Харьковский приступил к производству дизельных двигателей в середине прошлого века. Продукция предназначалась для установки на транспортных средствах, работающих в сельском хозяйстве – комбайнах, тракторах. Дизельный двигатель СМД зарекомендовал себя среди пользователей, как надежный механизм, работающий в течение длительного эксплуатационного срока без капитального ремонта. На данный период завод прекратил свое существование, производство современных моторов этой категории налажено в Белгороде. Теперь из выпускает Белгородский моторный завод.
Описание двигателей СМД
Модификации дизельных двигателей внутреннего сгорания, выпускаемые под брендом СМД, обладают общими достоинствами:
- Экономичность, низкий расход дизтоплива.
- Компактность конструкции.
- Сравнительно небольшая масса.
- Доступность переналадки (чаще всего требуется изменить мощность агрегата).
- Большое количество запасных частей по доступным ценам в торговой сети.
- Невысокая стоимость агрегата, в сравнении с импортными аналогами.
Благодаря большому количеству преимуществ данных моторов, они широко используются при производстве сельхозтехники. В состав моторов СМД входят гидравлические насосы высокого давления для обслуживания гидросистемы. Одновременно с насосами, на с/х машины дополнительно устанавливаются специальные искрогасители. В конструкцию моторов включены топливные фильтры тонкой очистки. Их устройство позволяет производить очистку и промывку без демонтажа и разборки.
В зависимости от области использования и конструкции модификаций, силовые агрегаты бренда СМД разделяются на следующие категории:
- четырехцилиндровые, расположение цилиндров – рядное;
- шестицилиндровые, рядные;
- 6-цилиндровые, У-образные.
Дизельный двигатель СМД 18 Н
В конструкцию мотора входят четыре цилиндра. Топливо в цилиндры подается при помощи фирменного насоса ТНВД «Моторпал» PP4M10P1F-4214 производства Чехии.
- Впрыск топлива – непосредственный.
- Двигатель оборудован турбонаддувом.
- Система охлаждения – жидкостная.
Технические характеристики двигателя СМД 18Н:
- мощность – 100 л. с.;
- число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
- удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
- вес двигателя от 735 до 880 кг.
Неисправности
Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.
НЕИСПРАВНОСТЬ | МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ |
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу. | 1. Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах. |
2. Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора. | |
3. Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора. | |
Выброс автомасла через картер маховика. | 1. Разрушен самоподжимной сальник. |
2. Срезано уплотнительное кольцо редуктора. | |
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм. | 1. Проворачивается втулка распределительного вала. |
2. Засорение масляных каналов головки цилиндров. | |
3. Ослабление крепления шестерни распределительного вала. | |
Посторонние стуки в двигателе: | |
1. Звонкий резкий стук. | Сломана форсунка. |
2. Детонирующий стук. | Нарушен угол впрыска. |
3. Неясно выраженный стук. | Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала. |
Двигатель СМД 60
Силовой агрегат СМД 60 предназначен для гусеничных тракторов Т-150, производства завода ХТЗ. Двигатель СМД 62 – для колесной модификации Т-150К соответственно.
Описание устройства СМД-60/62:
- Количество цилиндров – 6 шт.
- Число тактов – 4.
- Мощность – 150 л. с.
- Тип охлаждения – жидкостное (в летнее время в систему заливается вода, при отрицательных температурах окружающей среды – антифриз).
- Впрыск дизтоплива – непосредственный.
- Турбонаддув – имеется.
- Расположение цилиндров – у-образное со смещением.
- Ход поршня меньше диаметра цилиндра – короткоходовой вариант исполнения.
В состав двигателя входят:
- топливный насос ТНВД;
- фильтры грубой, тонкой очистки топлива;
- моторное масло очищается при помощи специальной центрифуги;
- циклонный воздухоочиститель (пыль из него удаляется автоматически);
- пусковой мотор П-350;
- предпусковое нагревательное устройство;
- генератор переменного тока,
- турбокомпрессор двигателя размещен в развале цилиндров.
Основное отличие СМД 62 от базовой модели состоит в обеспечении перехода на повышенную мощность в 165 л.с. Пневматическая система трактора Т-150К оборудована специальным нагнетающим компрессором.
Параметры эксплуатации
Инструкция, прилагаемая к модели, содержит основную информацию о правилах эксплуатации шестицилиндровых устройств. Как и любой другой механизм, СМД-18Н нуждается в регулярном надзоре и элементарном обслуживании. Проверка качественных характеристик проводится в рабочем режиме. Разработчики модельного ряда СМД обещают беспроблемное функционирование двигателей в случае соблюдения устава по содержанию устройства.
Регулировка ТНВД для двигателя СМД-18
Появление проблем в работе может быть связано как с наличием производственного брака, так и с неисправностями, возникшими из-за неправильного технического обслуживания устройства. Ремонт отдельных систем дизеля СМД-18Н осуществляется в зависимости от проблемы, возникшей при эксплуатации устройства. Если картер-блок осуществил выброс горючего, то стоит не превышать предел мощности мотора некоторое время.
В остальным случаях ремонт СМД с 6 цилиндрами осуществляется заменой отдельных комплектующих. К примеру, если топливо вышло через маховик и другие основные части механизма, то стоит заменить уплотнительный элемент этого блока. Своевременная профилактика механизма избавит владельцев от ненужных хлопот, связанных с ремонтными работами.
Видео по теме: Двигатель СМД-18
Публикации по теме
Возможности многофункционального экскаватора ЭО-3322 для дорожно-строительных и сельскохозяйственных работ
Технические характеристики ТДТ-55 и сферы применения трактора
Трактор Т-150 – технические характеристики, устройство и особенности эксплуатации машины
Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62
В качестве смазочных жидкостей для тракторных двигателей данных моделей рекомендуется использовать специальные марки. В летнее время – это моторное масло М10Г, соответственно для зимы – М8Г. Если не удалось приобрести рекомендованные жидкости, можно временно воспользоваться заменителями:
- летняя моторная смазка – М 10В;
- зимнее дизельное масло – ДС-8.
Внимание: При использовании аналогов нужно перейти на топливо с уменьшенным содержанием серы (не более 0,5%).
Двигатель СМД 14
Четырехцилиндровый дизельный мотор СМД 14А входит в комплектацию Харьковского трактора Т-74, а СМД-14Б предназначен для серийного трактора – ДТ-54В, выпускаемого на Волгоградском тракторном заводе.
Технические характеристики двигателя СМД 14
- Номинальная мощность мотора – 75 лошадиных сил.
- Количество цилиндров – 6 штук, диаметр – 130 мм.
- Характер расположения цилиндров – У-образное, с углом развала в 90°.
- Число оборотов коленвала 800 – 2180 об/мин.
- Длина хода поршня – 115 мм.
- Тип системы охлаждения – водяной.
- Вентиляция системы охлаждения – принудительного типа.
- В состав СМД-14 входит система пуска с мотором П-350.
Блок-картер и головка цилиндров
Блок-картер – это самая основная корпусная деталь дизеля СМД-18. В нём размещаются детали механизмов кривошипно-шатунного и газораспределительного. Блок-картер – это отливка из чугуна, у которой формирует блок цилиндров, а нижняя – верх картера коленвала.
В вертикальные расточки верхней части блок-картера вмонтированы гильзы цилиндров. В полости между стенками блок-картера и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. В поперечные перегородки нижней части блок-картера интегрированы расточки-постели – в них установлены коренные подшипники коленвала. Вкладыши коренных подшипников сделаны из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным сплавом.
На боковых поверхностях блок-картера есть несколько обработанных привалочных поверхностей для монтажа узлов и агрегатов систем питания, смазки и охлаждения. К передней стенке блок-картера прикреплены картер и крышка 3 картера распределительных шестерён. К крышке картера шестерён крепится разъёмная передняя опора. К задней стенке блок-картера прикреплён картер маховика. У картера маховика имеется особый прилив с обработанной площадкой и фланцем для монтажа пускового мотора и редуктора.
Каждый цикл проходит в ходе 2-х оборотов коленвала, включая в себя четыре такта: впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Рабочий ход поршней в цилиндрах следует в таком порядке работы цилиндров: 1-3-4-2.
Головка цилиндра отлита из чугуна, она общая для всех 4-х цилиндров. Для уплотнения плоскости разъёма между головкой цилиндров и блок-картером проложена прокладка из асбесто-полотна.
Гильзы цилиндров – «мокрые», изготовленные из специального чугуна. Уплотнение гильз по нижнему бурту выполнено в виде 2-х колец из резины.
Двигатели СМД-31
Шестицилиндровые, четырехтактные дизельные моторы оборудованы турбонаддувом.
Мощность СМД-31А равна 235 лошадиных сил. Основное применение – комбайн ДОН-1500.
СМД 31.16 создан для комбайна «Славутич» производства Херсон, его мощность равна 265 л. с.
СМД 31.20 – «Обрий», зерноуборочный комбайн производится на в Харькове. Мощность мотора – 230 л. с.
Технические характеристики двигателя СМД 31:
- частота вращения коленвала – 800 – 2130 об/мин.;
- расход горючего от 165 до 172 г/л.с.ч;
- пусковая система оборудована электростартером 3212.3708, а также электрическим подогревателем факельным ЭФП 8101500;
- вес мотора в сборе – 1050 – 1100 кг.
Двигатель СМД 22
Данный силовой агрегат устанавливается на различных зерноуборочных машинах отечественного производства: СКД-6 М, «Нива», «Енисей».
Технические характеристики СМД-22:
- Количество цилиндров – 4 штуки.
- Номинальная мощность – 140 лошадиных сил.
- Количество оборотов – 650 – 2130 об/мин.
- Расход топлива – 171 г/л.с. ч.
- Модель пускового двигателя – П-10 УД.
- Вес агрегата равен 735 – 880 кг.
Технические характеристики двигателя СМД 21:
- полное название модификации — СМД-21.07.02;
- оборудование – турбонаддув;
- жидкостное охлаждение;
- ТНВД «Моторпал»;
- число цилиндров – 4 шт.
- количество оборотов – 2400 об/мин;
- момент кручения 610 Н.м;
- система пусковая – электростартер, 24 вольта;
- эксплуатационный срок до капитального ремонта – 10 лет.
Технические характеристики
Модель | СМД-60; 61 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 117,7 (160) |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 110 (150) |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2000 |
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, не более об/мин | 800 |
Максимальная частота вращения на холостом ходу, не более об/мин | 2180 |
Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности, не более г/л.с.ч | 238 (175) |
Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности, не более г/кВт.ч (г/л.с.ч) | 248 (182) |
Давление масла в главной магистрали смазочной системы дизеля при установившемся режиме работы и температуре охлаждающей жидкости 80–95°С МПа (кгс/см2): — при номинальной частоте вращения — при минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода, не менее | 0,3–0,55 (3–5,5) 0,1 (1,0) |
Система пуска СМД-60 СМД-61 | Пусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском Электростартер |
Масса дизеля конструктивная по ГОСТ 20000, кг | 950–1100 |
© 2010–2019, ЗАО «Белгородский моторный завод»
+7 (4722) 500-527
телефон отдела продаж
Источник
Краткий обзор моделей СМД
Двигатели СМД 15Н и 14Н не оборудованы турбинами, относятся к категории безнаддувных моторов. Благодаря повышенным мощностным показателям (68 л. с.), нашли применение в таких областях, как:
- тракторы «ЮМЗ»;
- дорожная техника (погрузчики, укладчики асфальта, катки);
- строительное оборудование.
Четырехцилиндровые турбонаддувные дизельные моторы СМД-17Н, 18Н мощностью не менее 100 лошадиных сил, устанавливаются:
- на сельскохозяйственных тракторах Вг ТЗ, ДТ-75;
- лесных модификациях ЛХТ-55 «ОТЗ», ТДТ-55;
- экскаваторах «АТЭК».
Возможен ли тюнинг двигателей СМД
По мнению специалистов, силовые агрегаты, предназначенные для сельскохозяйственной техники, не подвергаются усовершенствованиям с целью улучшить мощностные характеристики. Это объясняется тем, что их конструкция и методы изготовления рассчитаны на выполнение конкретных работ в определенных условиях. Любое вмешательство в регулировки, настройки и конструкцию СМД приведет к нарушению сбалансированной работы двигателя и транспортного средства в целом.
Создана широкая линейка моделей СМД, отличающихся мощностными характеристиками. Различные машины спецтехники комплектуются наиболее подходящим мотором из имеющегося широкого диапазона.
При желании преобразить внешний вид транспортного средства допускается применять светодиодный тюнинг.
Система смазки
В систему смазки входят: маслонасос с маслоприемником, центрифуга, радиатор масляный, маслоканалы, маслопроводы и масляный фильтр турбокомпрессора. Масляный насос шестерёнчатый, расположенный в передней части картера, приводится в действие от шестерни коленвала.
Система смазки бесперебойно подаёт масло к трущимся деталям дизельного двигателя, уменьшая их трение и износ, а также отводя от них тепло и продукты постепенного износа. Система смазки выполнена по комбинированной схеме: одна часть деталей (коренные и шатунные подшипники коленвала, подшипники распредвала, клапанный механизм, втулки промежуточной шестерни и шестерня топливного насоса) п смазывается под давлением, а другая (гильзы, поршни, кольца, пальцы поршней, кулачки распредвала, толкатели, шестерни) – разбрызгиванием.
Во время работы двигателя масло закачивается из нижнего картера маслонасосом через маслоприёмник и подаётся под давлением по маслопроводу и сверлениям в блок-картере к центрифуге полнопоточной, а затем – к масляному радиатору. Очищенное в центрифуге и охлаждённое в масляном радиаторе масло идёт в главную масломагистраль, которая проходит вдоль блока.
Из неё масло по наклонным каналам в блок-картере подаётся к коренным подшипникам коленвала, смазывая их, и далее по сверлениям в шейках и щеках коленвала – к шатунным подшипникам, и т.д.
Для очищения масла на двигателе имеется масляный фильтр – масляная центрифуга полнопоточного типа.