Размерные параметры экскаваторов с жесткой подвеской оборудования
При работе прямой лопатой
Таблица 21
Показатель | ЭО-4121А | ЭО-4123 | ЭО-4321 | ЭО-5122 | ЭО-6121 |
Глубина копания ниже уровня стоянки, м | 3,6 | 3,34 | 3,04 | 4,13 | 4,85 |
Наименьший радиус копания, м | 4,12 | 4 | 4 | 4,7 | 5,3 |
Наибольший радиус копания, м | 7,25 | 7,45 | 7,45 | 8,93 | 10,15 |
Наибольшая высота подъема ковша, м | 7,5 | 7,4 | 7,7 | 9,65 | 10,3 |
Наибольшая высота выгрузки, м | 5,03 | 6,1 | 6,4 | 5,1 | 4,95 |
Радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м | 5 | 6 | 6 | 4,62 | 6,7 |
При работе обратной лопатой
Таблица 22
Показатель | ЭО-3121Б | ЭО-3322А | ЭО-4121А | ЭО-4123 | ЭО-4121 | ЭО-5122 |
Длина рукоятки, м | 2,8 | 2,58 | 2,99 | 2,93 | 2,93 | 2,97 |
Наибольшая глубина копания, м: | 4,5 | 4,2 | 5,8 | 5,6 | 5,5 | 6 |
Наибольший радиус копания, м | 7 | 7,6 | 9,2 | 8,95 | 10,16 | 9,6 |
Наибольшая высота выгрузки, м | 5,5 | 4,7 | 6 | 5,88 | 6,18 | 5 |
Машины и приспособления для вспомогательных работ Корчеватели
Таблица 23
Показатель | ДП-8А | ДП-3 | ДП-2 | Д-695А | ДП-25 |
Базовый трактор | Гусеничный ДТ-75Б-С2 | Гусеничный Т-100МЗГП | Гусеничный Т-100МЗ | Гусеничный Т-100МЗГБП | Гусеничный Т-130.1Г-1 |
Мощность двигателя, кВт | 55,1 | 79,4 | 79,4 | 79,4 | 117,6 |
Ширина отвала, м | 2,13 | 1,5 | 1,54 | 3,53 | 1,38 |
Габаритные размера, м: | |||||
длина | 5,05 | 5,61 | 5,55 | 6,36 | 5,83 |
ширина | 2,68 | 3,3 | 3 | 3,87 | 3,25 |
высота | 2,3 | 3,05 | 3,05 | 2,75 | 3,05 |
Ширина захвата, м: | |||||
корчевателя | 0,72 | 1,38 | 1,38 | 2,09 | 1,38 |
корчевателя-собирателя | 2,18 | 1,38 | 1,38 | 3,53 | 1,38 |
Наибольший диаметр корчуемых пней, м | 0,5 | 0,45 | 0,45 | 0,5 | 0,45 |
Производи тельность: | |||||
При корчевке пней, шт/ч | 45 | 40 | 40 | 59 | 40 |
При корчевке кустарников и сборе пней, га/смену | 1,6 | 3,5 | 3-5 | 2,4 | 3 |
Бурильные машины
Таблица 24
Показатель | БМ-204 | БМ-205 | БМ-202 | БМ-302 | БМ-802С | БМ-303 | БМ-251 |
Базовая машина | Колесный трактор | Автомобиль ГАЗ-66-02 | Автомо биль | Гусеничный трактор | |||
МТЗ-52Л | МТЗ-82Л | КрАЗ-257 | Т-74-С2 | ДТ-75-С2 | |||
Глубина бурения, м | 2,1 | 2 | 2 | 3 | 8 | 3 | 2,5 |
Диаметр скважины, м | 0,35; 0,5; 0,8 | 0,35; 0,5; 0,8 | 0,35; 0,5; | 0,8 | 0,3; 0,4; 0,65 | 0,35; 0,5; 0,8 | 0,6; 0,8; 1 |
Бульдозерный отвал: | |||||||
длина, м | 2 | 2,1 | — | — | — | — | — |
высота, м | 0,65 | 0,64 | — | — | — | — | — |
Габаритные размеры в транспортном положении: | |||||||
длина | 6,3 | 6,1 | 6,55 | 6,55 | 12,41 | 5,67 | 4,88 |
ширина | 2 | 2,25 | 2,34 | 2,34 | 2,78 | 2,15 | 1,75 |
высота | 3,96 | 3,72 | 3,05 | 3,37 | 3,93 | 3,74 | 3,16 |
Габаритные размеры в рабочем положении: | |||||||
длина | 6,2 | 6,1 | 6,55 | 6,55 | 12,41 | 4,8 | 4,7 |
ширина | 2 | 2,25 | 2,34 | 2,34 | 2,78 | 2,15 | 1,75- 2,27 |
высота | 5,16 | 4,8 | 3,65 | 4,2 | 3,93 | 8,85 | 3,96 |
studfiles.net
Экскаватор ЭО-4111Б (технические характеристики)
Экскаватор ЭО-4111Б с ковшом объемом 0,65 м3 на гусеничном ходу имеет сменное рабочее оборудование: прямую и обратную лопаты, драглайн, кран и грейфер. Так стал маркироваться экскаватор Э-652Б Ковровского завода после введения новой системы индексации машин для земляных работ. Экскаватор Э-652БС, предназначенный для работ в условиях низких температур, стал маркироваться как ЭО-4111БС. Экскаватор ЭО-4111Б На поворотной платформе экскаватора размещены: силовая установка, механизмы реверса, главная и стрелоподъемная лебедки, механические передачи, механизм поворота, кабина с пультом управления и стойка для подвески стрелы. Барабаны главной и стрелоподъемной лебедок оборудованы фрикционными муфтами и тормозами ленточного типа. Муфты механизма поворота и стрелоподъемной лебедки конусные. Поворотная платформа соединена с ходовой частью роликовым опорно-поворотным устройством. Каждая гусеничная лента имеет стопорное устройство. Управление экскаватором пневматическое. Технические характеристики ЭО-4111Б
Габаритные размеры ЭО-4111Б Размерные параметры при работе прямой лопатой
Размерные параметры при работе обратной лопатой
Размерные параметры при работе драглайном
Размерные параметры при работе боковым драглайном
Размерные параметры при работе грейфером
zinref.ru |
9.1.7. Гусеничные тележки. Э 652б
Технические характеристики экскаваторов Э-652Б и Э-652БС
Сменное рабочее оборудование | лопата прямая и обратная, драглайн, грейфер, кран, копер |
Марка | дизель Д-108 |
Мощность двигателя, л.с. | 75 — 82 |
Управление | пневматическое |
Скорость передвижения, км/ч: | |
..первая | 1,7 |
..вторая | 3,01 |
Минимальная продолжительность рабочего цикла для прямой лопаты, сек | 15 |
Проектная производительность для прямой лопаты, м3/ч | 156 / 192 |
Общий вес экскаватора, т | 21,25 |
Удельное давление на грунт, кГ/см2 | 0,65 |
Длина крановой стрелы, м | 10 / 18 / 18 с гуськом |
Максимальная грузоподъемность, т | 10 / 7,5 / 2,5 |
Поскольку мощность дизеля в Д-108, устанавливаемого на экскаваторах Э-652Б, является избыточной, то ее ограничивают до 75 — 82 л.с. путем регулирования топливной аппаратуры и снижения частоты вращения двигателя. При установке прямой и обратной лопат экскаватор оснащают ковшами емкостью 0,65 м3 с прямоугольной режущей кромкой и зубъями. На машине может быть применен также ковш прямой лопаты емкостью 0,8 м3 с полукруглой режущей кромкой, драглайн выпускался только с ковшом емкостью 0,8 м3 с полукруглой режущей кромкой.
Силовая установка 1 размещена в задней части поворотной платформы 27. С правой стороны дизеля установлен радиатор, с левой — главная муфта 18. Цепной редуктор, закрытый кожухом 19, соединяет вал дизеля с валом 15 механизма реверса. Цилиндрические шестерни, соединяющие горизонтальные валы 15, 13 и 12 механизмов на платформе, закрыты кожухом 21. Двухконусные фрикционы 36 механизма реверса видны снаружи, а конические шестерни этого механизма находятся внутри коробки 37. Для безопасности механизм реверса сверху закрыт щитком 3. Двухконусный фрикцион 20 реверса главной лебедки расположен на левой консольной части вала 13, а барабан 34 лебедки подъема стрелы — на правой части. С помощью двусторонней кулачковой муфты 35 с валом 13 соединяют или барабан 34 или звездочку цепной передачи 33 реверса главной лебедки. Механизм ограничения скорости опускания стрелы закрыт кожухом 14. Барабан 30 подъема ковша и цепные звездочки 24 механизма напора размещены на валу 12 главной лебедки. Механизмы подъема ковша и напора рукояти останавливают тормозами 23 и 31, управляемыми педалями. Поворотная платформа 27 представляет собой сложную сварную конструкцию, состоящую из продольных и поперечных балок и двух стоек. В средней части платформы находится коробка, в которой размещены вертикальные валы механизмов реверса, поворота и хода. На стойках смонтированы горизонтальные валы 12, 13 и 15 механизмов реверса, стреловой и главной лебедок, а также двуногая стойка 4 для крепления полиспаста подъема стрелы. Под радиатором дизеля на платформе установлен компрессор 16. В передней части расположен пульт 28 управления с сиденьем 8 машиниста. В проушинах 26 поперечной балки платформы закрепляют стрелы рабочего оборудования, дополнительную стойку обратной лопаты и барабан механизма напора. В задней коробке 17 платформы, связывающей обе продольные балки, размещен топливный бак. Вся платформа с расположенными на ней механизмами закрыта кабиной. Сверху на кабине помещены прожекторы 5 и звуковые сигналы 6.
Главная муфта экскаватора Э-652Б |
На экскаваторе Э-652Б применена однодисковая фрикционная муфта открытого типа, предназначенная для плавного соединения и быстрого разъединения вала двигателя с главной трансмиссией экскаватора. Главная муфта управляется с места машиниста.
Главная лебедка экскаватора Э-652Б (нижний рисунок — более наглядный) |
Механизм реверса предназначен для изменения направления вращения ведомого вала при неизменном направлении вращения ведущего вала. На экскаваторе Э-652Б применена конструкция механизма реверса с коническими шестернями и двухконусными фрикционами. Включают фрикционы пневматическими цилиндрами, укрепленными на резьбе на концах вала и вращающимися вместе с ним. При поступлении воздуха под давлением в полость цилиндра поршень передает усилие на шток 9, проходящий в осевом сверлении вала 6. На конце штока имеется вилка, которой он упирается в расположенную в прорезях вала 6 чеку (упорную планку) 3. Выступающие за пределы вала концы чеки нажимают на торцы ступицы шкива 2 (или шкива и перемещают его, сжимая возвратную пружину 5 и прижимая шкив к фрикционным колодкам 4. Таким образом приводится в движение одна или другая коническая шестерня 7, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 10, закрепленной на шлицах вертикального вала 14. С вала 14 движение передается поворотному и ходовому механизмам экскаватора через сдвоенную шестерню 15 и шестерни 12 или 13, закрепленные на шлицах вертикального промежуточного вала 11. С помощью валика 17 и вилки 16 шестерня 15может быть введена в зацепление с шестерней 13 или с шестерней 12. Шестерня 13 находится в постоянном зацеплении с шестерней (на рисунке не показана), расположенной на валу поворотного механизма.
Механизм реверса с коническими шестернями экскаватора Э-652Б |
Напорный барабан экскаватора Э-652Б |
Кинематическая схема экскаватора Э-652Б. К особенностям кинематической схемы экскаватора Э-652Б относятся: 1) на поворотной платформе расположены в одной плоскости три основных горизонтальных вала — вал 8 главной лебедки, промежуточный вал 7 и вал 27 реверсивного механизма; 2) стрелоподъемный механизм может работать одновременно с механизмом поворота платформы и независимо от него; движение стрелоподъемному механизму передается шестернями; 3) реверс механизма поворота платформы и ходового механизма экскаватора осуществляется коническими шестернями и двухконусными фрикционами, причем имеются две скорости поворота и передвижения; 4) рабочее оборудование прямой лопаты имеет канатный напорный механизм.
Кинематическая схема экскаватора Э-652Б и наглядное расположение передач (обозначения те же) |
Изначально в конструкции ходовой части предусматривалась двухопорная схема передачи движения к ведущей звездочке экскаватора, в результате чего подшипник, расположенный между ведущим колесом и звездочкой нес большую нагрузку и сравнительно быстро изнашивался. Поэтому начали применять трехопорную конструкцию (см. схему). Третий опорный подшипник располагается на конце специальной регулируемой тяги-подпорки, второй конец которой может опираться на нижнюю часть ходовой рамы или на кронштейн рамы гусеничной тележки.
Гусеничная тележка экскаватора Э-652Б |
Пневмоуправление экскаватором. Из атмосферы воздух поступает в I ступень компрессора 17, приводимого в движение от дизеля клиноременной передачей, сначала в масловлагоотделитель 1, затем во II ступень компрессора, а из нее под давлением до 7 кгс/см2 нагнетается в секционный охладитель 13 и пневмораспределитель 11. При включении регулируемых пневмоаппаратов 8 и пневмоклапанов 4 сжатый воздух поступает в пневмокамеры 5 или пневмоцилиндры 7 и производит необходимую работу по включению механизмов машины. При выключении регулируемого пневмоаппарата 8 или пиевмоклапана 4 воздух из камеры (цилиндра) выпускается в атмосферу через пневмоаппарат 8 и пневмоклапан 6 быстрого выпуска. Из пневмораспределителя 11 воздух поступает также к сигналу 3, стеклоочистителю, манометру 10 и ограничителю грузового момента (при крановом оборудовании).
Схема пневмоуправления экскаватора Э-652Б |
Электрооборудование экскаватора состоит из систем пуска двигателя, освещения, отопления, вентиляции и сигнализации. При этом применена однопроводная электрическая система. Источниками электрической энергии на экскаваторе Э-652Б служат установленный на дизеле генератор 1 переменного тока ГТ-1А с номинальным напряжением 12 в и мощностью 300 вт и аккумуляторная батарея 16. Внутри экскаватор освещается тремя плафонами 31, 32, 33, включаемыми выключателем 34. Рабочая площадка впереди экскаватора освещается тремя фарами 35, 36, 37, включаемыми выключателем 38. Щиток приборов освещается контрольной лампой 6, включаемой выключателем поворотного типа, расположенным на патроне лампы. Для освещения механизмов экскаватора при обслуживании используется переносная лампа, которая включается в штепсельную розетку 7. Электродвигатель 4 постоянного тока вентилятора, устанавливаемого в кабине машиниста для вентиляции кабины в жаркое время года, питается от генератора 1 через выпрямитель 3 и включается выключателем 5. На пусковом двигателе дизеля, установлен электрический стартер 17. При запуске с помощью стартера необходимо включить выключатель 15 аккумуляторной батареи 16, затем включить стартер 17, нажав на рычаг кнопки 18 стартера (кратковременные включения) до момента запуска двигателя. Во время работы дизеля Д-108 батарея 16 подзаряжается от генератора 1 через выпрямитель 3. Степень зарядки и разрядки батареи контролируют по амперметру 19. Отклонение стрелки амперметра к минусу соответствует разрядке батареи, а отклонение вправо — зарядке. Блок 2 предохранителей защищает генератор от коротких замыканий и перегрузок. Выключатели фар, плафонов, вентилятора, штепсельная розетка, амперметр и контрольная лампа расположены на щитке приборов, который находится на стенке кабины слева от машиниста. На этом же щитке находятся приборы контроля (манометры и термометры) работы двигателя и компрессора.
Схема электрооборудования экскаватора Э-652Б |
Все основные операции в рабочем цикле выполняют с помощью рычагов 1 и 2, каждый из которых имеет по четыре рабочих положения и одно нейтральное.
Рычаги и педали управления экскаватора Э-652Б |
Схемы запасовки канатов при работе с различным оборудованием
С рабочим оборудованием экскаватора Э-652Б можно ознакомиться в разделе «Рабочее оборудование механических экскаваторов»
Технические характеристики одноковшовых экскаваторов
Технические характеристики одноковшовых экскаваторов
Марка | Вместимостьковша, м3 | копанияРадиус , м | Глубинакопания, м | выгрузкиВысота , м | Мощность, кВт | Масса, т | Производи-тель-ность, м 3/ч | Расчетная ценаэксплуатации машино-ч,р. |
Экскаваторы с обратной лопатой | ||||||||
ЭО-2621В-3 | 0,25 | 5,3 | 4,15 | 3,2 | 44 | 6,1 | 18 | 10,2 |
ЭО-3323А | 0,63 | 7,9 | 4,8 | 6,05 | 55 … 73 | 13,8 | 40 | 14,4 |
ЭО-3122А | 0,63 | 8,1 | 5,2 | 5,7 | 55 … 73 | 14,3 | 40 | 13,3 |
ЭО-4121 | 0,65; 1 | 9 | 5,8 | 5 | 95 | 19,2 | 40 | 12,4 |
ЭО-4321 | 0,65; 1 | 9 | 5,5 | 5,6 | 59 | 19,2 | 40 | 13,5 |
ЭО-4124Б | 1 | 9,4 | 6 | 5 | 95,6 | 25 | 50 | 18,5 |
ЭО-5122 | 1,25; 1,6 | 9,4 | 6 | 5 | 125 | 35,8 | 60 | 25,3 |
Поклен75РВ | 0,77 (0,28 | 7,9 | 4,6 | 6,2 | 79,5 | 14,4 | 50 | 16,5 |
(Франция) | … 1) | |||||||
Поклен75СК | 0,77 (0,22 | 7,9 | 4,85 | 5,95 | 58,1 | 15,4 | 50 | 16,5 |
(Франция) | … 1) | |||||||
Либхерр R- | 0,6 | 8,8 | 6,2 | 5,5 | 50 | 15,9 | 40 | 26,8 |
900 (ФРГ) | (0,18…0,6) | |||||||
Либхерр А- | 1 (0,24… | 9 | 5,83 | 6 | 100 | 20,9 | 50 | 24,1 |
922 (ФРГ) | 1,3) | |||||||
Поклен 90Р | 1,15 | 9,2 | 5,65 | 6,75 | 77,3 | 19 | 60 | 23,4 |
(Франция) | (0,23…1,15) | |||||||
Хитачи ИН- | 1 (0,9… 1,4) | 10,52 | 7,2 | 7,02 | 121 | 26 | 60 | 24,3 |
123 (Япония) | ||||||||
Экскаваторы с прямой лопатой | ||||||||
ЭО-2621В-3 | 0,25 | 5 | 2,85 | 2,5 | 44 | 5,45 | 20 | 10,2 |
ЭО-3323А | 0,63 | 6,8 | 7,66 | 4,2 | 59 | 14,5 | 40 | 14,4 |
ЭО-3122 | 0,63 | 6,8 | 7,3 | 4,1 | 55…73 | 14,3 | 40 | 13,3 |
ЭО-4321 | 0,8 | 7,4 | 7,9 | 5,7 | 59 | 19,2 | 50 | 13,5 |
ЭО-4123 | 0,8 | 7,4 | 7,6 | 4,4 | 95 | 18 | 60 | 16,3 |
Экскаваторы драглайн | ||||||||
ЭО-3211Е-1 | 0,45;0,5 | 11,1 | 5,3 | 3,83 | 37 | 12,9 | 30 | 11 |
ЭО-4112А | 0,65;1 | 14,3 | 6,6 | 5,3 | 66 | 24,5 | 40 | 13,6 |
ЭО-5ШБ | 1 | 16 | 7,8 | 5,3 | 103 | 32 | 65 | 15,4 |
studfiles.net
Технические характеристики, фото и видео гусеничного экскаватора ЭО 5126
Экскаватор ЭО-5126 относится к классу тяжелой землеройной техники 5-й размерной группы. Он находит применение в карьерах, при рытье котлованов, траншей, прокладывании каналов, разрушении сооружений, на многих иных работах, требующих большой мощности и эффективности применяемой техники.
Особенности и преимущества экскаватора ЭО-5126
Одноковшовый универсальный гидравлический экскаватор, построенный на гусеничном шасси, модели ЭО-5126, производится ОАО «Уралвагонзавод». Он предназначен для работы с грунтами до 4 категории включительно, а также с мерзлыми или скальными породами при условии их предварительного разрыхления.
Для удобства работы оператора установленная кабина защищена от вибраций и проникновения посторонних шумов. Большое лобовое стекло оснащено двумя стеклоочистителями. Для комфортной работы при отрицательных температурах кабина оборудована отопителем.
Фото экскаватора ЭО-5126
Состояние узлов и агрегатов контролируется автоматической системой, выводя сообщение о неисправности на световое табло. Удобство управления не требует продолжительной подготовки персонала для работы на этой модели.
Гусеничный экскаватор ЭО-5126 сочетает простоту конструкции, удобство доступа для осмотра ко всем узлам и агрегатам, легкость в обслуживании и ремонте, вплоть до полевых условий.
«Стандарт»
Для работы в самых широких диапазонах температур, в условиях севера с морозами до -40 ?C, и в регионах с жарой до +40 ?C предназначено «стандартное» исполнение экскаватора ЭО-5126. Для таких условий допускается использовать всесезонное масло.
«Тропический»
Для работы в климатических условиях с высокими значениями температур, до +55?C, предназначено «тропическое» исполнение экскаватора.
Рабочее оборудование
В большинстве случаев, для проведения землеройных работ в карьерах, при прокладке траншей, на стройках, при дорожном строительстве, используется ковш обратной лопаты. Помимо устанавливаемого стандартного навесного оборудования на экскаваторе могут применяться сменные рабочие инструменты.
Стандартное
Основным рабочим инструментом является ковш обратной лопаты емкостью 1.25 м3. Для вскрытия дорожного полотна, разрыхления скальных, тяжелых или мерзлых грунтов предназначен зуб-разрыхлитель массой 221 кг и с усилием на рабочей режущей кромке до 280 кН.
В стандартное оборудование входят: моноблочная стрела с рукоятью, гидроцилиндры, трубопроводы.
Ковровские железнодорожные мастерские начали функционировать по своему назначению в августе 1864 г. С 1866 г. Ковровские железнодорожные мастерские занимались не только ремонтом, но и постройкой железнодорожных вагонов собственной конструкции.
В годы советской власти ковровские мастерские были переформированы в ремонтный завод. В 1930 г. туда поступил заказ на ремонт партии импортных экскаваторов. Данное обстоятельство определило дальнейшую судьбу предприятия. Когда возник вопрос о возможности производства Отечественных землеройных машин, то было решено образовать в Коврове экскаваторный завод на базе прежних мастерских. Первый советский экскаватор «Ковровец» — паровая машина на железнодорожном ходу с ковшом вместимостью 2,5 м3, был построен на заводе в апреле 1931 г. Всего из заводских цехов вышло 177 машин этой марки. С 1934 г. Ковровский экскаваторный завод (КЭЗ) перешел на выпуск паровых полноповоротных гусеничных экскаваторов ППГ-1,5 с ковшом вместимостью 1,5 м3 , а с 1936 г. начал освоение дизельной землеройной машины на гусеничном ходу ЛК-0,5. В 30-е годы завод выпускал также краны. Ковровские экскаваторы использовались на всех крупнейших стройках страны, в том числе на строительстве Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга.
Еще задолго до окончания войны, в 1944 г. на заводе началось проектирование нового одноковшового экскаватора. В конце 1945 г. впервые в СССР и в мировой практике заводскими инженерами и технологами был сконструирован и поставлен на промышленное производство универсальный полноповоротный механический экскаватор Э-505 с гидравлическим управлением и ковшом вместимостью 0,5 м3. За создание этой машины группа заводских конструкторов была удостоена Сталинской премии. В 50-е годы завод выпускал дизельные экскаваторы-краны Э-656 на пневмоколесном ходу с ковшом вместимостью 0,5 м3 и грузоподъемностью 10 т, а также бурильно-крановые машины БКГМ-АН-63, предназначенные для бурения в различных грунтах углублений диаметром до 0,5 м и глубиной до 1,7 м и установки столбов длиной до 9 м и массой до 600 кг.
С 1956 г. началось производство механических полноповоротных экскаваторов Э-651 с гидравлическим управлением и увеличенной до 0,65 м3 вместимостью ковша. В 1960-х устаревающая модель прошла несколько серьёзных модернизаций: сначала появилась модификация Э-652А с пневматическим управлением, а в 1968 году в производство пошла модификация Э-652Б, оказавшаяся настолько удачной, что производилась без существенных изменений около 20 лет. Экскаватор Э-652БС является специальной модификацией, предназначенной для работы на Крайнем Севере. В апреле-мае 1970 года выпуск Э-652Б был налажен также и на Донецком экскаваторном заводе в городе Донецк Ростовской области. По существующей в 1960 системе индексации название Э-652Б расшифровывалось как «экскаватор с ковшом вместимостью 0,65 м³, второй модели, второй модификации». В январе 1969 года экскаватор Э-652Б был удостоен государственного Знака качества. Это было первое изделие предприятий Владимирской области — первый экскаватор страны, получившее такую высокую оценку, причём абсолютно заслуженно: простая и надёжная конструкция позволяла машинам работать очень долго в самых разных условиях эксплуатации, и они порой встречаются в рабочем состоянии и в наше время.
В начале 1970-х г. был взят курс на широкое применение гидропривода экскаваторов. В планах министерства предусматривался полный перевод основных экскаваторных заводов (Калининского, Ленинградского, Ковровского и Воронежского) на выпуск машин с гидроприводом. Но есть такие работы или регионы использования, где применение гидравлической техники невозможно или нерационально — это на мелиоративных работах и в промышленных карьерах, при устройстве свайных фундаментов, а также при экстремальных температурных условиях, где гидравлическая техника слаба и бессильна. Поэтому на Донецком и Костромском экскаваторных заводах сохранили производство традиционных тросовых (канатных) экскаваторов.
В 1985 г. индекс выпускаемой машины Э-652Б привели в соответствие новому отраслевому стандарту наименования спецтехники — экскаватор стал называться ЭО-4111Б, экскаватор Э-652БС, предназначенный для работ в условиях низких температур, стал маркироваться как ЭО-4111БС. В 1986 г. появилась и модификация «В», а в 1988 г. «Г» с полностью измененным внешним видом. Расшифровка индекса, согласно стандарту, следующая: «ЭО» — экскаватор одноковшовый, «4» — эксплуатационная масса от 19 до 30 тонн (наш экскаватор имел массу 21,2 тонны), «1» на второй позиции — гусеничный ход, «1» на третьей позиции — тросовое рабочее оборудование, «1» на четвёртой позиции — порядковый номер модели, «Буква» — модификация.
Экскаваторы Э-652Б с ковшом емкостью 0,65 м3 предназначены для производства земляных работ в грунтах I — IV категорий и V — VI мелкодробленных (величина кусков не более 300 — 400 мм), а также в качестве крана для погрузочно — разгрузочных работ. На Э-652Б устанавливался дизельный двигатель Д-108 мощностью 108 л.с. Поскольку мощность дизеля Д-108, устанавливаемого на экскаваторах Э-652Б, является избыточной, то ее ограничивают до 75 — 82 л.с. путем регулирования топливной аппаратуры и снижения частоты вращения двигателя. Выполнение разнообразного вида работ обеспечивается наличием сменного рабочего оборудования: прямой и обратной лопат, с грейферным ковшом, а также в качестве драглайна, крана и сваебойного копра. При установке прямой и обратной лопат экскаватор оснащают ковшами емкостью 0,65 м3 с прямоугольной режущей кромкой и зубьями. На машине может быть применен также ковш прямой лопаты емкостью 0,8 м3 с полукруглой режущей кромкой, драглайн выпускался только с ковшом емкостью 0,8 м3 с полукруглой режущей кромкой.
При всех модернизациях и усовершенствованиях экскаваторов их принципиальная конструкция и кинематическая схема сохранились без изменений.
Поворотная платформа сварной коробчатой конструкции. Ее полости используются как ванны для смазки зубчатых колес и подшипников трансмиссии, размещенной внутри платформы. Станины лебедок и опоры трансмиссии экскаватора составляют неотъемную часть поворотной платформы и сварены с ней в одном блоке. На платформе расположены двигатель, цепной привод, реверсивный механизм, реверс главной лебедки, главная лебедка, поворотный и верхний ходовой механизмы, механизмы гидравлического управления и двуногая стойка для подвески к ней рабочего оборудования.
Поворотная платформа опирается на ходовую тележку через многороликовый опорный круг, установленный на торцевой поверхности зубчатого венца поворотного механизма. К нижней части поворотной платформы прикреплены обратные ролики, разгружающие центральный вал от горизонтальных усилий.
Ходовое оборудование экскаваторов представляет собой гусеничную многоопорную тележку. Ходовая рама тележки из стального литья с приваренным к ней литым опорно-поворотным кругом с внутренним зубчатым зацеплением. К ходовой раме по бокам приварены две литые гусеничные рамы, которые опираются на шесть опорных катков каждая. По концам рам установлены ведущее и направляющие колеса, огибаемые замкнутой гусеничной цепью (лентой) на 29 звеньев. Для поддержания верхней ветви гусеничной цепи на каждой гусеничной раме установлено по два поддерживающих ролика.
Рабочее оборудование. На экскаваторе могут быть смонтированы прямая или обратная лопата, драглайн, грейфер, кран, копер, дизель-молот с клиньями и др. В целях увеличения производительности экскаватора в легких грунтах возможно применение ковшей увеличенной емкости 0,75 и 1 м3. При оборудовании прямой лопатой напорный механизм для экскаватора Э-652 независимый или комбинированный. Для рыхления мерзлых грунтов при разработке котлованов в зимнее время применяется специальное сменное рабочее оборудование.
Управление экскаватором Э-652 пневматическое. Положительные качества пневмоуправления: легкость и плавность включения фрикционов, снижение динамических нагрузок в элементах конструкций, устранение замасливания фрикционных прокладок, отсутствие потребности в маслах и обеспечение чистоты на машине. Нагнетание воздуха под давлением 6 — 7 атм производится компрессором марки О-38