Шины для тракторов подбираются исходя из условий эксплуатации. Тракторы Минского тракторного завода (МТЗ) универсальны и применяются очень широко: при уборке снега на улицах, вспашке полей и уборке урожая и пр. Соответственно, универсального варианта «резины» для них не существует. Всё зависит от того, как именно будет использоваться техника: на каком грунте, в каком скоростном режиме и пр. Также играет роль модель – очевидно, что на тяжёлый трактор нужны более крупные и прочные покрышки, чем на компактный «миник», а давление в шинах МТЗ 82 будет другим, чем в камерах лесного трактора типа Л82.2. Комплекты для передней и задней осей подбираются отдельно.
Виды и классификация
Одним из секретов универсальности тракторов МТЗ является возможность регулировать колею и другие рабочие параметры, используя разные колесные диски и шины. К примеру, подобная функция реализована на поздних модификациях МТЗ 80 и 82 и современных машинах: у них ширина колеи меняется без замены колес, но при необходимости поменять их тоже можно.
Сегодня практически под каждую задачу предлагаются специализированные варианты колес (колесных дисков), а также выпускается много универсальных и многофункциональных моделей.
Представленные на рынке модели различаются размером, местом установки, назначением и конструктивными характеристиками.
По месту установки диск может быть:
- передним;
- задним.
Передние диски трактора меньше, а задние идут большего диаметра.
Также для энергонасыщенных машин выпускаются спаренные модификации (спарка), которые обычно предлагаются в качестве дополнительной комплектации. Спарка дает возможность установить двойное колесо для увеличения площади контакта с поверхностью. Это уменьшает давление на грунт. Спаренные проставки устанавливаются на тракторы, которые работают на мягких почвах, в заболоченной местности и т.д.
По методу изготовления все варианты — штампованные, однако они бывают двух основных типов:
- Цельные – в таких конструкциях элементы – обод и непосредственно сам диск – жестко сварены друг с другом;
- Разборные – у них опорный диск и обод фиксируются друг с другом болтами.
Сварной вариант – дешевый и имеет простую конструкцию. За счет сварки достигается максимальная прочность, и даже под нагрузкой элементы колеса не расшатываются. На моделях стандартной ширины сварка используется точечно в нескольких местах, а узкие конструкции, как правило, провариваются по всему периметру. По этой причине любой задний колесный диск МТЗ будет сварным. Из минусов такого решения можно отметить невозможность менять колею. Передние могут быть как сварными, так и разъемными – это зависит от конкретной модификации сельскохозяйственной техники.
Разборные диски колеса считаются более универсальными, поскольку их можно устанавливать тремя разными способами, т.е. получить сразу несколько вариантов колеи. Разъемным может быть только передний диск, поскольку нагрузка на переднюю ось меньше, чем на заднюю.
Устанавливать разборные передние колесные диски имеет смысл только на машины, которые используются для фермерских и сельскохозяйственных нужд. В строительном и ЖКХ-сегменте необходимости ступенчато менять колею нет, и значит, можно обойтись более дешевыми сварными моделями.
Что касается размеров, то для тракторов МТЗ наиболее распространенными вариантами являются следующие:
- диаметр 20 дюймов, ширина 9 дюймов (передние);
- диаметр 38 дюймов, ширина 14 дюймов (задние).
Важно: Размер дисков не совпадает с размером шин – последние должны быть немного больше по ширине, а диаметр должен совпадать.
Например, на передний колесный диск МТЗ 80 подойдут колеса шириной от 11,2 дюймов. Для задних дисков шириной 14 дюймов подходят шины шириной 15,5 или 16,9 дюймов.
Для тракторов МТЗ выпускаются конструкции в десятках вариантов ширины. Их принято делить на три группы:
- Узкие (d 16-20 дюймов, ширины 4,5-5,5 дюймов);
- Средние (d 16-28 дюймов, ширины 8-14 дюймов);
- Широкие (d 30-42 дюймов, ширины 15-18 дюймов).
Также при выборе необходимо обратить внимание на количество крепежных отверстий: они подбираются под тип ступицы колеса. Общепринятыми являются два варианта крепления:
- 5 шпилек,
- 8 шпилек.
Для предотвращения быстрого износа шин рекомендуется придерживаться следующих правил:
- строго соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, зависящих от условий работы и нагрузок на трактор;
- при движении на высоких скоростях проконтролируйте — не ведет ли трактор в сторону. Если ведет, то остановите трактор и подкачайте шину с меньшим давлением;
- старайтесь не допускать резких торможений, доводящие колеса до юза, а также длительного буксования колес;
- не ставьте трактор на грунте, загрязненным нефтепродуктами;
- своевременно проверяйте и регулируйте развал схождение передних колес;
- отключайте передний мост на сухих дорогах;
- не допускайте виляние и биение колес.
Как читать маркировку
Чтобы правильно выбрать колесные диски для трактора МТЗ, нужно знать, как читать маркировку. Разберемся детальнее, какие обозначения можно встретить:
- Профиль обода (W, DW, DD) – только на средней и большой ширины;
- Размеры бортовых закраин (E, F, L) – присутствует не на всех;
- ширина и диаметр обода в дюймах.
Маркировка имеет следующий вид: ХХ00Е-11. Буквами и цифрами зашифрованы следующие характеристики:
ХХ – профиль обода;
00 – ширина в дюймах;
Е – тип бортовых закраин;
11 – диаметр в дюймах.
Также вводится маркировка ЕТ, которая указывает на расстояние смещения плоскости крепления фланца ступицы по отношению к середине оси вращения обода. Обратить внимание на показатель ЕТ нужно особенно при выборе колесных дисков для пропашных тракторов, поскольку от этого зависит, получится ли сформировать колею заданной ширины.
Давление в покрышках
Поскольку размеры и нагрузка, которые испытывают задняя и передняя резина спецтехники, различаются, соответственно варьируется и давление в шинах. Рекомендуемое давление для тракторов МТЗ составляет:
- 1,4+0,1 кгс/см2 для общих работ;
- 1,0+0,1 в задних и 1,4+0,1 в передних для мягких грунтов и пахоты;
- 1,6+0,1 в задних и 2,5+0,1 в передних для тяжелого сельскохозяйственного оборудования.
Обязательно почитайте: Промежуточная опора МТЗ 82: устройство и ремонт
Эти нормы разработаны с учетом прочности шин.
При выполнении некоторых видов работ допустимо временное отклонение от нормы (например, если понизить давление, можно увеличить проходимость), но постоянная эксплуатация в таком режиме непременно приведет к ускоренному износу «резины».
Конструкция колесных дисков
И цельные, и разъемные варианты состоят из 2-х элементов:
- опорного диска;
- обода.
Опорный диск необходим для крепления колеса к ступице, а обод – это деталь, на которую непосредственно надевается шина.
В сварных моделях обод не отсоединяется от опорного диска. Достоинства такого решения: низкая цена, легкая центровка. Главный недостаток – невозможность ремонта или замены отдельно поврежденного элемента. Если сварной элемент погнется или повредится, придется менять его целиком.
В разборных моделях обод крепится к опорному диску при помощи болтов. Чтобы было проще соединять детали и центровать их, в диске имеются отверстия, а в ободе – упорные кронштейны. Особенность конструкции в том, что обод можно посадить на опорный диск как сверху, так и изнутри. Это дает возможность регулировать колею.
Несмотря на более высокую стоимость разъемных элементов, владельцы, как правило, предпочитают именно их. Связано это с тем, что детали колеса подвержены износу и могут повредиться в процессе эксплуатации. Заменить поврежденный элемент будет дешевле, чем установить новый. Таким образом, стоимость эксплуатации трактора снижается.
Каким бы ни был тракторный диск, в нем будет отверстие под вентиль камеры. На узких и средних моделях отверстие круглое, а на широких – вытянутое, чтобы исключить повреждение вентиля.
На передних и задних колесных дисках МТЗ проделано множество отверстий:
- большое центральное для насаживания на ступицу;
- 5 или 8 отверстий под шпильки;
- дополнительные отверстия для уменьшения массы конструкции и воздухообмена.
На заднем колесном диске Беларуса может быть дополнительно приварено усилительное кольцо со стороны крепления к ступице.
Для максимальной надежности крепежные отверстия делают конусными. Таким образом, для крепления понадобятся 5 или 8 шпилек также в форме конуса. Подобное решение позволяет обеспечить максимальное прилегание метизов и предотвратить самопроизвольное откручивание. По этой же причине шпильки часто закисают или обламываются, как их выкрутить в этой ситуации – мы писали тут.
Балансировка колес
Колёса для спецтехники не нуждаются в балансировке. Проблема биения колес чаще всего связана с неполадками в крестовине (реже – в подшипниках) и нарушении развала-схождения.
Стоит отметить способ, которым многие пользуются для улучшения ходовых характеристик трактора. Для этого в камеры заливают жидкость – от простой воды до специальных антифризов. Также используются чугунные утяжелители. Эти меры улучшают сцепление с грунтом и делают ход более плавным. Однако к балансировке колеса они не имеют никакого отношения.
Как заменить колесный диск
Чтобы заменить передний или задний диск МТЗ, выполняют следующие действия:
- ослабить конусные гайки, но не до конца, а чтобы они продолжали фиксировать конструкцию;
- приподнять колесо, слегка оторвав его от земли, при помощи домкрата;
- выкрутить до конца гайки и снять колесо.
Если при снятии диска шпильки не выкручиваются, прочитайте о том, как выкрутить прикипевшую шпильку или заломыш. Применение излишней силы при откручивании или закручивании гаек приведет к трещинам в металле. Как следствие – его прочность снизится, и появятся деформации.
Чтобы изменить колею и расставить или сократить расстояние колесами, выполняют следующие действия:
- При переводе в диапазон колеи с 1200 – 1500 мм на 1500 – 1600 мм (или наоборот) опорный диск снимается с обода и ставится с внутренней стороны упоров (кронштейнов). При этом выемки в диске дают ему возможность пройти через эти кронштейны;
- При переводе в диапазон 1600 – 1800 мм — колеса полностью снимаются и просто меняются местами, оставляя правильное направление их вращения (оно обозначено стрелкой на шине). То есть, правое колесо ставится на место левого и наоборот.
Задние колеса можно ступенчато расставлять до увеличения колеи до 1800 мм. Для этого колеса тоже меняются местами (левое вместо правого и наоборот). Переставляются они вместе со ступицами.
Если нужно на энергонасыщенных тракторах установить спаренные колеса, то для этого понадобятся специальные проставки (спарки). Их можно приобрести в качестве дополнительной комплектации, проставки предлагают и многие сторонние производители запчастей для сельскохозяйственной техники.
Чтобы смонтировать проставку и сделать сдвоенные колеса на МТЗ, потребуются длинные болты. Их устанавливают вместо штатных коротких болтов, поэтому диаметр и шаг резьбы должны совпадать. На длинные болты крепятся одновременно диск и проставка, что ускоряет и упрощает переоборудование спецтехники. Наружное колесо крепится на шпильки, которые запрессованы в проставку.
Эксплуатация и обслуживание
Определенные мероприятия по обслуживанию колесных дисков желательно выполнять каждый раз при замене покрышек. В частности, нужно очищать их от грязи и пыли, ржавчины и следов, оставленных техническими жидкостями.
Общие рекомендации по техническому обслуживанию и эксплуатации следующие:
- регулярно очищать от грязи и ржавчины;
- зашлифовывать заусенцы на металле;
- выправлять вмятины;
- менять треснувшие или поврежденные шпильки.
При серьезных повреждениях деталь нужно заменить на новую. Это поможет сделать нагрузку на колеса равномерной, и значит, продлить срок службы ходовой.
Где купить
Приобрести покрышки можно в любом специализированном магазине, где владельцев тракторов проконсультируют опытные консультанты, и помогут выбрать подходящую модель индивидуально, для каждого клиента.
Аналогом фирменных центров являются сайты по продаже подержанных товаров (Авито, например). Но всегда будет оставаться риск такой покупки, потому что неизвестна история колёс – не зная, как использовались колёса можно купить шины или диск, в плохом состоянии. Поэтому при покупке подержанных покрышек на Авито, владельцам нужно быть максимально внимательными, и чётко понимать, какие шины нужны.
Итог можно подвести следующий: чтобы шины для трактора служили долго, и помогали выполнять все функции трактора – необходимо следить за ними должным образом (давление, размеры). Если за колёсами будет должный и соответствующий уход – срок службы увеличится, и не придётся покупать новые.
Как выбрать колесные диски для МТЗ: таблица моделей и размеров
Размер дисков для Беларусов приведен в таблице.
Модель | Размер передних дисков | Размер задних дисков |
МТЗ-80 | 5.5F-20, W9-20 | DW14L-38 |
МТЗ-82 | 5.5F-20, W7-20, W9-20 | DW14L-38 |
МТЗ-820 | W9-20, W12-20, W12-24 | DW14L-38, DW14L-30, DW16L-34, DW8-42 |
МТЗ-90 | 5.5F-20 | DW14L-38 |
МТЗ-92 | W9-20, W12-24 | DW14L-38 |
МТЗ-900 | 5.5F-20 | DW14L-38, DW14L-30, DW14-30, DW16L-34, DW8-42 |
МТЗ-911 | 5.5F-20 | DW14L-38 |
МТЗ-912 | W9-20 | DW14L-38 |
МТЗ-920 | W9-20, W12-20, W12-24 | DW14L-38, DW15L-38, DW16L-34, DW8-42 |
МТЗ-921 | W8-16 | W12-24, DW13-30 |
МТЗ-922 | W12-20, W12-24 | DW14L-38, DW14L-30, DW16L-34, DW8-42 |
МТЗ-923 | W12-24 | DW14L-38, DW16L-34, DW8-42 |
МТЗ-50 | 5.5F-20, W7-20, W9-20 | DW14L-38 |
МТЗ-52 | 5.5F-20, W7-20 | DW14L-38 |
МТЗ-520 | 5.5F-20 | DW14L-38 |
МТЗ-522 | W9-20 | DW14L-38 |
МТЗ-570/572 | 5.5F-20 | DW14L-38 |
МТЗ-952 | W9-20, W12-20, W12-24 | DW14L-38, DW15L-38, DW16L-34, DW8-42 |
МТЗ-100 (и другие тракторы 100-й серии) | W8-16, W11-16 | DW14L-38, DW14-30, DW8-42 |
МТЗ-1021 | W12-24 | DW14L-38, DW14-30, DW8-42, DW15L-38, DW16L-34 |
МТЗ-1025 | W12-24 | DW14L-38, DW14-30, DW8-42, DW15L-38, DW16L-34 |
МТЗ-1220/1221/1222 | W12-24, W10-24 | DW15L-38, W8x42 |
МТЗ-1523 | W12-24 | DW15L-38 |
МТЗ-1822 | W12-24 | W18L-42 |
МТЗ-2022 | W12-24 | W18L-42 |
МТЗ-2122 | W15L-24 | W18L-42 |
МТЗ-2522 | DW14L-30 | W18L-42, DW23A-38 |
МТЗ-3022 | W15L-30 | W18L-42 |
МТЗ-3522 | DW16L-34 | DW23A-42 |
Размер колесных дисков для мотоблоков МТЗ приведен в таблице.
Модель мотоблока | Размер | Каталожный номер |
МТЗ-05/06/08/09 | R12, 6.00-12, 6.50-12, 7.00-12, 7.50-12 | 05-3101020, 05-3101021-01, 05-3101015 |
МТЗ-012/132 | R12, 6.00-12, 6.50-12, 7.00-12, 7.50-12 | 05-3101020, 05-3101021-01, 05-3101015 |
Передние колесные диски МТЗ 80 и 82
Рассмотрим детальнее характеристики наиболее распространенных дисков для передних колес МТЗ 80 и 82 размером W9-20. Они же подойдут и для других Беларусов 1,4-го тягового класса.
Передние сварные диски для Беларусов выпускают в двух вариантах:
- с постоянным вылетом;
- с переменным вылетом.
Неразъемные элементы устанавливаются преимущественно на тракторы с ведущим мостом портального типа. На машинах старого образца используется крепление на 5 шпилек – соответственно, диск имеет 5 отверстий. На Белорусы 80 и 82 нового образца применяются усиленные крепления на 8 шпилек, и у деталей будет 8 отверстий под них.
Главное различие между разными дисками для переднего колеса МТЗ 80/82 будет заключаться в вылете. Под вылетом понимают расположение плоскости крепления ступицы на диске по отношению к центральной оси обода колеса. В маркировке вылет обозначается буквами ЕТ.
Технические характеристики передних колесных дисков для МТЗ 80 или 82:
- количество отверстий (5 на конструкциях старого образца, 8 – для нового образца);
- ширина обода – 228 мм;
- диаметр посадочного отверстия – 512 мм;
- вылет − +32-80 мм;
- размер подходящих шин −2-20.
Что касается разборных модификаций переднего колеса МТЗ 80 и 82, то они более универсальные, поскольку допускают возможность регулировки ширины колеи. Разъемные модели выпускаются только с 8 отверстиями, их крепят на 8 шпилек. Они специально были разработаны для эффективной работы на усиленных балочных ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторами.
Разновидности колес
Чтобы правильно выбрать и купить резину на МТЗ, следует представлять себе конструкцию тракторных шин. Делаются они по камерному типу, то есть имеют внутреннюю камеру и покрышки. Камера удерживает воздух и принимает на себя большую часть нагрузки. Покрышка защищает камеру от трения и состоит из следующих элементов:
- Каркас — изготавливается из корда, особо прочной прорезиненной ткани, уложенной друг на друга в несколько слоев. Именно характеристики корда определяют прочность шины и её грузоподъемность.
- Внутренний слой из мягкой резины называется брекер и выполняет роль амортизатора ударов, принимаемых протектором.
- Протектор представляет собой внешний слой прочной резины, сформированный на каркасе, и отвечает за сцепление шины с грунтом. Параметры сцепления зависят от формы и глубины рисунка, образованного грунтозацепами и впадинами.
- Для защиты боковых стенок каркаса служат боковины. Борты фиксируют покрышку на ободе колеса, а также повышают жесткость бортов за счёт проволочных колец внутри.
Трактор имеет колеса камерного типа
Эксплуатационные качества «резины» зависят от каждого из этих параметров в отдельности и их сбалансированной работы в целом. Теперь рассмотрим основные критерии классификации шин и их типы.
Обязательно почитайте: Трактор ХТЗ 150
Каждая шина маркируется в миллиметровом или дюймовом вариантах. Расшифровывается маркировка так. Возьмём для примера 380/80R38 142A8 / 142B, где:
- 380 — это ширина шины в мм или дюймах;
- 80 — профиль (соотношение высоты к ширине). Для тракторов обычно используются усиленные полнопрофильные шины с индексом 80–82;
- R —радиальный корд (самая распространённая технология изготовления. Реже встречается «-» — диагональный);
- 38 — диаметр колеса (диска) в дюймах, он же внутренний размер шины;
- 142 —уровень предельной допустимой нагрузки на одно колесо в килограммах.
Задние колесные диски МТЗ 80 и 82
Диски заднего колеса МТЗ 82 имеют размер DW14L-38, они все сварные и используют однотипную систему креплений на 8 отверстий. Подходящие размеры шин: 15.5R38 и 16.9R38.
Технические характеристики задних колесных дисков для МТЗ 80 или 82:
- размеры шин − 15.5R38, 16.9R38;
- диаметр – 38 дюймов;
- диаметр ступицы – 199 мм;
- вылет ЕТ – 125;
- число отверстий – 8.
Самым популярным производителем является БЗТДиА. Также детали выпускают КрКЗ и другие предприятия.
Обзор моделей шин МТЗ
В современном мире особой популярностью пользуются тракторы, помогающие, и в ведении сельского хозяйства, и в уборке городских улиц – это самая маленькая часть функций, выполняемая тракторами. Одна из самых популярных моделей выпускается Минским тракторным заводом уже более 40 лет. За это время, МТЗ (Беларус) в различных модификациях зарекомендовали себя, как безотказное устройство, справляющееся со своими задачами в любых погодных и климатических условиях. Как и за любым транспортным средством, тракторам необходим уход и замена шин. Какие размеры шин МТЗ? Какое давление должно быть внутри покрышек?
Характеристики дисков МТЗ 1221
На Беларусе 1221 используется усиленный балочный передний ведущий мост с планетарными редукторами колес. Такая конфигурация имеет ограничения в регулировке ширины балки. Поэтому изменения колеи преимущественно осуществляются за счет переменного вылета.
Диски передних колес МТЗ 1221
Передние колесные диски МТЗ-1221 имеют размер W12-24, это наиболее распространенный вариант. Вылет у них регулируется в диапазоне -68 — +140 с определенным шагом. Подходящие шины − 420/70R24 или 14,9R24.
Также на МТЗ-1221 могут устанавливаться передние колесные диски размером W10x24. У них вылет меняется ступенчато: +1, +51,+120, -83, -33. Для них подходят шины 11.2-24 или 12.4-24.