Распечатать |
По вопросам покупки данной техники (АЦ-40 пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ 433114), условиях кредита и лизинга, сервисного и гарантийного обслуживания просьба обращаться к дилерам завода или в официальные представительства. Поставка АЦ-40 пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ 433114 может осуществляться как напрямую с завода-изготовителя, так и с площадок в Москве и других регионах РФ.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114.
Пожарные автомобили ЗИЛ
Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:
- маневренностью при тушении пожаров в городской черте;
- максимальной адаптацией к эксплуатации в российских условиях;
- ремонтопригодностью;
- неприхотливостью к качеству топлива.
Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.
Нормативно-правовые требования
Согласно ГОСТ 25478, АЦ должна проходить систематические техосмотры и ремонты, так как это напрямую влияет на безопасность движения на дорогах.
Порядок выполнения ремонтных работ соблюдается в соответствии со всеми требованиями, а используемые материалы и устройства соответствуют стандартам и имеют сертификаты качества.
К эксплуатации на местах боевых действий допускаются только те АЦ, которые полностью соответствуют стандартам, имеют все необходимые документы и исправны в функциональном плане.
Внимание! На все АЦ должна быть нанесена маркировка, которая является носителем информации о перевозимом веществе и способах эксплуатации транспортного средства. Найти расшифровку и купить сами знаки маркировки можно в интернете.
Пожарные автомобили ЗИЛ 130
За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.
В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.
Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.
На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:
- одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
- одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.
Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.
Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.
Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.
В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.
Кузов
Автоцистерна пожарная легкого класса АЦ-0.8-40/2 (530104) модель 002-ММ
- Цельнометаллический, сварной, оснащен алюминевыми полками и панелями.
- Отсеки оборудованы шторками, дверьми производства «ПО Берег».
- В передней части кузова установлены выдвижные каретки для гидравлического инструмента и электросилового оборудования.
Конструкция и технические характеристики ТОП-2 отечественных пожарных автомобиля ЗИЛ
Пожарный ЗИЛ считается самым распространенным и эффективным автомобилем в отечественных автопарках МЧС. Он быстро передвигается, перевозит специализированные приспособления, необходимые для ликвидации пожаров. По сравнению с другими марками грузовиков быстрого реагирования машина на шасси ЗИЛ неприхотлива в обслуживании, удобна в эксплуатации, адаптирована к разным условиям, отличается хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках при относительном минимуме пространства.
Насосная установка
Автомобиль оснащался пожарными насосами ПН-40УА, а позже ПН-40УВ . Производительность насосных установок данного типа составляет 40л/с, создаваемый напор — 100м. Так же, зачастую при капитальном ремонте в конце 1990-х годов, на АЦ-40(130)63Б ставились более современные насосы — такие как НЦПН-40/100 .
В середине 1980-х г., специально для Московского гарнизона Пожарной охраны, была выпущена партия АЦ-40(130)-63Б оснащённых немецким комбинированным насосом Magirus P516H со ступенями нормального и высокого давления.
Все АЦ-40(130)-63Б имели штатное крепление для рукавной катушки РК-4А . Но на практике её вывозили не часто.
Конструкция
В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:
- салон для боевого расчета;
- насосы;
- автомобильные лестницы;
- резервуары для огнетушительных материалов;
- отделения для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.
Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.
ЗИЛ-130
Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.
В процессе серийного производства цистерн постоянно вводились конструкционные изменения. Так, сначала в машинах имелась «низкая юбка», которая формировала колесную арку. С конца 80-х на дверь насосного отсека не устанавливалось окно, затем задняя стенка была выпрямлена и более не изгибалась.
Конструкционные особенности современной пожарной машины АЦ-40-63Б следующие:
- 2-рядная 4-дверная кабина с панорамным ветровым стеклом;
- цистерна для воды — 2360 л и бак для пены на 170 л;
- стальной кузов с отделениями для ПТВ и пеналами для всасывающих рукавов;
- одноуровневый центробежный насос ПН-40УА заднего положения или одноступенчатый нормального давления насос НЦПН-40/100;
- крепление для катушки рукавов РК-4А.
Для увеличения проходимости на ведущий мост машины устанавливаются арочные шины, на бампер — лебедка.
ЗИЛ-131
АЦ-40(131)-137 имеет такую конструкцию:
- улучшенная 2-рядная 4-дверная кабина с большими прямоугольными окнами в дверях;
- наличие установки подогрева воды в цистерне выхлопными газами;
- бензиновый карбюраторный двигатель А-76;
- центробежный одноступенчатый пожарный насос ПН-40УВ;
- водоструйный эжекторного типа пеносмеситель ПС-5;
- газоструйный или воздушный всасывающий механизм;
- защитные решетки на окнах в случае массовых беспорядков для разгона толпы.
Выводы
Пожарные автоцистерны при пожаротушениях незаменимы. Эта техника эффективно справляется с задачами доставки ПТВ и боевого расчета к месту происшествия, осуществления пожаротушения и выполнения спасательных операций.
Установка и эксплуатация автоцистерн строго регулируются законом, любое отклонение от нормы пресекается.
С каждым годом конструкции АЦ только улучшаются, добавляются новые механизмы, совершенствуются возможности, что положительно сказывается на процессе пожаротушения.
Технические характеристики
Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:
- Мощность мотора — 110 л. с.
- Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
- Длина напорных рукавов — 348 м.
- Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
- Производительность насоса — 40 л/с.
- Напор — 100 м.
- Число ручных стволов — 6 шт.
- Запас напорных рукавов — 18 шт.
- Топливный бак — 150 л.
- Расход топлива на 100 км — 41,5 л.
- длина — 7680 мм;
- ширина — 2500 мм;
- высота — 2780 мм.
- Объем цистерны — 2400 л.
- Емкость пенобака — 150 л.
- Мощность двигателя — 150 л. с.
- Наибольшая скорость — 80 км/ч.
- Емкость топливного бака — 170 л.
- Объем тушения — 125 м³.
- Подача насоса — 40 л/с.
- Напор — 100 м.
- Расход воды в лафетном стволе — 19 л/с.
- Расход горючего на 100 км — 40 л.
Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.
Особенности подключения к гидранту
Установка АЦ на водоисточник (гидрант или водоем) начинается только после приказа командира пожарной операции «Автоцистерну на гидрант ставь». После этого сигнала возможно подключение рукавов к гидранту.
На заметку. Если АЦ устанавливается на открытый водоисточник (например, озеро), то существует другой принцип действий, где забор жидкости и установка АЦ начинается только после команды «Автоцистерну на водоем ставь».
АЦ устанавливают на гидрат следующими методами:
- Одномоментное подключение рукавов.
- Подключение на параллельные всасывающие магистрали.
- Смешанное подключение к всасывающему и напорному рукаву.
Автоцистерна пожарная ац 40 130
Пожарная автоцистерна изготавливается на базе грузовых автомобилей ЗИЛ, на платформу которых устанавливается специальное оборудование.
Автомобильная база ЗИЛ неприхотлива в эксплуатации и обслуживании. Также автоцистерну можно использовать в разных климатических условиях, за счет маневренности она ставиться в необходимом положении, компактность позволяет тушить пожар в городских условиях, где свободное пространство ограничено.
Ремонт автомобиля ЗИЛ обходится недорого, а обслуживание может проводиться штатными механиками.
Распространенной маркой считается пожарная машина ЗИЛ 130. Было выпущено 10 моделей этих авто. Популярной моделью считается ЗИЛ ац 40 130 63б. Это усовершенствованный вариант модели 63А. В новой модели напорные патрубки разместили внутри надстройки. Эта марка оборудована цистерной объемом 2360 л и дополнительным баком для пенообразователя. Кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию с 2 рядами посадочных мест. На крыше размещаются пеналы, в которых хранятся пожарные рукава. Быстрый выход пожарных из машины обеспечен 4 дверьми кабины.
Специализированное оборудование размещается в отсеках кузова. В задней части автомобиля находится центробежный насос.
Задние колеса ац 40 130 63б выполнены в двухскатной комплектации, что обеспечивает устойчивость на дороге и высокую проходимость автоцистерны. Для проезда по сельской местности можно установить арочные шины. Имеется гидроусилитель руля.
Изменения были внесены и в шасси. Автоцистерна выпускалась с тормозной системой грузовых машин КАМАЗ. В связи с тем, что требовалось заполнить воздух в тормозную систему, выезд автоцистерны задерживается.
Двигатель 4-х тактный, бензиновый, v-образный, установлен перед кабиной. Воздух к двигателю подводится по воздушному каналу, который соединяется с воздушным фильтром гофрированным патрубком.
В 1980-х годах была произведена партия машин, оборудованных немецким насосом Magirus P516H.
Тормозная система
- Тормозные механизмы передних колес — дисковые с плавающими двухцилиндровыми скобами, двухколодочные, задних колес — барабанного типа с двумя внутренними колодками.
- Привод комбинированный, пневмогидравлический с двумя независимыми контурами.
- Стояночная тормозная система — тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста, привод от пружинного энергоаккумулятора с пневматическим управлением или от рычага в кабине.
- Система быстрого растормаживания.
- Запасная тормозная система — тормозные механизмы те же, что у рабочей тормозной системы и стояночный тормоз.
- Вспомогательная тормозная система — используется двигатель без применения специальных устройств.
- Антиблокировочная система тормозов (АБС).
Технические характеристики
В 1968 году была разработана модель ац 40 131, выполненная на базе грузового автомобиля ЗИЛ. За время производства машины модернизировались и усовершенствовались. Все изменения улучшали различные качества авто.
Технические характеристики и описание ЗИЛ 131 :
- тип используемого шасси — ЗИЛ 131;
- колесная формула — 6*6;
- конфигурация колес односкатная;
- карбюраторный тип двигателя;
- мощность двигателя — 110 кВт, 150 л.с.;
- 7 посадочных мест;
- вес снаряженного автомобиля — 11050 кг;
- водопенная система тушения;
- вместимость цистерны — 2400 литров;
- вместимость пенообразователя — 150 литров;
- тип лафетного ствола — ПЛС-П 20 с пенной насадкой;
- время непрерывной подачи пены — 20 л/с;
- ручное управление лафетным стволом;
- дальность подачи водяной струи — 50 м, пенной струи — 60 м;
- насосный отсек обогревается выхлопными газами;
- имеется место для радиостанции.
- максимальная скорость — 80 км/ч;
- электрическая или газовая сирена;
- пожарный насос П Н 40 УВ.
История
АЦ-40(130) модель 63Б является модернизированным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Документацию на неё была разработана в 1977 году, а со второй половины 1978 года, выпуском установочной партии из 20 машин начинается серийный выпуск. До 1982 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. Причём утверждённый ежегодный план выпуска АЦ-40(130)-63Б всё это время постоянно срывался, и машины перевыполняя план по старой модификацией АЦ-30(130)-63А. Только к 1983 году выпуск -63Б удаётся стабилизировать. Далее, на протяжении нескольких лет, рост производства только увеличивался, достигнув во второй половине 1980-х порядка 2000 штук в год. АЦ-40(130)-63Б получила новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров, вместо 2100 л. у модели 63А, и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. вместо 150 л. у -63А. В результате этих изменений надстройка (кузов) стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки которые ранее устанавливались на модель 63А. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую «низкую юбку», образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.
Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси ЗИЛ-130 с так называемой «камазовской» тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько минут, в связи чем увеличилось время выезда по тревоге. С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось — до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.
Модификации
- ЗИЛ-131 – базовая модификация;
- ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
- ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
- ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
- ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
- ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
- ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
- ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
- ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
- ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
- ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
- ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
- ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
- ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
- ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.
Внешний вид и кабина
Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.
Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.
В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.
Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.
Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.
Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.
Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.
Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.
Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:
- Уровень бензина;
- Вольтметр/амперметр;
- Спидометр;
- Давление масла;
- Уровень температуры;
- Тахометр.
Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.
Подводим итоги
С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемую модель не раз улучшали, что удачно сказывалось на ее работоспособности. В итоге модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду для продукта – знак качества СССР.
Несмотря на окончание производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах стран постсоветского пространства. Автомобили верно служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая в жизнь план, поставленный съездом КПСС в далеком 1959 году.
Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта
Базовое шасси
При производстве автоцистерн важным этапом является выбор шасси, так как этот комплект агрегатов определяет функциональные возможности пожарной машины. Шасси автомобиля состоит из 3 частей:
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Механизм управления.
Существуют 2 схемы шасси:
- Рамное шасси состоит из балок, на которых установлены все узлы машины. Рамная конструкция позволяет перевозить большие грузы.
- Несущий кузов. С целью уменьшения веса автомобиля функции рамы перенесены на кузов. Такая конструкция увеличивает скорость движения и обеспечивает комфорт, но не позволяет перевозить большие грузы.
Рамные конструкции бывают:
- лонжеронные;
- хребтовые;
- периферийные;
- решетчатые.
Для изготовления машин используются полноприводные и неполноприводные шасси грузовых автомобилей. На полноприводные устанавливаются шины для движения по грунтовым дорогам и по ровным поверхностям. Также должна быть возможность установки на ведущие колеса противоскользящих цепей.
Шасси пожарного автомобиля ЗИЛ имеют лонжеронную раму и повышенный уровень надежности. Целостность несущей конструкции, при полной загруженности машины, обеспечивают специальные вставки, которыми усилены лонжероны.
Подвеска может быть зависимой и независимой. Основное назначение подвески — поглощение вибраций во время движения. Колесная база состоит из 6 ведущих колес.
Также производились на таких шасси насосные установки, на смену которым пришли пожарные машины ЗИЛ.
Плюсы и минусы
Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советской техники периода с 50-х по 70-е годы имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних осложнений. Технические характеристики позволяют работать всем системам в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик применялся и применяется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд. Нынешнему существованию не мало способствует и внешний вид машины, так как его простота и наличие всего необходимого цепляли как в годы его создания, так и сейчас.
Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 над ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет с момента появления наследника.
Отрицательным качеством является постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим, в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает данную машину крайне неэкономной, а дизельные версии практически нереально встретить. Ценовой вопрос для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом. ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать в цене 600 тысяч рублей.