Огневой мощи и защищённости спешно разработанному лёгкому танку Т-60 явно не хватало, и конструкторы это осознавали. Но вернуться к производству довольно совершенного лёгкого танка Т-50 возможности уже не было. Новую бронемашину приходилось создавать на основе Т-60. Сразу после его запуска в серию Николай Астров начал работы над дальнейшим совершенствованием машины.
Прототип Т-70 удалось собрать в начале 1942 года, а в конце февраля он пошёл на испытания и в марте официально встал в строй. С того же года началось серийное производство «семидесятого», быстро вытеснившего с конвейеров предшественника.
Описание конструкции
Схему компоновки Т-70 унаследовал от предшественника. Трансмиссия находилась в передней части сварного корпуса, в корме – топливные баки и система охлаждения, боевое отделение совмещалось с моторным. А вот сама силовая установка изменилась – вместо одного шестицилиндрового автомобильного мотора стали устанавливать два. Соответственно вдвое – до 140 л.с. – возросла мощность. Двигатели запускались соединёнными в параллель электростартёрами, в наличии имелся котёл предпускового подогревателя.
Четырёхскоростная коробка передач Т-70 изготовлялась на основе узлов от КПП грузовика ЗиС-5. Ходовая часть несколько изменилась из-за увеличения общей длины – опорных катков стало не четыре, а пять. Подвеска сохранилась торсионная, без амортизаторов.
Два танкиста сидели друг за другом, слева от двигателей. Командир оставался перегруженным обязанностями – он также выполнял задачи наводчика и заряжающего. На Т-70, в отличие от предшественника, переговорное устройство для членов экипажа вошло в штатное оснащение линейных лёгких танков. Радиостанциями по-прежнему оснащались только командирские машины.
Для обеспечения работы раций на командирских Т-70 ставились более мощные генераторы.
Толщину верхнего лобового листа Т-70 довели до 35 мм (он имел угол наклона 62⁰), нижнего (с меньшим углом наклона) –до 45 мм. Такая броня могла защитить от 37 мм и 50 мм снарядов. Толщина вертикальных бортов – 15 мм, достаточная для защиты от пуль. Рубка механика-водителя с лобового листа исчезла, теперь в нём выполнялся только люк со смотровой щелью.
Восьмигранная башня сваривалась из 35 мм листов брони, вместо 25 мм у Т-60. Спереди её закрывала 50 мм литая маска. В крышке башенного люка имелся один поворотный смотровой прибор для командира. Как и на Т-60, в процессе производства Т-70 его защищённость несколько улучшилась за счёт смены гомогенной брони на поверхностно-укреплённую.
Двигатель
Важно! Вне зависимости от модификации функции силового агрегата выполняет 4-цилиндровый 4-тактный 72-сильный дизель Д-241 водяного охлаждения Минского тракторного завода с рабочим объемом 4,76 литра. Техническая максимальная частота вращения коленчатого вала силового агрегата составляет 2100 оборотов в минуту.
Дизель устойчиво работает на низкокачественной солярке без существенной потери мощности. Обеспечен неплохой для 70-х гг. удельный расход топлива менее 200 г/л.с.
Запуск двигателя на тракторах ранних выпусков осуществлялся от бензинового агрегата-пускача, затем устанавливался электростартер, что позволяло не выходить из кабины.
Важно! При температурах ниже -5 градусов целесообразно пользоваться предпусковым обогревателем (агрегат типа П16).
Вооружение
20 мм автоматическую пушку ТНШ на Т-70 сменило 45 мм орудие 20К. Разработанная ещё в начале 30-х, эта пушка успешно применялась на многих довоенных советских танках и бронеавтомобилях.
Основным боеприпасом были унитарные выстрелы с бронебойными снарядами БР-240.
На небольшой дистанции они пробивали вертикальный лист брони толщиной около 50 мм, а 18-19 грамм гексала обеспечивали заброневое действие.
Сплошной снаряд БР-240СП не имел разрывного заряда, но его пробиваемость была чуть лучше – до 60 мм брони. В 1942 году для поражения новых немецких танков с лучшей защитой, разработали подкалиберный снаряд БР-240П с вольфрамовым сердечником. Он мог пробить и 90 мм бронелист, хотя только с небольших дистанций.
Для борьбы с группами пехоты и небронированной техникой мог применяться осколочный снаряд О-240. Его применение сопрягалось с некоторыми сложностями – из-за меньшей начальной скорости снаряда автоматика пушки не срабатывала, и гильзу приходилось вынимать вручную. На других машинах это могло значить только потерю скорострельности. Для Т-70 это означало, что гильзу, в условиях тесной башенки, будет «выковыривать» командир, полностью теряющий в такие моменты контроль над обстановкой.
Спаренный с пушкой пулемёт Дегтярёва комплектовался 15 дисками. Оружие для самообороны танкистов, помимо 10 гранат Ф-1, пополнилось пистолетом-пулемётом ППШ с тремя запасными магазинами.
Конструкция[править | править код]
Создан на базе трактора МТЗ-80. На тракторе установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-241Л с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением. Запуск основного двигателя с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером.
Остов трактора состоит из полурамы, выполненной из двух лонжеронов, связанных между собой передним брусом, и корпусов: главной муфты сцепления, КПП, заднего моста, конечных передач. Спереди и сзади он подрессорен четырьмя круглыми поперечно расположенными торсионами (по два спереди и сзади).
Муфта главного сцепления фрикционная, однодисковая, сухая, постоянно замкнутая, соединена с первичным валом КПП зубчатой муфтой. Управляют муфтой сцепления при помощи педали. Для снижения усилия на педаль в систему управления муфтой сцепления включен гидроусилитель.
Коробка перемены передач механическая восьмиступенчатая.
Задний мост включает в себя главную коническую передачу, механизм поворота, ленточные тормоза и редуктор ВОМ. Механизм поворота трактора представляет собой сухие многодисковые муфты фрикционного типа, установленные на шлицах вала заднего моста.
Тормоза сухие, ленточные, плавающего типа (по одному на борт) позволяют тормозить трактор как при переднем, так и заднем ходе. Муфтами поворота управляют при помощи рычагов, а тормозами — при помощи педалей. Для снижения усилий на рычаги в систему управления муфтами поворота включены гидроусилители.
По обеим сторонам корпуса заднего моста расположены две конечные передачи. Каждая из них представляет собой двухступенчатый редуктор с размещением ступеней в самостоятельных корпусах.
Ходовая часть трактора состоит из гусеничных тележек, поддерживающих роликов, ведущих и направляющих колес, гусеничных цепей и подвески.
Гусеничные тележки выполнены из полых лонжеронов прямоугольного сечения. К ним консольно крепят опорные катки (по пять к каждой тележке) и направляющие колеса, вращающиеся на конических подшипниках. Смазка опорных катков централизованная. Резервуаром для смазки служит полость лонжеронов.
Подвеска трактора включает в себя переднюю и заднюю трубы, рычаги шарниров и упругие элементы. Упругие элементы — круглые торсионы, расположенные в трубах.
При возделывании и уборке сахарной свеклы и других пропашных культур применяют гусеничные цепи с шириной звена 200 мм. В звенья запрессованы сменные разрезные втулки, которые при износе можно перепрессовывать и поворачивать на 180°.
Для выполнения работ общего назначения трактор комплектуется гусеничной цепью шириной 300 мм.
На тракторе установлен задний ВОМ, имеющий независимый и синхронный приводы. Независимый привод осуществляется от коленчатого вала дизеля через двухскоростной редуктор, расположенный в корпусе муфты сцепления и позволяющий получать две скорости вращения. Трактор снабжен двумя сменными хвостовиками. Один из них (с восемью прямыми шлицами) устанавливают при работе ВОМ с частотой вращения 540 об/мин, второй (с двадцатью одним эвольвентным шлицем) — при работе с частотой вращения 1000 об/мин. Синхронный — 5,34 оборота на 1 м пути.
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидросистемой, механизмом задней навески с автосцепкой для присоединения навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин. Прицепные машины присоединяют при помощи прицепного устройства, устанавливаемого на задние концы продольных тяг механизма навески.
Кабина металлическая, закрытого типа, с двумя сиденьями (одно сиденье регулируется по массе и росту водителя), воздухоохладителем, отопителем, стеклоочистителями, зеркало заднего вида, противосолнечными козырьками. В ней имеются термос для питьевой воды, аптечка, крючки для одежды.
Для прогрева двигателя перед его пуском при температуре окружающего воздуха ниже −5°С на тракторе предусмотрен предпусковой подогреватель П16Е.
Это интересно: Принцип работы и устройство раздатки для автомобиля УАЗ — внимательный взгляд на вопрос
Модификации и машины на базе Т-70
Единственной серийной модификацией (помимо базовой) стал Т-70М. На него устанавливались гусеницы увеличенной ширины, но для этого также потребовалось установить другие опорные катки, торсионы большего диаметра, и усиленные тормоза. Ни один из этих узлов не был взаимозаменяем с агрегатами танков базовой серии, а доработать прежние машины до стандарта Т-70М было невозможно.
Широкое распространение получила самоходка СУ-76, построенная на удлинённом шасси «семидесятого».
И не просто широкое – она стала одной из самых массовых бронемашин в РККА. Вооружалась она трёхдюймовой дивизионной пушкой ЗиС-3 и применялась в основном для непосредственной огневой поддержки пехоты.
В 1942 году на базе «семидесятого» попробовали изготовить самоходную зенитку. С башни срезали крышу, а вместо 45 мм орудия установили 37 мм автоматическую пушку Ш-37. Другие попытки привели к появлению опытных зениток со спаркой из пулемётов ДШК.
В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге получился танк Т-80.
Система навесного оборудования
Для установки навесного оборудования привлекается классическая трехточечная тракторная схема крепления.
Интересно! Автосцепка рассчитана на более чем полусотню различных типов оборудования. Механизированные агрегаты навесного оборудования могут подключаться
- к гидравлической системе;
- к валу отбора мощности.
Бортовая гидравлика технически построена по блочной схеме. Ее отдельные агрегаты — насос, распределитель, расходный бак, трубопроводы и силовые цилиндры.
Вал отбора мощности приводится в движение от двигателя с помощью двухскоростного редуктора.
Некоторые владельцы самостоятельно дорабатывают конструкцию установкой переднего узла для навесного оборудования (например, бульдозерного ножа).
Для прицепных агрегатов предусмотрено отдельная сцепка.
Технические характеристики в сравнении с аналогами
В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.
ТТХ/Танк | Т-70 | М5А1 | Pz.II Ausf.F |
Масса, тонн | 9,2 | 15,7 | 10 |
Длина, метров | 4,2 | 4,8 | 4,6 |
Высота, метров | 2 | 2,6 | 2 |
Максимальная скорость, км/ч | 42 | 58 | 40 |
Вооружение | 45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт | 37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта | 20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт |
Бронирование | До 45 мм | До 64 мм | До 35 мм |
Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.
Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.
Кабина
Закрытая цельнометаллическая кабина гусеничного трактора рассчитана на двух человек и отличается большой площадью остекления. Возможно изменение высоты установки сидения водителя.
Кабина неплохо оборудована для техники советского производства 70-х гг. Для увеличения уровня комфорта в ней штатно предусматривались
- фиксатор термоса;
- крючки для одежды;
- предусмотрена аптечка.
Установлен агрегат принудительной вентиляции кабины с очистителем воздуха, имеется отопитель. Противосолнечные козырьки снижают утомляемость при работе в безоблачную погоду.
Боевое применение
По штату в каждой танковой бригаде Красной Армии полагалось иметь две роты лёгких танков, вооружённых Т-70. По одной роте должно было входить в состав отдельных танковых полков и батальонов.
Служба Т-70 в РККА началась летом 1942 года.
Первые лёгкие танки, поступившие в 4-й танковый корпус, были полностью потеряны при отражении немецкого наступления. Вскоре стало очевидно, что несмотря на усиленное вооружение, «семидесятый» по боевой эффективности не превосходит предшественника. Конечно, опытные и талантливые экипажи действовали на «семидесятых» вполне эффективно.
Малый вес лёгкого танка позволял эффективно применять его в лесах и болотах, маневренность и небольшие размеры «играли на руку» в городских боях. В битве под Курском Т-70 несли тяжёлые потери, но высокая технологичность конструкции способствовала меньшему, по сравнению даже с Т-34, проценту безвозвратных потерь. Тем не менее, в том же 1943 году Т-70 решили снять с производства.
Не все поддержали такое решение – например, генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей и действий из засад. Однако выпуск прекратили, и «семидесятые» стали уходить в учебные части. Из штатов роты лёгких танков убрали.
Лёгкие танки Т-70 передавались в сформированные в СССР польскую и чехословацкую армии.
Сразу после войны они были сняты с вооружения. Небольшое количество захваченных нацистами «семидесятых» было официально принято на вооружение вермахта, и использовалось в полицейских частях. Выпущено было более четырёх тысяч танков, а до сегодняшнего дня сохранилось около двух десятков.
Объективный взгляд на конструктивные недостатки танка
Факт очевиден: идея эффективного легкого танка на фронтах Второй мировой войны оказалась полной утопией. Поэтому и работа над проектом создания Т-70 (несмотря на массу оригинальных инженерных находок, о чем мы еще напишем) заведомо походила на Сизифов труд, т. е. была обречена на неудачу.
Начнем с того, что советские танки ВОВ (и предмет нашего описания в том числе) имели не лишенную очевидных недостатков компоновочную конструкцию, предполагающую 5 отделений:
— управленческое;
— двигательное (справа — посредине корпуса);
— боевое (башня и слева — посредине корпуса);
— кормовое (где располагались бензиновые баки и радиатор).
Танк с подобными отделениями был переднеприводным, поэтому ходовая часть его часть характеризовалась повышенной уязвимостью.
Выводы
Лёгкий танк Т-70 унаследовал от Т-60 простоту и технологичность в производстве и эксплуатации. Но оттуда же пришли и все отрицательные стороны конструкции. Кроме того, несмотря на усиленное вооружение, реальная огневая мощь возросла ненамного – немцы в 1942 году начали получать бронетехнику с усиленной защитой. Применять Т-70 в открытых боях было чревато высокими потерями.
Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».
Разумеется, конструкторы пытались решить эти проблемы, но Т-80 с двухместной башней сразу же потерял замечательную надёжность. Чтобы обеспечить подвижность потяжелевшей конструкции моторы пришлось форсировать – и это плачевно сказалось на их моторесурсе. Вероятно, если бы в производстве сохранился Т-50 с дизельным двигателем – вывод о ненужности лёгких танков бы не сделали.
Т-70 развивал заложенные в предшественнике идеи создания простой и надёжной бронемашины, массовое производство которой можно было бы развернуть в кратчайшие сроки.
И это конструкторам удалось в полной мере. Побочным эффектом такого подхода стал очень низкий потенциал модернизации.
К 1943 году уже не было нужды обеспечить выпуск «хоть каких-то» танков, а для выполнения задач, которые вставали перед новым поколением лёгких танков, Т-70, к сожалению, не годился.
Ошибочно выбранное направление конструирования?
Действительно, русские танки ВОВ поначалу создавались банальным путем совершенствования предыдущей модели, без прогнозирования на основании разведданных создаваемых врагами вооружений поля боя. Исходя из вышесказанного, кажутся закономерными нелестные отзывы о несовершенстве Т-70. Просто улучшить танк Т-60 — этого было недостаточно. Сейчас, спустя более 70 лет со времени реализации проекта данного вооружения, мы уже вполне можем обосновать тупиковость такой мотивации.
Легкие танки (фото их — тому доказательство) были бы идеальны на фронтах Первой Мировой войны. Именно для орудий того времени практически непробиваемой была броня танка конструктора Астрова. Вторым важным козырем была скорость, маневренность Т-70.
Иными словами, необходимость производства легких танков для армии в средине XX века являлась фантазией советских стратегов того времени, не выросших ни тактически, ни стратегически со времен гражданской войны. Заказчикам вооружения следовало бы мыслить адекватно современной им военной мысли!