Инструкция по эксплуатации бульдозера на базе трактора Т-130, Т-170 с гидравлическим управлением

Одной из наиболее удачных моделей гусеничных бульдозеров, производимых в нашей стране, был Т-170. До сих пор он часто встречается на стройках, в сельском хозяйстве, на тяжелых работах, для которых он, собственно, и предназначен. Надежность и ремонтопригодность делают эту машину долгожителем, а технические характеристики и разнообразие моделей и конфигураций помогут подобрать максимально подходящий для конкретных работ агрегат.

История создания Т-170

Прежде чем продолжить рассказ о Т-170 хотелось бы кратенько вспомнить историю завода, которая неразрывно связанна с историей нашей страны. Именно ЧТЗ, в 30-е годы стал локомотивом тракторостроения в СССР. Сложно переоценить тот вклад, который внесло предприятие в индустриализацию тогда еще молодого Советского государства.

Решение о строительстве тракторного гиганта на Урале, было принято в конце мая 1929 года. Стать новым центром машиностроения, было суждено Челябинску. Выбор места был не случаен, ему способствовали промышленные традиции региона с развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами.

Мало кому известен факт, что после отказа фирмы Caterpillar участвовать в разработке генерального плана предприятия. В Детройте было организованно бюро «Челябинск трактор плент» в котором над планом предприятия совместно трудился интернациональный коллектив из 12 американцев и 40 советских инженеров.

Первые цеха были в торжественной обстановке заложены в августе 1930-го. Проект завода вобрал в себя весь накопленный мировой опыт в тракторостроении, что позволило заводу стать крупнейшим на тот момент предприятием не имеющим аналогов ни в Европе ни в Америке.

Нельзя не отметить тот вклад который был сделан ЧТЗ в победу в Великой Отечественной войне. За годы войны с конвейеров Уральского завода сошло 18000 различных боевых машин, а так же не счетное количество боеприпасов, танковых двигателей и запчастей к ним.

В послевоенное время предприятие переводит производство на мирные рельсы и разворачивает активную деятельность. К концу 1948 года завод уже выпускал 20-25 машин в сутки, а в середине 50-х годов трактора с Урала покупают Австрия, Финляндия, Египет, Бирма, Швеция, Афганистан, Бразилия и др.

Бульдозер Т-170

С конца 1960-х годов на ЧТЗ начинается модернизация и продолжается вплоть до начала 80-х. В эти годы рождается новое, перспективное семейство тракторов Т-130.

Свой миллионный трактор завод выпускает в 1984 году, а пик производства приходится на 1988 год, в течении которого было выпущено 31 700 машин. В том же 1988 глубокая модернизация Т-130 рождает новый, более мощный Т-170 выпуск которого прекратится лишь в 2002 году.

Книги — Трактора, Бульдозеры
000 Трелевочный трактор ТТ-4: Техническое описание и инструкция по эксплуатации — 1979 год

000 Трактор ТТ-4М (Минченко М.Е., Любельский Г.Г.) — 1987 год

000 Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АМ. Техническое описание (К.Н. Виноградов) — 1976 год

005 Ремонт трактора Т-130 (Е.Г. Гологорский, М.И. Гуревич) — 1986 год

005 Трактор Т-130М — издание второе (М. И. Злотник, А. А. Лазарев) — 1985 год

006 Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация) -1970 год

006 Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 79.00.001 ТО

006 Трактор ДТ-75М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 88.00.001 ТО — 1980 год

006 Трактор ДТ-175С (Шевчук В.П., Ракин Я.Ф.) -1988 год

006 Разборка и сборка трактор ДТ-54 и его модификаций (2-е издание, Гайворонский) — 1958 год

008 Мини-тракторы (Бурков В. В.) — 1987 год

009 Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения (Л.Е. Агеев) — 1986 год

010 Трактор Т-330 46-5ТО. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (Егоров Ю.Д.) — 1987 год

010 Трактор Т-74: Инструкция по эксплуатации

011 Трактор Т-70С. Учебное пособие (А.Ф. Крыстя) — 1979 год

011 Трактор Т-170 М1.01, его модификации и комплектации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1999 год)

011 Трактор Т-180. Руководство по устройству и эксплуатации

012 Ремонт тракторов Т-150 и Т-150К (В. С. Малахов, А. С. Мудрук) — 1989 год

012 Трактор Т-150К: Техническое описание и инструкция по эксплуатации — 1983 год

013 Трактор Т-25: устройство и эксплуатация (Герасимов А. Д., ГОЛУБЧИК С. Ф.) — 1972 год

013 Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

022 Трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 (Ксеневич И. П.) — 1986 год

030 Тракторы Кировец К-701, К-700А. Инструкция по эксплуатации

031 Тракторы «Кировец» К-744Р, К-744Р1, К-744Р2, К-744Р3. Инструкция по эксплуатации

100 Погрузчик фронтальный одноковшовый Амкодор 342 (ТО-28А) и его модификации — руководство по эксплуатации

101 Тракторы серии MT600C — инструкция по эксплуатации

508 ГИДРОМАНИПУЛЯТОР ГМ-75. Руководство по эксплуатации ГМ75-0000010 РЭ

511 ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ТРЕЛЕВОЧНОЕ ПТ-50. Руководство по эксплуатации ПТ50-0000010 РЭ

512 ПОЛУПРИЦЕП КОНТЕЙНЕРНЫЙ «БЕЛАРУС» ПК-12. Руководство по эксплуатации ПК12-0000010 РЭ

513 МАНИПУЛЯТОР ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ М75-04. Руководство по эксплуатации М75-0000020 РЭ

514 ЭКСКАВАТОР-ПОГРУЗЧИК «БЕЛАРУС» ЭП-491. Руководство по эксплуатации 491-0000010 РЭ

515 ТРАКТОР ТРЕЛЕВОЧНЫЙ «БЕЛАРУС» ТТР-401М. Руководство по эксплуатации 401М-0000010 РЭ

516 ГИДРОМАНИПУЛЯТОР ГМ42Т. Руководство по эксплуатации ГМ42Т-0000010 РЭ

517 МАШИНА УБОРОЧНАЯ «БЕЛАРУС» 82МК. Руководство по эксплуатации 82.6-0000010 РЭ

518 ОБОРУДОВАНИЕ ПОЛУПРИЦЕПА ЛЕСОВОЗНОГО ОПЛ.М. Руководство по эксплуатации ОПЛ.М-0000010 РЭ

519 ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕЕ ПОГРУЗЧИКА П10М. Руководство по эксплуатации П10М-0000010 РЭ

520 МАШИНА ЛЕСНАЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ «БЕЛАРУС» МПТ-461.1. Руководство по эксплуатации 461.1-0000010 РЭ

521 ОБОРУДОВАНИЕ УБОРОЧНОЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОУЛ-24. Руководство по эксплуатации ОУЛ24-0000010 РЭ

522 МАШИНА ЛЕСНАЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ «БЕЛАРУС» МПТ-471. Руководство по эксплуатации 471-0000010 РЭ

523 ГИДРОМАНИПУЛЯТОРЫ ГМ50, ГМ50-01, ГМ50-03, ГМ50-04. Руководство по эксплуатации ГМ50-0000010 РЭ

524 ТРАКТОР ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ «БЕЛАРУС» Л952.4. Руководство по эксплуатации Л952.4-0000010 РЭ

525 МАШИНА УБОРОЧНО-ПОГРУЗОЧНАЯ «БЕЛАРУС» МУП-351. Руководство по эксплуатации 351-0000010 РЭ

526 МАШИНА РУБИЛЬНАЯ «БЕЛАРУС» МР-40. Руководство по эксплуатации МР40-0000010 РЭ

527 ШАССИ «БЕЛАРУС» Ш-406. Руководство по эксплуатации 406-0000010 РЭ

528 МАШИНА РУБИЛЬНАЯ «БЕЛАРУС» МР-100. Руководство по эксплуатации МР100-0000010 РЭ

529 МАШИНЫ ШАХТНЫЕ «БЕЛАРУС» Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М — руководство по эксплуатации Ш353М-0000010 РЭ

530 МАШИНА РУБИЛЬНАЯ «БЕЛАРУС» МР-25-01, МР-25-03. Руководство по эксплуатации МР25-0000020 РЭ

531 Трактор гусеничный «БЕЛАРУС» 1402. Руководство по эксплуатации 1402-0000010 РЭ

532 Трелевочный трактор ТДТ-55, лесохозяйственный гусеничный трактор ЛХТ-55. Руководство по эксплуатации — 1989 год

533 Трактор Т-08. Руководство по эксплуатации — 1989 год

534 Тракторы ХТЗ-181 и Т-150-05-09-25. Руководство по эксплуатации 150.00.000-25 РЭ (2013 год)

535 John Deere Гусеничный бульдозер 850J. Руководство по эксплуатации

536 John Deere тракторы 8130, 8230, 8330, 8430, 8530. Руководство по эксплуатации

537 John Deere тракторы серии 8100, 8200, 8300, 8400. Руководство по эксплуатации

545 «БЕЛАРУС 310.3», «БЕЛАРУС 320», «БЕЛАРУС 320.3», «БЕЛАРУС 321». Паспорт 320-0000010 ПС

550 Трактора Т-40, Т-40А, Т-40АН. Руководство по техническому обслуживанию и эксплуатации (1972 год)

555 Трактора Valtra T-серии Advance (T151ELS, T161LS, T171LS, T191LS). Руководство по эксплуатации (2005 год)

556 Трактора Valtra T-серии Classic Hitech (T121c-T171c, T121h-T191h). Руководство по эксплуатации

557 Трактора Valtra N-серии Advance (N121LS, N141LS). Руководство оператора

560 Тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-Т. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (429АМ.00С6ТО) — 1988 год

565 BOULDER ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ модельного ряда WL-xx. Руководство по эксплуатации

570 Тракторы ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ЛТЗ-60, ЛТЗ-60А, ЛТЗ-60АН. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию (ЛТЗ-55А-0000010ИЭ) — 2000 год

575 Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов (Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т.) — 1976 год

575 Тракторы. Справочная книга (Б.Ф. Косенко) — 1968 год

Технические характеристики бульдозера т-170

Отличительной чертой Т-170 считаются хороший запас прочности механизмов и систем трактора, а так же выдающиеся эксплуатационные качества.

  • Марка двигателя – Д160, Д180.
  • Мощность силовой установки – Д160 (160 л.с.), Д180 (180 л.с. /132кВт )
  • Номинальные обороты – 1070 об/мин.
  • Расход топлива – 158г. (л.с./ч.)
  • Колея – 1880 мм.
  • Тяговый класс – 10 тс.
  • Габариты длина/ширина/высота – 4600/2480/3180 мм.
  • Давление на грунт – 0,076 МПа.
  • Снаряженная масса – 15990 кг.

Двигатель бульдозера т-170


На Т-170 устанавливали два различных двигателя, Д-160 на ранних моделях и Д-180 на более поздних модификациях трактора. Оба двигателя являются рядными, четырехтактными, четырехцилиндровыми агрегатами с турбо наддувом.

Дизеля могут одинаково успешно работать как в условиях заполярья при -40, так и в жару за +40. Если эксплуатация предполагается в северных районах, на двигатель может устанавливаться предпусковой подогреватель.

Отличительной чертой этих силовых установок, является их всеядность. Дизельное топливо, керосин, газо-конденсат, любой из этих видов топлива подойдет для работы. Пуск может быть выполнен как с помощью электростартера, так и пускового двигателя.

Коробка передач бульдозера т-170

Коробка передач с четырьмя валами и шестернями находящимися в постоянном зацеплении. Всего КПП имеет восемь скоростей, четыре из которых для движения вперед и столько же назад. Может быть выполнена в двух вариантах, в зависимости от того предусмотрена ли установка ходоуменьшителя и вала отбора мощности или нет.

Габариты и масса бульдозера т-170

Все модели Т-170 разрабатывались с учетом железнодорожных габаритов. Базовая модель:

  • Длина – 4210 мм.
  • Ширина – 2480 мм.
  • Высота – 3250 мм.
  • Колея – 1880 мм.
  • База – 2880 мм.

У модификаций болото ходов база – 2280 мм, ширина – 3230. Массовые характеристики:

  • Базовая – 15990 кг.
  • Облегченная – 13000 кг.
  • Трубоукладчик – 17700.

Ходовая и рулевое управление бульдозером т-170

Ходовая система на Т-170 тележечная. Подвеска тележек трехточечная, полужесткая с балансирной балкой. Балка микроподрессореная.

Если сравнивать с рессорной традиционной подвеской, такая подвеска более рационально и эффективно использует вес аппарата при использовании бульдозерного оборудования.

Поддерживающие и опорные катки, крепятся на гусеничных тележках, рамы которых изготовлены из прямоугольных труб. Там же крепится натяжное колесо.

Традиционной считается ходовая, имеющая гусеничные тележки с пятью катками. Так же применяются семикатковые тележки, их можно встретить на болотоходных модификациях. Такие тележки вместе с более широкими, 900 мм башмаками, создают более низкое давление на грунт.

Маневрирование трактором обеспечивается рычажной системой управления. Изменение направления движения, как и торможение, осуществляется с помощью комплекса фрикционов ленточного типа.

Для смены направления, частично блокируется привод одной из гусеничных тележек. Плавность поворота напрямую зависит от степени блокировки.

Кабина бульдозера т-170

Особого комфорта в кабине Т-170, как и на большинстве отечественных тракторов вы не найдете. Однако и совсем спартанскими их тоже не назовешь. Для нормальной работы есть все не обходимое.
Кабина помимо тракториста вмещает двух пассажиров. Расположена над трансмиссией и крепится на специальной платформе с виброизоляцией. Хороший обзор обеспечен обширной площадью остекления.

В стандартной комплектации оснащается принудительной вентиляцией и обогревом. Для работы в жарких условиях, в качестве опции возможна установка кондиционера.

На панели перед водителем располагаются все основные датчики и приборы контроля работы основных механизмов и агрегатов. Безопасность тракториста обеспечивается прочным каркасом, способным защитить машиниста от опрокидывания трактора или падения на кабину тяжелых предметов.

Гидравлика и навесное оборудование бульдозера т-170

Система гидравлики на Т-170 раздельно-агрегатная, предназначена для контроля над различными видами навесного и прицепного оборудования.

Для крепления рабочего оборудования к трактору имеется навесная система. Эта система может быть двух видов, передняя и задняя.

Состоит такая система из следующих элементов: гидравлический насос НШ-100, гидрораспределитель Р160, гидроцилиндры, система гидропроводов и два гидробака.

Насос НШ-100 предназначен для создания давления в системе. Гидрораспределитель Р160 направляет рабочую жидкость к нужным гидроцилиндрам. Гидроцилиндры в свою очередь работают непосредственно с оборудованием.

Т-170 агрегатируется в основном с разнообразным промышленным оборудованием. Отвалы различных видов, рыхлители, трубоукладочное оборудование, корчеватели. В сельском хозяйстве Т-170 применяют в основном с плугами на тяжелых почвах, лущителях.

Опыт эксплуатации бульдозера т-170

Говоря о использовании трактора в различных сферах деятельности, многие выделяют основные преимущества и недостатки: Преимущества:

  • Надежность машины.
  • Стоимость трактора относительно не высока по сравнению с аналогами.
  • Ремонтопригодность.
  • Эксплуатация в различных климатических зонах.
  • Разветвленная дилерская сеть Завода ЧТЗ, доступность запчастей.
  • Моторесурс трактора достигает 10-и тысяч мото-часов.

Еще один значительный плюс, это возможность Т-170 работать на различных видах топлива. Недостатки:

  • Уязвимым местом считаются муфты фрикционов, со времен Т-130 они остались неизменными и наиболее часто подвергаются замене.
  • В сравнении с западными конкурентами, управление машины выполнено гораздо сложнее.
  • Недостаточная шумоизоляция.
  • Комфортабельность рабочего места машиниста так и осталось на уровне 80-х годов.

Как отзываются о своих машинах сами трактористы:

  1. Я попал за рычаги этого тяжелого трактора работая в сфере строительства. Из оборудования работал с грейдерным ножом, а так же приходилось использовать «клык» рыхлитель. За рычагами этого аппарата я провел уже почти пять лет, серьезных проблем пока не испытывали. За время эксплуатации меняли только расходники, да пальцы на гусянках сносились. Производительность устраивает, мы им и бетон вскрывали, и землю промерзшую до 30 см рыхлит без проблем. На мой взгляд хорошая техника, за не большие деньги.
  2. Являюсь владельцем фирмы зарабатывающей на сдаче различной спецтехники в аренду. Когда пришло время заменить пару отправившихся на заслуженный отдых тяжелых гусеничных тракторов, было решено остановить свой выбор на Т-170 выпущенных на ЧТЗ. Такое свое решение объясню очень просто. С машиной к тому времени уже были знакомы, опыт эксплуатации имелся. Трактор ремонтопригодный, и хоть серийно уже не выпускается, завод продолжает выпускать все комплектующие. В общем обе приобретенные машины уже ни раз были арендованы различными организациями, для самых разных работ, ни каких проблем или нареканий при этом не возникало.
  3. Придя в 1997 году с армии, я имел кое какой опыт работы на тяжелых бульдозерах. Этот опыт помог устроиться мне в одну из фирм нашего города занимающуюся строительством. И сходу попал на бульдозер Т-170, за рычагами которого впоследствии провел 7 лет. Так что времени для близкого знакомства с техникой было предостаточно. Могу сказать, что в Российских климатических условиях, этот трактор ведет себя более чем достойно, в то время как превозносимые всеми западные аналоги в наших реалиях ведут себя куда более капризно. Не буду расписывать преимущества, просто выскажу свое мнение. Хороший бульдозер отечественного производства, справляющийся с теми обязанностями которые на него возложены.

Покупка б/у бульдозера Т-170: особенности выбора

Покупка бульдозера высокого тягового класса, пусть даже на вторичном рынке, удовольствие не из дешевых. По этой причине нужно знать, на что ориентироваться при покупке и на что обратить более пристальное внимание. Чтобы не приобрести кота в мешке.

Первым делом обращаем внимание на общий внешний вид техники, а так же на наличие навесного оборудования. Как правило должен присутствовать хотя бы бульдозерный отвал, а в идеале и рыхлитель. Если это оборудование отсутствует, у вас уже есть причина сбивать цену.

Осмотрите двигатель и все элементы гидравлики на наличие подтеков масла. Обратите внимание на сколько машина подвержена коррозии.

Следующее и наверное самое главное на гусеничном тракторе, это гусеницы. Смотрим на износ траков и пальцев. Замена гусениц дело весьма недешевое, поэтому отнеситесь к этому серьезно. Ну а лучший совет, это конечно взять с собой на осмотр специалиста который хорошо разбирается в такой технике.

Ценовой диапазон при покупке бульдозеров Т-170, варьируется приблизительно от 400 тыс. за трактор 1988-1992 годов, до 3,5 миллионов за прошедший капитальный ремонт и доведенный до состояния новой машины трактор.

Что нужно делать регулярно?

Перед началом или по окончанию работ производится тщательная проверка машины. На предмет повреждений, протечек, трещин и других опасных явлений осматриваются:

  • двигатель;
  • КПП;
  • топливная система;
  • рама;
  • отвал или иное навесное оборудование;
  • система управления (педали/рычаги).

Если в данном агрегате или группе деталей присутствуют посторонние стуки или шум, эксплуатацию машины лучше отложить — это верные признаки ослабления крепежа узлов, износа подшипников, больших зазоров в узлах трения или высыхания смазочных материалов.

У навесного оборудования необходимо проверить надежность крепления:

  • балок на опорных цапфах;
  • стоек рамы;
  • отвала к балкам или стойкам;
  • лебедки, блоков, тросов;
  • емкостей со смазочными материалами.

Контроль состояния канатно-блочной системы — задача первостепенной важности. Тросы должны подбираться точно по техпаспорту машины (диаметр, материал, другие параметры), а на блоках и барабанах не должно быть зазубрин или чего-либо, что может повредить канат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]