MAN TGS 19.480 4×2 BLS-WW Седельный тягач

Компания MAN пригласила нас протестировать лесовоз TGS 33.480, а заодно и поучаствовать в процессе доставки груза потребителям. Чтобы окунуться в этот процесс, мы отправились в леса Вологодской области

На первый взгляд название лесовоза кажется сложным. Но расшифровывается оно просто: TGS – название модели, цифра «33» означает полную массу тягача в тоннах, а число «480» сообщает о максимальной мощности его 6-цилиндрового турбодизеля.

Двигатель оснащается впрыском водного раствора мочевины AdBlue, чтобы удовлетворять все более ужесточающимся экологическим нормам. Благодаря мощному и надежному электрофакельному устройству обеспечивается его успешный запуск при морозе до -30 градусов. А для еще более низких температур можно заказать предпусковой подогреватель и утепленный ящик для аккумулятора, имеющий встроенный теплообменник.

Коробка передач у нашего тестового экземпляра механическая, 16-ступенчатая, производства компании ZF. Трансмиссия рассчитана на максимальный крутящий момент 2500 Нм. В связи с тем, что максимум момента двигателя составляет 2300 Нм, коробка обладает высоким запасом прочности. Благодаря пневмоусилителю передачи переключаются гораздо легче, чем у обычной «механики». Можно оснастить тягач и роботизированной 12-ступенчатой трансмиссией ZF, но в России ее заказывают редко: «механика» имеет больше передач, что для тяжелых лесовозов очень актуально.


Есть в лесовозах что-то необычное и, пожалуй, даже завораживающее. А если лесовоз при этом внедорожник с самым передовым оснащением, то такая комбинация интересна вдвойне. Сортиментовоз MAN TGS 33.480
на резине — как раз такой.

Знакомились мы с ним на III Чемпионате «Лесоруб XXI века» близ деревни Кононовская Устьянского района Архангельской области. Суть Чемпионата — соревнования по искусному управлению лесозатовительными машинами. Представительное мероприятие — 42 команды, 1500 участников и гостей первенства из России, Бельгии, Германии, Канады, Норвегии, США, Финляндии c солидным призовым фондом.

01.

И места красивейшие! Так выглядит площадка чемпионата. Картинка — хоть на заставку рабочего стола ставь. Кликните по изображению и будет вам wallpaper 1920х1080

02.

При чемпионате — выставка техники. Среди участников — многие именитые бренды, но в автомобильной части экспозиции всех перещеголял
MAN
.

03.

Внедорожный сортиментовоз с ярко-желтой кабиной
MAN TGS 33.480
, безусловно, был звездой показа. Машину, предназначенную для работы по скандинавской технологии, мы и изучаем.

Что такое «скандинавская технология», специалисты отрасли прекрасно знают. Но, поскольку нас читают не только профессиональные лесорубы, то раскроем ее суть подробной Ремаркой

.
Ремарка М-Парка
Главные постулаты скандинавской технологии — максимальное сокращение ручного труда, первичная обработка древесины прямо на месте вырубки и быстрая ее транспортировка. Обеспечивается все это благодаря применению комплекса из трех типов машин — харвестеров, форвардеров и сортиментовозов.

04.

Знакомьтесь, это харвестер. Он же «железный дровосек», он же лесной комбайн, он же валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина манипуляторного типа (мамочки, словосочетание-то какое… Джеку-потрошителю термин точно бы понравился).

По сути, харвестер — это «хитрый» высокопроходимый трактор со специальным манипулятором для механизированной валки и разделки деревьев.

05.

Существуют различные компоновочные схемы шасси харвестеров — двух-, трех-, четырехосные, с шарнирно-сочлененной рамой.

06.

Манипуляторы монтируют как на удалении от кабины, так и рядом с ней. У наиболее «продвинутых» моделей кабина может быть подъемной, с собственной системой выравнивания и горизонтирования.

Но, каким бы ни было шасси лесного комбайна, главный рабочий орган у всех «железных дровосеков» один — харвестерная головка — технологически сложное и дорогое изделие, управление которым требует высочайшей квалификации.

07.

Харвестерная головка это захватный механизм, срезающее устройство для валки и раскряжевки дерева, механизм обрезки сучьев и механизм замера длин, скомпонованные в едином агрегате.

08.

Харвестер орудует бревном, как мастер кунг-фу шестом, — вращает во все стороны, прогоняет туда-сюда, срубая сучья, и, словно шеф-повар морковку, нарезает на части. Все происходит так быстро, что кажется: глаз не успевает заметить все движения режущих элементов харвестерной головки. Честь и хвала искусству оператора! Да, это даже не работа, а искусство.

Один харвестер заменяет несколько бригад суровых мужиков с бензопилами, но без форвардера харвестер все равно, что Дон Кихот без Санчо Панса.

09.

Работа форвардера — собрать сортименты, которые нарезал и разбросал харвестер, и отвезти их на загрузочную площадку для сортиментовоза. Вместо харвестерной головки манипуляторы форвардеров оборудованы грейферным захватом для погрузки сортиментов. Грузовой отсек форвардера сформирован кониками и решетчатой передней стенкой.

10.

Ползают форвардеры там, куда ни один грузовик не проберется. Для того они и созданы. Собрав «урожай», который «накосил» коллега-харвестер, форвардер вывозит сортименты с делянки. Расстояние от делянки до погрузочной площадки, как правило, относительно небольшое.

11.

Вблизи относительно хороших дорог форвардеры формируют аккуратно сложенные штабеля сортиментов, за которыми и приезжает автомобиль / автопоезд — сортиментовоз. Сортимент, кстати, это обработанное бревно фиксированной длины.

12.

Штабеля, сформированные форвардером, сортиментовоз перегружает на себя. Операторы осуществляют погрузку настолько ловко, точно и быстро, что кажется, я рассыпанную коробку карандашей буду собирать дольше, чем опытный оператор загрузит сортиментовоз.

13.

Пусть вас не смущает МАЗовская кабина показанного сортиментовоза. Душой и, особенно, «сердцем» этот грузовик —
MAN
. Это
МАЗ-MAN 632559
— первый сортиментовоз марки
МАЗ-MAN
. Двигатель у него —
MAN
. Об этой машине, придет время, расскажем отдельно.

Именно «орудование» манипулятором сортиментовоза было самым, если так можно выразиться, зрелищным упражнением на соревнованиях чемпионата «Лесоруб XXI века».

14.

Для этой дисциплины
MAN
предоставил два спецавтомобиля-сортиментовоза —
MAN TGS 33.480 6×6 BB-WW
c гидроманипуляторами
Palfinger Epsilon M100L
и
Kesla 2009sT
.

15.

Здесь нужно за 10 минут собрать сруб из 12 шестиметровых бревен диаметром 160-200 мм и разобрать его, уложив все бревна в кузов сортиментовоза. Словом, управление манипулятором сортиментовоза — не только искусство, но теперь и спортивная дисциплина.

16.

Но вернёмся в работу. Загрузившись, обычный сортиментовоз доставляет первично-обработанные бревна на основную базу или напрямую заказчику по хорошим дорогам, а в Европе, так просто по асфальтовому шоссе. Полный привод таким машинам не нужен…

Но мы же с вами в России

Так мы плавно подобрались к «российским особенностям скандинавской технологии», вынесенным в заголовок.

Российские лесные просторы огромны. Погрузочная площадки сортиментовоза запросто может быть не у хорошей дороги, а 20 километрах от нее.

17.

Тогда водителю сортиментовоза из кабины будет открываться такой, или еще более экстремальный вид.

18.

Потому в России популярны внедорожные сортиментовозы. Лидер рыночного сегмента — «наше грузовое все» —
КАМАЗ
, сортиментовозные надстройки для которого делают десятки «бодибилдеров».

19.

И вот
MAN
предложил свой сортиментовоз-внедорожник. Дождливое лето нынешнего года только подчеркнуло актуальность такой техники и теперь на труднопроходимых лесовозных тропах появилось новое «лицо».

20.

Индекс базового грузовика —
MAN TGS 33.480 6×6 BB-WW
. Двигатель — 480-сильный
MAN D2676LF20
, КПП — ZF. По сути — серийное шасси из стандартной программы MAN (а это преимущество для скорости выполнения заказа на подобную машину) с необычной комплектацией.

Внедорожные МАНы — интересная тема. Буквально небольшая, краткая Ремарка

о них.

Ремарка М-Парка
21.
Внедорожные
MAN
6×6 у нас популярны, в основном, у нефтяников. Вот, например, «суровый сургутский дальнобой» еще поколения
TGA
в корпоративной окраске «Сургутнефтегаза».

22.

Это тоже «нефтянка», цементеровочный агрегат для укрепления фундаментных оснований в процессе освоения скважин. В данном случае насосная установка
SJS PCT-611A
изготовлена в Китае, смонтирована в России, а базовым шасси служит полноприводный
MAN TGS 33.430
.

23.

А еще внедорожники
MAN
колесной формулы 6х6 очень популярны у ралли-рейдовых команд в качестве «техничек».
MAN
— чуть ли не самая массовая марка мира среди раллийных техничек.

А еще — противопожарная и военная сферы — все это вотчина MAN

6×6.

Но вернемся на нашему красавцу-сортиментовозу.

24.

Как раз от раллийных техничек сортиментовоз унаследовал диодную «люстру» на крыше.

25.

Самое интересное в этом варианте — шины и аксессуары для них.

26.

Рядом с каждым колесом размещен специальный пенал, где хранится выносной шланг подкачки воздуха.

27.

Собственную подкачку можно подключить к каждому колесу. При необходимости можно снизить давление в шинах для преодоления особо труднопроходимого участка, а затем быстро восстановить его.

28.

Система регулирования давления в шинах — изделие немецкой фирмы
ti.systems GmbH
, одного из мировых лидеров в этой области. Называется система
STIS
, что расшифровывается как
S
emi-automatic
T
ire
I
nflation
S
ystem.

29.

Работает
STIS
следующим образом. Распределительный блок соединяется с пневмосистемой шасси, а от него уже осуществляется пневморазводка к каждой шине.
STIS
позволяет регулировать давление в диапазоне от 0 до 10 бар. Можно настроить 8 предустановленных режимов. Процесс регулирования происходит очень быстро, но автомобиль нужно остановить. Для работы в движении система не предназначена.

30.

Использована очень интересная модель шин. Это
Michelin 14.00/R20 XML
.

31.

Главная особенность шин — особо развитые боковые грунтозацепы. Такие шины в сочетании с системой
STIS
— гарант особо высокой проходимости.

32.

Теперь рассмотрим особенности спецнадстройки.

33.

Использована краноманипуляторная установка
Kesla 2009sT
.

34.

КМУ оснащена довольно интересной и нечасто встречающейся опцией — дополнительной системой охлаждения гидравлической жидкости, которая точно не позволит маслу перегреться.

35.

А гидравличекого масла здесь много. Объем гидробака (серебристый, слева) — около трети от топливного. Между гидробаком и топливным баком размещены дополнительный инструментальный ящик и бак для мочевины.

Поставщик сортиментовозной надстройки — финская компания Alucar

, которую профессионалы называют «лучшей среди равных». Само название фирмы намекает на материал, с которым она работает — алюминий.

36.

Именно из крылатого металла
Alucar
изготавливает надрамник в сборе, передний щит и лесовозные коники — основные элементы лесонакопительной надстройки. Алюминий втрое легче стали. Благодаря использованию этого материала лесонакопитель весит в среднем около полутонны. Стало быть, полезная нагрузка возрастает.

37.

Именно оборудование
Alucar
установлено на этом грузовике, а «бодибилдером» выступила питерская , о чем и говорит соответствующий логотип.

38.

В итоге в этом сортиментовозе сосредочились самые передовые немецкие (шасси), французские (шины) и финские (надстройка) технологии, скомпонованные российскими специалистами для российских условий.

Интересная получилась машина и для таких лесозаготовителей, чья техника работает на бездорожье и чьи (а такие есть), теперь появился интересный вариант.

Король дороги

Как уже говорил, полная масса тягача составляет 33 т, а при наличии прицепа может достигать 90 т! Мне управлять таким автопоездом, правда, не доверили – в свое распоряжение я получил только тягач, к тому же не груженый. Впрочем, впечатлений оказалось все равно «выше крыши»!

Поднимаюсь в кабину, держась за удобные ручки, захожу внутрь и проваливаюсь в шикарное кресло. Вообще водительские сиденья у MAN могут быть трех видов, и у тестового экземпляра, разумеется, установлено самое навороченное. Каких регулировок здесь только нет! Множество поддержек и пневмоупоров, регулируется даже степень подрессоривания сиденья: хочешь, раскачивайся как в гамаке, а хочешь, сиди как на табуретке. Водители, работающие на этих тягачах, говорят, что на разбитых трассах надо делать подвеску кресла жесткой, иначе можно получить приступ морской болезни.

Словом, за рулем я устроился великолепно! Похвалю и эргономику. Хотя с грузовыми автомобилями я дело имею редко, найти нужные функции не составило труда. Завожу двигатель, выжимаю сцепление и плавно трогаюсь с места. Рычаг коробки перемещается легко – не зря она оснащена пневматическим усилителем. Несмотря на 16 передач, управляться со всем этим «хозяйством» проще простого.

Двигатель работает почти неслышно, что отмечают и профессиональные водители, считающие тягачи MAN одними из самых тихих на фоне других марок. Основной звук – свист турбины, мягкий и очень приятный. Еще на высокой скорости шумят огромные «лопухи» боковых зеркал. Эти зеркала, кстати, обеспечивают великолепную обзорность, «простреливая» все возможные мертвые зоны, коих у машины предостаточно. Так, с правой стороны находятся аж четыре зеркала! Можно заказать и камеру заднего вида.

Тяга силового агрегата кажется неисчерпаемой. Руль легкий, но информативный. Подвеска совершенно не замечает мелких неровностей, но на крупных кочках возникает довольно сильная вертикальная раскачка. Вообще я, честно говоря, не ожидал, что управление таким большим автомобилем может быть столь простым и удобным и даже… доставлять удовольствие. Многие ощущают на дороге чувство превосходства, управляя крупными внедорожниками, но езда на лесовозе – это вообще из другой оперы. Тут не только внедорожники, но и грузовики с автобусами кажутся какими-то недомерками! И все держатся на почтительном расстоянии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]