Многофункциональные среднефорсированные двигатели УД, выпускавшиеся Ульяновским моторным заводом (аббревиатура УД расшифровывается как «Ульяновский Двигатель») с 1952 г., использовались в приводе различных средств малой механизации, а также в бензиноэлектрических агрегатах типа АБ. В общем виде двигатель УД – это классический четырехтактный бензиновый мотор с воздушным охлаждением. Изначально (1952) на заводе было освоено серийное производство трех модификаций с нижним расположением клапанов:
- УД-1 – одноцилиндровый силовой агрегат с объемом цилиндра 305 куб. см, развивающий мощность 4 л. с.;
- УД-2 – 2-х цилиндровый двигатель, мощность которого составляла 8 л. с. (объем цилиндров 610 см. куб.);
- УД-4 – четырехцилиндровый мотор с объемом цилиндров 1220 куб. см. Он развивал мощность порядка 15 л. с.
Затем (1967) в серию запустили более современные силовые агрегаты с верхним расположением клапанов:
- одноцилиндровые УД 15 (мощность 6 л. с.);
- двухцилиндровые УД 25 (мощность 12 л. с.).
В зависимости от назначения мотор серии УД оснащался разнообразным навесным оборудованием, среди которого можно было встретить:
- Электростартер.
- Реверс-редуктор.
- Фланец для подсоединения коробки переключения передач и пр.
Технические характеристики
Во времена СССР УД 2 был наиболее популярным силовым агрегатом среди умельцев, способных самостоятельно собрать мини-трактор, моторку и пр. Его эксплуатационно-технические параметры приведены в таблице.
Скачать .xls-файл
xls
Скачать картинку
Отправить на email
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
Мощность, л. с. | 8 |
Объем цилиндров, см. куб. | 610 |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра, мм | 72 |
Ход поршня, мм | 75 |
Степень сжатия | 5.5 |
Система смазки | Комбинированная (разбрызгивание+под давлением) |
Масло | Минеральное |
Объем заливаемого моторного масла, л | 4 |
Система охлаждения | Воздушная, принудительная |
Система подачи топлива | Карбюраторная |
Тип карбюратора | К-16В |
Топливо | Неэтилированный бензин А-72, А-76 |
Удельный расход топлива, г/л. с. час | 370 |
Система зажигания | Принудительная (магнето высокого напряжения) |
Тип магнето | М-68Б1 правого вращения |
Свеча зажигания | А 10 Н |
Размеры длина/ширина/высота, мм | 550/485/555 |
Вес, кг | 72 |
Моторесурс, час | 3000 |
Двигатель устанавливался на:
- бензоэлектрические агрегаты АБ-4-О/230, АБ-4-Т/230, АБ-4-T/400, АБ-4-П/115 и пр.;
- приводы средств малой механизации (компрессоры, лебедки и др.);
- лодки бакенщиков, рыбацкие и хозяйственные маломерные моторные суда.
Двигатель 2сд м1 для чего он
В СССР в различные годы выпускались несколько серий стационарных бензиновых двигателей для привода электрических генераторов, насосов, сельскохозяйственных машин, зарядки аккумуляторов. Эти же двигатели широко использовались на маломерных судах.
Содержание
- 1 Серия «Л»
- 2 Серия «УД»
- 3 Двигатель ЗИД-4,5 (УМЗ-5)
- 4 Двигатель «2СД»
- 5 Двигатель «СД-60» Б/3
- 6 Двигатель «ОДВ-300В»
- 7 Модификации двигателей «Москвич»
- 8 Модификации двигателей ГАЗ, ЗМЗ, УМЗ
- 9 Модификации двигателей ЗиЛ
- 10 Примечания
- 11 Литература
Серия «Л» [ | ]
Двигатели серии Л
(
Л
енинец) были разработаны в конце 30-х годов на Ульяновском моторном заводе и производились до начала 60-х годов. Серия включала в себя три двигателя, унифицированных по цилиндро-поршневой группе: Л-3/2, Л-6/2 и Л-12, соответственно одноцилиндровый, двухцилиндровый и четырёхцилиндровый. Рабочий объем цилиндра — 300 см 3 . Рабочая частота вращения — 2000 об/мин. Цилиндровая мощность 3 л.с. Двигатели карбюраторные, четырёхтактные. Охлаждение — жидкостное. Смазка — разбрызгиванием.
Двигатели «Л» изначально разрабатывались для привода электрогенераторов, насосов и др., но нашли применение и для лодок.
Серия «УД» [ | ]
УД
— марка многоцелевых малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых Ульяновским моторным заводом. УД расшифровываются как
У
льяновский
Д
вигатель. Двигатели четырёхтактные, воздушного охлаждения, с нижним расположением клапанов. С 1952 года выпускались 3 основных модели и их модификации:
- УД-1 одноцилиндровые двигатели мощностью 4 л.с. с нижним расположением клапанов; 305 см 3
- УД-2 двухцилиндровые двигатели мощностью 8 л.с. с нижним расположением клапанов; 610 см 3
- УД-4 четырёхцилиндровые двигатели мощностью 15 л.с. с нижним расположением клапанов; 1220 см 3
С 1967 года начат выпуск двигателей еще двух моделей, верхнеклапанных, с конструкцией, базирующейся на моторе малолитражки «Запорожец» ЗАЗ-966:
- УД-15 — одноцилиндровые двигатели мощностью 6 л.с. с верхним расположением клапанов;
- УД-25 — двухцилиндровые двигатели мощностью 12 л.с. с верхним расположением клапанов;
Базовые модели двигателей на заводе комплектовались различным оборудованием, которое обозначалось литерой после цифр:
- Г
— двигатели, предназначенные для привода генераторов. Комплектовались электростартером и переходным кожухом. Магнето с фиксированным углом опережения зажигания. - С
— двигатели, предназначенные для привода малогабаритных сельхозмашин. Комплектовались понижающим редуктором. Магнето с фиксированным углом опережения зажигания. - В
— двигатели для маломерных судов. Комплектовались разобщительной муфтой, реверс-редуктором, гребным валом и гребным винтом, магнето с регулятором угла опережения зажигания. Изначально имели водяное охлаждение, но серийно выпускались с воздушным (под маркой ПД-221). - Т
— двигатели, предназначенные для работы на минитракторах и катках для асфальта. Комплектовались переходным фланцем для коробки передач, электростартером, бумажным воздушным фильтром, магнето с регулятором угла опережения зажигания (выпускались также под маркой СМ-12). - М
— модернизированные двигатели с форсированным рабочим процессом [1] .
Эти двигатели выпускались и другими заводами под марками ПД
,
СК
и УД на «Петропавловском заводе малолитражных двигателей» (Петропавловск, Казахстан) [2] и
СМ
на (Харьков, Украина). Двигатели весьма распространены; количество упоминаний семейства в интернете в несколько раз больше, чем для прочих приведённых одно-двухцилиндровых двигателей, вместе взятых [3] .
Основное применение двигателей — бензиноэлектрические агрегаты серии АБ. Применялись также для привода средств малой механизации: микротракторов, мотоблоков, катков для асфальта, компрессоров, лебёдок, насосов и в качестве стационарных двигателей на хозяйственных, рыбацких и бакенщицких лодках.
Двигатели УД относятся к среднефорсированным карбюраторным двигателям и характеризуются удельной массой порядка 9 кг/л.с. (аналогичные по объёму цилиндра и области применения современные стационарные карбюраторные двигатели весят порядка 4 кг/л.с., стационарные атмосферные дизели — порядка 7 кг/л.с. [4] ). Тяжёлый чугунный маховик способствует стабильной работе бензоэлектроагрегата при резких изменениях нагрузки. Конструкция двигателей рассчитана на продолжительную работу при номинальной мощности в широком диапазоне температур (например, УД-15 — -50. +50°C). Ресурс двигателя до капитального ремонта — порядка 3000 часов. В заводских инструкциях присутствуют не только указания по текущему обслуживанию, но и полная информация для ремонта вплоть до капитального в любой достаточно оборудованной мастерской (например, допуски и посадки в сопряжениях всех основных деталей).
По своим удельным показателям двигатели УД-15 и УД-25 находились на одном уровне со стационарными двигателями аналогичной долговременной мощности, разработанными за рубежом в 60-е годы. В дальнейшем конструкции зарубежных двигателей постоянно развивались (например, первые двигатели общеизвестной серии Honda G/GX были выпущены в 1977 году), требования потребителей к ним сильно изменились. Отечественные же выпускались без изменений до середины 90-х годов. При разработке двигателей УД учитывались возможность выпуска на слабо оснащённых производствах (литьё в землю, низкосортные алюминиевые сплавы и стали, повышенные допуски и селективная сборка, чистовая обработка деталей в сборе и т.п.), эксплуатация в жёстких условиях (армия, отсутствие квалифицированного текущего обслуживания), использование в основном только низкосортных топлив и масел (бензин не выше 76, масла-«автолы» довоенной разработки) без жёстких ограничений по расходу, унификация по выпускаемым другими заводами уже устаревающим на тот момент узлам (примитивный карбюратор, тяжёлые агрегатные магнето, цельночугунные цилиндры). Двигатели предназначались в первую очередь для агрегатов, перевозимых грузовыми автомобилями организаций и армии, и также выпускаемых без изменений десятилетиями. Весовое, технологическое, конструктивное совершенствование продукции не имело прямого стимула и не закладывалось в производственные планы. В результате к концу 80-х годов, с началом массового производства в СССР мелкой моторизованной техники для потребительского рынка эти двигатели оказались малопригодны, а затем, в 90-х, и неконкурентоспособны относительно зарубежных. С уменьшением военной программы заводы либо обанкротились (Петропавловский завод малолитражных двигателей в Казахстане), либо отказались от производства двигателей этого класса (УМЗ). Имеются упоминания о попытках модернизации УД в 90-е годы, но конкретной информации об этих работах нет.
При сравнении с зарубежными двигателями и поиске аналога следует учитывать, что для последних «мощность», характеризующая положение в модельном ряду, — это максимальная мощность, полученная при снятии внешней скоростной характеристики при полностью открытом дросселе [5] . Для двигателей УД
и подобных в качестве характерного параметра чаще приводится долговременная, или «мощность на регуляторе» (governored power), а максимально допустимой считается мощность при определённых повышенных оборотах, ограниченных конструктивными особенностями двигателя. Зарубежные производители (Honda, Robin-Subaru) рекомендуют для своих двигателей долговременную мощность порядка 0.8 от объявленной максимальной [6] [7] . Например, двигатель УД-15 развивает номинальную «мощность на регуляторе» 4 л.с. при максимально допустимой порядка 6 л.с. [8] ; у двигателя аналогичного объёма Honda GX240 максимальная мощность 6.6 л.с. и «мощность на регуляторе» 5.6 л.с. [9] . Современные серийные двигатели, пригодные для полноценной замены УД, имеют примерно в полтора раза меньший удельный расход бензина, вдвое большую удельную мощность, используют актуальные сорта топлива (в т.ч. газ) и масла, полностью обеспечены запчастями, надёжнее в работе (реже отказы в эксплуатации при сравнимом межсервисном интервале), обслуживание и ремонт их менее трудоёмки.
Двигатель ЗИД-4,5 (УМЗ-5) [ | ]
- карбюраторный, четырехтактный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением и рабочим объемом цилиндра 520 см 3 ;
- ход поршня 90 мм;
- диаметр цилиндра 86 мм; степень сжатия — 5,3; номинальная мощность — 4,5 л.с.;
- число оборотов коленчатого вала при этой мощности не более 2000 об/мин.
Описание
Мотор УД 2 представляет собой 4-х тактный силовой агрегат с нижним расположением клапанов. Базовым элементом мотора является картер, состоящий из двух корпусных деталей, соединенных между собой. Внутри него установлены детали кривошипно-шатунного механизма, преобразующего возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение цельнокованого коленвала.
Связывающими элементами между поршнями и коленвалом служат цельнокованые шатуны, имеющие в сечении вид двутавра. Каждый из них соединен с соответствующим поршнем специальным поршневым пальцем. На стенках поршней выполнены канавки, в которых установлены одно маслосъемное и два компрессионных кольца.
Ответственные детали механизма изготавливались из:
- высокопрочного чугуна – цилиндры, маховик;
- алюминиевого сплава – поршни, головки цилиндров.
Тяжелый маховик, установленный на переднем вылете вала, облегчает вывод шатунно-поршневой группы из «мертвых точек» и, кроме того, обеспечивает подачу охлаждающего воздуха к головке цилиндров и непосредственно к цилиндрам. Для этого он оснащен фигурными лопастями. Муфта внешнего привода установлена с тыльной стороны вала.
Карбюратор, бак с топливом и воздушный фильтр крепятся на внешних поверхностях картера. Бензин поступает в карбюратор самотеком из бака, а воздушный фильтр очищает воздух, который поступает в цилиндры, от пыли. Частота вращения коленчатого вала регулируется с помощью центробежного регулятора, который управляет дроссельной заслонкой карбюратора.
Стационарные бензиновые двигатели производства СССР
В СССР в различные годы выпускались несколько серий стационарных бензиновых двигателей для привода электрических генераторов, насосов, сельскохозяйственных машин. Эти же двигатели широко использовались на маломерных судах.
Содержание
- 1 Серия «Л»
- 2 Серия «УД»
- 3 Двигатель ЗИД-4,5 (УМЗ-5)
- 4 Двигатель «2СД»
- 5 Двигатель «СД-60»
- 6 Двигатель «ОДВ-300В»
- 7 Модификации двигателей «Москвич»
- 8 Модификации двигателей ГАЗ, ЗМЗ, УМЗ
- 9 Модификации двигателей ЗИЛ
- 10 Примечания
- 11 Литература
Серия «Л» [ править ]
Двигатели серии Л
были разработаны в конце 30-х годов на Ульяновском моторном заводе и производились до начала 60-х годов. Серия включала в себя три двигателя, унифицированных по цилиндро-поршневой группе: Л-3/2, Л-6/2 и Л-12, соответственно одноцилиндровый, двухцилиндровый и четырёхцилиндровый. Рабочий объем цилиндра — 300 см 3 . Рабочая частота вращения — 2000 об/мин. Цилиндровая мощность 3 л.с. Двигатели карбюраторные, четырёхтактные. Охлаждение — жидкостное. Смазка — разбрызгиванием.
Двигатели «Л» изначально разрабатывались для привода электрогенераторов, насосов и др., но нашли применение и для лодок.
Серия «УД» [ править ]
УД
— марка многоцелевых малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых Ульяновским моторным заводом. УД расшифровываются как
У
льяновский
Д
вигатель. Двигатели четырёхтактные, воздушного охлаждения. С 1952 года выпускались 3 основных модели и их модификации:
- УД-1 одноцилиндровые двигатели мощностью 4 л.с. с нижним расположением клапанов; 305 см 3
- УД-2 двухцилиндровые двигатели мощностью 8 л.с. с нижним расположением клапанов; 610 см 3
- УД-4 четырёхцилиндровые двигатели мощностью 15 л.с. с нижним расположением клапанов; 1220 см 3
С 1967 года начат выпуск двигателей еще двух моделей:
- УД-15 — одноцилиндровые двигатели мощностью 6 л.с. с верхним расположением клапанов;
- УД-25 — двухцилиндровые двигатели мощностью 12 л.с. с верхним расположением клапанов;
Базовые модели двигателей на заводе комплектовались различным оборудованием, которое обозначалось литерой после цифр:
- Г
— двигатели, предназначенные для привода генераторов. Комплектовались электростартером и переходным кожухом. Магнето с фиксированным углом опережения зажигания. - С
— двигатели, предназначенные для привода малогабаритных сельхозмашин. Комплектовались понижающим редуктором. Магнето с фиксированным углом опережения зажигания. - В
— двигатели для маломерных судов. Комплектовались разобщительной муфтой, реверс-редуктором, гребным валом и гребным винтом, магнето с регулятором угла опережения зажигания. Изначально имели водяное охлаждение, но серийно выпускались с воздушным (под маркой ПД-221). - Т
— двигатели, предназначенные для работы на минитракторах и катках для асфальта. Комплектовались переходным фланцем для коробки передач, электростартером, бумажным воздушным фильтром, магнето с регулятором угла опережения зажигания (выпускались также под маркой СМ-12). - М
— модернизированные в 90-х годах двигатели.
Техническое обслуживание
Двигатели УД, как и любые другие ДВС, нуждаются в регулярном техобслуживании (ТО). При этом различают:
- Ежесменное ТО.
- Первое ТО.
- Второе ТО.
Ежесменное ТО сводится к проверке перед каждым пуском силового агрегата:
- уровня масла в двигателе;
- отсутствия протечек масла;
- надежность креплений деталей и узлов.
После пуска мотора нужно проверить давление моторного масла и убедиться в отсутствии посторонних звуков и стуков внутри двигателя. По окончанию работы необходимо слить содержимое отстойника топливного бака.
Первое техобслуживание проводят после первых 50-ти часов работы мотора. При этом необходимо:
- сменить воздушный фильтр;
- сменить фильтрующий элемент масляного фильтра;
- осуществить замену моторного масла;
- протереть клапана ГРМ;
- провести очистку камер сгорания и поршней от нагара;
- проверить зазоры клапанов ГРМ;
- проверить зазоры контактов в свечах зажигания;
- зачистить контакты магнето.
В дальнейшем эти процедуры (ТО-2) рекомендуется проводить через каждые сто часов эксплуатации. Кроме того, рекомендуется регулярно очищать коленвал от накопившегося в шейках шатунов осадка.
Картер
Многоэлектродные индикаторы тлеющего разряда серии ин, технические характеристики, параметры, описание
Основной деталью двигателя УД-15 является алюминиевый картер туннельной схемы. В нем установлен отдельный корпус переднего подшипника коленчатого вала, который прикреплен болтами. В передней стенке картера имеется место для установки шестеренчатого насоса и редукционный клапан регулировки давления в системе смазки. На внешней стороне картера размещена ось для педали ножного запуска двигателя.
В конструкции картера двигателя предусмотрена система вентиляции через специальный клапан, расположенный около привода магнето. Прорвавшиеся в картер газы через клапан поступают в резиновый трубопровод и далее в воздушный фильтр мотора.
Неисправности
Силовым агрегатам УД свойственен ряд типичных дефектов (см. таблицу).
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
Затруднен или невозможен пуск мотора. | Дефекты в системе подачи топлива; неисправна система зажигания. |
Двигатель не развивает необходимую мощность. | Нарушена регулировка зажигания; засорился жиклер; нарушены зазоры клапанов ГРМ; нарушена герметичность газопровода. |
Посторонний стук в моторе. | Неправильно выставлено опережение зажигания; наличие нагара в камерах сгорания; ослабло крепление маховика; изношены детали шатунно-поршневой группы. |
Двигатель перегревается. | Не отрегулировано зажигание; мотор перегружен. |
Снизилась компрессия в цилиндрах. | Износ поршневых колец; нарушены зазоры клапанов ГРМ; прогорела прокладка головки цилиндров. |
Применение в наши дни
Трехфазные двигатели в однофазной сети: схемы включения и выбор конденсаторов
Стационарные двигатели УД-15 широко применялись на различной сельскохозяйственной технике, например, на мотоблоке МТЗ-05. Кроме Ульяновска, моторы собирались на заводах в Петропавловске (Казахская ССР) под обозначением ПД или СК и в Херсоне — под индексом СМ.
В настоящее время двигатели достаточно широко используются на самодельной технике – тракторах и моторных лодках. На фотографии ниже — самодельный мотоблок.
Отзывы о двигателе УД-15 в основном положительные. Одним из главных условий безотказной работы мотора является своевременное и регулярное обслуживание с очисткой рёбер двигателя от грязи. Единственным минусом становится отсутствие качественных запасных частей, поэтому многие экземпляры двигателей разбираются на донорские детали.
Тюнинг
Силовой агрегат УД 2 по мнению многих владельцев достаточно капризен при эксплуатации. Поэтому его достаточно часто подвергают различным доработкам, которые по большому счету трудно назвать тюнингом. Однако стабильности и надежности в его работе они добавляют. Чаще всего осуществляют следующие доработки:
- уменьшают объем камер сгорания;
- переделывают впускной коллектор;
- дорабатывают систему смазки, делая ее полнопроточной;
- дорабатывается магнето путем замены высоковольтной катушки на катушку зажигания от автомобиля.
Военный бензогенератор с двигателем 2СД М1
Показувати елементи керування програвачем
- Опубліковано 2 гру 2015
- генератор с двигателем от Минска , мощностью чуть больше 1000 ват испытание под нагрузкой www.youtube.com/watch?v=1dhnA.
КОМЕНТАРІ • 309
На агрегате нет омметра,а есть вольтметр,амперметр,частотомер.
Это не херня, это вещь . Сам пользуюсь.
Чудо из моркови, это в противоход, тебе — далеко не херня.
Сегодня мне от такого корбюратор принесли.. Спросил где остальное сказали разобрали и сдали(
У нас тоже такой есть советский год к сожалению не известен, только в нашем варианте это помпа не прихотливый аппарат надёжный!
что за личности?
У меня почти такой же роритет только АБ2
Херня то, что сейчас продают а это настоящий, надежный, простой и неприхотливый к топливу генератор армейский.
Хуже нет когда паникер под руку покрикивает !
Это наше родное! А сейчас что ? Только китайское гав. о !
привет всем не скажите какои там конденсатор стоит МКФ и ВОЛТ заранее спасиба
Было такое дерьмо.Выбросил на свалку
Это не древняя херня, это будущее, которое ты не увидишь. Придет время и будут говорить, что это делали боги!
«Придет время и будут говорить, что это делали боги!» да не . на вряд-ли . скорее єто херня.
в отличие от китайских — этот генератор разрабатывали в КБ
Los motores Rusos se escuchan muy desatiempados de mala calidades lindo escuchar un motor como un Reloj
Судя по защитному коробу бензоагрегат сняли с БТР КШМ-1145БМ, для атомобильной техники они шли без короба, а то и вовсе с облегчённой рамой из труб.
К284СС1
Крайне редкая микросхема, одно из украшений коллекции. Представляет собой операционный усилитель невысокой точности и быстродействия. Справочный лист на нее. |
|
Основное назначение — использование в качестве активного элемента при построении линейных активных RC-фильтров в диапазоне звуковых и инфразвуковых частот. На основе микросхемы могут быть реализованы высокодобротные звенья фильтров (с добротностью до 150). Дополнительный высокоомный выход расширяет возможности микросхемы, позволяя применять ее при реализации звеньев с относительно невысокими добротностями.
Кроме того, микросхема находила применение в качестве линейных усилителей при построении узлов аналоговых вычислительных машин и др.
Примечательна маркировка. ГОСТ 18682-73, по которому номер серии пишется вместе, а не разделен буквами, введен в действие с июля 1974 года. «В СССР с июля 1974 г. действует ГОСТ, который распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые интегральные микросхемы, устанавливающий их классификацию и систему условных обозначений. … В обозначении МС конструктивно-технологических серий, разработанных до июля 1974 г., первая из трех цифр стоит в начале обозначения типа, а вторая и третья — после буквенного индекса». То есть, микросхемы старых разработок продолжали выпускать с прежним обозначением до модернизации. Получается, что этот экземпляр — из самых первых?
Входной каскад (Т1, Т2) построен по дифференциальной схеме с транзистором Т3 в цепях истоков, представляющим собой генератор постоянного тока и служащим для увеличения коэффициента подавления синфазной составляющей. Нагрузочные резисторы (R1, R2, R4) в цепи стоков Т1 и Т2 выбраны низкоомными из-за небольшого входного сопротивления последующего каскада. Второй каскад также выполнен по дифференциальной схеме, но уже на биполярных транзисторах (Т4, T6). Коллекторной нагрузкой транзистора T6 служит транзистор ГТ, который в качестве динамической нагрузки представляет собой эквивалентное сопротивление, имеющее сотни килоом. Такое включение транзистора Т5 позволяет получить значительное усиление дифференциального каскада и иметь несимметричный выход. Коллектор транзистора Т3 с выводом 1 соединён ошибочно; его следует соединить с истоками транзисторов Т1, Т2. Следует заметить, что разбаланс по сопротивлениям резисторов R8, R10 в этой схеме не играет существенной роли благодаря автоматической установке режима транзистора Т5. Выходной каскад ОУ, выполненный на полевом транзисторе T7 и биполярном T8, представляет собой схему истокового повторителя со следящей связью, у которого коэффициент передачи по напряжению может быть больше единицы.
Смазка
Система смазки моторов УД-15 и УД-25 идентична. Для хранения запаса масла в количестве 1,5 л (3 литра для мотора с двумя цилиндрами) используется нижняя часть картера двигателя. Оттуда оно подается под давлением к подшипникам двигателя и в центрифугу для очистки. Очищенное масло подается для смазки подшипников шатунов и механизма газораспределения. При этом подача масла в клапанные коробки двигателей осуществляется через штангу привода одного из клапанов. Сток масла обратно из коробки идет по отдельной трубке. Для применения в двигателях могут использоваться самые дешевые минеральные масла летних и зимних сортов.
Для контроля над давлением масла имеется механический указатель. Нормой давления считается выступание штока указателя на 3 мм. Опционально на двигатели может быть установлен стрелочный манометр МТС-16У. Под его установку в картере имеется отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Это отверстие используется для заливки свежего масла. Для слива имеется вторая пробка на нижней части картера двигателя.
К2СС842Б + (К)284СС2А,Б
Микросхема К284СС2 представляет собой блок повторителей. В её корпусе размещены четыре самостоятельные секции (имеющие общими только цепи питания): — два сложных истоковых повторителя напряжения; — один инвертирующий усилитель (он же, в другом включении — истоковый повторитель); — один эмиттерный повторитель напряжения. Микросхема К284СС2 является блоком активных элементов для построения RC-фильтров. Она позволяет уменьшить размеры и вес частотно-избирательных устройств, выполнявшихся ранее на основе RCL-цепей, и получать в низкочастотной области частотные характеристики с качественными показателями, недостижимыми при использовании катушек индуктивности. Полевые транзисторы на входе (КП201А,В/2П201А,В) обеспечивает весьма высокое входное сопротивление. В связи с этим микросхему К284СС2 выгодно применять в диапазоне низких, и особенно инфранизких частот. Микросхема может применяться не только для реализации линейных избирательных цепей, но и для согласования низкоомных нагрузок с высокоомными источниками сигналов, построения усилителей с высокий входным сопротивлением, построения схем автогенераторов и т.д.
На базе микросхемы К284СС2 можно проектировать фильтры нижних и верхних частот с крутизной спада до 60 дБ на октаву при изменении температуры окружающей среды от —20 до +55°С и с крутизной затухания до 40 дБ на октаву, работающие стабильно при изменении температуры от —45 до +55°С.
Справочный лист, заводской буклет, паспорта на К284СС2 1978 года и 284СС2 1991 года и данные из отраслевого каталога на нее.
Интересны отзывы о ней в интернете; как правило, весьма положительные:
«…Микросхема К284СС2А выбрана потому, что является практически «неубиваемой»…» |
|
Микросхема содержит три активных высококачественных элемента, во входных каскадах которых применены полевые транзисторы, и один эмиттерный повторитель на биполярном транзисторе. Значения входных сопротивлений для всех трёх усилителей составляет несколько тысяч мегаом. Максимальная амплитуда сигнала на выходе каждого из усилителей, при которой значение коэффициента гармоник не превышает 2%, не менее 2,5-3 В. Уровень собственных шумов каждого усилителя не превышает 10 мкВ в полосе частот 1 Гц — 40 кГц. Выходное сопротивление не более 75 Ом. Среднее значение нестабильности коэффициента передачи при включении усилителей по схеме истоковых повторителей (при этом 0,98<�К<1) и изменении температуры от -45 до +55°С составляет 0,3%.
Микросхема внутри (первый вывод — справа вверху) :
Бескорпусные транзисторы, КП201А + КП201В :
КТ332В :
Зажигание и пуск
Двигатель УД-15 оснащен системой зажигания от обычного одноискрового магнето М-137 (двухискровое М-151 на УД-25). Конструкция узла обеспечивает постоянное регулирование угла момента подачи искры на свечу двигателя. Все узлы магнето расположены в корпусе из цинкового сплава. Привод осуществляется от шестерни регулятора оборотов с помощью дополнительной муфты.
Запуск обычного двигателя УД-15 осуществляется педалью кик-стартера. Кик-стартер представляет собой рычаг с зубчатым сектором, который входит в зацепление с шестернёй на валу маховика коленчатого вала. Эта шестерня оборудована храповым механизмом, выводящим ее из зацепления после запуска мотора. Обратный ход педали стартера обеспечивается пружиной.
Оцените статью:
Модификации
Все стационарные агрегаты УД выпускаются в различных вариантных исполнениях, отличающихся навесным оборудованием. Не стал исключением и двигатель УД-15, который поставлялся покупателям в базовой версии и в варианте с индексом «Г» для привода электрогенератора. На фотографии ниже представлен такой вариант мотора.
Генераторный вариант двигателя отличался установленным на картере переходным колоколом для крепления генератора и наличием зубчатого венца на маховике. Для пуска такого агрегата применялся электрический стартер СТ-351В напряжением 12 В. Еще одной разницей между версиями стали свечи зажигания. На двигателе УД-15 применяется свеча модели А10Н или СН200, а на генераторном моторе УД-15Г стоит свеча СН302-А.
Смесеобразование
Для питания двигателя УД-15 применяется карбюратор К-16М или К-45М (на моторе с 2 цилиндрами). Конструкция карбюратора позволяет использовать его совместно с регулятором оборотов. Регулирование оборотов осуществляется двумя подпружиненными балансирами. По мере роста оборотов центробежная сила разводит эти балансиры до определенного момента. При его достижении балансиры начинают через тягу двигать дроссельную заслонку карбюратора, тем самым снижая обороты. Пружины регулятора могут менять силу натяжения для установки числа оборотов.
Для подачи бензина из бака на картере двигателя установлен топливный насос диафрагменной схемы. Рабочий привод насоса реализован от отдельного кулачка на распределительном валу двигателя. Для подкачки бензина в карбюратор при запуске предусмотрен ручной привод. Фильтрация воздуха осуществляется инерционным фильтром с масляной ванной.