шестеренный; 10 — объем, измеряется в кубических сантиметрах; У — серия Универсал; 3 — класс по давлению (16МПа); Л – левостороннее или правостороннее направление, если НШ правосторонний – то направление не обозначается; Т – климат. исполнение (Т — тропический, умеренный не обозначается)

Итак, как определить вращение насоса аксиально-поршневого визуально?

  1. Берем гидронасос и кладем ее «горбом» кверху.
  2. Смотрим на насос со стороны задней крышки. (Не вала, не по стрелочкам на корпусе или бирки, так как бирку или стрелку на корпусе могли поменять или сбить. На корпусах новых моделей данных стрелочек вообще нет, там идет литье в форме прямоугольной площадки).
  3. Повторюсь, что, если данная гидромашина является насосом, у нее отверстия разного диаметра (у гидромотора одинакового). Так вот с какой стороны отверстия большего диаметра, того и вращения (см. рисунок внизу статьи).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]